База данных

Дата обновления БД:

23.02.2018

Добавлено/обновлено документов:

68 / 260

Всего документов в БД:

80879

Недействующая редакция. Принята 05.08.2015

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Недействующая редакция, не действует с 26 июля 2016 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

от 24 сентября 2008 года №866

Вопросы деятельности органов опеки и попечения, связанной с защитой прав ребенка

(В редакции Постановлений Кабинета Министров Украины от 06.01.2010 г. №20, 03.11.2010 г. №1017, 20.04.2011 г. №432, 31.08.2011 г. №913, 05.10.2011 г. №1024, 17.05.2012 г. №377, 23.05.2012 г. №415, 19.09.2012 г. №868, 03.04.2013 г. №224, 22.10.2014 г. №624, 05.08.2015 №551)

Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить прилагающиеся:

Порядок осуществления органами опеки и попечения деятельности, связанной с защитой прав ребенка;

Типовое положение о комиссии по вопросам защиты прав ребенка.

2. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Украины от 17 октября 2007 г. N 1228 "Вопросы организации выполнения законодательства относительно опеки, попечения над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечения" (Официальный вестник Украины, 2007 г. N 79, ст. 2946).

3. Районным, районным в гг Киеве и Севастополе государственным администрациям образовать в двухмесячный срок комиссии по вопросам защиты прав ребенка и утвердить положение о них.

Рекомендовать исполнительным органам городских, районных в городах советов образовать комиссии по вопросам защиты прав ребенка.

4. Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти привести в двухмесячный срок собственные нормативно-правовые акты в соответствие с этим постановлением.

Премьер-министр Украины

Ю.Тимошенко

Утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 24 сентября 2008 года №866

Порядок осуществления органами опеки и попечения деятельности, связанной с защитой прав ребенка

Общая часть

1. Настоящий Порядок определяет механизм осуществления органами опеки и попечения деятельности, связанной с защитой прав ребенка.

2. Термины, которые используются в этом Порядке применяются в значениях, приведенных в Законах Украины "Об охране детства", "Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения", "О социальных услугах" и "О социальной работе с семьями, детьми и молодежью".

3. Органами опеки и попечения являются районные, районные в гг Киеве и Севастополе госадминистрации, исполнительные органы городских, районных в городах, сельских, поселковых советов (дальше - органы опеки и попечения), которые в соответствии с законодательством осуществляют деятельность по предоставлению статуса ребенку-сироте и ребенке, лишенному родительского попечения, устройству детей-сирот и детей лишенных родительского попечения, установления опеки и попечения над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечения, по защите личных, имущественных и жилищных прав детей.

Непосредственное ведение дел и координация деятельности относительно защиты прав детей, в частности детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, возлагаются на службы по делам детей районных, районных в г. Киеве и Севастополе госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах советов (далее - службы по делам детей).

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.10.2014 г. №624)

(см. предыдущую редакцию)

Социальная защита детей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах

3-1. С целью создания надлежащих условий для обеспечения реализации права каждого ребенка на воспитание в семье, поддержки семей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, и защиты прав детей в таких семьях службы по делам детей взаимодействуют с субъектами социальной работы с семьями, детьми и молодежью (далее - субъекты социальной работы).

Субъекты социальной работы присылают в службы по делам детей уведомление по форме, установленной Минсоцполитики, о:

семьях с детьми, в которых родители в связи с длительной болезнью не могут выполнять надлежащим образом свои родительские обязанности;

семьях, где продолжается процесс развода родителей и решается спор между матерью и отцом относительно места проживания детей, участия в их воспитании;

семьях с детьми, где родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей;

семьях, дети из которых находятся в интернатных учреждениях (кроме специальных и специализированных) или где есть риск устройства детей в такие интернаты по заявлению родителей в связи с неспособностью удовлетворить потребности детей;

семьях, в которых было совершено физическое, психологическое, сексуальное, экономическое насилие над детьми, жестокое обращение с ними или существует реальная угроза его совершения;

семьях, в которых дети систематически самовольно оставляют место постоянного проживания;

семьях, дети школьного возраста из которых не зачислены для обучения в общеобразовательные учебные заведения или систематически без уважительных причин пропускают учебные занятия.

3-2. Рассмотрение сообщений о семьях, в которых было совершено физическое, психологическое, сексуальное, экономическое насилие над детьми, жестокое обращение с ними или существует реальная угроза его совершения, осуществляется в установленном Минсоцполитики, МВД, МОН и МОЗ порядке. При рассмотрении таких сообщений производится оценка уровня безопасности ребенка согласно приложению 10.

В случае получения от субъектов социальной работы сообщения об одной из семей, определенных в пункте 3-1 настоящего Порядка, кроме семей, в которых было совершено физическое, психологическое, сексуальное, экономическое насилие над детьми, жестокое обращение с ними или существует реальная угроза его совершения, служба по делам детей в течение трех рабочих дней привлекает центр социальных служб для семьи, детей и молодежи и в случае необходимости - других субъектов социальной работы для проведения проверки указанной в сообщении информации и обеспечение в случае необходимости социальной поддержки семьи, защиты прав детей в такой семье.

Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи и в случае распространения на другие субъекты социальной работы в течение семи рабочих дней уведомляют службу по делам детей о проведенной работе по форме, установленной Минсоцполитики.

В случае подтверждения информации о сложных жизненных обстоятельствах семьи, в которой воспитывается ребенок (дети), центр социальных служб для семьи, детей и молодежи готовит и подает на рассмотрение комиссии по вопросам защиты прав ребенка материалы о состоянии семьи, перечень которых утверждается Минсоцполитики, а также предоставляет семье социальные услуги в соответствии с потребностями.

На основании информации, полученной от центра социальных служб для семьи, детей и молодежи и других субъектов социальной работы, служба по делам детей обеспечивает принятие ребенка (детей) из такой семьи на учет детей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах в установленном Минсоцполитики порядке.

3-3. Для организации социальной защиты ребенка, находящегося в сложных жизненных обстоятельствах, предоставления ему и его родителям (или лицам, их заменяющих) комплекса социальных услуг на основании материалов, подготовленных центром социальных служб для семьи, детей и молодежи и другими субъектами социальной работы, служба по делам детей в случае необходимости направляет ребенка в учреждение социальной защиты детей.

(Раздел "Социальная защита детей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах" введен в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.10.2014 г. №624)

Выявление детей, которые остались без родительского попечения

4. Лица, которым стало известно о факте оставления ребенка без родительской опеки, обязаны немедленно уведомить об этом службу по делам детей по месту выявления ребенка.

Служба по делам детей или исполнительный орган сельского, поселкового совета, в которые поступило сообщение о ребенке, который осталась без родительского попечения, должны выяснить место нахождения ребенка, его возраст, сведения о родителях или лицах, которые их заменяют, обстоятельства, по которым ребенок остался без родительского попечения, фамилия, имя, отчество и адрес лица, от которого поступило сообщение, и получить другую информацию, имеющую существенное значение.

Служба по делам детей в случае необходимости подает соответствующему центру социальных служб для семьи, детей и молодежи сведения о ребенке, его родителях или лицах, их заменяющих, и информацию об обстоятельствах, при которых ребенок остался без родительской опеки, для предоставления необходимых социальных услуг.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.10.2014 г. №624)

(см. предыдущую редакцию)

5. Сельский, поселковый председатель или другое уполномоченное лицо исполнительного органа сельского, поселкового совета в течение суток после поступления информации о ребенке, который остался без родительского попечения, передает ее службе по делам детей.

6. Все сообщения о детях, оставленных без родительского попечения, служба по делам детей регистрирует в журнале учета сообщений о детях, которые остались без родительского попечения, который ведется по форме согласно приложению 1.

Служба по делам детей, а в случае, когда ребенок обнаружен на территории села, поселка, - исполнительный орган сельского, поселкового совета вместе с работниками органов внутренних дел и здравоохранения в течение суток после поступления сообщения о ребенке, который остался без родительского попечения, проводят обследование условий его пребывания, состояния здоровья и выясняют обстоятельства, по которым ребенок остался без родительского попечения.

По результатам обследования условий пребывания ребенка составляется акт, в котором отмечается дата, место проведения обследования, сведения о ребенке, его родителях, других лицах, с которыми он проживает, условия содержания ребенка и состояние его здоровья, при каких обстоятельствах и по каким причинам ребенок остался без родительского попечения, а также меры, которые были приняты для защиты прав ребенка.

Обследование условий пребывания не проводится в случае, когда ребенок находится в заведении здравоохранения, приюта для детей службы по делам детей, центре социально-психологической реабилитации детей.

Временное устройство детей, которые остались без родительского попечения, проводится в соответствии с пунктом 31 этого Порядка.

7. В случае когда ребенок покинут в роддоме, другом заведении здравоохранения, или его отказались забрать родители или другие родственники, подброшен или найден, составляется акт по форме, утвержденной МЗ и МВД.

7-1. В случае если мать, не состоящая в браке, не забрала ребенка из роддома или из другого учреждения здравоохранения, администрация учреждения здравоохранения немедленно сообщает о таком ребенке в службу по делам детей и центр социальных служб для семьи, детей и молодежи по месту жительства матери, а если место проживания матери неизвестно - службу по делам детей по месту расположения учреждения здравоохранения.

Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи обязан выяснить обстоятельства отказа матери забрать ребенка из роддома или из другого учреждения здравоохранения, провести в случае необходимости соответствующую работу по социальной поддержке матери с целью изменения ее намерений и создания благоприятных условий для выполнения им обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка и проинформировать в двухмесячный срок службу по делам детей о результатах проведенной работы.

Служба по делам детей посылает в течение семи дней со дня поступления такого сообщения запрос в отдел регистрации актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка с целью получения полной выписки из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан о регистрации рождения ребенка.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.