Недействующая редакция. Принята: 12.08.2005 / Вступила в силу: 02.09.2005

Недействующая редакция, не действует с 28.11.2011 г.

Зарегистрирован

в Министерстве юстиции

Украины

22 апреля 1998 г. №257/2697

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ

от 21 января 1998 года №21

Об утверждении Порядка и условий организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом

(по состоянию на 12 августа 2005 года)

В соответствии с пунктом 4 общих положений Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденными постановлением Кабинета Министрами Украины от 18 февраля 1997 г. N 176, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок и условия организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, который прилагается.

2. Государственному департаменту автомобильного транспорта Украины (Докиль Л.П.):

2.1. Довести до ведома министерств, ведомств, Правительства Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, объединений, предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с предоставлением транспортных услуг, Порядок и условия организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

2.2. Вместе с Главным управлением правового обеспечения деятельности транспорта (Логинова Л.М.) в установленном порядке подать на регистрацию Порядок и условия организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Министерство юстиции Украины.

3. Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя Министра Костюченко Л.М.

 

Министр В.И.Череп

Утверждены приказом Министерства транспорта Украины от 21 января 1998 года №21

Порядок и условия организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом

1. Общие положения

1.1. Эти Порядок и условия организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (далее - Порядок и условия), разработанные согласно Правилам предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 18 февраля 1997 г. N 176, определяют основные принципы, методы и технологию организации перевозок пассажиров и являются обязательными для выполнения перевозчиками, автостанциями, автовокзалами (далее - автостанции) всех форм собственности, заказчиками и водителями.

1.2. Соблюдение этих Порядка и условий должно обеспечивать:

своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения в перевозках автомобильным транспортом;

защиту прав граждан во время их транспортного обслуживания;

безопасное функционирование автомобильного транспорта;

создание равных условий для хозяйственной деятельности предприятий автомобильного транспорта независимо от форм собственности;

ограничение монополизма и развитие конкуренции;

координацию работы различных видов транспорта;

охрану окружающей природной среды от вредного влияния автомобильного транспорта.

1.3. Этими Порядком и условиями предусматриваются требования к:

организации маршрутов;

организации автобусных и маршрутных таксомоторных перевозок;

заключение договоров об организации перевозок;

организации обслуживания населения и пассажиров на автостанциях;

организации диспетчерского управления и контроля за перевозками.

1.4. Размещение рекламы на транспортных средствах и в их салонах, на остановках, автостанциях должно осуществляться с соблюдением законодательства о рекламе.

2. Организация маршрутов

2.1. Организация маршрутов предусматривает:

изучение пассажиропотоков на существующей транспортной сети (далее - спрос населения на перевозку);

обследование дорог и дорожных объектов;

открытие, закрытие, изменение маршрутов;

построение расписаний движения;

оформление паспортов маршрутов.

2.2. Изучение спроса населения на перевозку

2.2.1. Для изучения спроса населения на перевозку используются табличный, матричный и учетный методы обследования пассажиропотоков и корреспонденций.

2.2.2. Табличный метод применяется для обследования пассажиропотоков на напряженных маршрутах мощностью более 200 пас./час., где учетчиком определяется количество пассажиров, которые на остановках вошли в автобус и вышли из него. Обследование проводится выборочно с моделированием пассажиропотоков и трансформацией их в маршрутные и межрайонные корреспонденции.

Этот метод применяется на городских и пригородных маршрутах.

2.2.3. Матричный метод применяется для обследования маршрутных корреспонденций на маршрутах мощностью пассажиропотоков до 200 пас./час., где учетчиком определяется количество пассажиров, которые вошли на остановках, и заполняются матрицы помаршрутных корреспонденций пассажиров по остановкам их выхода. Во время обработки полученной информации осуществляется моделирование корреспонденций в пассажиропотоки.

Этот метод применяется на пригородных и междугородных маршрутах.

2.2.4. Учетный метод определения помаршрутных корреспонденций пассажиров применяется для обработки сведений о проданных на каждый рейс билетах или формуляров (дорожных листов), с систематизацией этой информации в помаршрутные корреспонденции и с дальнейшим моделированием пассажиропотоков.

Этот метод применяется на междугородных и международных маршрутах.

2.2.5. Изучение спроса населения на перевозку осуществляется на основании единого методического и программного обеспечения для средств вычислительной техники, изложенного в Методике изучения спроса населения на пассажирские перевозки, согласно приложению 1 к этим Порядку и условиям.

2.2.6. Изучение спроса населения на перевозку осуществляется:

комплексно - на всей городской, пригородной и междугородной транспортной сети - не менее чем один раз на три года;

выборочно - на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах, если пассажиропотоки претерпевают значительные изменения;

коригировочно - на любом маршруте через три-четыре месяца после его открытия.

2.3. Обследование дорог и дорожных объектов

2.3.1. Обследование дорог и дорожных объектов проводится с целью определения соответствия состояния, типа покрытия и ширины проездной части дороги и обочин, горизонтальных и вертикальных радиусов кривых, продольных уклонов, видимости и обустройства дорог, а также железнодорожных переездов требованиям ГСТУ 3687-97 "Безопасность дорожного движения: автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию" и Единым правилам ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правилам пользования ими и охраны, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 30 марта 1994 г. N 198.

2.4. Открытие, закрытие и изменение маршрутов

2.4.1. Открытие, закрытие и изменение маршрутов проводятся перевозчиком после изучения пассажиропотоков и моделирования маршрутных и межрайонных корреспонденций, обследования дорог и дорожных объектов на маршрутах по согласованию с владельцами этих дорожных объектов или их уполномоченными лицами.

2.4.2. Для разрешения вопроса о целесообразности открытия маршрута предварительно необходимо:

определить спрос в перевозках пассажиров;

избрать трассу движения и провести обследование дорожных условий;

составить технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута.

2.4.3. Новые маршруты открываются при наличии стойких транспортных корреспонденций населения и обеспечения условий безопасности перевозок.

2.4.4. Для открытия маршрутов необходимо обеспечить:

расположение начальных и конечных остановок маршрутов в пассажирообразующих и пассажиропоглощающих местах;

транспортная связь для наибольшего количества пассажиров по кратчайшим путям направления;

предоставление автобусов таких типов, которые соответствуют виду перевозок;

использование средств контроля за регулярностью движения;

скоординированное движение автобусов на маршруте, который совпадает с другими маршрутами, а также с графиком работы других видов пассажирского транспорта;

использование на маршрутах эффективных форм организации труда водителей и систем организации движения.

2.4.5. Регулярные и нерегулярные международные перевозки пассажиров на территории Украины осуществляются при наличии разрешения на выполнение международных регулярных и нерегулярных перевозок пассажиров, согласно приложениям 2 и 3 к этим Порядку и условиям.

2.4.6. Для открытия международных маршрутов регулярных перевозок пассажиров перевозчики должны:

согласовать с иностранными перевозчиками открытие маршрутов;

послать в Минтранс заявки и договоры о совместной деятельности с иностранными перевозчиками и копии выданных им специальных разрешений (лицензий).

Минтранс в свою очередь обязан:

2.4.6.1. Рассмотреть отмеченные договоры о совместной деятельности.

2.4.6.2. Согласовать расписания движения транспортных средств на международных маршрутах.

2.4.6.3. Послать компетентным органам иностранных государств, в соответствии с требованиями международных договоров Украины об автомобильных перевозках, заявки на открытие международных маршрутов с просьбой о получении от них соответствующих разрешений.

2.4.6.4. Передать компетентным органам иностранных государств разрешения на выполнение международных перевозок пассажиров иностранными перевозчиками на территории Украины и выдать разрешения, полученные от компетентных органов иностранных государств, украинским перевозчикам на выполнение международных перевозок пассажиров и багажа на территории иностранных государств.

