Недействующая редакция. Принята: 11.12.2015 / Вступила в силу: 11.12.2015

Недействующая редакция, не действует с 9 мая 2016 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 31 марта 2015 года №168

Об утверждении Единой программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020", внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 10 июня 2010 года №556 "О некоторых мерах по реализации Программы "Дорожная карта бизнеса 2020" и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан"

(В редакции Постановлений Правительства Республики Казахстан от 28.04.2015 г. №368, 28.10.2015 г. №848, 11.12.2015 г. №1001)

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Единую программу поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020" (далее - Программа).

2. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 10 июня 2010 года №556 "О некоторых мерах по реализации Программы "Дорожная карта бизнеса 2020" следующие изменения:

заголовок изложить в следующей редакции:

"О некоторых мерах по реализации Единой программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020";

преамбулу изложить в следующей редакции:

"В соответствии со статьей 18 Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 года "О частном предпринимательстве" и статьей 17 Закона Республики Казахстан от 9 января 2012 года "О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:";

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Утвердить прилагаемые:

1) Правила субсидирования части ставки вознаграждения в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020";

2) Правила гарантирования по кредитам субъектов частного предпринимательства в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020";

3) Правила предоставления государственных грантов в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020".";

Правила субсидирования ставки вознаграждения по кредитам банков второго уровня субъектам частного предпринимательства и иных мер государственной поддержки в рамках первого направления "Поддержка новых бизнес-инициатив" Программы "Дорожная карта бизнеса 2020", утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

Правила субсидирования ставки вознаграждения по кредитам банков второго уровня субъектам частного предпринимательства в рамках второго направления "Оздоровление предпринимательского сектора" Программы "Дорожная карта бизнеса 2020", утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;

Правила гарантирования по кредитам банков второго уровня субъектам частного предпринимательства в рамках первого направления "Поддержка новых бизнес-инициатив" Программы "Дорожная карта бизнеса 2020", утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению.

3. Центральным и местным исполнительным органам и иным организациям принять меры по реализации Программы.

4. Местным исполнительным органам ежемесячно, к 15 числу месяца, следующего за отчетным, представлять в Министерство национальной экономики Республики Казахстан сводную информацию об использовании выделяемых средств в рамках реализации Программы.

5. Признавать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению 4 к настоящему постановлению.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на в Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

7. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан

К.Масимов

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года №168

Единая программа поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020"

1. Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа "Единая программа поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020"

Основание для разработки

Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №958 "О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан";
Указ Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года №874 "Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы и о внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №957 "Об утверждении Перечня государственных программ";
Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года "О частном предпринимательстве"

Разработчик

Министерство национальной экономики Республики Казахстан

Цель Программы

Обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, а также поддержание  действующих и создание новых постоянных рабочих мест

Задачи Программы

1. Повышение доступности к финансированию предпринимателей сельских населенных пунктов, малых городов и моногородов;
2. Увеличение производственных мощностей предпринимателей сельских населенных пунктов, малых городов и моногородов;
3. Расширение бизнес инициативы предпринимателей в сельских населенных пунктах, малых городах и моногородах;
4. Увеличение объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности;
5. Создание новых конкурентоспособных производств;
6. Увеличение занятости населения в малом и среднем предпринимательстве;
7. Недопущение трансформации валютных рисков в кредитные в связи с колебаниями иностранных валют;
8. Информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства;
9. Повышение компетенций предпринимателей;
10. Повышение производительности предпринимателей;
11. Расширение деловых связей.

Сроки реализации

2015-2019 годы

Целевые индикаторы

Путем выполнения задач, поставленных в Программе, к 2020 году будут достигнуты следующие целевые индикаторы:
1. Доведение доли обрабатывающей промышленности
в структуре ВВП не менее 12,5 %;
2. Увеличение объема выпуска продукции МСП в 1,5 раза от уровня 2014 года;
3. Увеличение активно действующих субъектов МСП на 50 % от уровня 2014 года;
4. Увеличение количества занятых в МСП на 50 % от уровня 2014 года.

Источники и объемы финансирования

1) средства из республиканского бюджета:
      2015 – 45 353 595 тыс. тенге;
      2016 – 38 157 491 тыс. тенге;
      2017 – 41 345 919 тыс. тенге;
      2018 – 41 345 339 тыс. тенге;
      2019 – 66 922 683 тыс. тенге;
2) средства из Национального фонда Республики Казахстан на субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, направленным на пополнение оборотных средств действующим предприятиям в 2015 году – 7 200 000 тыс. тенге, подведение недостающей инфраструктуры в 2015 году – 9 781 530 тыс. тенге.

2. Введение

Единая программа поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020" (далее - Программа) разработана для реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана "Новое десятилетие - Новый экономический подъем - новые возможности Казахстана" и Общенационального плана развития Казахстана до 2020 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 17 февраля 2010 года №925.

Программа направлена на достижение цели посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана "Стратегия "Казахстан - 2030" и "Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее".

От состояния и уровня развития частного предпринимательства и, в первую очередь, малого и среднего предпринимательства, зависит обеспечение устойчивого экономического развития страны в целом. Именно этот сектор экономики имеет огромные потенциальные возможности для решения многих проблем, влияющих на экономический рост государства, таких как неразвитая конкуренция, неэффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, зависимость внутреннего спроса от импорта, безработица, бедность и др.

Важна роль малого и среднего предпринимательства в диверсификации экономики. В условиях реализации ГПИИР будет формироваться все больше крупных производств, в рабочих процессах которых может быть задействовано множество субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. В селах, малых городах и моногородах субъекты частного предпринимательства должны задать новый импульс развития, работая в секторах, ориентированных на удовлетворение потребительского спроса населения.

В связи с этим, необходимо принятие системных мер по поддержке частного предпринимательства, которые будут включать, но не ограничиваться улучшением доступа к финансированию, обеспечением необходимой инфраструктуры, содействием в повышении компетенции, получением консультационной поддержки и привлечением партнеров для совместной реализации предпринимательских инициатив. Основные термины и определения

В настоящей Программе используются следующие основные термины и определения:

1) банк - банк второго уровня, участвующий в Программе;

2) банковский кредит (далее - кредит) - сумма денежных средств, предоставляемых банком на основании договора банковского займа предпринимателю на условиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности и целевого использования;

3) банк развития - акционерное общество "Банк Развития Казахстана" и/или его аффилированная лизинговая компания;

4) гарантирование - форма государственной поддержки предпринимателей, используемая в виде предоставления частичной гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредиту предпринимателя, на условиях Программы и в соответствии с договором гарантии;

5) ГПИИР - Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года №874;

6) договор субсидирования - трехстороннее письменное соглашение, заключаемое между финансовым агентством, банком/лизинговой компанией и предпринимателем, по условиям которого финансовое агентство частично субсидирует ставку вознаграждения по кредиту/лизингу предпринимателя, выданному банком/лизинговой компанией по форме, утверждаемой уполномоченным органом по предпринимательству;

7) договор субсидирования по микрокредитованию - двустороннее письменное соглашение, заключенное между уполномоченной организацией по микрокредитованию и микрофинансовой организацией, по условиям которого уполномоченная организация по микрокредитованию частично субсидирует ставку вознаграждения по микрокредитам предпринимателей, выданных микрофинансовой организацией;

8) договор гарантии - трехстороннее письменное соглашение, заключенное между финансовым агентством, банком и предпринимателем о предоставлении гарантии по форме, утверждаемой уполномоченным органом по предпринимательству;

9) договор гарантии по микрокредитованню - трехстороннее письменное соглашение, заключенное между уполномоченной организацией по микрокредитованию, банком и микрофинансовой организацией, о предоставлении гарантии;

10) договор финансового лизинга — письменное соглашение, заключенное между лизинговой компанией/банком и предпринимателем, по условиям которого лизинговая компания/банк предоставляет предпринимателю финансовый лизинг;

11) договор банковского займа - письменное соглашение, заключенное между банком и предпринимателем, по условиям которого банк предоставляет кредит предпринимателю, а также Соглашение об открытии кредитной линии в банке;

12) лизинговая компания - лизинговая компания, участвующая в Программе;

13) лизинговая сделка (лизинг) - совокупность согласованных действий участников лизинга, направленных на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей;

14) местный координатор Программы — определяемое акимом области структурное подразделение города/района, ответственное за реализацию Программы в городе или на районном уровне;

15) начинающий молодой предприниматель - индивидуальный предприниматель в возрасте до 29 лет (включительно), срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя составляет на момент обращения в банк за кредитом менее трех лет. Возраст определяется на дату обращения начинающего индивидуального предпринимателя в банк. Допускается аффилиированность молодого начинающего предпринимателя с действующими предпринимателями при условии создания нового вида деятельности, отличающегося от текущей деятельности действующего аффилированного предпринимателя;

16) международные зарубежные организации (далее - МЗО) - международные неправительственные организации, содействующие предприятиям малого и среднего предпринимательства в организации зарубежных стажировок и установлении деловых связей с иностранными партнерами и/или нацеленные на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства;

17) начинающий предприниматель — предприниматель, срок государственной регистрации которого в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица составляет на момент обращения в банк/лизинговую компанию/микрофинансовую организацию за кредитом/договором лизинга/микрокредитом менее трех лет. Допускается аффилиированность начинающего предпринимателя с действующими предпринимателями при условии создания нового вида деятельности, отличающегося от текущей деятельности действующего аффилированного предпринимателя;

18) ОКЭД (далее - приоритетные сектора экономики в рамках Программы) - приоритетные сектора экономики в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности согласно приложению 1 к Программе;

19) оператор нефинансовой поддержки - Национальная палата предпринимателей, осуществляющая государственную нефинансовую поддержку Предпринимателям в рамках четвертого направления Программы, за исключением компонентов "Софинансирование консультационных проектов передовых предприятий путем привлечения внешних консультантов (Программа ЕБРР по поддержке малого и среднего предпринимательства Республики Казахстан)", "Обучение топ-менеджмента малого и среднего предпринимательства";

20) образовательное учреждение - научная организация, оказывающая услуги по повышению квалификации руководящих работников и менеджеров путем проведения бизнес-тренингов и консультационного сопровождения стажировки участников проекта "Деловые связи" за рубежом;

21) предприниматель - субъект частного предпринимательства, осуществляющий свою деятельность в соответствии с Законом Республики Казахстан "О частном предпринимательстве";

22) проект - совокупность действий и мероприятий в различных направлениях предпринимательской деятельности, осуществляемых предпринимателем в качестве инициативной деятельности, направленной на получение дохода и не противоречащей законодательству Республики Казахстан;

23) принцип "одного окна" - организация работы при предоставлении государственных услуг, предусматривающих исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг;

24) региональный координатор Программы - определяемое акимом области (столицы, города республиканского значения) структурное подразделение местного исполнительного органа, ответственное за реализацию Программы на областном уровне (столицы, города республиканского значения);

25) Региональный координационный совет (далее — РКС) - консультативно-совещательный орган, создаваемый и возглавляемый акимами областей, городов Астаны и Алматы, с участием представителей бизнес-сообщества не менее 50 % от общего числа;

26) субсидирование - форма государственной финансовой поддержки предпринимателей, используемая для частичного возмещения расходов, уплачиваемых предпринимателем банку/микрофинансовой организации/лизинговой компании, в качестве вознаграждения по кредитам/лизингу в обмен на выполнение в будущем определенных условий, относящихся к операционной деятельности предпринимателя;

27) субсидии - периодические выплаты на безвозмездной и безвозвратной основе, осуществляемые финансовым агентством/ уполномоченной организацией по микрокредитованию банку/микрофинансовой организации/лизинговой компании, в рамках субсидирования предпринимателей на основании договоров субсидирования;

28) уполномоченный орган - уполномоченный орган по предпринимательству;

29) уполномоченная организация по микрокредитованию (далее - УОМ) - национальный управляющий холдинг и юридические лица, сто процентов акций которых принадлежит национальному управляющему холдингу, а также организация со стопроцентным участием государства, осуществляющие отдельные виды банковских операций, уполномоченные в соответствии с законодательством Республики Казахстан на реализацию государственной инвестиционной политики в определенных сферах экономики;

30) финансовое агентство - акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму", осуществляющее реализацию и мониторинг финансовой поддержки в рамках Программы;

31) оператор компонента/инструмента - национальный управляющий холдинг или юридические лица, сто процентов акций которых принадлежит национальному управляющему холдингу, а также организация со стопроцентным участием государства, осуществляющие реализацию компонентов/инструментов нефинансовой поддержки в рамках четвертого направления Программы.

3. Анализ текущей ситуации развития предпринимательства

Реализация Программы нацелена на развитие регионального частного предпринимательства и развитие конкурентоспособности.

В период реализации Программы "Дорожная карта бизнеса 2020" с 2010 по 2014 годы в показателях развития несырьевых секторов экономики, на которые была ориентирована поддержка, наметились положительные тенденции. За счет использования инструментов субсидирования процентных ставок и гарантирования кредитов государству удалось стимулировать банки второго уровня к увеличению объемов кредитования таких отраслей как обрабатывающая промышленность, транспорт и связь.

По состоянию на 1 июля 2014 года портфель в рамках Программы "Дорожная карта бизнеса 2020" по действующим кредитам - 612,5 млрд. тенге, из которых портфель действующих кредитов на инвестиционные цели - 501 млрд. тенге. Общий объем банковского портфеля кредитов по приоритетным секторам экономики по предварительным данным - 4 505 млрд. тенге, а общий банковский портфель кредитов по всем секторам экономики, которые выдавались на инвестиционные цели - 675,6 млрд. тенге. Таким образом, охват Программы "Дорожная карта бизнеса 2020" в общем объеме кредитного портфеля по приоритетным секторам экономики составил 12,2 % (это процент одобренных и подписанных проектов в общем портфеле приоритетных секторов экономики), причем портфель кредитов, выданных на инвестиционные цели в рамках Программы "Дорожная карта бизнеса 2020" - 81,3 % от общего портфеля кредитов по приоритетным секторам экономики.

В целом с 2010 по 2013 годы совокупный кредитный портфель банков в обрабатывающей промышленности увеличился в 1,9 раза (с 455 млрд. тенге до 876 млрд. тенге), в секторе транспорта - в 1,6 раза (с 252 млрд. тенге до 396 млрд. тенге), в секторе связи - в 1,8 раза (с 51 млрд. тенге до 90 млрд. тенге).

Совокупный объем выданных кредитов обрабатывающей промышленности за эти три года вырос в 2,45 раз (с 383 млрд. тенге до 938 млрд. тенге), сектору транспорта - в 1,7 раза (с 145 млрд. тенге до 246 млрд. тенге), сектору связи - в 3 раза (с 22 млрд. тенге до 66 млрд. тенге).

Программой "Дорожная карта бизнеса 2020" было предусмотрено ограничение по ставке вознаграждения, по которой конечный потребитель кредитных средств привлекал финансирование (не более 14 %). В результате реализации Программой "Дорожная карта бизнеса 2020" ставки по выданным кредитам заметно снизились. С 2010 по 2013 годы средневзвешенная ставка по выданным кредитам обрабатывающей промышленности снизилась с 12 % до 9,4 % годовых, сектору транспорта — с 12,5 % до 10,2 % годовых, сектору связи - с 11,9 % до 7,7 % годовых.

В разбивке по срокам кредитования доля краткосрочных кредитов в совокупном портфеле в 2010 - 2013 годы варьировалась в районе 29-33 % (в 2013 году - 29 %). В разбивке по объектам кредитования основная доля приходится на пополнение оборотных средств (69 %), в то время как на инвестиционные цели приходится лишь 7 %. В структуре портфеля долгосрочных кредитов пополнение оборотных средств занимает 15 %, а кредиты на инвестиционные цели - 26 %.

Размер краткосрочных кредитов на инвестиционные цели рос опережающими темпами, который среди прочих факторов оказал влияние на рост инвестиций в основной капитал, ежегодный показатель которых в период с 2010 по 2013 гг. вырос на 32 % до 6 млрд. тенге в год.

Ежегодный объем инвестиций в основной капитал приоритетных секторов экономики увеличился на 56 % с 1 740 млрд. тенге до 2 713 млрд. тенге. С другой стороны, объем введенных основных средств имел разнонаправленный характер, который объясняется тем, что средства, привлеченные на инвестиционные цели, были направлены также на реконструкцию существующих основных средств или рефинансирование действующих кредитов. В 2013 году в приоритетных секторах экономики было введено основных средств на 1 229 млрд. тенге.

В 2010 - 2013 годах наблюдался рост выпуска товаров и услуг в приоритетных секторах экономики (за исключением сельского хозяйства), но темп роста замедлялся. В 2013 году реальный рост данного показателя составил 5,1 %. В целом рост выпуска товаров и услуг в приоритетных секторах опережал рост экономики, хотя и незначительно отстал в 2013 году.

Исходя из сложившейся текущей ситуации, видно, что государством созданы все условия и возможности для инвестиций, но отсутствует поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, желающих пополнить оборотные средства. Основываясь на данные по структуре кредитования, можно констатировать, что расширение инструментов Программы в этом направлении значительно повысит уровень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, тем самым создав предпосылки к более существенному росту субъектов малого и среднего предпринимательства в стране.

По состоянию на 1 июля 2014 года доля банковских кредитов, которые приходятся на сельскую местность, малые города и моногорода, все еще остается на низком уровне (в 2013 году - 25 %). Доля кредитов в этих же административных единицах, но выдававшихся в рамках Программы "Дорожная карта бизнеса 2020", в 2013 году составила 30 % (284 млрд. тенге из 933,5 млрд. тенге). Благодаря Программе "Дорожная карта бизнеса 2020" динамика наблюдается положительная. Так, за три года данный показатель вырос на 4 процентных пункта. Таким образом, рынок кредитования постепенно расширяется в этих административных единицах, следовательно, можно сделать вывод, что оказание государственной поддержки в данном направлении нужно продолжить и, при необходимости, нарастить.

Нефинансовая государственная поддержка в виде обучения вошла в Программу "Дорожная карта бизнеса 2020" в 2011 году. За годы реализации этого направления данная поддержка обрела популярность. По состоянию на 1 декабря 2014 года в проектах "Бизнес-Советник" и "Бизнес-Рост" приняли участие более 75 тыс. слушателей, в проекте "Школа молодого предпринимателя" приняли участие 2 109 участника. По состоянию на 1 января 2015 года обучение прошли по проекту "Обучение топ-менеджмента малого и среднего бизнеса" - 1 263 предпринимателя, по проекту "Деловые связи" - 2 253 предпринимателя, из которых 324 прошли стажировку в США и Германии; в рамках компонента "Старшие сеньоры" осуществлено 62 миссии. Кроме того, в рамках компонента "Бизнес-насихат" в 2013-2014 гг. в эфир республиканских телеканалов вышло 24 выпуска передачи "Истории успеха" на русском языке на телеканале "КТК", 10 специальных репортажей на казахском и русском языках на канале "31 канал" и 10 репортажей на канале "Казакстан", по 10 выпусков передачи "Территория бизнеса" на канале "7" и телеканале "Астана". Кроме того, отснято 40 информационно-образовательных видеороликов, направленных на популяризацию предпринимательства среди населения Республики Казахстан. Размещено в СМИ более 3 700 материалов о мерах государственной поддержки, проведено 36 пресс-туров по проектам, реализованным в рамках Программы "Дорожная карта бизнеса 2020". Проведены лекции, мастер-классы для начинающих предпринимателей во всех регионах Республики Казахстан, на которых обучено более 1650 человек. Выпущено 320 тыс. экземпляров лифлетов по разъяснению Программы "Дорожная карта бизнеса 2020", а также разработан и выпущен справочник "150 бизнес-идей".

Проведена работа по созданию инфраструктуры поддержки предпринимательства. Так, на 1 декабря 2014 года открыто 17 центров обслуживания предпринимателей в областных центрах и крупных городах, в которых 68 тыс. предпринимателям оказано более 111 тыс. консультаций. В 27 центрах поддержки предпринимательства в моногородах более 27 тыс. предпринимателям оказано 50,3 тыс. консультаций. В 161 центрах поддержки предпринимательства в малых городах и районных центрах 36,3 тыс. клиентам оказано более 62,8 тыс. консультаций. На региональном уровне оперируют 14 мобильных центров поддержки предпринимательства, которые 16,8 тыс. клиентам оказали 26,8 тыс. выездных консультаций. Кроме того, оказывается сервисная поддержка действующей предпринимательской деятельности. Так, 45,6 тыс. предпринимателям оказано 159,6 тыс. услуг, при этом к этой работе привлечено 52 сервисные компании.

Таким образом, анализ текущей ситуации показывает, что Программа должна предусматривать целенаправленную поддержку малого и среднего предпринимательства вне крупных городов и усиление предпринимательского потенциала.

В рамках Программы по направлению "Поддержка новых бизнес-инициатив" будут решены такие проблемные вопросы как повышение доступности к финансированию, увеличение производственных мощностей проектов, расширение бизнес-инициативы предпринимателей сельских населенных пунктов, малых городов и моногородов и их проектов.

Для повышения доступности к финансированию предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов будут осуществляться субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банков и микрокредитам микрофинансовых организаций, частичное гарантирование кредитов банков, выданных предпринимателям и микрофинансовым организациям, предоставление микрокредитов.

Для увеличения производственных мощностей предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов будет осуществляться подведение недостающей инфраструктуры к проектам предпринимателей сельских населенных пунктов, малых городов и моногородов.

Для расширения бизнес-инициативы предпринимателей в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах будет осуществляться выдача государственных грантов.

Развитие предпринимательства в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности решит задачи увеличения объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности, создания новых конкурентоспособных производств, увеличения занятости населения в малом и среднем предпринимательстве.

Для увеличения объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности будут осуществляться субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам банков/лизинговых компаний и частичное гарантирование кредитов банков, выданных предпринимателям.

Для создания новых конкурентоспособных производств будут осуществляться обеспечение недостающей инфраструктуры проектов предпринимателей и индустриальных зон.

Для увеличения занятости населения в малом и среднем предпринимательстве будут осуществляться субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам банков/банка развития/лизинговых компаний и частичное гарантирование кредитов банков/банка развития, выданных предпринимателям, обеспечение недостающей инфраструктуры проектов предпринимателей и индустриальных зон.

Для недопущения трансформации валютных рисков в кредитные в связи с колебаниями иностранных валют будут осуществляться субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/лизинговым сделкам банков/банка развития/лизинговых компаний в национальной и иностранной валютах.

Решением проблем по предоставлению нефинансовых мер поддержки предпринимательства станут информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства, повышение компетенций предпринимателей, повышение производительности предпринимателей, расширение деловых связей.

Для информационно-аналитического обеспечения предпринимательства будет осуществляться разъяснение мер государственной поддержки по проекту "Бизнес-насихат", об условиях ведения предпринимательской деятельности в государствах-членах Евразийского экономического союза и мер государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса.

Для повышения компетенций предпринимателей будут осуществляться обучение основам предпринимательской деятельности, повышение квалификации специалистов, топ-менеджеров предприятий, предоставление сервисной поддержки ведения действующей предпринимательской деятельности, предоставление консультаций по вопросам получения разрешительных документов и технических условий.

Для повышения производительности предпринимателей будут осуществляться привлечение внешних консультантов по вопросам внедрения новых методов управления, технологий производства, повышения производительности и энергосбережения предприятий, а также технологическое развитие предприятий.

Для расширения деловых связей будут осуществляться установление деловых связей с иностранными партнерами и продвижение отечественных обработанных товаров.

4. Цель, целевые индикаторы, задачи, показатели результатов реализации Программы

4.1 Цель Программы

1. Целью Программы являются обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

4.2 Целевые индикаторы

2. Целевые индикаторы Программы, которые будут достигнуты к 2020 году:

1) доведение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП не менее 12,5 %;

2) увеличение объема выпуска продукции МСП в 1,5 раза от уровня 2014 года;

3) увеличение активно действующих субъектов МСП на 50 % от уровня 2014 года;

4) увеличение количества занятых в МСП на 50 % от уровня 2014 года.

4.3 Задачи

3. Для достижения цели и целевых индикаторов Программы будет проводиться работа по следующим четырем направлениям:

1) поддержка новых бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов;

2) отраслевая поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности;

3) снижение валютных рисков предпринимателей;

4) предоставление нефинансовых мер поддержки предпринимательства.

Поддержка новых бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов.

В рамках данного направления необходимо решить следующие задачи:

1) повышение доступности к финансированию предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов;

2) увеличение производственных мощностей проектов предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов;

3) расширение бизнес-инициативы предпринимателей в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах.

Задача 1. Повышение доступности к финансированию предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов

Для повышения доступности к финансированию предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов будут осуществляться субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний и микрокредитам микрофинансовых организаций, частичное гарантирование кредитов банков/банка развития, выданных предпринимателям и микрофинансовым организациям, предоставление микрокредитов.

Таблица 1. Целевые показатели по повышению доступности к финансированию предпринимателей сельских населенных пунктов, малых городов и моногородов

N п/п

Наименование показателя

Годы реализации

2015

2016

2017

2018

2019

Итого

1

Количество просубсидированных проектов в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах, ед.

200

200

200

200

200

1000

2

Количество выданных гарантий в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах, ед.

60

60

61

61

62

304

3

Количество выданных микрокредитов в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах, ед.

558

601

648

648

648

3103

Задача 2. Увеличение производственных мощностей проектов предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов

Для увеличения производственных мощностей предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов будут осуществляться подведение недостающей инфрастркутуры к проектам предпринимателей сельских населенных пунктов, малых городов и моногородов.     

Таблица 2. Целевые показатели по обеспечению предпринимателей необходимой инфраструктурой

№п/п

Наименование показателя

Годы реализации

2015

2016

2017

2018

2019

Итого

1

Количество проектов предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов, обеспеченных необходимой инфраструктурой, ед.

1

10

10

12

12

45

Задача 3. Расширение бизнес-инициативы предпринимателей в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах

Для расширения бизнес-инициативы предпринимателей в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах будут осуществляться выдача государственных грантов.

Таблица 3. Целевые показатели по расширению бизнес-инициативы предпринимателей в сельских населенных пунктах, малых городах и моногородах

№п/п

Наименование показателя

Годы реализации

2015

2016

2017

2018

2019

Итого

1

Количество выданных грантов предпринимателям моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов, ед.

20

20

20

20

20

100

Отраслевая поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности.

В рамках данного направления необходимо решить следующие задачи:

1) увеличение объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности;

2) создание новых конкурентоспособных производств;

3) увеличение занятости населения в малом и среднем предпринимательстве.

Задача 4. Увеличение объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности.

Для увеличения объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности будут осуществляться субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний и частичное гарантирование кредитов банков/банка развития, выданных предпринимателям.

Таблица 4. Целевые показатели по увеличению объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности.

№п/п

Наименование показателя

Годы реализации

2015

2016

2017

2018

2019

Итого

1

Количество просубсидированных проектов в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности, ед.

5192

5992

6792

7592

8392

8392

2

Количество выданных гарантий в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности, ед.

1000

1500

3000

3200

3400

3400

3

Количество выданных грантов в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности, ед.

80

80

80

80

80

400

Задача 5. Создание новых конкурентоспособных производств.

Для создания новых конкурентоспособных производств будут осуществляться обеспечение недостающей инфраструктуры проектов предпринимателей и индустриальных зон.

Таблица 5. Целевые показатели по созданию новых конкурентоспособных производств.

№п/п

Наименование показателя

Годы реализации

2015

2016

2017

2018

2019

Итого

1

Количество проектов предпринимателей в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности, обеспеченных необходимой инфраструктурой, ед.

74

50

50

50

50

274

2

Количество индустриальных зон, обеспеченных необходимой инфраструктурой, ед.

8

5

4

3

4

24

Задача 6. Увеличение занятости населения в малом и среднем предпринимательстве.

Для увеличения занятости населения в малом и среднем предпринимательстве будут осуществляться субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний и частичное гарантирование кредитов банков/банков развития, выданных предпринимателям, обеспечение недостающей инфраструктуры проектов предпринимателей и индустриальных зон.

Таблица 6. Целевые показатели по увеличению занятости населения в малом и среднем предпринимательстве.

№п/п

Наименование показателя

Годы реализации

2015

2016

2017

2018

2019

Итого

1

Увеличение занятости в малом и среднем предпринимательстве от уровня 2014 года, %

 -

10 %

 - 

30 %

40 %

40 %

Снижение валютных рисков предпринимателей.

В рамках данного направления необходимо решить задачу по недопущению трансформации валютных рисков в кредитные в связи с колебаниями иностранных валют.

Задача 7. Недопущение трансформации валютных рисков в кредитные в связи с колебаниями иностранных валют.

Для недопущения трансформации валютных рисков в кредитные в связи с колебаниями иностранных валют будут осуществляться субсидирование ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков/банка развития/лизинговых компаний в национальной и иностранной валютах.

Таблица 7. Целевые показатели по недопущению трансформации валютных рисков в кредитные в связи с колебаниями иностранных валют.

№п/п

Наименование показателя

Годы реализации

2015

2016

2017

2018

2019

Итого

1

Количество просубсидированных проектов предпринимателей в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности, имеющих валютную выручку, ед.

56

56

56

56

56

280

Предоставление нефинансовых мер поддержки предпринимательства

В рамках данного направления необходимо решить следующие задачи:

1) информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства;

2) повышение компетенции предпринимателей;

3) повышение производительности предпринимателей;

4) расширение деловых связей.

Задача 8. Информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства.

Для информационно-аналитического обеспечения предпринимательства будут осуществляться разъяснение мер государственной поддержки по компонентам "Бизнес-насихат", разъяснение об условиях ведения предпринимательской деятельности в государствах-членах Евразийского экономического союза и мер государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса.

Таблица 8. Целевые показатели по информационно-аналитическому обеспечению предпринимательства.

№п/п

Наименование показателя

Годы реализации

2015

2016

2017 2018 2019

Итого

1

Количество разработанных и распространенных информационно-аналитических справочников и учебно-методических пособий

2600

2600

2600

2600

2600

13000

2

Количество организованных серий телепередач в средствах массовой информации с участием экспертов, предпринимателей, общественных деятелей, зарубежных специалистов и представителей государственных органов

10

15

15

20

20

80

3

Количество организованных лекций, семинаров, мастер-классов

16

16

16

32

32

112

Задача 9. Повышение компетенции предпринимателей.

Для повышения компетенции предпринимателей будут осуществляться обучение основам предпринимательской деятельности, повышение квалификации специалистов, топ-менеджеров предприятий, предоставление сервисной поддержки ведения действующей предпринимательской деятельности, повышение компетенции предприятий, предоставление консультаций по вопросам получения разрешительных документов и технических условий.

Таблица 9. Целевые показатели по повышению компетенции предпринимателей.

№п/п

Наименование показателя

Годы реализации

2015

2016

2017

2018

2019

Итого

1

Количество предпринимателей, прошедших обучение, ед.

15 000

15 000

15 000

15 000

15 000

75 000

2

Количество предпринимателей, получивших сервисные услуги, ед.

30 000

30 000

30 000

30 000

30 000

150 000

3

Количество проектов, по которым возмещены затраты, понесенные предпринимателями на оплату услуг по обучению сотрудников, а также приглашению иностранных экспертов

1

2

2

2

2

9

4

Количество субъектов предпринимательства, которым возмещены затраты, понесенные при повышении квалификации предприятия

10

10

10

10

10

50

5

Количество предпринимателей, получивших консультации по вопросам получения разрешительных документов и технических условий, ед.

 -

500

500

500

500

2000

Задача 10. Повышение производительности предпринимателей.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Единая программа поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020" 1. Паспорт Программы 2. Введение 3. Анализ текущей ситуации развития предпринимательства 4. Цель, целевые индикаторы, задачи, показатели результатов реализации Программы 4.1 Цель Программы 4.2 Целевые индикаторы 4.3 Задачи 5. Основные направления Программы 6. Этапы реализации Программы 7. Необходимые ресурсы 8. План мероприятий по реализации Программы Приложение 1 Приложение 2 Правила субсидирования части ставки вознаграждения в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020" 1. Общие положения 2. Термины и определения 3. Условия предоставления субсидий в рамках первого направления "Поддержка новых бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов" 4. Условия предоставления субсидий в рамках второго направления "Отраслевая поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности" 5. Условия предоставления субсидий в рамках третьего направления "Снижение валютных рисков предпринимателей" 6. Порядок взаимодействия участников Программы для предоставления субсидий 7. Механизм субсидирования 8. Порядок приостановления, прекращения и возобновления субсидирования 9. Мониторинг Программы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Правила гарантирования по кредитам субъектов частного предпринимательства в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020" 1. Общие положения 2. Термины и определения 3. Условия предоставления гарантий в рамках первого направления "Поддержка новых бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сельских населенных пунктов" 4. Условия предоставления гарантий в рамках второго направления "Отраслевая поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности" 5. Порядок взаимодействия участников Программы для предоставления гарантии 6. Мониторинг Программы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Правила предоставления государственных грантов в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020" 1. Общие положения 2. Термины и определения 3. Порядок предоставления государственных грантов для организации и реализации проектов в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020" Условия предоставления Грантов 4. Мониторинг Программы Приложение 1 Приложение 2 Перечень утративших силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан