Дата обновления БД:
24.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
138 / 321
Всего документов в БД:
133172
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 25 декабря 1991 года №828-XII
(В редакции Законов Республики Молдова от 09.03.1993 г. №1322-XII, 18.03.1993 г. №1356-XII, 08.11.1994 г. №266-XIII, 10.02.1995 г. №369-XIII, 31.03.1995 г. №421-XIII, 26.03.1996 г. №788-XIII, 29.05.1997 г. №1202-XIII, 22.10.1998 г. №173-XIV, 22.07.1999 г. №528-XIV, 27.07.2000 г. №1184-XIV, 11.10.2001 г. №528-XV, 25.04.2002 г. №1006-XV, 13.06.2003 г. №240-XV, 15.05.2003 г. №198-XV, 16.07.2004 г. №277-XV, 23.12.2005 г. №356-XVI, 28.07.2006 г. №266-XVI, 20.04.2007 г. №101-XVI, 21.06.2007 г. №140-XVI, 23.12.2009 г. №131-XVIII, 16.07.2010 г. №209, 11.05.2012 г. №108, 26.12.2012 г. №304, 28.06.2013 г. №157)
ГЛАВА I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Земельное законодательство
Земельные отношения регламентируются Конституцией Республики Молдова, настоящим кодексом и другими законодательными актами, принятыми в соответствии с ним.
Отношения в сфере использования и охраны других природных богатств (недра, леса, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух) регламентируются специальным законодательством.
Статья 2. Земельный фонд и его состав
Все земли, независимо от их назначения и вида собственности на них, составляют земельный фонд Республики Молдова.
Земельный фонд в зависимости от основного назначения состоит из следующих категорий:
земли сельскохозяйственного назначения;
земли в черте населенных пунктов;
земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения;
земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, пригородных и зеленых зон;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли резервного фонда;
Статья 2.1. Объекты земельных отношений
Объектами земельных отношений являются земельные участки, земельные доли и права на них.
Земельные участки характеризуются площадью, местоположением, границами, имеют правовой статус и другие характеристики, отражаемые в документах государственной регистрации права на землю.
Земельные участки и связанные с ними объекты (почвы, замкнутые водоемы, леса, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и др.), перемещение которых без прямого ущерба их назначению невозможно, являются недвижимым имуществом.
Земельные участки могут быть делимыми и неделимыми.
Делимыми считаются земельные участки, которые без изменения их целевого назначения, нарушения противопожарных, санитарных, экологических, агротехнических и градостроительных норм могут быть разделены на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок.
В предусмотренных законом случаях земельный участок может быть признан неделимым.
Объектом земельных отношений являются также земельные доли в земельном участке, находящемся в совместном пользовании.
Земельные доли имеют количественное выражение и описание, содержащее указание на назначение и виды угодий. Земельные доли в натуре не ограничиваются.
Статья 3. Собственность на землю
Земли в Республике Молдова могут находится в публичной и частной собственности.
Государство охраняет в равной мере оба вида собственности.
Отношения собственности на землю устанавливаются законодательством.
Статья 4. Обладатели земель
Под понятием "обладатели земель" подразумеваются обладающие землей по праву собственности, владения и пользования.
Обладателями земель на праве частной собственности могут быть граждане Республики Молдова и иностранные инвесторы в соответствии с законодательством.
Все категории обладателей земель пользуются защитой у государства.
Не допускается возвращение земель бывшим собственникам и их наследникам. Им могут предоставляться земельные участки в собственность на условиях, предусмотренных настоящим кодексом.
Статья 5. Экологическая охрана земли
Земля как жизненно важное пространство, средство сельскохозяйственного производства и место размещения всех объектов деятельности человека охраняется государством.
Экологическая охрана земель имеет приоритет перед другими видами деятельности.
Статья 6. Полномочия государства в области земельных отношений
Наделять землей и отчуждать ее, признавать права на землю за ее обладателями полномочны только органы государственного управления.
Государство поддерживает материально, финансово и организационно эффективное развитие всех форм хозяйствования на земле, перевооружение сельского хозяйства, направленное на улучшение обработки и освоения земли при соответствующем сокращении потерь и загрязняющих ее отходов, исследования экологических, экономических, социальных проблем, позволяющие обосновывать новые инвестиции в сельское хозяйство, меры по защите земли как основы стабильного развития хозяйств, обеспечивает экономное использование земель и сокращение площадей, занятых постройками, гарантирует право собственности и другие права обладателей земли.
Органы местного публичного управления образуют земельные комиссии, состоящие из советников местных советов, специалистов государственных землеустроительных органов и органов по приватизации, представителей сельскохозяйственных предприятий и жителей соответствующих административно-территориальных единиц. Функции земельных комиссий определяются в положении, разработанном Правительством.
Статья 6.1. Государственная регистрация земельных участков и прав на них
Земельные участки независимо от назначения и вида собственности, а также права на них подлежат государственной регистрации в реестре недвижимого имущества территориального кадастрового офиса в порядке, установленном Законом о кадастре недвижимого имущества.
Государственная регистрация земельных участков и прав на них в реестре недвижимого имущества территориального кадастрового офиса включает:
регистрацию права на земельный участок, границы которого окончательно не установлены;
обусловленную регистрацию права собственности на земельный участок в случае, если собственник участка не располагает документом, подтверждающим право собственности;
обусловленную регистрацию права собственности на земельный участок в случае, если собственник участка не может быть идентифицирован;
комплексную регистрацию земельного участка и права на него.
Регистрация права собственности на земельный участок, границы которого окончательно не установлены, осуществляется и в случае, если участок не отграничен в натуре, не картографирован или его границы не согласованы со смежными собственниками. В этом случае до установления границ участка в соответствии с законодательством регистрируется право каждого собственника на долю равноценной земли.
В случае, если собственник земельного участка не располагает документом, подтверждающим право собственности на него, до принятия мер по установлению права собственности это право регистрируется обусловленно на имя собственника земельного участка с соответствующей отметкой в реестре недвижимого имущества. В период действия обусловленной регистрации собственник земельного участка не располагает правом осуществления сделок с этим участком.
В случае, если в процессе регистрации не могут быть идентифицированы ни право собственности на земельный участок, ни его собственник, участок регистрируется обусловленно как собственность административно-территориальной единицы, в границах которой он расположен. Соответствующий орган местного публичного управления не имеет права осуществлять сделки с этим участком до рассмотрения данного дела по требованию этого органа в судебной инстанции, которая своим окончательным решением признает земельный участок бесхозяйным в соответствии с положениями Гражданского кодекса.
В целях государственной регистрации земельного участка и права на него территориальному кадастровому офису представляются документы, подтверждающие право на него, предусмотренные статьей 20 настоящего кодекса.
Незарегистрированное право собственности на земельный участок признается недействительным в отношениях с третьими лицами, в том числе с государством, не знающими о существовании этого права.
За регистрацию в территориальном кадастровом офисе права собственности на земельный участок по истечении установленного законом срока вносится двойная плата, установленная действующим законодательством.
ГЛАВА II КОМПЕТЕНЦИЯ ПАРЛАМЕНТА, ПРАВИТЕЛЬСТВА, ОРГАНОВ МЕСТНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 7. Компетенция Парламента
В компетенцию Парламента входят:
законодательное регламентирование земельных отношений на всей территории Республики Молдова;
организация контроля за соблюдением земельного законодательства;
определение земель со специальным правовым режимом;
установление тарифов для расчета нормативной цены на землю и ставок земельного налога;
решение иных вопросов, входящих в компетенцию Парламента.
Статья 8. Компетенция Правительства
В компетенцию Правительства входят:
утверждение черты городских населенных пунктов;
разработка мер по защите земельных участков и организация их исполнения;
ведение земельного кадастра и организация землеустройства на территории республики;
утверждение годового земельного кадастра;
установление порядка взыскания земельных налогов и других платежей;
определение и изменение назначения земель по предложению советов административно-территориальных единиц соответственно первого или второго уровня на основании заявления собственника;
изменение категории земель специального назначения;
разработка программ, схем, проектов и планов землеустройства в республике и обеспечение их осуществления;
разработка единой методики оценки земель;
организация контроля за использованием и охраной земель;
утверждение границ административно-территориальных единиц на основе предложений районных или муниципальных советов;
определение перечня предприятий, учреждений и организаций, земли которых остаются в государственной собственности, и представление его на утверждение Парламенту;
Недействующая редакция, не действует с 15 апреля 2016 года