Недействующая редакция. Принята: 02.06.2016 / Вступила в силу: 10.06.2016

Недействующая редакция, не действует с 17 июня 2016 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

11 ноября 2015 года

№1419/27864

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ

от 11 ноября 2015 года №2268/5

Об упорядочении отношений по проставлению апостиля и подготовки документов для их консульской легализации

(В редакции Приказа Министерства юстиции Украины от 02.06.2016 г. №1582/5)

Согласно подпунктам 73 и 74 пункта 4, пункту 10 Положения о Министерстве юстиции Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 2 июля 2014 года №228, и с целью обеспечения внедрения электронного сервиса проставления апостиля на официальных документах, выдаваемых органами юстиции и судами, а также на документах, которые оформляются нотариусами Украины, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

1) Порядок проставления апостиля на официальных документах, выдаваемых органами юстиции и судами, а также на документах, которые оформляются нотариусами Украины;

2) Порядок подготовки нотариально оформленных документов для их консульской легализации.

2. Установить, что проставление апостиля на документах, представленных в Министерство юстиции Украины, до вступления в силу настоящего приказа, осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим на дату их представления.

3. Утвердить Изменения в некоторые нормативно-правовые акты Министерства юстиции Украины, которые прилагаются.

4. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Украины от 25 сентября 2012 года №1418/5 "Об утверждении Порядка проставления апостиля в Министерстве юстиции Украины на официальных документах, предназначенных для использования на территории других государств, и подготовки Министерством юстиции Украины нотариально оформленных документов для дальнейшей консульской легализации", зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 26 сентября 2012 года за №1651/21963.

5. Департаменту государственной регистрации (Бенедисюк С.В.), Департаменту по вопросам нотариата (Зусик Т.В.), начальникам главных территориальных управлений юстиции в областях и городе Киеве обеспечить надлежащее выполнение этого приказа.

6. Администратору Электронного реестра апостилей принять соответствующие меры, необходимые для реализации этого приказа.

(В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства юстиции Украины от 02.06.2016 г. №1582/5)

(см. предыдущую редакцию)

7. Департаменту гражданского, финансового законодательства и законодательства по вопросам земельных отношений (Ференс А.Н.) подать этот приказ на государственную регистрацию в соответствии с Указом Президента Украины от 3 октября 1992 года №493 "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти".

8. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Севостьянова Н.И.

Министр

П.Петренко

 

Утвержден Приказом Министерства юстиции Украины от 11 ноября 2015 года №2268/5

Порядок проставления апостиля на официальных документах, выдаваемых органами юстиции и судами, а также на документах, которые оформляются нотариусами Украины

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проставления Министерством юстиции Украины апостиля на официальных документах, выдаваемых органами юстиции и судами, а также на документах, которые оформляются нотариусами Украины (далее - проставление апостиля) в целях реализации Правил проставления апостиля на официальных документах, предназначенных для использования на территории других государств, утвержденных приказом Министерства иностранных дел Украины, Министерства образования и науки Украины, Министерства юстиции Украины от 05 декабря 2003 года №237/803/151/5, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 12 декабря 2003 года за №1151/8472 ( далее - Правила).

2. В настоящем Порядке под термином "территориальные органы Министерства юстиции Украины" следует понимать отделы государственной регистрации актов гражданского состояния территориальных органов Министерства юстиции Украины, перечень которых определен в приложении 1 к настоящему Порядку.

3. Проставление апостиля осуществляется с помощью программных средств ведения электронного реестра апостилей (далее - Реестр) в следующем порядке:

1) принятие документов, формирование и регистрация заявления;

2) рассмотрение документов, представленных для проставления апостиля;

3) проставление апостиля, отказ в его проставлении;

4) выдача документов по результатам рассмотрения заявления.

4. Проставление апостиля, отказ в его проставлении осуществляются на государственном языке, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 раздела III настоящего Порядка.

5. Проставление апостиля, отказ в его проставлении осуществляются в срок до 2 рабочих дней.

В случае необходимости получения образца подписи, оттиска печати и/или штампа, а также осуществления проверки документов о государственной регистрации актов гражданского состояния в случаях отсутствия сведений о них в Государственном реестре актов гражданского состояния граждан и/или возникновения сомнений в их достоверности срок рассмотрения документов на проставление апостиля может быть продлен до 20 рабочих дней.

6. За оказание услуг по проставлению апостиля взимается плата в размерах, определенных законодательством.

II. Принятие документов

1. Проставление апостиля осуществляется по заявлению любого лица, которое подает соответствующий документ, путем его личного обращения в территориальные органы Министерства юстиции Украины или направления заявления о проставлении апостиля почтовой связью в Министерство юстиции Украины или его территориальные органы.

Почтовой связью может быть направлено заявление о проставлении апостиля исключительно из-за границы и для проставления апостиля на документах о государственной регистрации актов гражданского состояния. В случае, если заявление о проставлении апостиля поступило в Министерство юстиции Украины, такое заявление направляется территориальному органу для его принятия в соответствии с настоящим Порядком.

