Недействующая редакция. Принята: 27.05.2015 / Вступила в силу: 01.06.2015

Недействующая редакция, не действует с 1 октября 2016 года

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 27 мая 2015 года №396/209

Об утверждении Методологических норм формирования сметы доходов и расходов (бизнес-плана) и управления финансовыми средствами фондов обязательного медицинского страхования публичными медико-санитарными учреждениями, включенными в систему обязательного медицинского страхования

В соответствии с Законом об охране здоровья №411-XIII от 28.03.1995, Законом об обязательном медицинском страховании №1585-XIII от 27.02.1998, Уставом и Регламентами публичных медико-санитарных учреждений, включенных в систему обязательного медицинского страхования, МЗ и НКМС ПРИКАЗЫВАЮТ:

1. Утвердить Методологические нормы формирования сметы доходов и расходов (бизнес-плана) и управления финансовыми средствами фондов обязательного медицинского страхования публичными медико-санитарными учреждениями, включенными в систему обязательного медицинского страхования (в дальнейшем – Методологические нормы) согласно приложению.

2. Руководителям медико-санитарных учреждений, включенных в систему обязательного медицинского страхования:

обеспечить соблюдение Методологических норм, утвержденных настоящим приказом;

применять порядок формирования сметы доходов и расходов (бизнес-плана) и управления финансовыми средствами, полученными в результате оказания платных услуг, выполнения работ, а также из других финансовых источников, не запрещенных законом, с учетом особенностей, определенных настоящими Методологическими нормами.

3. Заведующему управлением бюджета, финансов и страхования Министерства здравоохранения и заведующему отделом анализа и экономики в здравоохранении Национальной компании медицинского страхования предоставить консультативно-методическую помощь, необходимую для реализации положений Методологических норм, утвержденных настоящим приказом.

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июня 2015 года.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаем на себя.

Министр здравоoхранения

Мирча Буга

Зам. Генерального директора НКМС

Василий Паскал

Утверждены совместным Приказом Министерства здравоохранения и Национальной компании медицинского страхования Республики Молдова от 27 мая 2015 года №396/209-A

Методологические нормы формирования сметы доходов и расходов (бизнес-плана) и управления финансовыми средствами фондов обязательного медицинского страхования публичными медико-санитарными учреждениями, включенными в систему обязательного медицинского страхования

I. Общие положения

1. В соответствии с Законом об охране здоровья №411-XIII от 28.03.1995, Законом об обязательном медицинском страховании №1585-XIII от 27.02.1998, Уставом и Регламентами публичных медико-санитарных учреждений, включенных в систему обязательного медицинского страхования, публичное медико-санитарное учреждение самостоятельно планирует свою хозяйственно-финансовую деятельность и согласовывает с учредителем – Национальной компанией медицинского страхования (НКМС) смету доходов и расходов (бизнес-план) средств фондов обязательного медицинского страхования.

2. Смета доходов и расходов (бизнес-план) средств фондов обязательного медицинского страхования (смета) представляет собой документ публичного медико-санитарного учреждения (ПМСУ), отражающий объем доходов, полученных из фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС) в соответствии с договором о предоставлении медицинской помощи (на оказание медицинских услуг), заключенным с НКМС, а также их целевое назначение на соответствующий год.

3. Настоящие Методологические нормы содержат требования, особенности составления и представления сметы, а также описание порядка планирования и управления финансовыми средствами, полученными из ФОМС.

4. Цели разработки Методологических норм: регулирование финансовой деятельности ПМСУ, включенного в систему обязательного медицинского страхования (ОМС); установление единых общих принципов управления финансовыми ресурсами; повышения уровня прозрачности и правильности использования финансовых ресурсов; повышение эффективности контроля их использования.

II. Порядок составления сметы доходов и расходов (бизнес-плана) и особенности управления финансовыми ресурсами

5. Смета составляется каждым ПМСУ при заключении договора о предоставлении медицинской помощи (на оказание медицинских услуг) с НКМС в рамках программы ОМС путем заполнения формуляра, содержащегося в приложении №1 к настоящим Методологическим нормам.

6. В смету включаются доходы и расходы по каждому виду медицинской помощи, предусмотренному договором, а также их итоговые суммы.

