Недействующая редакция. Принята: 31.07.2015 / Вступила в силу: 10.09.2015

Недействующая редакция, не действует с 17 октября 2016 года

ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 31 июля 2015 года №647

Об утверждении государственных общеобязательных стандартов и типовых профессиональных учебных программ по медицинским и фармацевтическим специальностям

В соответствии с пунктом 3 статьи 175 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" от 18 сентября 2009 года ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

1) государственный общеобязательный стандарт докторантуры по медицинским специальностям согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) государственный общеобязательный стандарт докторантуры по фармацевтическим специальностям согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) государственный общеобязательный стандарт магистратуры по медицинским специальностям согласно приложению 3 к настоящему приказу;

4) государственный общеобязательный стандарт магистратуры по фармацевтическим специальностям согласно приложению 4 к настоящему приказу;

5) государственный общеобязательный стандарт резидентуры по медицинским специальностям согласно приложению 5 к настоящему приказу;

6) типовую профессиональную учебную программу по медицинским и фармацевтическим специальностям докторантуры согласно приложению 6 к настоящему приказу;

7) типовую профессиональную учебную программу по медицинским и фармацевтическим специальностям магистратуры согласно приложению 7 к настоящему приказу;

8) типовую профессиональную учебную программу по медицинским специальностям резидентуры согласно приложению 8 к настоящему приказу.

2. Департаменту науки и человеческих ресурсов Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Аділет";

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан;

4) в течении десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан сведения об исполнения мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Каирбекову С.З.

4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

И.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан

Б.Нурымбетов

Согласован

И.о. Министра образования и науки Республики Казахстан

_________ Т.Балыкбаев

31 июля 2015 года

 

Приложение 1

к Приказу и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 31 июля 2015 года №647

Государственный общеобязательный стандарт докторантуры по медицинским специальностям

1. Общие положения

1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт докторантуры по медицинским специальностям (далее - Стандарт) разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 175 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" от 18 сентября 2009 года устанавливает требования к содержанию образовательных программ докторантуры PhD, образовательной траектории докторантов, структуре и содержанию образования, оценке уровня подготовленности докторантов и академической степени по медицинским специальностям группы 6D11 "Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)".

В настоящем Стандарте применяются следующие термины и определения:

1) дескрипторы (descriptors) - описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами по завершении образовательной программы соответствующего уровня (ступени) высшего и послевузовского образования, дескрипторы базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитов (зачетных единиц);

2) докторантура - профессиональная образовательная учебная программа послевузовского образования, направленная на подготовку научных и педагогических кадров с присуждением ученой степени доктор философии (PhD), доктор по профилю;

3) докторант - лицо, обучающееся в докторантуре;

4) докторская диссертация - научная работа, представляющая собой самостоятельное исследование, в которой разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое научное достижение, или решена научная проблема, имеющая важное социально-культурное или экономическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны;

5) кредит (Credit, Credit-hour) - унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося, преподавателя, клинического наставника;

6) компетенции - способность студентов к практическому применению приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;

7) постреквизиты - дисциплины, для изучения которых требуются знания, умения и навыки, приобретаемые по завершении изучения данной дисциплины;

8) пререквизиты - дисциплины, содержащие знания, умения и навыки, необходимые для освоения изучаемой дисциплины.

2. Образовательные программы докторантуры по медицинским специальностям группы 6D11 "Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)" реализуются высшими учебными заведениями (далее - ВУЗ) на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности по соответствующим специальностям докторантуры, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, и договора с аккредитованными научными организациями-партнерами о сотрудничестве по совместному выполнению соответствующих научных и образовательных программ и предоставлению исследовательской базы.

3. ВУЗы Республики Казахстан осуществляют подготовку докторов философии (PhD) и докторов по профилю в соответствии с:

1) настоящим Стандартом и типовыми учебными планами специальностей докторантуры;

2) академическим календарем;

3) индивидуальными учебными планами докторантов;

4) рабочими учебными планами;

5) учебными программами по дисциплинам;

6) индивидуальным планом работы докторанта.

4. Подготовка научных и педагогических кадров осуществляется в докторантуре со сроком обучения не менее трех лет. Лицам, освоившим образовательную программу докторантуры и защитившим докторскую диссертацию, присуждается ученая степень доктора PhD или доктора по профилю в соответствии с Правилами присуждения ученых степеней, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года №127, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №6951 (далее - Правила).

5. Обучение в докторантуре осуществляется только по очной форме на основе государственного образовательного заказа.

6. ВУЗ, реализующий образовательные программы докторантуры, имеет соглашения о сотрудничестве в области образования и науки с зарубежными вузами и научными центрами, реализующими аккредитованные образовательные программы докторантуры.

7. Требования к предшествующему уровню образования лиц, желающих освоить образовательные программы докторантуры по медицинским специальностям группы 6D11 "Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)" представлены в приложении 1 к настоящему Стандарту.

8. В рамках специальности докторантуры ВУЗом самостоятельно разрабатываются различные образовательные программы в соответствии с профессиональными стандартами, утверждаемыми в соответствии с пунктом 3 статьи 138-5 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года.

Образовательные программы ориентированы на результат обучения.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся

9. Результаты обучения определяются на основе дескрипторов третьего уровня (докторантура) и выражаются через компетенции. Результаты обучения формулируются как на уровне всей программы, так и на уровне модуля, отдельной дисциплины.

Дескрипторы третьего уровня предполагают способности:

1) демонстрировать системное понимание области изучения, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в данной области;

2) планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований;

3) вносить вклад собственными оригинальными исследованиями в расширение границ научной области, которые заслуживают публикации на национальном или международном уровне;

4) критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи;

5) сообщать свои знания и достижения коллегам, научному сообществу и широкой общественности.

10. Общие компетенции доктора по медицинским специальностям группы 6D11 "Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)":

1) имеет представление:

об основных этапах развития и смене парадигм в эволюции науки;

о предметной, мировоззренческой и методологической специфике здравоохранения и медицинской науки;

о научных школах в здравоохранении и медицине, их теоретических и практических разработках;

о научных концепциях мировой и казахстанской медицинской науки;

о механизме внедрения научных разработок в практическую деятельность;

о современных методах статистического анализа данных и их значении для мониторинга и оценки ключевых процессов в сфере своей профессиональной деятельности;

о нормах взаимодействия в научном сообществе;

о педагогической и научной этике ученого-исследователя;

2) знает и понимает:

современные тенденции, направления и закономерности развития отечественной медицинской науки в условиях глобализации и интернационализации;

методологию научного познания;

достижения мировой и казахстанской медицинской науки в соответствующей области;

правила и принципы планирования, организации и методы исследований в медицине;

теоретические и практические основы доказательной медицины;

методы количественного и качественного анализа в медицинских и биомедицинских исследованиях;

основы теории и практики современной клинической эпидемиологии и биоэтики;

(осознавать и принимать) социальную ответственность науки и образования;

в совершенстве иностранный язык для осуществления научной коммуникации и международного сотрудничества;

3) умеет:

организовывать, планировать и реализовывать процесс научных исследований;

анализировать, оценивать и сравнивать различные теоретические концепции в области исследования и делать выводы;

