Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
Зарегистрирован
Министерством юстиции
Республики Таджикистан
25 июля 2013 года №466
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 22 июля 2013 года №1004
Об образовании
Настоящий Закон определяет правовые, организационные, социально-экономические основы и основные принципы государственной политики в сфере образования.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- учебная литература - рукописные и печатные произведения, издаваемые в качестве учебного пособия для всех ступеней образования, повышения квалификации, переподготовки и дополнительного образования;
- государственная аккредитация образовательного учреждения определение статуса образовательного учреждения для ведения образовательной деятельности согласно государственным образовательным стандартам;
- аспирант - лицо с высшим профессиональным образованием, обучающееся в аспирантуре в целях подготовки диссертации и получения ученой степени кандидата наук;
- аттестация выпуска - порядок установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов;
- государственная аттестация образовательного учреждения определение соответствия материально-технической и кадровой базы образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов и соответствие деятельности образовательного учреждения по установленным нормам;
- комплексная оценка деятельности - повторное лицензирование, очередная государственная аттестация и аккредитация образовательного учреждения в объединенной форме этих операций в одно время;
- бакалавр - лицо, имеющее первую степень высшего профессионального образования, получившее знания, умения и профессиональные навыки по теории и практике направления своей специальности;
- учебная программа - документ, в котором отражены содержание учебного предмета, цели и задачи, способ организации процесса обучения, требования к уровню знаний, умений и навыков обучающегося;
- интернатура - последипломная специализация для лиц с высшим профессиональным медицинским и фармацевтическим образованием;
- студент - лицо, обучающееся в ступенях среднего профессионального и высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура и специалист);
- ступени образования - этапы обучения и воспитания, охватывающие периоды общего (начального, общего основного и общего среднего), начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и профессионального образования после высшего образовательного учреждения;
- учебник - учебное пособие, последовательно отражающее основы определенной отрасли науки согласно учебной программе;
- подушевое финансирование - финансирование, составленное на основе минимальных норм финансирования, определяемое и распределяемое в зависимости от вида и типа, ступени образования, месторасположения образовательного учреждения на каждого обучающегося и образовательного учреждения;
- магистратура - вторая степень высшего профессионального образования, которая выдает диплом государственного образца выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального образования после сдачи государственных экзаменов или защиты магистерской диссертации;
- содержание обучения - структура, содержание и объём учебной программы, усвоение которой даёт возможность получения уровня образования и определённой специальности;
- уполномоченный государственный орган в сфере образования центральный исполнительный орган государственной власти Республики Таджикистан, который реализует государственную политику в сфере образования, контролирует и руководит процессом воспитания и обучения в образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовой формы;
- соответствующие государственные органы - центральный исполнительный орган государственной власти Республики Таджикистан и иные государственные органы, осуществляющие определенные полномочия в сфере образования в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан;
- малокомплектная школа (класс) - образовательное учреждение (класс), создаваемое в малонаселенных пунктах с целью охвата образованием небольшого количества учащихся;
- образование - процесс обучения и воспитания в интересах лица, общества и государства, обеспечивающий получение обучающимися определенного уровня образования;
- индивидуальное занятие - форма занятия с использованием различных методов индивидуального обучения, предоставляющая дополнительные знания учащемуся или студенту;
- образовательное учреждение - государственная и негосударственная образовательная организация, независимо от организационно - правовой формы, осуществляющая непрерывный процесс обучения и воспитания, реализующая одну или несколько учебных программ;
- специальное образовательное учреждение - организация, имеющая специальные условия для обучения и воспитания и особый педагогический климат, обеспечивающая медицинскую и социальную реабилитацию, образование и обучение профессиям детей, нуждающихся в продолжительном лечении, имеющих физические или психические отклонения, или поведение которых опасно для общества;
- дошкольное учреждение - организация, предусмотренная для детей дошкольного возраста, где они будут охвачены начальным обучением и воспитанием;
- специалист - лицо, имеющее высшее профессиональное образование, получившее знания, умения и профессиональные навыки по теории и практике направления своей специальности и имеющее возможность выполнить научную работу;
- результат обучения - комплекс знаний, умений, навыков, взглядов, мировоззрения и духовных ценностей, приобретаемых обучающимися за период обучения в образовательном учреждении;
- учебный план - документ, определяющий изучение учебных предметов и их годовое распределение на весь период обучения в образовательных учреждениях;
- система образования - органы управления образованием, образовательные учреждения, субъекты процесса обучения и воспитания, учреждения и другие организации сферы образования, объединения образовательных учреждений, структурные единицы и иные структуры, осуществляющие государственную политику в сфере образования на основании государственных образовательных стандартов и комплекса учебных программ;
- нострификация - определение эквивалентности образовательных документов лиц, окончивших образовательные учреждения зарубежных стран и (или) международных организаций;
- преподаватель - лицо, имеющее профессиональное образование, занимающееся обучением и воспитанием;
- индивидуальная преподавательская деятельность преподавательская деятельность, осуществляемая в образовательном учреждении вне рабочее время или вне образовательного учреждения на основе договора;
- ординатура (резидентура) - высшее профессиональное последипломное медицинское образование по определенным медицинским специальностям под руководством врача с ученой степенью или опытных врачей;
- качество обучения - способ правильной и эффективной организации процесса обучения, в результате которого лицо получает образование;
- качество образования - комплекс показателей государственных образовательных стандартов и государственных требований;
- государственные образовательные стандарты - комплекс норм, отражающих содержание образования, значение и сроки обучения, объём учебной нагрузки, уровень усвоения знаний обучающимися и определяющих основные требования к обеспечению процесса обучения, содержанию учебных программ и оценке уровня знаний в образовательных учреждениях с учётом национальных и общечеловеческих достижений;
- воспитание - целенаправленный процесс воспитания ребенка родителями (лицами, их заменяющими), образовательным учреждением, обществом и его подготовка к самостоятельной жизни;
- обучение - совместная деятельность родителей (лиц, их заменяющих), преподавателя и образовательного учреждения для развития ребенка, совершенствования его таланта, умений и навыков, умственных и физических способностей;
- воспитанник - ребенок, охваченный воспитанием и обучением в дошкольных учреждениях;
- обучающийся - воспитанник, учащийся, студент, аспирант, слушатель образовательного учреждения;
- образование - беспрерывный процесс обучения и воспитания, направленный на духовное, интеллектуальное, культурное, физическое развитие и профессиональную компетентность лица;
- образование взрослых - комплекс процессов образования, с помощью которого взрослые развивают свои способности и знания, повышают уровень профессиональной и технической специализации или выбирают новое направление;
- непрерывное образование - получение образования на протяжении всей жизни и совершенствование знаний и мировоззрения;
- дистанционное образование - способ реализации процесса обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии, без непосредственного личного участия преподавателя и обучающихся;
- инклюзивное образование - создание благоприятных условий детям, независимо от пола, расы, языка, национальности, религиозных убеждений, физических или психических недостатков, способностей, культурного и социального положений, для получения образования;
- учебное оборудование - оборудование, используемое в процессе обучения для формирования знаний, умений, навыков, физического и интеллектуального развития обучающихся;
- учебный процесс - система учебно-воспитательной деятельности для достижения целей обучения;
- экстернат - самостоятельное изучение учебных предметов в соответствии с основной учебной программой с последующей аттестацией выпуска в образовательных учреждениях.
Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан об образовании
Законодательство Республики Таджикистан об образовании основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан и международных правовых актов, признанных Таджикистаном.
Статья 3. Государственная политика в сфере образования
1. Государственная политика в сфере образования считается одним из приоритетных направлений социальной политики Республики Таджикистан.
2. Для реализации государственной политики в сфере образования государство создает систему образования Республики Таджикистан, направляет ее деятельность на обеспечение прав граждан на образование.
3. В целях развития сферы образования государство обеспечивает координацию деятельности министерств и ведомств, местных исполнительных органов государственной власти, органов самоуправления поселков и сёл, физических и юридических лиц.
4. Государственная политика в сфере образования реализуется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан на основании прогнозов, концепций, стратегий и государственных программ развития сферы образования.
5. В образовательных учреждениях запрещается пропаганда, создание и деятельность структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений.
Статья 4. Основные принципы государственной политики в сфере образования
Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:
- равноправие граждан в получении качественного образования;
- законность, уважение прав и свобод человека и гражданина;
- приоритетность сферы образования на всех уровнях государственного управления;
- обязательность общего основного образования;
- доступность общего среднего образования и продолжения обучения на последующих ступенях образования на конкурсной основе;
- приоритетность национальных и общечеловеческих ценностей, гуманистическое значение содержания образования, свободное развитие лица;
- любовь к Родине, семье и окружающей среде;
- научное, светское и гуманистическое свойство обучения и воспитания в образовательных учреждениях;
- единство образовательного и культурного пространства, развитие культуры и защита национальных традиций;
- гуманистическое, демократическое и государственно-общественное свойство управления сферой образования и прозрачность в ее деятельности;
- самостоятельность образовательных учреждений;
- непрерывный процесс образования;
- соответствие сферы образования потребностям и задачам социально-экономического развития Республики Таджикистан;
- развитие сферы образования с учетом международных стандартов качества обучения и международных норм образования;
- поощрение просвещенности лица и развития его творчества;
- последовательность процесса образования, обеспечивающая связь ступеней образования и единство обучения и воспитания;
- интеграция образования, науки и производства.
Статья 5. Задачи настоящего Закона
Задачи настоящего Закона состоят из:
- обеспечения государственной гарантии права лица на образование;
- создания правовых гарантий для деятельности и свободного развития образовательных учреждений и координации их отношений с другими структурами общественной жизни;
- установления компетенции, полномочий, задач, прав, обязанности и ответственности органов государственного управления, физических и юридических лиц в сфере образования и правового регулирования отношений субъектов процесса обучения и воспитания;
- создания условий для усвоения учебных программ;
- создания прочных основ моральных устоев и здорового образа жизни;
- совершенствования интеллекта путём создания условий для развития лица;
- воспитания любви к Родине, уважения к национальным символам, общечеловеческим ценностям, соблюдения национальных обычаев и традиций;
- воспитания личности, обладающей чувством высокой гражданской ответственности на благо активного участия в общественно-политической, экономической и культурной жизни;
- сознательного отношения лица к своим правам и обязанностям.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция