Дата обновления БД:
03.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
14 / 74
Всего документов в БД:
133345
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
Министерством юстиции
Республики Узбекистан
5 ноября 2009 г. 2037
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, ДЕПАРТАМЕНТА ПО БОРЬБЕ С НАЛОГОВЫМИ, ВАЛЮТНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ ПРИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 13 октября 2009 года №103, 13 октября 2009 года №40
Об утверждении Правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для организаций, осуществляющих деятельность по организации лотерей
(по состоянию на 8 июля 2010 года)
На основании Закона Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004, N 9, ст. 160) и Постановления Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2006 года N ПП-331 "О мерах по усилению борьбы с преступлениями в финансово-экономической, налоговой сфере, с легализацией преступных доходов" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., N 18, ст. 147) Министерство финансов и Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан постановляют:
1. Утвердить Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для организаций, осуществляющих деятельность по организации лотерей, согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
Министр финансов Республики Узбекистан |
Р.Азимов |
Начальник Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан |
3.Дусанов |
Приложение
к постановлению Министерства финансов и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуpaтуpe Республики Узбекистан от 13 октября 2009 г. №№103 и 40
Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для организаций, осуществляющих деятельность по организации лотерей
Настоящие Правила в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2004 г.. N 43. ст. 451) определяют порядок организации и осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для организаций, осуществляющих деятельность по организации лотерей.
I. Общие положения
1. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих деятельность по организации лотерей, по выявлению операций, подлежащих сообщению в специально уполномоченный государственный орган;
внутренние документы - документы, регламентирующие порядок организации и осуществления внутреннего контроля. которые утверждаются руководителями организаций, осуществляющих деятельность по организации лотерей:
организация, осуществляющая деятельность по организации лотерей (далее - организация) - юридическое лицо - резидент Республики Узбекистан, имеющее лицензию на право осуществления деятельности по организации лотерей, организующее и финансирующее проведение мероприятий по организации и проведению игры;
клиент - физическое или юридическое лицо, оплатившее стоимость игры, заключившее договор с организацией и участвующее в игре в соответствии с условиями ее проведения:
идентификация клиента - определение организацией данных о клиенте на основе представленных им документов;
надлежащая проверка клиента - проверка личности и полномочий клиента на основании соответствующих документов, а также изучение деловых отношений клиента;
операции, подлежащие сообщению - совершаемые и подготавливаемые операции с денежными средствами или иным имуществом. признанные организацией подозрительными в ходе проведения внутреннего контроля:
подозрительная операция - операция с денежными средствами или иным имуществом, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в отношении которой при реализации настоящих Правил у организаций возникли подозрения о ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования терроризма;
система внутреннего контроля - совокупность мер. принимаемых организациями, по организации противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма и соблюдению настоящих Правил;
специально уполномоченный государственный орган - Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в лице управления по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма (далееДепартамент).
2. Целями внутреннего контроля являются:
эффективное выявление и пресечение операций с денежными средствами или иным имуществом, направленных на легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирование терроризма;
недопущение умышленного или неумышленного вовлечения организаций в преступную деятельность;
обеспечение неукоснительного соблюдения организациями требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, а также внутренних документов при подготовке и осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом.
3. Задачами внутреннего контроля являются:
осуществление мер по надлежащей проверке клиентов в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и внутренними документами:
выявление подозрительных операций на основании критериев, определенных пунктом 22 настоящих Правил;
своевременное представление в Департамент информации (документов) о подозрительных операциях, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля и подлежащих сообщению;
приостановление операций, подлежащих сообщению в особых случаях на три рабочих дня с даты, когда эта операция должна быть совершена, и информирование Департамента о такой операции в день ее приостановления;
обеспечение конфиденциальности сведений, связанных с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
обеспечение хранения информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационных данных и материалов по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством:
оперативное и систематическое обеспечение руководства организации достоверной информацией и материалами, необходимыми для принятия соответствующих решений:
формирование базы данных об осуществлении или попытках осуществления подозрительных операций, лицах (руководителях, учредителях), связанных с клиентами, осуществившими подозрительные операции, а также взаимообмен такой информацией с государственными органами и другими организациями в соответствии с законодательством;
применение необходимых мер в целях уделения особого внимания пресечению угрозы использования услуг организации для совершения правонарушения, в частности, легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и (или) финансирования терроризма, с помощью новейших технологий, повышающих степень анонимности;
выявление по запросам в базе данных информации о лицах, связанных с финансированием террористической деятельности.
II. Организация системы внутреннего контроля
4. В целях организации внутреннего контроля в организациях назначается лицо, ответственное за соблюдение настоящих Правил (далее ответственное лицо) приказом руководителя организации. Копия приказа направляется в Министерство финансов Республики Узбекистан в течение пяти дней со дня издания приказа.
5. Система внутреннего контроля организаций организуется с учетом особенностей функционирования, основных направлений деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями. При этом система внутреннего контроля должна предусматривать также деятельность обособленных подразделений организации (дочерние подразделения, представительства, филиалы, отделения и др. - при наличии таковых), расположенных как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами, по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.
5-1. Организация обязана:
уделять внимание соблюдению ее зарубежными обособленными подразделениями, находящимися в странах, которые не выполняют или недостаточно выполняют международные требования по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, международных стандартов в этой сфере;
требовать от своих зарубежных обособленных подразделений информировать головной офис в случае невозможности применения соответствующих мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, из-за имеющегося запрета законодательством страны, в которой находятся такие обособленные подразделения. В свою очередь, организация должна уведомлять об этом Министерство финансов и Департамент;
принять меры по недопущению злоупотребления технологическими достижениями в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и (или) финансирования терроризма.
5-2. Зарубежные обособленные подразделения организаций при осуществлении мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма должны соблюдать требования законодательства страны, в которой они находятся. В случае, если эти требования отличаются от требований законодательства Узбекистана, то применяются более высокие стандарты в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.
6. Организация с учетом особенностей своей организационной структуры может сформировать и определить структурное подразделение по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма (далее структурное подразделение), возглавляемое ответственным лицом.
6-1. Порядок взаимодействия сотрудников подразделений организации с ответственным лицом - руководителем структурного подразделения или его работниками устанавливается внутренними документами организации.
7. К ответственному лицу и сотрудникам структурного подразделения предъявляются следующие квалификационные требования:
а) к ответственному лицу - руководителю структурного подразделения:
высшее образование и опыт работы на руководящих должностях не менее двух лег:
знание специфики работы организации;
б) к сотрудникам структурного подразделения:
высшее образование и опыт работы в организации не менее двух лет (за исключением опыта работы на должностях технического или вспомогательного персонала), а при отсутствии высшего образованияопыт работы в организации не менее трех лет (за исключением опыта работы на должностях технического или вспомогательного персонала);
знание специфики работы организации.
8. Организации представляют в Министерство финансов Республики Узбекистан один раз в год до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, списки ответственных лиц.
В случае изменения в течение отчетного года ответственных лиц организации должны представить в Министерство финансов Республики Узбекистан документы, подтверждающие соответствующие изменения, в течение 5 дней со дня их издания.
9. Министерство финансов Республики Узбекистан ежегодно не позднее 15 числа месяца, следующею за отчетным годом, представляет в Департамент списки ответственных лиц.
В случае изменения в течение отчетного года ответственных лиц в организациях Министерство финансов Республики Узбекистан дополнительно извещает Департамент в течение 5 дней со дня получения от организаций документов, подтверждающих соответствующие изменения.
10. Обучение и повышение квалификации ответственных лиц проводятся Департаментом совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан.
Обучение проводится по следующим направлениям:
ознакомление с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
изучение методов и современной техники противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
практические занятия по осуществлению внутреннего контроля;
участие ответственного лица (по возможности) в конференциях, семинарах и иных мероприятиях (в том числе международных), посвященных проблемам противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.
Обучение проводится исходя из того, что основным условием успешного осуществления внутреннего контроля является непосредственное участие каждою работника, в рамках его компетенции, в данном процессе.
