Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
Неофициальный перевод. (с) ООО СоюзПравоИнформ
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
от 22 января 2007 года №ЗР-51
О банкротстве
(В редакции Законов Республики Армения от 20.10.2007 г. №ЗР-201, 19.11.2007 г. №ЗР-246, 21.06.2008 г. №ЗР-108, 17.11.2008 г. №ЗР-191, 11.02.2009 г. №ЗР-48, 09.06.2010 г. №ЗР-67, 29.12.2010 г. №ЗР-231, 30.12.2010 г. №ЗР-256)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Порядок рассмотрения дел о банкротстве
1. Рассмотрение дел о банкротстве осуществляется в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Армения и настоящим Законом.
2. Если настоящим Законом установлены иные правила чем те, которые установлены Гражданским процессуальным кодексом Республики Армения, то рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по правилам, установленным настоящим Законом.
Статья 2. Пределы действия Закона
1. Должником в установленном настоящим Законом производстве по банкротству может быть любое юридическое или физическое лицо, за исключением:
а) Республики Армения;
б) муниципалитета;
в) Центрального банка Республики Армения;
г) банка;
д) кредитной организации;
е) инвестиционной компании;
е.1) управляющего инвестиционным фондом;
ж) страховой компании.
Использованные в настоящей части понятия "банк", "страховая компания", "инвестиционная компания", "управляющий инвестиционным фондом" или "кредитная организация" не включают банк, страховую компанию, инвестиционную компанию, управляющего инвестиционным фондом или кредитную организацию, получившие разрешение Центрального банка Республики Армения на самоликвидацию.
2. Для страховых компаний, благотворительных, инвестиционных и пенсионных фондов, фондов секьюритизации, инвестиционных компаний, оператора регулируемого рынка, Центрального депозитария, ломбардов, субъектов естественной монополии и субъектов, имеющих доминирующее положение на рынке, общественных организаций законом могут устанавливаться другие правила неплатежеспособности и производства по банкротству с их участием в качестве должника, чем те, которые установлены настоящим Законом.
3. К отношениям неплатежеспособности (банкротства) с участием иностранного лица или лица без гражданства в качестве должника применяются положения настоящего Закона, если международными договорами Республики Армения не предусмотрено иное.
4. Решения (постановления) судов иностранных государств по делам о неплатежеспособности (банкротстве) признаются в Республике Армения в соответствии с международными договорами Республики Армения, а при их отсутствии – по принципу взаимности.
5. Отношения в сфере неплатежеспособности (банкротства) банков, кредитных организаций, инвестиционных компаний, управляющих инвестиционным фондом и страховых компаний регулируются Законом Республики Армения "О банкротстве банков, кредитных организаций, инвестиционных компаний, управляющих инвестиционным фондом и страховых компаний".
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 30.12.2010 г. №ЗР-256)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Основания признания должника банкротом и признаки неплатежеспособности
1. Должник может быть признан банкротом решением суда - по собственной инициативе (заявление о добровольном банкротстве) или по требованию кредитора (заявление о принудительном банкротстве), если должник неплатежеспособен.
2. Должник может быть признан банкротом на основании заявления о принудительном банкротстве, если он допустил просрочку бесспорных платежных обязательств, превышающих пятисоткратный размер установленной законом минимальной заработной платы, на срок 30 дней или более и указанная просрочка продолжается на момент вынесения решения, если даже должник не является неплатежеспособным.
Платежное обязательство является бесспорным, если должник не возражает против него или если он возражает против упомянутого обязательства, однако:
а) платежное обязательство постановлением или решением признано вступившим в законную силу и отсутствует возможность его зачета;
б) требование основано на письменной сделке и должник не доказывает, что у него имеются достаточные основания для возражения против данного требования (включая зачет требования);
в) требование вытекает из обязательства должника по уплате установленных законом налогов, пошлин или иных обязательных платежей и должник не доказывает, что у него имеются достаточные основания для возражения против данного требования (включая зачет требования);
г) неоспариваемая часть требования превышает пятисоткратный размер установленной законом минимальной заработной платы.
3. Должник является неплатежеспособным, если имеется одно из предусмотренных ниже оснований:
а) обязательства должника превышают стоимость активов должника: в случае юридического лица - по оценке, проведенной на основании правил бухгалтерского учета, в случае физического лица – по оценке, проведенной на основании стандартов оценки (балансовая неплатежеспособность). В стоимость активов не включается стоимость активов, на которые согласно закону не может быть обращено взыскание;
б) должник не в состоянии исполнить свои просроченные денежные обязательства (фактическая неплатежеспособность).
4. Для управляющего фондом, являющегося стороной договора управления фондом, предусмотренным Гражданским кодексом Республики Армения, и не считающегося собственником средств этого фонда, обязательства, принятые им по сделкам, связанным с управлением фондом, по смыслу настоящего Закона считаются обязательством, если согласно положениям Гражданского кодекса Республики Армения они подлежат исполнению за его счет. При этом для управляющего обязательства, которые подлежат исполнению за счет предусмотренного настоящей частью управляющего фондом только при недостаточности активов фонда, по смыслу настоящего Закона считаются обязательством только в неудовлетворяющей части активов фонда.
5. Управляющий фондом, являющийся стороной договора управления фондом, предусмотренным Гражданским кодексом Республики Армения, и считающийся собственником средств этого фонда, считается неплатежеспособным также в случае, если обязательства, не подлежащие исполнению за счет управляемых им активов фонда (фондов), превышают стоимость активов управляющего фондом, не являющихся активами управляемого им фонда.
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Армения от 09.06.2010 г. №ЗР-67, 30.12.2010 г. №ЗР-256)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Подведомственность дел о банкротстве
1. Заявление о признании должника банкротом и дела о банкротстве рассматриваются судом общей юрисдикции первой инстанции по месту жительства (нахождения) должника.
2. Утратила силу в соответствии с Законом Республики Армения от 11.02.2009 г. №ЗР-48
3. Утратила силу в соответствии с Законом Республики Армения от 11.02.2009 г. №ЗР-48
Статья 5. Обязанность должника обратиться в суд
1. Должник обязан обратиться в суд с целью признания собственного банкротства, если:
а) удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов сделает невозможным исполнение денежных обязательств перед другими кредиторами в полном объеме (прогнозируемое банкротство);
б) высший орган управления должника-юридического лица принял решение об обращении в суд с заявлением о признании должника банкротом.
2. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) должника-юридического лица обязана (обязан) подать в суд заявление о признании должника банкротом, если при ликвидации выяснится, что стоимость имущества должника-юридического лица недостаточна для полного удовлетворения требований кредиторов.
3. В предусмотренных настоящей статьей случаях заявление о признании должника банкротом должно быть подано в суд не позднее чем в десятидневный срок после выявления соответствующих оснований.
Статья 6. Обязанность кредитора или другого лица обратиться в суд
1. Соответствующие правомочные государственные органы или органы местного самоуправления при наличии установленных статьей 3 настоящего Закона оснований для признания должника банкротом по денежным обязательствам в отношении бюджетов Республики Армения и муниципалитетов (в том числе по налогам, пошлинам и другим обязательным платежам) обязаны обратиться в суд с требованием о признании должника банкротом в следующих случаях и в следующие сроки:
а) соответствующий уполномоченный государственный орган – в случае задержки уплаты налогов, пошлин, таможенных пошлин, других обязательных платежей или штрафов, возникших при администрировании, - в течение 6 месяцев, следующих с момента выявления обязательства;
б) глава муниципалитета – в случае задержки уплаты местных пошлин или обязательных платежей, а также исполнения обязательств по другим денежным требованиям муниципалитета - в течение 6 месяцев, следующих с момента выявления обязательства.
2. Если при обращении взыскания на все имущество должника в ходе принудительного исполнения решения о взыскании имущества при удовлетворении требования кредитора (взыскателя) по какому-либо исполнительному производству (каким-либо исполнительным производствам) службы принудительного исполнения судебных актов станет невозможным полное исполнение обязательств перед каким-либо кредитором (взыскателем) по этому или другому исполнительному производству (другим исполнительным производствам) вследствие недостаточности имущества, то пристав обязан незамедлительно приостановить исполнительное производство (исполнительные производства) и в месячный срок подать в суд заявление о признании должника банкротом независимо от того, находятся все эти исполнительные производства у того же пристава или нет.
По смыслу настоящей части имущество считается недостаточным, если оценочная или стартовая цена предстоящей реализации арестованного и оцененного имущества, подлежащего реализации по исполнительному производству (исполнительным производствам), меньше размера требования (требований). В размере требования (требований) учитываются также расходы, связанные с осуществлением исполнительного производства, и косвенные налоговые обязательства, возникающие при реализации имущества.
3. В случае неподачи заявления о банкротстве в срок, установленный государственными органами, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, его подают органы прокуратуры в порядке, установленном Законом Республики Армения "О прокуратуре" и другими законами Республики Армения.
4. Предусмотренные настоящей статьей государственные органы и должностные лица могут отказаться от требования, если вследствие исполнения обязательства его размер стал меньше размера, предусмотренного частью второй статьи 3 настоящего Закона.
5. Заявление о банкротстве может не подаваться государственными органами, указанными в части первой настоящей статьи, если имеется постановление Правительства Республики Армения (далее – Правительство) о воздержании от подачи заявления о признании данного лица банкротом.
Статья 7. Личная имущественная ответственность за неисполнение обязанности по обращению в суд
1. При неподаче указанными в статье 5 настоящего Закона лицами заявления о признании должника банкротом в случаях и срок, которые установлены той же статьей, лица, имеющие обязанность по подаче заявления, несут субсидиарную ответственность перед кредиторами по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, установленного частью третьей статьи 5 настоящего Закона. Такая же ответственность возникает также для пристава при неисполнении обязанности, установленной для последнего статьей 6 настоящего Закона.
2. Правомочные должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, указанных в статье 6 настоящего Закона, при неподаче заявления о признании должника банкротом в случаях и срок, которые предусмотрены той же статьей, несут личную имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие этого соответственно Республике Армения и муниципалитету.
Статья 8. Преднамеренное банкротство
Если должник признан банкротом по вине других лиц, владеющих уставным (складочным долевым, паевым долевым) капиталом должника или имеющих возможность давать ему обязательные для исполнения указания, или предопределять его решения, в том числе по вине руководителя должника (направление деятельности должника прямыми или косвенными действиями и прочее /преднамеренное банкротство/), то учредители (участники) должника-юридического лица или эти лица несут солидарную ответственность по обязательствам должника при недостаточности имущества последнего.
Статья 9. Аффилированные лица должника
1. Аффилированными лицами должника считаются:
а) установленное законодательством Республики Армения основное, дочернее или зависимое по отношению к должнику юридическое лицо;
б) руководитель должника, а также член совета директоров (наблюдательного совета), член коллегиального исполнительного органа должника, главный бухгалтер (бухгалтер), а также лицо, освобожденное от указанных должностей в течение последнего одного года с момента подачи заявления о признании банкротом;
в) лицо, владеющее 20 и более процентами уставного (складочного долевого, складочного паевого) капитала должника;
г) лицо или член органа, имеющие возможность давать должнику обязательные для исполнения указания либо предопределять его решения.
Аффилированным лицом должника считается также лицо, которое находится с указанными в настоящей части физическими лицами в отношениях, установленных частью второй настоящей статьи, а в случае аффилированности юридического лица по основанию пунктов "в" и "г" настоящей части - также физическое лицо этого лица, занимающее указанную в пункте "б" настоящей части должность.
2. Аффилированными лицами должника-физического лица считаются его супруг (супруга), лица, находящиеся в родственной связи с ними по прямой восходящей и нисходящей линии второй степени, брат, сестра и лица, находящиеся с ними в родственной связи по прямой нисходящей линии, брат, сестра супруга (супруги).
3. Аффилированные лица управляющего и кредиторов определяются в порядке, установленном частями первой и второй настоящей статьи, если настоящим Законом не предусмотрено иное.
Глава 2. Заявление о банкротстве и принятие его к производству
Статья 10. Подача и отзыв заявления
1. Заявление о принудительном банкротстве могут подавать:
а) один или несколько кредиторов совместно;
б) соответствующее должностное лицо службы принудительного исполнения судебных актов в случае, предусмотренном частью второй статьи 6 настоящего Закона.
2. Право на подачу заявления о добровольном банкротстве и его отзыв имеют:
а) от имени юридических лиц - их органы или представители, действующие в пределах отведенных им законом или уставом полномочий (далее – руководитель кредитора);
б) от имени физического лица – данное физическое лицо или его представитель.
3. Заявление, поданное более чем одним кредитором, может быть отозвано только с письменного согласия всех обратившихся кредиторов.
Заявление может быть отозвано до принятия заявления к производству.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 5 февраля 2011 года