Недействующая редакция. Принята: 02.07.2015 / Вступила в силу: 25.07.2015

Недействующая редакция, не действует с 9 октября 2016 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 31 августа 2005 года №158

Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов

(В редакции Постановлений Министерства экономики Республики Беларусь от 07.12.2007 г. №214, 29.02.2012 г. №15, 25.07.2014 г. №55, 02.07.2015 г. №40)

На основании пункта 7 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 "О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций" и в целях совершенствования методологии разработки бизнес-планов инвестиционных проектов, упрощения требований к их структуре, содержанию и оформлению при представлении в соответствии с законодательством на рассмотрение органам государственного управления Министерство экономики Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства экономики РБ от 29.02.2012 г. №15)

(см. предыдущую редакцию)

1. Утвердить прилагаемые Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2006 г.

 

Министр

Н.П.Зайченко

Утверждены Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 года №158

Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок составления бизнес-планов инвестиционных проектов (далее – бизнес-план), в том числе определяют ключевые этапы и последовательность проведения исследований, требования (включая упрощенные) к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов, представляемых в соответствии с законодательством на рассмотрение республиканскому органу государственного управления, иной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, областному (Минскому городскому) исполнительному комитету, в подчинении которого (которой) находится (в состав, систему которого (которой) входит) юридическое лицо, инициирующее и (или) реализующее инвестиционный проект, если такое подчинение имеется, либо к компетенции которого (которой) относятся вопросы, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (далее – орган управления).

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

2. Для целей настоящих Правил используются следующие понятия и определения:

бизнес-план - документ, содержащий взаимоувязанные данные и сведения, подтвержденные соответствующими исследованиями, обоснованиями, расчетами и документами, о сложившихся тенденциях деятельности организации (ее потенциале) и об осуществлении в прогнозируемых условиях инвестиционного проекта (далее - проект) на всех стадиях его жизненного цикла (предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной, при необходимости ликвидационной), позволяющие произвести оценку эффективности и финансовой реализуемости проекта, вклада в экономику организации, региона, отрасли, страны (влияния на показатели социально-экономического развития республики);

предынвестиционная стадия - период, предшествующий осуществлению инвестиций, в котором выявляются сложившиеся тенденции финансово-хозяйственной деятельности организации и ее потенциал, определяется концепция проекта, формируется основополагающая информация, необходимая для разработки предпроектной документации, бизнес-плана и иных документов, требуемых на данной стадии, а также выполняется их разработка;

инвестиционная стадия - проектирование создаваемого в результате реализации проекта объекта, актуализация, при необходимости, бизнес-плана, строительство зданий и сооружений, приобретение оборудования и ввод объекта в эксплуатацию, государственная регистрация создания объекта недвижимости и возникновение прав на него;

эксплуатационная стадия - функционирование объекта и его поддержание в конкурентоспособном состоянии;

ликвидационная стадия - завершение проекта, ликвидация (консервация) объекта.

(Пункт 2 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

3. На предынвестиционной стадии заказчиком, инвестором и иными заинтересованными принимается окончательное решение о целесообразности реализации проекта.

(Пункт 3 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

4. Формирование основополагающей информации, необходимой для разработки бизнес-плана, осуществляется на предынвестиционой стадии посредством:

исследований рынков сбыта товаров, продукции, работ, услуг (далее - продукция) и их сегментов (с подготовкой маркетингового отчета), сырьевых зон, а также определения балансов производства и потребления, позволяющих принять окончательное решение о целесообразности производства конкретного вида продукции или увеличения объемов его выпуска;

исследований по выбору технологий и оборудования, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, анализа предложений от поставщиков оборудования, информации о технических характеристиках, стоимости и условиях его поставки;

проработки альтернативных вариантов реализации проекта и определения оптимального из них;

разработки в установленных законодательством случаях обоснований инвестиций;

определения возможных поставщиков оборудования и технологий, а также сырья, материалов и комплектующих изделий;

поиска инвесторов, определения схемы и источников финансирования проекта;

подготовки иных данных и сведений, необходимых для выполнения финансово-экономических и других расчетов проекта, оценки рисков его реализации.

(Пункт 4 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

5. Разработка бизнес-плана включает обобщение данных и сведений по проекту, полученных на предынвестиционной стадии, их уточнение, в том числе посредством проведения дополнительных исследований, переговоров с потенциальными инвесторами, банками, поставщиками оборудования и материальных ресурсов, потребителями продукции, выполнение соответствующих расчетов и осуществление иных действий, способствующих подготовке объективной информации по проекту.

(Пункт 5 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

6. Исключен в соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 25.07.2014 г. №55

(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Назначение бизнес-плана и его разработчики

(В название внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства экономики РБ от 29.02.2012 г. №15)

(см. предыдущую редакцию)

7. Бизнес-план разрабатывается в целях обоснования:

возможности привлечения организацией инвестиций в основной капитал, долгосрочных кредитов, займов;

целесообразности оказания организации, реализующей проект, мер государственной поддержки.