7. Доходная часть сметы состоит из следующих разделов: "Договорная сумма", который заполняется на основании данных договора о предоставлении медицинской помощи (на оказание медицинских услуг) в рамках программы ОМС; "Повышенный процент на остаток денежных средств", который заполняется на основании данных договора обслуживания соответствующего банковского счета, заключенного с банковским учреждением и динамики денежных поступлений; "Прочие доходы", в котором отражаются доходы, не предусмотренные договором о предоставлении медицинской помощи (на оказание медицинских услуг) на соответствующий год.

8. В расходную часть сметы включаются расходы, обусловленные осуществлением уставной деятельности ПМСУ, связанной с оказанием услуг в целях исполнения договора о предоставлении медицинской помощи (на оказание медицинских услуг) в рамках программы ОМС. Расходная часть предусматривает четыре категории расходов: "Оплата труда"; "Питание пациентов"; "Лекарственные средства и расходные материалы"; "Прочие расходы".

9. Остаток денежных средств, сформировавшийся на банковских счетах ПМСУ из средств ФОМС и оставшийся неиспользованным до конца года (31 декабря), указывается в смете на будущий год в разделе "Остаток денежных средств на начало года". Данные средства включаются в расходную часть сметы за отчетный год.

10. К смете прилагаются документы и расчеты, обосновывающие расходы по каждому виду медицинской помощи:

a) штатное расписание и тарификационные списки сотрудников (по требованию НКМС или территориального агентства), утвержденные в установленном порядке, по каждому виду медицинской помощи, за исключением медицинских услуг по уходу на дому;

b) расчет фонда оплаты труда по каждому виду медицинской помощи согласно приложению №2;

c) расчет затрат на питание пациентов согласно приложению №3;

d) расчет затрат на лекарственные средства и расходные материалы согласно приложению №4 (первичная медицинская помощь, скорая медицинская помощь, амбулаторная специализированная медицинская помощь, медицинские услуги по уходу на дому, высокоспециализированные медицинские услуги), приложению №4* (стационарная медицинская помощь), приложению №4** (стационарная медицинская помощь);

e) расшифровка прочих расходов согласно приложению №5;

f) копии решений административных советов ПМСУ об использовании финансовых средств для приобретения медицинской аппаратуры, прочих основных средств и проведения капитального ремонта;

g) примечания к смете.

11. При распределении доходов по видам расходов ПМСУ должны учитывать следующие критерии и приоритеты:

- в приоритетном порядке и безоговорочно следует покрыть необходимый объем затрат на приобретение лекарственных средств и расходных материалов, на питание пациентов, на оплату труда, на выплату взносов обязательного государственного социального страхования и взносов ОМС, на приобретение медицинских услуг, предоставляемых другими поставщиками; оставшаяся сумма ассигнований распределяется на покрытие прочих расходов, необходимых для обеспечения учреждением своей основной деятельности;

- в случае если после покрытия приоритетных затрат ПМСУ располагают нераспределенными финансовыми средствами, данные средства могут быть запланированы в смете на приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов, мягкого инвентаря, проведение текущего ремонта и приобретение медицинской аппаратуры, других основных средств, проведение капитального ремонта. Список медицинской аппаратуры и прочих основных средств, которые планируется приобрести, а также проведение капитального ремонта зданий должны быть согласованы с административными советами ПМСУ.

12. При оценке затрат на персонал ПМСУ должны принимать во внимание положения законодательных и нормативных актов, регулирующих условия оплаты труда работников ПМСУ, включенных в систему ОМС.

13. Планирование затрат на персонал осуществляется исходя из потребности учреждения, не превышая максимального порога, установленного для каждого вида медицинской помощи.

14. Максимально допустимое значение расходов, запланированных на оплату труда, рассчитывается исходя из общей суммы доходов (включая повышенные ставки по денежным вкладам), из которой исключаются:

- сумма расходов, запланированных на приобретение дорогостоящих лекарственных средств, которые указываются отдельно в договоре, заключенном с НКМС;

- сумма, запланированных расходов на приобретение МСУ дорогостоящих расходных материалов, для которых используется коэффициент корректировки относительных значений (VR) с фактической стоимостью дорогостоящих расходных материалов, согласно приказу МЗ и НКМС №663/190-A от 7.06.2013, №306/120-A от 7.04.2014;

- сумма расходов, запланированных на питание и транспортировку для лечения в амбулаторных условиях лиц, больных туберкулезом (новые случаи и рецидивы).