Обучение проводится регулярно, но не реже одного раза в год.
11. В целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, ответственное лицо выполняет следующие функции:
организует внедрение и осуществление внутреннего контроля и надлежащей проверки клиентов в соответствии с настоящими Правилами;
разрабатывает и вносит на утверждение руководства внутренние документы и программы осуществления внутреннего контроля, исходя из специфики деятельности организации;
обеспечивает по согласованию с руководством организации своевременную передачу сообщений в Департамент о подозрительных операциях или действиях клиентов, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля, а также исполнение запросов Департамента о представлении дополнительной информации;
осуществляет сбор, оформление, хранение, обеспечивает конфиденциальность соответствующей информации (материалов, документов и др.), полученной в результате осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
обеспечивает конфиденциальность процесса реализации настоящих Правил и программ внутреннего контроля.
12. Ответственное лицо вправе:
истребовать от руководителей и работников своей организации документы, необходимые для осуществления внутреннего контроля;
снимать копии с полученных документов для осуществления внутреннего контроля;
вносить руководству предложения по дальнейшим действиям в отношении подозрительной операции, подлежащей сообщению (в том числе по приостановлению проведения операции в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или операции).
Ответственное лицо может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
13. Ответственное лицо обязано:
обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных в ходе осуществления внутреннего контроля;
осуществлять надлежащую проверку клиентов;
письменно фиксировать результаты и выводы надлежащей проверки по всем необычно крупным операциям, которые приобщаются к материалам надлежащей проверки клиента;
при выявлении подозрительных операций обеспечивать передач) в установленном порядке информации в Департамент;
соблюдать конфиденциальность полученной информации;
Ответственное лицо может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
III. Надлежащая проверка клиентов
14. Организации принимают меры по надлежащей проверке клиентов:
при наличии любых подозрений на причастность проводимых операций для целей легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма;
при наличии сомнений относительно достоверности полученных данных о клиенте.
14-1. Меры по надлежащей проверке клиента, принимаемые организациями, обязательно включают:
проверку личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует на основании соответствующих документов;
проведение на постоянной основе изучения операций с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности.
15. Меры по надлежащей проверке клиента осуществляются на основе представленной клиентом информации и документов. Все документы, позволяющие осуществить проверку клиента, должны быть действительными на дату их предъявления.
16. Надлежащая проверка клиентов должна осуществляться на всех этапах совершения операций.
Наряду с идентификацией клиента необходимо проверить его полномочия на совершение операции с использованием документов. представляемых им в соответствии с законодательством.
17. При единовременном или многократном обращении клиента организация обязана:
идентифицировать клиента в соответствии с требованиями законодательства и настоящих Правил:
изучить ранние выигрыши клиента по лотереям в течение прошлого отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, года), если сведения о таких операциях имеются в ее распоряжении.
18. Идентификация клиента - физического лица осуществляется на основании документа (паспорта или приравненного к нему документа), удостоверяющего личность.
В случае, если клиент физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, должно быть изучено также его свидетельство о государственной регистрации.
19. При идентификации клиента - юридического лица организация должна получить соответствующие документы о государственной регистрации, сведения о руководителях, а также сведения, указанные в учредительных документах.
При этом в случае, если от имени клиента - юридического лица в соответствии с законодательством действует физическое лицо, то организация также должна получить данные по идентификации такого физического лица.
Не требуется проведение мер надлежащей проверки клиентов в отношении органов государственной власти и управления.
20. Организация вправе проверять представляемую клиентом информацию посредством:
использования сведений о клиенте, полученных от государственных органов и других организаций;
изучения взаимоотношений клиента с предыдущей организацией;
сбора информации о деловой репутации клиента.
21. Организация отказывает клиентам в совершении операции с денежными средствами или иным имуществом при:
отсутствии по своему постоянному или временному местожительству (согласно паспортным данным) клиента - физического лица;
представлении заведомо недостоверных документов или непредставлении документов, запрашиваемых организацией в соответствии с законодательством.
