Недействующая редакция. Принята: 06.11.2011 / Вступила в силу: 01.01.2012

Недействующая редакция, не действует с 15.01.2012 г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 августа 1996 года №125-ФЗ

О высшем и послевузовском профессиональном образовании

(В редакции Федеральных законов РФ от 10.07.2000 г. N92-ФЗ, 07.08.2000 г. N122-ФЗ, 27.12.2000 г. N150-ФЗ, 30.12.2001 г. N194-ФЗ, 25.06.2002 г. N71-ФЗ, 24.12.2002 г. N176-ФЗ, 10.01.2003 г. N11-ФЗ, 05.04.2003 г. N41-ФЗ, 07.07.2003 г. N119-ФЗ, 23.12.2003 г. N186-ФЗ, 22.08.2004 г. N122-ФЗ, 29.12.2004 г., 21.04.2005 г. N35-ФЗ, 31.12.2005 г. N199-ФЗ, 06.07.2006 г. N104-ФЗ, 18.07.2006 г. N113-Ф3, 16.10.2006 г. N161-ФЗ, 03.11.2006 г. N175-ФЗ, 29.12.2006 г. N258-ФЗ, 06.01.2007 г. N1-ФЗ, 09.02.2007 г. N17-ФЗ, 20.04.2007 г. N56-ФЗ, 13.07.2007 г. N131-ФЗ, 18.10.2007 г. N230-ФЗ, 24.10.2007 г. N232-ФЗ, 01.12.2007 г. N307-ФЗ, 01.12.2007 г. N308-ФЗ, 01.12.2007 г. N309-ФЗ, 01.12.2007 г. N313-Ф3, 28.02.2008 г. N14-ФЗ, 24.04.2008 г. N50-ФЗ, 15.07.2008 г. N119-ФЗ, 23.07.2008 г. N160-ФЗ, 25.12.2008 г. N281-ФЗ, N286-ФЗ, 10.02.2009 г. N18-ФЗ, 13.02.2009 г. N19-ФЗ, 18.07.2009 г. N184-ФЗ, 02.08.2009 г. N217-ФЗ, 10.11.2009 г. N260-ФЗ, 17.12.2009 г. N321-Ф3, 21.12.2009 г. №329-ФЗ, №333-ФЗ, 08.05.2010 г. №83-ФЗ 27.07.2010 г. №198-ФЗ, 08.11.2010 г. №293-ФЗ, 28.12.2010 г. №426-ФЗ, 02.02.2011 г. №2-ФЗ, 16.06.2011 г. №144-ФЗ, 18.07.2011 г. №242-ФЗ, 06.10.2011 г. №271-ФЗ, 06.11.2011 г. №290-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2012 г.), 03.12.2011 г. №384-ФЗ)

Принят Государственной Думой 19 июля 1996 года

Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования

1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

1. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании", а также на следующих принципах:

1) Утратил силу с 1 января 2005 г.;

2) непрерывность и преемственность процесса образования;

3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.

2. Утратил силу с 1 января 2005 г.

3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

1) финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;

2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию;

3) Утратил силу с 1 января 2005 г.;

4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством;

5) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;

6) Утратил силу с 1 января 2005 г.;

7) создания условий для интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки.

4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).

Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 2.1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки

1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.

2. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться в разных формах, в том числе:

1) проведения высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения;

2) привлечения высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

3) осуществления высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

4) реализации научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;

5) создания на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

6) создания высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы

1. Под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее - высшее учебное заведение) понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.

2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель высшего учебного заведения и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности (далее - лицензия).

3. Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.

Глава II. Система высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования;

научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских учреждений, организаций и предприятий, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений, организаций и предприятий;

общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования

1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:

1) единства образовательного пространства Российской Федерации;

2) качества высшего профессионального образования;

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;

4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

3. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.

Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, обеспечивает разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования и примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре, включающих в себя примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Разработку примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, для обучающихся в ординатуре, интернатуре - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

7. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) устанавливаются федеральные государственные требования в соответствии с пунктом 6.3 статьи 9 Закона Российской Федерации "Об образовании".

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава I. Общие положения Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования Статья 2.1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы Глава II. Система высшего и послевузовского профессионального образования Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании Статья 8. Высшее учебное заведение, его задачи и структура Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений Статья 10. Особенности создания, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений, регламентации осуществляемой ими образовательной деятельности Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием Статья 12. Управление высшим учебным заведением Статья 13. Научно-исследовательские и другие организации и учреждения в системе высшего и послевузовского профессионального образования Статья 14. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в системе высшего и послевузовского профессионального образования Статья 15. Общественные организации и государственно-общественные объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования Глава III. Субъекты учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования, их права и обязанности Статья 16. Студенты высших учебных заведений Статья 17. Гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой Статья 18. Слушатели учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования Статья 19. Докторанты, аспиранты (адъюнкты) и соискатели Статья 19.1. Ассистенты-стажеры Статья 20. Работники высших учебных заведений Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников Статья 22. Ученые звания Статья 23. Подтверждение документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях. Признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании Глава IV. Управление системой высшего и послевузовского профессионального образования Статья 24. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере высшего и послевузовского профессионального образования Статья 25. Статья 26. Глава V. Экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования Статья 27. Отношения собственности в системе высшего и послевузовского профессионального образования Статья 28. Финансовое обеспечение деятельности высших учебных заведений Статья 29. Платная деятельность высшего учебного заведения Статья 30. Оплата труда работников высшего учебного заведения Статья 31. Статья 32. Учет, отчетность и контроль в высших учебных заведениях Глава VI. Международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений Статья 33. Осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования Глава VII. Заключительные положения Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона