Недействующая редакция. Принята: 05.11.2015 / Вступила в силу: 27.11.2015

Недействующая редакция, не действует с 6 мая 2016 года

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 4 мая 2007 года №121-XVI

Об управлении публичной собственностью и ее разгосударствлении

(В редакции Законов Республики Молдова от 30.10.2008 г. №224-XVI, 04.12.2009 г. №90-XVIII, 17.12.2009 г. №108-XVIII, 04.06.2010 г. №109, 15.07.2010 г. №181, 15.07.2010 г. №183, 22.07.2011 г. №166, 12.07.2013 г. №204, 18.07.2014 г. №158, 05.11.2015 г. №192)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Объект и сфера применения закона

(1) Настоящий закон регулирует отношения по управлению публичной собственностью и ее разгосударствлению.

(В часть (1) статьи 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 12.07.2013 г. №204)

(см. предыдущую редакцию)

(2) Действие настоящего закона распространяется на публичную собственность государства и административно-территориальных единиц, за исключением публичных финансов, имущества публичных учреждений, земель сельскохозяйственного назначения и жилищного фонда.

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего закона используются следующие основные понятия:

публичная собственность - совокупность имущества публичной сферы и имущества частной сферы государства, административно-территориальных единиц, в том числе автономного территориального образования Гагаузия;

имущество публичной сферы государства - совокупность движимого и недвижимого имущества, предназначенного для удовлетворения общих интересов государства;

(Абзац третий статьи 2 введен в соответствии с Законом Республики Молдова от 12.07.2013 г. №204)

имущество частной сферы государства - совокупность находящегося в государственной собственности движимого и недвижимого имущества, имеющего строго определенное назначение, иное нежели удовлетворение общих интересов;

(Абзац четвертый статьи 2 введен в соответствии с Законом Республики Молдова от 12.07.2013 г. №204)

управление публичной собственностью - деятельность по осуществлению и изменению права собственности государства и/или административно- территориальных единиц;

доверительное управление - договор, по которому одна сторона (учредитель управления) передает имущество в доверительное управление другой стороне (доверительному управляющему), а доверительный управляющий обязуется управлять имуществом в интересах учредителя управления;

специальное управление - специальный режим управления подлежащим приватизации предприятием, применяющийся в исключительных случаях при подготовке предприятия к приватизации;

концессия - договор, по которому государство уступает (передает) инвестору (физическому или юридическому лицу, в том числе иностранному) право на осуществление деятельности по разведке, разработке, освоению или восстановлению природных ресурсов на территории Республики Молдова, на оказание публичных услуг, эксплуатацию имущества, находящегося в государственной/муниципальной собственности, которое в соответствии с законодательством полностью или частично исключено из гражданского оборота, а также право на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе составляющих монополию государства, взамен периодических платежей и принятия на себя управления объектом концессии, предполагаемых рисков и имущественной ответственности;

разгосударствление публичной собственности - деятельность, включающая передачу публичного имущества в частную собственность в соответствии с настоящим законом (приватизация), а также передачу в концессию, доверительное управление, передачу государственных предприятий в собственность административно-территориальных единиц и другую деятельность, направленную на сокращение участия государства в управлении собственностью;

объект, подлежащий приватизации, - пакет акций, доля в уставном капитале, обособленное недвижимое имущество, нежилые помещения, комплекс недвижимого имущества, земельный участок, другие объекты, относящиеся к частной сфере публичной собственности;

список объектов, подлежащих приватизации, - утвержденный в установленном порядке список, включающий коммерческие общества с публичным или публично-частным капиталом, акции или доли в уставном капитале которых подлежат приватизации, государственные и муниципальные предприятия с предварительной реструктуризацией или без нее, другие объекты, подлежащие приватизации;

нежилые помещения - площади в зданиях, других сооружениях, в том числе в пристройках к жилым домам, не предназначенные для жилья;

участник приватизации - физическое лицо, юридическое лицо или их объединение, представившие в установленном настоящим законом порядке оферту или заявку на участие в приватизации;

продавец - Агентство публичной собственности, подведомственное Министерству экономики, или орган местного публичного управления, отчуждающие публичную собственность;

покупатель - участник приватизации, который приобрел публичную собственность в соответствии с настоящим законом;

постприватизационная деятельность - следующая за приватизацией деятельность, включающая исполнение обязательств, принятых на себя покупателем по договору купли-продажи, осуществление контроля за исполнением этих обязательств, поддержку покупателя или наложение на него санкций, разрешение при необходимости споров и осуществление иной деятельности;

Абзац семнадцатый исключен в соответствии с Законом Республики Молдова от 12.07.2013 г. №204

(см. предыдущую редакцию)

коммерческое общество с публичным капиталом - коммерческое общество, весь уставный капитал которого сформирован за счет вкладов государства или административно-территориальной единицы;

коммерческое общество с преимущественно публичным капиталом - коммерческое общество, в котором государству или административно-территориальной единице принадлежит пакет акций или доля в уставном капитале, представляющие более 50 процентов всех голосов акционеров (участников) на общем собрании коммерческого общества или составляющие иную долю голосов, обеспечивающую простое большинство голосов на общем собрании.

Статья 3. Цели и основные принципы управления публичной собственностью и ее разгосударствления

(1) Управление публичной собственностью осуществляется в целях:

а) приведения объемов и структуры публичной собственности, а также методов управления собственностью в соответствие с функциями государства и административно-территориальных единиц;

b) привлечения инвестиций в публичный сектор национальной экономики и обеспечения эффективного менеджмента;

с) развития конкуренции в национальной экономике.

(2) Управление публичной собственностью осуществляется в соответствии с принципами эффективности, законности и транспарентности, что включает в частности:

а) определение состава и стоимости имущества публичной сферы государства и административно-территориальной единицы и его учет;

b) разграничение имущества, находящегося в публичной собственности государства, и имущества, находящегося в публичной собственности административно-территориальных единиц;

c) повышение привлекательности государственных/муниципальных предприятий и коммерческих обществ с публичным капиталом посредством корпоративного управления, избрания на конкурсной основе администраторов, их стимулирования по результатам работы и других методов;

d) прогнозирование, планирование, учет, мониторинг и надзор в области публичной собственности;

e) защиту прав и законных интересов государства и административно-территориальных единиц, а также юридических лиц в области публичной собственности.

(3) Основными целями разгосударствления публичной собственности являются реструктуризация национальной экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе привлечения частных инвестиций, обеспечения эффективного менеджмента и других методов.

(4) Основными принципами разгосударствления публичной собственности являются эффективность, законность и транспарентность, что включает в частности:

а) координацию направлений, темпов и методов разгосударствления публичной собственности со стратегиями развития отраслей и секторов национальной экономики, а также с приоритетами развития административно-территориальных единиц и страны в целом;

b) повышение привлекательности объектов, подлежащих приватизации, посредством выбора адекватных методов реструктуризации и приватизации и других мер;

c) привлечение возможно наибольшего числа участников приватизации, предоставление им равных прав и обеспечение лояльной конкуренции между ними;

d) обеспечение равенства прав и защиту законных интересов государства, административно-территориальных единиц и участников приватизации.

Статья 4. Законодательно-нормативная база управления публичной собственностью и ee разгосударствления

(1) Отношения по управлению публичной собственностью и ее разгосударствлению регулируются гражданским, земельным и налоговым законодательством, другими нормативными актами, а также международными соглашениями, одной из сторон которых является Республика Молдова.

(2) Земельные участки, на которых расположены приватизируемые или частные объекты (далее - прилегающие земельные участки), а также земельные участки под строительство приватизируются в соответствии с настоящим законом, Законом о нормативной цене и порядке купли-продажи земли, другими законами и положениями, утвержденными Правительством.

Статья 5. Органы публичного управления, наделенные полномочиями в области управления публичной собственностью и ее разгосударствления

Органами публичного управления, наделенными полномочиями в области управления публичной собственностью и ее разгосударствления, являются:

а) Правительство посредством центральных отраслевых и других административных органов (далее - органы центрального публичного управления) - в отношении собственности государства;

b) органы публичного управления административно-территориальных единиц второго и первого уровней, в том числе автономного территориального образования Гагаузия (далее - органы местного публичного управления) - в отношении собственности административно-территориальных единиц, в том числе автономного территориального образования Гагаузия.

Статья 6. Компетенция Правительства в области управления публичной собственностью и ее разгосударствления

(1) В области управления публичной собственностью к компетенции Правительства относятся:

а) принятие постановлений об отнесении объектов государственной собственности к публичной или частной сфере государства, о переводе их из одной сферы в другую или в собственность административно-территориальных единиц;

a-1) принятие постановлений о переводе государственных предприятий и объектов недвижимого имущества, находящегося в публичной собственности государства, из ведения одного органа центрального публичного управления в ведение другого органа центрального публичного управления;

b) принятие постановлений о разграничении земель, находящихся в публичной собственности, на условиях, установленных законом;

c) утверждение проекта списка объектов публичной собственности, не подлежащих приватизации, и внесение его в Парламент для утверждения;

d) утверждение списков объектов публичной собственности государства, работ и услуг национального публичного интереса, предлагаемых для передачи в концессию или иную форму частно-государственного партнерства, а также утверждение условий частно-государственного партнерства национального значения;

e) принятие постановлений о создании, реструктуризации, реорганизации или ликвидации государственных предприятий, о передаче их в ведение органов центрального публичного управления, а также осуществление функции надзора за деятельностью соответствующих предприятий;

e-1) принятие постановлений о создании коммерческих обществ c полностью или частично государственным капиталом, а также об инициировании реструктуризации, реорганизации или ликвидации коммерческих обществ с полностью или преимущественно государственным капиталом;

е-2) принятие постановлений о консолидации и/или приобретении пакетов акций и долей участия в предприятиях с преимущественно государственным капиталом и/или национального значения;

f) утверждение нормативных актов, необходимых для выполнения настоящего закона;

g) иные полномочия, определенные законом.

(2) В области приватизации публичной собственности к компетенции Правительства относятся:

a) утверждение списка объектов государственной собственности, подлежащих приватизации;

b) утверждение индивидуальных проектов приватизации;

c) утверждение нормативных актов, необходимых для выполнения настоящего закона;

d) надзор за процессом приватизации публичной собственности;

d-1) принятие постановлений об обмене имущества, в том числе акций;

e) иные полномочия, определенные законом.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Молдова от 12.07.2013 г. №204, 18.07.2014 г. №158)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Компетенция органа, уполномоченного осуществлять управление публичной собственностью и ее разгосударствление

(1) Политика государства в области управления публичной собственностью и ее разгосударствления реализуется Министерством экономики.

(2) Органом, уполномоченным осуществлять управление публичной собственностью государства и ее разгосударствление, является Агентство публичной собственности, подведомственное Министерству экономики, (правопреемник Агентства по приватизации), полномочия которого определяются в соответствии с настоящим законом и другими нормативными актами и положение о котором утверждается Правительством по предложению Министерства экономики.

(3) В области управления публичной собственностью к компетенции уполномоченного органа относятся:

a) координация деятельности по разграничению имущества публичной сферы и имущества частной сферы государства и административно-территориальных единиц в соответствии с законодательством;

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Глава I. Общие положения Статья 1. Объект и сфера применения закона Статья 2. Основные понятия Статья 3. Цели и основные принципы управления публичной собственностью и ее разгосударствления Статья 4. Законодательно-нормативная база управления публичной собственностью и ee разгосударствления Статья 5. Органы публичного управления, наделенные полномочиями в области управления публичной собственностью и ее разгосударствления Статья 6. Компетенция Правительства в области управления публичной собственностью и ее разгосударствления Статья 7. Компетенция органа, уполномоченного осуществлять управление публичной собственностью и ее разгосударствление Статья 8. Полномочия органов центрального публичного управления в области управления публичной собственностью и ее разгосударствления Статья 9. Полномочия органов местного публичного управления в области управления публичной собственностью и ее разгосударствления Глава II. Управление публичной собственностью Статья 10. Правовой режим имущества публичной собственности Статья 10-1. Инвентаризация и разграничение объектов публичной собственности Статья 11. Регистрация и учет имущества публичной сферы Статья 12. Управление публичной собственностью Статья 13. Объекты, не подлежащие приватизации Статья 14. Безвозмездная передача объектов публичной собственности Статья 15. Концессия Статья 16. Доверительное управление Статья 17. Наем неиспользуемых активов Статья 18. Продажа неиспользуемых активов Статья 19. Привлечение частных инвестиций в коммерческие общества с публичным или публично-частным капиталом Статья 20. Учет публичного имущества Статья 21. Финансовый мониторинг публичной собственности Глава III. Приватизация публичной собственности Статья 22. Объекты приватизации Статья 23. Способы приватизации Статья 24. Применение способов приватизации Статья 25. Участники приватизации Статья 26. Несовместимость при приватизации Статья 27. Объекты, подлежащие приватизации Статья 28. Последствия утверждения списка объектов, подлежащих приватизации Статья 29. Организация процесса подготовки объектов к приватизации Статья 30. Специальное управление Статья 31. Реструктуризация и реорганизация предприятий в рамках специального управления Статья 32. Инвентаризация объекта, подлежащего приватизации Статья 33. Свидетельство о задолженностях предприятия перед бюджетом Статья 34. Цена подлежащего приватизации объекта Статья 35. Публичные обременения объектов приватизации Статья 36. Передача не подлежащих приватизации активов Статья 37. Дело на приватизируемый объект Статья 38. Выставление объекта на приватизацию Статья 39. Продажа акций на Фондовой бирже Статья 40. Аукцион с молотка Статья 41. Коммерческий и инвестиционный конкурсы Статья 42. Аукцион на понижение Статья 43. Приватизация без объявления начальной цены, безвозмездная приватизация и продажа акций на условиях публичного предложения Статья 44. Приватизация по индивидуальным проектам Статья 44-1. Консолидация пакетов акций Статья 45. Сроки и порядок оплаты приватизированных объектов Статья 46. Отклонение оферты или заявки на приватизацию по причине коррупции Глава IV. Особенности приватизации некоторых категорий объектов Статья 47. Погашение бесспорных задолженностей государства перед участниками приватизации Статья 48. Определение стоимостной доли, причитающейся участнику приватизации в объектах, предоставляемых в натуре. Ликвидация сельскохозяйственных предприятий Статья 49. Реорганизация и приватизация межхозяйственных предприятий Статья 50. Приватизация нежилых помещений Статья 51. Приватизация объектов незавершенного строительства Статья 52. Формирование и приватизация комплекса недвижимого имущества Статья 53. Приватизация прилегающих земельных участков Статья 54. Приватизация земельных участков под строительство Глава V. Договор купли-продажи Статья 55. Форма договора купли-продажи Статья 56. Переход права собственности на приватизированный объект Статья 57. Способы обеспечения выполнения договоров купли-продажи Статья 58. Финансирование управления объектами публичной собственности и их приватизации Статья 59. Доходы от приватизации публичной собственности Глава VI. Постприватизационная деятельность Статья 60. Постприватизационная деятельность Статья 61. Поддержка предприятий в постприватизационный период Статья 62. Защита права собственности на приватизированные объекты Статья 63. Постприватизационный надзор Статья 64. Капитализация частных инвестиций Статья 65. Изменение и прекращение договора купли-продажи Статья 66. Аннулирование договора купли-продажи Статья 67. Разрешение приватизационных споров Статья 68. Хранение приватизационных документов Глава VII. Заключительные и переходные положения Статья 69. Транспарентность осуществления управления и разгосударствления Статья 70. Вступление закона в силу Статья 71. Приведение действующего законодательства в соответствие с настоящим законом Статья 72. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Список объектов, не подлежащих приватизации