Недействующая редакция. Принята: 10.08.2015 / Вступила в силу: 12.08.2015

Недействующая редакция, не действует с 14 мая 2016 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 26 октября 2011 года №674

Об утверждении Положения о проведении радиационного контроля в пунктах пропуска на государственной границе Кыргызской Республики

(В редакции Постановлений Правительства Кыргызской Республики от 28.11.2014 г. №687, 10.08.2015 г. №566)

В целях реализации Меморандума о взаимопонимании между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Соединенных Штатов Америки в отношении предотвращения незаконного перемещения ядерных и других радиоактивных материалов, подписанного 15 августа 2008 года в городе Бишкек, Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении радиационного контроля в пунктах пропуска на государственной границе Кыргызской Республики (далее - Положение).

2. Установить, что в соответствии с настоящим Положением проведение радиационного контроля осуществляется в следующих пунктах пропуска на государственной границе и участке железнодорожного пути:

- "Ак-Тилек - автодорожный", Чуйская область, Ысык-Атинский район, южный берег реки Чу (у моста восточнее села Хун-Чи)*;

- "Ак-Жол - автодорожный", Чуйская область, Аламудунский район, 18 км автодороги Бишкек-Алматы*;

- "Чалдыбар - автодорожный", Чуйская область, Панфиловский район, западная окраина села Чалдыбар, 98 км автодороги Бишкек - Тараз*;

- "Чон-Капка - автодорожный", Таласская область, Манасский район*;

- "Достук - автодорожный", Ошская область, Кара-Суйский район, 5 км автодороги Ош - Андижан;

- железнодорожная станция "Кара-Балта", город Кара-Балта, Чуйская область, Жайылский район*;

- "Кызыл-Бель - автодорожный", Баткенская область, Баткенский район, южная окраина села Кызыл-Бель;

- "Кайрагач - автодорожный", Баткенская область, Лейлекский район (0,5 км западнее села имени Раззакова);

- "Манас - аэропорт", Чуйская область, Сокулукский район, Международный аэропорт "Манас";

- "Ош - аэропорт", город Ош, аэропорт "Ош";

- "Кызыл-Кия - железнодорожный" Баткенская область, город Кызыл - Кия, разъезд 38 железнодорожной станции "Кызыл-Кия".

Примечание: (*) радиационный контроль осуществляется уполномоченным органом в сфере пограничного контроля.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Правительства Кыргызской Республики от 28.11.2014 г. №687, 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

3. Государственной таможенной службе при Правительстве Кыргызской Республики в двухмесячный срок разработать технологическую схему взаимодействия с уполномоченным государственным органом в области обеспечения радиационной безопасности и Государственным предприятием "Национальная компания "Кыргыз темир жолу" при Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики в соответствии с настоящим Положением.

4. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики "О санитарно-эпидемиологическом контроле по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы Кыргызской Республики" от 6 июня 2003 года № 329 следующее изменение:

- в Положении о порядке проведения радиационного контроля продукции, грузов (багажа) на территории Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением:

пункт 1.3 изложить в следующей редакции:

"1.3. Настоящее Положение регламентирует общие требования к организации и проведению радиационного контроля на территории Кыргызской Республики за ввозимой и вывозимой продукцией, грузами (багажом). В соответствии с настоящим Положением радиационный контроль осуществляется в отношении продукции, грузов (багажа), перемещаемых через пункты пропуска, не оснащенные техническими средствами таможенного контроля радиоактивных материалов.

В пунктах пропуска, оснащенных техническими средствами таможенного контроля радиоактивных материалов, радиационный контроль перемещающихся лиц и их багажа, товаров и транспортных средств осуществляется таможенными органами в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.".

5. Внести в постановление Правительства Кыргызской Республики "О Государственной таможенной службе при Правительстве Кыргызской Республики" от 18 декабря 2009 года №767 следующее дополнение:

- в Положении о Государственной таможенной службе при Правительстве Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением:

- подпункт "а" пункта 6 дополнить абзацем десятым следующего содержания:

"- в соответствии с законодательством Кыргызской Республики осуществляет радиационный контроль в пунктах пропуска на государственной границе Кыргызской Республики;".

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел по обеспечению безопасности, правопорядка и обороноспособности Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

7. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

Первый вице-премьер-министр, исполняющий обязанности Премьер-министра

О. Бабанов

Утверждено Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 26 октября 2011 года №674

Положение о проведении радиационного контроля в пунктах пропуска на государственной границе Кыргызской Республики

1. Общие положения

1. Положение о проведении радиационного контроля в пунктах пропуска на государственной границе Кыргызской Республики (далее - Положение) определяет порядок проведения радиационного контроля и условия его применения в пунктах пропуска на государственной границе Кыргызской Республики.

2. Радиационный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу Кыргызской Республики, направлен на соблюдение международного режима нераспространения ядерного оружия и ядерных материалов, предотвращение нарушений таможенных правил при перемещении через государственную границу радиоактивных материалов, товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения. Радиационному контролю должны подвергаться все без исключения физические лица, товары и транспортные средства, пересекающие государственную границу Кыргызской Республики.

Радиационный контроль, согласно методике, предусмотренной настоящим Положением, осуществляется таможенными/пограничными органами в пунктах пропуска на государственной границе Кыргызской Республики, определенных решением Правительства Кыргызской Республики и оснащенных стационарным оборудованием - портальными мониторами радиационного контроля (далее - портальные мониторы).

При перемещении лиц, товаров и транспортных средств через пункты пропуска, не оснащенные указанным оборудованием, радиационный контроль осуществляется государственным уполномоченным органом в области здравоохранения по обеспечению радиационной безопасности в соответствии с возложенными на него задачами. По мере оснащения пунктов пропуска на государственной границе портальными мониторами, полномочия по осуществлению радиационного контроля передаются уполномоченным органом в области здравоохранения по обеспечению радиационной безопасности таможенной службе в соответствии с решением Правительства Кыргызской Республики.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

3. С учетом осуществляемых функций радиационный контроль лиц, товаров и транспортных средств, пересекающих государственную границу Кыргызской Республики, состоит из следующих направлений:

- определение основных положений организации и порядка проведения радиационного контроля в отношении перемещаемых через государственную границу Кыргызской Республики лиц, товаров и транспортных средств;

- определение общих критериев взаимодействия государственных органов по соблюдению мер радиационной безопасности.

4. В настоящем Положении используются понятия в следующих значениях:

источник ионизирующего излучения - радиоактивное вещество или устройство, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение;

мощность дозы - доза излучения за единицу времени (секунду, минуту, час);

радиационный контроль - получение информации о радиационной обстановке в окружающей среде и об уровнях облучения людей, включающей в себя дозиметрический и радиометрический контроль;

упаковка - комплект для перевозки с радиоактивным содержимым, имеющий соответствующие знаки радиационной опасности;

уровень излучения - соответствующая мощность дозы, выраженная в микрозивертах в час (мкЗв/ч);

центр обработки сигналов тревоги - автоматизированное рабочее место оператора портальных мониторов радиационного контроля.

2. Проведение радиационного контроля в пунктах пропуска на государственной границе

5. В соответствии с используемым оборудованием радиационный контроль на государственной границе Кыргызской Республики состоит из следующих этапов:

а) первичный радиационный контроль;

б) дополнительный радиационный контроль;

в) углубленное радиационное обследование;

г) экспертиза.

Первичный радиационный контроль проводится должностными лицами таможенного/пограничного органа, осуществляющими соответствующие формы таможенного контроля в отношении лиц, товаров и транспортных средств, перемещаемых через пункт пропуска.

Дополнительный радиационный контроль проводится должностными лицами таможенных/пограничных органов, прошедшими специальную подготовку по обнаружению и первичной локализации источников ионизирующего излучения.

Углубленное радиационное обследование и экспертиза проводятся совместно сотрудниками уполномоченного государственного органа по чрезвычайным ситуациям и уполномоченного органа в области здравоохранения по обеспечению радиационной безопасности в соответствии с методикой, изложенной в приложении 2 к настоящему Положению.

По результатам углубленного радиационного обследования специалистами уполномоченных государственных органов по обеспечению радиационной безопасности, определенных законодательством Кыргызской Республики, совместно с должностным лицом таможенного/пограничного органа принимается решение о пропуске через государственную границу, либо о направлении на экспертизу обнаруженных источников ионизирующего излучения или радиоактивных материалов в соответствии с положениями главы 45 Таможенного кодекса Кыргызской Республики.

(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

6. На всех этапах радиационного контроля должны соблюдаться меры по обеспечению радиационной безопасности в соответствии с требованиями законодательства по обеспечению мер радиационной безопасности. Радиационный контроль осуществляется с использованием оборудования, прошедшего поверку в установленном порядке.

