База данных

Дата обновления БД:

22.11.2017

Добавлено/обновлено документов:

47 / 215

Всего документов в БД:

78629

Недействующая редакция. Принята 06.10.2009

Недействующая редакция, не действует с 6 июня 2016 года

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Узбекистан

28 октября 2009 года №2025

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

от 6 октября 2009 года №01/19-18/20

Об утверждении Национального стандарта оценки имущества Республики Узбекистан "Оценка стоимости имущества в целях приватизации"

В соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об оценочной деятельности", Постановлениями Президента Республики Узбекистан от 26 апреля 2006 г. N ПП-335 "О мерах по совершенствованию деятельности Госкомимущества Республики Узбекистан" и от 24 апреля 2008 г. N ПП-843 "О дальнейшем совершенствовании деятельности оценочных организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг" Государственный комитет Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом постановляет:

1. Утвердить Национальный стандарт оценки имущества Республики Узбекистан "Оценка имущества в целях приватизации" согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

 

Председатель Государственного Комитета по управлению государственным имуществом

Д.Мусаев

Приложение

к Постановлению Госкомимущества Республики Узбекистан от 6 октября 2009 года №01/19-18/20

Национальный стандарт оценки имущества Республики Узбекистан (НСОИ №8) "Оценка стоимости имущества в целях приватизации"

Настоящий Национальный стандарт оценки имущества (НСОИ N 8) в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об оценочной деятельности" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 9, ст. 208), постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2008 года N ПП-843 "О дальнейшем совершенствовании деятельности оценочных организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., N 18, ст. 145) определяет нормативное регулирование оценочной деятельности в Республике Узбекистан.

Глава I. Общие положения

1. Целью НСОИ N 8 является установление норм и правил при определении стоимости объектов приватизации и отражении результатов оценки.

2. Основными задачами НСОИ N 8 являются:

обеспечение согласованности действий оценщиков путем использования стандартных понятий и правил оценки объектов приватизации;

определение процедур, призванных содействовать объективности и повышению качества оценки;

установление требований к исходной информации, содержанию отчета об оценке и изложению материала, исключающему неоднозначное толкование отчетов об оценке;

содействие формированию эффективной национальной системы оценки имущества.

Глава II. Термины и определения

3. В НСОИ N 8 используются следующие термины и определения:

аналог - сходный по основным экономическим, физическим и другим характеристикам объекту оценки другой объект, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях или из предложения, выдвинутого на конкурентном рынке;

дата оценки - дата, на которую определяется стоимость объекта оценки;

денежный поток - фактический или расчетный периодический доход, создаваемый поступлениями и затратами (расходами) при эксплуатации и (или) продаже имущества, приносящего доход;

дисконтирование - приведение будущих денежных потоков, ожидаемых от объекта оценки в текущую стоимость с использованием соответствующей ставки дисконтирования;

допущения - предположения оценщика, считающиеся истинными. Допущения содержат факты, условия или ситуации, влияющие на объект оценки или подходы оценки, проверка и подтверждение которых невозможны;

износ (обесценение) - потеря стоимости имущества под действием различных причин, среди которых выделяют физический износ, функциональное и внешнее (экономическое) обесценение;

капитализация - преобразование поступлений, ожидаемых от объекта оценки в его текущую стоимость;

контрольная доля - участие в собственности (доля в уставном фонде предприятия), обеспечивающее ее владельцу контроль над предприятием;

мультипликатор - коэффициент, показывающий соотношение между ценой или иной стоимостной основой предприятия и финансовым, производственным или вещественным показателем, характеризующим его деятельность;

ограничительные условия - ограничения, налагаемые на оценку законодательством, заказчиком или оценщиком;

риск - вероятность не достижения прогнозируемых результатов или любое отклонение от них, способные оказать влияние на стоимость объекта оценки;

специализированное имущество - имущество, которое в силу своей специфики (вызванной характером этого имущества или его структурой, особенностями конфигурации, размером, месторасположением и др.) имеет ограниченную сферу использования;

ставка дисконтирования - ставка отдачи, используемая для преобразования будущих денежных поступлений в текущую стоимость;

ставка капитализации - делитель, как правило, выраженный в процентном отношении, используемый для преобразования величины дохода за определенный период в стоимость.

Глава III. Область применения

4. Объектами оценки в целях приватизации (далее - объект оценки) являются:

государственные унитарные предприятия или государственные учреждения как имущественные комплексы (далее - предприятия);

недвижимое и движимое имущество, находящееся в собственности государства;

ценные бумаги, принадлежащие государству;

доли и имущественные паи, принадлежащие государству в уставных фондах юридических лиц;

нематериальные активы, принадлежащие государству.

5. НСОИ N 8 предназначен для оценочных организаций, оценщиков и заказчиков оценочных услуг и подлежит обязательному применению при оказании услуг по оценке стоимости объектов оценки в целях приватизации и проверке достоверности отчетов об оценке приватизируемого имущества.

6. НСОИ N 8 не распространяется на оценку стоимости:

объектов оценки реализуемых в рамках процедур банкротства;

приватизируемого государственного жилищного фонда;

воздушного и водного типов транспортных средств;

нематериальных активов, подлежащих приватизации в качестве обособленных объектов оценки.

7. Стоимость объекта оценки, определенная в соответствии с НСОИ N 8 является рекомендуемой для назначения начальной цены объекта приватизации. Цена, установленная в случае состоявшейся сделки при приватизации, может отличаться от стоимости, определенной при проведении оценки.

8. При применении НСОИ N 8 следует руководствоваться Методическими указаниями, приведенными в приложении к настоящему НСОИ N 8.

Глава IV. Взаимосвязь со стандартами бухгалтерского учета

9. Определение термина "износ" в оценочной практике необходимо отличать по смыслу от подобного термина, используемого в бухгалтерском учете (амортизационные начисления). В связи с этим, термины "износ" или "начисленный износ" оценщики должны использовать в соответствии с общими принципами и понятиями оценки, отраженными в Национальном стандарте Республики Узбекистан оценки имущества (НСОИ N 1) (peг. N 1604 от 24.07.2006 г.) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., N 30, ст. 302).

Определения "основные средства", "товарно-материальные запасы", "нематериальные активы", "первоначальная стоимость", "текущая стоимость", "остаточная (балансовая) стоимость" следует понимать так же, как они используются в бухгалтерском учете.

10. Основное различие НСОИ с документами финансовой отчетности заключается в том, что денежное выражение стоимости, применяемой при оценке объекта оценки, является не историческим фактом, а оценкой полезности объекта в конкретный момент времени в соответствии с выбранным видом стоимости. Эта оценка стоимости может отличаться от стоимости, отраженной в финансовой отчетности.

Глава V. Требования стандарта

11. Оценка стоимости объекта оценки в целях приватизации состоит из следующих этапов:

определение задания на оценку и заключение договора об оценке объекта оценки;

идентификация объекта оценки; сбор и анализ информации;

анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки (для случаев, предусмотренных НСОИ N 8);

выбор, обоснование и применение подходов и методов оценки;

согласование результатов, примененных подходов оценки и расчет итоговой стоимости объекта оценки;

составление отчета об оценке.

§ 1. Определение задания на оценку и заключение договора об оценке объекта оценки

12. Задание на оценку составляется заказчиком совместно с оценочной организацией и оформляется как приложение к договору об оценке объекта оценки. Задание на оценку должно содержать:

наименование и описание объекта оценки;

дату оценки;

цель (цели) оценки и предполагаемое использование результатов оценки;

вид стоимости, соответствующий цели оценки;

ограничительные условия;

перечень исходной информации, которая должна быть представлена заказчиком или уполномоченным им лицом;

сроки проведения оценочных работ.

В зависимости от цели оценки и особенностей объекта оценки задание на оценку может содержать дополнительные условия.

13. При приватизации государственного имущества определяется рыночная стоимость объекта оценки, если иное не установлено решениями распорядителя объектов государственной собственности. В зависимости от целей оценки также наряду с рыночной может определяться стоимость, отличная от рыночной. В обстоятельствах, когда необходимо установление отличной от рыночной стоимости, причины применения и различия между определяемой и рыночной стоимостью должны быть раскрыты и описаны в отчете об оценке.

14. Вид определяемой стоимости должен быть установлен в задании на оценку и в последующем отражен и разъяснен в отчете об оценке.

§ 2. Идентификация объекта оценки

15. При идентификации объекта оценки оценщик устанавливает соответствие представленной документации фактическому состоянию объекта оценки и имущественных прав на него. Также проводится анализ возможных допущений и ограничительных условий, которые могут возникнуть в процессе оценки.

16. Идентификация объекта оценки осуществляется оценщиком на основе предоставленной заказчиком и (или) уполномоченным им лицом документации путем осмотра, обмера, фотографирования (при необходимости), изучения фактического наличия и состояния объекта оценки, его описания, включающего наименование объекта, его организационно- правовую форму, местоположение, физический состав, технические характеристики и другие сведения, отражающие специфические особенности объекта оценки.

17. При оценке акций, долей (паев) оценщик должен изучить их текущее состояние на соответствие документов, представленных заказчиком или уполномоченным им лицом, учредительным документам предприятия (эмитента) и данным уполномоченного депозитария ценных бумаг.

18. По согласованию с заказчиком идентификация объекта оценки (его составляющих) может носить ограниченный характер в связи со спецификой деятельности объекта оценки и (или) количеством единиц основных средств.

Ограниченный характер идентификации объекта оценки указывается в задании на оценку наряду с ограничительными условиями.

19. При выявлении фактов расхождения предоставленной документации и фактического состояния объекта оценки и имущественных прав на него, оценщик обязан проинформировать об этом заказчика и (или) лица, предоставившего документацию и потребовать внесения в нее соответствующих корректировок.

В случае отказа заказчика и (или) лица, предоставившего документацию привести ее в соответствие с требованиями оценщика или невозможности внесения в нее необходимых корректировок, оценщик может отказаться от проведения оценки или по согласованию с заказчиком осуществить оценку исходя из фактического состояния объекта оценки, отразив факт расхождения предоставленной документации и состояния объекта оценки в отчете об оценке.

§ 3. Сбор и анализ информации

20. Сбор и анализ информации включает в себя получение и изучение:

правоустанавливающих документов на объект оценки;

данных бухгалтерского учета и отчетности, относящихся к объекту оценки;

данных о структуре объекта оценки, составе оцениваемых прав и документов, подтверждающих данные права;

сведений об обременениях объекта оценки и сервитутах;

ограничений использования объекта оценки;

технических характеристик объекта оценки и его составных частей;

информации о состоянии и динамики рынка, к которому относится объект оценки;

другой информации.

При оценке предприятий (акций, долей, паев) дополнительно изучаются характеристики и планы-развития предприятия (эмитента);

21. При оценке объектов оценки используется:

исходная информация, полученная от заказчика или уполномоченного им лица, а также информация, полученная оценщиком из данных бухгалтерского, первичного и статистического учета, заверенная подписью руководителя (балансодержателя, эмитента) объекта оценки и печатью;

информация, полученная от привлеченных к выполнению работ третьих лиц, заверенная их подписью;

информация, полученная от специализированных организаций (отраслевые, аналитические обзоры, обзоры фондового рынка), в том числе опубликованная в средствах массовой информации и сети Интернет;

другая информация (полученная по результатам опроса, интервью и других источников), при этом ответственность за использование данной информации возлагается на оценщика.

22. Исходной информацией при оценке объекта оценки, предоставляемой заказчиком или уполномоченным им лицом:

для приватизируемых предприятий (акций, долей, паев) являются:

действующий устав или учредительный договор юридического лица, выписка из реестра акционеров (справка реестродержателя);

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ Национальный стандарт оценки имущества Республики Узбекистан (НСОИ №8) "Оценка стоимости имущества в целях приватизации" Глава I. Общие положения Глава II. Термины и определения Глава III. Область применения Глава IV. Взаимосвязь со стандартами бухгалтерского учета Глава V. Требования стандарта § 1. Определение задания на оценку и заключение договора об оценке объекта оценки § 2. Идентификация объекта оценки § 3. Сбор и анализ информации § 4. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки § 5. Выбор, обоснование и применение подходов и методов оценки § 6. Согласование результатов, примененных подходов оценки и расчет итоговой стоимости объекта оценки § 7. Составление отчета об оценке Глава VI. Требования, в отношении раскрытия информации Глава VII. Условия отступления от стандарта Методические указания по применению НСОИ №8 "Оценка стоимости имущества в целях приватизации" Глава I. Термины и определения Глава II. Определение задания на оценку и заключение договора об оценке объекта оценки Глава III. Идентификация объекта оценки Глава IV. Сбор и анализ информации Глава V. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки Глава VI. Выбор, обоснование и применение подходов и методов оценки § 1. Доходный подход § 2. Сравнительный подход § 3. Затратный подход § 4. Согласование результатов оценки, полученных в рамках примененных подходов и расчет итоговой стоимости объекта оценки Глава VII. Составление отчета об оценке