Недействующая редакция. Принята: 07.08.2014 / Вступила в силу: 22.08.2014

Недействующая редакция, не действует с 6 мая 2016 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 7 августа 2014 года №645

Об утверждении Положения об организации и функционировании, структуры и предельной численности Органа гражданской авиации

На основании положений статей 5 и 6 Закона №1237-XIII от 9 июля 1997 года о гражданской авиации (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, 2010 г., №98-99, ст.292), с последующими изменениями и дополнениями, Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

Положение об организации и функционировании Органа гражданской авиации согласно приложению №1;

структуру Органа гражданской авиации согласно приложению №2.

2. Установить предельную численность Органа гражданской авиации в количестве 92 единиц.

3. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства №294 от 11 мая 2012 г. "Об утверждении Положения об организации и функционировании Органа гражданской авиации" (Официальный монитор Республики Молдова, 2012 г., №92, ст.329);

Постановление Правительства №898 от 13 ноября 2013 г. "О внесении изменений в Положение об организации и функционировании Органа гражданской авиации, утвержденное Постановлением Правительства №294 от 11 мая 2012 г." (Официальный монитор Республики Молдова, 2013 г., №258-261, ст.996).

Премьер-министр

Юрие Лянкэ

Контрассигнует:

министр финансов

 

Анатол Арапу

Приложение №1

к Постановлению Правительства Республики Молдова от 7 августа 2014 года №645

Положение об организации и функционировании Органа гражданской авиации

I. Общие положения

1. Положение об организации и функционировании Органа гражданской авиации (в дальнейшем – Положение) регламентирует миссию, основные функции, обязанности и общие права Органа гражданской авиации (в дальнейшем – Орган), а также порядок его организации и функционирования.

2. Орган является публичным учреждением по сертификации, надзору и контролю в области гражданской авиации, имеет статус юридического лица публичного права с самостоятельным бюджетом, осуществляет деятельность на основе принципов самоуправления и самофинансирования и подчиняется Правительству.

3. Офис Органа находится по адресу: МD 2026, бул. Дачия, 80/2, мун. Кишинэу, Республика Молдова.

4. Орган имеет печать с Государственным гербом Республики Молдова и своим наименованием на государственном языке (полное наименование – Autoritatea Aeronautica Civila, сокращенное наименование – AAC) и на английском языке (полное наименование – Civil Aviation Authority, сокращенное наименование – CAA), фирменные бланки, собственный баланс, расчетные счета, в том числе валютный, располагает финансовыми и материальными средствами.

5. В своей деятельности Орган руководствуется Конституцией Республики Молдова, международными конвенциями и соглашениями, стороной которых Республика Молдова является, законами Республики Молдова, указами Президента Республики Молдова, ордонансами, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также настоящим Положением.

II. Миссия, основные функции, права и обязанности органа

6. Миссия Органа гражданской авиации заключается во внедрении политики в области гражданской авиации и надзоре за соблюдением физическими и юридическими лицами законодательства в этой области для обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности.

7. В целях выполнения своей миссии Орган осуществляет следующие основные функции:

1) представляет Правительству на утверждение согласно компетенции проекты нормативных актов, кроме предусмотренных в пункте а) части (3) статьи 4 Закона №1237-XIII от 9 июля 1997 года о гражданской авиации, размер платежей за осуществление надзора, а также, совместно с Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры, проекты международных соглашений;

2) утверждает воздушные трассы и правила полета в воздушном пространстве Республики Молдова;

3) ведет Авиационный реестр Республики Молдова;

4) следит за обеспечением безопасности полетов гражданских воздушных судов и авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов, эксплуатантами аэродромов (аэропортов), поставщиками аэронавигационных услуг, другими физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области гражданской авиации;

5) принимает, в пределах своих полномочий, решения административного характера, утверждает положения, инструкции и другие акты технического характера, содержащие стандарты и процедуры, обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области гражданской авиации;

6) следит за соблюдением норм летной годности эксплуатантами и предприятиями, осуществляющими ремонт и техническое обслуживание авиационной техники на территории Республики Молдова;

7) проверяет, выдает, признает, приостанавливает действие и отзывает сертификаты летной годности гражданских воздушных судов и другой авиационной техники.