анализировать и обрабатывать информацию из различных источников;

проводить самостоятельное научное исследование, характеризующееся академической целостностью, на основе современных теорий и методов анализа;

генерировать собственные новые научные идеи, сообщать свои знания и идеи научному сообществу, расширяя границы научного познания;

выбирать и эффективно использовать современную методологию исследования;

планировать и прогнозировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

4) имеет навыки:

критического анализа, оценки и сравнения различных научных теорий и идей;

аналитической и экспериментальной научной деятельности;

планирования и прогнозирования результатов исследования;

ораторского искусства и публичного выступления на международных научных форумах, конференциях и семинарах;

научного письма и научной коммуникации;

планирования, координирования и реализации процессов научных исследований;

системного понимания области изучения и демонстрировать качественность и результативность выбранных научных методов;

участия в научных мероприятиях, фундаментальных научных отечественных и международных проектах;

лидерского управления и руководства коллективом;

ответственного и творческого отношения к научной и научно-педагогической деятельности;

проведения патентного поиска и опыта передачи научной информации с использованием современных информационных и инновационных технологий;

защиты интеллектуальных прав собственности на научные открытия и разработки;

свободного общения на иностранном языке;

5) компетентен:

в области научной и научно-педагогической деятельности в условиях быстрого обновления и роста информационных потоков;

в проведении теоретических и экспериментальных научных исследований;

в постановке и решении теоретических и прикладных задач в научном исследовании;

в проведении профессионального и всестороннего анализа проблем в соответствующей области;

в вопросах межличностного общения и управления человеческими ресурсами;

в вопросах вузовской подготовки специалистов;

в проведении экспертизы научных проектов и исследований;

в обеспечении постоянного профессионального роста.

11. Специальные компетенции разрабатываются отдельно для каждой специальности докторантуры с учетом требований работодателей и социального запроса общества.

12. Уровень полученных знаний в рамках обязательного минимума и предлагаемого ВУЗом объема учебной нагрузки обеспечивается путем контроля учебных достижений докторантов и оценки их знаний по учебным дисциплинам или модулям.

13. Контроль знаний, умений, навыков и компетенций докторантов осуществляется при проведении их итоговой аттестации.

14. Итоговая аттестация докторанта проводится в сроки, предусмотренные академическим календарем и учебными планами специальностей в форме сдачи комплексного экзамена и защиты докторской диссертации в соответствии с:

1) Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года №125, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №5191;

2) Типовым положением о диссертационном совете, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года №126, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №6929;

3) Правилами.

15. При положительном решении Комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по результатам проведенной экспертизы лицам, полностью выполнившим образовательную программу докторантуры и успешно защитившим докторскую диссертацию, присуждается ученая степень доктор философии (PhD) или доктор по профилю и выдается диплом государственного образца с приложением.

3. Требования к содержанию типовой программы

16. Структура образовательной программы докторантуры содержит два равнозначных компонента: образовательную и научную, определяющие содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет.

17. Образовательная программа докторантуры содержит:

1) теоретическое обучение, включающее изучение цикла базовых и профилирующих дисциплин;

2) практическую подготовку докторантов: различные виды профессиональных практик, научных стажировок;

3) научно-исследовательскую (экспериментально-исследовательскую) работу, включая выполнение докторской диссертации;

4) промежуточные и итоговую аттестации.

18. Реализация образовательных программ осуществляется на основе учебно-методических комплексов специальности и дисциплин. Форма, структура и порядок разработки учебно-методических комплексов специальностей и дисциплин определяются организацией образования самостоятельно.

19. Учет трудоемкости всех видов работ осуществляется по объему освоенного материала и измеряется в кредитах, являющихся единицами измерения трудозатрат докторантов и преподавателей, необходимых для достижения конкретных результатов обучения. При этом действует накопительная кредитная система, учитывающая кредиты, освоенные на предыдущих уровнях образования.

При поступлении докторант имеет все пререквизиты, необходимые для освоения соответствующей профессиональной учебной программы докторантуры. Перечень необходимых пререквизитов определяется ВУЗом самостоятельно.

20. При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем учебной дисциплины составляет целое число кредитов. При этом дисциплина, как правило, оценивается объемом не менее 2 или 3 кредитов.

21. Во всех формах учебных планов докторантуры используется единая система кодировки учебных дисциплин.

Каждая дисциплина носит одно неповторяющееся название. Она осваивается в одном академическом периоде, по завершении которого докторанты сдают итоговый контроль в форме экзамена за исключением всех видов профессиональных практик, курсовых работ (проектов), научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы докторантов, по которым они сдают дифференцированный зачет.

22. Образовательные программы докторантуры проектируются на основании модульной системы изучения дисциплин.

23. Цикл базовых дисциплин (далее - БД) состоит из дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору.

24. Объем дисциплин цикла БД составляет 50% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 18 кредитов, из них 33% отводится на дисциплины обязательного компонента и 67% - на дисциплины компонента по выбору.

25. Объем цикла профилирующих дисциплин (далее - ПД) составляет 50% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 18 кредитов.

Дисциплины цикла ПД относятся к компоненту по выбору и определяются ВУЗом самостоятельно.

26. Перечень дисциплин обязательного компонента определяется типовым учебным планом, предусмотренным приложениями 3 и 4 к типовой профессиональной учебной программе по медицинским и фармацевтическим специальностям докторантуры согласно приложению 6 к настоящему приказу. Сокращение объема дисциплин обязательного компонента не допускается.

Не допускается сокращение объема дисциплин обязательного компонента.

27. Перечень дисциплин компонента по выбору определяется ВУЗом самостоятельно в соответствии с запросами работодателей и потребностями рынка труда.

28. Содержание образовательной программы докторантуры устанавливается согласно приложению 2 к настоящему Стандарту.

29. Результаты научных исследований докторанта публикуются в научных, научно-аналитических и научно-практических изданиях в соответствии с Правилами.

30. Организация образовательной деятельности осуществляется посредством планирования учебного процесса, содержания образования, выбора способов проведения учебных занятий, самостоятельной работы докторантов, форм итогового контроля их учебных и научных достижений.

31. Структура содержания образования определяется в соответствии с установленными настоящим стандартом и типовыми профессиональными учебными программами требованиями к учетно-измерительным инструментам образования: учебным планам и программам, объему учебной нагрузки, продолжительности академических периодов, видам академических занятий, объему учебного материала.

32. Образовательная программа подготовки доктора включает в себя учебный план, учебно-методические комплексы дисциплин, программы практик (педагогической, исследовательской или производственной) и план научно-исследовательской работы.

33. Планирование содержания образования, способ организации и проведения учебного процесса осуществляется ВУЗом самостоятельно на основе кредитной технологии обучения.

34. Планирование и организация образовательной деятельности осуществляется на основе учебных планов. Учебные планы подразделяются на типовые (далее - ТУПл), индивидуальные (далее - ИУП) и рабочие (далее - РУП).

35. В ТУПл определяется трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного компонента и каждого вида учебной деятельности (практики, НИРД (ЭИРД), комплексного экзамена, оформления и защиты докторской диссертации) в кредитах, а компонент по выбору по каждому циклу учебных дисциплин указывается общим количеством кредитов.

36. В дополнение к ТУПл ежегодно ВУЗом разрабатывается каталог элективных дисциплин (далее - КЭД), который представляет собой систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин компонента по выбору.

В КЭД отражают пререквизиты и постреквизиты каждой учебной дисциплины. КЭД обеспечивает докторантам возможность альтернативного выбора элективных учебных дисциплин.

37. На основе ТУПл и КЭД по специальности докторантом составляется ИУП. ИУП определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого докторанта.

В ИУП включаются дисциплины обязательного компонента и виды учебной деятельности (практики, научно-исследовательской работы докторанта (далее - НИРД) или экспериментально-исследовательской работы докторанта (далее - ЭИРД), комплексный экзамен, оформление и защита докторской диссертации) из ТУПл и дисциплины компонента по выбору из КЭД.

38. РУП разрабатывается на учебный год на основе ТУПл специальности и ИУПов докторантов и утверждается руководителем организации образования на основании решения Ученого совета.

В РУПе определяется перечень дисциплин на учебный год и их трудоемкость в кредитах, порядок изучения, виды учебных занятий и формы контроля, а также другие виды учебной деятельности (практики, НИРД (ЭИРД), комплексный экзамен, оформление и защита докторской диссертации).

РУП служит основой для составления расписания занятий и расчета трудоемкости учебной работы преподавателя.

Форма, структура, порядок разработки и утверждения ИУП и РУП определяются ВУЗом самостоятельно.

39. Содержание всех учебных дисциплин определяется учебными программами. Учебные программы подразделяются на типовые, рабочие и силлабусы.

Типовые профессиональные учебные программы (далее - ТПУП) разрабатываются по дисциплинам обязательного компонента и утверждаются уполномоченным органом в области здравоохранения, в соответствии с пунктом 3 статьи 175 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" от 18 сентября 2009 года.

Рабочие учебные программы и силлабусы (программы дисциплин для докторантов) разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана и утверждаются ВУЗом самостоятельно. При этом, их разработка по дисциплинам обязательного компонента осуществляется на основе типовых учебных программ, а по дисциплинам компонента по выбору - ВУЗом самостоятельно. Форма, структура, порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ и силлабусов определяются ВУЗом самостоятельно.

40. Докторант обучается на основе индивидуального плана работы, который составляется под руководством научных консультантов.

41. Индивидуальный план работы докторанта составляется на весь период обучения и включает следующие разделы:

1) ИУП (при необходимости ежегодно уточняться);

2) научно-исследовательскую (экспериментально-исследовательскую) работу (тему, направление исследования, сроки и форму отчетности);

3) практику (программа, база, сроки и форма отчетности);

4) тема докторской диссертации с обоснованием и структурой;

5) план выполнения докторской диссертации;

6) план научных публикаций и стажировок, в том числе зарубежных.

42. Учебные занятия в докторантуре проводятся с использованием инновационных технологий и интерактивных методов обучения (дискуссия, мозговой штурм, работа в малых группах, кейс-метод, ролевые игры, видеоконференция, дебаты, круглые столы).

43. При планировании учебного процесса ВУЗ руководствуется нормами распределения компонентов образовательной программы докторантуры PhD согласно приложению 3 к настоящему Стандарту.

4. Требования к максимальному объему учебной нагрузки

44. Объем учебной нагрузки докторантов измеряется в кредитах, осваиваемых ими в течение учебного года по каждой учебной дисциплине или виду учебной работы.

45. Планирование учебной нагрузки ППС осуществляется в кредитах или академических часах, представляющих собой время контактной работы преподавателя с обучающимся по расписанию на аудиторных учебных занятиях или по отдельно утвержденному графику для других видов учебной работы.

46. Учебная нагрузка обучающихся определяется продолжительностью академического часа и объемом учебных часов (продолжительность учебного часа составляет 50 минут), сопровождающих академические часы для разных видов учебной работы.

Академические часы аудиторной работы обучающегося дополняются соответствующим числом часов самостоятельной работы докторанта (далее - СРД) таким образом, что на один кредит суммарная учебная нагрузка докторанта в неделю на протяжении академического периода в виде семестра равна 3 часам.

Каждый академический час практики сопровождается соответствующим числом часов дополнительной работы обучающегося: 1 часом - для педагогической практики, 4 часами - для производственной практики и 7 часами - для исследовательской практики.

Каждый академический час НИРД (ЭИРД), включая выполнение докторской диссертации, сопровождается 7 часами СРД.

Каждый академический час итоговой аттестации представляет собой учебный час контактной работы докторанта с преподавателем по написанию и защите докторской диссертации или работы докторанта с преподавателем по подготовке и сдаче комплексного экзамена. Каждый академический час итоговой аттестации обучающегося сопровождается 6 часами СРД.

47. Один академический час аудиторной работы равен 50 минутам. Исключение составляют студийные и лабораторные занятия, где академический час равен 75 минутам - для студийных занятий или 100 минутам - для лабораторных занятий.

Один академический час всех видов практики, научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы и итоговой аттестации докторантов равен 50 минутам.

48. При планировании объема учебной работы исходят из того, что один кредит равен 15 академическим часам:

1) аудиторной работы докторанта на протяжении академического периода в виде семестра;

2) работы докторанта в период профессиональной практики;

3) работы докторанта с научными консультантами в период НИРД (ЭИРД);

4) работы докторанта по написанию и защите докторской диссертации;

5) работы докторанта по подготовке и сдаче комплексного экзамена.

49. При кредитной технологии обучения увеличивается объем самостоятельной работы, выполняемой докторантами, которая подразделяется на два вида - на самостоятельную работу докторанта под руководством преподавателя (далее - СРДП) и на ту часть, которая выполняется полностью докторантами самостоятельно (далее - СРД).

50. СРДП является внеаудиторным видом работы докторанта, которая выполняется им в контакте с преподавателем. СРДП выполняется по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий.

51. Соотношение между СРДП и СРД в общем объеме самостоятельной работы определяется ВУЗом самостоятельно.

52. В совокупности контактные часы работы докторанта с преподавателем в период лекций и практических (семинарских) занятий сопровождаются 2 часами СРД на каждый контактный час.

Для таких видов учебной работы как студийные и лабораторные занятия, научно-исследовательская (экспериментально-исследовательская) работа докторанта, итоговая аттестация необходимость планирования СРДП и ее объем устанавливаются вузом самостоятельно.

53. Учебный год в докторантуре состоит из академических периодов, периодов промежуточной аттестации, практик, каникул, научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы докторанта и на выпускном курсе - итоговой аттестации.

54. Академический период представляет собой семестр продолжительностью 15 недель.

55. Продолжительность промежуточной аттестации, итогового контроля после каждого академического периода составляет не менее 1 недели.

В итоговой оценке по дисциплине доля оценки текущей успеваемости составляет не менее 60 %, а доля оценки итогового контроля - не менее 30 %.

56. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 5 недель за исключением выпускного курса.

57. Профессиональная практика докторантов проводится в соответствии с утвержденным академическим календарем и индивидуальным планом работы в объеме, установленном настоящим Стандартом и ТУПл по специальности.

58. Продолжительность практик определяется в неделях, исходя из нормативного времени работы обучающегося на практике в течение недели, равного 30 часам (6 часов в день при 5-дневной рабочей неделе). Для вычисления количества недель объем практики в кредитах умножается на трудоемкость соответствующего вида практики в контактных часах и делится на продолжительность работы обучающегося на практике в течение недели, то есть на 30 часов.

Трудоемкость 1 кредита практики составляет 30 часов (1 час равен 50 минутам) для педагогической практики, 75 часов (1 час равен 50 минутам) для производственной практики и 120 часов (1 час равен 50 минутам) для исследовательской практики. Продолжительность практики на 1 кредит в неделях составляет: 1 неделя - для педагогической практики, 2,5 недели - для производственной практики и 4 недели - для исследовательской практики.

59. Планирование итоговой аттестации обучающихся и НИРД (ЭИРД) в неделях определяется исходя из нормативного времени работы докторанта в течение недели, равного 54 часам (9 часов в день, включая СРД, при 6-дневной рабочей неделе).

60. Одному кредиту НИРД соответствует 120 (15х8) часов работы докторанта или 2,2 недели.

Одному кредиту итоговой аттестации соответствует 105 (15х7) часов или 2 недели. Из них 15 контактных часов работы докторанта с преподавателем и 90 часов СРД.

На подготовку и сдачу комплексного экзамена отводится 1 кредит или 2 недели.

На оформление и защиту докторской диссертации отводится 4 кредита, или 8 недель.

61. Выполнение докторской диссертации осуществляется в период НИРД (ЭИРД).

62. Допускается введение летнего семестра за исключением выпускного курса продолжительностью не менее 6 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, освоения кредитов в других ВУЗах с обязательным их перезачетом в своем ВУЗе, повышения среднего балла успеваемости (GPA).

63. Научная компонента образовательной программы формируется из научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы докторанта, научных публикаций и написания докторской диссертации.

64. Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке докторов философии (PhD) или доктора по профилю является освоение докторантом не менее 75 кредитов, из них не менее 36 кредитов теоретического обучения, а также не менее 6 кредитов практики и не менее 28 кредитов НИРД (ЭИРД).

В случае досрочного освоения образовательной программы докторантуры и успешной защиты диссертации докторанту присуждается ученая степень доктор PhD или доктор по профилю независимо от срока обучения.

65. Выпускник профильной докторантуры имеет право заниматься научной и педагогической деятельностью только в случае освоения им цикла дисциплин педагогического профиля и прохождения педагогической практики. Данный цикл осваивается в течение дополнительного академического периода (если не предусмотрен учебным планом), по завершении которого ему выдается соответствующее свидетельство к основному диплому.

66. Докторанту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы докторантуры, но не выполнившему научно-исследовательскую компоненту, предоставляется возможность повторно освоить кредиты исследовательской компоненты и защитить диссертацию в следующем учебном году на платной основе.

67. Докторанту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы докторантуры, но не защитившему в установленный срок докторскую диссертацию, продлевается срок обучения в докторантуре на платной основе.

68. ВУЗы, реализующие программы подготовки докторов PhD и докторов по профилю, разрабатывают и утверждают необходимые учебно-методические документы (рабочий учебный план, программы учебных дисциплин и практик, программы научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы и др.).

Программы учебных дисциплин разрабатываются ВУЗами, реализующими образовательные программы докторантуры, на основе настоящего Стандарта и ТУПл по специальностям докторантуры.

Образовательные программы докторантуры в части профессиональной подготовки разрабатываются на основе изучения опыта высоко рейтинговых зарубежных ВУЗов и научных центров, реализующих аккредитованные программы подготовки докторов PhD или докторов по профилю.

69. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса гарантирует возможность качественного освоения докторантами образовательной программы докторантуры.

Реализация образовательной программы обеспечивается свободным доступом к международным информационным сетям, электронным базам данных, к библиотечным фондам, компьютерным технологиям, учебно-методической и научной литературе. Информационное и учебно-методическое обеспечение осуществляется с последовательным усилением акцента на самостоятельную работу докторантов.

70. Практика проводится с целью формирования практических навыков научной, профессиональной деятельности.

Образовательная программа докторантуры включает:

1) педагогическую и исследовательскую практику - для обучающихся по программе доктора философии (PhD) (в объеме не менее 3+3 кредита);

2) производственную практику - для обучающихся по программе профильной докторантуры (в объеме не менее 6 кредитов).

Педагогическая практика проводится в период теоретического обучения без отрыва от учебного процесса. При этом докторанты привлекаются к проведению занятий в бакалавриате и магистратуре.

Исследовательская практика докторанта проводится с целью изучения новейших теоретических, методологических и технологических достижений отечественной и зарубежной науки, а также закрепления практических навыков, применения современных методов научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных в диссертационном исследовании.

Производственная практика докторанта проводится с целью закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, и повышения профессионального уровня.

Содержание исследовательской и производственной практик определяется темой докторской диссертации.

71. Научно-исследовательская работа докторанта:

1) соответствует основной проблематике специальности, по которой защищается докторская диссертация;

2) является актуальной, содержит научную новизну и практическую значимость;

3) основывается на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики;

4) базируется на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;

5) выполняется с использованием современных методов научных исследований;

6) содержит научно-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.

72. Экспериментально-исследовательская работа докторанта:

1) соответствует основной проблематике специальности, по которой защищается докторская диссертация;

2) является актуальной, содержит научную новизну и практическую значимость;

3) основывается на современных достижениях науки, техники и производства и содержит конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач комплексного, межфункционального характера;

4) выполняется с применением передовых информационных технологий;

5) содержит экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.

73. Результаты научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы в конце каждого периода их прохождения оформляются докторантом в виде краткого отчета.

В рамках НИРД (ЭИРД) индивидуальным планом работы докторанта предусматривается обязательное прохождение зарубежной научной стажировки.

74. Заключительным итогом научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы докторанта является докторская диссертация.

Тема докторской диссертации определяется с учетом ее актуальности не позднее, чем два месяца после приема в докторантуру. Направление диссертационного исследования, как правило, связано с национальными приоритетами, либо государственными программами, либо программами фундаментальных или прикладных исследований.

75. Основные результаты докторской диссертации публикуются в научных, научно-аналитических и научно-практических изданиях в соответствии с пунктом 7 Правил.

76. Требования к содержанию и оформлению докторской диссертации, их подготовке и защите определяются Правилами.

77. Докторская диссертация проходит проверку на предмет заимствования без ссылки на автора и источник заимствования (проверка диссертации на предмет плагиата), которая осуществляется Национальным центром научно-технической информации в соответствии с подпунктом 8 пункта 22 Правил.

78. Преподаватель ВУЗа имеет свободу выбора способов и форм организации и проведения учебных занятий, методов обучения при условии соблюдения требований учебных планов и учебных программ.

79. Научные школы признаются в масштабах страны или на международном уровне.

Индикатором признания являются публикации в научных изданиях с высоким импакт-фактором (индекс цитируемости), выполняемые в рамках международных и отечественных научных проектов совместно с зарубежными партнерами.

80. Преподавательские кадры владеют современными интерактивными методами и технологиями обучения и используют их в учебном процессе.

81. Докторанту в течение трех месяцев после зачисления для руководства докторской диссертацией назначается научное руководство.

Научное руководство и тема исследования докторанта на основании решения ученого совета утверждаются приказом ректора ВУЗа.

82. Научное руководство докторантами осуществляется консультационной комиссией в количестве не менее двух человек, назначаемых из числа докторов и кандидатов наук, докторов философии (PhD), один из которых - это ученый из зарубежного ВУЗа.

Научными консультантами являются лица, активно занимающиеся научными исследованиями в данной отрасли наук (по профилю специальности) и имеющие опыт научного руководства.

Приложение 1

к Государственному общеобязательному стандарту докторантуры по медицинским специальностям

Требования к предшествующему уровню образования лиц, желающих освоить образовательные программы докторантуры по медицинским специальностям группы 6D11 "Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)"

Специальность докторантуры

Требуемый уровень образования для лица, поступающего в докторантуру

6D110100 - "Медицина"

Магистратура по специальности 6М110100 - "Медицина", 6М110300 - "Сестринское дело", 6М110500 - "Медико-профилактическое дело"

Резидентура (все специальности)

6D110200 - "Общественное здравоохранение"

Магистратура по специальности 6М110100 - "Медицина", 6М110200 - "Общественное здравоохранение", 6М110300 - "Сестринское дело"; 6М110400 - "Фармация", 6М110500 - "Медико-профилактическое дело"

Резидентура (все специальности)

Приложение 2

к Государственному общеобязательному стандарту докторантуры по медицинским специальностям

Содержание образовательной программы докторантуры

Наименование дисциплин и видов деятельности

Объем в кредитах

Доктор медицины

Доктор PhD

Базовые дисциплины (БД):

Обязательный компонент (ОК):

                 Биостатистика (продвинутый курс)
      Задачи биостатистики. Элементы теории измерений. Шкалы измерений. Допустимые преобразования. Агрегированные и комплексные оценки. Методы сравнения статистических совокупностей. Корреляционный анализ. Регрессионный анализ. Дисперсионный анализ. Методы анализа динамики явлений. Непараметрические критерии. Метод стандартизации, его значение и применение. Использование компьютерных статистических программ SPSS, SAS, Stata. Использование компьютерных статистических программ для визуализации результатов статистического анализа, построения моделей, диаграмм, графиков. Анализ использования статистических методов в статьях и диссертационных исследованиях в области здравоохранения. Статистика здоровья населения. Статистика системы здравоохранения. Статистические методы изучения динамики общественных явлений. Разработка и применение статистических методов для планирования и анализа биомедицинских исследований. Статистика медико-биологических исследований.

3

3

         Клиническая эпидемиология и доказательная медицина
      Клиническая эпидемиология. Эпидемиологические методы исследования. Обработка и анализ данных эпидемиологических исследований. Потенциальные ошибки в эпидемиологических исследованиях. Этические аспекты эпидемиологических исследований. Эпидемиологические аспекты скрининга. Причинно-следственные связи в эпидемиологии. Комплексная оценка медицинских вмешательств. Количественная эпидемиология, моделирование эпидемического процесса. Анализ принятия решений. Оценка деятельности медицинских учреждений и программ. Эпидемиологическое обследование. Эпидемиологическая диагностика. Экологическая эпидемиология. Содержание противоэпидемической деятельности и основы ее организации. Профилактические и противоэпидемические мероприятия. Хронические заболевания и новое общественное здравоохранение.
Основные понятия и методы доказательной медицины. Методология поиска медицинской информации, достоверные источники и ресурсы. Преимущества и недостатки различных источников медицинской информации. Анализ медицинских публикаций с позиций доказательной медицины. Иерархия исследований в доказательной медицине. Методы качественных и количественных исследований в доказательной медицине. Дизайн исследований. Критическая оценка систематических обзоров и мета-анализов. Клинико-экономический анализ. Разработка и оценка готовых клинических руководств, основанных на доказательной медицине. Уровень доказанности. Медицинский аудит.

3



                Методология научных исследований
      Основы национального и международного права в области научных исследований. Порядок и принципы этического регулирования исследований в области здравоохранения. Научные и исследовательские программы по источникам финансирования. Поиск и привлечение грантов отечественных и зарубежных фондов грантодателей. Написание научных проектов и грантовых заявок. Методология исследований. Описательные и аналитические исследования. Систематический обзор. Мета-анализ. Анализ исследований и формулирование выводов и предложений. Внедрение результатов НИР, защита интеллектуальных прав (патентование). Общие требования и правила оформления научно-исследовательской работы. Публикации в рецензируемых журналах, общие правила написания статей Оценка методологического качества, основные виды ошибок научных исследований. Внешняяи внутренняя валидность исследования. Реагирование исследователей на запросы практического здравоохранения. Передача результатов научных исследований в практику и политику здравоохранения.



3

Всего ОК

6

Компонент по выбору

12

Всего БД

18

Цикл профилирующих дисциплин

18

Итого теоретического обучения

36

Дополнительные виды обучения (ДВО):

Практика (производственная) *

не менее 6*



Практика (педагогическая, исследовательская) *



не менее 6*

Научно-исследовательская (экспериментально-исследовательская) работа докторанта, включая выполнение докторской диссертации, в т.ч.:

28

Выполнение докторской диссертации

15

Всего ДВО

не менее 34

Итоговая аттестация (ИА):

Комплексный экзамен

1

Оформление и защита докторской диссертации

4

Всего ИА

5

Итого

Не менее 75

Примечание:
* Количество кредитов, выделяемых на практику, устанавливается ВУЗом самостоятельно и не входит в общую трудоемкость.

Приложение 3

к Государственному общеобязательному стандарту докторантуры по медицинским специальностям

Норма распределения компонентов образовательной программы докторантуры PhD

Виды деятельности

Количество кредитов

Количество недель *

Общий объем в часах

В том числе

Средняя недельная нагрузка в часах *****

аудиторных, контрольных с преподавателем

cамостоятельной работы докторанта

1

Теоретическое обучение (1:2)

36

30

1620

540

1080

54,0

2

Научно-исследовательская (экспериментально-исследовательская) работа докторанта, включая выполнение докторской диссертации (1:7) **, в т.ч.:

28

62

3360

285

3075

54,5



Выполнение докторской диссертации

15

33

1800

152

1648

54,5

3

Итоговая аттестация (1:6), в т.ч.:

5

10

525

75

450

52,5



Комплексный экзамен

1

2

103

14

90

52,5

Оформление и защита докторской диссертации

4

8

422

61

360

52,5



Итого

69

102

5505

900

4605



4

Практика, в т.ч.:

6

15

450

90

360

30,0




педагогическая (1:1) + 2) ***

3

3

90

45

45

30,0

исследовательская (1:7)

3

12

360

45

315

30,0

производственная (1:4)

6

15

450

90

360

30,0

5

Каникулы (5х2 недели) ****



10









6

Экзаменационная сессия (3х2 недели)



6











Всего

75

133

5955

990

4965



 

Примечание:

* Количество недель по видам деятельности изменяется, при этом средняя недельная нагрузка докторанта не превышает 54,5 часов.

** Научно-исследовательскую (экспериментально-исследовательскую) работу докторанта целесообразно планировать с самого начала обучения и можно проводить параллельно с теоретическим обучением или с исследовательской (производственной) практикой.

*** Педагогическую практику целесообразно проводить параллельно с теоретическим обучением без отрыва от учебного процесса.

**** Продолжительность каникул составляет не менее 5 недель в учебном году, за исключением выпускного курса. Каникулярное время свыше 5 недель в учебном году вуз самостоятельно перераспределяет на другие виды деятельности.

*****При параллельном планировании разных видов деятельности недельная нагрузка по этим видам деятельности уменьшается с соответствующим увеличением количества их недель таким образом, чтобы средняя недельная нагрузка докторанта не превышала 54,5 часов.

Приложение 2

к Приказу и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 31 июля 2015 года №647

Государственный общеобязательный стандарт докторантуры по фармацевтическим специальностям

1. Общие положения

1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт докторантуры по фармацевтическим специальностям (далее - Стандарт) разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 175 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" от 18 сентября 2009 года устанавливает требования к содержанию образовательных программ докторантуры PhD, образовательной траектории докторантов, структуре и содержанию образования, оценке уровня подготовленности докторантов и академической степени по фармацевтическим специальностям группы 6D11 "Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)".

В настоящем Стандарте применяются следующие термины и определения:

1) дескрипторы (descriptors) - описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами по завершении образовательной программы соответствующего уровня (ступени) высшего и послевузовского образования, дескрипторы базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитов (зачетных единиц);

2) докторантура - профессиональная образовательная учебная программа послевузовского образования, направленная на подготовку научных и педагогических кадров с присуждением ученой степени доктор философии (PhD), доктор по профилю;

3) докторант - лицо, обучающееся в докторантуре;

4) докторская диссертация - научная работа, представляющая собой самостоятельное исследование, в которой разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое научное достижение, или решена научная проблема, имеющая важное социально-культурное или экономическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны;

5) кредит (Credit, Credit-hour) - унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося, преподавателя, клинического наставника;

6) компетенции - способность студентов к практическому применению приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;

7) постреквизиты - дисциплины, для изучения которых требуются знания, умения и навыки, приобретаемые по завершении изучения данной дисциплины;

8) пререквизиты - дисциплины, содержащие знания, умения и навыки, необходимые для освоения изучаемой дисциплины.

2. Образовательные программы докторантуры по фармацевтическим специальностям группы 6D11 "Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)" реализуются высшими учебными заведениями (далее - ВУЗ) на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности по соответствующим специальностям докторантуры, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, и договора с аккредитованными научными организациями-партнерами о сотрудничестве по совместному выполнению соответствующих научных и образовательных программ и предоставлению исследовательской базы.

3. ВУЗы Республики Казахстан осуществляют подготовку докторов философии (PhD) и докторов по профилю в соответствии с:

1) настоящим Стандартом и типовыми учебными планами специальностей докторантуры;

2) академическим календарем;

3) индивидуальными учебными планами докторантов;

4) рабочими учебными планами;

5) учебными программами по дисциплинам;

6) индивидуальным планом работы докторанта.

4. Подготовка научных и педагогических кадров осуществляется в докторантуре со сроком обучения не менее трех лет. Лицам, освоившим образовательную программу докторантуры и защитившим докторскую диссертацию, присуждается ученая степень доктора PhD или доктора по профилю в соответствии с Правилами присуждения ученых степеней, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года №127, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №6951 (далее - Правила).

5. Обучение в докторантуре осуществляется только по очной форме на основе государственного образовательного заказа.

6. ВУЗ, реализующий образовательные программы докторантуры, имеет соглашения о сотрудничестве в области образования и науки с зарубежными вузами и научными центрами, реализующими аккредитованные образовательные программы докторантуры.

7. Требования к предшествующему уровню образования лиц, желающих освоить образовательные программы докторантуры по фармацевтическим специальностям группы 6D11 "Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)" представлены в приложении 1 к настоящему Стандарту.

8. В рамках специальности докторантуры ВУЗом самостоятельно разрабатываются различные образовательные программы в соответствии с профессиональными стандартами, утверждаемыми в соответствии с пунктом 3 статьи 138-5 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года.

Образовательные программы ориентированы на результат обучения.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся

9. Результаты обучения определяются на основе дескрипторов третьего уровня (докторантура) и выражаются через компетенции. Результаты обучения формулируются как на уровне всей программы, так и на уровне модуля, отдельной дисциплины.

Дескрипторы третьего уровня предполагают способности:

1) демонстрировать системное понимание области изучения, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в данной области;

2) планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований;

3) вносить вклад собственными оригинальными исследованиями в расширение границ научной области, которые заслуживают публикации на национальном или международном уровне;

4) критически анализировать, оценивать и синтезировать новые и сложные идеи;

5) сообщать свои знания и достижения коллегам, научному сообществу и широкой общественности;

10. Общие компетенции доктора по фармацевтическим специальностям группы 6D11 "Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)":

1) имеет представление:

об основных этапах развития и смене парадигм в эволюции науки;

о предметной, мировоззренческой и методологической специфике здравоохранения и фармацевтической науки;

о научных школах в здравоохранении и фармации, их теоретических и практических разработках;

о научных концепциях мировой и казахстанской фармацевтической науки;

о механизме внедрения научных разработок в практическую деятельность;

о современных методах статистического анализа данных и их значении для мониторинга и оценки ключевых процессов в сфере своей профессиональной деятельности;

о нормах взаимодействия в научном сообществе;

о педагогической и научной этике ученого-исследователя;

2) знает и понимает:

современные тенденции, направления и закономерности развития отечественной фармацевтической науки в условиях глобализации и интернационализации;

методологию научного познания;

достижения мировой и казахстанской фармацевтической науки;

правила и принципы планирования, организации и методы исследований в фармации;

теоретические и практические основы доказательной медицины и фармации;

методы количественного и качественного анализа в фармацевтических и биомедицинских исследованиях;

основы теории и практики современной клинической эпидемиологии и биоэтики;

(осознавать и принимать) социальную ответственность науки и образования;

в совершенстве иностранный язык для осуществления научной коммуникации и международного сотрудничества;

3) умеет:

организовывать, планировать и реализовывать процесс научных исследований;

анализировать, оценивать и сравнивать различные теоретические концепции в области исследования и делать выводы;

анализировать и обрабатывать информацию из различных источников;

проводить самостоятельное научное исследование, характеризующееся академической целостностью, на основе современных теорий и методов анализа;

генерировать собственные новые научные идеи, сообщать свои знания и идеи научному сообществу, расширяя границы научного познания;

выбирать и эффективно использовать современную методологию исследования;

планировать и прогнозировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

4) имеет навыки:

критического анализа, оценки и сравнения различных научных теорий и идей;

аналитической и экспериментальной научной деятельности;

планирования и прогнозирования результатов исследования;

ораторского искусства и публичного выступления на международных научных форумах, конференциях и семинарах;

научного письма и научной коммуникации;

планирования, координирования и реализации процессов научных исследований;

системного понимания области изучения и демонстрировать качественность и результативность выбранных научных методов;

участия в научных мероприятиях, фундаментальных научных отечественных и международных проектах;

лидерского управления и руководства коллективом;

ответственного и творческого отношения к научной и научно-педагогической деятельности;

проведения патентного поиска и опыта передачи научной информации с использованием современных информационных и инновационных технологий;

защиты интеллектуальных прав собственности на научные открытия и разработки;

свободного общения на иностранном языке;

5) компетентен:

в области научной и научно-педагогической деятельности в условиях быстрого обновления и роста информационных потоков;

в проведении теоретических и экспериментальных научных исследований;

в постановке и решении теоретических и прикладных задач в научном исследовании;

в проведении профессионального и всестороннего анализа проблем в соответствующей области;

в вопросах межличностного общения и управления человеческими ресурсами;

в вопросах вузовской подготовки специалистов;

в проведении экспертизы научных проектов и исследований;

в обеспечении постоянного профессионального роста.

11. Специальные компетенции разрабатываются отдельно для каждой специальности докторантуры с учетом требований работодателей и социального запроса общества.

12. Уровень полученных знаний в рамках обязательного минимума и предлагаемого вузом объема учебной нагрузки обеспечивается путем контроля учебных достижений докторантов и оценки их знаний по учебным дисциплинам или модулям.

13. Контроль знаний, умений, навыков и компетенций докторантов осуществляется при проведении их итоговой аттестации.

14. Итоговая аттестация докторанта проводится в сроки, предусмотренные академическим календарем и учебными планами специальностей в форме сдачи комплексного экзамена и защиты докторской диссертации в соответствии с:

1) Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года №125, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №5191;

2) Типовым положением о диссертационном совете, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 марта 2011 года №126, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за 6929;

3) Правилами.

15. При положительном решении Комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан по результатам проведенной экспертизы лицам, полностью выполнившим образовательную программу докторантуры и успешно защитившим докторскую диссертацию, присуждается ученая степень доктор философии (PhD) или доктор по профилю и выдается диплом государственного образца с приложением.

3. Требования к содержанию типовой программы

16. Структура образовательной программы докторантуры содержит два равнозначных компонента: образовательную и научную, определяющие содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет.

17. Образовательная программа докторантуры содержит:

1) теоретическое обучение, включающее изучение цикла базовых и профилирующих дисциплин;

2) практическую подготовку докторантов: различные виды профессиональных практик, научных стажировок;

3) научно-исследовательскую (экспериментально-исследовательскую) работу, включая выполнение докторской диссертации;

4) промежуточные и итоговую аттестации.

18. Реализация образовательных программ осуществляется на основе учебно-методических комплексов специальности и дисциплин. Форма, структура и порядок разработки учебно-методических комплексов специальностей и дисциплин определяются организацией образования самостоятельно.

19. Учет трудоемкости всех видов работ осуществляется по объему освоенного материала и измеряется в кредитах, являющихся единицами измерения трудозатрат докторантов и преподавателей, необходимых для достижения конкретных результатов обучения. При этом действует накопительная кредитная система, учитывающая кредиты, освоенные на предыдущих уровнях образования.

При поступлении докторант имеет все пререквизиты, необходимые для освоения соответствующей профессиональной учебной программы докторантуры. Перечень необходимых пререквизитов определяется ВУЗом самостоятельно.

20. При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем учебной дисциплины составляет целое число кредитов. При этом дисциплина, как правило, оценивается объемом не менее 2 или 3 кредитов.

21. Во всех формах учебных планов докторантуры используется единая система кодировки учебных дисциплин.

Каждая дисциплина носит одно неповторяющееся название. Она осваивается в одном академическом периоде, по завершении которого докторанты сдают итоговый контроль в форме экзамена за исключением всех видов профессиональных практик, курсовых работ (проектов), научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы докторантов, по которым они сдают дифференцированный зачет.

22. Образовательные программы докторантуры проектируются на основании модульной системы изучения дисциплин.

23. Цикл базовых дисциплин (далее - БД) состоит из дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору.

24. Объем дисциплин цикла БД составляет 50% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 18 кредитов, из них 33% отводится на дисциплины обязательного компонента и 67% - на дисциплины компонента по выбору.

25. Объем цикла профилирующих дисциплин (далее - ПД) составляет 50% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 18 кредитов.

Дисциплины цикла ПД относятся к компоненту по выбору и определяются вузом самостоятельно.

26. Перечень дисциплин обязательного компонента определяется типовым учебным планом, предусмотренным приложением 5 к типовой профессиональной учебной программе по медицинским и фармацевтическим специальностям докторантуры согласно приложению 6 к настоящему приказу. Сокращение объема дисциплин обязательного компонента не допускается.

27. Перечень дисциплин компонента по выбору определяется ВУЗом самостоятельно в соответствии с запросами работодателей и потребностями рынка труда.

28. Содержание образовательной программы докторантуры устанавливается согласно приложению 2 к настоящему Стандарту.

29. Результаты научных исследований докторанта публикуются в научных, научно-аналитических и научно-практических изданиях в соответствии с Правилами.

30. Организация образовательной деятельности осуществляется посредством планирования учебного процесса, содержания образования, выбора способов проведения учебных занятий, самостоятельной работы докторантов, форм итогового контроля их учебных и научных достижений.

31. Структура содержания образования определяется в соответствии с установленными настоящим стандартом и типовыми профессиональными учебными программами требованиями к учетно-измерительным инструментам образования: учебным планам и программам, объему учебной нагрузки, продолжительности академических периодов, видам академических занятий, объему учебного материала.

32. Образовательная программа подготовки доктора включает в себя учебный план, учебно-методические комплексы дисциплин, программы практик (педагогической, исследовательской или производственной) и план научно-исследовательской работы.

33. Планирование содержания образования, способ организации и проведения учебного процесса осуществляется ВУЗом самостоятельно на основе кредитной технологии обучения.

34. Планирование и организация образовательной деятельности осуществляется на основе учебных планов. Учебные планы подразделяются на типовые (далее - ТУПл), индивидуальные (далее - ИУП) и рабочие (далее - РУП).

35. В ТУПл определяется трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного компонента и каждого вида учебной деятельности (практики, НИРД (ЭИРД), комплексного экзамена, оформления и защиты докторской диссертации) в кредитах, а компонент по выбору по каждому циклу учебных дисциплин указывается общим количеством кредитов.

36. В дополнение к ТУПл ежегодно ВУЗом разрабатывается каталог элективных дисциплин (далее - КЭД), который представляет собой систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин компонента по выбору.

В КЭД отражают пререквизиты и постреквизиты каждой учебной дисциплины. КЭД обеспечивает докторантам возможность альтернативного выбора элективных учебных дисциплин.

37. На основе ТУПл и КЭД по специальности докторантом составляется ИУП. ИУП определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого докторанта.

В ИУП включаются дисциплины обязательного компонента и виды учебной деятельности (практики, научно-исследовательской работы докторанта (далее - НИРД) или экспериментально-исследовательской работы докторанта (далее - ЭИРД), комплексный экзамен, оформление и защита докторской диссертации) из ТУПл и дисциплины компонента по выбору из КЭД.

38. РУП разрабатывается на учебный год на основе ТУПл специальности и ИУПов докторантов и утверждается руководителем организации образования на основании решения ученого совета.

В РУПе определяется перечень дисциплин на учебный год и их трудоемкость в кредитах, порядок изучения, виды учебных занятий и формы контроля, а также другие виды учебной деятельности (практики, НИРД (ЭИРД), комплексный экзамен, оформление и защита докторской диссертации).

РУП служит основой для составления расписания занятий и расчета трудоемкости учебной работы преподавателя.

Форма, структура, порядок разработки и утверждения ИУП и РУП определяются ВУЗом самостоятельно.

39. Содержание всех учебных дисциплин определяется учебными программами. Учебные программы подразделяются на типовые, рабочие и силлабусы.

Типовые профессиональные учебные программы (далее - ТПУП) разрабатываются по дисциплинам обязательного компонента и утверждаются уполномоченным органом в области образования, в соответствии с пунктом 3 статьи 175 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" от 18 сентября 2009 года.

Рабочие учебные программы и силлабусы (программы дисциплин для докторантов) разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана и утверждаются ВУЗом самостоятельно. При этом, их разработка по дисциплинам обязательного компонента осуществляется на основе типовых учебных программ, а по дисциплинам компонента по выбору - ВУЗом самостоятельно. Форма, структура, порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ и силлабусов определяются ВУЗом самостоятельно.

40. Докторант обучается на основе индивидуального плана работы, который составляется под руководством научных консультантов.

41. Индивидуальный план работы докторанта составляется на весь период обучения и включает следующие разделы:

1) ИУП (при необходимости ежегодно уточняться);

2) научно-исследовательскую (экспериментально-исследовательскую) работу (тему, направление исследования, сроки и форму отчетности);

3) практику (программа, база, сроки и форма отчетности);

4) тема докторской диссертации с обоснованием и структурой;

5) план выполнения докторской диссертации;

6) план научных публикаций и стажировок, в том числе зарубежных.

42. Учебные занятия в докторантуре проводятся с использованием инновационных технологий и интерактивных методов обучения (дискуссия, мозговой штурм, работа в малых группах, кейс-метод, ролевые игры, видеоконференция, дебаты, круглые столы).

43. При планировании учебного процесса ВУЗ руководствуется нормами распределения компонентов образовательной программы докторантуры PhD согласно приложению 3 к настоящему Стандарту.

4. Требования к максимальному объему учебной нагрузки

44. Объем учебной нагрузки докторантов измеряется в кредитах, осваиваемых ими в течение учебного года по каждой учебной дисциплине или виду учебной работы.

45. Планирование учебной нагрузки ППС осуществляется в кредитах или академических часах, представляющих собой время контактной работы преподавателя с обучающимся по расписанию на аудиторных учебных занятиях или по отдельно утвержденному графику для других видов учебной работы.

46. Учебная нагрузка обучающихся определяется продолжительностью академического часа и объемом учебных часов (продолжительность учебного часа составляет 50 минут), сопровождающих академические часы для разных видов учебной работы.

Академические часы аудиторной работы обучающегося дополняются соответствующим числом часов самостоятельной работы докторанта (далее - СРД) таким образом, что на один кредит суммарная учебная нагрузка докторанта в неделю на протяжении академического периода в виде семестра равна 3 часам.

Каждый академический час практики сопровождается соответствующим числом часов дополнительной работы обучающегося: 1 часом - для педагогической практики, 4 часами - для производственной практики и 7 часами - для исследовательской практики.

Каждый академический час НИРД (ЭИРД), включая выполнение докторской диссертации, сопровождается 7 часами СРД.

Каждый академический час итоговой аттестации представляет собой учебный час контактной работы докторанта с преподавателем по написанию и защите докторской диссертации или работы докторанта с преподавателем по подготовке и сдаче комплексного экзамена. Каждый академический час итоговой аттестации обучающегося сопровождается 6 часами СРД.

47. Один академический час аудиторной работы равен 50 минутам. Исключение составляют студийные и лабораторные занятия, где академический час равен 75 минутам - для студийных занятий или 100 минутам - для лабораторных занятий.

Один академический час всех видов практики, научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы и итоговой аттестации докторантов равен 50 минутам.

48. При планировании объема учебной работы исходят из того, что один кредит равен 15 академическим часам:

1) аудиторной работы докторанта на протяжении академического периода в виде семестра;

2) работы докторанта в период профессиональной практики;

3) работы докторанта с научными консультантами в период НИРД (ЭИРД);

4) работы докторанта по написанию и защите докторской диссертации;

5) работы докторанта по подготовке и сдаче комплексного экзамена.

49. При кредитной технологии обучения увеличивается объем самостоятельной работы, выполняемой докторантами, которая подразделяется на два вида - на самостоятельную работу докторанта под руководством преподавателя (далее - СРДП) и на ту часть, которая выполняется полностью докторантами самостоятельно (далее - СРД).

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Государственный общеобязательный стандарт докторантуры по медицинским специальностям 1. Общие положения 2. Требования к уровню подготовки обучающихся 3. Требования к содержанию типовой программы 4. Требования к максимальному объему учебной нагрузки Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Государственный общеобязательный стандарт докторантуры по фармацевтическим специальностям 1. Общие положения 2. Требования к уровню подготовки обучающихся 3. Требования к содержанию типовой программы 4. Требования к максимальному объему учебной нагрузки Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Государственный общеобязательный стандарт магистратуры по медицинским специальностям 1. Общие положения 2. Требования к уровню подготовки обучающихся 3. Требования к содержанию типовой программы 4. Требования к максимальному объему учебной нагрузки Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Государственный общеобязательный стандарт магистратуры по фармацевтическим специальностям 1. Общие положения 2. Требования к уровню подготовки обучающихся 3. Требования к содержанию типовой программы 4. Требования к максимальному объему учебной нагрузки Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Государственный общеобязательный стандарт резидентуры по медицинским специальностям 1. Общие положения 2. Требования к уровню подготовки обучающихся 3. Требования к содержанию типовой программы 4. Требования к объему учебной нагрузки обучающихся Приложение Типовая профессиональная учебная программа по медицинским и фармацевтическим специальностям докторантуры 1. Паспорт учебной программы 2. Содержание циклов базовых дисциплин обязательного компонента Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Типовая профессиональная учебная программа по медицинским и фармацевтическим специальностям магистратуры 1. Паспорт учебной программы 2. Содержание циклов базовых дисциплин обязательного компонента 3. Содержание циклов профильных дисциплин обязательного компонента Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Типовая профессиональная учебная программа по медицинским специальностям резидентуры 1. Паспорт образовательной программы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26 Приложение 27 Приложение 28 Приложение 29 Приложение 30 Приложение 31 Приложение 32 Приложение 33 Приложение 34 Приложение 35 Приложение 36 Приложение 37 Приложение 38 Приложение 39 Приложение 40 Приложение 41 Приложение 42 Приложение 43 Приложение 44 Приложение 45 Приложение 46 Приложение 47 Приложение 48 Приложение 49 Приложение 50 Приложение 51 Приложение 52