Дата обновления БД:
03.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
14 / 74
Всего документов в БД:
133345
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 24 февраля 2012 года №42
Об утверждении Правил осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан и получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту
(В редакции Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 17.09.2015 г. №175)
В соответствии с Законами Республики Казахстан от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан" и от 6 января 2012 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля" Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан и получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту.
2. Признать утратившими силу постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Настоящее постановление вводится в действие с 1 июля 2012 года и подлежит официальному опубликованию.
Председатель Национального Банка
Г.Марченко
Согласовано Министерством финансов Республики Казахстан Министр __________ 2012 года |
Б.Жамишев |
Утверждены Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 февраля 2012 года №42
Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан и получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту
1. Общие положения
1. Правила осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан и получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года "О Национальном Банке Республики Казахстан" и Законом Республики Казахстан от 13 июня 2005 года "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) и определяют порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля, а также условия получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту (в том числе пороговое значение в отношении суммы контракта, при превышении которого требуется получение учетного номера контракта).
Экспортно-импортный валютный контроль - это комплекс мер, осуществляемых уполномоченными банками, Национальным Банком Республики Казахстан (далее - Национальный Банк) и другими государственными органами в рамках их компетенции в целях обеспечения выполнения резидентами требования репатриации иностранной и национальной валюты (далее-требование репатриации).
Порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля включает основные и дополнительные процедуры (частные случаи) контроля исполнения требования репатриации и условия их завершения, обмен информацией по контрактам для целей контроля исполнения требования репатриации, а также переходные положения.
2. Понятия, применяемые в настоящих Правилах, используются в значениях, указанных в Законе.
Для целей настоящих Правил используются также следующие термины и понятия:
1) контракт - валютный договор, предусматривающий экспорт или импорт товаров (работ, услуг);
2) акт сверки по контракту - акт, составленный банком учетной регистрации контракта и территориальным подразделением органа государственных доходов по результатам сверки движения товаров по контракту;
3) журнал регистрации контрактов - журнал, который ведется банком учетной регистрации контракта для регистрации контрактов, которым присвоены учетные номера контрактов;
4) учетная регистрация контракта - присвоение контракту учетного номера контракта с соответствующей отметкой на оригинале или копии контракта, а также ведение учета и предоставление отчетности по исполнению обязательств в рамках контракта;
5) банк учетной регистрации контракта - уполномоченный банк (его филиал), территориальный филиал Национального Банка (далее - филиал Национального Банка), осуществляющий учетную регистрацию контракта в целях контроля исполнения требования репатриации в рамках контракта;
6) учетный номер контракта - регистрационный номер, предназначенный для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям, присваиваемый банком учетной регистрации контракта, или номер паспорта сделки, оформленного по контракту до введения в действие настоящих Правил;
7) лицензия - лицензия, выданная Национальным Банком до 31 декабря 2006 года на предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту;
8) паспорт сделки - документ, оформленный по контракту для целей контроля исполнения требования репатриации до введения в действие настоящих Правил;
9) орган государственных доходов - государственный орган Республики Казахстан, в пределах своей компетенции осуществляющий обеспечение поступлений налогов, таможенных платежей и других обязательных платежей в бюджет, реализацию таможенного дела в Республике Казахстан, полномочия по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений, отнесенных законами Республики Казахстан к ведению этого органа, а также выполняющий иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;
10) срок репатриации - период времени между датой экспорта и датой поступления валюты в оплату экспорта либо между датой платежа и (или) перевода денег по импорту и датой возврата неиспользованного аванса по импорту, в случае неисполнения и (или) неполного исполнения обязательств нерезидентом, либо между датой платежа и (или) перевода денег по импорту и датой импорта, в случае отсутствия в контракте сроков возврата неиспользованного аванса;
11) экспортер или импортер - резидент Республики Казахстан (юридическое лицо, его филиал, а также индивидуальный предприниматель), заключивший контракт, либо к которому перешло право требования к нерезиденту по контракту.
(Пункт 2 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 17.09.2015 г. №175)
(см. предыдущую редакцию)
2. Основные процедуры контроля исполнения требования репатриации
3. Уполномоченные банки, а также филиалы Национального Банка осуществляют контроль исполнения требования репатриации по контрактам на сумму свыше пятидесяти тысяч долларов США в эквиваленте, за исключением случаев, указанных в подпунктах 1)-5) и 7) пункта 29 настоящих Правил.
Если контракт выражен в валюте, отличной от доллара США, и в контракте отсутствует указание на обменный курс по отношению к доллару США, для определения эквивалента суммы контракта в долларах США пересчет осуществляется с использованием рыночного курса обмена валют на дату заключения контракта.
Если контракт выражен в валюте, отличной от доллара США, сумма неисполненных обязательств нерезидента рассчитывается в валюте контракта с последующим ее пересчетом в доллары США с использованием рыночного курса обмена валют на последнее число месяца истечения срока репатриации по контракту. Пересчет в доллары США суммы неисполненных обязательств резидента для целей снятия контракта с учетной регистрации осуществляется с использованием рыночного курса обмена валют на дату снятия контракта с учетной регистрации.
Если контракт выражен в валюте, отличной от валюты исполнения обязательств, и сторонами контракта не определен курс пересчета валюты исполнения обязательств в валюту контракта пересчет сумм исполненных обязательств в валюту контракта осуществляется с использованием рыночного курса обмена валют на дату исполнения обязательств.
4. Срок репатриации указывается по контрактам, требующим получения учетного номера контракта, - в заявлении на получение учетного номера контракта по форме приложения 1 к настоящим Правилам, а по контрактам, не требующим получения учетного номера, - в заявлении произвольной формы. Для контрактов, не требующих получения учетного номера, в случае отсутствия заявления экспортера или импортера с указанием срока репатриации, этот срок принимается равным 180 календарным дням.
Срок репатриации рассчитывается экспортером или импортером, исходя из условий исполнения обязательств сторонами по контракту в порядке, предусмотренном в приложении 2 к настоящим Правилам, и указывается как количество полных лет и дней.
5. Срок репатриации изменяется путем указания в заявлении произвольной формы нового срока репатриации в следующих случаях:
1) если ранее указанный экспортером или импортером срок репатриации не соответствует условиям контракта и (или) рассчитан без учета норм настоящих Правил;
2) наличия следующих документов, которыми подтверждается наступление обстоятельств, влияющих на сроки и условия исполнения обязательств сторонами по контракту:
изменения и (или) дополнения в контракт;
решения судебного или иного государственного органа, арбитража;
документа уполномоченного органа иностранного государства, свидетельствующего о том, что нерезидент находится на стадии ликвидации или проходит процедуру банкротства;
3) возникновения обстоятельств непреодолимой силы, влияющих на изменение сроков и условий исполнения обязательств сторонами по контракту.
При возникновении обстоятельств непреодолимой силы, отсутствии в решении судебного или иного государственного органа, арбитража сроков исполнения обязательств нерезидентом по контракту либо отсутствии в документе уполномоченного органа иностранного государства сроков окончания процесса ликвидации нерезидента или признания нерезидента банкротом срок репатриации продлевается на срок не более трех лет.
(Пункт 5 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 17.09.2015 г. №175)
(см. предыдущую редакцию)
6. Для целей контроля исполнения требования репатриации датой экспорта или импорта товаров (работ, услуг) считается:
1) при перемещении товаров через таможенную границу государств-членов Евразийского экономического союза (далее - Союз) - дата выпуска товаров, указанная в декларации на товары, подтверждающей помещение товара под таможенную процедуру, учитываемую в таможенной статистике внешней торговли в качестве экспорта или импорта;
2) при перемещении товаров внутри таможенной территории Союза для импорта, в случае, когда Кодексом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" (далее - Налоговый кодекс) предусмотрено оформление заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, в случае его представления на бумажном носителе - дата отметки территориального подразделения органа государственных доходов о регистрации заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, либо в случае его представления в электронном виде - дата уведомления о принятии органом государственных доходов заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
3) в остальных случаях:
дата выпуска товаров, указанная в декларации на товары, подтверждающей помещение товара под таможенную процедуру, учитываемую в таможенной статистике взаимной торговли в качестве экспорта или импорта (когда предусмотрено оформление декларации на товары);
дата подписания (принятия) документов, подтверждающих передачу товаров, выполнение работ (оказание услуг);
дата выставления счета-фактуры, инвойса за фактически переданные товары, выполненные работы (оказанные услуги);
дата начала исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта, не предусматривающего подписание (принятие) документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), и выставление счета-фактуры, инвойса за фактически выполненные работы (оказанные услуги);
дата отметки налогового органа государства-члена Союза, на территорию которого импортированы товары, о регистрации заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, в случае его представления на бумажном носителе, либо дата уведомления о принятии налоговым органом государства-члена Союза, на территорию которого импортированы товары, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, в случае его представления в электронном виде.
(Пункт 6 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 17.09.2015 г. №175)
(см. предыдущую редакцию)
7. Для целей настоящих Правил документами валютного контроля являются документы, поступающие в бумажном или электронном виде в уполномоченный банк или филиал Национального Банка при осуществлении контроля исполнения требования репатриации. К таким документам относятся:
1) заявление на получение учетного номера контракта по форме, установленной приложением 1 к настоящим Правилам, или произвольной формы по контрактам, не требующим получения учетного номера контракта;
2) контракт (оригинал или его копия) с отметкой о присвоении учетного номера для контрактов, подлежащих учетной регистрации;
Недействующая редакция, не действует с 1 июля 2016 года