Недействующая редакция. Принята: 22.05.2015 / Вступила в силу: 05.06.2015

Недействующая редакция, не действует с 24 июля 2015 года

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА

от 24 июня 2013 года №92

Об утверждении Типовой учетной политики государственных учреждений

(В редакции Приказа Министерства финансов Республики Молдова от 22.05.2015 г. №69)

По всему тексту документа, в том числе в название и приложения слова "публичные учреждения" заменены на слова "бюджетные учреждения" в соответствующем склонении в соответствии с Приказом Министерства финансов Республики Молдова от 22.05.2015 г. №69

Во исполнение положений ч.(2) ст.16 Закона о бухгалтерском учете №113-XVI от 27 апреля 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Типовую учетную политику государственных учреждений согласно приложению №1.

2. Центральным государственным учреждениям на основании Типовой учетной политики государственных учреждений разработать и утвердить Типовую учетную политику государственных учреждений в сфере патронажных услуг, включающую при необходимости дополнительные положения, которые касаются специфики их деятельности, и скоординировать ее с Министерством финансов до 1 августа 2013 года.

3. Государственным учреждениям разработать и утвердить Типовую учетную политику государственных учреждений на основании Типовой учетной политики, разработанной и утвержденной отраслевыми министерствами до 1 октября 2013 года.

4. Учетная политика может быть дополнена и/или изменена в случае реорганизации государственного учреждения, в случае изменения и дополнения законодательных и нормативных актов, которые касаются бухгалтерского учета и финансовой отчетности, и в других случаях, предусмотренных законодательством.

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова.

Министр финансов

Вячеслав Негруца

Приложение №1

к Приказу Министерства финансов Республики Молдова от 24 июня 2013 года №92

Типовая учетная политика государственных учреждений

I. Основные положения

1.1. _____________________ было учреждено в соответствии с положениями

  (Наименование учреждения)

___________________________ №_________ от _____________ и зарегистрировано в

(закона, Постановления Правительства, решения местного совета) (дата)

Государственной Регистрационной Палате в установленном порядке, с местоположением _____________________________________________________.

                                                                                                                                                           (юридический адрес)

1.2. Согласно своему уставу _________________ представляет собой государственное учреждение с уставом юридического лица.

                                (Наименование учреждения)

1.3. Политика бухгалтерского учета _______________ разработана в соответствии с требованиями и положениями, установленными в:

                                         (Наименование учреждения)

a) Законе о бухгалтерском учете №113-XVI от 27 апреля 2007 года, статья 16.

b) Бюджетной классификации, утвержденной Приказом министерства финансов №91 от 20 октября 2008 года;

c) Нормативных актах о бухгалтерском учете в государственных учреждениях/централизованной бухгалтерии;

d) Других действующих законодательных и нормативных актах.

1.4. Цель и основное назначение Учетной Политики ______________________

                                                                      (Наименование учреждения)

состоит в определении группы принципов, правил, методов и способов, применяемых для организации бухгалтерского учета деятельности учреждения, составления финансовых отчетов, с целью достижения явной прозрачности при использовании бюджетных средств.

1.5. Бухгалтерский учет ведется согласно основным принципам, установленным Законом о бухгалтерском учете.

II. Основные правила организации бухгалтерского учета в государственном учреждении

2.1. Ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета лежит на руководителе государственного учреждения.

Руководитель государственного учреждения обеспечивает:

a) Организацию и ведение бухгалтерии в постоянном режиме с момента регистрации до ликвидации учреждения;

b) Разработку, координирование, утверждение и соблюдение Учетной политики учреждения;

c) Разработку и утверждение правил оборота и технологии обработки бухгалтерской информации;

d) организацию системы внутреннего контроля, включая проведение инвентаризации;

e) соблюдение законодательных и нормативных актов предусмотренных в пункте 1.4;

f) Составление и предоставление в срок финансовых отчетов;

2.2. Бухгалтерская отчетность ______________________ ведется и организуется

                                         (Наименование учреждения)

_________________________________________________________________________.

       (централизованная бухгалтерия или руководство, отдел, служба)

2.3. __________________________ ведет бухгалтерский учет по аналитическим

      (Наименование учреждения)

и синтетическим счетам используя План бухгалтерских счетов, утвержденный _______________________.

                                                                                                                  (нормативный акт)

2.4. Полномочия ______________________________ :

(централизованная бухгалтерия или руководство, отдел, служба)

a) должная организация бухгалтерского учета;

b) осуществление предварительного контроля над верным и своевременным составлением первичных документов и правомерности осуществленных операций;

c) Контроль над использованием финансовых средств по назначению, в пределах утвержденных отчислений, а также над целостностью денежных средств и материальных ценностей;

d) расчет и своевременная оплата окладов, компенсаций и других выплат в адрес служащих;

е) своевременное осуществление расчетов с юридическими и физическими лицами;

f) участие в осуществлении инвентаризации денежных ресурсов, расчетов, материальных ценностей и формуляров особого режима, верное и своевременное определение результатов инвентаризации и их отражение в отчетности;

g) составление и представление в установленные сроки финансовых отчетов;

h) хранение бухгалтерской документации, учетных регистров, других документов, а также предоставление их в архив в установленном порядке;

2.5. Главный бухгалтер совместно с руководителем учреждения подписывает акты, которые служат основанием для приема и передачи ценностей, товаров, материалов и денежных средств, а также для оплаты задолженностей.

2.6. Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению документы касательно экономических фактов, которые противоречат законодательным и нормативным актам, проинформировав об этом в письменном виде руководителя учреждения.

III. Методы организации бухгалтерского учета, используемые при составлении финансовой отчетности

3.1. Основание для составления отчетности

1. В соответствии со статьей 4 (6) Закона о бухгалтерском учете №113-XVI от 27 апреля 2007 года, государственные учреждения применяют бухгалтерскую систему двойной записи, касательно бухгалтерии и составляют финансовые отчеты на основании методологических норм, утвержденных Министерством Финансов для бюджетной системы.

2. Финансовые отчеты содержат следующую информацию:

- экономические операции, осуществленные в отчетном году;

- эффективные расходы за соответствующий отчетный период;

- результаты инвентаризации всех счетов баланса.

3. Информация в финансовых отчетах должна соответствовать следующим качественным характеристикам:

a) понятность;

b) релевантность;

c) достоверность;

d) сопоставимость.

4. Обязательными бухгалтерскими регистрами являются Главная Книга, оборотный баланс и другие централизованные регистры бухгалтерского учета, которые служат основанием для составления финансовой отчетности.

3.2. Доходы и расходы государственного учреждения

Доходы и расходы устанавливаются и отражаются в бухгалтерии и финансовых отчетах в период, в котором они имели место быть. Все экономические операции должны быть отражены в бухгалтерии в момент их осуществления.

Доходы и расходы бюджетных исполнителей относятся к следующим компонентам:

- основной компонент;

- компонент специальных средств;

- компонент специальных фондов;

- компонент проекты, финансируемые из внешних источников.

Специальные средства государственного учреждения получаются, в условиях, установленных нормативными актами, в результате осуществления работ и оказания услуг, подлежащих уплате, а также в результате пожертвований, спонсоризаций и из других источников денежных средств, поступивших законным образом во владение государственного учреждения, и направляются для погашения затрат, связанных с осуществлением деятельности данного учреждения, в рамках закона.

3.3. Основные средства

Основные средства - объекты, чья единая ценность выше предела, установленного законодательством, а срок функционирования (использования) составляет более года.

Основные средствами считаются здания, специальные строения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и аксессуары, рабочий и продуктивный скот, многолетние плантации ботанических садов, дороги в пределах экономической единицы, участки, находящиеся под управлением государственных учреждений и другие основные средства.

Основные средства отражаются в бухгалтерской отчетности и в финансовых отчетах с первоначальной стоимостью, которая состоит из цен на закупку, строительство или производство, в том числе и налога на добавочную стоимость, других налогов и пошлин, а также расходов на их установку. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается только в случае отделочных работ, дополнительного оборудования, частичной реконструкции и ликвидации соответствующих объектов или в случае переоценки первоначальной стоимости.

Основные средства, полученные безвозмездно, отражены в бухгалтерском учете по входной величине, согласно данным из документов о приеме-передаче.

Учет основных средств касается групп инвентаря, с учетом места хранения по подразделениям и ответственным лицам,

Классификация основных средств по группам и присвоение инвентарного номера, определение длительности полезной работы, расчет износа основных средств осуществляется в соответствии с положениями Каталога основных средств и нематериальных активов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Молдова №338 от 21 марта 2003 года, Инструкции о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом министерства финансов №93 от 19 июля 2010 года.

Износ основных средств рассчитывается при помощи метода линейной кассации, взяв за основу длительность их полезной работы.

Расчет износа осуществляется на весь календарный год (независимо от месяца отчетного года, в котором они были приобретены или построены, в соответствии с нормами, установленными согласно методу линейной (равномерной) кассации стоимости износа.

Не рассчитывается износ: основных средств, находящихся на депозите, библиотечные фонды, основные средства, чей износ был полностью рассчитан, но которые продолжают функционировать, и материальных активов во время работы. Износ основных средств, переданных в аренду, рассчитываются собственниками основных средств, на балансе которых находятся основные средства.

