Недействующая редакция. Принята: 10.02.2014

Недействующая редакция, не действует с 16 мая 2014 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 25 августа 2008 года №3004

Об утверждении Государственной программы надежного обеспечения населения в Азербайджанской Республике продовольственными продуктами в 2008-2015 годах

(В редакции Указов Президента Азербайджанской Республики от 14.04.2009 г №81, 07.10.2009 г. №163, 28.10.2009 г. №166, 10.11.2009 г. №183, 10.02.2010 г. №216, 23.06.2010 г. №286, 02.07.2010 г. №291, 15.02.2011 г. №381, 10.02.2014 г. №105)

В целях стимулирования роста производства сельскохозяйственной продукции в Азербайджанской Республике и дальнейшего улучшения обеспечения населения продовольствием за счет местного производства постановляю:

1. Утвердить "Государственную программу надежного обеспечения населения в Азербайджанской Республике продовольственными продуктами в 2008-2015 годах".

2. Кабинету министров Азербайджанской Республики:

2.1. совместно с соответствующими центральными и местными органами Исполнительной власти принять необходимые меры, обеспечивающие исполнение Государственной программы;

2.2. по итогам каждого года информировать Президента Азербайджанской Республики о ходе исполнения Государственной программы.

3. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Президент Азербайджанской Республики

И.Алиев

Утверждена Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 25 августа 2008 года №3004

Государственная программа по надежному обеспечению продовольственной продукцией населения в Азербайджанской Республике на 2008-2015 годы

Надежное продовольственное обеспечение является основным условием экономической стабильности и социальной устойчивости каждой страны. Именно поэтому важным представляется постоянное осуществление соответствующих мер для полного удовлетворения потребности каждого члена общества в основных продовольственных продуктах.

По причине повышения цен на энергоносители в течение последних нескольких лет, повышения потребности в продовольственной продукции в результате негативных тенденций, происходящих на финансовом рынке ведущих стран, а также роста численности населения, изменения климата, ограниченности запасов воды и по другим причинам цены на основную продовольственную продукцию на мировых рынках начали расти, недостаток продовольствия в некоторых странах превратился в реальную угрозу.

По сведениям Организации продовольствия и сельского хозяйства (FAO) Организации Объединенных Наций, если в 1950-1985 годах годовой рост производства продовольствия составлял 30 миллионов тонн, а в 1985-1995 годах - 12 миллионов тонн, то до 2030 года этот показатель будет находиться на уровне всего 9 миллионов тонн.

Надежное продовольственное обеспечение населения Азербайджанской Республики составляет одно из основных направлений экономической политики государства. Еще в середине 90-х годов прошлого века по инициативе общенационального лидера Гейдара Алиева были проведены земельные реформы, не имеющие аналогов на пространстве Содружества Независимых Государств, сформированы механизмы поддержки сельскохозяйственных производителей, совместно с международными организациями начато исполнение значимых для этой отрасли проектов. В 2001 году Распоряжением Президента была утверждена "Программа продовольственной безопасности Азербайджанской Республики", и в результате работ, выполненных в рамках этой Программа, производство сельскохозяйственной и продовольственной продукции значительно увеличилось.

Наряду с этим, выполнение задач, вытекающих из "Государственной программы по сокращению бедности и экономическому развитию в Азербайджанской Республике на 2003-2005 годы", "Государственной программы по развитию малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике (2002-2005 годы)", "Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004-2008 годы)" и других принятых документов, в том числе оказание финансовой и технической поддержки фермерам, развитие предпринимательства, осуществление инфраструктурных проектов в регионах обеспечило увеличение удельного веса местной продукции в потреблении населения. Однако достигнуть полного обеспечения потребности страны в основных продовольственных продуктах за счет местного производства пока не удалось. С другой стороны нестабильность, наблюдаемая на мировых продовольственных рынках, оказывает свое влияние на цены продовольственной продукции и в Азербайджане. Текущее состояние требует комплексного подхода к вопросу максимального уменьшения зависимости внутреннего продовольственного рынка от импорта и создания продовольственных запасов. "Государственная программа по надежному обеспечению продовольственной продукцией населения в Азербайджанской Республике", подготовленная в соответствии с Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 1 мая 2008 года № 2786, предусматривает осуществление соответствующих мер в течение 2008-2015 годов для достижения именно этой цели.

I. Текущее состояние в сфере обеспечения продовольственной продукцией в Азербайджанской Республике

1.1. Макроэкономическая стабильность и доходы населения

Одним из основных условий надежного продовольственного обеспечения населения является достижение продолжительного развития, основывающегося на макроэкономической стабильности, и удовлетворение доходами населения потребности, основывающейся на физиологических нормах.

Анализ экономических показателей последних пяти лет показывает, что Азербайджан в течение этих лет не только сохранил макроэкономическую стабильность, но даже превратился в одну из ведущих стран мира по экономическому росту. В 2007 году по сравнению с 2002 годом валовой внутренний продукт в реальном выражении вырос в 2.6 раз. Этот рост стал возможным в результате динамического развития, как нефтегазового сектора, так и ненефтяного сектора. В эти годы реальный рост ненефтяного сектора составил 76.1 процентов. В течение этих лет объем валового внутреннего продукта на человека, увеличившись в 4.7 раза, достиг 3692 долларов США.

Высокий экономический рост открыл широкие возможности для улучшения социального благосостояния населения. В течение последних пяти лет среднемесячная заработная плата выросла в 3.4 раза, а доходы населения - в 2.9 раза. В результате увеличения в стране минимальной заработной платы, пенсий и пособий, зарплаты в финансируемых из бюджета организациях, и в то же время применения механизма адресной социальной помощи среднемесячные доходы населения на человека прочно развиваются. Отмеченные меры позволили сократить уровень бедности в стране до 15.8 процентов.

Увеличение поступлений от экспорта нефти серьезно расширило финансовые возможности страны. Теперь Азербайджан участвует в финансировании крупных транснациональных проектов как внутри страны, так и за ее пределами. Повышение финансовых возможностей за последние пять лет позволило увеличить доходы государственного бюджета в 6.6 раза.

Таким образом, достигнутые успехи еще больше укрепили экономические основы государства и расширили возможности для решения имеющихся социально-экономических проблем, в том числе для повышения деловой активности, ускорения развития ненефтяного сектора, сфер инфраструктуры, социально-экономического развития регионов, сокращения бедности, обеспечения продовольственной безопасности и осуществления более результативных мер в направлении решения других вопросов. Эти комплексные мероприятия будут осуществляться в согласованном виде с другими государственными программами.

1.2. Текущее состояние в аграрном секторе

В течение 2003-2007 годов реальный рост в аграрном секторе в среднем составил 4.5 процентов за год. В результате реформ, проведенных в этой области:

* для развития аграрно-промышленного комплекса, улучшения обеспечения продовольствием в первую очередь была создана законодательная база, соответствующая принципам рыночной экономики;

* проведены земельные реформы;

* на основе приватизированных земель и имущества ликвидированных в результате реформ совхозов, колхозов и межхозяйственных предприятий были созданы 1191 коллективов, 156 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 2651 семейно-сельских хозяйств и другие частные структуры, 843.2 тысячи семей притупили к деятельности в качестве физического лица;

* с 1999 года производители сельскохозяйственной продукции были освобождены от всех налогов, за исключением земельного налога;

* были списаны долги хозяйствующих субъектов, ликвидированных в результате аграрных реформ, а также субъектов в районах, находящихся под оккупацией, и были предоставлены другие льготы;

* при поддержке таких авторитетных организаций, как Всемирный Банк, Международная Ассоциация Развития, Международный Фонд по Развитию Сельского Хозяйства, Международное Агентство Развития Соединенных Штатов Америки, Общество Сотрудничества Германии, Международная Программа Развития ООН и Организация по Продовольствию и Сельскому Хозяйству ООН, в аграрном секторе страны было обеспечено осуществление значительных проектов общей стоимостью в 158 миллионов долларов США;

* государство стало выплачивать фермерам 50 процентов расходов, понесенных на приобретение топлива, моторного масла и удобрений, началась выдача субсидий за посевы зерновых, для улучшения технического обеспечения было создано Открытое Акционерное Общество "Агролизинг", путем лизинга осуществляется выдача производителям техники и удобрений на льготных условиях;

* удельный вес частного сектора в производстве сельскохозяйственной продукции достиг 99.7 процента.

1.2.1. Пользование землей и водой

Пользование землей. Общий земельный фонд Азербайджанской Республики составляет 8641.5 тысяч гектаров, из которых 4756.5 тысяч гектаров или 55 процентов пригодно для сельского хозяйства. 1432.6 тысяч гектаров или 16.6 процентов общей территории являются орошаемыми землями. По земельному балансу 1808.4 тысяч гектаров пригодной для сельского хозяйства площади являются посевными землями. 181.6 тысяч гектаров из этой площади находятся под оккупацией. 224.7 тысяч гектаров пригодной для сельского хозяйства земельной площади составляют многолетние посевы, 117.6 тысяч гектаров - луга, 2560.0 тысяч гектаров - выгоны, 45.7 тысяч гектаров - залежные площади. Приусадебные участки по стране составляют 258.1 тысяч гектаров (227.6 тысяч гектаров из них пригодны к сельскому хозяйству), а лесные угодья - 1038.8 тысяч гектаров.

В связи с выделением земель под несельскохозяйственные объекты и частные строения из-за увеличения населения, а с другой стороны, в связи с эрозией земель, поднятием уровня подземных вод в результате поднятия уровня Каспийского моря, непроведением мелиорационных мер на должном уровне, нарушением земледельческой технологии и прочими причинами посевная площадь на каждого человека с каждым годом уменьшается. Если в 1959 году на одного человека приходилась посевная площадь в 0.36 гектара, то в 1970 году эта цифра снизилась до 0.23 гектара, в 1979 году - до 0.21 гектара, а в 2006 году - до 0.155 гектара. 40 процентов земель в горных территориях подверглась разной степени эрозии. Приблизительно 47 процентов орошаемых посевных земель подверглись разной степени засоления. По этой причине 657 тысяч гектаров нуждаются в проведении мелиоративных мер.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.