8. В целях выполнения миссии и возложенных основных функций Орган осуществляет следующие основные полномочия:

1) заключает соглашения о сотрудничестве, об обмене опытом и специальной информацией в соответствии с действующим законодательством;

2) определяет запретные зоны и зоны ограничения полетов в воздушном пространстве Республики Молдова;

3) устанавливает совместно с Министерством обороны порядок координации полетов гражданских и военных воздушных судов в воздушном пространстве Республики Молдова;

4) обеспечивает осуществление деятельности по предоставлению аэронавигационной информации;

5) обеспечивает сбор от физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, статистических и других данных, необходимых для анализа деятельности в данной области, оценку и представление этих данных государственным органам статистики и международным организациям в данной области;

6) координирует действия по поиску и спасению в случае авиационных происшествий на территории Республики Молдова;

7) регистрирует гражданские аэродромы (аэропорты), выдает разрешения на строительство и реконструкцию гражданских аэродромов (аэропортов), а также координирует строительные работы в зонах гражданских аэродромов (аэропортов);

8) совместно с Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры разрабатывает и представляет Правительству специальные правила по упрощению формальностей, связанных с международными воздушными перевозками;

9) выдает, признает, приостанавливает действие и отзывает разрешительные документы авиационного персонала, сертификаты (разрешения) эксплуатанта, сертификаты (разрешения) авиационного агента, документы о сертификации технических средств, используемых в гражданской авиации, сертификаты (разрешения) на предоставление услуг в охраняемых зонах ограниченного доступа аэропортов;

10) сертифицирует и осуществляет надзор за эксплуатацией аэродромов (аэропортов) и других наземных служб и оборудования;

11) разрешает перевозку опасных грузов воздушными судами в воздушном пространстве Республики Молдова, а также установление радиокоммуникационного оборудования на борту гражданских воздушных судов, зарегистрированных в Республике Молдова, и осуществляет надзор за его использованием;

12) осуществляет надзор за метрологическим обеспечением в гражданской авиации;

13) разрешает использование радиопередающих объектов в диапазоне частот, выделенных для гражданской авиации;

14) утверждает программы подготовки авиационного персонала;

15) следит за деятельностью медицинских учреждений, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала;

16) выдает разрешения на выполнение регулярных и нерегулярных рейсов;

17) осуществляет надзор за выполнением регулярных и нерегулярных рейсов, надзор за соблюдением специальных правил упрощения формальностей, связанных с международными воздушными перевозками, а также надзор за эксплуатацией гражданских воздушных судов;

18) определяет, совместно с компетентными публичными органами, порядок исполнения законодательства в области авиационной безопасности;

19) обеспечивает условия для функционирования оперативного штаба по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства;

20) рассматривает и согласовывает с уполномоченными публичными органами проекты строительства новых и реконструкции существующих зданий и сооружений авиационных агентов в целях обеспечения авиационной безопасности;

21) разрабатывает предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные и законодательные акты в соответствии с компетенциями, установленными в Законе №92 от 5 апреля 2007 года об авиационной безопасности в целях поддержания их эффективности, в том числе пересматривает, совместно с публичными органами, меры и процедуры авиационной безопасности после совершения акта незаконного вмешательства;

22) разрабатывает и издает правила, другие нормативные акты в области авиационной безопасности, обязательные для исполнения всеми субъектами, обеспечивающими их исполнение;

23) рассматривает и утверждает программы авиационной безопасности авиационных агентов;

24) разрабатывает и обеспечивает выполнение программ подготовки и повышения квалификации специалистов в области авиационной безопасности, а также координирует и утверждает программы подготовки в области авиационной безопасности авиационных агентов и публичных органов, участвующих в обеспечении авиационной безопасности;

25) предоставляет методическую и консультативную помощь авиационным агентам и публичным органам, участвующим в обеспечении авиационной безопасности;

26) осуществляет контроль за уровнем обеспечения авиационной безопасности и соблюдением национальных норм, правил и процедур в области безопасности гражданской авиации в пределах видов деятельности, подлежащих процедуре надзора, сертификации, разрешения или утверждения согласно положениям Закона о гражданской авиации;

27) представляет Правительству на утверждение структуру, предельную численность и условия оплаты труда персонала Органа гражданской авиации в соответствии с международными требованиями и практикой в данной области;

28) определяет правовой статус подразделений Органа гражданской авиации;

29) осуществляет в соответствии с положениями авиационных правил и в пределах своих полномочий авиационные инспекции, экспертизы и проверки деятельности, подлежащей процедурам надзора, сертификации, разрешения или утверждения;

30) издает авиационные инспекторские предписания, обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области гражданской авиации;

31) констатирует и рассматривает правонарушения в области гражданской авиации и применяет санкции в соответствии с положениями Кодекса о правонарушениях.

9. При выполнении своих обязанностей Орган обладает следующими основными правами:

1) разрабатывать и представлять Правительству для продвижения предложения по улучшению действующего законодательства в пределах полномочий, установленных законодательством в области своей деятельности;

2) совместно с Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры представлять Республику Молдова в международных организациях гражданской авиации и совместно с Министерством иностранных дел и европейской интеграции представлять Республику Молдова в аналогичных органах других государств;

3) создавать консультативные советы, специализированные комиссии, рабочие группы с привлечением представителей других министерств, других центральных административных органов и органов публичной власти, органов местного публичного управления, представителей академической среды, представителей гражданского общества и специалистов в соответствующих областях для разработки проектов законодательных и нормативных актов согласно полномочиям, установленным законодательством, для предоставления консультаций, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с областями их деятельности;

4) сотрудничать с органами местного публичного управления в целях проведения на местном уровне политики государства во вверенных областях и решения общих вопросов;

5) созывать заседания по вопросам, связанным с областями его деятельности;

6) привлекать в случае необходимости специалистов, которые соответствуют специальным требованиям, установленным для проведения инспекций, экспертиз и осуществления контроля;

7) запрашивать и получать от органов публичного управления, а также от физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Республики Молдова, данные и информацию, необходимые для выполнения своих обязанностей и исполнения положений нормативной базы;

8) в процессе исполнения бюджета вносить изменения в структуру расходов в пределах бюджета, утвержденного Правительством;

9) утверждать годовой план авиационных инспекций, а также статус авиационных инспекторов;

10) требовать от авиационных агентов, в целях поддержания квалификации своих инспекторов, их допуска к выполнению своих служебных обязанностей, определенных сертификатом авиационного персонала, которым владеет инспектор, без оплаты со стороны авиационных агентов;

11) подписывать соглашения с авиационными властями другого государства для передачи своих определенных полномочий и ответственности, касающихся воздушных судов, зарегистрированных в Республике Молдова, или получения определенных полномочий и ответственности государства, в котором зарегистрировано воздушное судно, если воздушное судно будет эксплуатироваться на основании договора найма эксплуатантом Республики Молдова, в соответствии со статьей 83 бис Конвенции о международной гражданской авиации;

12) выдавать, в соответствии с национальными и/или международными правилами, освобождения или отступления от положений авиационных правил или стандартов только в случаях, когда это не противоречит применимым правовым нормам и только с условием, что это не влияет на безопасность полетов, авиационную безопасность или общественный интерес;

13) делегировать часть своих полномочий специализированным техническим органам;

14) принимать самостоятельно решения о списании пришедших в негодность ценностей, относящихся к основным средствам, сдаче внаем, продаже неиспользуемых активов;

15) реализовывать и другие права, на основании специальных законодательных актов, регулирующих отношения в области гражданской авиации.

10. Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области гражданской авиации на территории Республики Молдова или за ее пределами на основании сертификатов, разрешений, аттестатов, выданных Органом, обязаны представлять Органу информацию и документацию, подтверждающую постоянное соблюдение условий сертификации при осуществлении деятельности, и обеспечивать лицам, уполномоченным Органом, доступ к информации, документам и оборудованию, составляющим часть условий сертификации, авторизации и/или разрешения в места и зоны, находящиеся под их юрисдикцией или контролем, в соответствии с правилами гражданской авиации.

11. Инспекторы Органа во время исполнения служебных обязанностей имеют право находиться на территории и на объектах принадлежащих авиационным агентам Республики Молдова, расположенных на территории Республики Молдова, а также на борту воздушных судов, зарегистрированных в Республике Молдова, в том числе во время полета, при условии соблюдения необходимых формальностей. Нахождение инспектора в пилотской кабине воздушного судна во время полета допускается только с разрешения командира воздушного судна. Авиационные агенты Республики Молдова, осуществляющие деятельность за пределами Республики Молдова, обязаны предоставить возможность инспектирования с целью сертификации или осуществления надзора своих дополнительных операционных офисов, помещений и объектов.

III. Организация деятельности органа

12. Руководство Органом осуществляет директор, который назначается на должность постановлением Правительства. Директор Органа должен иметь высшее образование и опыт работы в области гражданской авиации не менее трех лет.

