Недействующая редакция. Принята: 16.11.2015 / Вступила в силу: 01.01.2016

Недействующая редакция, не действует с 19 апреля 2016 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 16 ноября 2015 года №188

Об утверждении Инструкции по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли

На основании Положения о Национальном статистическом комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. №445 "О некоторых вопросах органов государственной статистики", Национальный статистический комитет Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли.

2. Признать утратившими силу:

постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 14 ноября 2008 г. №413 "Об утверждении Инструкции по организации государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли";

постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 16 марта 2010 г. №31 "О внесении изменения в Инструкцию по организации государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли";

постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 1 ноября 2012 г. №197 "О внесении изменений в Инструкцию по организации государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.12.2012, 7/2238).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.

Председатель

И.В.Медведева

Утверждена Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 16 ноября 2015 года №188

Инструкция по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли

Глава 1. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации и проведения выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли (далее - выборочное наблюдение).

2. Выборочное наблюдение осуществляется территориальными органами государственной статистики ежемесячно по следующим формам государственных статистических наблюдений:

12-цены (РТ-товары) "Сведения о ценах на товары (кроме плодоовощной продукции) в магазинах розничной торговли";

12-цены (РТ-плодоовощная продукция) "Сведения об объемах реализации и ценах на плодоовощную продукцию в магазинах розничной торговли".

3. Для целей настоящей Инструкции используются следующие основные термины и их определения:

ассортимент товаров - совокупность товаров в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам и иным признакам;

базовая организация - репрезентативно отобранный объект (магазин розничной торговли), в котором осуществляется регистрация цен по сформированному перечню товаров для выборочного наблюдения;

вид товаров - совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением (например, костюм, платье, холодильник и прочее);

группа товаров - совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение и обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей (например, верхняя одежда, белье, обувь и прочее);

магазин - стационарный торговый объект, имеющий торговое помещение;

регистрация цен - сбор первичных статистических данных о ценах на товары, вошедшие в сформированный перечень товаров, в базовых организациях;

розничная торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь;

сезонный товар - товар, который либо отсутствует на рынке в течение определенного сезона (периода в течение года), либо его количество и цена характеризуются периодическими колебаниями, связанными с сезоном (временем года);

специалисты по регистрации цен - специалисты отделов статистики в районах и городах главных статистических управлений областей и специалисты отделов статистики цен главных статистических управлений областей и города Минска, осуществляющие регистрацию цен;

средняя цена - средняя геометрическая величина из уровней цен товара-представителя, зарегистрированных в определенный период в базовых организациях;

товар-представитель - совокупность определенного вида товара, который в границах совокупности может отличаться незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства;

торговая скидка - скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка;

цена - денежная оценка стоимости товара в белорусских рублях за количественную единицу товара.

Глава 2. Порядок отбора населенных пунктов

4. Выборочное наблюдение проводится на территории Республики Беларусь в городе Минске, во всех областных центрах и выборочно - в районных центрах (городах), отобранных Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь (далее - Белстат).

5. Для выборочного наблюдения отобран 31 город, где проживает более 50 % населения республики и свыше 70 % городского населения республики, в соответствии с перечнем городов для осуществления выборочного наблюдения согласно приложению 1 к настоящей Инструкции.

Глава 3. Порядок отбора базовых организаций

6. Отбор базовых организаций производят территориальные органы государственной статистики. Для отбора используется официальная статистическая информация об объемах реализации товаров населению и выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни о соотношении мест покупки отдельных продовольственных и непродовольственных товаров.

Отбор базовых организаций, осуществляющих реализацию плодоовощной продукции, производится после изучения насыщенности магазинов города конкретным товаром, изучения качества товара и уровня цен на него.

7. В выборку базовых организаций включаются организации розничной торговли (гастрономы, универмаги, гипермаркеты, дома торговли и прочие), осуществляющие свою деятельность на постоянной основе и регулярно предлагающие для продажи широкий ассортимент товаров.

8. Отбираются организации розничной торговли, расположенные как в центре города, так и на его окраинах.

9. По каждому товару-представителю, отобранному для выборочного наблюдения, должно быть отобрано не менее пяти базовых организаций (если позволяет наличие торговых объектов на территории города).

10. В выборку базовых организаций не включаются организации розничной торговли, реализующие эксклюзивные модели одежды или обуви (например, бутики, салоны-магазины), цены на которые значительно превышают средний уровень цен на аналогичные товары и поступают в продажу малыми партиями, с постоянным обновлением ассортимента товара.

11. Ежегодно (в декабре) составляются перечни базовых организаций с указанием их местонахождения, наименования товаров, которые утверждаются начальниками главных статистических управлений областей и города Минска. Утвержденный перечень базовых организаций может изменяться (дополняться) в случае:

замены базовой организации на другую организацию;

дополнительного отбора организации.

12. Замена базовой организации осуществляется:

если длительное время (более 3 месяцев) невозможно зарегистрировать цену на определенный вид товара (кроме сезонных товаров (овощи, фрукты, картофель, живая рыба, отдельные виды одежды и обуви)) в связи с отсутствием в реализации;

в связи с неосуществлением организацией деятельности в течение длительного периода (более 3 месяцев) времени (например, в связи с ремонтом);

в связи с ликвидацией или изменением ее специализации.

Обязательным условием для включения в выборку дополнительно отобранной организации является ее однотипность с базовой организацией, наличие аналогичного или максимально близкого по потребительским свойствам товара и сопоставимого уровня цен на него.

13. Информация о базовых организациях является конфиденциальной и распространению не подлежит.

Глава 4. Порядок отбора товаров-представителей

14. Для выборочного наблюдения Белстатом отбираются определенные виды товаров, входящие в группы продовольственных и непродовольственных товаров, в соответствии с перечнями товаров для выборочного наблюдения согласно приложениям 2-4 к настоящей Инструкции. Данные перечни представляют собой единую для всех территорий республики выборку товаров.

Специалисты по регистрации цен детализируют перечни товаров для выборочного наблюдения конкретными наименованиями товаров-представителей.

В связи с тем, что отдельные виды товаров в розничной торговле представлены широким ассортиментом (особенно непродовольственные товары: платья, костюмы, туфли, сапоги и прочие), отбор ассортимента товара может осуществляться с привлечением работников базовых организаций (продавца или товароведа).

15. Товар-представитель, отобранный для выборочного наблюдения, должен иметь подробное описание (модель, марка, артикул, страна происхождения, организация-производитель, вид упаковки, размер, сорт, вес, цвет изделия, состав сырья и так далее). Целью подробного описания является упрощение его поиска при регистрации цен в базовой организации в последующие месяцы.

В условиях частой смены ассортимента допускается включение в перечень непродовольственных товаров для выборочного наблюдения отдельных видов одежды и обуви, качественные характеристики которых имеют незначительные отличия. Такая замена возможна только при условии, что уровень цен на новые товары и товары, ранее включенные в выборку товаров-представителей, не имеет существенных отличий.

Отбираются товары отечественного и импортного производства.

По каждой базовой организации в выборку товаров-представителей по всем товарам согласно перечню товаров для выборочного наблюдения должно быть отобрано не менее пяти товаров-представителей (при наличии широкого ассортимента товара).

16. Если в течение длительного периода времени (6 месяцев) во всех базовых организациях товар не поступает в реализацию (например, в результате прекращения его производства, изменения технологии, выхода из моды или по другим основаниям), то следует информировать Белстат для принятия решения о возможности его замены (исключения) из перечня товаров для выборочного наблюдения.

Глава 5. Порядок регистрация цен

17. Регистрация цен на товары проводится специалистами по регистрации цен в период с 1-го по 25-е число ежемесячно в один из двух календарных дней, предшествующих или следующих за днем фактического сбора информации о ценах в предыдущем месяце. Между двумя регистрациями цен должен выдерживаться интервал в один месяц.

18. Регистрация цен на товары-представители в базовых организациях осуществляется с использованием планшетного компьютера.

19. По каждому товару в базовой организации регистрируется не менее пяти цен товаров-представителей (при наличии такой возможности по ассортименту).

20. Регистрации подлежит фактическая потребительская цена товара-представителя (включая налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и другие налоги), имеющегося в реализации.

Цены распродаж следует регистрировать, если они отражают снижение цен на товары, которые снова будут продаваться по ценам без скидок, либо относятся к категории сезонной распродажи (например, распродажа одежды и обуви по окончании сезона).

21. Не подлежат регистрации цены на:

некачественные товары (поврежденные, потерявшие товарный вид, товары с дефектами);

товары, срок хранения которых заканчивается и на них установлены торговые скидки;

товары, реализуемые по льготным ценам для отдельных категорий граждан;

товары, реализуемые со скидками, установленными на незначительный период времени (1-2 дня);

товарные остатки.

22. Если цена товара-представителя установлена не за "стандартную единицу" измерения товара (литр, килограмм), то производится перерасчет ее на единицу измерения товара, указанную в графе "Единица измерения" перечней товаров для выборочного наблюдения.

Примечание. Терминология, применяемая в настоящей Инструкции, используется только органами государственной статистики при организации и проведении выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли.

 

Приложение 1

к Инструкции по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли

Перечень городов для осуществления выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли

Код

Название города

Код

Название города

области

города

области

города

Брестская область

Гродненская область

01

01

Брест

04

01

Гродно

01

02

Пинск

04

02

Лида

01

03

Барановичи

04

03

Волковыск

01

04

Столин

04

04

Щучин

01

05

Береза

04

05

Ошмяны

 

 

 

05

00

Минск

Витебская область

Минская область

02

01

Витебск

06

01

Борисов

02

02

Орша

06

02

Молодечно

02

03

Новополоцк

06

03

Солигорск

02

04

Верхнедвинск

06

04

Столбцы

02

05

Глубокое

06

05

Березино

Гомельская область

Могилевская область

03

01

Гомель

07

01

Могилев

03

02

Мозырь

07

02

Бобруйск

03

03

Светлогорск

07

03

Горки

03

04

Рогачев

07

04

Климовичи

03

05

Житковичи

07

05

Чаусы

Приложение 2

к Инструкции по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли

Перечень продовольственных товаров для выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли

Код строки

Наименование товаров, групп товаров

Единица измерения

 

Мясо и продукты мясные

 

001

говядина (кроме бескостного мяса)

кг

002

говядина бескостная

кг

003

свинина (кроме бескостного мяса)

кг

004

свинина бескостная

кг

005

тушки кур (цыплят) первой категории (включая бройлеров)

кг

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.