Недействующая редакция. Принята: 08.06.2015 / Вступила в силу: 01.08.2015

Недействующая редакция, не действует с 15 декабря 2015 года

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ

О Конституционном Суде Российской Федерации

(В редакции Федеральных конституционных законов Российской Федерации от 08.02.2001 г. №1-ФКЗ, 15.12.2001 г. №4-ФКЗ, 07.06.2004 г. №3-ФКЗ, 05.04.2005 г. №2-ФКЗ,  05.02.2007 г. №2-ФКЗ, 02.06.2009 г. №2-ФКЗ, 03.11.2010 г. №7-ФКЗ, 28.12.2010 г. №8-ФКЗ, 25.12.2012 г. №5-ФКЗ, 05.04.2013 г. №1-ФКЗ, 12.03.2014 г. №5-ФКЗ (вступ. в силу 06.08.2014 г.), 04.06.2014 г. №9-ФКЗ, 08.06.2015 г. №5-ФКЗ)

Принят Государственной Думой Российской Федерации 24 июня 1994 года

Одобрен Советом Российской Федерации 12 июля 1994 года

Раздел первый. Организация Конституционного Суда Российской Федерации и статус судей

Глава I. Общие положения

Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционном законом.

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и  свобод   граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 04.06.2014 г. №9-ФКЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 04.06.2014 г. №9-ФКЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской Федерации для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд Российской Федерации может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

Глава II. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации число судей окажется менее двух третей от общего числа судей, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 04.06.2014 г. №9-ФКЗ)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более".

Статья 11. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Раздел первый. Организация Конституционного Суда Российской Федерации и статус судей Глава I. Общие положения Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации Глава II. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации Статья 11. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации Статья 13. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации Статья 13.1. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации Статья 16. Равенство прав судей Конституционного Суда Российской Федерации Статья 17. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации Статья 18. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации Статья 19. Отставка судьи Конституционного Суда Российской Федерации Глава III. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях   Конституционного Суда Российской Федерации Статья 22. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации Статья 23. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Статья 24. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации Статья 25. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Статья 26. Заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Статья 27. Статья 28. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации Раздел второй. Общие правила производства в Конституционном Суде Российской Федерации Глава IV. Принципы конституционного судопроизводства Статья 29. Независимость Статья 30. Коллегиальность Статья 31. Гласность Статья 32. Устность разбирательства Статья 33. Язык конституционного судопроизводства Статья 34. Непрерывность судебного заседания Статья 35. Состязательность и равноправие сторон Глава V. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Статья 36. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации Статья 37. Общие требования к обращению Статья 38. Документы, прилагаемые к обращению Статья 39. Государственная пошлина Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации Статья 41. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Российской Федерации Статья 42. Принятие обращения к рассмотрению Статья 43. Отказ в принятии обращения к рассмотрению Статья 44. Отзыв обращения Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации Статья 45. Созыв заседаний Статья 46. Порядок рассмотрения вопросов в пленарных заседаниях и заседаниях палат Статья 47. Назначение дел к слушанию Статья 47.1. Разрешение дел без проведения слушания Статья 48. Соединение дел Статья 49. Подготовка дела к слушанию Статья 50. Требования Конституционного Суда Российской Федерации Статья 51. Рассылка материалов. Оповещение о заседании Статья 52. Участники процесса Статья 53. Стороны и их представители Статья 54. Открытые заседания Статья 55. Закрытое заседание Статья 56. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела Статья 57. Распорядок заседания Статья 58. Председательствующий в заседании Статья 59. Протоколирование Статья 60. Порядок исследования вопросов Статья 61. Отложение заседания Статья 62. Объяснения сторон Статья 63. Заключение эксперта Статья 64. Показания свидетелей Статья 65. Исследование документов Статья 66. Заключительные выступления сторон Статья 67. Возобновление рассмотрения вопроса Статья 68. Прекращение производства по делу Статья 69. Окончание слушания дела Статья 70. Совещание судей по принятию итогового решения Глава VIII. Решения Конституционного Суда Российской Федерации Статья 71. Виды решений Статья 72. Принятие решения Статья 73. Передача дела палатой Конституционного Суда Российской Федерации на рассмотрение в пленарном заседании Статья 74. Требования, предъявляемые к решениям Статья 75. Изложение решения Статья 76. Особое мнение судьи Статья 77. Провозглашение решения Статья 78. Опубликование решения Статья 79. Юридическая сила решения Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации Статья 81. Последствия неисполнения решения Статья 82. Исправление неточностей в решении Статья 83. Разъяснение решения Раздел третий. Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Статья 85. Допустимость запроса Статья 86. Пределы проверки Статья 87. Итоговое решение по делу Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации Статья 88. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Статья 89. Допустимость запроса Статья 90. Пределы проверки Статья 91. Итоговое решение по делу Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Статья 93. Допустимость ходатайства Статья 94. Пределы проверки Статья 95. Итоговое решение по делу Глава XII. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Статья 97. Допустимость жалобы Статья 98. Последствия принятия жалобы к рассмотрению Статья 99. Пределы проверки Статья 100. Итоговое решение по делу Глава XIII. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Статья 102. Допустимость запроса Статья 103. Последствия внесения запроса Статья 104. Пределы проверки и виды итоговых решений Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании Конституции Российской Федерации Статья 105. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Статья 106. Обязательность толкования Конституции Российской Федерации Глава XV. Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления Статья 107. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Статья 108. Допустимость запроса Статья 109. Порядок направления запроса и дачи заключения Статья 110. Заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления Раздел четвертый. Заключительные положения Статья 111. Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации Статья 112. Официальное издание Конституционного Суда Российской Федерации Статья 113. Печать Конституционного Суда Российской Федерации Статья 114. Символы судебной власти Конституционного Суда Российской Федерации Статья 115. Местопребывание Конституционного Суда Российской Федерации Раздел пятый. Переходные положения Раздел шестой. Вступление настоящего Федерального конституционного закона в силу