Недействующая редакция. Принята: 23.12.2010 / Вступила в силу: 18.01.2011

Недействующая редакция, не действует с 15.11.2011 г.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 17 сентября 2008 года №516-VI

Об Общегосударственной целевой экологической программе обращения с радиоактивными отходами

(по состоянию на 23 декабря 2010 года)

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Утвердить Общегосударственную целевую экологическую программу обращения с радиоактивными отходами (прилагается).

II. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Внести изменения в следующие законы Украины:

1) в абзаце третьем части четвертой статьи 21 Закона Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1995 г., N 12, ст. 81; 2000 г., N 30, ст. 236) слово "государственной" заменить словами "Общегосударственной целевой экологической";

2) в Законе Украины "Об обращении о радиоактивными отходами" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1995 г., N 27, ст. 198; 2000 г., N 30, ст. 236; 2003 г., N 29, ст. 236; 2005 г., N 27, ст. 362):

абзац пятый статьи 3 исключить;

в тексте Закона слова "Государственной программы обращения с радиоактивными отходами" и "Государственной программы по обращению с радиоактивными отходами" заменить словами "Общегосударственной целевой экологической программы обращения с радиоактивными отходами".

3. Кабинету Министров Украины:

обеспечить выполнение Общегосударственной целевой экологической программы обращения с радиоактивными отходами;

в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент Украины В.ЮЩЕНКО

Утверждена Законом Украины от 17 сентября 2008 года №516-VI

Общегосударственная целевая экологическая программа обращения с радиоактивными отходами

 

Цель Общегосударственной целевой экологической программы обращения с радиоактивными отходами

Целью Общегосударственной целевой экологической программы обращения с радиоактивными отходами (далее - Программа) является реализация государственной политики в сфере обращения с радиоактивными отходами, направленной на защиту окружающей среды, жизни и здоровья населения от воздействия ионизирующего излучения.

Программой предусмотрена деятельность по следующим основным направлениям:

обращение с радиоактивными отходами на площадках предприятий, на которых они образуются;

обращение с радиоактивными отходами на специализированных предприятиях по обращению с радиоактивными отходами (далееспециализированные предприятия) до момента их захоронения;

захоронение радиоактивных отходов.

Обращение с радиоактивными отходами предусматривает:

проведение характеризации, классификации и прогнозирования образования;

сбор;

предварительную обработку, переработку и кондиционирование;

перевозку;

временное хранение;

обеспечение производителей радиоактивных отходов и специализированных предприятий необходимым количеством соответствующих контейнеров.

осуществление мер по минимизации объемов образования;

ведение учета и контроль за образованием.

Действие настоящей Программы не распространяется на обращение с:

отработанным ядерным топливом, отходами уранодобывающей и ураноперерабатывающей промышленности, которые в соответствии с законодательством не определяются как радиоактивные отходы;

источниками ионизирующего излучения до их передачи специализированным предприятиям для долгосрочного хранения.

 

Пути и способы решения проблемы

Деятельность, связанная с обращением с радиоактивными отходами обусловила возникновение такой проблемы как необходимость создания элементов инфраструктуры обращения с радиоактивными отходами (в частности (хранилищ, контейнеров и оборудования)) и целостной системы

обращения с ними.

Решение проблемы возможно по трем вариантам, принципиально различающимся по степени переработки отходов и способам их хранения и захоронения.

Первый вариант - децентрализованное кондиционирование радиоактивных отходов, их хранение и захоронение, создание хранилищ на специализированных предприятиях для захоронения краткосуществующих низко- и среднеактивных радиоактивных отходов, отсрочка принятия окончательного решения по хранению и захоронению долгосуществующих и высокоактивных радиоактивных отходов. Предварительная обработка и кондиционирование радиоактивных отходов осуществляются в местах их образования. После кондиционирования краткосуществующие радиоактивные отходы передаются специализированным предприятиям, осуществляющим их захоронение. Для этого на территории предприятий, на которых образуются радиоактивные отходы, следует создать инфраструктуру для кондиционирования всех типов таких отходов. Необходимо построить хранилища для хранения краткосуществующих низко- и среднеактивных радиоактивных отходов на специализированных предприятиях и для хранения долгосуществующих и высокоактивных радиоактивных отходов, образующихся в результате переработки отработанного ядерного топлива украинских атомных электростанций, а также построить отдельное хранилище для временного хранения высокоактивных радиоактивных отходов, образовавшихся в результате Чернобыльской катастрофы.

Реализация первого варианта даст возможность временно урегулировать проблему обращения с радиоактивными отходами. Однако в долгосрочной перспективе это приведет к существенному увеличению срока снятия атомных электростанций с эксплуатации и демонтажа их технологического оборудования, а также сделает невозможным изъятие топливосодержащих материалов из объекта "Укрытие" и долгосуществующих радиоактивных отходов, которые хранятся в хранилищах, размещенных в зоне отчуждения и зоне безусловного (обязательного) отселения. Кроме того, при условии реализации указанного варианта останется нерешенным вопрос о существовании в течение неопределенного срока экологически опасных хранилищ специализированных предприятий, нерешении проблемы обращения с остеклованными высокоактивными радиоактивными отходами, которые будут возвращаться из Российской Федерации после переработки отработанного ядерного топлива украинских атомных электростанций.

Следовательно, приведенный вариант не отвечает принципам государственной политики по ограничению времени хранения радиоактивных отходов на площадках предприятий, на которых они образуются.

Второй вариант - централизованное кондиционирование, хранение и захоронение радиоактивных отходов, создание централизованного производственного комплекса по их кондиционированию, строительство центральных хранилищ для захоронения краткосуществующих низко- и среднеактивных радиоактивных отходов; хранилищ для промежуточного хранения и захоронения долгосуществующих и высокоактивных радиоактивных отходов. Такой вариант принципиально отличается от первого тем, что основная обработка и кондиционирование радиоактивных отходов, их промежуточное хранение и захоронение осуществляются централизованно. Этот вариант предусматривает безотлагательное начало работ не только по проектированию и строительству централизованного поверхностного хранилища для захоронения краткосуществующих низко- и среднеактивных радиоактивных отходов и промежуточного хранилища для хранения долгосуществующих и высокоактивных радиоактивных отходов, а также в соответствии с законодательством - геологического хранилища для их окончательного захоронения. Для этого необходимо начать проектирование и строительство централизованного производственного комплекса по переработке всех видов радиоактивных отходов, создание достаточных мощностей для изготовления транспортных контейнеров для их перевозки от мест образования к центральному предприятию по переработке и хранилищам, а также модернизацию существующих и строительство новых транспортных коммуникаций между всеми объектами обращения с радиоактивными отходами.

Третий (комплексный) вариант - предварительная обработка и кондиционирование радиоактивных отходов на площадках предприятий, на которых они образуются, или на установках специализированных предприятий в соответствующих регионах. Согласно законодательству захоронение краткосуществующих низко- и среднеактивных радиоактивных отходов осуществляется в приповерхностном хранилище, захоронение долгосуществующих высокоактивных радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива (в случае необходимости и в зависимости от принятой стратегии) - в геологическом хранилище.

Этот вариант наиболее полно учитывает возможности имеющейся инфраструктуры обращения с радиоактивными отходами. Практически на всех атомных электростанциях эксплуатируются установки для кондиционирования жидких и твердых радиоактивных отходов, обеспечивающие различную степень их переработки, а также продолжается процесс совершенствования системы обращения с радиоактивными отходами, включая создание комплексных линий для их переработки.

Для захоронения краткосуществующих низко- и среднеактивных твердых радиоактивных отходов, образовавшихся в результате Чернобыльской катастрофы, и радиоактивных отходов, которые будут образовываться при снятии с эксплуатации Чернобыльской АЭС, в составе первой очереди комплекса производств по дезактивации, транспортированию, переработке и захоронению радиоактивных отходов "Вектор" (далее - комплекс "Вектор") строятся приповерхностные хранилища с использованием передовых научных и технологических достижений.

Третий вариант предусматривает создание на атомных электростанциях установок для кондиционирования радиоактивных отходов, накопленных за период их эксплуатации, в частности солевого плава, введение унифицированных систем, обеспечивающих упаковку радиоактивных отходов, находящихся в форме и состоянии, приемлемых для захоронения в центральных хранилищах, с использованием передовых научных и технологических достижений, создание централизованных установок для переработки радиоактивно загрязненного металла, а также проектирование и строительство хранилищ для долгосрочного хранения долгосуществующих и высокоактивных радиоактивных отходов, в том числе крупногабаритных.

В рамках этого варианта целесообразно проводить работы по уменьшению накопленных объемов радиоактивных отходов и срока их хранения на площадках предприятий, на которых они образуются.

Переработка радиоактивных отходов, образующихся на промышленных предприятиях, в медицинских, научно-исследовательских и других учреждениях (в том числе дефектоскопов, радиоизотопных приборов и других источников ионизирующего излучения, радиоизотопных термоэлектрических генераторов и т. п.),. а также в результате проведения военной деятельности, предусматривается на установках, которые будут созданы на специализированных предприятиях после проведения их реконструкции. Захоронение таких отходов планируется осуществлять в центральных хранилищах.

Захоронение долгосуществующих и высокоактивных радиоактивных отходов будет осуществляться в геологическом хранилище в соответствии с законодательством.

Таким образом, по критерию объема расходов первый и второй варианты уступают третьему варианту. Реализация третьего варианта является наиболее целесообразной и эффективной.

В соответствии с основными принципами обращения с радиоактивными отходами, задекларированными МАГАТЭ, проблема может быть решена путем:

разработки и введения системы управления качеством на всех стадиях обращения с радиоактивными отходами;

совершенствования системы контроля за образованием радиоактивных отходов;

технического переоснащения и перепрофилирования спецкомбинатов государственной корпорации "Украинское государственное объединение "Радон", включая расширение контейнерного парка;

совершенствования системы обращения с радиоактивными отходами на атомных электростанциях, в частности минимизацию объемов их образования;

разработки и проектирования комплекса газофторидной переработки высокоактивных радиоактивных отходов;

технического усовершенствования системы обработки и кондиционирования радиоактивных отходов до состояния, соответствующего критериям приема их для хранения и захоронения в хранилищах комплекса "Вектор";

введения в эксплуатацию первой очереди комплекса "Вектор" (кроме строительства пускового комплекса);

проектирования и строительства второй очереди комплекса "Вектор" для переработки, кондиционирования и захоронения краткосуществующих радиоактивных отходов, а также для временного хранения долгосуществующих и высокоактивных радиоактивных отходов;

выполнения комплекса поисковых, оценочных, научно-методических, исследовательских и проектировочных работ с целью выбора площадок, потенциально пригодных для размещения геологического хранилища для захоронения долгосуществующих и высокоактивных радиоактивных отходов;

создания инфраструктуры для безопасного хранения долгосуществующих высокоактивных отходов и подготовки их к захоронению в глубоких геологических формациях;

проектирования и строительства приповерхностных хранилищ (в том числе модульного типа) с использованием научных и технологических достижений в ракетно-космической отрасли;

расширения международного сотрудничества и совершенствования механизма привлечения и эффективного использования международной технической помощи в сфере обращения с радиоактивными отходами (в том числе для разработки и внедрения технологии преобразования долгосуществующих изотопов в краткосуществующие).

 

Задачи и меры Программы

Для решения проблемы обращения с радиоактивными отходами предусматривается выполнение основных задач Программы, к которым относятся:

строительство, введение в эксплуатацию и эксплуатация комплекса "Вектор";

обеспечение дальнейшего развития системы обращения с радиоактивными отходами, образующимися в результате эксплуатации украинских атомных электростанций, минимизация объемов их образования;

проектирование, строительство и эксплуатация хранилища для промежуточного хранения высокоактивных радиоактивных отходов, которые будут возвращаться из Российской Федерации после переработки отработанного ядерного топлива украинских атомных электростанций;

обеспечение дальнейшего развития системы обращения с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате Чернобыльской катастрофы;

переоснащение и перепрофилирование спецкомбинатов государственной корпорации "Украинское государственное объединение "Радон" с целью создания условий для сбора и временного контейнерного хранения радиоактивных отходов;

обеспечение дальнейшего развития государственной системы учета радиоактивных отходов;

обеспечение радиационной безопасности и осуществление противорадиационных мер при обращении с радиоактивными отходами, уменьшение доз облучения персонала специализированных предприятий и населения, социально-экономическая компенсация риска от осуществления деятельности объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами;

подготовка кадров и проведение информационно-просветительных мероприятий;

создание и обеспечение функционирования инфраструктуры обращения с радиоактивными отходами на Чернобыльской АЭС и объекте "Укрытие";

развитие нормативно-правовой базы в сфере обращения с радиоактивными отходами, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовка национального доклада о выполнении Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработанным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами;

выполнение комплекса поисковых, оценочных, научно-методических, исследовательских и проектных работ по выбору площадок для размещения геологического хранилища для захоронения долгосуществующих и высокоактивных радиоактивных отходов;

решение вопроса по обращению с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате выполнения военных программ СССР;

расширение международного сотрудничества в сфере обращения с радиоактивными отходами.

Программа предусматривает разработку и осуществление организационных, научно-методических, технических и финансово-экономических мер по созданию единой системы обращения с радиоактивными отходами на основе организации их комплексной переработки с максимальным использованием существующих установок и строительством централизованного хранилища для захоронения краткосуществующих радиоактивных отходов и обязательным строительством геологического хранилища для захоронения долгосуществующих радиоактивных отходов.

Прогнозируемые объемы финансирования приведены в приложении 1, а перечень мер - в приложении 2.

 

Ожидаемые результаты, эффективность Программы

Основным результатом выполнения Программы станет обеспечение безопасности нынешних и будущих поколений, а также повышение уровня защиты окружающей природной среды от вредного воздействия радиоактивных отходов, совершенствование системы обращения с ними, снижение уровня социально-психологического напряжения, связанного с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, недопущение совершения актов терроризма и создание благоприятных условий для продолжения использования ядерной энергии для производства электроэнергии с целью повышения уровня жизни населения.

Ожидаемые результаты выполнения Программы приведены в приложении 3.

Своевременное и эффективное выполнение предусмотренных Программой задач и мер обеспечит достижение положительных результатов экологического, экономического и социального характера.

В сфере экологии основными результатами выполнение Программы будут:

снижение уровня вредного воздействия радиоактивных отходов на окружающую природную среду и здоровье человека;

предотвращение использования радиоактивных отходов в преступных целях;

создание условий для ускорения ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы;

существенное снижение риска возникновения радиационных аварий.

К основным экономическим результатам выполнения Программы относятся:

уменьшение объема расходов, связанных с хранением радиоактивных отходов на территории, предприятий-производителей;

уменьшение объема экономического ущерба, связанного с ликвидацией последствий радиационных аварий, которые потенциально могут возникнуть в случае дальнейшего длительного хранения радиоактивных отходов предприятиями-производителями;

существенное уменьшение объема расходов на осуществление мер в рамках деятельности, связанной с обращением с радиоактивными отходами, которые будут образовываться в будущем;

создание благоприятных условий для дальнейшего развития атомной энергетики.

В социальной сфере основными результатами выполнения Программы будут:

снижение социально-психологического напряжения в обществе, обеспокоенном нерешением проблемы обращения с радиоактивными отходами и потенциальной возможностью возникновения радиационных аварий;

формирование в обществе положительного отношения к применению ядерных и радиационных технологий благодаря проведению реальных действий со стороны государства по обеспечению безопасности населения и окружающей среды;

создание более безопасных условий работы и снижение рисков потенциального облучения персонала специализированных предприятий.

 

Объемы и источники финансирования Программы

Выполнение предусмотренных Программой мер осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, средств Государственного фонда обращения с радиоактивными отходами, средств международной технической помощи, а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

Ориентировочный объем финансирования Программы составляет 5247,5 млн гривень.

Ежегодный объем расходов на осуществление предусмотренных Программой мер корректируется Кабинетом Министров Украины согласно закону о Государственном бюджете Украины на соответствующий год и приоритетам Программы.

Объемы необходимого финансового обеспечения выполнения Программы за счет средств Государственного бюджета Украины приведены в приложении 2.

В общей сложности объем расходов развития на выполнение Программы в 2008-2017 годах составляет 73,8 процента бюджетных ассигнований.

Приложение 1

к Общегосударственной целевой экологической программе обращения с радиоактивными отходами

Паспорт Общегосударственной целевой экологической программы обращения с радиоактивными отходами

     1. Концепция  Программы одобрена распоряжением Кабинета Министров
Украины от 1 августа 2007 года N 587.
2. Программа утверждена Законом Украины от 17 сентября 2008 года
N 516-VI.
3. Государственный заказчик: МЧС.
4. Руководитель Программы - заместитель Министра по вопросам
чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий
Чернобыльской катастрофы.
5. Исполнители мер Программы: предприятия, учреждения и
организации независимо от формы собственности.
6. Срок исполнения: 1 июня 2008 года - 2017 год.
7. Прогнозируемые объемы и источники финансирования:
------------------------------------------------------------------
/ Источники / Объем / В том числе по годам /
/финансирова-/ финанси-/-----------------------------------------/
/ ния / рования /2008 / 2009 / 2010 / 2011 / 2012 / 2013- /
/ / (млн / / / / / / 2017 /
/ / гривень)/ / / / / / /
/ / / / / / / / /
/------------+---------+-----+------+------+------+------+-------/
/Государстве-/ 5247,5/39,91/311,33/730,74/882,64/950,74/2332,14/
/нный бюджет / / / / / / / /
/------------+---------+-----+------+------+------+------+-------/
/Местный / / / / / / / /
/бюджет / / / / / / / /
/------------+---------+-----+------+------+------+------+-------/
/Иные / / / / / / / /
/------------+---------+-----+------+------+------+------+-------/
/Всего / 5247,5/39,91/311,33/730,74/882,64/950,74/2332,14/
------------------------------------------------------------------

Приложение 2

к Общегосударственной целевой экологической программе обращения с радиоактивными отходами

Задачи и меры по выполнению Общегосударственной целевой экологической программы обращения с радиоактивными отходами

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
/ Наименование / Наименование / Значение показателя / Наименование /Главный рас-/ Источники /Прогно-/ В том числе по годам /
/ задачи / показателя /------------------------------------/ мероприятия / порядитель / финансиро-/ зируе-/-----------------------------------------/
/ / /всего/ по годам / / бюджетных / вания / мый / 2008/ 2009 / 2010 / 2011 / 2012 / 2013- /
/ / / /------------------------------/ / средств / (государ- / объем / / / / / / 2017 /
/ / / /2008/2009/2010/2011/2012/2013-/ / / ственный, / финан-/ / / / / / /
/ / / / / / / / /2017 / / / местный / совых / / / / / /
платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.