Дата обновления БД:
26.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
131 / 316
Всего документов в БД:
133255
ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 16 ноября 2015 года №188
Об утверждении Инструкции по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли
На основании Положения о Национальном статистическом комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. №445 "О некоторых вопросах органов государственной статистики", Национальный статистический комитет Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли.
2. Признать утратившими силу:
постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 14 ноября 2008 г. №413 "Об утверждении Инструкции по организации государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли";
постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 16 марта 2010 г. №31 "О внесении изменения в Инструкцию по организации государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли";
постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 1 ноября 2012 г. №197 "О внесении изменений в Инструкцию по организации государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.12.2012, 7/2238).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.
Председатель
И.В.Медведева
Утверждена Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 16 ноября 2015 года №188
Инструкция по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации и проведения выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли (далее - выборочное наблюдение).
2. Выборочное наблюдение осуществляется территориальными органами государственной статистики ежемесячно по следующим формам государственных статистических наблюдений:
12-цены (РТ-товары) "Сведения о ценах на товары (кроме плодоовощной продукции) в магазинах розничной торговли";
12-цены (РТ-плодоовощная продукция) "Сведения об объемах реализации и ценах на плодоовощную продукцию в магазинах розничной торговли".
3. Для целей настоящей Инструкции используются следующие основные термины и их определения:
ассортимент товаров - совокупность товаров в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам и иным признакам;
базовая организация - репрезентативно отобранный объект (магазин розничной торговли), в котором осуществляется регистрация цен по сформированному перечню товаров для выборочного наблюдения;
вид товаров - совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением (например, костюм, платье, холодильник и прочее);
группа товаров - совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение и обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей (например, верхняя одежда, белье, обувь и прочее);
магазин - стационарный торговый объект, имеющий торговое помещение;
регистрация цен - сбор первичных статистических данных о ценах на товары, вошедшие в сформированный перечень товаров, в базовых организациях;
розничная торговля - вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь;
сезонный товар - товар, который либо отсутствует на рынке в течение определенного сезона (периода в течение года), либо его количество и цена характеризуются периодическими колебаниями, связанными с сезоном (временем года);
специалисты по регистрации цен - специалисты отделов статистики в районах и городах главных статистических управлений областей и специалисты отделов статистики цен главных статистических управлений областей и города Минска, осуществляющие регистрацию цен;
средняя цена - средняя геометрическая величина из уровней цен товара-представителя, зарегистрированных в определенный период в базовых организациях;
товар-представитель - совокупность определенного вида товара, который в границах совокупности может отличаться незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства;
торговая скидка - скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка;
цена - денежная оценка стоимости товара в белорусских рублях за количественную единицу товара.
Глава 2. Порядок отбора населенных пунктов
4. Выборочное наблюдение проводится на территории Республики Беларусь в городе Минске, во всех областных центрах и выборочно - в районных центрах (городах), отобранных Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь (далее - Белстат).
5. Для выборочного наблюдения отобран 31 город, где проживает более 50 % населения республики и свыше 70 % городского населения республики, в соответствии с перечнем городов для осуществления выборочного наблюдения согласно приложению 1 к настоящей Инструкции.
Глава 3. Порядок отбора базовых организаций
6. Отбор базовых организаций производят территориальные органы государственной статистики. Для отбора используется официальная статистическая информация об объемах реализации товаров населению и выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни о соотношении мест покупки отдельных продовольственных и непродовольственных товаров.
Отбор базовых организаций, осуществляющих реализацию плодоовощной продукции, производится после изучения насыщенности магазинов города конкретным товаром, изучения качества товара и уровня цен на него.
7. В выборку базовых организаций включаются организации розничной торговли (гастрономы, универмаги, гипермаркеты, дома торговли и прочие), осуществляющие свою деятельность на постоянной основе и регулярно предлагающие для продажи широкий ассортимент товаров.
8. Отбираются организации розничной торговли, расположенные как в центре города, так и на его окраинах.
9. По каждому товару-представителю, отобранному для выборочного наблюдения, должно быть отобрано не менее пяти базовых организаций (если позволяет наличие торговых объектов на территории города).
10. В выборку базовых организаций не включаются организации розничной торговли, реализующие эксклюзивные модели одежды или обуви (например, бутики, салоны-магазины), цены на которые значительно превышают средний уровень цен на аналогичные товары и поступают в продажу малыми партиями, с постоянным обновлением ассортимента товара.
11. Ежегодно (в декабре) составляются перечни базовых организаций с указанием их местонахождения, наименования товаров, которые утверждаются начальниками главных статистических управлений областей и города Минска. Утвержденный перечень базовых организаций может изменяться (дополняться) в случае:
замены базовой организации на другую организацию;
дополнительного отбора организации.
12. Замена базовой организации осуществляется:
если длительное время (более 3 месяцев) невозможно зарегистрировать цену на определенный вид товара (кроме сезонных товаров (овощи, фрукты, картофель, живая рыба, отдельные виды одежды и обуви)) в связи с отсутствием в реализации;
в связи с неосуществлением организацией деятельности в течение длительного периода (более 3 месяцев) времени (например, в связи с ремонтом);
в связи с ликвидацией или изменением ее специализации.
Обязательным условием для включения в выборку дополнительно отобранной организации является ее однотипность с базовой организацией, наличие аналогичного или максимально близкого по потребительским свойствам товара и сопоставимого уровня цен на него.
13. Информация о базовых организациях является конфиденциальной и распространению не подлежит.
Глава 4. Порядок отбора товаров-представителей
14. Для выборочного наблюдения Белстатом отбираются определенные виды товаров, входящие в группы продовольственных и непродовольственных товаров, в соответствии с перечнями товаров для выборочного наблюдения согласно приложениям 2-4 к настоящей Инструкции. Данные перечни представляют собой единую для всех территорий республики выборку товаров.
Специалисты по регистрации цен детализируют перечни товаров для выборочного наблюдения конкретными наименованиями товаров-представителей.
В связи с тем, что отдельные виды товаров в розничной торговле представлены широким ассортиментом (особенно непродовольственные товары: платья, костюмы, туфли, сапоги и прочие), отбор ассортимента товара может осуществляться с привлечением работников базовых организаций (продавца или товароведа).
15. Товар-представитель, отобранный для выборочного наблюдения, должен иметь подробное описание (модель, марка, артикул, страна происхождения, организация-производитель, вид упаковки, размер, сорт, вес, цвет изделия, состав сырья и так далее). Целью подробного описания является упрощение его поиска при регистрации цен в базовой организации в последующие месяцы.
В условиях частой смены ассортимента допускается включение в перечень непродовольственных товаров для выборочного наблюдения отдельных видов одежды и обуви, качественные характеристики которых имеют незначительные отличия. Такая замена возможна только при условии, что уровень цен на новые товары и товары, ранее включенные в выборку товаров-представителей, не имеет существенных отличий.
Отбираются товары отечественного и импортного производства.
По каждой базовой организации в выборку товаров-представителей по всем товарам согласно перечню товаров для выборочного наблюдения должно быть отобрано не менее пяти товаров-представителей (при наличии широкого ассортимента товара).
16. Если в течение длительного периода времени (6 месяцев) во всех базовых организациях товар не поступает в реализацию (например, в результате прекращения его производства, изменения технологии, выхода из моды или по другим основаниям), то следует информировать Белстат для принятия решения о возможности его замены (исключения) из перечня товаров для выборочного наблюдения.
Глава 5. Порядок регистрация цен
17. Регистрация цен на товары проводится специалистами по регистрации цен в период с 1-го по 25-е число ежемесячно в один из двух календарных дней, предшествующих или следующих за днем фактического сбора информации о ценах в предыдущем месяце. Между двумя регистрациями цен должен выдерживаться интервал в один месяц.
18. Регистрация цен на товары-представители в базовых организациях осуществляется с использованием планшетного компьютера.
19. По каждому товару в базовой организации регистрируется не менее пяти цен товаров-представителей (при наличии такой возможности по ассортименту).
20. Регистрации подлежит фактическая потребительская цена товара-представителя (включая налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и другие налоги), имеющегося в реализации.
Цены распродаж следует регистрировать, если они отражают снижение цен на товары, которые снова будут продаваться по ценам без скидок, либо относятся к категории сезонной распродажи (например, распродажа одежды и обуви по окончании сезона).
21. Не подлежат регистрации цены на:
некачественные товары (поврежденные, потерявшие товарный вид, товары с дефектами);
товары, срок хранения которых заканчивается и на них установлены торговые скидки;
товары, реализуемые по льготным ценам для отдельных категорий граждан;
товары, реализуемые со скидками, установленными на незначительный период времени (1-2 дня);
товарные остатки.
22. Если цена товара-представителя установлена не за "стандартную единицу" измерения товара (литр, килограмм), то производится перерасчет ее на единицу измерения товара, указанную в графе "Единица измерения" перечней товаров для выборочного наблюдения.
Примечание. Терминология, применяемая в настоящей Инструкции, используется только органами государственной статистики при организации и проведении выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли.
Приложение 1
к Инструкции по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли
Перечень городов для осуществления выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли
Код |
Название города |
Код |
Название города | ||
области |
города |
области |
города | ||
Брестская область |
Гродненская область | ||||
01 |
01 |
Брест |
04 |
01 |
Гродно |
01 |
02 |
Пинск |
04 |
02 |
Лида |
01 |
03 |
Барановичи |
04 |
03 |
Волковыск |
01 |
04 |
Столин |
04 |
04 |
Щучин |
01 |
05 |
Береза |
04 |
05 |
Ошмяны |
|
|
|
05 |
00 |
Минск |
Витебская область |
Минская область | ||||
02 |
01 |
Витебск |
06 |
01 |
Борисов |
02 |
02 |
Орша |
06 |
02 |
Молодечно |
02 |
03 |
Новополоцк |
06 |
03 |
Солигорск |
02 |
04 |
Верхнедвинск |
06 |
04 |
Столбцы |
02 |
05 |
Глубокое |
06 |
05 |
Березино |
Гомельская область |
Могилевская область | ||||
03 |
01 |
Гомель |
07 |
01 |
Могилев |
03 |
02 |
Мозырь |
07 |
02 |
Бобруйск |
03 |
03 |
Светлогорск |
07 |
03 |
Горки |
03 |
04 |
Рогачев |
07 |
04 |
Климовичи |
03 |
05 |
Житковичи |
07 |
05 |
Чаусы |
Приложение 2
к Инструкции по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли
Перечень продовольственных товаров для выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на товары в магазинах розничной торговли
Код строки |
Наименование товаров, групп товаров |
Единица измерения |
|
Мясо и продукты мясные |
|
001 |
говядина (кроме бескостного мяса) |
кг |
002 |
говядина бескостная |
кг |
003 |
свинина (кроме бескостного мяса) |
кг |
004 |
свинина бескостная |
кг |
005 |
тушки кур (цыплят) первой категории (включая бройлеров) |
кг |
Недействующая редакция, не действует с 19 апреля 2016 года