Недействующая редакция. Принята: 01.08.2014 / Вступила в силу: 01.08.2014

Недействующая редакция, не действует с 6 сентября 2016 года

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 1 августа 2014 года №874

Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы и о внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №957 "Об утверждении Перечня государственных программ"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Государственную программу индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы (далее - Программа).

2. Правительству Республики Казахстан:

1) в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Программы;

2) представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан результаты мониторинга и оценки Программы в сроки и порядке, установленные Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года №931 "О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.

4. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №957 "Об утверждении Перечня государственных программ" (САПП Республики Казахстан, 2010 г., №25-26, ст. 185; 2011 г., №3-4, ст. 39; 2012 г., №9, ст. 171; №47, ст. 626; 2013 г., №11, ст. 200; №55, ст. 768) следующее дополнение:

Перечень государственных программ, утвержденный вышеназванным Указом, дополнить строкой, порядковый номер 11, следующего содержания:

"11.

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы

Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан

до 1 июня 2014 года

2015-2019 годы

до 1 июля 2014 года".

5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

6. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

Президент Республики Казахстан

Н.Назарбаев

Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года №874

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы

Содержание

1. Паспорт Программы

2. Введение

3. Анализ текущей ситуации

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры

6. Этапы реализации Программы

7. Необходимые ресурсы

1. Паспорт Программы

Наименование

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы

 

Основание для

разработки

1. Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года".

2. Послание Главы государства народу Казахстана от 17 января 2014 года "Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее".

3. Поручение Главы государства, данное на XXVI пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики

Казахстан

 

Ответственный за

разработку

 

Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан

Цель

Стимулирование диверсификации и повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности

 

Задачи

1) опережающее развитие обрабатывающей промышленности;

2) повышение эффективности и увеличение добавленной стоимости в приоритетных секторах;

3) расширение рынков для реализации несырьевых товаров;

4) увеличение продуктивной занятости;

5) придание нового уровня технологичности приоритетным секторам обрабатывающей промышленности и создание основы для развития

секторов будущего через формирование инновационных кластеров;

6) стимулирование предпринимательства и развитие малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности

 

Срок реализации

 

2015-2019 годы

Целевые индикаторы

Достижение к 2019 году следующих экономических показателей к уровню 2012 года:

1) прироста объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности на 43 % в реальном выражении;

2) роста валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,4 раза в реальном выражении;

3) роста производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,4 раза в реальном выражении;

4) роста стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,1 раза;

5) снижения энергоемкости обрабатывающей промышленности не менее чем на 15 %;

6) роста занятости в обрабатывающей промышленности на 29,2 тыс. человек

 

Источники и объемы

 финансирования

Общие расходы, предусмотренные в республиканском бюджете на реализацию Программы в 2015 - 2019 годах, составят 6 909, 6 млн. тенге, в том числе:

2015 год - 327 506,3 млн. тенге*

2016 год - 111 324,6 млн. тенге*

2017 год - 74 464,6 млн. тенге*

2018 год - 64 785,3 млн. тенге*

2019 год - 65 828,8 млн. тенге*

Примечания*

суммы будут уточняться в соответствии с государственным бюджетом на соответствующий финансовый год

2. Введение

Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с долгосрочными приоритетами Стратегии "Казахстан-2050", в реализацию ключевого направления "Ускорение диверсификации экономики" Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, Концепцией по вхождению Казахстана в число 30-ти развитых государств мира, а также во исполнение поручения Главы государства, данного на XXVI пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, и в рамках реализации Послания Президента Республики Казахстана народу Казахстана "Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее" от 17 января 2014 года.

Программа является логическим продолжением Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы (далее - ГПФИИР) и учитывает опыт ее реализации. Программа является частью промышленной политики Казахстана и сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании.

Программа разработана на основных принципах и подходах Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года №1497, с учетом принципов и положений Концепции инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 4 июня 2013 года №579, Концепции формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 октября 2013 года №1092, и других программных документов в сфере индустриализации, а также руководствуясь нормами международных соглашений, участником которых является Казахстан.

Программа является чувствительной к аспектам государственной политики, влияющей на бизнес-климат. Успех Программы связан с достижением Республикой Казахстан поставленных задач по улучшению условий ведения бизнеса (Doing business), повышению конкурентоспособности страны (Global Competitiveness Index), снижению доли государственного участия в экономике через проведение запланированной приватизации с учетом "принципа желтых страниц" (Yellow Pages), вхождению Казахстана в Индекс доверия при ПИИ (FDI Confidence Index by A.T. Kearney), индикаторов человеческого капитала. Кроме того, эффективность реализации Программы зависит от модели финансирования, полноты и своевременности выделения бюджетных средств на ее реализацию.

3. Анализ текущей ситуации

1. Анализ текущей ситуации индустриального развития в Республике Казахстан

В настоящее время в структуре экономики Казахстана промышленность занимает почти третью часть. Горнодобывающий сектор обеспечивает более 2,9 % занятости и 18 % валовой добавленной стоимости (далее - ВДС) в экономике. Инвестиции в основной капитал в добывающей промышленности сегодня составляют более 30 % от общего объема, а в обрабатывающей промышленности всего 12 %. Казахстан, лидирующий экспортер продукции добывающих отраслей (в первую очередь за счет нефти), по показателю среднедушевого экспорта опережает все страны СНГ. Однако среднедушевой экспорт продукции обрабатывающей промышленности в Республике Казахстан вдвое ниже, чем в России.

По итогам 2012 года в сравнении с 2008 годом в Казахстане отмечается положительная динамика прироста по основным индикаторам ГПФИИР: валовый внутренний продукт (далее - ВВП) вырос на 22,5 %; ВДС несырьевого сектора - на 23,4 %; ВДС обрабатывающей промышленности - на 22,3 %; производительность труда в обрабатывающей промышленности - на 70 %; объем несырьевого экспорта - на 6,5 %; уровень инновационной активности предприятий - на 3,6 %; объем инновационной продукции - на 240 %, энергоемкость ВВП снизилась на 13,6 %. Доля местного содержания товаров, работ и услуг в закупках субъектов мониторинга увеличилась с 48,2 % в 2010 году до 63,1 % в 2013 году.

В то же время, согласно страновому отчету Международного валютного фонда (далее - МВФ) за сентябрь 2013 года (1) в экономике наблюдаются признаки "голландской болезни", в частности, формирование неблагоприятных условий торговли, рост уровня издержек в экономике и институциональные проблемы. Это подтверждается также структурой внешней торговли. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, доля минеральных продуктов в структуре экспорта за 2003 -2013 годы выросла с 64,5 % до 80 %. С ростом мировых цен на ресурсы эти признаки будут усугубляться.

Казахстан сталкивается с проблемой "ловушки среднего дохода". По достижении определенного уровня благосостояния в интервале от 10 тыс. до 15 тыс. долл. США ВВП на душу населения рост экономики может замедлиться в связи с ростом заработной платы, увеличением транзакционных издержек и снижением ценовой конкурентоспособности страны. В таком положении Казахстан будет не в состоянии конкурировать как с развитыми экономиками с высокой квалификацией и инновациями, так и с экономиками с низкими доходами, низким уровнем заработной платы и дешевым производством промышленных товаров. Странам, преодолевшим барьер в прошлом веке (Тайвань, Финляндия, Южная Корея и другие), удалось обеспечить экономический рост на базе ускоренного развития обрабатывающей промышленности.

В процессе индустриализации акцент в промышленности постепенно

смещается в сторону обрабатывающей промышленности, хотя уровень ее

развития остается относительно невысоким. Обрабатывающая промышленность формирует менее 7 % занятости и 11 % ВДС экономики страны. Для сравнения уровень производительности в обрабатывающей промышленности Казахстана в 2 раза ниже, чем в среднем по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), по доле занятых в обрабатывающей промышленности Казахстан уступает всем странам ОЭСР.

_________________________________

(1) Страновой отчет МВФ №13/291, сентябрь 2013 год.

Отраслевое регулирование

В современных условиях важным инструментом защиты экономической безопасности страны и адекватным способом продвижения отечественных продуктов на рынки является техническое регулирование, которое устанавливает уровень технических требований к технологиям и служит ориентиром для индустрии при выборе технических решений.

Ежегодно наблюдается динамика развития системы в целом:

1) на 20 % выросло число субъектов аккредитации (функционирует 87 органов по подтверждению соответствия, 657 испытательных, 332 поверочных и 31 калибровочных лабораторий);

2) количество казахстанских предприятий, внедривших и сертифицировавших системы менеджмента, достигло 6 346;

3) сертифицированы более 2 800 экспертов-аудиторов.

Единый государственный фонд нормативных технических документов содержит более 67 000 международных, региональных и иных нормативных документов по стандартизации, из которых 5 223 - национальные стандарты Республики Казахстан. Более 70 % из них гармонизированы с международными требованиями, что, в свою очередь, позволило освоить производство более 150 новых видов продукции в машиностроении, фармацевтике, химической и пищевой промышленности и других секторах.

В условиях углубления интеграционных процессов в Едином экономическом пространстве и предстоящего вступления Казахстана в ВТО необходимо сконцентрировать внимание на решении ряда существующих проблем:

1) отсутствие должного внимания к стандартизации со стороны отраслевых государственных органов, бизнес-сообществ и промышленности;

2) слабые темпы гармонизации национальных стандартов с международными;

3) отсутствие анализа и прогноза осуществимости инвестиционных проектов, связанных с выпуском конечной продукции;

4) недостаточность испытательных баз и системы сертификационных центров;

5) неразвитость метрологической инфраструктуры в западном и центральном регионах Казахстана;

6) дефицит кадров в области технического регулирования, метрологии и системы менеджмента.

Интернационализация

С 2010 по 2013 годы в экономику Казахстана привлечено более 100 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций. Из этой суммы в несырьевые отрасли экономики инвестировано около 25 млрд. долл. США. Этому способствовали созданные базовые стимулы для инвесторов, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики: таможенные, налоговые преференции, государственные натурные гранты.

Тем не менее, текущая инвестиционная активность недостаточна для реализации Программы. Для этого необходимо устранить следующие барьеры:

1) слабые гарантии по защите и поддержке долгосрочных инвестиций;

2) сложные процедуры получения въездных виз и разрешительных документов на пребывание в Казахстане для иностранной рабочей силы;

3) недостаточная информированность иностранных деловых кругов о перспективах инвестиций в Республике Казахстан.

По объемам экспорта Казахстан занимает 42 место среди стран-экспортеров (в 2008 году - 48 место). Объем экспорта обработанных товаров в 2013 году снизился на 3 % по сравнению с 2008 годом и составил 19,5 млрд. долл. США. Развитие экспорта обработанных товаров сдерживается определенными барьерами:

1) слабая товарная диверсификация экспорта;

2) высокие затраты, требуемые для продвижения экспорта товаров;

3) тарифные и нетарифные барьеры со стороны иностранных государств по отношению к казахстанским товарам;

4) слабая информированность казахстанских экспортеров.

Технологии и инновации

В результате проводимых реформ с момента реализации ГПФИИР доля инновационно-активных предприятий возросла с 4 % до 7,6 %, в 3 раза возросли затраты предприятий на технологические инновации (с 113,5 до 326 млрд. тенге), аналогично в 3 раза вырос объем инновационной продукции (с 111,5 до 379 млрд. тенге). По фактору "Инновации" Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан улучшил рейтинг на 18 позиций и занял 84 место, по фактору "Технологическая готовность" - на 25 позиций (57 место).

Несмотря на значительный масштаб предпринятых в последние годы мер по поддержке инновационной активности ключевыми проблемами по-прежнему остаются:

1) недостаточное стимулирование трансферта передовых технологий;

2) неэффективность механизмов для решения и поиска приоритетных технологических задач предприятий и бизнеса;

3) низкий уровень восприимчивости бизнеса к инновациям технологического характера;

4) нехватка технологических и управленческих компетенций;

5) неразвитость инновационных технологий в системе образования;

6) несовершенство системы контроля за реализацией инновационных проектов.

Финансовые ресурсы

В ходе реализации ГПФИИР финансирование охватило широкий спектр отраслей, что привело к недостатку средств при финансировании секторальных мер поддержки и части проектов. Вместе с тем, недостаточное финансирование во многом было связано с неразвитой отечественной рыночной финансовой инфраструктурой, где бы формировались фонды "длинных" денег и привлекались долгосрочные инвестиции.

В отсутствие должного финансирования со стороны коммерческих финансовых институтов эту нишу на казахстанском рынке пришлось занять государству через систему национальных холдингов и институтов развития. Система институтов развития была расширена и настроена с учетом нужд индустриально-инновационного развития. Были опробованы различные инструменты поддержки индустриального развития: субсидирование процентных ставок, возмещение расходов и предоставление грантов на инновации и внедрение технологий, возмещение части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности, гарантирование кредитов и прочее.

