Недействующая редакция. Принята: 07.11.2016

Недействующая редакция, не действует с 8 ноября 2016 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 17 ноября 2014 года №349

Об утверждении Правил осуществления государственного строительного надзора

Руководствуясь пунктом 32 статьи 109 Конституции Азербайджанской Республики, в соответствии со статьей 97.5 Градостроительного и строительного кодекса Азербайджанской Республики постановляю:

1. Утвердить "Правила осуществления государственного строительного надзора".

2. Кабинету министров Азербайджанской Республики:

2.1. в трехмесячный срок обеспечить приведение актов Президента Азербайджанской Республики в соответствие с настоящим Указом и проинформировать об этом Президента Азербайджанской Республики;

2.2. в трехмесячный срок обеспечить приведение нормативно-правовых актов Кабинета Министров Азербайджанской Республики в соответствие с настоящим Указом и проинформировать об этом Президента Азербайджанской Республики;

2.3. держать под контролем приведение нормативно-правовых актов центральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Указом и в пятимесячный срок проинформировать Президента Азербайджанской Республики об исполнении;

2.4. решить другие вопросы, вытекающие из настоящего Указа.

3. Министерству юстиции Азербайджанской Республики обеспечить приведение нормативно-правовых актов и актов нормативного характера центральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Указом и проинформировать об этом Кабинет министров Азербайджанской Республики.

Президент Азербайджанской Республики

Ильхам Алиев

Утверждены Указом Президента Азербайджанской Республики от 17 ноября 2014 года №349

Правила осуществления государственного строительного надзора

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила подготовлены в соответствии со статьей 97.5 Градостроительного и строительного кодекса Азербайджанской Республики (далее - Кодекс) и устанавливают процедуру и механизм осуществления государственного надзора на всех этапах работ по возведению или ремонту, реконструкции либо восстановлению (далее - строительно-монтажные работы) объекта в результате выполнения работ, предусмотренных в проекте строительства, в том числе отделочных работ и работ по благоустройству.

1.2. Цель государственного надзора за строительством заключается в проведении строительно-монтажных работ и работ по сносу в соответствии с требованиями законодательства, своевременном выявлении и устранении допущенных при их выполнении нарушений, обеспечении надежности (устойчивости и прочности) объектов строительства.

1.3. За исключением объектов, разрешение при строительстве которых не требуется в соответствии со статьей 79.1 Кодекса, настоящие Правила распространяются на все объекты строительства, включая объекты незавершенного строительства, начатого до вступления в силу статьи 10 Кодекса в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 29 июня 2012 года №392-IVQ "Об утверждении, вступлении в силу Градостроительного и строительного кодекса Азербайджанской Республики и связанном с этим правовом регулировании".

1.4. Независимо от формы собственности все объекты строительства должны обеспечивать беспрепятственный доступ на объекты строительства должностных лиц, осуществляющих государственный строительный надзор (на объекты особого режима - после получения в установленном порядке разрешения), создание соответствующих условий для осуществления государственного надзора, представление соответствующих документов, касающихся строительства, и устранение выявленных в строительстве нарушений в порядке и сроки, предусмотренные в статье 92 Кодекса.

1.5. Полномочия на проведение государственного строительного надзора осуществляются Министерством по чрезвычайным ситуациям Азербайджанской Республики (далее - Министерство) Государственным агентством надзора над безопасностью в строительстве Министерства (далее - Агентство) и Главной государственной строительной инспекцией при Государственном агентстве надзора над безопасностью в строительстве (далее - Инспекция).

1.6. Агентство и Инспекция осуществляют надзор за проведением работ по сносу объекта в соответствии с требованиями нормативных документов по технической безопасности, градостроительству и строительству.

1.7. Требования настоящих Правил обязательны для всех субъектов строительной деятельности.

2. Организация государственного строительного надзора

2.1. Независимо от формы собственности и назначения, государственный надзор за строительно-монтажными работами, проводимыми на всех этапах возведения объекта, на строительство которого требуется разрешение, и строительством объекта, в отношении которого применяется уведомительное производство, осуществляется Агентством и Инспекцией.

2.2. В течение 3 (трех) рабочих дней после представления заказчику решения о разрешении и специального знака соответствующий местный орган исполнительной власти, выдающий разрешение на строительство, должен проинформировать об этом Агентство для осуществления государственного строительного надзора в отношении данного объекта.