13. Директор Органа:

1) организует и руководит деятельностью Органа и коллегии;

2) представляет Орган в отношениях с другими органами публичной власти и публичными учреждениями, физическими и юридическими лицами Республики Молдова и специализированными международными организациями. Директор может наделять полномочиями представительства своих заместителей, а также других лиц из состава Органа;

3) несет ответственность за надлежащее выполнение функций и полномочий Органа, а также за финансово-экономическую деятельность, в соответствии с настоящим Положением;

4) обеспечивает выполнение и соблюдение законов Республики Молдова, указов Президента Республики Молдова, постановлений и распоряжений Правительства, а также выполнение обязанностей и прав Органа, вытекающих из законодательных и нормативных актов в области гражданской авиации и настоящего Положения;

5) определяет служебные обязанности и ответственность заместителей директора, руководителей подразделений и персонала Органа, утверждает положения о деятельности внутренних подразделений Органа;

6) нанимает и увольняет персонал Органа;

7) утверждает или, по необходимости, вносит изменения, при наличии заключения Государственной канцелярии, в штатное расписание Органа, в рамках структуры и предельной численности, утвержденных Правительством, в пределах фонда оплаты труда;

8) заключает и выполняет договоры с местными и зарубежными экономическими агентами, а также с физическими лицами, согласно возложенным полномочиям;

9) издает приказы, распоряжения, директивы и указания по вопросам, находящимся в его компетенции, и контролирует их выполнение;

10) обеспечивает необходимые подготовку и повышение квалификации персонала, организует их материально-техническое обеспечение;

11) поощряет и применяет в соответствии с законом дисциплинарные взыскания в отношении персонала Органа;

12) подписывает корреспонденцию Органа.

14. Орган имеет двух заместителей директора, которые назначаются на должность постановлением Правительства по предложению директора Органа. В случае временного отсутствия директора его функции выполняются одним из заместителей директора на основании приказа директора Органа. В случае вакансии должности директора, руководящие полномочия Органа осуществляет один из его заместителей, назначенный распоряжением премьер-министра.

15. В рамках Органа функционирует, в качестве консультативного органа, коллегия Органа, персональный состав которой утверждается Правительством, по предложению директора. В состав коллегии Органа входят 9 членов, в том числе директор в качестве председателя, и два его заместителя.

Заседания коллегии проводятся, по мере необходимости, по созыву директора Органа для обсуждения важных вопросов, находящихся в компетенции Органа. Принятые решения и рекомендации, сформулированные в результате обсуждений в рамках коллегии, утверждаются простым большинством членов коллегии, присутствующих на заседании.

16. Орган состоит из управлений, отделов и служб.

17. Право первой подписи на всех документах Органа имеет директор.

В отсутствие директора право подписи имеет один из его заместителей, назначенных директором. В соответствии с действующим законодательством некоторые документы Органа могут быть подписаны другими ответственными лицами Органа на основании приказа директора.

Лица, наделенные правом подписи, несут личную ответственность за законность, достоверность и правильность подписанного документа.

18. Орган сотрудничает с министерствами, другими центральными административными органами, автономными органами публичной власти и органами местного публичного управления.

IV. Специальные положения

19. Имущество Органа является публичной собственностью и состоит из следующих источников:

1) материальные ценности, переданные в хозяйственное управление Правительством;

2) плата за осуществление надзора;

3) капитальные вложения;

4) другие законные источники.

20. Орган осуществляет право пользования и распоряжения своим имуществом согласно действующему законодательству и настоящему Положению.

21. Деятельность Органа обеспечивается посредством взимания платы за осуществление надзора за поддержанием условий сертификации аэронавигационных услуг, поставщиков аэронавигационных услуг, эксплуатантов аэродромов и эксплуатантов воздушных судов.

22. Ежегодно, до 15 ноября, Орган разрабатывает проект бюджета на следующий год.

23. Бюджет Органа ежегодно утверждается Правительством в размере, необходимом для обеспечения надлежащей деятельности и финансовой независимости Органа. Ежегодно до 1 мая Орган представляет на рассмотрение Правительству финансовый отчет за предыдущий год.

24. Средства, не использованные в текущем финансовом году, переходят в бюджет следующего года. Если в текущем финансовом году образуется дефицит денежных средств, Орган вправе компенсировать данный дефицит за счет средств бюджета следующего года и предлагать Правительству для утверждения соответствующую корректировку размера платы за осуществление надзора за поддержанием условий сертификации в пределах, предусмотренных вчасти (6) статьи 6 Закона №1237-XVI от 9 июля 1997 года о гражданской авиации.

25. Для текущих расходов, которые не могут покрываться средствами, полученными от платы за надзор за поддержанием условий сертификации, Орган вправе заключать кредитные контракты по приемлемым процентным ставкам.

26. Неполное или несвоевременное перечисление на счет Органа платы за осуществление надзора за поддержанием условий сертификации влечет за собой штраф в размере 0,05 процента от суммы невыполненного платежа за каждый день просрочки. Невнесение платежей за осуществление надзора за поддержанием условий сертификации в течение 60 календарных дней является основанием для приостановления, до момента выплаты задолженностей, действия сертификатов/свидетельств, выданных Органом.