Ключевыми барьерами остаются высокая кредитная нагрузка действующих предприятий обрабатывающей промышленности и отсутствие у последних свободных ликвидных активов для обеспечения заемного финансирования:

1) недоступность финансовых ресурсов для формирования акционерного капитала;

2) недоступность долгосрочных кредитов;

3) стоимость кредитных ресурсов.

В настоящее время фондовый рынок Казахстана оценивается как не полностью сформировавшийся институт, так как он еще не стал той составной частью финансовой отрасли, служащей источником пополнения акционерного капитала. Кроме того, неразвитость данного механизма во многом сдерживает использование финансовых ресурсов Единого накопительного пенсионного фонда для нужд индустриализации.

Высокая стоимость кредитования и в особенности долгосрочного кредитования казахстанских финансовых институтов остается серьезным барьером. В 2013 году средняя ставка вознаграждения по долгосрочным кредитам БВУ в национальной валюте составила 17,3 % годовых. В сравнении с 2008 годом стоимость кредитования в национальной валюте выросла на 1,1 процентных пункта. Относительная дешевизна долгосрочных валютных кредитов (в среднем 10 % годовых в 2013 году) нивелируется высокими валютными рисками.

Росту корпоративного кредитования со стороны БВУ мешают высокая "закредитованность" предприятий и неразрешенная ситуация с проблемными кредитами. Высокий уровень проблемных кредитов (с просрочкой более 90 дней) в ссудном портфеле банков сохраняется, начиная с 2010 года. На 1 февраля 2014 года проблемные кредиты составили 4,3 трлн. тенге или 32,2 % от ссудного портфеля БВУ, увеличившись с начала года на 3,6 %.

Инфраструктура

По состоянию на начало 2014 года в Казахстане функционируют 10 специальных экономических зон и 10 индустриальных зон (далее - ИЗ), которые функционируют в различных секторах экономики, таких как химия и нефтегазохимия, металлургическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии, текстиль, логистика, туризм. На территориях специальных экономических зон (далее - СЭЗ) действуют 83 производства с объемом инвестиций 203 млрд. тенге, на стадии реализации находятся 68 проектов с объемом инвестиций 1,8 трлн. тенге, на стадии принятия инвестиционного решения - 348 проектов с объемом инвестиций 571 млрд. тенге.

В период с 2001 по 2013 годы в СЭЗах создано 5 967 рабочих мест, объем производства составил 210,8 млрд. тенге.

В рамках СЭЗ и ИЗ осуществляется государственная поддержка субъектам индустриализации в части доступа к основной инфраструктуре.

За период с 2009 до 2014 год завершена подготовка инфраструктуры в ряде СЭЗ (таблица 1).

Таблица 1. Процент готовности отдельных СЭЗ

Наименование СЭЗ

Процент готовности инфраструктуры

на 2009 год

на 2014 год

1.

НИНТ

0 %

10 %

2.

ПИТ

83 %

100 % (1 оч.)

3.

Астана - новый город

47 %

80 %

4.

Индустриальный парк (СЭЗ Сарыарка)

10 %

90 %

5.

Морпорт Актау

21 %

30 %

6.

Онтустік

82 %

100 %

7.

Бурабай

0 %

100 %

8.

Павлодар

-

0 %

9.

Хоргос-Восточные ворота

_

0 %

10.

Химпарк Тараз

-

0 %

 

Незавершено формирование инфраструктуры СЭЗ и ИЗ, отсутствует достаточное финансирование инфраструктуры СЭЗ. Также существуют проблемы с эффективностью управления СЭЗ и ИЗ.

В целом недостаточная развитость транспортно-логистической, энергетической и другой инфраструктуры страны является барьером для развития секторов промышленности.

Кроме того, отсутствие прогнозируемых на долгосрочный период тарифов на услуги субъектов естественных монополий негативно влияет на конкурентоспособность казахстанской промышленности.

Ключевые проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприятия:

1) высокие тарифы на железнодорожные перевозки, транспортировку электроэнергии;

2) частое изменение тарифов транспортных и энергетических монополистов;

3) низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры;

4) отсутствие достаточного финансирования инфраструктуры СЭЗ, в том числе производственной инфраструктуры.