IV. Критерии и порядок выявления подозрительных операций
22. Операция с денежными средствами или иным имуществом может быть признана подозрительной в следующих случаях:
при единовременной выплате (выдаче) организациями крупных денежных выигрышей (более 1500-кратного размера минимальной заработной платы) клиенту-обладателю двух или более выигрышных билетов;
при наличии сомнений относительно достоверности данных о клиенте;
при подозрении на предъявление поддельных лотерейных билетов при выигрыше.
23. Признание операции подозрительной осуществляется в каждом конкретном случае на основе комплексного анализа, проводимого с использованием критериев подозрительности, установленных настоящими Правилами, а также в зависимости от риска, определяемого типом клиента, его репутацией, характером деловых отношений, основаниями, целями, размером и видом операции, схемой ее совершения и на основании других обстоятельств, имеющих значение для правильного определения подозрительной операции.
24. Любая операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит сообщению в Департамент при наличии полученной в установленном порядке информации о том, что одной из сторон этой операции является:
юридическое или физическое лицо, которое участвует или подозревается в участии в террористической деятельности;
юридическое или физическое лицо, которое прямо или косвенно является собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности;
юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в осуществлении террористической деятельности.
В этих случаях организация обязана приостановить операцию с денежными средствами или иным имуществом на три рабочих дня с даты, когда эта операция должна быть совершена, и информировать Департамент о такой операции в день ее приостановления. При отсутствии предписания Департамента о приостановлении операции с денежными средствами или иным имуществом по истечении укачанного срока организация приступает к выполнению приостановленной операции.
25. После признания операции клиента подозрительной, ответственное лицо подготавливает обоснованную документацию, подтверждающую процесс подготовки или совершения подозрительной операции, и представляет ее на рассмотрение руководителю организации, который принимает решение о дальнейших действиях в отношении клиента, в том числе:
сообщении о подозрительной операции в Департамент;
необходимости уделения особого внимания к проведению операций с клиентом.
26. Сообщение о подозрительной операции передается организацией в Департамент не позднее одного рабочего дня с момента признания операции подозрительной в соответствии с порядком, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
27. Информация о каждом сообщении касательно подозрительной операции заносится в специальный журнал, который ведется в бумажном и электронном видах ответственным лицом.
28. Организации должны также незамедлительно сообщать в Департамент любую информацию, которая может подтвердить или снять подозрения с соответствующей операции.
V. Оформление, хранение, обеспечение конфиденциальности информации и документов, полученных в результате осуществления внутреннею контроля
28-1. Организация запрашивает и собирает у клиента информацию и документы, необходимые для осуществления внутреннего контроля.
28-2. Организация формирует информацию и документы, полученные в ходе осуществления внутреннего контроля, с учетом особенностей своего функционирования, основных направлений деятельности, а также на основании настоящих Правил и внутренних документов.
28-3. В случае возникновения сомнений в достоверности представленных копий документов или другой необходимости организация вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.
28-4. Вся информация и документы, полученные в ходе осуществления надлежащей проверки, должны быть доступны работникам организации, осуществляющим идентификацию клиента, для проверки информации о клиенте.
28-5. Данные об операциях с денежными средствами или иным имуществом должны быть оформлены таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно восстановить детали операции.
28-6. Сведения, полученные в результате надлежащей проверки и идентификации клиента, должны обновляться ежегодно.
29. Организации обязаны хранить информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления операций или прекращения отношений с клиентами.
30. Организации ограничивают доступ к информации. связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, обеспечивают ее нераспространение и не вправе информировать клиентов о представлении информации об их подозрительных операциях в Департамент.
Организации обеспечивают неразглашение (либо недопущение использования в личных целях или интересах третьих лиц) их сотрудниками информации, полученной в процессе выполнения ими функций по внутреннему контролю.
VI. Заключительные положения
31. Мониторинг и контроль за соблюдением организациями требований настоящих Правил осуществляются Министерством финансов Республики Узбекистан совместно с Департаментом.
32. Лица, виновные в сокрытии фактов нарушений законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансированию терроризма, а также нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в установленном законодательством порядке.
Недействующая редакция, не действует с 20 июля 2015 года