Недействующая редакция. Принята: 24.12.2012 / Вступила в силу: 24.12.2012

Недействующая редакция, не действует с 19 марта 2013 года

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 июня 2011 года №ММВ-7-10/371@

Об утверждении Регламента проведения внутреннего аудита налоговых органов

(В редакции Приказов Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.12.2011 г. №ММВ-7-10/940@, 11.07.2012 г. №ММВ-7-10/491@, 24.12.2012 г. №ММВ-7-10/992@)

В целях совершенствования внутриведомственного контроля за деятельностью налоговых органов, обеспечения единого порядка подготовки, проведения, оформления и рассмотрения результатов аудиторских проверок приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Регламент проведения внутреннего аудита налоговых органов (далее - Регламент).

2. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить исполнение настоящего Регламента при проведении аудиторских проверок.

3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

4. Признать утратившими силу:

приказ ФНС России от 07.11.2005 №САЭ-4-12/121дсп@ "О Регламенте организации и проведения проверок налоговых органов по устранению нарушений и недостатков, выявленных аудиторскими проверками внутреннего аудита";

приказ ФНС России от 09.03.2007 №ММ-4-12/10дсп@ "Об утверждении Регламента проведения аудиторских проверок внутреннего аудита налоговых органов";

приказ ФНС России от 24.07.2009 №ММ-8-1/25дсп@ "О порядке проведения тематических аудиторских проверок, оформления и реализации материалов по их результатам";

Методические указания о порядке организации и осуществления дистанционного контроля налоговых органов, доведенные до налоговых органов письмом ФНС России от 27.10.2005 №САЭ-6-12/910.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы К.В. Янкова.

Руководитель Федеральной налоговой службы

М.В.Мишустин

Утвержден Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 14 июня 2011 года №ММВ-7-10/371@

Регламент проведения внутреннего аудита налоговых органов

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент проведения внутреннего аудита налоговых органов разработан с целью повышения качества и эффективности контроля за деятельностью налоговых органов в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506.

1.2. Регламент устанавливает единый порядок подготовки и проведения внутреннего аудита территориальных органов Федеральной налоговой службы (межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам, межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня, включая межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам), оформления результатов, принятия решений по результатам проведенного внутреннего аудита, а также осуществления контроля за устранением нарушений и недостатков, выявленных внутренним аудитом (далее - постпроверочный контроль).

(Пункт 1.2 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.12.2011 г. №ММВ-7-10/940@)

(см. предыдущую редакцию)

1.3. В целях разграничения полномочий и ответственности внутренний аудит организуют и проводят:

ФНС России - в отношении межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам (далее - МИ ФНС России по ФО) с учетом специфики деятельности указанных налоговых органов;

ФНС России, МИ ФНС России по ФО - в отношении управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и в отношении межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - управления ФНС России по субъектам РФ) - в отношении инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня, включая межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

1.4. Внутренний аудит, проводимый ФНС России и МИ ФНС России по ФО, осуществляется на основании приказа ФНС России.

Внутренний аудит, проводимый управлениями ФНС России по субъектам РФ, осуществляется на основании приказов управлений ФНС России по субъектам РФ.

1.5. При организации и проведении внутреннего аудита, оформлении и реализации его результатов работники, осуществляющие аудиторские проверки, обязаны руководствоваться Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, приказами, инструкциями и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы, отнесенные к компетенции ФНС России, приказами и распоряжениями ФНС России, а также настоящим Регламентом.

2. Понятие, цель, задачи, формы проведения внутреннего аудита налоговых органов

2.1. Внутренний аудит налоговых органов - это единая система контроля вышестоящими налоговыми органами за деятельностью нижестоящих налоговых органов в части соблюдения требований законодательства, нормативных правовых актов, а также внутренних документов ФНС России при выполнении задач и функций, отнесенных к компетенции ФНС России (за исключением вопросов финансово-хозяйственной деятельности).

2.2. Целями внутреннего аудита налоговых органов являются:

изучение фактического состояния работы налогового органа;

выявление нарушений и недостатков в деятельности налогового органа и контроль за их устранением;

анализ причин выявленных нарушений с целью их устранения и предупреждения;

повышение эффективности работы налогового органа.

2.3. Основные задачи внутреннего аудита:

контроль за выполнением налоговыми органами требований нормативных правовых актов Российской Федерации, а также внутренних документов ФНС России при осуществлении налогового администрирования;

решение проблемных вопросов, возникающих у налоговых органов при осуществлении налогового администрирования;

оказание практической и методологической помощи в повышении эффективности работы налоговых органов;

сбор информации для совершенствования налогового администрирования;

анализ и обобщение положительного опыта работы.

2.4. Основные формы проведения внутреннего аудита налоговых органов:

комплексная аудиторская проверка - форма контроля за работой налогового органа, представляющая собой систему контрольных действий по документальной проверке соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации, которой охватываются все направления деятельности проверяемого налогового органа (за исключением финансово-хозяйственной деятельности);

тематическая аудиторская проверка - форма контроля за работой налогового органа, представляющая собой систему контрольных действий по документальной проверке соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов по отдельным направлениям деятельности проверяемого налогового органа (отдельным вопросам налогового администрирования);

дистанционная аудиторская проверка - форма контроля за работой налогового органа по соблюдению законодательства Российской Федерации, относящегося к деятельности ФНС России, осуществляемая дистанционно (без выезда в проверяемый налоговый орган) с использованием удаленного доступа к информационным ресурсам проверяемого налогового органа;

постпроверочный контроль - форма контроля за своевременным, полным и качественным исполнением проверенным налоговым органам запланированных мер и мероприятий по устранению выявленных в результате аудиторской проверки нарушений и недостатков, устранению причин их возникновения и недопущению подобных нарушений в дальнейшей деятельности;

дистанционный мониторинг - форма систематического контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, относящегося к деятельности ФНС России, нижестоящими налоговыми органами, осуществляемая с использованием удаленного доступа к базе данных программного комплекса "Система ЭОД" (далее - БД СЭОД) или копии БД СЭОД и иным информационным ресурсам нижестоящих налоговых органов с целью оперативного выявления и устранения имеющихся, а также предупреждения возможных нарушений и недостатков.

(В пункт 2.4 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.12.2011 г. №ММВ-7-10/940@)

(см. предыдущую редакцию)

3. Комплексная аудиторская проверка

3.1. Планирование комплексной аудиторской проверки

3.1.1. Комплексные аудиторские проверки налоговых органов осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке.

Плановые комплексные аудиторские проверки проводятся в соответствии с планом-графиком на полугодие (год), утвержденным приказом назначающего проверки налогового органа, согласно Приложению 1 к настоящему Регламенту (представлено в двух вариантах: для проверок, назначенных ФНС России и проверок, назначенных управлением ФНС России по субъекту РФ).

3.1.2. План-график проведения комплексных аудиторских проверок разрабатывается отделом контроля налоговых органов Административно-контрольного управления ФНС России (далее - отдел контроля налоговых органов АКУ ФНС России), отделом управления ФНС России по субъекту РФ, в функции которого входит внутренний аудит (далее - отдел Управления, в функции которого входит внутренний аудит), и представляется на утверждение руководителю налогового органа, назначающего проверки, не позднее 15 числа последнего месяца полугодия (года). Приказ об утверждении плана-графика направляется в нижестоящие налоговые органы.

(В пункт 3.1.2 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.12.2011 г. №ММВ-7-10/940@)

(см. предыдущую редакцию)

3.1.3. При планировании комплексных аудиторских проверок необходимо учитывать следующие положения:

периодичность проведения комплексных аудиторских проверок управлений ФНС России по субъектам РФ - не реже одного раза в три года, за период, не превышающий трех лет деятельности налогового органа, предшествующих дате начала проведения проверки;

периодичность проведения комплексных аудиторских проверок межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам - не реже одного раза в три года, за период, не превышающий трех лет деятельности налогового органа, предшествующих дате начала проведения проверки;

периодичность проведения комплексных проверок нижестоящих инспекций, проводимых управлениями ФНС России по субъектам РФ - не реже одного раза в два года, за период, не превышающий двух лет деятельности налогового органа, предшествующих дате начала проведения проверки. При наличии в управлении ФНС России по субъекту РФ 18 и более нижестоящих инспекций периодичность проведения комплексных проверок - не реже одного раза в три года, за период, не превышающий трех календарных лет деятельности налогового органа, предшествующих дате начала проведения проверки;

в исключительных случаях проверяемый период может быть изменен по решению руководителя налогового органа, назначившего комплексную аудиторскую проверку;

срок проведения комплексных проверок не должен превышать 30 календарных дней. Указанный срок может быть продлен по отдельному решению руководителя налогового органа, назначившего проверку (ФНС России, управления ФНС России по субъекту РФ).

(В пункт 3.1.3 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.12.2011 г. №ММВ-7-10/940@)

(см. предыдущую редакцию)

3.1.4. Внеплановые комплексные аудиторские проверки могут назначаться отдельным приказом ФНС России (управления ФНС России по субъекту РФ), например, в случае реорганизации территориальных налоговых органов, назначения на должность или освобождения от должности руководителей налоговых органов и др.

3.2. Подготовка к проведению комплексной аудиторской проверки

3.2.1. Подготовка к проведению комплексной аудиторской проверки состоит из следующих этапов:

уведомления проверяемого налогового органа о предстоящей комплексной аудиторской проверке с одновременным запросом копии БД СЭОД и иной необходимой для целей проверки информации;

предпроверочного анализа деятельности проверяемого налогового органа;

разработки программы проверки;

формирования проверяющей группы и назначения руководителя проверки;

определения подлежащих проверке территориальных налоговых органов, подведомственных управлениям ФНС России по субъектам РФ (для МИ ФНС России по ФО, проверяющих управления ФНС России по субъектам РФ).

3.2.2. В соответствии с утвержденным планом-графиком проведения комплексных аудиторских проверок проверяющие налоговые органы определяют даты начала проверок. МИ ФНС России по ФО не позднее 50 календарных дней, а управления ФНС России по субъектам РФ не позднее 30 календарных дней до начала плановых комплексных аудиторских проверок направляют в проверяемые налоговые органы уведомления о предстоящей проверке (Приложение 2 к настоящему Регламенту). По внеплановым комплексным аудиторским проверкам указанные уведомления направляются в проверяемый налоговый орган не позднее 5 календарных дней до начала внеплановых проверок, если иное не предусмотрено соответствующим приказом.

МИ ФНС России по ФО не позднее 1 числа первого месяца полугодия письменно уведомляют отдел контроля налоговых органов АКУ ФНС России о датах проведения проверок.

(В пункт 3.2.2 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.12.2011 г. №ММВ-7-10/940@)

(см. предыдущую редакцию)

3.2.3. По запросам, направленным МИ ФНС России по ФО, управления ФНС России по субъектам РФ в течение 15 календарных дней после получения уведомления о проведении проверки формируют и представляют по состоянию на дату получения запроса копии БД СЭОД в разрезе всех нижестоящих налоговых органов и копию базы данных программного комплекса "Регион". Данные копии хранятся в неизменном виде (зафиксированном на дату получения запроса) и представляются по требованию руководителя проверяющей группы в ходе аудиторской проверки.

Управления ФНС России по субъектам РФ своими приказами (распоряжениями) определяют порядок и сроки представления нижестоящими налоговыми органами копий БД СЭОД.

3.2.4. Предпроверочный анализ проводится в объеме, достаточном для подготовки программы проверки, предварительного отбора подлежащих проверке территориальных налоговых органов (для МИ ФНС России по ФО), и включает в себя изучение и анализ имеющейся информации из внутренних и внешних источников:

показателей социально-экономического развития региона (субъекта Российской Федерации) и отраслевых особенностей администрируемых налогоплательщиков;

организационно-управленческой структуры территориального налогового органа;

статистической налоговой отчетности за проверяемый период деятельности налогового органа. Анализ отчетности при проверке управлений ФНС России по субъектам РФ проводится в сравнении со средними показателями по Российской Федерации, по федеральному округу, в состав которого входит проверяемое управление ФНС России по субъекту РФ, и (или) показателями соответствующей группы управлений, а при проверке инспекций - в сравнении со средними показателями по соответствующему субъекту Российской Федерации;

показателей, характеризующих уровень организации налогового администрирования проверяемого налогового органа, полученных из информационных ресурсов;

материалов предыдущих комплексных и тематических аудиторских проверок, в том числе проведенных в проверяемом периоде непосредственно управлениями ФНС России по субъектам РФ (для МИ ФНС России по ФО), а также материалов проверок, проведенных правоохранительными и иными контролирующими органами;

писем, жалоб и обращений налогоплательщиков на действия (бездействие) должностных лиц проверяемого налогового органа;

иных документов и материалов.

Результаты предпроверочного анализа фиксируются аналитическими выборками из запросной системы ЭОД (по соответствующим направлениям деятельности) и иными документами (справками) на усмотрение лиц, осуществляющих предпроверочный анализ.

В управлении ФНС России по субъекту РФ предпроверочный анализ осуществляется структурными подразделениями, сотрудники которых принимают участие в аудиторской проверке.

(В пункт 3.2.4 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.12.2011 г. №ММВ-7-10/940@)

(см. предыдущую редакцию)

3.2.5. По результатам предпроверочного анализа проверяющие налоговые органы (МИ ФНС России по ФО и управления ФНС России по субъектам РФ) формируют программу комплексной аудиторской проверки (Приложение 3 к настоящему Регламенту), которая должна содержать:

наименование проверяемого налогового органа (объект проверки);

проверяемый период деятельности налогового органа;

основание для проведения проверки (ссылку на соответствующий приказ);

срок проведения проверки;

наименование налогового органа, осуществляющего аудиторскую проверку;

данные о руководителе и заместителе руководителя проверки (Ф.И.О., должность, наименование структурного подразделения и налогового органа);

проверяемые направления деятельности;

перечень проверяемых вопросов по направлениям деятельности оформляется отдельным приложением (Приложение 4 к настоящему Регламенту);

состав проверяющей группы, сроки участия в проверке и проверяемые направления деятельности оформляются отдельным приложением (Приложение 5 к настоящему Регламенту);

3.2.6. При формировании программы комплексной аудиторской проверки необходимо руководствоваться перечнем проверяемых направлений деятельности и вопросов проверки, изложенных в действующей Типовой программе аудиторской проверки, с учетом перечня вопросов, рекомендованных к проверке дистанционным способом (п. 5.1.3 Регламента, приложение 13 к Регламенту) и особенностей проверяемого налогового органа.

(Пункт 3.2.6 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.12.2011 г. №ММВ-7-10/940@)

(см. предыдущую редакцию)

3.2.7. Исключение из программы комплексной аудиторской проверки отдельных направлений и вопросов, предусмотренных Типовой программой, возможно только по согласованию с отделом контроля налоговых органов АКУ ФНС России (отделом Управления, в функции которого входит внутренний аудит), при наличии мотивированных обоснований.

Примечание: Отсутствие в проверяющем налоговом органе специалистов по отдельным направлениям и вопросам, подлежащим проверке, не является основанием для исключения этих направлений (вопросов) из программы комплексной аудиторской проверки.

3.2.8. Отдел контроля налоговых органов АКУ ФНС России 1 раз в полугодие запрашивает у структурных подразделений центрального аппарата ФНС России (далее - структурные подразделения ЦА ФНС России) предложения по изменению и дополнению Типовой программы и Методических рекомендаций по проведению аудиторских проверок организации работы по направлениям деятельности налоговых органов и, при их наличии, до 1 числа очередного полугодия вносит изменения и доводит их до сведения МИ ФНС России по ФО и управлений ФНС России по субъектам РФ.

(В пункт 3.2.8 внесены изменения в соответствии с Приказами Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.12.2011 г. №ММВ-7-10/940@, 24.12.2012 г. №ММВ-7-10/992@)

(см. предыдущую редакцию)

3.2.9. Не позднее 30 календарных дней до начала проверки отдел контроля налоговых органов АКУ ФНС России (отдел Управления, в функции которого входит внутренний аудит) запрашивает у структурных подразделений ФНС России (управления ФНС России по субъекту РФ) проблемные вопросы текущей деятельности проверяемого налогового органа, на которые при проверке следует обратить особое внимание (в том числе в разрезе налогоплательщиков).

Абзац второй утратил силу в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.12.2011 г. №ММВ-7-10/940@

(см. предыдущую редакцию)

Абзац третий утратил силу в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.12.2011 г. №ММВ-7-10/940@

(см. предыдущую редакцию)

Структурные подразделения ЦА ФНС России (управления ФНС России по субъекту РФ) направляют информацию о проблемных вопросах в отдел контроля налоговых органов АКУ ФНС России и в МИ ФНС России по ФО (отдел Управления, в функции которого входит внутренний аудит) не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса если в запросе не установлен иной срок.

(В пункт 3.2.9 внесены изменения в соответствии с Приказами Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19.12.2011 г. №ММВ-7-10/940@, 24.12.2012 г. №ММВ-7-10/992@)

(см. предыдущую редакцию)

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Регламент проведения внутреннего аудита налоговых органов 1. Общие положения 2. Понятие, цель, задачи, формы проведения внутреннего аудита налоговых органов 3. Комплексная аудиторская проверка 3.1. Планирование комплексной аудиторской проверки 3.2. Подготовка к проведению комплексной аудиторской проверки 3.3. Проведение комплексной аудиторской проверки и оформление ее результатов 3.4. Принятие решения по результатам комплексной аудиторской проверки 4. Тематическая аудиторская проверка 4.1. Планирование тематической аудиторской проверки 4.2. Подготовка к проведению тематической аудиторской проверки 4.3. Проведение тематической аудиторской проверки и оформление ее результатов 4.4. Принятие решения по результатам тематической аудиторской проверки 5. Дистанционная аудиторская проверка 5.1. Планирование дистанционной аудиторской проверки 5.2. Подготовка к проведению дистанционной аудиторской проверки 5.3. Проведение и оформление результатов дистанционной аудиторской проверки 5.4. Принятие решения по результатам дистанционной аудиторской проверки 6. Постпроверочный контроль 6.1. Организация постпроверочного контроля 6.2. Проведение постпроверочного контроля и оформление его результатов 6.3. Принятие решения по результатам рассмотрения материалов постпроверочного контроля 7. Дистанционный мониторинг 7.1. Организация и проведение дистанционного мониторинга 7.2. Оформление результатов и принятие решения по дистанционному мониторингу 8. Аналитическая работа по результатам внутреннего аудита 8.1. Анализ и оформление результатов внутреннего аудита 8.2. Порядок формирования и представления аналитического обзора Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 Приложение №7 Приложение №8 Приложение №9 Приложение №10 Приложение №11 Приложение №12 Приложение №13 Приложение №14 Приложение №15 Приложение №16 Приложение №17