Недействующая редакция. Принята: 27.11.2012 / Вступила в силу: 26.03.2013

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Недействующая редакция, не действует с 8 июля 2016 года

Зарегистрировано

Министерством юстиции Украины

4 февраля 2013 года

№211/22743

РАСПОРЯЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ РЫНКОВ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ УКРАИНЫ

от 27 ноября 2012 года №2422

Об утверждении Правил проведения проверок (инспекций) Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, и признании утратившими силу некоторых распоряжений Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины

В соответствии со статьями 28, 30, 31 и 42 Законом Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг", подпунктами 4, 28, 36, 38 пункта 4, подпунктами 5 и 6 пункта 6, пунктом 13 Положения о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, утвержденного Указом Президента Украины от 23 ноября 2011 года №1070, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, ПОСТАНОВИЛА:

1. Утвердить Правила проведения проверок (инспекций) Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, которые прилагаются.

2. Признать утратившими силу:

распоряжение Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 28 октября 2003 года №96 "Об утверждении Правил проведения проверок Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины", зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 19 декабря 2003 года за №1184/8505;

распоряжение Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 14 февраля 2006 года №5376 "Об утверждении Изменений к Правилам проведения проверок Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины", зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 23 февраля 2006 года за №166/12040.

3. Подпункт 2.1 пункта 2 распоряжения Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 16 ноября 2006 года №6426 "Об утверждении Положения об осуществлении надзора за деятельностью филиалов страховщиков-нерезидентов и применении мер воздействия за нарушение ими законодательства о финансовых услугах и о внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты", зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 27 декабря 2006 года за №1376/13250, исключить.

В связи с этим подпункты 2.2, 2.3 считать соответственно подпунктами 2.1, 2.2.

4. Юридическому департаменту подать настоящее распоряжение в Министерство юстиции Украины для государственной регистрации.

5. Сектору связей с общественностью и протокола обеспечить обнародование настоящего распоряжения после его государственной регистрации.

6. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.

7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на члена Нацкомфинуслуг Берлина В. М.

Председатель Комиссии

А.Стасевский

Утверждены Распоряжением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг Украины от 27 ноября 2012 года №2422

Правила проведения проверок (инспекций) Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг

І. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг", другими законами Украины по вопросам регулирования рынков финансовых услуг, Положением о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, утвержденным Указом Президента Украины от 23 ноября 2011 года №1070, и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность на рынках финансовых услуг.

1.2. Настоящие Правила устанавливают единый порядок осуществления Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (далее - Нацкомфинуслуг), надзор за предоставлением финансовых услуг и соблюдением действующего законодательства в соответствующей сфере путем проведения ее уполномоченными лицами выездных и безвыездных проверок (инспекций) участников рынков финансовых услуг (кроме потребителей финансовых услуг), их афилиированных и родственных лиц, которые проводятся самостоятельно или вместе с другими уполномоченными органами государственной власти.

1.3. В настоящих Правилах термины употребляются в таких значениях:

акт проверки - документ, который составляется уполномоченными лицами Нацкомфинуслуг, проводившими проверку деятельности объекта надзора, в котором отображаются факт и результаты ее проведения;

безвыездная проверка - вид проверки деятельности объекта надзора, которая проводится уполномоченными лицами Нацкомфинуслуг по местонахождению Нацкомфинуслуг без выезда (выхода) уполномоченных лиц Нацкомфинуслуг по местонахождению объекта надзора;

выездная проверка - вид проверки деятельности объекта надзора, которая проводится уполномоченными лицами Нацкомфинуслуг по местонахождению объекта надзора;

комплексная проверка - вид проверки деятельности объекта надзора уполномоченными лицами Нацкомфинуслуг по всем вопросам деятельности объекта надзора в сфере предоставления финансовых услуг;

объекты надзора - участники рынков финансовых услуг (кроме потребителей финансовых услуг), их аффилиированные и родственные лица, государственное регулирование и надзор за которыми осуществляет Нацкомфинуслуг;

плановая проверка - вид проверки деятельности объекта надзора уполномоченными лицами Нацкомфинуслуг в сфере предоставления финансовых услуг, предусмотренной планом проверок Нацкомфинуслуг, который утверждается распоряжением Нацкомфинуслуг;

внеплановая проверка - вид проверки деятельности объекта надзора уполномоченными лицами Нацкомфинуслуг, которая не предусмотрена планом проверок и проводится на основаниях, определенных настоящими Правилами;

тематическая проверка - вид проверки деятельности объекта надзора уполномоченными лицами Нацкомфинуслуг по отдельному (отдельным) вопросу (вопросам) деятельности объекта надзора в сфере предоставления финансовых услуг;

уполномоченные лица Нацкомфинуслуг - должностные лица, наделенные Нацкомфинуслуг полномочиями осуществлять проверки объектов надзора, имеют право приглашать должностных лиц этого объекта надзора для предоставления объяснений и требовать предоставления объектом надзора необходимой информации и документов или должным образом засвидетельствованные копии настоящих документов (извлечения из документов).

1.4. Другие термины в настоящих Правилах употребляются в значениях, приведенных в Гражданском кодексе Украины и Законе Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг".

1.5. Местом проведения проверки является помещение объекта надзора по его местонахождению или помещение Нацкомфинуслуг.

1.6. Для проведения проверки Нацкомфинуслуг может привлекать внешних экспертов, имеющих соответствующую квалификацию, а также работников других органов государственной власти, при согласии их руководителей.

ІІ. Виды проверок и основания для их проведения

2.1. Нацкомфинуслуг может проводить такие проверки:

в зависимости от места проведения проверки - выездная, безвыездная;

в зависимости от основания проведения проверки - плановая, внеплановая;

в зависимости от перечня вопросов, которые проверяются, - комплексная, тематическая.

2.2. Плановые и внеплановые проверки проводятся в рабочее время по местонахождению объекта надзора, который установлен правилами внутреннего трудового распорядка объекта надзора.

По письменному согласованию руководителя объекта надзора проверка может проводиться в нерабочие дни или во внерабочее время объекта надзора.

2.3. Плановые проверки проводятся в зависимости от типа финансового учреждения, но не чаще одного раза в год.

Плановая проверка проводится за весь или определенный период деятельности объекта надзора.

Основанием для проведения плановой проверки деятельности объекта надзора является включение его в план проверок.

О проведении плановой проверки объект надзора должен быть предварительно в письменном виде поставлен в известность директором департамента по направлению осуществления надзора за отдельными рынками финансовых услуг не позднее чем за десять календарных дней до начала ее проведения.

Плановая проверка начинается не раньше чем через десять календарных дней после извещения объекта надзора о ее проведении, посланного по адресу объекта надзора в соответствии с информацией, которая содержится в Государственном реестре финансовых учреждений, других реестрах (перечнях).

2.4. Письменное сообщение о проведении плановой проверки, а также другие письменные сообщения Нацкомфинуслуг в соответствии с настоящими Правилами посылаются объекту надзора заказным письмом с уведомлением о вручении или объекту надзора сообщается иным способом, предусмотренным подпунктами "а" или "б" пункта 9.4 раздела ІХ настоящих Правил.

2.5. Нацкомфинуслуг может проводить внеплановые проверки на таких основаниях:

а) поручений Президента Украины, поручений Кабинета Министров Украины;

б) судебных решений, решений органов досудебного расследования о проведении проверки объектов надзора;

в) необходимости проверки выполнения объектом надзора мер воздействия Нацкомфинуслуг, которые применялись к этому объекту надзора;

г) если по результатам проверок других объектов надзора обнаружены факты, свидетельствующие о нарушении этим объектом надзора требований законодательства о финансовых услугах;

ґ) если объектом надзора не поданы в установленный срок или в течение установленного срока документы обязательной отчетности и (или) другая информацию, которая предоставляется в Нацкомфинуслуг в соответствии с требованиями законодательства о финансовых услугах;

