Недействующая редакция. Принята: 21.07.2016 / Вступила в силу: 12.08.2016

Недействующая редакция, не действует с 9 сентября 2016 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 27 декабря 2012 года №320

О деятельности полиции и статусе полицейского

(В редакции Законов Республики Молдова от 29.05.2015 г. №124, 28.04.2016 г. №87, 17.06.2016 г. №134, 21.07.2016 г. №135)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I Общие положения

Статья 1. Предмет и сфера регулирования

(1) Настоящий закон устанавливает правовую основу и принципы деятельности, порядок организации и функционирования, функции, полномочия и обязанности полиции, ее финансирование и материально-техническое обеспечение, а также статус полицейского.

(2) Положения настоящего закона применяются к полицейским - зачисленным на службу в полицию лицам, которые наделены правами и обязанностями для осуществления функций полиции и которым присвоены специальные звания в соответствии с настоящим законом.

Статья 2. Полиция

Полиция является специализированным публичным учреждением государства в подчинении Министерства внутренних дел, предназначенным для защиты прав и основных свобод человека посредством деятельности по поддержанию, обеспечению и восстановлению общественного порядка и безопасности, по предупреждению, расследованию и раскрытию преступлений и правонарушений.

Статья 3. Правовая основа

Полиция осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией Республики Молдова, настоящим законом и другими действующими нормативными актами, международными договорами, стороной которых является Республика Молдова.

Статья 4. Принципы деятельности полиции

(1) Деятельность полиции осуществляется исключительно на основе и во исполнение закона, в интересах человека, сообщества и в поддержку учреждений государства, для защиты прав, основных свобод и достоинства человека, предусмотренных Всеобщей декларацией прав человека, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Европейским кодексом полицейской этики и другими международными документами, на принципах законности, соблюдения прав и основных свобод человека, беспристрастности и недискриминации, постоянного иерархического контроля, персональной ответственности и профессионализма, прозрачности, соблюдения государственной тайны и другой официальной информации ограниченного доступа.

(2) Полиция не применяет и не поощряет пытки, бесчеловечное либо унижающее достоинство обращение и не проявляет терпимости к ним.

(3) Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия допустимо только в строгом соответствии с законом и лишь в случае, когда ненасильственные методы не обеспечивают выполнение функций полиции.

Статья 5. Прозрачность деятельности полиции

(1) Без ущерба для законных интересов человека или сообщества полиция в предусмотренном законодательством порядке информирует органы центрального и местного публичного управления, а также население о своей деятельности. Начальник Генерального инспектората полиции раз в полугодие представляет через средства массовой информации отчет о проведенной работе, структура и формат которого утверждаются министром внутренних дел.

(2) По заявлению лица полиция обязана предоставить ему содержащиеся в ее ведомственных регистрах, информационных системах и базах данных сведения о нем. Предоставление персональных данных, содержащихся в ведущихся полицией ведомственных регистрах, информационных системах и базах данных, другим лицам запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

(3) Полиция не может предоставлять или предавать огласке сведения, отнесенные к государственной или коммерческой тайне, за исключением случаев, предусмотренных законом. Не подлежат разглашению сведения, которые могут нанести ущерб чести, достоинству или безопасности лица, законным интересам физических и юридических лиц, затруднить предупреждение и расследование преступлений или правонарушений либо способствовать их совершению.

(4) Полиция не предоставляет сведений, которые могут нарушить презумпцию невиновности, нормы полицейской этики, интересы безопасности человека, общества или государства.

Статья 6. Сотрудничество полиции с органами центрального и местного публичного управления, средствами массовой информации, гражданским обществом и международными организациями

(1) Полиция сотрудничает с другими правоохранительными органами в порядке, установленном законодательством и нормативными актами Министерства внутренних дел и Генерального инспектората полиции.

(2) Полиция сотрудничает с органами центрального и местного публичного управления в целях реализации своих функций, положений национальных программных документов в области предупреждения и борьбы с преступностью, поддержания общественного порядка и безопасности, привлекая к этой деятельности также гражданское общество.

(3) Полиция сотрудничает с общественными объединениями и неправительственными организациями, со средствами массовой информации, а также с физическими и юридическими лицами в порядке, установленном законодательством и нормативными актами Министерства внутренних дел.