В иных случаях разработка бизнес-плана осуществляется по решению руководителя организации, реализующей проект, либо органа управления, в ведении которого находится (в состав которого входит) организация.

(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Министерства экономики Республики Беларусь от 29.02.2012 г. №15, 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

8. Основанием для разработки бизнес-плана является приказ руководителя организации, которым определяются:

ответственные за разработку бизнес-плана, достоверность используемых в расчетах данных, информирование органа управления о ходе разработки бизнес-плана, своевременность внесения в бизнес-план необходимых изменений и дополнений в течение срока его реализации;

механизм взаимодействия между структурными подразделениями организации при разработке бизнес-плана, анализе хода его реализации и внесении в него необходимых изменений и дополнений;

необходимость привлечения к разработке иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с указанием основания их привлечения;

смета затрат на проведение работ и источники их финансирования (при необходимости);

сроки разработки.

Рекомендуется создание рабочей группы из числа руководителей, специалистов организации с предоставлением определенных полномочий, способствующих подготовке взаимоувязанных исходных данных.

Глава 3. Требования к составу бизнес-плана

9. В состав бизнес-плана входят:

титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана, сброшюрованные в отдельную книгу;

финансово-экономические расчеты проекта в соответствии с таблицами согласно приложению 4 или приложению 5 к настоящим Правилам, сброшюрованные в отдельную книгу;

копии документов, подтверждающих исходные данные по бизнес-плану, сброшюрованные в отдельную(ые) книгу(и).

(Пункт 9 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

10. На титульном листе указываются названия проекта, организации - инициатора проекта (далее - инициатор), привлеченной организации - разработчика (далее - разработчик) бизнес-плана, утверждающие подписи их руководителей, заверенные печатью, дата утверждения бизнес-плана, требования конфиденциальности документа.

В случае, если для реализации проекта предусматривается оказание мер государственной поддержки, то на титульном листе необходимо наличие согласующей подписи руководителя (его заместителя) органа управления, в подчинении которого находится (в состав, систему которого входит) инициатор, если такое подчинение инициатора имеется, либо к компетенции которого относятся вопросы, связанные с производством продукции, и даты согласования бизнес-плана.

(В пункт 10 внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

11. В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы.

12. Описательная часть бизнес-плана должна состоять из следующих основных разделов:

"Резюме";

"Характеристика организации и стратегия ее развития";

"Описание продукции";

"Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга";

"Производственный план";

"Организационный план";

"Инвестиционный план, источники финансирования";

"Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности";

"Показатели эффективности проекта";

"Юридический план".

Во всех разделах бизнес-плана приводятся обоснования ожидаемых изменений в деятельности организации при реализации проекта, а также прогнозируемых исходных данных.

(В пункт 12 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Министерства экономики Республики Беларусь от 29.02.2012 г. №15, 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

13. По результатам расчетов бизнес-плана в случае представления потенциальным инвесторам, органу управления по его запросу, иным заинтересованным с согласия инициатора обобщенной информации по проекту оформляется: паспорт инвестиционного проекта - при проведении расчетов в полном объеме; инвестиционное предложение - при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями.

Основная информация об организации отражается в паспорте организации, который включается в раздел бизнес-плана "Характеристика организации и стратегия ее развития".

Инвестиционное предложение, паспорт инвестиционного проекта и паспорт организации оформляются согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

При подготовке бизнес-плана с участием разработчика информация о нем отражается в разделе "Сведения о разработчике бизнес-плана", который включается после раздела "Юридический план".

(Пункт 13 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

14. Общие требования к разработке бизнес-плана:

бизнес-план составляется с учетом особенностей осуществления видов экономической деятельности и специфики текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности организации и (или) проекта;

в случае реализации проекта в действующей организации финансово-экономические расчеты осуществляются в двух вариантах: с учетом реализации проекта и без учета реализации проекта;

при создании в действующей организации производственного объекта, не связанного с функционированием существующего производства и не образующего товарно-материальных потоков с ним при эксплуатации, который может быть выделен в самостоятельное структурное подразделение, в том числе с правом образования юридического лица, разработка бизнес-плана осуществляется в следующих вариантах: отдельно по проекту и по организации с учетом реализации проекта;

каждый раздел формируется на основании достоверных и сопоставимых исходных данных (с учетом изменений законодательства, учетной политики и структурных преобразований организации и иных изменений), подтвержденных исследованиями и оформленных соответствующими документами;

в полном объеме расчеты бизнес-плана выполняются в соответствии с таблицами согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

Отдельные расчетные таблицы при необходимости могут быть дополнены строками (графами), а наименования показателей уточнены с учетом специфики деятельности организации и (или) проекта.

Для проектов региональных, отраслевых программ импортозамещения, проектов, реализуемых организациями, расположенными на территории радиоактивного загрязнения (за исключением проектов, подлежащих в соответствии с законодательством государственной комплексной экспертизе), проектов, предусматривающих оказание мер государственной поддержки, стоимостью до 1 млн. долларов США и проектов, не предусматривающих оказания мер государственной поддержки, независимо от их стоимости расчеты бизнес-плана могут производиться по упрощенным требованиям в соответствии с таблицами согласно приложению 5 к настоящим Правилам с соблюдением общих требований, принципов и подходов к разработке бизнес-планов, установленных настоящими Правилами.

При подготовке исходных данных бизнес-плана используются следующие документы:

годовая бухгалтерская отчетность инициатора за 2–4 года, предшествующих планируемому году начала реализации проекта (для инициаторов, созданных менее чем за 2 года, предшествующих планируемому году начала реализации проекта, – за период деятельности), а также бухгалтерская отчетность за текущий период, иные отчеты и отчетность инициатора;

обоснование инвестиций (в случае, если его разработка требуется в соответствии с законодательством), иные документы, подтверждающие расчетную или сметную стоимость строительства, включая заключения (при их наличии) государственной экспертизы проектной документации;

договоры (проекты договоров), при их наличии, на поставку оборудования;

кредитные договоры (их проекты) либо иные документы (заключения) кредитодателей (заимодавцев), иностранных кредиторов, подтверждающие намерения и условия предоставления кредитов (займов) для реализации проекта;

учредительные документы инициатора;

отчеты о результатах маркетинговых и иных исследований;

иные документы, подтверждающие исходные данные.

(В пункт 14 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Министерства экономики Республики Беларусь от 29.02.2012 г. №15, 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

15. Исходные и выходные данные, заложенные в бизнес-плане, должны быть идентичными на всех этапах его рассмотрения в органах управления. В то же время отдельные разделы бизнес-плана могут дополняться расчетами, обоснованиями по требованию участников рассмотрения проекта (проведения его экспертизы, согласования или оценки).

(В пункт 15 внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства экономики РБ от 29.02.2012 г. №15)

(см. предыдущую редакцию)

16. При разработке бизнес-плана применяются следующие принципы и подходы:

при выполнении финансово-экономических расчетов бизнес-плана применяются методы имитационного моделирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров проекта на его эффективность и реализуемость;

приводятся аргументированные обоснования по всем исходным данным, используемым в финансово-экономических расчетах бизнес-плана (в том числе по объемам производства и реализации продукции, прогнозируемым ценам на продукцию и материальным ресурсам, инвестиционным затратам и источникам финансирования, амортизационной политике);

при составлении таблиц, прилагаемых к бизнес-плану, за базовый год принимается последний отчетный год;

при решении вопроса о новом строительстве учитываются проведенные в рамках обоснования инвестиций альтернативные расчеты и обоснования возможного размещения производства;

для проектов, реализуемых с участием средств или предоставлением преференций государства, выполняются расчеты налогов, сборов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды без предоставления льгот и при предоставлении льгот, а также выпадающих доходов государства и сроков окупаемости государственной поддержки;

бизнес-план составляется на весь срок реализации проекта (далее – горизонт расчета). Как правило, горизонт расчета должен охватывать средневзвешенный нормативный срок службы основного технологического оборудования, планируемого к приобретению в рамках реализации проекта, а также период с момента первоначального вложения инвестиций по проекту до ввода проектируемого объекта в эксплуатацию. В случае, если срок возврата заемных средств равен либо превышает период от первоначального вложения инвестиций по проекту до окончания средневзвешенного нормативного срока службы основного технологического оборудования, планируемого к приобретению в рамках реализации проекта, горизонт расчета устанавливается на срок возврата заемных средств плюс 1 год. Допускается установление другого обоснованного горизонта расчета;

шаг отображения информации в таблицах, представляемых в органы управления, принимается равным 1 году;

расчеты бизнес-плана по проекту, для реализации которого требуются средства в свободно конвертируемой валюте, приводятся в свободно конвертируемой валюте, в остальных случаях – в свободно конвертируемой валюте (как правило, в долларах США) или белорусских рублях (в текущих ценах без учета инфляции).

Расчет средневзвешенного нормативного срока службы основного технологического оборудования осуществляется по формуле

Формула 1 к Правилам утв. Пост. МЭ от 31.08.2005 №158 (с изм. 29.02.12 №15)

где Сi - стоимость i-го вида основного технологического оборудования;

Нi - нормативный срок службы i-го вида основного технологического оборудования;

С - общая стоимость основного технологического оборудования;

I - количество видов основного технологического оборудования.

(В пункт 16 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Министерства экономики Республики Беларусь от 29.02.2012 г. №15, 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 4. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "резюме"

17. Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его содержание должно в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана. Целесообразно привести информацию о технологической новизне проекта (при наличии), его социальной значимости. Сводные показатели по проекту (отдельные исходные данные, выходные показатели экономической эффективности проекта) оформляются в соответствии с таблицей, приведенной в приложении 2 к настоящим Правилам. Эта таблица включается в состав данного раздела.

18. Раздел "Резюме" составляется на завершающем этапе разработки бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам. Обычный объем резюме (кроме таблицы) - 2-3 страницы.

Глава 5. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "Характеристика организации и стратегия ее развития"

19. В данном разделе дается общее описание секции (класса, подкласса), в которой осуществляет свою деятельность организация.

Приводится информация о вкладе организации в создание добавленной стоимости основных видов экономической деятельности.

При описании организации отражаются следующие вопросы:

краткая история создания;

краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности (в том числе ее сильные и слабые стороны, сезонный характер сбыта продукции, серийный или мелкосерийный характер производства);

располагаемые мощности по выпуску продукции, их загрузка, краткая характеристика имеющихся технологий, основных средств с выделением их активной части, соответствие уровню технологий и оборудования ведущих мировых производителей;

объекты социальной сферы в инфраструктуре организации, доля их стоимости в стоимости основных средств;

сведения о правах на имеющиеся основные средства (права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, финансовой аренды (лизинга), о наличии земельного участка и правах на него;

информация об аттестации производств в соответствии с международными требованиями;

реализуемые (реализованные) организацией иные проекты, источники их финансирования, оценка достижения установленных (ожидаемых) показателей;

краткий анализ финансово-хозяйственной деятельности организации за три года, предшествующих планируемому, а также за текущий период;

основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации за предшествующий период в соответствии с таблицей согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

факторы, негативно влияющие на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.

(В пункт 19 внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

20. При описании стратегии развития организации раскрываются следующие вопросы:

главные цели и задачи перспективного развития, направления повышения инновационной активности (выпуск новой продукции, повышение качества выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, экономия ресурсов, замена основных средств, внедрение новых и высоких технологий, импортозамещение, иные цели и направления);

актуальность и новизна проекта, намечаемой к выпуску продукции, взаимосвязь с существующими приоритетами развития экономики Республики Беларусь, включая участие в государственных и межгосударственных программах;

перечень основных объектов, включенных в проект, мощности создаваемых (реконструируемых) производств;

место осуществления проекта, размещения создаваемого производства (на площадях выводимого из эксплуатации оборудования, на существующих свободных площадях, в новом производственном здании);

обоснование возможности создания конкурентоспособного производства в действующей организации с учетом ее финансового состояния, располагаемого производственного и кадрового потенциала, имеющейся инфраструктуры, загрузки мощностей и структуры управления;

обоснование потребности в дополнительных производственных мощностях, необходимых для выполнения производственной программы на перспективу, способ их создания (строительство, покупка, аренда);

необходимость остановки действующего производства (отдельных участков) на период реконструкции;

перечень и обоснование требуемого оборудования и технологий с учетом достигнутого научного и технического уровня, требований международных стандартов качества и надежности, а также планируемых к выпуску объемов производства продукции и ее потребительских характеристик;

обоснование выбора оборудования, основанное на сравнительных технических характеристиках оборудования ведущих производителей и условиях его поставки, условий послепродажного обслуживания, гарантий и цены;

обоснование объема инвестиционных затрат, необходимых для подготовки и организации производства;

информация о наличии предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации, заключений государственной экспертизы проектной документации, о проведении (намерении проведения) торгов, об имеющихся договорах (их проектах) на поставку оборудования, об условиях и о сроках его поставки, монтажа и наладки;

экологическая оценка проекта (анализ воздействия будущего производства на окружающую среду, объемы отходов, предполагаемые места их утилизации, переработки и другие экологические аспекты);

мероприятия по достижению целей стратегии развития организации, намерения (план действий) по внедрению современных информационных систем и технологий.

В случае нового строительства приводится описание конкретного места реализации проекта с учетом географического положения, существующей социальной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры (наличие трудовых ресурсов, дорог, инженерных коммуникаций, связи, энергоносителей и другой инфраструктуры). Для целей подтверждения обоснованности принятых решений на предынвестиционной стадии в установленных законодательством случаях разрабатывается обоснование инвестиций, являющееся одним из базовых документов, на основании которого в целях, определенных пунктом 7 настоящих Правил, осуществляется разработка бизнес-плана.

(В пункт 20 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Министерства экономики Республики Беларусь от 29.02.2012 г. №15, 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 6. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "Описание продукции"

21. В данном разделе представляется информация о продукции, которая будет производиться организацией:

область применения;

основные характеристики (потребительские, функциональные, прочие характеристики продукции);

соответствие международным и национальным стандартам качества;

обеспечение сервисного, гарантийного и послегарантийного обслуживания;

наличие патентов, лицензий, сертификатов;

новизна технических и технологических решений, потребительских свойств.

