База данных

Дата обновления БД:

18.09.2021

Добавлено/обновлено документов:

30 / 247

Всего документов в БД:

109893

Недействующая редакция. Принята 07.11.2011

Недействующая редакция, не действует с 01.01.2012 г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 июля 2005 года №116-ФЗ

Об особых экономических зонах в Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов от 03.06.2006 г. N76-ФЗ, 18.12.2006 г. N232-ФЗ, 30.10.2007 г. N240-ФЗ, 23.07.2008 г. N160-ФЗ, 25.12.2009 г. N340-ФЗ, 01.07.2011 г. №169-ФЗ, 18.07.2011 г. №215-ФЗ, 18.07.2011 г. №242-ФЗ, 07.11.2011 г. №305-ФЗ)

Принят Государственной Думой 8 июля 2005 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах

1. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах состоит из настоящего Федерального закона, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

2. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 2. Понятие особой экономической зоны

Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Статья 3. Цели создания особых экономических зон

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

Статья 4. Типы особых экономических зон

1. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

4) портовые особые экономические зоны.

2. Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра.

2.1. Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.

2.2. Портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов. Портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых особых экономических зон могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.

2.3. Портовые особые экономические зоны создаются в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи на участках территории, которые имеют общую границу или объединены акваторией морского порта, акваторией речного порта и площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных километров.

2.4. Увеличение площади особых экономических зон осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации.

3. Особая экономическая зона может располагаться на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или территорий нескольких субъектов Российской Федерации.

4. В особой экономической зоне, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не допускается размещение объектов жилищного фонда.

5. На территории особой экономической зоны не допускается:

1) разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство, за исключением производства прочей продукции из черных металлов, не включенной в другие группировки, производства полуфабрикатов из алюминия или алюминиевых сплавов, производства отливок, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

2) переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;

3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

6. Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами РФ от 18.07.2011 г. №215-ФЗ, 07.11.2011 г. №305-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Условия создания особых экономических зон

1. Особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны принадлежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения либо земель населенных пунктов. Туристско-рекреационные особые экономические зоны также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.

2. Допускается включать в границы особых экономических зон земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.

(Статья 5 изложена в новой редакции в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации 07.11.2011 г. №305-ФЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Создание и прекращение существования особых экономических зон

Статья 6. Создание и прекращение существования особых экономических зон

1. Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

1.1. В исключительных случаях на основании решения Правительства Российской Федерации допускается создание особых экономических зон без проведения конкурса по отбору заявок.

(часть 1.1 статьи 6 настоящего закона в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N340-ФЗ применяется до 1 января 2015 года)

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. К заявке на создание портовой особой экономической зоны на основе объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта прилагается согласие в письменной форме владельца или владельцев объектов инфраструктуры, находящихся на территории, предназначенной для создания портовой особой экономической зоны. Согласие владельца или владельцев объектов инфраструктуры не может быть отозвано до момента заключения соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе конкурсного отбора.

Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение тридцати дней с даты принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение (далее - соглашение о создании особой экономической зоны), в котором устанавливаются:

1) объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования;

2) план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;

3) комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;

4) права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории и расположенное в границах особой экономической зоны, а также на объекты инфраструктур этой зоны, расположенные на прилегающей к особой экономической зоне территории и непосредственно с ней связанные;

5) порядок управления объектами недвижимости и объектами инфраструктур, созданными за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенными в границах особой экономической зоны, а также порядок эксплуатации и содержания таких объектов, в том числе осуществления их капитального ремонта;

6) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенным в границах особой экономической зоны, после прекращения существования особой экономической зоны;

7) обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны;

8) порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;

9) обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по делегированию уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в границах особой экономической зоны на срок ее существования;

10) обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, в границах особой экономической зоны на срок ее существования;

11) иные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

5. Объекты инфраструктуры особой экономической зоны могут создаваться за счет других источников.

6. Особая экономическая зона, за исключением портовой особой экономической зоны, создается на двадцать лет. Портовые особые экономические зоны создаются на сорок девять лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

7. Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:

1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

3) в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

8. Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации.

Глава 3. Управление особыми экономическими зонами

Статья 7. Органы управления особыми экономическими зонами

1. Разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования особых экономических зон и управление особыми экономическими зонами возлагаются на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

2. По решению руководителя уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти отдельные полномочия по управлению особыми экономическими зонами могут быть переданы на основании соглашения органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо переданы управляющей компании или указанному в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона акционерному обществу с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Типовая форма соглашения о передаче полномочий по управлению особыми экономическими зонами утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации, указанные в части 2 настоящей статьи, составляют единую централизованную систему управления особыми экономическими зонами (далее также - органы управления особыми экономическими зонами).

4. Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, хозяйствующих субъектов по развитию особой экономической зоны, контроля за выполнением соглашения о создании особой экономической зоны, контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории, а также для рассмотрения и утверждения перспективных планов развития особой экономической зоны, контроля за реализацией этих планов создается наблюдательный совет особой экономической зоны.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах Статья 2. Понятие особой экономической зоны Статья 3. Цели создания особых экономических зон Статья 4. Типы особых экономических зон Статья 5. Условия создания особых экономических зон Глава 2. Создание и прекращение существования особых экономических зон Статья 6. Создание и прекращение существования особых экономических зон Глава 3. Управление особыми экономическими зонами Статья 7. Органы управления особыми экономическими зонами Статья 8. Полномочия органов управления особыми экономическими зонами Глава 4. Правовое положение резидентов особой экономической зоны Статья 9. Резидент особой экономической зоны Статья 10. Порядок осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны Статья 11. Государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны и муниципальный контроль на территории особой экономической зоны Глава 5. Соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности Статья 12. Предмет и условия соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности Статья 13. Документы, необходимые для заключения соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности Статья 14. Порядок заключения соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности Статья 15. Форма соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности Статья 16. Срок действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности Статья 17. Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий Статья 18. Изменение условий соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности Статья 19. Прекращение действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности Статья 20. Расторжение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности Статья 21. Последствия прекращения действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности Глава 6. Соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности Статья 22. Предмет и условия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности Статья 23. Документы, необходимые для заключения соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности Статья 24. Порядок заключения соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности Статья 25. Форма соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности Статья 26. Срок действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности Статья 27. Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий Статья 28. Изменение условий соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности Статья 29. Прекращение действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности Статья 30. Расторжение соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности Статья 31. Последствия прекращения действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности Глава 6.1. Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности Статья 31.1. Предмет и условия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности Статья 31.2. Документы, необходимые для заключения соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности Статья 31.3. Порядок заключения соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности Статья 31.4. Форма соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности Статья 31.5. Срок действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности Статья 31.6. Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий Статья 31.7. Изменение условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности Статья 31.8. Прекращение действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности Статья 31.9. Расторжение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности Статья 31.10. Последствия прекращения действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности Глава 6.2. Соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне Статья 31.11. Предмет и условия соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне Статья 31.12. Документы, необходимые для заключения соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне Статья 31.13. Порядок заключения соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне Статья 31.14. Форма соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне Статья 31.15. Срок действия соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне Статья 31.16. Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий Статья 31.17. Изменение условий соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне Статья 31.18. Прекращение действия соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне Статья 31.19. Расторжение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне Статья 31.20. Последствия прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне Глава 7. Порядок предоставления земельных участков, расположенных в границах особой экономической зоны, и порядок пользования указанными земельными участками Статья 32. Режим землепользования в особой экономической зоне Статья 33. Договор аренды земельного участка Статья 34. Арендная плата Статья 35. Распоряжение земельным участком в границах особой экономической зоны Глава 8. Налогообложение резидентов особых экономических зон и таможенный режим в особых экономических зонах Статья 36. Налогообложение резидентов особых экономических зон Статья 37. Таможенный режим свободной таможенной зоны Глава 9. Гарантии, предоставляемые резидентам особых экономических зон Статья 38. Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Статья 39. Порядок разрешения споров Глава 10. Заключительные положения Статья 40. Прекращение существования особых экономических зон и свободных экономических зон Статья 41. Вступление в силу настоящего Федерального закона