2.4.6.5. Согласовать с Госкомграниц, Гостаможслужбой и МВД время пересечения автобусами международных маршрутов регулярных перевозок государственной границы Украины и выдать перевозчикам пропуска единого для всех пунктов пропуска образца на внеочередное пересечение автобусом государственной границы Украины (образец которых утвержден приказом Минтранса, Госкомграниц, Гостаможслужбы и МВД от 10.12.97 г. N 434/14/14/922).

2.4.7. В зависимости от величины пассажиропотока и дорожных условий на маршруте, требованиями к оборудованию дорожных объектов предусматривается наличие:

площадок для разворота и отстоя автобусов в начальных и конечных пунктах городских маршрутов;

посадочных площадок, павильонов, а в зависимости от размера пассажирооборота - автостанций на остановках пригородных и междугородных маршрутов.

2.4.8. В случае потребности в дооборудовании дорожных сооружений на маршруте одновременно с паспортом маршрута разрабатывается план мероприятий относительно их обустройства с оговариванием срока выполнения соответствующих работ, который утверждается одновременно с паспортом маршрута.

2.4.9. Движение автобусов на маршруте, в зависимости от величины пассажиропотоков и характеристики маршрутных корреспонденций, организовывается по обычному или экспрессному режиму.

2.4.10. Каждому маршруту Минтрансом или соответствующей местной государственной администрацией, органом местного самоуправления, в пределах их полномочий, присваивается порядковый номер. Нумерация городских и пригородных маршрутов ведется в каждом городе. Маршруты имеют единую нумерацию по области: городские автобусные - от 1 до 99; пригородные - от 100 до 499. На междугородных и международных маршрутах нумерация рейсов проводится по направлениям: на север и запад - присваиваются четные номера рейсов, на восток и юг - нечетные.

2.4.11. Перед открытием автобусного маршрута перевозчик по согласованию с соответствующей государственной администрацией, органом местного самоуправления или Минтранса создает комиссию при участии владельцев дорожных объектов или их уполномоченных лиц. Комиссия осуществляет обследование дорог и дорожных объектов, на основании которого составляет акт о готовности маршрута к открытию с указанием даты его открытия.

При наличии недостатков комиссия указывает в акте сроки и ответственных за их устранение лиц. В этом случае маршрут открывается с учетом времени на устранение недостатков, отмеченных в акте.

2.4.12. Об открытии, закрытие маршрута и изменении расписания движения на городских маршрутах сообщается через средства массовой информации (местную прессу, радио) и специальные объявления в автобусах, на остановках и в автостанциях не позже чем за три дня, пригородных и междугородных - не позже чем за пять дней, а международных - за пятнадцать дней.

2.4.13. После открытия маршрута перевозчик обеспечивает: регулярность перевозок и надлежащее качество обслуживания пассажиров, соблюдение расписания движения, перевозку в автобусе максимально разрешенного количества пассажиров, а также надлежащую эффективность использования транспортных средств.

2.4.14. Изменение маршрута проводится в соответствии с пунктами 2.4.1 - 2.4.8 этих Порядка и условий.

2.4.15. В случае стихийного бедствия, эпидемии, эпизоотии или другой чрезвычайной ситуации перевозчик может закрыть маршрут или ограничить на нем движение, как можно быстрее сообщив об этом местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления.

2.5. Требования к размещению, оборудованию и содержанию остановок на маршрутах пассажирского автомобильного транспорта

2.5.1. Эти требования устанавливают порядок размещения, оборудования и содержания остановок пассажирского автомобильного транспорта в городах и поселках городского типа Украины, на пригородных маршрутах, и является обязательными для всех предприятий, учреждений и организаций, которые занимаются проектированием, строительством и эксплуатацией остановок.

2.5.2. Требования разработаны в соответствии с положениями БДН 360-92 "Градостроение. Планирование и застройка городских и сельских поселений", ГСТУ 2586-94 "Знаки дорожные. Общие технические условия. Правила применения", ГСТУ 2587-94 "Разметка дорожная. Общие технические условия. Правила применения", ГОСТ 25859-90 "Отличительные знаки и информационное обеспечение состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования".

2.5.3. Остановки на городских автобусных маршрутах должны располагаться вблизи пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктов: жилых массивов, предприятий, культурно-бытовых заведений, торговых центров, мест массового отдыха населения, железнодорожных станций, речных и морских портов, аэропортов, станций метрополитена и тому подобное.

2.5.4. Выбор места расположения остановок возлагается на перевозчиков, которые осуществляют перевозку пассажиров в населенном пункте и на пригородных маршрутах.

2.5.5. Двойные остановки размещают только тогда, когда они предусмотрены для обслуживания нескольких маршрутов одного вида транспортных средств с суммарной частотой движения более чем 30 единиц в час.

2.5.6. Размещение остановок на улично-дорожной сети должно соответствовать таким основным требованиям:

наиболее удобного и безопасного подхода к основным объектам, массово посещаемым гражданами;

наименьшего снижения пропускной способности городской улицы (дороги);

наименьших взаимных препятствий между различными видами городского транспорта;

удобства пересадки с одного вида городского транспорта или маршрута на другой;

безопасности дорожного движения.

2.5.7. В местах пересечения, ответвления или сходимости автобусных маршрутов размещение остановок должно обеспечивать не только удобство пересадок, но и удобство пользования маршрутами одного направления.

2.5.8. В местах пересечения маршрутов остановки следует размещать так, чтобы пассажиры не пересекали проездной части улицы (дороги).

2.5.9. Автобусные остановки следует размещать, как правило, за перекрестком улиц и дорог.

2.5.10. Размещение автобусных остановок до перекрестка улиц и дорог допустимо в исключительных случаях, в частности в случае, если:

до перекрестка находится большой массово посещаемый гражданами объект или вход в подземный пешеходный переход;

резерв пропускной способности проездной части улицы (дороги) до перекрестка больше, чем за ним;

время, которое пассажиры расходуют на пересадку, значительно сокращается;

рядом с перекрестком начинается подъезд к мосту, эстакаде, тоннелю, путепроводу и тому подобное или находится железнодорожный переезд.

2.5.11. На посадочных площадках не должно быть зеленых насаждений, киосков, рекламоносителей и других объектов и сооружений (кроме киосков для продажи проездных билетов и навесов или павильонов для пассажиров), которые бы создавали препятствия нормальному функционированию остановки.

Исключением являются посадочные площадки, которые размещаются на тротуарах или разделительных полосах между ними и проездной частью, где растут деревья.

2.5.12. Размещение сооружений бытово-торгового назначения и рекламоносителей вблизи остановок следует осуществлять в соответствии с Едиными правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 30 марта 1994 г. N 198.

2.5.13. Остановки автобусов на городских, экспрессных, пригородных, маршрутных таксомоторных, грузопассажирских маршрутах оборудуются автопавильйонами, трафаретами с наименованием остановки и номером маршрута, сведениями о режиме работы автобусов (наименование начального и конечного пунктов, время начала и окончание движения на маршруте, интервал движения или время отправки автобусов) (приложения 4-7 к этим Порядку и условиям) и информацией по безопасности дорожного движения.

Информация о режиме работы автобусов в выходные и праздничные дни подается в виде примечаний к основной информации.

Все другие сведения должны наноситься на информационную табличку, которая имеет такую же ширину и цвет, что и дорожный знак, и которая устанавливается как непосредственно под знаком, так и непосредственно вблизи него, в месте, удобном для осмотра.

2.5.14. Если интервал движения на маршруте не превышает 20 минут, то на трафаретах указывается интервал движения в течение суток, а если превышает - время отправки автобусов с остановки.

2.5.15. На остановках автобусов, которые выполняют экспрессные, маршрутные таксомоторные и грузопассажирские перевозки, над наименованием остановки на трафарете красной краской наносится надпись "Экспресс", черной, соответственно - "Такси маршрутное" и "Грузопассажирские перевозки".

Остановки по требованию оборудуются трафаретом с надписью черной краской "По требованию" (приложение 8 к этим Порядку и условиям).

Размеры надписей на трафаретах и информационных табличках должны быть такими, чтобы их можно было прочитать с расстояния не менее чем 3 м.

2.5.16. Допускается в верхней части знака, над изображением вида подвижного состава, наносить наименование организации, ответственной за санитарное состояние остановки.

2.5.17. Информация об изменении движения транспортных средств в выходные и праздничные дни подается в виде примечаний к основной информации.

2.5.18. Покрытия и все составное оборудование остановок должны постоянно быть в надлежащем эксплуатационном состоянии и отвечать требованиям безопасности дорожного движения.

2.5.19. Покрытие остановки следует регулярно убирать от мусора, как можно быстрее очищать от снега и льда.

2.5.20. С наступлением гололедицы посадочную площадку следует посыпать песком, а место остановки маршрутных транспортных средствпесчано-солевой смесью, из расчета 300-400 г смеси на 1 кв. м.

2.5.21. После очистки проездной части от снега, необходимо немедленно расчищать снеговой занос, который образовывается в лотке по всей длине посадочной площадки и на 5-10 м в обе стороны.

2.5.22. Урны следует очищать в меру наполнение их мусором.

2.5.23. Красить киоски продажи проездных билетов, скамьи, навесы, павильоны, урны, кронштейны, стояки и другие элементы оборудования остановок следует по мере потребности, но не реже чем через каждые 2 года.

2.6. Расписание движения

2.6.1. Расписание движения является основой организации движения на маршрутах и обязательный для выполнения работниками пассажирского автомобильного транспорта.

2.6.2. Расписание движения должно разрабатываться с соблюдением таких требований:

своевременного удовлетворения спроса населения на перевозку;

использования вместительности автобусов согласно паспорта завода-изготовителя;

минимальных расходов времени пассажиров на поездки;

регулярности движения автобусов на маршруте;

комфортности условий поездки пассажиров;

соблюдение режимов и условий труда водителей и кондукторов в соответствии с законодательством;

эффективного использования автобусов на маршрутах.

2.6.3. Перевозчики составляют такие виды расписания движения:

сводный - для городских, пригородных, междугородных, международных, туристических, экспрессных и таксомоторных маршрутовв форме таблиц. В нем указывается время отправки автобусов из начального пункта и прибытия в конечный пункт;

автостанционный - на пригородных, междугородных и международныхдля конечных и промежуточных пунктов маршрутов. В нем указывается время прибытия и отправки из начального и промежуточных пунктов, прибытие в конечный пункт, длительность остановок и всего рейса;

рабочий - расписание движения, какой водитель получает перед выездом на маршрут - для городских, пригородных, междугородных, международных, туристических, экспрессных и таксомоторных маршрутов. В нем указывается время отправки с начальной остановки и контрольных пунктов и прибытия в конечный пункт.

Соответствующие образцы расписания движения представлены в таблицах 1-3 приложения 9 к этим Порядку и условиям.

2.6.4. Расписание движения на городских и пригородных маршрутах утверждается, а на внутриобластных - согласовывается соответствующими местными государственными администрациями или органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Расписание движения на межобластных маршрутах утверждается, а на международныхсогласовывается с Государственным департаментом автомобильного транспорта.

2.6.5. Автостанции на основании пригородных, междугородных, международных расписаний движения, составленных перевозчиками, разрабатывают автостанционные расписания движения, которые размещаются в помещении автостанции для информирования пассажиров, а также публикуются в информационных листках, брошюрах и тому подобное для распространения среди населения.

2.6.6. Расписание движения на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах составляются на весенне-летний и осенне-зимний периоды года, а на городских, пригородных и междугородных - еще и отдельно на рабочие и выходные дни.

Срок перехода на соответствующее расписание движения на городских, пригородных и внутриобластных маршрутах ежегодно определяется соответствующими местными государственными администрациями и органами местного самоуправления, а на междугородных и международных - Государственным департаментом автомобильного транспорта.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.