Человеческие ресурсы

Количество занятых в промышленности с 2009 года (921,9 тыс. чел.) выросло на 12,7 % и в 2013 году превысило 1 млн. человек (1 039,1 тыс. чел.). В рамках Карты индустриализации в период 2010-2013 годы создано более 67 тыс. постоянных рабочих мест.

В то же время существуют проблемы с обеспечением Программы человеческими ресурсами:

1) отсутствие права участников СЭЗ привлекать квалифицированную рабочую силу в инвестиционный период вне квот и выдачи специальных разрешений;

2) недостаток и низкая квалификация кадров с техническими и инженерными навыками и специальностями на базе технического и профессионального образования;

3) дефицит научных кадров по техническим, инженерным специальностям и инновационному менеджменту;

4) недостаточная гармонизация профессиональных стандартов с образовательными стандартами;

5) низкий уровень знания английского языка инженерно-технических кадров.

Дополнительными барьерами в сфере человеческих ресурсов являются миграционные проблемы:

1) слабая межрегиональная мобильность рабочей силы;

2) сложная процедура получения иностранцами рабочих виз и разрешения на работу в Казахстане.

Государственные закупки

За 4 года реализации ГПФИИР субъектами мониторинга местного содержания приобретено товаров, работ и услуг на 31,2 трлн. тенге, в том числе отечественных товаров, работ и услуг (далее - ТРУ) на 17,6 трлн. тенге или 56,5 %. Увеличилась доля местного содержания в закупках ТРУ в 2013 году по сравнению с 2010 годом с 48,2 % до 63,1 %.

Достигнуты значительные успехи при поддержке отечественных производителей через систему государственных закупок, а также закупок квазигосударственного сектора и недропользователей. Вместе с тем в целом все еще остаются барьеры для доступа обрабатывающей промышленности к системе закупок в виде отсутствия:

1) критериев инновационности приобретаемой продукции;

2) механизма заключения долгосрочных договоров поставок на основании технологических соглашений;

3) требования национальных стандартов в технической спецификации;

4) защиты от некачественной и небезопасной продукции;

5) механизма заключения офсетных соглашений.

Предпринимательство и малый и средний бизнес

Благодаря государственным мерам поддержки заметно вырос вклад малого и среднего предпринимательства в экономику Казахстана. По итогам 2012 года доля малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) в ВВП страны составила 17,3 %. На 1 января 2014 года количество активных субъектов превысило 871 тысячи, численность занятых - 2,6 миллиона человек.

Вместе с тем, существует ряд проблем, препятствующих дальнейшему развитию предпринимательства и МСБ:

1) высокая концентрация квазигосударственного сектора и сырьевых транснациональных корпораций (далее - ТНК) в экономике;

2) сложная разрешительная и контрольно-надзорная система при открытии и ведений бизнеса;

3) недостаточный уровень доступа субъектов предпринимательства и МСБ к финансовым ресурсам.

Стимулирование конкуренции

Ключевыми барьерами стимулирования конкуренции являются:

1) присутствие необоснованного государственного участия в экономике;

2) отсутствие необходимых гарантий для инвесторов по защите бизнеса;

3) неэффективный механизм по выводу с рынка неэффективных предприятий.

2. Региональная специализация

Региональная специализация обрабатывающей промышленности определена на основе исторически сложившейся структуры и реализации ГПФИИР.

Представленная специализация регионов может быть уточнена с учетом дальнейшего ее углубления.

1. Акмолинская область - производство продуктов питания, строительных материалов, цветная металлургия, железнодорожное и сельскохозяйственное машиностроение.

2. Актюбинская область - цветная, черная металлургия, нефтегазопереработка, производство химикатов для промышленности, строительных материалов, продуктов питания.

3. Алматинская область - производство продуктов питания, электрооборудования, основных фармацевтических продуктов, строительных материалов, одежды, мебели.

4. Атырауская область - нефтегазохимия, производство химикатов для промышленности, производство машин и оборудования для нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности, производство строительных материалов, производство продуктов питания.

5. Западно-Казахстанская область - производство машин и оборудования, строительных материалов, продуктов питания.

6. Жамбылская область - производство химикатов для промышленности, агрохимия, черная металлургия, производство строительных материалов, продуктов питания, кожаной и относящейся к ней продукции.

7. Карагандинская область - черная, цветная металлургия, производство химикатов для промышленности, производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности, электрооборудования, строительных материалов, продуктов питания.

8. Костанайская область - черная металлургия, производство продуктов питания, автотранспортных средств, сельскохозяйственной техники.

9. Кызылординская область - производство строительных материалов, производство продуктов питания.

10. Мангистауская область - нефтепереработка, нефтехимия, газопереработка, производство машин и оборудования для нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности, производство продуктов питания.

11. Южно-Казахстанская область - производство продуктов питания, нефтепереработка, легкая промышленность, производство основных фармацевтических продуктов, строительных материалов, черная металлургия, электрооборудование, агрохимия.

12. Павлодарская область - черная, цветная металлургия, нефтепереработка, производство железнодорожной техники, химикатов для промышленности, продуктов питания.

13. Северо-Казахстанская область - машиностроение (оборудование для нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности, железнодорожного транспорта, энергетики), производство продуктов питания.

14. Восточно-Казахстанская область - цветная металлургия, производство автотранспортных средств, сельскохозяйственной техники, электрооборудования, запорной арматуры, строительных материалов, продуктов питания.

15. г. Астана - производство продуктов питания, железнодорожной техники, электрооборудования, производство строительных материалов.

16. г. Алматы - производство продуктов питания, электрооборудования, машин и оборудования для нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности, машин и оборудования для горнодобывающей промышленности, производство строительных материалов, основных фармацевтических продуктов, мебели.

3. Анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в сфере индустриального развития (SWОТ-анализ)

Сильные стороны:

1) высокая обеспеченность минеральными ресурсами;

2) макроэкономическая и политическая стабильность;

3) улучшение делового климата и проведение реформ;

4) наличие системы институтов развития для реализации промышленной политики.

Слабые стороны:

1) низкая инвестиционная активность в обрабатывающей промышленности;

2) низкая доступность человеческих ресурсов требуемого уровня квалификации;

3) наличие узких мест в инфраструктуре (транспортно-логистической, энергетической, водоснабжении);

4) низкий уровень развития малого и среднего бизнеса при доминировании государственных компаний;

5) низкий уровень конкуренции в обрабатывающей промышленности;

6) низкая конкурентоспособность инновационной системы;

7) низкая ресурсоэффективность и высокая энергоемкость промышлености;

8) неразвитая система технического регулирования;

9) структурные проблемы в экономике ("голландская болезнь", ловушка среднего дохода, проблема занятости);

10) высокий уровень "плохих" кредитов в экономике.

Возможности:

1) доступ к рынку Таможенного союза, рыночные возможности в Китае, Центральной Азии и прикаспийских государствах;

2) спрос ресурсных секторов на техническое оборудование, специализированные услуги и инновации;

3) внедрение современных производственных и управленческих технологий в обрабатывающей промышленности;

4) повышение эффективности государственных, квазигосударственных закупок и закупок недропользователей.

Угрозы:

1) негативное влияние глобальных и региональных кризисных явлений на развитие экономики и промышленности Казахстана;

2) изменяющаяся конъюнктура на мировых сырьевых рынках;

3) усиливающаяся конкуренция со стороны компаний из стран Таможенного союза на внутреннем рынке Казахстана;

4) вступление в ВТО.

4. Выбор приоритетных секторов

При определении приоритетных секторов в Программе был проведен анализ секторов с использованием двухфакторной модели. Во-первых, учитывались рыночные перспективы для сектора, включая объем и рост как локального рынка, так и рынка макрорегиона, а также потенциальный экономический эффект от развития сектора. Во-вторых, учитывались возможности данного сектора в Республике Казахстан, в том числе текущий уровень и перспективы развития.

По результатам анализа были выбраны 6 приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности, такие как металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, строительство материалов, пищевая промышленность, которые разделены на 14 секторов:

1) черная металлургия;

2) цветная металлургия;

3) нефтепереработка;

4) нефте-газохимия;

5) производство продуктов питания;

6) агрохимия;

7) производство химикатов для промышленности;

8) производство автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей;

9) производство электрических машин и электрооборудования;

10) производство сельскохозяйственной техники;

11) производство железнодорожной техники;

12) производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности;

13) производство машин и оборудования для нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности;

14) производство строительных материалов.