2.3. В случае если в течение 3 (трех) месяцев со дня поступления обращения о намерении на строительство в связи с уведомительным производством не предъявлено претензий к архитектурно-планировочному разделу проекта строительства либо при наличии такой претензии и ее устранении, соответствующий местный орган исполнительной власти в течение 3 (трех) рабочих дней со дня истечения указанного срока должен проинформировать Инспекцию о строительстве объекта, в отношении которого применено уведомительное производство.

2.4. Государственный строительный надзор (далее - строительный надзор) осуществляется Инспекцией в соответствии с настоящими Правилами в период с даты предоставления информации в Агентство о начале строительно-монтажных работ до полного завершения строительно-монтажных работ и составления в соответствии с пунктом 2.21 настоящих Правил акта готовности к эксплуатации (относительно строительно-монтажных работ). В процессе осуществления государственного надзора один экземпляр документов, касающихся объекта строительства, хранится в Инспекции.

2.5. При строительстве жилых домов, которые будут иметь не более 3 этажей, высоту — не более 12 метров, длину пролетов — не более 6 метров и в отношении которых применяется уведомительное производство, государственный надзор осуществляется только касательно строительства в соответствии с архитектурно-планировочным разделом проекта строения.

Примечание. Общая высота зданий принимается в качестве расстояния от 0 (нулевого) уровня до нижнего предела покрытия последнего этажа.

2.6. В процессе государственного надзора устанавливается следующее:

2.6.1. соблюдение начиная с выполнения землеройных работ требований нормативных документов, касающихся проекта строительства, градостроительства и строительства при охране территории строительства в ходе возведения объекта строительства, закладке фундамента объекта, монтаже конструкций подземных и наземных частей, сетей инженерно-коммуникационного обеспечения (наружных в внутренних линий), инженерных систем и оборудования, благоустройстве строительного участка и выполнении работ по объектам инфраструктуры;

2.6.2. соблюдение требований нормативных документов, касающихся проекта строительства, градостроительства и строительства при выполнении работ по повышению показателей качества путем производства подготовительных работ во время реконструкции, восстановления и капитального ремонта объекта строительства, усиления и (или) замены элементов его несущих конструкций (фундамента, конструкций подземных и наземных частей), замене параметров объекта (его частей) (включая дополнительные строения), а также замены инженерно-коммуникационного и технологического оборудования.

2.7. Должностным лицом, осуществляющим государственный надзор с целью установления соответствия строительно-монтажных работ требованиям нормативных документов, касающихся градостроительства и строительства, и проекту строительства изучается следующее:

2.7.1. соблюдение требований нормативных документов, касающихся градостроительства и строительства относительно выполнения работ, предусмотренных в пункте 2.6 настоящих Правил;

2.7.2. соответствие строительно-монтажных работ, выполняемых подрядчиком, работам, указанным в приложении к специальному разрешению (лицензии), осуществление в строительстве технического, авторского и внутреннего оперативного контроля, ведение общего и специального рабочего журнала относительно выполненных работ, а также обследование или составление испытательных актов последующих скрытых работ, ответственных конструкций, сетей инженерно-коммуникационного обеспечения;

2.7.3. устранение выявленных в ходе осуществления технического, авторского и внутреннего оперативного контроля нарушений в строительстве и соответствие проведенных в связи с этим работ требованиям нормативных документов, касающихся градостроительства и строительства, а также проекту строительства.

2.8. В ходе государственного контроля проверяется ведение строительства объекта в соответствии с требованиями нормативных документов по градостроительству и строительству, годность строительных конструкций (каркасов, форм и т.д.), обеспечение безопасности строительства, а также надлежащее выполнение своих обязанностей субъектами градостроительной и строительной деятельности. Должностное лицо, осуществляющее государственный контроль, вправе брать пробные образцы строительных изделий, а также готовых строительных деталей, проверять или представлять их на проверку. Расходы на проверку пробных образцов строительных изделий и (или) строительных деталей оплачиваются в порядке, установленном в статье 102.3 Кодекса. В ходе государственного контроля проверяется также выполнение работ, относящихся к видам профессий, лицами, обладающими соответствующим профессиональным сертификатом.

2.9. Если при проведении государственного надзора за строительством должностным лицом, осуществляющим государственный надзор, выявлено проведение каких-либо строительно-монтажных работ, которые были начаты после вступления в силу Кодекса, находятся на стадии строительства на не предназначенном для строительных целей земельном участке, находящимся в государственной или муниципальной собственности Агентство в порядке, установленном статьей 95 Кодекса, выносит решение о сносе данного объекта.

2.10. Если строительство объекта осуществляется без разрешения, хотя таковое требуется, а также при установлении строительства жилого дома без соблюдения требований статьи 80.4 Кодекса в связи с объектами, в отношении которых применяется уведомительное производство, Агентство в порядке, установленном статьей 92 Кодекса, принимает решение о приостановлении на данных объектах строительства строительно-монтажных работ.

2.11. Государственный надзор за объектами, на строительство которых выдано разрешение, осуществляется Инспекцией путем открытия "Журнала государственного строительного надзора" (Приложение). "Журнал государственного строительного надзора" открывается на основании указанной в пункте 2.2 настоящих Правил информации и следующих документов, представленных заказчиком объекта Инспекции за 10 (десять) дней до начала строительно-монтажных работ:

2.11.1. копия разрешения на строительство;

2.11.2. копия договора, заключенного между заказчиком и подрядчиком (за исключением случаев, когда заказчик полностью взял на себя функции подрядчика в соответствии со статьей 47.2 Кодекса);

2.11.3. а в случаях, когда заказчик полностью или частично взял на себя функции подрядчика в соответствии со статьей 47.2 Кодекса, копия специального разрешения (лицензии);

2.11.4. копия договора, заключенного между заказчиком и проектировщиком (за исключением случаев, когда заказчик полностью взял на себя функции подрядчика в соответствии со статьей 47.2 Кодекса);

2.11.5. копия приказа о назначении ответственных лиц для проведения авторского контроля;

2.11.6. копия приказа о назначении ответственных лиц для проведения технического контроля;

2.11.7. копия профессионального сертификата (диплома) производителя работ, соответствующего договора и трудового договора;

2.11.8. копия приказа о назначении ответственных лиц для проведения внутреннего оперативного контроля;

2.11.9. информация об аккредитованных лабораториях, которые будут проверять качество материалов, используемых в строительстве.

2.12. "Журнал государственного строительного надзора" не открывается на строительство одно и двух этажных объектов общественного питания, объектов торгового, социального, хозяйственного назначения, а также внутриквартальных дорог, коммуникационных линий (электричество, газ, вода, канализация и связь), на строительство которых требуется разрешение, с малой площадью и объемом (площадь одного этажа не более 150 квадратных метров, а общий объем строительства не более 1200 квадратных метров), длиной пролетов не более 6 метров.

2.13. В "Журнале государственного строительного надзора" устанавливается последовательность отдельных этапов строительства объекта с разделением на технологические процессы, начиная от охраны территории застройки и землеройных работ. Строительно-монтажные работы должны осуществляться заказчиком (подрядчиком) в соответствии с этапами, определенными в "Журнале государственного строительного надзора". Строительно-монтажные работы могут быть начаты после утверждения руководством Инспекции исполнения первого этапа в соответствии с данной последовательностью.

2.14. Государственный надзор оформлением документации касающейся строительства и проведением работ на объекте строительства осуществляется в индивидуальном порядке, с внесением соответствующих отметок об этом в "Журнал государственного строительного надзора".

2.15. Во избежание задержек хода работ на объекте должностное лицо, осуществляющее государственный строительный надзор в отношении соответствия нормативным документам, касающимся градостроительства и строительства, а также проекту строительства работ выполненных на каждом этапе строительства, при завершении работ по каждому этапу осуществляет своевременный государственный надзор без получения повестки на объект строительства, держит на контроле завершение работ по этим этапам, несет за это ответственность и ведет соответствующие записи в "Журнале государственного строительного надзора". Выдача разрешения на продолжение на объекте строительно-монтажных работ по очередному этапу осуществляется со стороны назначенных по регионам приказом Агентства должностных лиц.

2.16. В случае выявления каких-либо нарушений и недостатков при выполнении строительно-монтажных работ на объекте, должностное лицо, осуществляющее государственный надзор, делает соответствующие отметки в "Журнале государственного строительного надзора" и требует от заказчика (подрядчика) устранения указанных нарушений и недостатков.