(4) Для выполнения возложенных на нее задач полиция сотрудничает с соответствующими органами других государств, а также с Международной организацией криминальной полиции (Интерпол), с другими международными полицейскими организациями, участвует в создании международных полицейских сил, предназначенных для образовательных целей, полицейской помощи и взаимодействия или для действий гуманитарного характера, в соответствии с международными договорами, стороной которых является Республика Молдова.

Статья 7. Полномочия министра внутренних дел в области деятельности полиции

Министр внутренних дел определяет стратегические направления деятельности полиции по выполнению Программы деятельности Правительства, разрабатывает и продвигает политику государства в деятельности полиции. Министр внутренних дел осуществляет следующие полномочия в области деятельности полиции:

a) вносит в Правительство проекты законов и постановлений Правительства, регулирующих деятельность полиции;

b) в соответствии с предусмотренной законодательством компетенцией вносит на утверждение Правительству программные документы в области деятельности полиции и обеспечивает контроль их выполнения;

c) обеспечивает внедрение международных договоров, стороной которых является Республика Молдова, в деятельность подразделений полиции;

d) по представлению начальника Генерального инспектората полиции назначает и освобождает от должности заместителя начальника Генерального инспектората полиции, начальников специализированных подразделений, начальника Управления полиции муниципия Кишинэу;

e) по представлению Главы Гагаузии, согласованному с Народным Собранием Гагаузии, назначает и освобождает от должности начальника Управления полиции АТО Гагаузия;

f) отменяет противоречащие действующему законодательству нормативные акты, утвержденные начальником Генерального инспектората полиции или руководителями подразделений полиции;

g) утверждает штатное расписание Генерального инспектората полиции, специализированных и территориальных подразделений;

h) обеспечивает разработку правовой основы деятельности полиции;

i) вносит в установленном порядке на рассмотрение уполномоченных органов проект годового бюджета полиции;

j) обеспечивает рассмотрение жалоб на действия полицейских и констатирует в их действиях отклонения от установленных норм;

k) организует профессиональную подготовку и переподготовку полицейских;

l) назначает и освобождает от должности полицейских подчиненных Министерству внутренних дел подразделений, не входящих в состав Генерального инспектората полиции и подчиненных ему подразделений;

m) присваивает специальные звания полицейским, предусмотренным пунктом l);

n) устанавливает единые требования организации делопроизводства в полиции;

o) организует согласно установленным нормам материально-техническое оснащение и производство закупок для нужд полиции;

p) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим законом и другими нормативными актами, касающимися деятельности полиции.

Статья 8. Контроль за деятельностью полиции

(1) Контроль за деятельностью полиции осуществляется Министерством внутренних дел, прокуратурой, другими органами публичного управления, национальными и международными организациями, обеспечивающими защиту прав и основных свобод человека, на основании и в пределах, предусмотренных законодательством и международными договорами, стороной которых является Республика Молдова.

(2) Контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на содержание полиции, осуществляется Министерством внутренних дел и другими уполномоченными на то органами.

Статья 9. Жалобы на действия полиции

(1) Лица вправе обжаловать действия полиции в предусмотренном законодательством порядке в Министерство внутренних дел, в иной орган, наделенный полномочиями контроля за деятельностью полиции, или в судебную инстанцию.

(2) Жалобы на действия полиции, поданные в Министерство внутренних дел, рассматриваются и разрешаются подчиненным Министерству внутренних дел специализированным подразделением.

Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение полиции

(1) Финансирование полиции осуществляется из государственного бюджета и других не запрещенных законом источников.

(2) Порядок и нормы материально-технического обеспечения полиции устанавливаются Правительством по предложению министра внутренних дел.

(3) Органы местного публичного управления могут финансировать некоторые мероприятия территориальных подразделений полиции, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности на территории, из собственных бюджетов.

Глава II Организация и функционирование Полиции

Статья 11. Виды и структура полиции

(1) Полиция состоит из Полиции по борьбе с преступностью и Полиции общественного порядка, выполняющих следующие задачи:

а) Полиция по борьбе с преступностью (криминальная полиция) - обеспечение путем специальных розыскных мероприятий и уголовно-процессуальных действий, осуществляемых в соответствии с законодательством, предупреждения и борьбы с преступностью, установления и расследования преступлений, установления и в случае необходимости розыска лиц, их совершивших;

b) Полиция общественного порядка - поддержание, обеспечение и восстановление общественного порядка и безопасности, обеспечение безопасности людей, предупреждение преступлений и правонарушений, констатация правонарушений и применение наказаний за них в соответствии с законодательством.

(2) Полиция представляет собой единую централизованную систему, включающую:

a) Генеральный инспекторат полиции;

b) специализированные подразделения;

c) территориальные подразделения.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава I Общие положения Статья 1. Предмет и сфера регулирования Статья 2. Полиция Статья 3. Правовая основа Статья 4. Принципы деятельности полиции Статья 5. Прозрачность деятельности полиции Статья 6. Сотрудничество полиции с органами центрального и местного публичного управления, средствами массовой информации, гражданским обществом и международными организациями Статья 7. Полномочия министра внутренних дел в области деятельности полиции Статья 8. Контроль за деятельностью полиции Статья 9. Жалобы на действия полиции Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение полиции Глава II Организация и функционирование Полиции Статья 11. Виды и структура полиции Статья 12. Генеральный инспекторат полиции Статья 13. Начальник Генерального инспектората полиции Статья 14. Специализированные подразделения полиции Статья 15. Территориальные подразделения полиции Статья 16. Обработка персональных данных Статья 17. Профессиональная подготовка полицейских Глава III Функции, полномочия, обязанности, ограничения и запреты в деятельности Полиции Статья 18. Функции полиции Статья 19. Предупреждение преступлений и правонарушений Статья 20. Расследование преступлений и правонарушений, производство уголовного преследования Статья 21. Поддержание, обеспечение и восстановление общественного порядка и безопасности, защита прав и законных интересов человека и сообщества Статья 22. Обеспечение отправления правосудия Статья 23. Помощь населению и органам местного публичного управления Статья 24. Территориальная компетенция полицейского Статья 25. Полномочия полицейского Статья 26. Обязанности полицейского Статья 27. Недопустимость вмешательства в деятельность полицейского Статья 28. Ограничения и запреты в деятельности полицейского Статья 29. Несовместимости общего характера для статуса полицейского Статья 30. Выполнение распоряжений руководителя Глава IV Статус полицейского Статья 31. Персонал полиции и статус полицейского Статья 32. Форменная одежда, служебное удостоверение и знаки различия Статья 33. Полицейские должности Статья 34. Служебные отношения Статья 35. Присяга Статья 36. Рабочее время Статья 37. Отпуска Статья 38. Зачисление на службу в полицию Статья 39. Специальные требования для поступления на должность в полиции Статья 40. Тестирование профессиональной неподкупности Статья 41. Меры по обеспечению профессиональной неподкупности Статья 42. Личное дело Статья 43. Осуществление служебной деятельности Статья 44. Перевод и служебная командировка Статья 45. Приостановление службы Статья 46. Откомандирование Статья 47. Прекращение службы в полиции Статья 48. Предельные возрасты службы в полиции Статья 49. Специальные звания Статья 50. Лишение специального звания и понижение в специальном звании Статья 51. Служебная оценка полицейского Глава V Дисциплина труда Статья 52. Поощрения Статья 53. Дисциплинарные проступки Статья 54. Виды дисциплинарных взысканий Статья 55. Условия наложения дисциплинарного взыскания Статья 56. Срок действия дисциплинарного взыскания Статья 57. Обжалование решения о наложении дисциплинарного взыскания Статья 58. Возмещение причиненного полицейским ущерба Глава VI Правовая и социальная защита полицейского Статья 59. Права и основные свободы Статья 60. Право на защиту со стороны государства Статья 61. Обязательное государственное страхование Статья 62. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь Статья 63. Обеспечение служебным жильем Статья 64. Право на бесплатный проезд Статья 65. Оплата труда и право на получение пособий Статья 66. Право на пенсию Статья 67. Социальная защита членов семьи Глава VII Переходные и заключительные положения Статья 68. Переходные положения Статья 69. Заключительные положения