Недействующая редакция. Принята: 03.10.2016 / Вступила в силу: 04.10.2016

Недействующая редакция, не действует с 12 ноября 2016 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 21 июля 1995 года №548-XIII

О Национальном банке Молдовы

(В редакции Законов Республики Молдова от 22.10.1996 г. №1009-XIII, 25.02.1998 г. №1554-XIII, 24.12.1998 г. №248-XIV, 30.04.1999 г. №378-XIV, 24.07.2003 г. №330, 06.05.2004 г. №136-XV, 21.07.2005 г. №154-XVI, 30.06.2006 г. №191-XVI, 28.07.2006 г. №268, 07.12.2006 г. №382-XVI, 07.12.2007 г. №273-XVI, 16.05.2008 г. №109-XVI, 17.12.2009 г. №108, 23.12.2009 г. №127-XVIII, 23.04.2010 г. №63, 19.12.2011 г. №181, 06.03.2012 г. №33, 07.03.2013 г. №31, 24.12.2013 г. №343, 19.07.2014 г. №108, 28.09.2014 г. №187, 30.07.2015 г. №147, 29.12.2015 г. №242, 08.04.2016 г. №62, 17.06.2016 г. №134, 03.10.2016 г. №233)

Парламент принимает настоящий закон.

Глава I Общие положения

Статья 1. Правовой статус Национального банка Молдовы

(1) Национальный банк Молдовы (равнозначное наименование - Национальный банк) является центральным банком Республики Молдова.

(2) Национальный банк является самостоятельным публичным юридическим лицом и несет ответственность перед Парламентом.

(3) Национальный банк не подлежит внесению в Государственный регистр предприятий и Государственный регистр организаций.

(4) Национальный банк может по своему усмотрению открывать филиалы и представительства в стране и за ее пределами.

Статья 2. Используемые понятия

В настоящем законе используются следующие понятия:

Банк - финансовое учреждение, по роду своей деятельности принимающее от физических или юридических лиц депозиты или их эквиваленты, которые могут быть переведены посредством различных платежных инструментов, и использующее эти средства полностью или частично для предоставления кредитов или для инвестирования за свой счет и на свой риск.

Требование - требование к активам или любым другим ценностям, предъявляемое одним лицом другому, требование платежа в погашение задолженности или иных форм погашения обязательств.

Долговое обязательство - любой негоциируемый долговой или равнозначный ему инструмент, а также любой другой негоциируемый инструмент, который дает право получить другое негоциируемое долговое обязательство посредством подписки или обмена. Негоциируемые долговые обязательства могут существовать в виде сертификата или записи в бухгалтерском регистре.

Финансовое учреждение - юридическое лицо, по роду своей деятельности принимающее депозиты или их эквиваленты, которые не могут быть переведены посредством различных платежных инструментов, и использующее эти средства полностью или частично для предоставления кредитов или для инвестирования за свой счет и на свой риск.

Денежные обязательства - совокупность обязательств, отраженных в балансе Национального банка, за исключением обязательств перед Правительством и Международным валютным фондом.

Распоряжение - обязательная норма, изданная Национальным банком в целях исполнения настоящего закона, в отношении одного или нескольких финансовых учреждений, составляющих менее одной категории финансовых учреждений.

Базисная ставка - процентная ставка денежной политики, устанавливаемая Исполнительным комитетом и периодически публикуемая Национальным банком.

Рекомендация - предписание Национального банка, не имеющее обязательной силы.

Регламент - обязательная норма, изданная Национальным банком в целях исполнения настоящего закона, в отношении одной или нескольких категорий финансовых учреждений и других юридических и физических лиц.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.07.2015 г. №147)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Компетенция Национального банка

В компетенцию Национального банка входит:

а) заключение договоров и выпуск обязательств;

b) приобретение и распоряжение движимым и недвижимым имуществом в целях осуществления своих функций и обеспечения своей деятельности;

с) обращение с иском в суд и участие в процессе в качестве субъекта.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.07.2015 г. №147)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Основная задача

(1) Основной задачей Национального банка являются обеспечение и поддержание стабильности цен.

(2) Без ущерба для своей основной задачи Национальный банк развивает и поддерживает финансовую систему, основанную на рыночных принципах, и содействует общей экономической политике государства.

Статья 5. Основные функции

(1) Национальный банк осуществляет следующие основные функции:

а) определяет и осуществляет денежную и валютную политику государства;

b) действует как банкир и агент государства;

с) проводит экономический и денежный анализ и на его основе вносит Правительству свои предложения, доводит результаты анализа до сведения общественности;

d) лицензирует, осуществляет надзор и регулирование деятельности финансовых учреждений и филиалов иностранных банков;

е) предоставляет кредиты банкам;

f) осуществляет надзор за системой платежей в республике и способствует стабильному и эффективному функционированию автоматизированной системы межбанковских платежей;

g) выступает как единственный эмиссионный орган национальной валюты;

h) устанавливает режим обменного курса национальной валюты;

i) хранит валютные резервы государства и управляет ими;

j) от имени Республики Молдова принимает на себя обязательства, выполняет операции, вытекающие из участия Республики Молдова в деятельности международных публичных организаций, в банковской, кредитной и денежной сферах в соответствии с условиями международных договоров;

k) составляет платежный баланс, международную инвестиционную позицию и разрабатывает статистику внешнего долга Республики Молдова;

l) осуществляет валютное регулирование на территории Республики Молдова;

m) лицензирует, осуществляет регулирование и надзор деятельности по предоставлению платежных услуг и деятельности по выпуску электронных денег;

n) учреждает Единый центральный депозитарий, осуществляет, регулирует и контролирует его деятельность в соответствии с функциями, установленными законом о Едином центральном депозитарии и другими нормативными актами;

o) действует в качестве органа банковской резолюции в соответствии с Законом об оздоровлении банков и банковской резолюции 

(2) Национальный банк имеет право обрабатывать персональные данные, полученные при осуществлении функций, предусмотренных настоящим законом, без согласия на то субъектов персональных данных.

(3) Субъект персональных данных не имеет права возражать против обработки персональных данных, если таковая относится к функциям Национального банка, предусмотренным настоящим законом.

(4) Обработка персональных данных, полученных Национальным банком согласно настоящей статье, осуществляется в соответствии с положениями законодательства о защите персональных данных.

(5) В целях обеспечения стабильности финансовой системы в ситуациях системного финансового кризиса или опасности его появления, определенных учрежденным национальным органом по управлению системными финансовыми кризисами, Национальный банк может принять решение о принятии мер по финансовой стабилизации, которые могут потребовать приостановления или/и ограничения любых платежных обязательств или обязательств по поставкам, вытекающих из любого договора, стороной которого является субъект, находящийся под надзором Национального банка, или любой деятельности/операций этого субъекта, начиная со дня опубликования решения на официальном сайте Национального банка, на период до 6 месяцев. Решение о применении мер по финансовой стабилизации принимается Национальным банком по согласованию с Правительством. Меры по финансовой стабилизации могут быть применены ко всем или отдельным категориям лиц, а также ко всем или отдельным видам деятельности/финансовым операциям в иностранной валюте и/или в национальной валюте. Условия и порядок применения мер по финансовой стабилизации устанавливаются Национальным банком Молдовы.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 07.03.2013 г. №31, 30.07.2015 г. №147, 29.12.2015 г. №242, 08.04.2016 г. №62, 03.10.2016 г. №233)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Взаимодействие с государственными органами

(1) Национальный банк взаимодействует с Правительством в реализации своих задач и в соответствии с настоящим законом предпринимает необходимые меры для осуществления такого взаимодействия.

(2) Национальный банк по запросам экономических и финансовых органов Правительства предоставляет им информацию по денежным и финансовым вопросам. Указанные органы в свою очередь по запросам Национального банка предоставляют ему информацию по макроэкономическим, денежным или финансовым вопросам.

(3) Любой проект нормативного акта органа публичной власти, касающийся областей, относящихся к функциям Национального банка, принимается после получения заключения по нему Национального банка. Заключение должно быть представлено в течение не более 30 дней со дня его истребования.

(4) Национальный банк и члены его руководящих органов независимы в осуществлении своих функций, установленных настоящим законом, и не могут обращаться за указаниями и получать таковые от органов публичной власти или какого-либо иного органа. Органы публичной власти или какие-либо иные органы не будут пытаться оказывать влияние на членов руководящих органов Национального банка в осуществлении ими своих функций.

(5) Без ущерба для положений части (4) статьи 11 и статьи 11-1, ни один орган публичной власти или любое третье лицо не может утверждать, приостанавливать, отменять, подвергать цензуре, задерживать или обусловливать вступление в силу актов Национального банка, высказывать мнения ex-ante об актах Национального банка или любым иным образом влиять на издание Национальным банком окончательного акта.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 30.07.2015 г. №147, 08.04.2016 г. №62)

(см. предыдущую редакцию)

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава I Общие положения Статья 1. Правовой статус Национального банка Молдовы Статья 2. Используемые понятия Статья 3. Компетенция Национального банка Статья 4. Основная задача Статья 5. Основные функции Статья 6. Взаимодействие с государственными органами Статья 7. Международное сотрудничество Статья 8. Отношения с общественностью, Правительством и Парламентом Статья 9. Местонахождение Статья 10. Счета Статья 11. Акты Национального банка Статья 11-1. Приостановление исполнения актов Национального банка в административном суде Глава II Денежная и валютная политика Статья 12. Статья 13.  Статья 14. Инструменты денежной политики Статья 15. Операции на открытом рынке Статья 16. Валютные и другие операции Статья 17. Обязательные резервы, устанавливаемые финансовым учреждениям Статья 18. Предоставление кредитов банкам Глава III Финансовые положения Статья 19. Капитал Статья 20. Распределение прибыли и покрытие убытков Статья 21. Смета расходов Глава IV Организация и управление Статья 22. Органы управления Национального банка Статья 23. Состав органов управления, порядок назначения и отзыв их членов Статья 24. Функции президента Статья 25. Несовместимость и ограничения Статья 26. Функции Надзорного совета Статья 27. Функции Исполнительного комитета Статья 28. Комитет по аудиту Статья 29. Статья 30. Статья 31. Заседания Надзорного совета Статья 32. Личные интересы членов органов управления Статья 33. Внутренний аудит Статья 34. Работники Национального банка Статья 35. Гарантии при осуществлении функций Статья 36. Сохранение профессиональной тайны Глава V Финансовые отношения с государственными органами Статья 37. Банкир и агент государства Статья 38. Консультации и информация о кредитах публичному сектору Статья 39. Депозиты и кассовые операции Статья 40. Функции агента государства Статья 41. Запрет на предоставление кредитов государству Статья 42. Покупка ценных бумаг, выпущенных государством Статья 43. Предоставление информации Глава VI Отношения с финансовыми учреждениями Статья 44. Надзор и регулирование деятельности финансовых учреждений Статья 45. Услуги по депозитам Статья 46. Пруденциальное регулирование Статья 47. Предоставление информации Статья 48. Статья 49. Информационная сеть Глава VI-1 Система платежей Статья 49-1. Надзор за системой платежей в Республике Молдова Статья 49-2. Регулирование и надзор за деятельностью по предоставлению платежных услуг и выпуску электронных денег Статья 49-3. Предоставление услуг по клирингу и платежных услуг Глава VII Регулирование валютных операций Статья 50. Валютный контроль Статья 51. Валютное регулирование Статья 52. Отчетность по валютным операциям Статья 53. Международные валютные резервы Статья 54. Статья 55. Международные платежные и клиринговые соглашения Глава VIII Национальная валюта Статья 56. Денежная единица Статья 57. Право эмиссии банкнот и монет Статья 58. Платежное средство Статья 59. Характеристики национальной валюты Статья 60. Печатание банкнот и чеканка монет Статья 61. Замена национальной валюты Статья 62. Обеспечение денежного обращения Статья 63. Учет выпущенных денежных знаков Статья 64. Изъятие национальной валюты из обращения Глава IX Финансовые отчеты. Внешний аудит. Доклады Статья 65. Финансовый год Статья 66. Процедуры бухгалтерского учета Статья 67. Годовые финансовые отчеты Статья 68. Внешний аудит Статья 69. Представление и опубликование финансовых отчетов и докладов Глава X Особые положения Статья 70. Преимущественное право Статья 71. Запрещенные виды деятельности Статья 72. Сбор статистической информации Статья 73. Статья 74. Стандарты адекватного управления Статья 75. Санкции и исправительные меры Статья 75-1. Установление нарушений Статья 75-2. Применение санкций и исправительных мер Статья 76. Разрешение споров Глава XI Заключительные и переходные положения Статья 76-1 Статья 77