Инновационные сектора определены согласно приоритетам, указанным в концептуальных и программных документах, посланиях и выступлениях Главы государства, в частности, в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 17 января 2014 года. К таким секторам относятся: отрасли мобильных и мультимедийных технологий, нано- и космических технологий, робототехники, генной инженерии, поиска и открытия энергии будущего.

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

Цели, задачи и целевые индикаторы разбиваются на общие, в приоритетных секторах и инновационных секторах.

Цель, задачи и общие целевые индикаторы индустриального развития Республики Казахстан до 2020 года

Цель Программы: стимулирование диверсификации и повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности.

Целевые индикаторы:

Реализация Программы позволит в 2019 году достичь следующих экономических показателей к уровню 2012 года (таблица 2):

1) прироста объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности на 43 % в реальном выражении;

2) роста валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,4 раза в реальном выражении;

3) роста производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,4 раза в реальном выражении;

4) роста стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,1 раза;

5) снижения энергоемкости обрабатывающей промышленности не менее чем на 15 %;

6) роста занятости в обрабатывающей промышленности на 29,2 тыс. человек.

Таблица 2. Общие целевые индикаторы в обрабатывающей

Промышленности

Целевые показатели

Ед. изм.

2012 отчет

2013 ожидаемый

Прогноз по отношению к 2012 г.

2019 г. к 2012 г., в %

2014

2015

2016

2017

2018

2019

1

Объем произведенной продукции

%

100,0

101,6

108,0

117,1

119,5

133,4

138,8

143,0

143,0

2

Валовая добавленная стоимость

%

100

101,8

108,3

117,7

120,1

134,2

139,7

144,6

в 1,4 раза

3

Производительность труда по ВДС

%

100

100,8

105,5

113,2

114,4

127,1

132,4

137,0

в 1,4 раза

4

Стоимостной объем несырьевого (обработанного) экспорта

%

100

93,1

91,5

106,3

107,8

90,5

100,8

109,2

в 1,1 раз

5

Энергоемкость ВВП

%

100

103

101

97

93

90

87

85

на 15 %

6

Численность занятых

тыс.ч

543,5

548,0

557,8

563,9

569,3

572,9

572,3

572,6

на 29,2 тыс.ч.

 

Небольшой рост объема несырьевого (обработанного) экспорта связан, с одной стороны, с задачей нефтеперерабатывающего сектора, связанной, в свою очередь, с полным обеспечением потребности внутреннего рынка нефтепродуктами к 2020 году. При этом, сохранение объема экспорта нефтеперерабатывающего сектора на уровне 2012 года обеспечило бы в целом рост несырьевого экспорта обрабатывающей промышленности в 2019 году на 20,7 %, а к уровню 2014 года - на 37,0 %.

С другой стороны, в рамках реализации Программы особое внимание будет уделяться удовлетворению потребности внутреннего рынка за счет собственного производства и затем, по мере насыщения внутреннего рынка, обеспечению экспорта. При таком подходе будет существенно решена задача развития отечественной продукции обрабатывающей промышленности. В настоящее время объем импорта продукции обрабатывающей промышленности превышает объем ВДС обрабатывающей промышленности в 1,8 раза.

Задачи:

1) опережающее развитие обрабатывающей промышленности;

2) повышение эффективности и увеличение добавленной стоимости в приоритетных секторах;

3) расширение рынков для реализации несырьевых товаров;

4) сохранение продуктивной занятости;

5) придание нового уровня технологичности приоритетным секторам обрабатывающей промышленности и создание основы для развития секторов будущего через формирование инновационных кластеров;

6) стимулирование предпринимательства и развитие малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности.

Цели, задачи и целевые индикаторы в приоритетных секторах

Для устойчивого роста обрабатывающей промышленности будут консолидированы действия государственных центральных и местных исполнительных органов, институтов развития, общественных объединений, финансовых организаций, предприятий частной и государственной форм собственности, направленные на развитие приоритетных секторов.

Мероприятия Программы будут направлены на решение задач по преодолению ключевых барьеров и реализацию проектов в приоритетных секторах обрабатывающей промышленности, что позволит обеспечить достижение целевых индикаторов. Успешная реализация проектов Программы в приоритетных секторах обрабатывающей промышленности зависит от наличия доступного финансирования, обеспечения логистической, энергетической, коммуникационной инфраструктурой по конкурентоспособным тарифам и сопряжена со следующими рисками.

Макроэкономические риски: снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, изменение мировых цен на металлопродукцию, энергоносители и транспортные перевозки.

Геополитические риски: стабильность политической ситуации в странах макрорегиона и глубина интеграции в ЕвразЭС.

Нормативно-правовые риски: недостаточность технической и нормативно-правовой поддержки Программы, создающей благоприятный правовой и экономический климат.

Финансовые риски: недостаточность доступных финансовых ресурсов.

Черная металлургия

Черная металлургия исторически является крупным сектором, и ее доля в обрабатывающей промышленности составляет 13 %. Черная металлургия служит базой для развития машиностроения и металлообработки, ее продукция находит применение практически во всех сферах экономики. Развитие сырьевых секторов, машиностроения и строительства формирует устойчивый спрос как на внутреннем рынке, так и на рынках макрорегиона.

Импортная емкость внутреннего рынка и рынков макрорегиона по приоритетным товарным группам составляет 2,7 и 25,3 млрд. долл. США соответственно.

Объем производства с 2008 по 2013 годы в реальном выражении вырос на 6,2 % и составил 632 млрд. тенге. В то же время в структуре обрабатывающей промышленности доля черной металлургии снизилась с 20 % в 2008 году до 10,7 % в 2013 году.

Валовая добавленная стоимость увеличилась с 393,0 млрд. тенге в 2008 году до 453,2 млрд. тенге в 2012 году. Численность занятых в отрасли в период с 2008 по 2013 годы сократилась на 28 тыс. человек. Производительность труда в 2013 году составила 89,9 тыс. долл. США и за период с 2008 по 2013 годы увеличилась в 1,2 раза. Однако в 2012 году отрасль по-прежнему отставала от среднего показателя стран ОЭСР (151,9 тыс. долл. США) на 37 %. В 2013 году объем экспорта продукции черной металлургии по сравнению с 2008 годом снизился на 47,3 % и составил 3,4 млрд. долл. США (таблица 3).

Таблица 3. Данные по сектору за 2008 - 2013 годы

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

2013*

Доля черной металлургии в обрабатывающей промышленности

20,0

16,1

17,9

16,5

13,1

10,7

ВДС, млрд. тенге**

393,0

311,4

388,0

495,1

453,2

308,8

Объем производства обрабатывающей промышленности

3 359,6

2 946,0

3 844,7

4 801,4

5 446,7

5 882,5

ИФО, % к предыдущему году

97,5

97,1

113,9

107,7

101,2

101,6

Объем производства черной металлургии

670,8

474,7

687,4

785,4

712,5

631,9

ИФО, % к предыдущему году

86,6

101,6

109,4

106,8

88,2

89,6

Списочная численность наемных работников, человек

65 622

62 038

60 005

58 398

38 038

36 831

Количество действующих предприятий

22

22

30

26

28

33

Производительность труда, тыс. тенге

8 889

6 928

9 581

13 118

16 732

13 814

Производительность труда, тыс. долл. США

73,6

46,7

65,0

88,4

111

89,9

Производительность труда в среднем по странам ОЭСР, тыс. долл.

148,3

120,0

143,2

153,2

152,0

н/д

Использование среднегодовой мощности в отчетном году, %***

56,9

64,5

73,8

79,0

65,5

н/д

Степень износа основных средств, %

33,92

30,23

38,21

32,30

35,27

н/д

Коэффициент обновления основных средств, %

29,7

8,1

6,5

14,6

11,7

н/д

Наличие основных средств на конец года по балансовой стоимости, млрд. тенге

126 242

84 303

97 279

89 630

115 468

н/д

Инвестиции в основной капитал, млрд. тенге

26 849

36 715

83 418

112 378

125 390

152 149

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы 1. Паспорт Программы 2. Введение 3. Анализ текущей ситуации 1. Анализ текущей ситуации индустриального развития в Республике Казахстан 2. Региональная специализация 3. Анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в сфере индустриального развития (SWОТ-анализ) 4. Выбор приоритетных секторов 4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы 5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры 1. Инвестиционный климат 2. Общесистемные меры поддержки индустриального развития 3. Кластерные подходы в развитии обрабатывающей промышленности 4. Поддержка предприятий приоритетных и остальных отраслевых секторов. 5. Механизм, управление и мониторинг реализации Программы 6. Этапы реализации Программы 7. Необходимые ресурсы