2. Должностное лицо территориального органа Министерства юстиции Украины с помощью программных средств ведения Реестра формирует заявление, на котором заявитель при отсутствии замечаний к сведениям, указанным в нем, проставляет свою подпись.

После проставления подписи такое заявление регистрируется в Реестре с указанием даты и времени регистрации.

В случае, если заявление о проставлении апостиля в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 настоящего раздела, направлено почтовой связью, должностное лицо территориального органа Министерства юстиции Украины с помощью программных средств ведения Реестра формирует соответствующее заявление и регистрирует его в Реестре с указанием даты и времени регистрации. На составленном заявлении проставление своей подписи заявителем не осуществляется, а заявление о проставлении апостиля, что направлено почтовой связью, приобщается к такому заявлению.

3. Для проставления апостиля заявитель предъявляет должностному лицу территориального органа Министерства юстиции Украины документ, удостоверяющий его личность, кроме случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 1 настоящего раздела, и представляет:

оригинал документа, на котором проставляется апостиль, или его копию, заверенную в установленном порядке;

документ об оплате услуги по проставлению апостиля.

В случае, если заявитель освобожден от оплаты услуг по проставлению апостиля, документ о такой оплате не подается. В таком случае заявитель предъявляет должностному лицу территориального органа Министерства юстиции Украины документ, подтверждающий право на освобождение от уплаты, с которого соответствующим должностным лицом изготавливается копия и присоединяется к поданному заявлению. В случае, если заявление о проставлении апостиля в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 настоящего раздела, направлено почтовой связью, копия документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты, должна быть засвидетельствована в установленном законодательством порядке.

Заявление формируется и регистрируется исключительно при наличии документа об оплате услуги по проставлению апостиля, кроме случая, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта.

4. Для проставления апостиля подаются отдельные заявления для каждого вида документов, выданных органами юстиции, судами или оформленных нотариусами Украины. Количество таких документов, представленных вместе с одним заявлением, не ограничивается.

В таком случае оплата услуги по проставлению апостиля осуществляется в соответствии с количеством поданных вместе с заявлением документов.

5. После регистрации заявления должностное лицо территориального органа Министерства юстиции Украины производит электронные копии документов путем сканирования и размещает их в Реестре с помощью программных средств его ведения.

Ответственность за соответствие электронных копий документов, представленных для проставления апостиля, таким документам в бумажной форме возлагается на должностное лицо территориального органа Министерства юстиции Украины, которое осуществляло их прием.

6. По результатам принятия заявления и документов, представленных для проставления апостиля, заявителю в случае его личного обращения в территориальный орган Министерства юстиции Украины выдается отрывная часть заявления, содержащего сведения о номере заявления, дату ее принятия, количество поданных документов, фамилия, имя, отчество заявителя и сумму уплаченных средств за предоставление услуг по проставлению апостиля.

7. Заявление с проставленной подписью заявителя, документы, представленные для проставления апостиля, в бумажной форме, в том числе документ об оплате услуги по проставлению апостиля или копия документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты, изготовленная должностным лицом территориального органа Министерства юстиции Украины в соответствии с настоящим Порядком, или в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 настоящего раздела, заверенная в установленном законодательством порядке, остаются в территориальном органе Министерства юстиции Украины.

III. Рассмотрение документов

1. Документы, представленные для проставления апостиля, рассматриваются Министерством юстиции Украины.

2. Должностное лицо Министерства юстиции Украины выясняет:

подлежат ли представленные документы проставлению апостиля;

подлинность подписи и качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, а также подлинность оттисков печати и/или штампа, проставленных на документах.

3. Должностное лицо Министерства юстиции Украины должно иметь образцы подписей должностных лиц, от которых исходят или могут исходить официальные документы, а также образцы оттисков печатей и/или штампов, которые проставляются или могут быть проставлены на соответствующих документах.

4. Должностное лицо Министерства юстиции Украины сверяет подлинность подписи и качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, а также подлинность оттисков печати и/или штампа, проставленных на документах, с имеющимися в делах Министерства юстиции Украины или Реестре образцами подписей, оттисков печатей и/или штампов.

5. В случае отсутствия образца соответствующей подписи, оттиска печати и/или штампа Министерством юстиции Украины направляется запрос в соответствующий орган, который в трехдневный срок предоставляет запрашиваемую информацию администратору Реестра и уведомляет Министерство юстиции Украины. В случае необходимости осуществления проверки документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, в случае отсутствия сведений о них в Государственном реестре актов гражданского состояния граждан и/или возникновения сомнений в их достоверности Министерством юстиции Украины направляется запрос в соответствующий орган, который в трехдневный срок предоставляет необходимую информацию Министерству юстиции Украины. В таком случае апостиль может быть проставлен только после наличия соответствующих образцов в Реестре, внесенных его администратором, и/или после осуществления проверки документов о государственной регистрации актов гражданского состояния.

О направлении запроса на получение образца соответствующей подписи, оттиска печати и/или штампа, осуществлении проверки документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также как следствие продлении срока рассмотрения документов на проставление апостиля до 20 рабочих дней должностное лицо Министерства юстиции Украины информирует заявителя, используя его контактные данные, указанные в заявлении.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.