Расходы на текущий ремонт и использование основных средств, признаются расходами отчетного периода. Расходы на капитальный ремонт увеличивают балансовую стоимость складов (подсчет 010) и специальных строений (подсчет 011).

Кассация основных средств осуществляется, согласно Положению о списании пришедших в негодность ценностей, относящихся к основным средствам, утвержденному Постановлением Правительства №500 от 12 мая 1998 года, после истечения срока их функционирования, а в исключительных случаях осуществляется, когда степень физического износа основных средств высока и не позволяет их использование по назначению.

3.4. "Запасы материалов"

По категории "Запасы материалов" отражаются строительные материалы, материалы для дидактических, научных и других целей, продовольственные товары, медикаменты и перевязочные материалы, материалы хозяйственного назначения, и офисные принадлежности, топливо, горючие и смазочные материалы, фураж и корм, различные материалы, запчасти для машин и оборудования, которые находятся на хранении в бюджетных учреждениях с целью дальнейшего использования для нужд учреждения.

Категория "Запасы материалов" включает подкатегории, каждая их которых включает увеличение или уменьшение запаса материалов.

При увеличении запасов материалов отражаются поступления (приобретение, безвозмездно), а при уменьшении запаса – их выбытия (кассация, потребление или передача безвозмездно).

Переход к потере материалов, находящихся в использовании, производится в присутствии комиссии, созданной на основании приказа руководителя учреждения, с подписанием соответствующих документов.

3.5. Краткосрочные объекты малой ценности

Краткосрочными объектами малой ценности являются товары, чья единая ценность ниже, чем предел, установленный законодательством, вне зависимости от длительности эксплуатации или при продолжительности работы менее года, вне зависимости от стоимости одной единицы объекта.

В состав краткосрочных объектов малой ценности входят: белье, постельные аксессуары, специальная одежда и обувь, условные строения (не предусмотренные в списке наименований), рыбацкая утварь и другое.

3.6. Производственные расходы и расходы иного назначения

По данной категории отражается учет молодых животных всех видов и откормленных животных, птиц, кроликов, животных с ценным мехом, семей пчел, вне зависимости от их стоимости. Данная экономическая категория используется только в подсобных сельскохозяйственных угодьях.

Входная стоимость материалов определяется в бухгалтерском учете по закупочной стоимости и расходам на их приобретение (страхование, таможенные пошлины, налоги и сборы).

Потребительские товары зарегистрированы на момент их приобретения на счетах запасов материалов, а на момент их использования регистрируются на счетах расходов.

3.7. Денежные средства

Денежные средства и их эквиваленты отражены в отчете о финансовых результатах по входной стоимости. Денежные средства включают:

1)Денежные средства в кассе представляют собой наличные средства в кассе учреждения и денежные документы на хранении в кассе.

2) Денежные средства на казначейских счетах учреждения представляют собой наличие денежных средств на казначейских счетах учреждения.

3) Денежные средства в рассылке представляют суммы уплаченные должниками, однако которые пока еще не записаны на казначейские счета по отношению на учетную дату.

4) Денежные документы представлены талонами на топливо, почтовыми марками, талонами и билетами на проезд, путевками на лечение и отдых, талонами на питание.

3.8. Дебиторские задолженности

Дебиторские задолженности регистрируются в бухгалтерии по суммам, уплаченным в аванс для соответствующих видов работ и услуг, согласно заключенным договорам.

Бухгалтерский учет дебиторских задолженностей ведется по поставщикам и другим должникам.

3.9. Кредиторские задолженности

Кредиторские задолженности регистрируются в бухгалтерском учете по суммам, которые подлежат уплате.

Задолженности перед бюджетом по подоходному налогу, удержанному из заработной платы работников, и обязательные взносы в фонд медицинского страхования, определяются по кассовому методу для соответствующей суммы и в момент выплаты заработной платы.

Задолженности по взносам в бюджет обязательного государственного социального страхования рассчитываются по фонду заработной платы и другим компенсациям, в соответствии с действующим законодательством, и перечисляются работодателем, а индивидуальный взнос обязательного государственного социального страхования удерживается из заработной платы работников.

Бухгалтерский учет кредиторских задолженностей относится к поставщикам и другим кредиторам.

IV. Финансовая отчетность и сроки представления

Государственное учреждение представляет финансовую отчетность, в соответствии с требованиями и положениями, установленными Законом о бухгалтерском учете №113-XVI от 27 апреля 2007 года, с последующими изменениями и дополнениями.

V. Финальные положения

Настоящая Политика бухгалтерского учета разработана для внутреннего использования, несет общий обязательный характер и может быть изменена в случае реорганизации учреждения или изменена законодательства в сфере бухгалтерии.