Недействующая редакция. Принята: 27.04.2015 / Вступила в силу: 27.04.2015

Недействующая редакция, не действует с 26 февраля 2016 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 5 декабря 2014 года №1276

Об утверждении Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности

(В редакции Постановления Правительства Республики Казахстан от 27.04.2015 г. №362)

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности (далее - План).

2. Акционерному обществу "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (по согласованию) совместно с акционерным обществом "Фонд развития предпринимательства "Даму" (по согласованию) и акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" (по согласованию):

1) обеспечить своевременное выполнение Плана;

2) к 15 декабря 2014 года представить в Министерство национальной экономики Республики Казахстан информацию об исполнении Плана.

3. Министерству национальной экономики Республики Казахстан до 30 декабря 2014 года представить в Правительство Республики Казахстан сводную информацию об исполнении Плана.

4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Премьер-Министр Республики Казахстан

К.Масимов

Утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года №1276

План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности

Анализ текущей ситуации

С целью обеспечения устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности, в 2010 году принята Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы (далее - ГПФИИР). Предварительные итоги ГПФИИР свидетельствуют о ее положительном влиянии на социально-экономическое развитие страны. С 2008 по 2013 годы реальный рост объема валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности составил 25,8% (с 1,8 до 3,8 трлн. тенге). За аналогичный период реальный рост производительности труда в обрабатывающей промышленности составил 158,5% с 37,3 до 57,5 тыс. долл. США/чел (1). При этом в 2013 году объем производства обрабатывающей промышленности составил 5 852,6 млрд. тенге, в том числе пищевой промышленности - 1 172,6 млрд. тенге (20%), машиностроения - 859,2 млрд. тенге (14,5%), химической промышленности - 185,9 млрд. тенге (3%) (2).

____________________________

(1) Статистический бюллетень "Показатели Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг." (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/publicationsGPFRIR)

(2) Статистический сборник "Промышленность Казахстана и его регионов" (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/publicationsCompilations)

Рис.1  к ПП РК от 05.12.2014 №1276

Достижение высоких показателей социально-экономического развития произошло благодаря таким базовым факторам конкурентоспособности, как обеспеченность природными ресурсами, благоприятная макроэкономическая среда и политическая стабильность. При этом в перспективе экономика страны может потерять конкурентоспособность и оказаться в "ловушке среднего дохода" (3). Так, несмотря на положительные тенденции, темпы прироста обрабатывающей промышленности снижаются (в 2013 г. - 1,9%, тогда как в 2010 году - 13,9%). За счет опережающего роста ВВП доля обрабатывающей промышленности в его структуре снизилась с 11,8% в 2008 году до 10,7% по итогам первого полугодия 2014 года. Кроме того, доля несырьевой продукции в структуре экспорта сократилась с 28% до 24% в аналогичном периоде.

Замедление темпов роста выпуска обрабатывающей промышленности сопровождалось снижением инвестиционной активности в стране. Так, в течение последних пяти лет уровень годового роста инвестиций в основной капитал сократился с 14,8%) до 6,9% (4). При этом наибольший объем инвестиционных вложений в 2013 году пришелся, как и в предыдущие годы, на горнодобывающую промышленность (29% от всех инвестиций в основной капитал). Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал остаются собственные средства предприятий (59%), тогда как на рынке наблюдается недостаток долгосрочных источников фондирования.

Меры, предпринятые Правительством Республики Казахстан в первой половине 2014 года, уже повлияли на положительные изменения в секторе обрабатывающей промышленности. Так, по официальным данным Национального Банка Республики Казахстан (далее - НБРК) объемы кредитов, выданных в обрабатывающей промышленности за летний период 2014 года, на 2,8% превысили аналогичный показатель прошлого года. Более того, долгосрочные кредиты обрабатывающей промышленности, выданные в июне-августе 2014 года, выросли в 2,2 раза по сравнению с прошлым годом (5). Тем не менее, на долю обрабатывающей промышленности в структуре общего кредитного портфеля приходится лишь 6,8%), а по данным исследования НБРК потребность в кредитах у предприятий обрабатывающей промышленности выше, чем в целом по экономике. В целом в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы прогнозная потребность в инвестициях для обрабатывающей промышленности составит порядка 6,6 трлн. тенге.

_______________________________

(3) Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы

(4) Статистический бюллетень "Об инвестиционной деятельности в Республике Казахстан" (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersInvestment)

(5) Статистический бюллетень НБ РК (http://www.nationalbank.kz/docid=310)

Важным также является вопрос развития сферы услуг, поддерживающей функционирование обрабатывающей промышленности. К ней относятся транспорт и логистика, коммуникации, технические испытания и научные исследования, аренда специализированной техники, упаковывание и т.д. По данным за 9 месяцев 2014 года в этих секторах наблюдается отрицательная динамика инвестиций в основные средства (по транспорту и складированию на 15%, по информации и связи - на 17%).

Таким образом, в связи с необходимостью повышения доступности кредитных средств в национальной валюте для обрабатывающей промышленности и секторов, предоставляющих услуги для обрабатывающей промышленности, отмечается необходимость принятия государством дополнительных мер по выделению финансовых средств, учитывающих потребность предприятий в пополнении оборотного капитала и обновлении основных фондов.

Настоящий План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства (далее - План) определяет комплекс мер, направленных на поддержку субъектов предпринимательства по следующим направлениям:

первое направление: акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму" (далее - АО "ФРП "Даму") предоставляет кредит (путем обусловленного размещения средств) банкам второго уровня, перечень которых одобрен Государственной комиссией по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан (далее - БВУ) для финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, относящихся к обслуживанию обрабатывающей промышленности, а также на пополнение оборотных средств предприятий для загрузки мощностей действующих производств в соответствии с приложением 1 к настоящему Плану (далее - первое направление);

второе направление: межбанковское кредитование акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" (далее - АО "БРК") БВУ для финансирования субъектов крупного предпринимательства (далее - СКП) в обрабатывающей промышленности в соответствии с приложением 2 к настоящему Плану (далее - второе направление).

Общие положения

Механизмы достижения цели и реализации поставленных задач

В продолжение реализации Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования проектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2014 года №354 Правительством Республики Казахстан, НБРК, акционерным обществом "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (далее - АО "НУХ "Байтерек") будут приняты дополнительные меры по финансированию БВУ для последующего финансирования СМСП в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, относящихся к обслуживанию обрабатывающей промышленности, а также на пополнение оборотных средств СМСП для загрузки мощностей действующих производств и для финансирования СКП в обрабатывающей промышленности.

Общий объем дополнительного финансирования СМСП и СКП из средств Национального фонда Республики Казахстан (далее - НФ РК) в 2014 году для реализации вышеуказанных мер составляет 100 миллиардов тенге.

АО "НУХ "Байтерек" осуществляет заимствование из НФ РК путем выпуска облигаций на сумму 100 миллиардов тенге сроком до 20 лет с даты начала обращения облигаций по ставке вознаграждения 0,1% годовых. Срок погашения облигационного займа - в конце срока обращения с правом досрочного погашения по инициативе эмитента, начиная с 2024 года.

После получения средств АО "НУХ "Байтерек" предоставит:

1) АО "ФРП "Даму" кредит на сумму 50 миллиардов тенге сроком до 20 лет по ставке вознаграждения 0,15 % годовых с условием погашения средств единой суммой в конце срока согласно условиям заключенного кредитного договора;

2) АО "БРК" кредит на сумму 50 миллиардов тенге сроком до 20 лет по ставке вознаграждения 0,15 % годовых с условием погашения средств единой суммой в конце срока согласно условиям заключенного договора займа.