(В пункт 21 внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства экономики РБ от 29.02.2012 г. №15)

(см. предыдущую редакцию)

22. Приводится план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности, в котором необходимо отразить следующие вопросы:

крупные предполагаемые проблемы в освоении продукции и подходы к их решению;

обоснование предложений по разработке новых видов (модификаций) продукции, совершенствованию упаковки;

намерения и предложения по доведению качества продукции до международных требований и ее сертификации.

(В пункт 22 внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства экономики РБ от 29.02.2012 г. №15)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 7. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга"

23. В данном разделе излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга.

24. Анализ рынков должен включать:

общую характеристику рынков, на которых планируется сбыт продукции организации, включая намечаемую к выпуску в рамках проекта, оценку их емкости, в том числе свободной;

долю организации на разных рынках;

динамику развития рынков за последние 3-5 лет и прогноз тенденций их изменения в течение горизонта расчета;

основные факторы, влияющие на изменение рынков;

оценка возможностей конкурентов и основные данные о выпускаемой ими продукции - технический уровень, цена, уровень качества;

технологическое и финансовое состояние конкурирующих организаций и степень их влияния на рынок данной продукции;

оценку новизны и конкурентоспособности продукции, в том числе по ценовому фактору, качественным характеристикам и другим параметрам, преимущества организации перед конкурентами.

(В пункт 24 внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства экономики РБ от 29.02.2012 г. №15)

(см. предыдущую редакцию)

25. Обоснование стратегии маркетинга приводится в отдельном подразделе, в котором отражаются:

стратегия сбыта (нацеленная на увеличение доли рынка, расширение существующего рынка, продвижение на новые рынки и иное);

расчет и обоснование прогнозируемых цен на продукцию с учетом конъюнктуры рынка и тенденций его изменения, а также насыщения на соответствующем сегменте рынка, сравнение с ценой конкурентов;

для продукции, которую планируется реализовывать на внешних рынках, при обосновании цены учитываются льготы, ограничения (квоты) и требования, устанавливаемые страной-импортером;

обоснование объемов производства и реализации продукции в перспективе по рынкам сбыта (на их сегментах), возможности ее сбыта с запланированным уровнем рентабельности;

тактика по реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы, иные способы реализации продукции);

политика по сервисному обслуживанию (организацией на месте, ремонтными мастерскими, сервисными центрами и другими видами сервисного обслуживания) с указанием затрат на организацию обслуживания и доходов (убытков) от такого вида деятельности;

информация о наличии договоров (протоколов о намерении) поставки продукции, намечаемой к выпуску в рамках проекта;

затраты на маркетинг и рекламу;

план мероприятий по продвижению продукции на рынки, в том числе по интеграции в созданные (создаваемые) логистические системы, включая основные этапы его реализации.

Обобщенные результаты маркетингового анализа, проведенного с учетом специфики хозяйственной деятельности организации и проекта, приводятся согласно таблицам 6-1, 6-2 и 6-3 приложения 6 к настоящим Правилам.

(В пункт 25 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Министерства экономики Республики Беларусь от 29.02.2012 г. №15, 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 8. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "Производственный план"

26. Производственный план разрабатывается на срок реализации проекта (горизонт расчета). Данный раздел должен состоять из следующих подразделов:

программы производства и реализации продукции;

материально-технического обеспечения;

затрат на производство и реализацию продукции.

27. Исходные данные по проекту оформляются в соответствии с таблицей 4-1 приложения 4 к настоящим Правилам.

28. Прогнозируемые цены на продукцию приводятся в соответствии с таблицей 4-2 приложения 4 к настоящим Правилам.

29. Программа производства и реализации продукции составляется на основании проведенных маркетинговых исследований, прогнозируемых цен на продукцию с учетом имеющихся и создаваемых производственных мощностей и оформляется в соответствии с таблицами 4-3, 4-4 приложения 4 к настоящим Правилам.

30. В подразделе "Материально-техническое обеспечение" производства излагаются перспективы обеспечения проекта требуемым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасными частями, топливно-энергетическими и другими ресурсами.

В этом подразделе приводятся:

перечень наиболее значимых для организации видов сырьевых ресурсов, а также их поставщиков;

периодичность приобретения основных видов сырья и материалов (ежемесячно, сезонно, хаотично либо с иной периодичностью, соответствие качественным характеристикам);

требования поставщиков по форме оплаты;

обоснование и расчет потребности в сырьевых ресурсах, их экономии по сравнению с действующей технологией;

обоснование схемы материально-технического обеспечения (виды транспорта, средства погрузки, разгрузки и складирования, оптимизация затрат на транспортировку ресурсов);

обоснование и расчет потребности в топливно-энергетических ресурсах, их экономии по сравнению с действующей технологией (с указанием фактических норм расхода топливно-энергетических ресурсов и прогрессивных норм расхода топливно-энергетических ресурсов по видам продукции, установленных законодательством);

обоснования цен (тарифов) на материальные ресурсы исходя из сложившихся тенденций роста (падения) цен в предыдущих периодах и ожидаемых изменений в перспективе на основе экспертных оценок, данных информационно-маркетинговых систем, других исследований;

оценка снижения импортоемкости производства продукции;

риски ресурсного обеспечения.

Обоснование экономии (роста) затрат на сырье, материалы и топливно-энергетические ресурсы должно производиться путем сравнения в базовом периоде (году) и после ввода объекта в эксплуатацию:

калькуляции цены продукции;

удельного веса сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов в затратах на производство и реализацию продукции;

уровня затрат на сырье и материалы, топливно-энергетические ресурсы к выручке от реализации;

объемов использования местных видов топлива, включая нетрадиционные и возобновляемые источники энергии и вторичные энергоресурсы.

Расчет затрат на сырье и материалы, а также топливно-энергетические ресурсы приводится в соответствии с таблицами 4-5, 4-6 приложения 4 к настоящим Правилам.

(В пункт 30 внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства экономики РБ от 29.02.2012 г. №15)

(см. предыдущую редакцию)

31. В подразделе "Затраты на производство и реализацию продукции" даются обоснования по каждому элементу затрат на производство и реализацию продукции, прогнозируются их изменения в перспективе.

Расчет потребности в трудовых ресурсах и расходов на оплату труда работников оформляется согласно таблице 4-7 приложения 4 к настоящим Правилам.

Расчет амортизационных отчислений производится в соответствии с применяемой организацией амортизационной политикой и оформляется в соответствии с таблицей 4-8 приложения 4 к настоящим Правилам.

32. Сводный расчет затрат на производство и реализацию продукции оформляется согласно таблице 4-9 приложения 4 к настоящим Правилам. Для анализа безубыточности выделяются условно-переменные и условно-постоянные расходы (издержки).

При подготовке данной таблицы анализируются отдельные статьи и элементы затрат по отношению к общим затратам на производство и реализацию продукции и определяются те из них, которые имеют наибольший удельный вес. Вырабатываются меры по снижению затрат и управлению себестоимостью продукции.

Расчет затрат на производство и реализацию продукции может также осуществляться по статьям и элементам затрат с учетом особенностей видов экономической деятельности организации.

(В пункт 32 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Министерства экономики Республики Беларусь от 29.02.2012 г. №15, 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 9. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "Организационный план"

33. В данном разделе в соответствии с основными этапами реализации проекта дается комплексное обоснование организационных мероприятий.

34. Отдельно приводится обоснование штатной численности организации, количества вновь создаваемых и модернизируемых рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, с выделением их в рамках реализации проекта, выбор рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и организацией в целом. При этом указываются возможности инициаторов проекта по подбору и подготовке персонала, способности команды менеджеров реализовать данный проект, определяются необходимая квалификация и численность специалистов, обосновывается введение многосменности в работе.

(В пункт 34 внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства экономики РБ от 29.02.2012 г. №15)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 10. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "Инвестиционный план", источники финансирования

(В название главы 10 внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства экономики РБ от 29.02.2012 г. №15)

(см. предыдущую редакцию)

35. Общие инвестиционные затраты определяются как сумма инвестиций в основной капитал (капитальные затраты) с учетом налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и затрат под прирост чистого оборотного капитала. Инвестиции в основной капитал представляют собой ресурсы, требуемые для строительства, реконструкции, приобретения и монтажа оборудования, осуществления иных предпроизводственных мероприятий, а прирост чистого оборотного капитала соответствует дополнительным ресурсам, необходимым для их эксплуатации.

В сумму инвестиций в основной капитал включаются также капитальные затраты на замену выбывающего оборудования (в течение горизонта расчета), которое приобретается в рамках проекта.

Сумма инвестиций в основной капитал по проекту без учета НДС определяет стоимость проекта.

В данном разделе приводится расчет потребности в инвестициях по каждому виду затрат, при этом первый год реализации проекта необходимо отражать поквартально.

При планировании общих инвестиционных затрат отдельно рассчитывается потребность в чистом оборотном капитале в первый период (год) реализации проекта и (или) его последующем приросте, учитываются структурные изменения в производстве, которые могут возникнуть на эксплуатационной стадии проекта.

Расчет потребности в чистом оборотном капитале выполняется в соответствии с таблицей 4-10 приложения 4 к настоящим Правилам. При этом размер краткосрочных активов определяется исходя из сложившегося уровня обеспеченности организации краткосрочными активами, планируемых изменений производственной программы, а также возможностей обеспечения их оптимальной величины. Размер кредиторской задолженности регулируется с учетом накопительного остатка денежных средств и уровня платежеспособности организации, контролируемого при составлении расчетов по коэффициенту текущей ликвидности. В случае, если коэффициенты текущей ликвидности принимают значения меньше нормативного, накопительный остаток денежных средств (кроме минимального остатка денежных средств на расчетном счете организации) должен быть использован на уменьшение кредиторской задолженности и возврат краткосрочных и долгосрочных кредитов (займов).

Расчет количества дней запаса (текущего и страхового) по соответствующему элементу краткосрочных активов, а также дней отсрочки платежей (предоплаты) при расчетах с кредиторами и дебиторами на начало (конец) базового периода (года) (ДБэ) осуществляется по формуле

Формула 1 к Пост. Мин.экон. от 31.08.2005 №158 (Беларусь)

где ЗБэ - сумма запаса (текущего и страхового) соответствующего элемента краткосрочных активов, а также отсроченных платежей (предоплаты) при расчетах с кредиторами и дебиторами (далее - значение элемента краткосрочных активов и обязательств) на начало (конец) базового периода (года) из бухгалтерского баланса организации за анализируемые периоды;

СДРэ - сумма доходов (выручка от реализации продукции), расходов организации (затраты на производство и реализацию продукции, на сырье и материалы, расходы на оплату труда, налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет, другие составляющие затрат) за период (год), используемая при расчете значений элементов краткосрочных активов и обязательств.

Расчет однодневной суммы доходов (расходов) организации на начало (конец) базового периода (года), на конец периода (года) реализации проекта (СОэ) осуществляется по формулеК Пост. Мин.экон. от 31.08.2005 №158 (Беларусь)

Количество дней запаса (текущего и страхового) по соответствующему элементу краткосрочных активов, дней отсрочки платежей (предоплаты) при расчетах с кредиторами и дебиторами на конец периода (года) реализации проекта (ДРэ) определяется экспертно, путем анализа показателя ДБэ и особенностей материально-технического обеспечения организации при реализации проекта (с учетом изменений в структуре производства, периодичности и объемов закупки сырья и материалов и других факторов).

При этом приводятся детальные обоснования подходов при определении показателя ДРэ, а также значений элементов краткосрочных активов и обязательств, рассчитываемых экспертно либо по иным методикам.

Расчет значений элементов краткосрочных активов и обязательств на конец периода (года) реализации проекта (ЗРэ) с применением показателя ДРэ осуществляется по формуле

К Пост. Мин.экон. от 31.08.2005 №158 (Беларусь)

Расчет потребности в чистом оборотном капитале может осуществляться на основе иной обоснованной методики.

(В пункт 35 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Министерства экономики Республики Беларусь от 29.02.2012 г. №15, 25.07.2014 г. №55)

(см. предыдущую редакцию)

36. Сводные данные по инвестиционным затратам и источникам их финансирования по проекту (собственные, заемные и привлеченные средства, включая государственное участие) представляются в виде таблицы 4-11 приложения 4 к настоящим Правилам.

Приводятся обоснования источников финансирования проекта.

По источникам собственных средств организации (чистая прибыль, амортизация, другие собственные финансовые ресурсы) даются обоснования, подкрепленные расчетами. Наиболее приемлемой является доля собственных средств, составляющих не менее 25-30 % от требуемого размера финансирования.

В качестве источников финансирования проекта могут рассматриваться также дополнительный выпуск акций, кредиты банков, целевые займы и другие источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

Представляются копии подтверждающих документов (письма, заключения, выписки из решений) о намерениях (решениях) банков, потенциальных инвесторов и иных заинтересованных по вложению средств в реализацию проекта при наличии таких решений или намерений.

При отсутствии решения банка о предоставлении кредита в бизнес-плане указываются планируемые условия пользования долгосрочными кредитами, определенные исходя из общих условий кредитования, сложившихся на момент разработки бизнес-плана.

По видам государственного участия в проекте указывается основание предоставления мер государственной поддержки (нормативный правовой акт, решение, распоряжение и иной распорядительный документ).

Отдельно приводятся финансовые издержки по проекту (плата за кредиты (займы), связанные с осуществлением капитальных затрат,проценты по кредитам (займам), плата за гарантию правительства, комиссии банков и другие платежи) и источники их финансирования.

(В пункт 36 внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства экономики РБ от 29.02.2012 г. №15)

(см. предыдущую редакцию)

37. По каждому долгосрочному кредиту (займу), привлекаемому для реализации проекта (далее - кредит), указываются условия его предоставления и погашения в соответствии с таблицей 4-12 приложения 4 к настоящим Правилам. Расчет погашения долгосрочных обязательств по кредиту по периодам (годам) реализации проекта приводится согласно таблице 4-13 приложения 4 к настоящим Правилам.