2.17. После устранения нарушений и недостатков, допущенных при выполнении строительно-монтажных работ по каждому этапу, заказчик в письменном виде уведомляет об этом Инспекцию. При устранении выявленных в несущих конструкциях нарушений путем усиления, восстановления и другими способами данные работы заверяются актом и приобщаются к вышеуказанному письменному уведомлению.

2.18. В течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления информации, предусмотренной в пункте 2.17 настоящих Правил, устанавливается соответствие требованиям нормативных документов по градостроительству и строительству, а также проекту строительства работ по устранению нарушений, обнаруженных должностным лицом, осуществляющим государственный контроль. По установлении устранения нарушений в результате данных мероприятий должностным лицом, осуществляющим государственный надзор, делаются соответствующие записи в "Журнале государственного строительного надзора". После этого в соответствии с пунктом 2.15 настоящих Правил на объекте проводятся строительно-монтажные работы по очередному этапу.

2.19. В случае выявления в процессе государственного контроля нарушений в строительно-монтажных работах на каком-либо объекте устранение которых в соответствии со статьями 92.1.1-92.1.4 Кодекса возможно без приостановления строительных работ, должностным лицом, осуществляющим государственный надзор, делаются соответствующие отметки об этих нарушениях в "Журнале государственного строительного надзора", от заказчика (подрядчика) требуется их незамедлительное устранение. В случае если эти нарушения не устранены, в соответствии с актом технического осмотра, составленным должностным лицом осуществляющим государственный контроль, Инспекция в порядке, предусмотренном в статьях 92.1 и 92.2 Кодекса, поднимает перед Агентством вопрос о представлении обязательного к исполнению письменного "Указания".

2.20. В случае если в ходе выполнения строительно-монтажных работ выявлены нарушения, указанные в статьях 92.4.1-92.4.5 Кодекса, на основании составленного должностным лицом, осуществляющим государственный надзор, соответствующего акта с отдельным описанием каждого нарушения Инспекция обращается в Агентство в связи с принятием соответствующих мер. Агентство в порядке, предусмотренном в статьях 92.4 и 92.5 Кодекса, принимает соответствующее решение о приостановлении на данном объекте строительно-монтажных работ. Копия данного решения отправляется для исполнения заказчику, а также соответствующему местном органу исполнительной власти и местным органам полиции для осуществления контроля за территорией застройки.

2.21. По завершении на объекте строительно-монтажных работ составляется акт о готовности к эксплуатации являющийся итоговым документом отражающим выполнение данных работ в соответствии с требованиями нормативных документов по строительству и градостроительству, а также проектом строительства и завершение государственного строительного надзора. Акт подписывается уполномоченным представителем заказчика, подрядчика, проектировщика и Инспекции, прилагается к обращению заказчика о выдаче разрешения на эксплуатацию объекта строительства и представляется соответствующему местному органу исполнительной власти. "Форма "Акта о готовности к эксплуатации" утверждается Министерством.

3. Полномочия органа осуществляющего государственный надзор

3.1. Орган, осуществляющий государственный надзор, наделен следующими полномочиями для выполнения своих обязанностей:

3.1.1, беспрепятственный доступ на объект строительства и территорию застройки;

3.1.2. проверять наличие информационной доски и специального знака на внешней стороне объекта, отражающих его основные показатели;

3.1.3. требовать необходимые материалы, связанные со строительством (свидетельства, сертификаты, акты и пр.);

3.1.4. контролировать соблюдение субъектами строительной деятельности требований нормативных документов по строительству и строительству, проекта строительства, в том числе требовать устранения нарушений, выявленных в строительстве, в порядке и сроки, предусмотренные Кодексом и настоящими Правилами;

3.1.5. осуществлять надзор за выполнением технического контроля заказчиком, авторского контроля проектировщиком и внутреннего оперативного контроля подрядчиком;

3.1.6, в случае выявления на объекте строительства нарушения требований нормативных документов по строительству и градостроительству в соответствующем порядке поднимать вопрос о приостановлении на данном объекте согласно Кодексу и настоящим Правилам строительно-монтажных работ, при необходимости о сносе объекта, а также о приостановлении или аннулировании лицензионной деятельности;

3.1.7. контролировать наличие сертификата, подтверждающего соответствие требованиям нормативных документов, используемых в строительстве строительных материалов, изделий и конструкций, а также производить отбор, проверять и отправлять на проверку испытательные образцы готовых строительных деталей;

3.1.8. проверять наличие соответствующих профессиональных сертификатов у лиц, выполняющих работы, касающиеся специальностей, предусмотренных Кодексом;

3.1.9. при выявлении нарушений, влекущих за собой административную ответственность на объекте строительства, составлять в отношении данных лиц протокол об административном проступке и ставить перед Агентством вопрос о вынесении соответствующего решения;

3.1.10. информировать общественность об опасностях, связанных со строительством, строительными материалами и изделиями;

3.1.11. расследовать причины аварий на строительстве.

Приложение

Журнал государственного строительного надзора

Утверждаю начальник Главной государственной строительной инспекции Государственного агентства надзора над безопасностью в строительстве Министерства по чрезвычайным ситуациям Азербайджанской Республики

_________________

"____" ________________ 20 ___- года

Основные сведения по объекту строительства

Наименование и назначение объекта строительства: __________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________


Адрес: ____________________________________________________________________


Заказчик и адрес его регистрации: _____________________________________________


Проектировщик, адрес его регистрации, номер и дата лицензии: ___________________


___________________________________________________________________________


Проектировщик, адрес его регистрации, номер и дата лицензии: ____________________


___________________________________________________________________________


Осуществляющий авторский контроль: _________________________________________


(должность, имя и фамилия)


___________________________________________________________________________


Осуществляющий технический контроль со стороны заказчика: ___________________________________________________________________________


(должность, имя и фамилия)


___________________________________________________________________________


Осуществляющий внутренний оперативный контроль со стороны подрядчика: __________________________________________________________________________


(должность, имя и фамилия)


__________________________________________________________________________


Осуществляющий контроль за качеством используемых материалов: _________


__________________________________________________________________________


(Адрес регистрации, лицензия, должность, имя и фамилия ответственного лица организации)


Должностное лицо Главной государственной строительной инспекции (ГГС), осуществляющее государственный надзор: __________________________________________________________________________


(должность, имя и фамилия)


__________________________________________________________________________


Дата начала журнала: _______________________________________________


Примечания:


1. Журнал Государственного строительного надзора (ГСН) оформляется в ГГС Инспекции и сдается заказчику по выполнении заказчиком необходимого оформления по объекту строительства, получения "Разрешения" на строительство и специального знака.


2. Без наличия Журнала ГСН выполнение на объекте строительства строительно-монтажных работ запрещается. Несоблюдение данного правила является основанием для привлечения заказчика к ответственности в порядке, установленном законодательством.


Представитель заказчика: _______________________________________________


(должность, имя, фамилия и подпись)


__________________________________________________________________________


M.П.


Государственный надзор за строительно-монтажными работами на объекте строительства состоит из следующих этапов:


1. В Журнале государственного строительного надзора делаются записи в соответствии с распределительным списком о поэтапном выполнении заказчиком строительно-монтажных работ с учетом назначения, специфики, технологических процессов, объема, высоты и других параметров объекта.


2. В комплексе объектов строительства может быть открыт "Журнал государственного строительного надзора" для каждого объекта в отдельности с учетом назначения, специфики, технологических процессов объектов строительства.


3. Согласие на продолжение строительно-монтажных работ на очередном этапе предоставляется лишь в случае утверждения проектного соответствия выполненных на предыдущем этапе строительных работ.


4. После завершения строительно-монтажных работ составляется акт готовности объекта к эксплуатации, отражающий выполнение данных работ в соответствии с нормативными документами по строительству и градостроительству, проектом строительства, а также завершение государственного строительного надзора.

Регистрационный лист

Порядковый №

Наименования выполненных строительно-монтажных работ

Нарушения и недостатки, выявленные с проверкой проведения внутреннего оперативного контроля, технического и авторского контроля, выполнения мер безопасности, регистрации результатов актов работ,скрываемыхпоследующимиработами, проведением визуального осмотра, сроки их устранения

Должностное лицо ведущее регистрацию

Представители заказчика, подрядчика ознакомившегося с регистрацией

Подтверждающий выполнение указаний:


a) представитель заказчика;


b) исполнитель работ

Примечания

1

2

3

4

5

6

7