Недействующая редакция. Принята: 03.03.2005 / Вступила в силу: 14.04.2005

Недействующая редакция, не действует с 13.11.2011 г.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 3 марта 2005 года №2455-IV

Об Общегосударственной программе "Питьевая вода Украины" на 2006 - 2020 годы

1. Утвердить Общегосударственную программу "Питьевая вода Украины" на 2006 - 2020 годы (далее - Программа), которая прилагается.

2. Кабинету Министров Украины:

при подготовке проектов законов Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год предусматривать расходы на обеспечение выполнения мероприятий Программы;

в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

3. Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям, органам местного самоуправления:

в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона разработать и утвердить в соответствии с задачами Программы региональные и местные программы (мероприятия) по обеспечению населения качественной питьевой водой в достаточном количестве;

при разработке и утверждении проектов местных бюджетов предусматривать в них необходимые средства для обеспечения исполнения региональных и местных программ (мероприятий) по обеспечению населения качественной питьевой водой в достаточном количестве.

4. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

 

Президент Украины В.ЮЩЕНКО

Утверждена Законом Украины от 3 марта 2005 года №2455-IV

Общегосударственная программа "Питьевая вода Украины" на 2006 - 2020 годы

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Общегосударственная программа "Питьевая вода Украины" на 2006-2020 годы (далее - Программа) направлена на реализацию государственной политики по обеспечению населения качественной питьевой водой в соответствии с Законом Украины "О питьевой воде и питьевом водоснабжении".

Обеспечение населения Украины питьевой водой является для многих регионов страны одной из приоритетных проблем, решение которой необходимо для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни населения.

Разработка Программы обусловлена:

неудовлетворительным экологическим состоянием поверхностных и подземных источников питьевого водоснабжения;

потенциальной угрозой осложнения санитарно-эпидемической ситуации в отдельных регионах страны в результате низкого качества питьевой воды;

неудовлетворительным техническим состоянием и изношенностью основных фондов систем питьевого водоснабжения и водоотведения;

необходимостью пересмотра и совершенствования нормативно-правовых актов, государственных санитарных норм и правил, стандартов и иных нормативных документов в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения;

применением устаревших технологий и оборудования в системах питьевого водоснабжения и водоотведения городов и других населенных пунктов;

высокой энергоемкостью централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения;

недостаточностью использования разведанных запасов и перспективных ресурсов подземных вод для питьевого водоснабжения населения;

ограниченностью инвестиций и дефицитом финансовых ресурсов, необходимых для развития, содержания в надлежащем техническом состоянии и эксплуатации систем питьевого водоснабжения и водоотведения.

Раздел II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОЙ СЕТИ И КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

По состоянию на 1 января 2004 года централизованным питьевым водоснабжением обеспечены 450 городов, 783 из 891 поселков городского типа, а также 6 490 из 28 564 сельских населенных пунктов - свыше 70 процентов населения Украины, системами водоотведения обеспечены 432 города, 497 поселков городского типа и 813 сельских населенных пунктов.

Питьевое водоснабжение страны почти на 80 процентов обеспечивается за счет поверхностных вод. Качество воды в поверхностных водных объектах является решающим фактором санитарного и эпидемического благополучия населения. Потенциальные запасы поверхностных вод Украины составляют около 209,3 куб. километра в год, из которых только 25 процентов формируются в пределах государства. Одновременно большинство бассейнов рек можно отнести к загрязненным и очень загрязненным.

Украина в целом имеет значительные ресурсы подземных вод, на базе которых может быть организовано питьевое водоснабжение, но они распределены по регионам крайне неравномерно. Объем оцененных прогнозных ресурсов подземных вод составляет 61 689,2 тыс. куб. метров в сутки, из них 15 760,2 тыс. куб. метров - эксплуатационные запасы (26 процентов). Всего в Украине в сутки забирается 12 287,2 тыс. куб. метров воды, или 17 процентов общего количества прогнозных ресурсов. В северных и северо-западных областях забирается от 4 до 14 процентов ресурсов, в южных - нередко свыше 50 процентов. В отдельных населенных пунктах питьевая вода по физико-химическим показателям (общая минерализация, жесткость, железо, фтор и т. п.) не соответствует требованиям ГОСТа 2874-82 "Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством", на многих источниках и объектах питьевого водоснабжения не соблюдается режим зон санитарной охраны. Почти 1200 населенных пунктов частично или полностью обеспечиваются привозной питьевой водой.

Загрязнение водных объектов - источников питьевого водоснабжения при недостаточной эффективности работы водопроводных очистных сооружений влечет ухудшение качества питьевой воды и создает серьезную опасность для здоровья населения во многих регионах Украины, обуславливает высокий уровень заболеваемости кишечными инфекциями, гепатитом, увеличивает риск влияния на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. Отставание Украины от развитых стран по средней продолжительности жизни и высокая смертность в определенной мере связана с потреблением недоброкачественной питьевой воды.

Современное неудовлетворительное состояние водных объектов показывает, что проблемы в сфере охраны вод от загрязнения и истощения не только не нашли решения, а и значительно обострились, особенно в последние годы.

Четвертая часть очистных сооружений водопроводной сети, каждая пятая насосная станция и половина насосных агрегатов отработали нормативный срок эксплуатации, что приводит к повышенным расходам электрической энергии и увеличению себестоимости перекачивания стоков. В аварийном состоянии находится 37,2 тыс. километров водопроводных и 13,85 тыс. километров канализационных сетей, или более 30 процентов их общей длины, утечки из которых кроме вторичного загрязнения питьевой воды обуславливают подтопление территории населенных пунктов в отдельных регионах. Удельные нормы водопотребления превышают аналогичные показатели развитых стран в 1,5 - 3 раза и составляют свыше 300 литров на одно лицо в сутки, потери в системах водоснабжения достигают 30 - 40 процентов, а в некоторых регионах превышают 50 процентов.

Строительные нормы и правила, стандарты на питьевую воду и методики определения качественных показателей в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения несовершенны и требуют приведения их в соответствие со стандартами Европейского союза. В соответствии с этим требует совершенствования и имеющаяся в Украине лабораторная база.

Тарифы на услуги питьевого водоснабжения и водоотведения для населения в подавляющем большинстве населенных пунктов не возмещают расходов на производство, не учитывают инвестиционной составной, что обуславливает убыточность функционирования подотрасли в целом и постепенный ее упадок.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.