В целях определения текущей стоимости кредита осуществляется расчет эффективной процентной ставки1 (далее - ЭПС) путем приведения (дисконтирования) будущих денежных потоков по этому кредиту к дате начального его предоставления заемщику по формуле

Формула 1 к Пост. Мин.эконом.РБ от 02.07.2015 г. №40

где ДПi - сумма i-го денежного потока по кредиту, соответствующая сумме его предоставления и погашения;

di - дата i-го денежного потока;

d0 - дата начального денежного потока, совпадает с датой предоставления кредита заемщику;

365 - количество дней в году;

I - количество денежных потоков по кредиту.

При определении ЭПС соблюдаются следующие подходы:

денежные потоки рассчитываются на основании детального графика предоставления и погашения соответствующего кредита и учитывают все финансовые издержки;

разнонаправленные денежные потоки, связанные с предоставлением и погашением кредита, включаются в расчет с противоположными математическими знаками - соответственно "минус" и "плюс";

комиссии, сборы (платежи) по кредиту, предшествующие дате предоставления его заемщику, включаются в состав платежей, осуществляемых на дату начального денежного потока d0.

Расчет ЭПС является обязательным при привлечении для финансирования проекта внешнего государственного займа и (или) внешнего займа, привлеченного под гарантии Правительства Республики Беларусь.

При предоставлении государственной поддержки в виде возмещения из средств бюджета части процентов за пользование банковским кредитом может дополнительно рассчитываться ЭПС с учетом предоставления указанной государственной поддержки.

Сводный расчет погашения долгосрочных обязательств, включающий погашение существующих обязательств организации, приводится согласно таблице 4-14 приложения 4 к настоящим Правилам.

______________________________

1 Технический расчет ЭПС может осуществляться с использованием калькулятора ЭПС, размещенного на официальном сайте Министерства финансов Республики Беларусь, а также в MS-Excel с применением функции ЧИСТВНДОХ (XIRP).

(Пункт 37 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 02.07.2015 г. №40)

(см. предыдущую редакцию)

37-1. Согласованные во времени мероприятия по реализации проекта оформляются в виде временной диаграммы либо сетевого графика в соответствии с данными, представленными в таблице 4-22 приложения 4 к настоящим Правилам, на период от начала использования инвестиций до выхода на проектную мощность.

В графике реализации проекта отражаются продолжительность выполнения основных этапов работ (в месяцах) по каждому объекту строительства, а также потребность в финансовых ресурсах.

(Пункт 37-1 введен в соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 25.07.2014 г. №55)

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов Глава 1. Общие положения Глава 2. Назначение бизнес-плана и его разработчики Глава 3. Требования к составу бизнес-плана Глава 4. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "резюме" Глава 5. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "Характеристика организации и стратегия ее развития" Глава 6. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "Описание продукции" Глава 7. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга" Глава 8. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "Производственный план" Глава 9. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "Организационный план" Глава 10. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "Инвестиционный план", источники финансирования Глава 11. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности" Глава 12. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "Показатели эффективности проекта" Глава 13. Требования к содержанию раздела бизнес-плана "Юридический план" Глава 14. Особенности финансово-экономических расчетов бизнес-плана при реализации проекта в действующей организации Глава 15. Актуализация бизнес-плана в период реализации проекта (на инвестиционной стадии) Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Исходные данные по проекту Прогнозируемые цены на продукцию Программа производства и реализации продукции в натуральном выражении Программа реализации продукции в стоимостном выражении Расчет затрат на сырье и материалы Расчет затрат на топливно-энергетические ресурсы Расчет потребности в работниках и расходов на оплату их труда Расчет амортизационных отчислений Расчет затрат на производство и реализацию продукции Расчет потребности в чистом оборотном капитале Общие инвестиционные затраты и источники финансирования по проекту Условия предоставления и погашения кредита Расчет погашения долгосрочных обязательств по кредиту по периодам (годам) реализации проекта Сводный расчет погашения долгосрочных обязательств Расчет прибыли от реализации Расчет налогов, сборов и платежей Расчет потока денежных средств по организации Проектно-балансовая ведомость по организации Расчет чистого потока наличности и показателей эффективности проекта Расчет окупаемости государственной поддержки проекта Расчет потока средств по экспортно-импортным операциям (валютоокупаемость проекта) График реализации проекта Приложение 5 Программа производства и реализации продукции Расчет затрат на производство и реализацию продукции Расчет потребности в чистом оборотном капитале Общие инвестиционные затраты и источники финансирования по проекту Расчет погашения долгосрочных кредитов, займов Расчет прибыли от реализации Расчет потока денежных средств по организации Проектно-балансовая ведомость по организации Расчет окупаемости государственной поддержки проекта Расчет чистого потока наличности и показателей эффективности проекта Приложение 6 Анализ микросреды организации* Анализ перспективности рынка сбыта продукции Сравнительный анализ цен на продукцию на рынке Приложение 7 PEST-анализ внешней среды организации SWOT-матрица анализа факторов внешней и внутренней среды организации Показатели чувствительности проекта