(В подраздел "Механизмы достижения цели и реализации поставленных задач" внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27.04.2015 г. №362)

(см. предыдущую редакцию)

Условия и механизмы обусловленного размещения средств в банках второго уровня

1. Государственная комиссия по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан (далее - Госкомиссия) одобряет перечень БВУ и суммы лимитов на них по первому и второму направлениям.

2. АО "ФРП "Даму", АО "БРК" и БВУ открывают отдельные банковские счета в НБРК для проведения платежей из средств, выделяемых из НФ РК в рамках реализации настоящего Плана.

3. АО "НУХ "Байтерек" разместит на отдельном банковском счете АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" в НБРК сумму средств в соответствии с условиями заключенных кредитного договора и договора займа.

4. АО "ФРП "Даму" заключает кредитные соглашения с БВУ в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан на следующих условиях:

1) размещение кредитных средств на отдельных банковских счетах БВУ в НБРК без обеспечения в пределах лимитов, одобренных Госкомиссией;

2) ставка вознаграждения - не более 2% годовых;

3) срок кредитования БВУ - до 20 лет;

4) срок освоения БВУ кредитных средств с даты поступления средств на счет БВУ:

12 месяцев по кредитам, выдаваемым на инвестиционные цели;

6 месяцев по кредитам, выдаваемым на цели пополнения оборотных средств;

5) валюта кредитования БВУ - тенге;

6) для БВУ разница между ставкой привлечения средств от АО "ФРП "Даму" и ставкой кредитования СМСП не должна превышать 4,0% годовых;

7) в рамках Кредитного соглашения, заключенного между АО "ФРП "Даму" и БВУ:

не менее 50% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на цели финансирования инвестиционных проектов СМСП в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, относящихся к обслуживанию обрабатывающей промышленности в соответствии с приложением 1 к Плану;

не более 50% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на цели пополнения оборотных средств СМСП в обрабатывающей промышленности в соответствии с приложением 1 к Плану, в том числе не менее 25% от лимита на БВУ направляется на цели пополнения оборотных средств СМСП, реализующих проекты в пищевой промышленности.

При этом, оборотные средства не предоставляются СМСП, реализующим проекты в сфере услуг, относящихся к обрабатывающей промышленности в соответствии с приложением 1 к Плану.

5. АО "БРК" заключает договора банковского займа с БВУ в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан на следующих условиях:

1) размещение кредитных средств на отдельных банковских счетах БВУ в НБРК без обеспечения в пределах лимитов, одобренных Госкомиссией;

2) ставка вознаграждения - не более 2% годовых;

3) срок кредитования БВУ - до 20 лет;

4) срок освоения БВУ кредитных средств - 18 месяцев с даты поступления средств на счет БВУ;

5) валюта кредитования БВУ - тенге;

6) для БВУ разница между ставкой привлечения средств от АО "БРК" и ставкой кредитования субъектов СКП не должна превышать 4,0% годовых;

7) в рамках договора банковского займа, заключенного между АО "БРК" и БВУ:

не менее 100% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на цели финансирования инвестиционных проектов конечных заемщиков в обрабатывающей промышленности в соответствии с приложением 2 к Плану.

6. БВУ отчитываются перед АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" по целевому использованию и освоению размещенных кредитных средств.

Порядок, форма и периодичность представления отчетов БВУ, а также иные условия предоставления кредитов БВУ, не предусмотренные настоящим Планом, устанавливаются соответствующим кредитным соглашением, договором банковского займа.

БВУ запрещается направлять выделяемые средства на цели рефинансирования действующих кредитов и инвестирование в иностранную валюту.

БВУ на ежемесячной основе осуществляют зачисление средств, высвободившихся за счет погашения ранее выданных займов субъектов предпринимательства, на свои отдельные банковские счета в НБРК.

БВУ осуществляют финансирование субъектов предпринимательства в том числе за счет средств, возвращенных по ранее выданным займам субъектам предпринимательства согласно условиям кредитных соглашений, договорам банковского займа и в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего раздела Плана.

7. Годовая эффективная ставка вознаграждения в рамках финансирования проектов СМСП и СКП определяется в соответствии с требованиями НБРК.

Комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с займом субъекта предпринимательства, не взимаются, за исключением комиссий, сборов и/или иных платежей, взимаемых по причине нарушения субъектами предпринимательства обязательств по займу.

СМСП и СКП оплачивают расходы по оценке и страхованию имущества.

8. В случаях нецелевого использования и/или несвоевременного освоения выделяемых средств, а также наступления случаев, предусмотренных кредитным соглашением между АО "ФРП "Даму" и БВУ, договором банковского займа между АО "БРК" и БВУ, АО "ФРП Даму" и АО "БРК" вправе досрочно расторгнуть соответствующие кредитное соглашение, договор банковского займа и отозвать размещенные средства, по которым были выявлены вышеуказанные нарушения. Вопрос по перераспределению высвободившихся и отозванных средств среди БВУ выносится на рассмотрение Госкомиссии.

9. В случае досрочного погашения БВУ займов по заключенным кредитным соглашениям между АО "ФРП "Даму" и БВУ, договорам банковского займа между АО "БРК" и БВУ, повторное использование данных средств осуществляется на основании соответствующего решения Госкомиссии.

(В подраздел "Условия и механизмы обусловленного размещения средств в банках второго уровня" внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27.04.2015 г. №362)

(см. предыдущую редакцию)

Условия финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности

1. Целевая группа - СМСП, реализующие проекты в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, относящихся к обслуживанию обрабатывающей промышленности по первому направлению.

2. Участниками не могут быть СМСП:

1) реализующие проекты, предусматривающие выпуск подакцизных товаров;

2) учредителями которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании, а также некоммерческие организации.

3. В целях кредитования одобренных заявок СМСП БВУ осуществляют предварительное согласование с АО "ФРП "Даму" сумм, необходимых для списания средств с отдельного банковского счета БВУ в НБРК.

4. Кредиты предоставляются СМСП на условиях целевого использования, платности, срочности, возвратности и обеспеченности, в т.ч.:

1) максимальный лимит финансирования на одного СМСП - 1 850 000 000 тенге;

2) срок кредитования:

на инвестиции - не более 10 лет;

на пополнение оборотных средств - не более 5 лет;

3) номинальная ставка вознаграждения для СМСП - не более 6,0% годовых;

4) валюта кредитования - тенге.

Условия финансирования субъектов крупного предпринимательства в обрабатывающей промышленности

1. Целевая группа - СКП, реализующие проекты в обрабатывающей промышленности по второму направлению.

2. Участниками не могут быть СКП:

1) реализующие проекты, предусматривающие выпуск подакцизных товаров;

2) учредителями, которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании.

3. В целях кредитования одобренных заявок СКП БВУ осуществляют предварительное согласование с АО "БРК" сумм, необходимых для списания средств с отдельного банковского счета БВУ в НБРК.

4. Кредиты предоставляются СКП на условиях целевого использования, платности, срочности, возвратности и обеспеченности, в т.ч.:

1) лимит финансирования на одного СКП - от 200 000 000 тенге до 5 000 000 000 тенге.

2) срок кредитования: на инвестиции - не более 10 лет;

3) номинальная ставка вознаграждения для СКП - не более 6,0% годовых;

4) валюта кредитования - тенге;

5) льготный период по оплате основного долга по кредитованию инвестиций - 24 месяца с даты начала освоения кредита конечным заемщиком.

Требования к банкам второго уровня

1. Наличие кредитного рейтинга, присвоенного международным рейтинговым агентством, не ниже "В-".

2. Наличие филиальной сети в Республике Казахстан не менее чем в 5 регионах.

3. Для БВУ, у которых уровень кредитов, имеющих просроченную задолженность, свыше 90 дней по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению выше 15% на дату выдачи средств займа, устанавливается дополнительное требование - заключение индивидуального соглашения с НБРК. Индивидуальное соглашение будет предусматривать обязанность БВУ снизить уровень кредитов, имеющих просроченную задолженность свыше 90 дней по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению до 15% в установленный НБРК срок. В случае неисполнения условий БВУ индивидуального соглашения, будет предусмотрен возврат средств в АО "ФРП "Даму" и АО "БРК".

Мониторинг

1. АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" на регулярной основе будут осуществлять анализ финансово-экономического состояния БВУ, участвующих в реализации настоящего Плана.

2. АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" будут осуществлять мониторинг:

1) целевого использования и своевременного освоения средств БВУ;

2) целевого использования полученных средств СМСП и СКП.

3. БВУ на регулярной основе будут направлять в АО "ФРП "Даму", АО "БРК" отчеты об освоении средств, форма и сроки представления отчета отражаются в соответствующем кредитном соглашении, договоре банковского займа.

АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" представляют информацию, полученную от БВУ в соответствии с условиями настоящего пункта, в Комиссию по контролю за расходованием средств, выделенных из НФ РК, образованную распоряжением Президента Республики Казахстан от 18 апреля 2014 года №281 (далее - Комиссия) и АО "НУХ "Байтерек".

4. БВУ проводят мониторинг профинансированных субъектов. При этом по каждому профинансированному проекту субъекта предпринимательства ведется отдельное кредитное досье, в котором должны храниться документы, подтверждающие целевое использование средств субъектом предпринимательства.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Кредитный договор между акционерным обществом "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" и акционерным обществом "Фонд развития предпринимательства "Даму" о размещении средств Национального фонда Республики Казахстан 1. Предмет договора 2. Основания для заключения договора 3. Основные условия кредита 4. Порядок предоставления и возврата кредита 5. Права и обязанности Сторон 6. Ответственность Сторон 7. Обстоятельства непреодолимой силы 8. Разрешение споров 9. Конфиденциальность 10. Заключительные положения 11. Адреса, реквизиты и подписи Сторон: Приложение 4 Договор займа между акционерным обществом "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" и акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" 1. Предмет договора 2. Основания для заключения договора 3. Основные условия кредита 4. Порядок предоставления и возврата кредита 5. Права и обязанности Сторон 6. Ответственность Сторон 7. Обстоятельства непреодолимой силы 8. Разрешение споров 9. Конфиденциальность 10. Заключительные положения 11. Адреса, реквизиты и подписи Сторон: Приложение 5 Кредитное соглашение между акционерным обществом "Фонд развития предпринимательства "Даму" и банками второго уровня о размещении средств в банках второго уровня для последующего кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере обрабатывающей промышленности и сфере услуг 1. Определения и понятия, используемые в Соглашении 2. Предмет Соглашения 3. Условия предоставления кредита 4. Порядок погашения кредита 5. Условия предоставления займов конечным заемщикам 6. Подтверждение освоения кредита 7. Права и обязанности Сторон 8. Мониторинг 9. Заверения и гарантии 10. Досрочный возврат кредита 11. Ответственность Сторон 12. Уведомления 13. Конфиденциальность 14. Обстоятельства непреодолимой силы 15. Разрешение споров 16. Заключительные положения 17. Юридические адреса, банковские реквизиты и подписи Сторон Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 6 Договор банковского займа №_____ 1. Предмет и общие положения договора займа 2. Срок действия договора займа 3. Ответственность Сторон за нарушение обязательств 4. Неисполнение Заемщиком своих обязательств (дефолт) 5. Целевое использование 6. Порядок предоставления займа 7. Расчет платежа 8. Права и обязанности Сторон 9. Досрочный возврат займа 10. Заверения и гарантии 11. Изменение условий и расторжение договора займа 12. Изменения и дополнения договора займа 13. Конфиденциальность и раскрытие информации 14. Разное 15. Заключительные положения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4