27. На основании пункта r) части (3-1) статьи 5 Закона №1237-XIII от 9 июля 1997 года о гражданской авиации, система оплаты труда персонала Органа должна обеспечивать соответствие заработной платы следующим международным требованиям и практике в данной области:

а) быть конкурентоспособной, позволяющий привлекать и удерживать квалифицированный персонал, который соответствует требованиям по подготовке, техническим знаниям и опыту, необходимым для выполнения своих обязанностей;

b) быть пропорциональной, соотнесенной с уровнем требуемой компетенции для занятия данной должности, сложностью выполняемой работы и уровнем ответственности, в соответствии с условиями труда;

c) быть сопоставимой с уровнем доходов от оплаты труда персонала отрасли гражданской авиации, подлежащего проверке или контролю, который занимает должности или осуществляет деятельность, аналогичную либо близкую с точки зрения сложности и ответственности.

28. Размер месячной заработной платы работника Органа состоит из:

a) должностного оклада;

b) надбавки за эффективность;

c) надбавки за выслугу лет;

d) надбавки за доступ к государственной тайне и надбавки за научную степень.

29. Оклад персонала Органа устанавливается путем умножения минимального гарантированного размера заработной платы в реальном секторе, установленном постановлением Правительства, на коэффициенты кратности для соответствующих категорий работников, рекомендуемые для установления окладов работникам предприятий, не применяющих системы оплаты труда на основе Единой тарифной сетки оплаты труда, в соответствии с нормативной базой, которая регламентирует условия оплаты труда работников хозрасчетных предприятий.

30. При установлении должностных окладов персоналу Органа применяется коэффициент сложности, установленный для отрасли гражданской авиации, в размере 1,5 от должностного оклада.

31. Персонал Органа имеет право на надбавку за выслугу лет в размере до 40 процентов должностного оклада, установленного в соответствии с пунктами 29 и 30.

32. В зависимости от степени секретности сведений, к которым работник имеет доступ в соответствии с занимаемой должностью, он имеет право на надбавку за доступ к государственной тайне в размере до 20 процентов должностного оклада.

33. Персоналу Органа могут устанавливаться надбавки, отражающие достижения, полученные в результате эффективного выполнения работы на уровне подразделения/Органа, которые не могут превышать 75 процентов ежемесячного фонда оплаты труда Органа.

34. Персоналу Органа могут устанавливаться и надбавки на ограниченный срок за выполнение дополнительных задач сверх служебных обязанностей.

35. Персонал Органа получает и другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые не противоречат действующему законодательству.

36. Совокупный месячный размер заработной платы директора Органа устанавливается согласно действующему законодательству. В совокупный месячный размер заработной платы директора не включаются выплаты, которые не относятся к оплате труда.

37. Совокупный месячный размер заработной платы заместителей директора устанавливается на 10 процентов ниже совокупного месячного размера директора Органа.

38. Положение об оплате труда персонала Органа, утвержденное директором Органа, устанавливает систему оплаты труда персонала Органа, которая предусматривает:

a) дифференцированный метод установления должностного оклада, в зависимости от квалификации, уровня профессиональной подготовки и компетентности работника, уровня ответственности и сложности выполняемых им работ (должностей);

b) метод установления надбавок за индивидуальные достижения работников и критерии их оценки;

c) другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые не относятся к оплате труда (материальная помощь, премии в связи с юбилейными датами, профессиональными праздниками и др.);

d) методологию периодической корректировки заработной платы, в зависимости от изменений, внесенных для обеспечения постоянного соответствия международным требованиям и практике в данной области, предусмотренным в пункте 27;

е) другие аспекты, связанные с оплатой труда.

Приложение №2

к Постановлению Правительства Республики Молдова от 7 августа 2014 года №645

Структура Органа гражданской авиации

Руководство

Управление летной эксплуатации

Управление летной годности

Отдел поддержания летной годности

Отдел сертификации

Управление аэропортов

Управление аэронавигации

Управление освидетельствования авиационного персонала

Управление регламентирования

Управление экономики и анализа

Управление международных связей

Юридический отдел и кадровые вопросы

Отдел бухгалтерского учета

Отдел контроля качества

Отдел легкой и сверхлегкой авиации

Служба авиационной безопасности

Служба секретариата

Административная служба

Служба информационных технологий и e-Преобразование

Служба связи с общественностью

Служба инспекций иностранных воздушных судов

Служба безопасности полетов и поисково-спасательных работ.