7. Целью первичного радиационного контроля является оперативное выявление и удаление из потока транспортных средств и лиц объектов с повышенным (по отношению к естественному радиационному фону) уровнем ионизирующего излучения. Первичный радиационный контроль проводится должностными лицами таможенных/пограничных органов с использованием технических средств таможенного контроля радиоактивных материалов - портальных мониторов различных модификаций (железнодорожных, автомобильных и пешеходных), либо переносной аппаратуры радиационного контроля.

(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

8. Портальные мониторы должны быть оснащены детекторами нейтронного и гамма-излучения, расположенными по обеим сторонам контролируемого объекта, звуковой и световой сигнализацией и устройствами отображения и/или анализа информации. Портальные мониторы могут иметь специальные устройства обработки сигналов датчиков - центр обработки сигналов тревоги.

9. Осуществление радиационного контроля при перемещении лиц, товаров и транспортных средств через портальные мониторы должно соблюдаться с применением следующих ограничений:

- прохождение лиц через створ пешеходного портального монитора осуществляется в порядке очереди и контролируется должностными лицами таможенного/пограничного органа. При этом нахождение других лиц рядом с портальным монитором не допускается. Остановка лиц в створе портального монитора запрещается;

- перемещение транспортных средств через автомобильный портальный монитор допускается со скоростью не более 5 км/час. Остановка автотранспортных средств в створе портального монитора запрещается;

- перемещение железнодорожного транспорта через портальные мониторы допускается со скоростью не более 20 км/час. Остановка железнодорожных транспортных средств в створе портального монитора запрещается.

Для соблюдения указанных ограничений портальные мониторы оборудуются соответствующими информационными знаками.

(В пункт 9 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

10. Критерием классификации объекта, как имеющего повышенный уровень ионизирующего излучения, является устойчивое (неложное) срабатывание портального монитора, подтвержденное при использовании аппаратуры первичного радиационного контроля, к которой относятся переносные дозиметры поисковые, радиометры-дозиметры, радиометры-спектрометры в поисковом режиме и в режиме измерения с датчиками для каждого вида излучений, дозиметры рентгеновского гамма-излучения.

Выявленные в ходе проведения первичного радиационного контроля объекты с повышенным уровнем ионизирующего излучения выделяются из общего потока транспортных средств и лиц. Выделенные объекты размещаются на определенном должностными лицами таможенных/пограничных органов участке зоны таможенного/пограничного контроля (открытая площадка, отдельное помещение, удаленные от общего потока транспортных средств и лиц на расстояние не менее 15-20 метров) для проведения дополнительного радиационного контроля.

(В пункт 10 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

11. В случае срабатывания системы портального монитора по нейтронному каналу дальнейшие действия должностных лиц таможенного/пограничного органа по локализации источника ионизирующего излучения осуществляются с использованием измерительных средств, имеющих детекторы нейтронного излучения.

(В пункт 11 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

12. Каждое срабатывание звуковой или световой сигнализации портальных мониторов или переносной аппаратуры радиационного контроля регистрируется в "Журнале регистрации сведений о срабатывании стационарной системы обнаружения радиоактивных материалов" или в "Журнале регистрации сведений о срабатывании переносной аппаратуры радиационного контроля" согласно форме, определенной в приложении 1 к настоящему Положению.

При наличии информационных систем централизованного оповещения допускается ведение регистрации в электронном виде.

13. По результатам первичного радиационного контроля должностными лицами таможенного/пограничного органа принимается решение о пропуске лиц, товаров и транспортных средств через государственную границу, либо о проведении дополнительного радиационного контроля объекта, в отношении которого произошло срабатывание оборудования первичного радиационного контроля.

Абзац второй пункта 13 утратил силу в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566

(В пункт 13 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

14. Первичный радиационный контроль лиц и их багажа осуществляется с использованием пешеходных портальных мониторов, установленных в помещении для контроля пассажиров. При срабатывании портального монитора должностным лицом таможенного/пограничного органа, осуществляющим соответствующие формы таможенного контроля в отношении лиц и их багажа, проводятся следующие мероприятия:

а) устный опрос физического лица, в отношении которого произошло срабатывание оборудования, о наличии в его багаже источника ионизирующего излучения и о прохождении им курса лечения радиофармацевтическими препаратами, о проведении ему операции на сердце, связанной с установкой кардиостимулирующих аппаратов;

б) проверка багажа с использованием переносной аппаратуры радиационного контроля;

в) проверка наличия у физического лица медицинских документов, подтверждающих проведение указанных медицинских процедур;

г) измерение мощности эквивалентной дозы по всей поверхности тела и в области больного органа лица (щитовидная железа, печень, сердце) с помощью переносного дозиметра.

В случаях, когда результаты измерений не дают однозначного подтверждения проводившегося курса лечения, с разрешения соответствующего должностного лица таможенного/пограничного органа проводится личный досмотр лица с участием представителя медицинской службы в соответствии с законодательством.

По результатам радиационного контроля физического лица и его багажа должностным лицом таможенного органа принимается решение:

- о пропуске лица через государственную границу Кыргызской Республики;

- об административном задержании лица и передаче сведений в уполномоченный государственный орган в области здравоохранения по обеспечению радиационной безопасности и подразделение таможенного органа по борьбе с таможенными правонарушениями для осуществления дальнейших мер в соответствии с законодательством об административной ответственности или уголовным законодательством Кыргызской Республики.

(В пункт 14 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

15. Основаниями для проведения дополнительного радиационного контроля товаров и транспортных средств являются:

- результаты первичного радиационного контроля;

- получение оперативной информации от субъектов оперативно-розыскной деятельности;

- результаты проверки товаросопроводительных документов;

- выявление признаков наличия радиоактивных материалов и товаров с повышенным содержанием радионуклидов, в том числе обнаружение знаков радиационной опасности, характерных защитных контейнеров (упаковок).

Дополнительный радиационный контроль проводится в целях:

- выяснения причин срабатывания аппаратуры обнаружения радиоактивных материалов;

- поиска и локализации объектов, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения, измерения уровня излучения объекта по гамма- и нейтронному каналам обнаружения без вскрытия упаковки или транспортного средства;

- оценки степени радиационной опасности объекта.

Критерием необходимости проведения дополнительного радиационного контроля является превышение среднеарифметического значения трех измерений мощности дозы гамма-излучения на поверхности объекта уровня излучения естественного фона в зоне таможенного контроля в полтора раза:

                                     Низм > 1,5 Нф,

где:

Низм - величина среднеарифметического значения трех измерений мощности дозы гамма-излучения,

Нф - значение уровня гамма-излучения естественного фона в зоне таможенного контроля.

Для проведения дополнительного радиационного контроля должна использоваться прошедшая поверку в установленном порядке дозиметрическая и радиометрическая аппаратура. При поиске и локализации объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения вскрытие отсеков транспортных средств, грузовых емкостей и упаковок запрещается.

16. В ходе проведения дополнительного радиационного контроля в целях обеспечения радиационной безопасности должны выполняться следующие требования:

- объект (транспортное средство или багаж физического лица) с повышенным уровнем ионизирующего излучения должен быть удален на возможно большее расстояние (не менее 20 метров от жилых и служебных помещений);

- время пребывания должностных лиц таможенных/пограничных органов вблизи объекта с повышенным уровнем ионизирующего излучения должно быть ограничено. Для контроля дозы излучения обязательно использование индивидуальных средств дозиметрического контроля;

- наличие предупредительных знаков радиационной опасности, отчетливо видимых с расстояния не менее 3 метров на выставленном ограждении.

(В пункт 16 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

17. Дополнительный радиационный контроль проводится должностным лицом таможенного/пограничного органа по нижеследующей методике.

Измерение ионизирующего излучения объекта, имеющего значительную протяженность (железнодорожный вагон, грузовой автомобиль, контейнер), проводится по средней линии боковой стенки объекта. Шаг измерений должен составлять пределы 1-3 метра. В точке, где показания прибора максимальны, измерения проводятся в серединах промежутков между ней и двумя соседними точками измерений. Эта процедура повторяется несколько раз, пока не определится положение точки по линии измерений, в которой значение измеряемой величины максимально. Для этой точки аналогичная процедура измерений проводится также в вертикальном направлении. С противоположной стороны объекта процедура измерения проводится также по указанной методике. Если максимальное и минимальное показания прибора в этой серии измерений отличаются друг от друга более чем в 10 раз, делается предположение, что источник радиации имеет локальный характер и расположен в месте обнаруженного максимума измеряемой величины. Если максимум и минимум величины отличаются более чем в 2 раза, источник радиации следует считать распределенным по всему объему обследуемого объекта. В промежуточных случаях размеры источника радиации следует считать сравнимыми с размерами объекта.

При поиске и локализации источника ионизирующего излучения могут использоваться данные портальных мониторов, полученные с помощью центра обработки сигналов тревоги, которые фиксируют расположение точек пиковых значений уровня ионизирующего излучения относительно размеров обследуемого объекта.

После установления наличия радиоактивного источника в объекте, степени его локализации и оценки уровня излучения принимаются меры по изоляции объекта соответствующим визуально фиксируемым ограждением и оповещением уполномоченных государственных органов для принятия мер по обеспечению радиационной безопасности.

При проверке объекта, имеющего небольшие размеры, обследование проводится в целях подтверждения повышенного уровня ионизирующего излучения, при наличии которого также принимаются меры по изоляции и ограждению объекта и оповещению уполномоченных органов для осуществления дальнейших мер по обеспечению радиационной безопасности и принятия решения.

(В пункт 17 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

18. При принятии решения в ходе проведения дополнительного радиационного контроля должностным лицом таможенного/пограничного органа должны приниматься во внимание следующие факторы:

- наличие источников естественного происхождения, вызванное особенностями производства перемещаемых товаров, для определения которых пункты пропуска оснащаются специализированной литературой (справочниками);

- возможность "экранирования" радиоактивных материалов источниками естественного происхождения.

(В пункт 18 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

19. По результатам дополнительного радиационного контроля, должностными лицами таможенных/пограничных органов принимается решение о пропуске товара через государственную границу, либо о немедленном оповещении уполномоченных органов для производства дальнейших действий по обеспечению радиационной безопасности и принятия решения.

(В пункт 19 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

20. Действия специалистов уполномоченных государственных органов по обеспечению радиационной безопасности, определенных законодательством Кыргызской Республики, при проведении углубленного радиационного обследования осуществляются в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению. По результатам углубленного радиационного обследования составляется "Заключение о проведении углубленного радиационного обследования товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения" согласно приложению 3 к настоящему Положению.

Уполномоченные государственные органы по обеспечению радиационной безопасности, определенные законодательством Кыргызской Республики, совместно с должностным лицом таможенного/пограничного органа определяют дальнейший порядок действий с товарами, транспортными средствами, багажом с повышенным уровнем ионизирующего излучения. В случае обнаружения незаконного перемещения радиоактивных материалов через государственную границу таможенный/пограничный орган оповещает подразделение таможенной службы по борьбе с таможенными правонарушениями для производства соответствующих мероприятий.

(В пункт 20 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

3. Действия должностных лиц таможенных/пограничных органов в пунктах пропуска при радиационных авариях

(В название главы 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

21. При обнаружении радиационной аварии во время транспортирования радиоактивных материалов через пункт пропуска, либо перемещении товаров и транспортных средств с уровнем ионизирующего излучения, значительно превышающим естественный фон, должностными лицами таможенных/пограничных органов, проводящими дополнительный радиационный контроль, определяется периметр безопасной зоны с уровнем мощности дозы излучения не более 1 мкЗв/час. В целях минимизации последствий радиационной аварии должностными лицами таможенного/пограничного органа необходимо немедленное осуществление следующих мероприятий:

а) ограждение зоны местонахождения опасного объекта с мощностью дозы по периметру 2 мкЗв/час;

б) расстановка по периметру огражденной зоны знаков радиационной опасности, визуально фиксируемых с расстояния не менее 3 метров;

в) удаление из зоны и по периметру ограждения всех лиц;

г) информирование уполномоченного органа по чрезвычайным ситуациям и уполномоченного органа в области здравоохранения по обеспечению радиационной безопасности для принятия мер по обеспечению радиационной безопасности;

д) информирование руководства таможенного органа о происшествии;

е) информирование органов местного самоуправления;

ж) осуществление иных мер, направленных на обеспечение радиационной безопасности.

(В пункт 21 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

Приложение 1

Журнал регистрации сведений о срабатывании стационарной системы обнаружения радиоактивных материалов

См. Приложение 1

Приложение 2

Методика проведения углубленного радиационного обследования товаров и транспортных средств

Основанием для проведения углубленного радиационного обследования являются результаты дополнительного радиационного контроля, подтверждающие повышенный уровень ионизирующего излучения обследуемого объекта и/или наличие в нем радиоактивных материалов, в соответствии с пунктом 17 Положения о проведении радиационного контроля в пунктах пропуска на государственной границе Кыргызской Республики.