15. За счет финансовых средств, полученных из ФОМС и прочих финансовых источников, ежегодно в смете дополнительно планируются не менее двух ежемесячных фондов оплаты труда с учетом надбавок и доплат к основной сумме заработной платы: один фонд для выплаты материальной помощи работникам, как правило, при предоставлении ежегодного отпуска и по крайней мере один фонд для предоставления премий.

16. При планировании/уплате конкретной величины поощрительной выплаты от общего объема надбавки за высокие достижения в труде, предусмотренной договором о предоставлении медицинской помощи (на оказание медицинских услуг), заключенном с поставщиками услуг первичной медицинской помощи, необходимо учитывать максимальное значение затрат на оплату труда работников первичной медицинской помощи.

17. Также из общего объема надбавок за высокие достижения в труде производится планирование/уплата сумм взносов социального и медицинского страхования, а также платежи по другим статьям расходов, производимые поставщиками услуг первичной медицинской помощи, в соответствии с величиной поощрительных выплат.

18. При оценке затрат на питание пациентов, включая стоимость одного койко-дня, ПМСУ, предоставляющие стационарную медицинскую помощь, должны учитывать положения Приказа МЗ №1092 от 7.10.2013 "Об утверждении физиологических норм обеспечения пищевыми продуктами пациентов медико-санитарных учреждений" и положения приказа МЗ №238 от 31.07.2009 "Об улучшении питания пациентов в стационарных медико-санитарных учреждениях". ПМСУ, предоставляющие специализированную амбулаторную медицинскую помощь, должны учитывать положения приказа МЗ и НКМС №1285/265-A от 20.12.2012 "Об организации лечения больных туберкулезом, новые случаи и рецидивы, в амбулаторных условиях".

19. При оценке затрат на лекарственные средства и расходные материалы ПМСУ, предоставляющих стационарную медицинскую помощь, должны учитывать положения Приказа МЗ №322 от 22.11.2002 "Об обеспечении медикаментами стационарных больных". На уровне учреждений первичной медицинской помощи необходимо учитывать положения Приказа МЗ №695 от 13.10.2010 "О первичной медицинской помощи в Республике Молдова", Приказа МЗ и НКМС №812/414-A от 14.08.2014 "Об утверждении плана действий по обеспечению средствами контрацепции уязвимых слоев населения на уровне первичной медицинской помощи". ПМСУ, предоставляющие скорую медицинскую помощь, должны учитывать положения Приказа МЗ №85 от 30.03.2009 "Об организации и функционировании службы скорой медицинской помощи Республики Молдова".

В этой статье расходов отражаются затраты на лекарственные средства (в том числе дорогостоящие), парафармацевтические изделия (марлевые бинты стерильные и нестерильные, марлю, шприцы, инфузионные и трансфузионные системы, вату и т.д.), лабораторные расходные материалы (в том числе лабораторные реактивы, пробирки, иглы, вакутейнеры, картриджи для биохимических анализаторов и т.д.), медицинские расходные материалы (катетеры, хирургические наборы, хирургические иглы, ангиографические наборы, мешки для сбора мочи, стомные мешки, иглы для кормления и т.д.), расходные материалы для радиологии (пленки, гель и т.д.), расходные материалы и аксессуары для оборудования (электроды, связующие трубки и т.д.), а также дорогостоящие расходные материалы.

20. В раздел "Прочие расходы" включаются финансовые средства, предусмотренные для предоставления медицинских услуг, за исключением перечисленных в предыдущих разделах (взносы обязательного государственного социального страхования, взносы ОМС, текущий ремонт основных средств, проводимый третьими сторонами, повышение квалификации персонала, топливо, электроэнергия, теплоэнергия, водоснабжение и канализация, благоустройство, служебные командировки, приобретение основных средств и нематериальных активов, капитальный ремонт основных средств, проводимый третьими сторонами, расходы на медицинские услуги, предоставляемые другими поставщиками (медицинские услуги, предоставляемые на основании заключенных договоров другими поставщиками, осуществляющими свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, в случае объективной невозможности предоставления медицинских услуг, договор о предоставлении которых заключен с НКМС), другие расходы).

21. ПМСУ, предоставляющие услуги первичной медицинской помощи и амбулаторной специализированной медицинской помощи, которые не располагают необходимыми мощностями для проведения определенных параклинических исследований, предусмотренных в приложении №4 к Единой программе ОМС, должны в обязательном порядке запланировать финансовые средства на проведение соответствующих обследований на основании договоров, заключенных с близлежащими МСУ. Расходы, запланированные на проведение параклинических исследований другими поставщиками, должны соответствовать реальному положению дел в каждом ПМСУ.

22. Максимально допустимое значение расходов, запланированных/осуществленных для проведения параклинических исследований, которые предусмотрены в приложении №4 к Единой программе ОМС, другими поставщиками по направлению семейного врача для центров здоровья второго уровня (расположенных в сельской местности) должно составлять 5% от общей годовой суммы доходов, для центров здоровья первого уровня (районных) – 4%, а для центров здоровья первого уровня (муниципальных) и республиканских ПМСУ – 2,5%.

23. Максимально допустимое значение расходов, запланированных/осуществленных для проведения параклинических исследований, которые предусмотрены в приложении №4 к Единой программе ОМС, другими поставщиками по направлению семейного врача для районных ПМСУ, предоставляющих амбулаторную специализированную медицинскую помощь, договоры с которыми заключены по принципу "per capita", должно составлять 4% от общей годовой суммы доходов, а для муниципальных и республиканских ПМСУ – 3%.

24. В целях углубления и пополнения профессиональных знаний в сметах ПМСУ должны быть запланированы финансовые средства в размере не менее 2% от фонда оплаты труда на профессиональную подготовку работников в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Республики Молдова.

25. В соответствии с пунктом 6 Положения о методике кодирования, сбора, отчетности и подтверждения данных на уровне пациента в рамках финансирования больниц на основании DRG (CASE-MIX), утвержденного Приказом МЗ и НКМС №397/125-A от 5.04.2013, с последующими изменениями, ответственность за обучение поставщиков стационарных медицинских услуг кодированию заболеваний и медицинских процедур, а также за мониторинг и техническую поддержку кодирования несет НКМС. Таким образом, запрещается оплата расходов за обучение кодированию заболеваний и медицинских процедур, осуществляемое другими поставщиками, за счет средств ФОМС.

26. В соответствии с положениями части (5) статьи 35 Закона №1129-XIV от 7.07.2000 о профессиональных союзах руководитель ПМСУ совместно с профсоюзным комитетом должен предусмотреть в смете расходов средства в размере до 0,15% фонда оплаты труда для использования их в целях, определяемых коллективным договором.

27. При наличии по состоянию на 1 января каждого года запасов материальных ценностей, превышающих нормативы, утвержденные Приказом МЗ и НКМС №857/241-A от 27.12.2010, при составлении сметы должны быть уменьшены запланированные по данным позициям расходы, превышающие нормативы; при этом нехватка запасов должна быть возмещена за счет средств, дополнительно запланированных для данной цели.

28. Все договоры о закупке товаров, работ и услуг исполняются в пределах расходов, запланированных в смете на данный год.

29. Обязательным является отдельный учет расходов на предоставление медицинских услуг в рамках программы ОМС и расходов на предоставление платных медицинских услуг или медицинских услуг, предоставление которых финансируется из других источников помимо ФОМС. В случае расходов на обслуживание ПМСУ самостоятельно выбирает порядок отчетности о понесенных расходах. Выбранный способ в обязательном порядке излагается в политике бухгалтерского учета учреждения и должен быть основан на пропорциональности распределения расходов по подразделам, исходя из полученных доходов или услуг, предоставленных в рамках программы ОМС и услуг, предоставленных другими поставщиками.

30. Управление доходами и расходами по каждому виду медицинской помощи, на предоставление которого был заключен договор, осуществляется ПМСУ через отдельные банковские счета. Произвольное использование средств, предназначенных для предоставления определенного вида медицинской помощи, на предоставление другого вида медицинской помощи допускается при условии возврата финансовых средств до окончания отчетного периода (1 июля, 1 января).

31. Учет затрат по разделам "Оплата труда", "Питание пациентов", "Лекарственные средства и расходные материалы", "Прочие расходы" производится отдельно по каждому виду медицинской помощи. В случае затрат, не позволяющих произвести отчетность отдельно по каждому виду медицинской помощи, ПМСУ самостоятельно выбирает порядок отчетности о понесенных затратах, который в обязательном порядке излагается в политике бухгалтерского учета учреждения.

32. Доля реально понесенных затрат на оплату труда в соотношении с суммой каждого вида доходов, полученных в результате предоставления медицинских услуг, и повышенные ставки по денежным вкладам не должны превышать максимально допустимое значение затрат на оплату труда по каждому виду медицинской помощи.

33. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов (бизнес-плана) за счет средств ФОМС представляется в НКМС (территориальное агентство) на основании формуляра 1-16/d, утвержденного Приказом МЗ и НКМС, в сроки, указанные в формуляре.

III. Заключительные положения

34. Смета составляется в соответствии с положениями настоящих Методологических норм, утверждается директором (заведующим) учреждения, изучается административным советом и согласовывается с учредителем – НКМС (территориальным агентством).

35. Крайний срок представления сметы для согласования в НКМС (территориальное агентство) составляет 30 рабочих дней со дня заключения договора о предоставлении медицинской помощи на данный год.

36. В случае если смета была составлена без учета правил, установленных настоящими Методологическими нормами, НКМС (территориальное агентство) возвращает ее ПМСУ для устранения недостатков.

37. После согласования сметы один ее экземпляр с расчетами, произведенными в соответствии с пунктом 10, сдается для хранения в личном деле, а другой экземпляр (в случае необходимости два экземпляра) возвращается данному ПМСУ.

38. Изменения в смету вносятся в порядке, установленном для ее составления.

39. В целях соблюдения принципов прозрачности при планировании и эффективном использовании финансовых средств ежегодно или в случае необходимости в течение года директор (заведующий) ПМСУ обязан произвести анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждения в ходе собраний (конференций) трудового коллектива.

40. В день вступления в силу настоящих Методологических норм отменяются Методологические нормы формирования сметы доходов и расходов (бизнес-плана) и управления финансовыми средствами публичными медико-санитарными учреждениями, включенными в систему обязательного медицинского страхования, утвержденные приказами МЗ №01-3/1/13-163 от 21.12.2012, НКМС №/17-144d от 27.12.2012 и согласованные с профессиональным союзом "Sanatatea" №04/526 от 28.12.2012.

Приложение №1

к Методологическим нормам формирования сметы доходов и расходов (бизнес-плана) и управления финансовыми средствами фондов обязательного медицинского страхования публичными медико-санитарными учреждениями, включенными в систему обязательного медицинского страхования

См. Приложение №1

Приложение №2

к Методологическим нормам формирования сметы доходов и расходов (бизнес-плана) и управления финансовыми средствами фондов обязательного медицинского страхования публичными медико-санитарными учреждениями, включенными в систему обязательного медицинского страхования

См. Приложение №2

Приложение №3

к Методологическим нормам формирования сметы доходов и расходов (бизнес-плана) и управления финансовыми средствами фондов обязательного медицинского страхования публичными медико-санитарными учреждениями, включенными в систему обязательного медицинского страхования

См. Приложение №3

Приложение №4

к Методологическим нормам формирования сметы доходов и расходов (бизнес-плана) и управления финансовыми средствами фондов обязательного медицинского страхования публичными медико-санитарными учреждениями, включенными в систему обязательного медицинского страхования

См. Приложение №4

Приложение №4*

к Методологическим нормам формирования сметы доходов и расходов (бизнес-плана) и управления финансовыми средствами фондов обязательного медицинского страхования публичными медико-санитарными учреждениями, включенными в систему обязательного медицинского страхования

См. Приложение №4*

Приложение №4**

к Методологическим нормам формирования сметы доходов и расходов (бизнес-плана) и управления финансовыми средствами фондов обязательного медицинского страхования публичными медико-санитарными учреждениями, включенными в систему обязательного медицинского страхования

См. Приложение №4**

Приложение №5

к Методологическим нормам формирования сметы доходов и расходов (бизнес-плана) и управления финансовыми средствами фондов обязательного медицинского страхования публичными медико-санитарными учреждениями, включенными в систему обязательного медицинского страхования

См. Приложение №5