д) выявления и подтверждения недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, в том числе годовой финансовой отчетности, в документах, предоставленных объектом надзора для получения лицензии или получения свидетельства о регистрации финансового учреждения или справки о взятии на учет юридического лица - субъекта хозяйствования, которое по своему правовому статусу не является финансовым учреждением, но имеет определенное законами и нормативно-правовыми актами Нацкомфинуслуг право предоставлять финансовые услуги, других документах, предоставленных объектом надзора в Нацкомфинуслуг в соответствии с законодательством о финансовых услугах;

е) выявления по результатам безвыездной проверки факта нарушения требований законодательства о финансовых услугах;

є) если физическим и/или юридическим лицом подано заявление (жалоба) о нарушении объектом надзора требований законодательства о финансовых услугах, а также относительно права обратного требования (регресса);

ж) реорганизации или ликвидации объекта надзора;

з) отказа объектом надзора предоставить документы или должным образом засвидетельствованные копии документов (извлечения из документов) и информацию, перечисленные в требовании Нацкомфинуслуг, несвоевременного их предоставления;

и) непредоставления объектом надзора необходимой информации и документов в соответствии с законодательством о финансовых услугах по письменному требованию Нацкомфинуслуг, составленному по форме, приведенной в приложении 1 к настоящим Правилам;

і) необходимости дополнительного проведения проверки в процессе рассмотрения дела о нарушении законодательства о финансовых услугах;

ї) наличия сведений об отсутствии объекта надзора по местонахождению в соответствии с информацией, которая содержится в Государственном реестре финансовых учреждений, других реестрах (перечнях);

й) подачи объектом надзора заявления об аннулировании лицензии, исключения из Государственного реестра финансовых учреждений, других реестров (перечней).

Решение о проведении внеплановой проверки принимается Председателем Нацкомфинуслуг или членом Нацкомфинуслуг, исполняющим обязанности и полномочия Председателя Нацкомфинуслуг, по представлению директора департамента по направлению осуществления надзора за отдельными рынками финансовых услуг по согласованию с членом Нацкомфинуслуг в соответствии с распределением обязанностей и полномочиями.

О проведении внеплановой проверки объект надзора предварительно не извещается.

2.6. При наличии у объекта надзора обособленных подразделений может проводиться проверка этих обособленных подразделений как вместе с объектом надзора, так и отдельно.

ІІІ. Организация и подготовка к проведению проверки

3.1. Для проведения проверки создается инспекционная группа. Минимальное количество членов инспекционной группы должно составлять два человека.

3.2. Состав инспекционной группы определяется Председателем Нацкомфинуслуг или членом Нацкомфинуслуг, который исполняет обязанности и полномочия Председателя Нацкомфинуслуг, по представлению директора департамента по направлению осуществления надзора за отдельными рынками финансовых услуг по согласованию с членом Нацкомфинуслуг в соответствии с распределением обязанностей и полномочиями.

В состав инспекционной группы могут быть включены работники других структурных подразделений Нацкомфинуслуг по решению Председателя Нацкомфинуслуг.

3.3. Из состава инспекционной группы назначается ее руководитель.

3.4. Руководитель инспекционной группы:

принимает необходимые решения относительно организации и последовательности проведения проверки;

распределяет обязанности относительно проведения проверки между членами инспекционной группы и устанавливает сроки выполнения ими задач проверки;

обеспечивает своевременное и в полном объеме проведение проверки, составление акта проверки, и в случае необходимости подготовку предложений по результатам проверки.

3.5. Уполномоченные лица Нацкомфинуслуг имеют право проводить проверки на основании служебного удостоверения и письменного поручения на проведение проверки, составленного согласно приложению 2 к этим Правилам, которые предоставляются Председателем Нацкомфинуслуг или членом Нацкомфинуслуг, исполняющим обязанности и полномочия Председателя Нацкомфинуслуг.

3.6. Поручение на проведение проверки составляется в двух экземплярах и выдается на срок не более 30 рабочих дней.

Поручение Нацкомфинуслуг на проведение проверки регистрируется в установленном Нацкомфинуслуг порядке.

Проверка может быть закончена раньше срока, указанного в поручении на проведение проверки.

В случае проведения тематической проверки объекта надзора в поручении на проведение проверки указываются вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для проведения такой проверки.

Срок проверки может быть продлен Председателем Нацкомфинуслуг или членом Нацкомфинуслуг, исполняющим обязанности и полномочия Председателя Нацкомфинуслуг, который предоставил поручение на проведение проверки, по обоснованному письменному обращению руководителя рабочей группы, но не более чем на 15 рабочих дней.

О продлении срока плановой или внеплановой проверки руководителю объекта надзора сообщается письмом Нацкомфинуслуг за подписью Председателя Нацкомфинуслуг или члена Нацкомфинуслуг, исполняющим обязанности и полномочия Председателя Нацкомфинуслуг, который предоставил поручение на проведение проверки.

Проверка считается начатой с даты получения второго экземпляра поручения на проведение проверки руководителем объекта надзора или лицом, исполняющим его обязанности. О получении второго экземпляра поручения на проведение выездной проверки руководитель объекта надзора или лицо, исполняющее его обязанности, собственноручно делает отметку на первом экземпляре поручения.

В случае невозможности вручить второй экземпляр поручения на проведение выездной проверки руководителю объекта надзора этот экземпляр поручения в течение двух рабочих дней посылается объекту надзора по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

В таком случае выездная проверка объекта надзора считается начатой с даты получения Нацкомфинуслуг сообщения о получении объектом надзора поручения на проведение проверки, посланного заказным письмом с уведомлением о вручении.

3.7. После проведения проверки первый экземпляр поручения на проведение проверки приобщается к акту проверки.

IV. Права и обязанности инспекционной группы

4.1. Руководитель и члены инспекционной группы при проведении проверки имеют право:

беспрепятственно входить по служебному удостоверению в помещения, в которых расположен объект надзора, и иметь доступ к документам и другой информации, необходимой для проведения проверки (при проведении выездной проверки);

требовать для проверки необходимые документы и должным образом засвидетельствованные копии настоящих документов (извлечения из документов), а также другую информацию, необходимую для проведения проверки;

изымать сроком до трех рабочих дней документы, подтверждающие факты нарушения требований законодательства о финансовых услугах, и делать из них копии;

приглашать руководителя объекта надзора и (или) его должностных лиц для предоставления объяснений;

составлять протоколы об административных правонарушениях;

обращаться к правоохранительным органам для принятия мер обеспечения безопасности, в случае, если данные, свидетельствующие о наличии реальной угрозы жизни, здоровью или имуществу инспекционной группы.

4.2. Руководитель и члены инспекционной группы при проведении проверки обязаны:

вручить руководителю объекта надзора или лицу, исполняющему его обязанности, второй экземпляр поручения на проведение проверки;

сообщить руководителю объекта надзора об основании и цели проверки, определить перечень необходимых для проверки документов и информации, сроки или периоды их предоставления;

расписаться в журнале регистрации проверок (инспекций) объекта надзора (при наличии). В случае непредоставления объектом надзора такого журнала инспекционной группе об этом указывается в акте проверки;

в случае отказа руководителя объекта надзора или лица, исполняющего его обязанности, предоставить информацию и документы или должным образом засвидетельствованные копии документов (извлечения из документов) по устному требованию руководителя или членов инспекционной группы подготовить и предоставить руководителю объекта надзора или лицу, исполняющему его обязанности, письменное требование с указанием срока или периода предоставления необходимой информации и документов или должным образом засвидетельствованных копий документов (извлечения из документов), а в случае отказа в получении письменного требования предоставить ее лицу, на которого возложены обязанности по регистрации входящих документов объекта надзора, или послать письменное требование по адресу объекта надзора заказным письмом с уведомлением о вручении; к экземпляру акта проверки объекта надзора прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления письменного требования по адресу объекта надзора заказным письмом с уведомлением о вручении;

составить отдельные акты в соответствии с пунктом 6.10 раздела VI этих Правил;

не допускать действий и поступков, которые могут негативно повлиять на репутацию Нацкомфинуслуг и ее должностных лиц;

выполнять требования законодательства Украины, в том числе этих Правил.

V. Права и обязанности руководителя и должностных лиц объекта надзора

5.1. Руководитель объекта надзора при проведении проверки имеет право:

знакомиться с документами, подтверждающими полномочия руководителя и членов инспекционной группы;

получать от руководителя инспекционной группы информацию о:

порядке проведения проверки

основании и цели проверки

перечне вопросов, подлежащих проверке;

предоставлять объяснения по вопросам, возникающим при проведении проверки.

5.2. Руководитель и должностные лица объекта надзора при проведении проверки обязаны:

допустить инспекционную группу к помещению объекта надзора по его местонахождению в соответствии с информацией, которая содержится в Государственном реестре финансовых учреждений, других реестрах (перечнях);

по требованию руководителя инспекционной группы подтвердить свои полномочия;

создать инспекционной группе надлежащие условия для работы, хранения документов, возможности пользования связью, компьютерной и копировальной техникой;

предоставить доступ к учетно-регистрирующей системе, программному обеспечению и специальному техническому оборудованию объекта надзора;

своевременно предоставлять инспекционной группе документы для проведения проверки, полную и достоверную информацию относительно деятельности объекта надзора в сфере предоставления им финансовых услуг;

предоставить копии необходимых документов, засвидетельствованные подписью руководителя объекта надзора или лица, исполняющего его обязанности, и скрепленные печатью объекта надзора;

по приглашению руководителя и членов инспекционной группы предоставлять объяснения;

предоставить документы (извлечения из документов), которые изымаются, и подписать протокол изъятия таких документов;

подписать и скрепить печатью объекта присмотра распечатанную для проверки форму электронного документа.

VI. Порядок проведения проверки и оформления ее результатов

6.1. Во время проведения проверки инспекционная группа детально изучает, анализирует и оценивает все необходимые документы, которые касаются деятельности объекта надзора в сфере предоставления финансовых услуг, проверяет имеющуюся информацию о возможных нарушениях законодательства о финансовых услугах и достоверности поданной им информации для внесения в Государственный реестр финансовых учреждений и получения лицензии.

Особое внимание при проверке обращается на обстоятельства при осуществлении деятельности объекта надзора в сфере предоставления финансовых услуг, которые могут привести к невыполнению объектом надзора своих обязательств перед потребителями, другими участниками рынков финансовых услуг.

В случае существования документа в электронной форме при условии, что настоящий документ создан объектом надзора для осуществления деятельности по предоставлению финансовых услуг, объект надзора по требованию инспекционной группы должен его распечатать и предоставить инспекционной группе.

6.2. По результатам проверки инспекционная группа составляет акт проверки в двух экземплярах, который должен содержать такие сведения:

наименование Нацкомфинуслуг;

наименование объекта надзора;

дату и номер акта, место его составления;

сведения об объекте надзора (полное наименование юридического лица, местонахождение, код по ЕГРПОУ, банковские реквизиты);

вид проверки;

информацию о составе инспекционной группы (фамилия, имя, отчество, должности руководителя и членов рабочей группы);

информацию о должностных лицах объекта надзора, в присутствии которых проводилась проверка (фамилия, имя, отчество руководителя объекта надзора или лица, исполняющего его обязанности, или других должностных лиц объекта надзора);

основание для проведения проверки;

перечень документов, которые были предоставлены объектом надзора для проведения проверки;

изложение фактов, данных и информации, установленных во время проверки;

содержание обнаруженных нарушений законодательства о финансовых услугах со ссылкой на соответствующую правовую норму законодательства о финансовых услугах;

перечень документов, которые прилагаются к акту проверки;

дату и подписи руководителя и членов инспекционной группы;

сведения о получении акта проверки (фамилия, имя, отчество руководителя объекта надзора или лица, исполняющего его обязанности, или другого должностного лица объекта надзора, подпись и дата получения).

6.3. Акт проверки должен быть составлен на бумажном носителе на государственном языке со сквозной нумерацией страниц.

6.4. Акт проверки должен содержать систематизированное изложение обнаруженных при проверке фактов нарушения законодательства о финансовых услугах, а также фактов невыполнения объектом надзора требований инспекционной группы.

6.5. В акте проверки четко излагаются факты обнаруженных нарушений законодательства о финансовых услугах со ссылкой на документы и информацию объекта надзора, подтверждающие наличие указанных нарушений, а также указываются правовые нормы законодательства о финансовых услугах, которые нарушены объектом надзора.

Не допускается излагать в акте проверки предположения и факты, не подтвержденные документами.

6.6. К экземпляру акта проверки, который остается в Нацкомфинуслуг, обязательно прилагаются документы или должным образом засвидетельствованные копии документов (извлечения из документов), подтверждающих факты нарушений требований законодательства о финансовых услугах, и протоколы изъятия таких документов.

В акте проверки указывается перечень документов, которые проверялись во время проведения проверки.

6.7. В случае непредоставления объектом надзора документов, необходимых для проведения проверки, при наличии причин (потеря, изъятие документов, и тому подобное) в акте проверки делается об этом запись с указанием причин. В таком случае к акту проверки должны быть прибавлены письменные объяснения руководителя объекта надзора или лица, исполняющего его обязанности, относительно причин непредоставления документов, необходимых для проведения проверки. Кроме того, к акту проверки в случае наличия приобщаются документы или должным образом засвидетельствованные копии документов (извлечения из документов), подтверждающих причины отсутствия необходимых документов.

6.8. Возражения, замечания, пояснения к акту проверки (при их наличии), предоставленные руководителем объекта надзора или лицом, исполняющим его обязанности, является неотъемлемой частью акта проверки.

6.9. Любые исправления и дополнения к акту проверки после его подписания руководителем и членами инспекционной группы, а также руководителем объекта надзора или лицом, исполняющим его обязанности, вносятся путем составления изменений к акту проверки, которые обязательно подписываются членами инспекционной группы, осуществляющими проверку этого объекта надзора, и руководителем объекта надзора или лицом, исполняющим его обязанности.

О таких исправлениях объект надзора сообщается путем направления ему изменений к акту проверки одним из способов, предусмотренных пунктом 9.4 раздела IX этих Правил.

6.10. Руководитель и члены инспекционной группы составляют также отдельные акты в случае:

а) отсутствия объекта надзора по заявленному местонахождению в соответствии с информацией, которая содержится в Государственном реестре финансовых учреждений, других реестрах (перечнях) (приложение 3);

б) недопуска инспекционной группы к проведению проверки (приложение 4);

в) отказа объекта надзора от проведения проверки (приложение 5);

г) отказа объекта надзора в принятии изъятых документов (приложение 7).

Такие акты в случае их составления приобщаются к акту проверки объекта надзора.

Руководитель объекта надзора или лицо, исполняющее его обязанности, имеет право в письменном виде изложить мотивы своих действий или бездеятельности при проведении проверки в отдельном заявлении, которое приобщается к акту проверки или посылается в Нацкомфинуслуг.

VII. Подготовка и проведение безвыездной проверки

7.1. Нацкомфинуслуг по письменному требованию может получать от объектов надзора документы или должным образом засвидетельствованные копии документов (извлечения из документов), информацию, касающуюся их деятельности в сфере предоставления финансовых услуг и (или) показателей их финансового состояния.

7.2. При проведении безвыездной проверки объекта надзора ему посылается письменное требование Нацкомфинуслуг за подписью Председателя Нацкомфинуслуг или члена Нацкомфинуслуг, исполняющего обязанности и полномочия Председателя Нацкомфинуслуг, предоставить документы или должным образом засвидетельствованные копии документов (извлечения из документов), информацию, касающуюся его деятельности в сфере предоставления финансовых услуг и (или) показателей его финансового состояния, которая оформляется согласно приложению 1 к этим Правилам.

К письменному требованию Нацкомфинуслуг приобщается экземпляр поручения на проведение проверки, который оформляется согласно приложению 2 к этим Правилам.

Документы, подтверждающие факт почтового отправления письменного требования по адресу объекта надзора, приобщаются к акту безвыездной проверки.

7.3. Объект надзора обязан в определенный в письменном требовании Нацкомфинуслуг срок предоставить инспекционной группе все перечисленные в требовании документы или должным образом засвидетельствованные копии документов (извлечения из документов) и информацию, скрепленные печатью объекта надзора.

В случае отказа объекта надзора предоставить инспекционной группе необходимую информацию и все перечисленные в требовании Нацкомфинуслуг документы или должным образом засвидетельствованные копии документов (извлечения из документов) или несвоевременного их предоставления инспекционной группе руководитель объекта надзора или лицо, исполняющее его обязанности, имеет право в письменном виде изложить мотивы отказа от предоставления такой информации и документов или должным образом засвидетельствованных копий документов (извлечений из документов) или несвоевременного их предоставления инспекционной группе.

7.4. По результату безвыездной проверки составляется акт проверки согласно требованиям этих Правил.

7.5. К экземпляру акта безвыездной проверки, который остается в Нацкомфинуслуг, приобщаются документы или должным образом засвидетельствованные копии документов (извлечения из документов) и информация, которые предоставлялись инспекционной группе по письменному требованию Нацкомфинуслуг.

7.6. Подписанный руководителем и членами инспекционной группы экземпляр акта проверки в течение одного рабочего дня со дня подписания посылается руководителю объекта надзора или лицу, исполняющему его обязанности, заказным письмом с уведомлением о вручении.

После получения экземпляра акта безвыездной проверки руководителем объекта надзора или лицом, исполняющим его обязанности, в течение 10 календарных дней могут быть поданы инспекционной группе письменные возражения (замечания) к акту, которые приобщаются к акту безвыездной проверки, который остается в Нацкомфинуслуг.

VIII. Порядок изъятия документов во время проверки и работа с ними

8.1. Руководитель инспекционной группы при проверке объекта надзора имеет право изымать сроком до трех рабочих дней документы, подтверждающие факт нарушения законодательства о финансовых услугах.

8.2. Изъятие документов проводится с обязательным составлением протокола изъятия согласно приложению 6 к этим Правилам.

8.3. Протокол изъятия подписывает руководитель инспекционной группы. Руководителю объекта надзора, документы которого изымаются, предоставляется копия протокола об изъятии документов под личную подпись на протоколе изъятия с указанием даты изъятия.

8.4. В случае отказа руководителя объекта надзора подписать протокол об изъятии документов руководитель инспекционной группы делает соответствующую запись в протоколе изъятия.

8.5. Каждое исправление, повреждение, подчистка, неразборчивая запись, нечеткий отпечаток печати на документах, которые изымаются, должны быть отображены в протоколе изъятия.

8.6. Руководитель инспекционной группы обеспечивает хранение и использование по назначению документов, которые были изъяты во время проведения проверки. Запрещается осуществлять любые действия, которые могут повлечь повреждение или изменение содержания изъятого документа.

8.7. Руководитель инспекционной группы во время работы с изъятыми документами имеет право:

делать копии с изъятых документов;

по письменному согласию Председателя Нацкомфинуслуг или лица, исполняющего обязанности и полномочия Председателя Нацкомфинуслуг, который выдал поручение на проведение проверки, привлекать к работе с изъятыми документами других работников Нацкомфинуслуг, работников других государственных органов, при согласии их руководителей, внешних экспертов.

В случае выявления фактов правонарушений, которые стали известны во время проведения проверки объекта надзора, соответствующие материалы посылаются в правоохранительные органы.

8.8. О возврате изъятых документов руководителем объекта надзора делается соответствующая запись на протоколе изъятия.

8.9. В случае отказа руководителя объекта надзора вовремя принять изъятые документы руководитель инспекционной группы составляет акт об отказе принять изъятые документы согласно приложению 7 к этим Правилам, а изъятые документы посылаются объекту надзора заказным письмом с уведомлением о вручении с описью вложения, которое приобщается к экземпляру акта проверки, который хранится в Нацкомфинуслуг.

8.10. В случае, если при возврате объекту надзора изъятого документа на нем обнаружено повреждение или исправления, которые не отображены в протоколе изъятия, руководитель инспекционной группы и представитель объекта надзора, в которого изымался документ, составляют и подписывают в двух экземплярах акт произвольной формы об обнаруженных повреждениях или исправлениях на документах, которые возвращаются, с указанием всех обнаруженных повреждений и исправлений. Один экземпляр акта об обнаруженных повреждениях или исправлениях на документах приобщается к протоколу изъятия документов, а второй - к копии протокола изъятия, который предоставляется руководителю объекта надзора.

IX. Подписание акта проверки

9.1. Акт проверки составляется в двух экземплярах.

9.2. Каждый экземпляр акта проверки визируется руководителем инспекционной группы на каждой странице и подписывается им и членами инспекционной группы на последней странице.

В случае привлечения к проведению проверки внешних экспертов и (или) работников других государственных органов такие лица подписывают акт проверки вместе с руководителем и членами инспекционной группы на последней странице в части, которая относится к компетенции таких лиц.

9.3. Датой составления акта проверки является дата его подписания руководителем и членами инспекционной группы.

9.4. Один экземпляр акта проверки предоставляется (посылается) для ознакомления и подписания руководителю объекта надзора или лицу, исполняющему его обязанности, в последний день проверки, определенный в поручении на проведение проверки, одним из таких способов:

а) лично под подпись руководителю объекта надзора или лицу, исполняющему его обязанности;

б) через подразделение по регистрации входящих документов объекта надзора с отметкой на экземпляре акта проверки, который остается в Нацкомфинуслуг, о дате регистрации в журнале входящей корреспонденции объекта надзора и подписью работника подразделения по регистрации входящих документов, который осуществил регистрацию;

в) заказным письмом с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, которая остается в Нацкомфинуслуг.

9.5. Руководитель объекта надзора или лицо, исполняющее его обязанности, после ознакомления с актом проверки подписывает полученный экземпляр акта.

В случае наличия возражений (замечаний) относительно содержания акта проверки руководитель объекта надзора или лицо, исполняющее его обязанности, подписывает его с возражениями (замечаниями).

В случае, если в акте проверки объекта надзора отображены вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета и (или) финансового состояния объекта надзора, акт проверки подписывает также главный бухгалтер объекта надзора.

Подписанный руководителем объекта надзора или лицом, исполняющим его обязанности, экземпляр акта проверки возвращается инспекционной группе в срок не позднее трех дней после его получения.

9.6. После подписания экземпляра акта проверки руководителем объекта надзора или лицом, исполняющим его обязанности, второй его экземпляр инспекционная группа передает руководителю объекта надзора или лицу, исполняющему его обязанности, о чем на последней странице всех экземпляров акта проверки делается соответствующая запись.

Второй экземпляр акта проверки предоставляется (посылается) руководителю объекта надзора или лицу, исполняющему его обязанности, в соответствии с пунктом 9.4 настоящих Правил.

9.7. В случае отказа руководителя объекта присмотра получить и (или) подписать экземпляр акта проверки руководитель инспекционной группы делает об этом соответствующую запись и в течение двух рабочих дней акт проверки посылается по адресу объекта надзора заказным письмом с уведомлением о вручении.

К экземпляру акта проверки, который остается в Нацкомфинуслуг, приобщаются документы, подтверждающие факт почтового отправления акта проверки по адресу объекта надзора.

9.8. Письменные возражения (замечания) к акту проверки могут предоставляться объектом надзора в течение пяти рабочих дней после получения акта проверки.

И.о. директора юридического департамента

О.Мороз

Приложения №№1-7

к Правилам проведения проверок (инспекций) Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг

См. Приложения №№1-7