Целью углубленного радиационного обследования является максимально возможная локализация и первичная идентификация радиоактивных материалов, содержащихся в обследуемом объекте.

Углубленное радиационное обследование осуществляется прошедшими специальную подготовку специалистами уполномоченного органа по чрезвычайным ситуациям и уполномоченных государственных органов по обеспечению радиационной безопасности, определенных законодательством Кыргызской Республики.

Для проведения углубленного радиационного обследования должна использоваться прошедшая государственную поверку дозиметрическая и радиометрическая аппаратура.

Вскрытие отсеков транспортных средств, грузовых мест, емкостей и упаковки при поиске и локализации объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения производится в строгом соответствии с требованиями радиационной безопасности. Поиск и локализация источника излучения производится с помощью радиометрической аппаратуры в поисковом режиме.

Измерение объекта с повышенным ионизирующим излучением, имеющего значительную протяженность (железнодорожный вагон, грузовой автомобиль, контейнер) и заполненного грузом (коробки, ящики, канистры), проводится на поверхности каждого грузового места.

Предположением того, что радиоактивный источник содержится именно в данной грузовой емкости, может служить уменьшение показаний прибора при удалении его от найденного объекта на расстояние, равное не менее чем четырем максимальным поперечным размерам объекта.

Если грузовая емкость достаточно велика, с целью максимально возможной локализации радиоактивного источника, в пределах выявленного объекта и определения максимальных значений плотности потока нейтронов и мощности дозы гамма-излучения на ее поверхности, а также поверхностного загрязнения альфа- и бета-излучающими радионуклидами, проводятся дополнительные измерения по вышеописанной схеме.

После локализации источника излучения в обследуемом объекте проводится первичная идентификация содержащихся в нем радиоактивных материалов. Сначала определяется, имеется ли на поверхности объекта регистрируемое нейтронное излучение (если локализация велась по гамма-излучению). Для этого в точке абсолютного максимума мощности дозы гамма-излучения измеряется плотность потока нейтронов. Если же локализация источника велась по нейтронному излучению, то в точке его абсолютного максимума измеряется мощность дозы гамма-излучения. Наличие заметного нейтронного излучения (в 2-3 раза превышающее фоновое) свидетельствует о вероятности присутствия в составе обследуемого объекта делящихся материалов.

В случае отсутствия на поверхности объекта фиксируемого потока нейтронов, при наличии переносного гамма-спектрометра или радиометра со спектрометрическим каналом, проводится гаммаспектрометрическое обследование объекта без вскрытия упаковки. Датчик устанавливается на специальном штативе против точки абсолютного максимума мощности дозы гамма-излучения вплотную к поверхности объекта или на некотором расстоянии от нее, обеспечивающем нормальную работу спектрометра. Выбор времени набора спектра, зависящий от интенсивности излучения и чувствительности спектрометра, должен обеспечивать получение достаточных статистических данных для надежной идентификации радионуклидов.

По результатам углубленного радиационного обследования специалистом(ми) уполномоченного органа, проводившим обследование, составляется "Заключение о проведении углубленного радиационного обследования товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения" в соответствии с приложением 3 к настоящему Положению.

Основанием для проведения экспертизы является постановление на проведение экспертизы товаров и транспортных средств, вынесенное уполномоченным лицом таможенного/пограничного органа совместно с сотрудниками уполномоченных государственных органов по обеспечению радиационной безопасности, определенных законодательством Кыргызской Республики, на основании заключения (приложение 3) о проведении углубленного радиационного обследования товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения.

При передаче товара на экспертизу транспортировка осуществляется под контролем должностных лиц подразделения таможенного органа по борьбе с таможенными правонарушениями с соблюдением соответствующих мер и норм радиационной безопасности.

Результаты экспертизы направляются таможенному органу для принятия соответствующего решения:

- о пропуске товаров и транспортных средств через таможенную границу Кыргызской Республики;

- о заведении дела административного производства или возбуждении уголовного дела.

(В Приложение 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10.08.2015 г. №566)

(см. предыдущую редакцию)

Приложение 3

Заключение о проведении углубленного радиационного обследования товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения

См. Приложение 3