Недействующая редакция. Принята: 29.12.2010

Недействующая редакция

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 29 декабря 2010 года №96/2

Об утверждении новой редакции Положения о минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить новую редакцию Положения "О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (прилагается).

2. Признать утратившим силу Положение "О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках и иных финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых НБКР, в целях противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 мая 2007 г. № 26/1, зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 14 июня 2007 года, регистрационный номер 57-07.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца после официального опубликования.

4. После официального опубликования Юридическому отделу направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

5. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на И.о. заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Мырзаева А.А.

 

И.о. Председателя Б.Жеенбаева

Утверждено постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 29 декабря 2010 года №96/2

Положение о минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

1. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", Законом Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (далее - Закон "О ПФТ/ОД").

2. Целью настоящего Положения является определение минимальных требований по организации внутреннего контроля в коммерческих банках, в том числе осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, банках, имеющих исламское окно (далее - банки), в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма), легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также проведению операций, имеющих признаки подозрительных операций (далее - ПФТ/ОД).

3. Национальный банк Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) проводит инспектирование деятельности банков по вопросам организации внутреннего контроля в целях ПФТ/ОД и направляет информацию о его результатах уполномоченному государственному органу в сфере ПФТ/ОД.

2. Понятия и определения

4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

Выгодоприобретатель - лицо, обладающее правом собственности на денежные средства или имущество, и от имени и/или за счет которого клиентом совершается операция (сделка) с денежными средствами или имуществом, либо лицо, в пользу которого в конечном итоге совершается операция (сделка) с денежными средствами или имуществом.

Подозрительная операция (сделка) - операция (сделка), подпадающие под признаки подозрительных операций (сделок) согласно Закону "О ПФТ/ОД", то есть операции (сделки), совершаемые с денежными средствами или иным имуществом, которые не имеют ясной экономической или очевидной законной цели и не характерны для деятельности данного юридического или физического лица (лиц) согласно перечню признаков подозрительных операций, утвержденному уполномоченным государственным органом в сфере ПФТ/ОД (далее уполномоченный государственный орган).

Подозрительная операция (сделка) определяется должностным лицом по ПФТ/ОД в рамках Закона "О ПФТ/ОД" для операций, совершаемых с денежными средствами или иным имуществом, клиента и выгодоприобретателя.

Внутренний контроль - совокупность мер, включающих разработку и реализацию политик, процедур и организацию деятельности по выявлению банком операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций (сделок), а также по предотвращению иных операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, непосредственно связанных с финансированием терроризма (экстремизма) и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Понятие "Экстремистская деятельность (экстремизм)" соответствует нормам понятийного аппарата Закона КР "О противодействии экстремистской деятельности".

Идентификация - установление банком данных на основе представленных физическими или юридическими лицами оригиналов или надлежащим образом удостоверенных копий документов в соответствии с Законом "О ПФТ/ОД".

Верификация - мероприятия по уточнению или надлежащей проверке результатов идентификации, осуществляемые банком, в целях внутреннего контроля, а также проведение постоянной надлежащей проверки клиентов, включая, но не ограничиваясь этим, контроль их операций с точки зрения соответствия деловому профилю клиента и правильности банковских записей путем, например, сверки с первичными и другими документами.

Выявление операций, подлежащих обязательному контролю - этап организации внутреннего контроля банка в целях ПФТ/ОД, который включает определение операций, подлежащих обязательному контролю, на основе критериев и признаков, установленных в нормативных правовых актах Кыргызской Республики.

Должностное лицо по ПФТ/ОД - сотрудник банка (на уровне начальника структурного подразделения банка или главного специалиста, в случае отсутствия соответствующего структурного подразделения в банке), назначаемый в целях организации внутреннего контроля по ПФТ/ОД, имеющий доступ ко всей информации, касающейся идентификации, верификации, выявления, фиксирования и передачи данных в уполномоченный государственный орган.

Пороговая сумма - установленное Законом "О ПФТ/ОД" значение, составляющее 1000000 сом (эквивалент иностранной валюты) по учетному курсу Национального банка на день совершения операции (сделки).

Иностранные политически значимые лица - граждане иностранных государств, которым были предоставлены или предоставляются значительные государственные и политические функции в иностранном государстве (главы государств или правительств, высокопоставленные политические деятели, высшие должностные лица в правительстве, судах, вооруженных силах, правоохранительных и фискальных органах, руководители и деятели политических партий и религиозных объединений), в том числе бывшие.

"Исламское окно", "Исламский банк", "Банк, имеющий "исламское окно", "Исламские принципы банковского дела и финансирования", "Стандарты Шариата", "Шариатский совет" - эти термины соответствуют нормам понятийного аппарата Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике".

Все другие понятия, используемые в данной сфере, не должны противоречить основным понятиям, изложенным в настоящей главе.

3. Деятельность банка в области ПФТ/ОД

5. Деятельность банка в области ПФТ/ОД, с учетом его дочерних и зависимых компаний, включает следующие компоненты:

1) организацию внутреннего контроля по ПФТ/ОД;

2) оценку эффективности внутреннего контроля по ПФТ/ОД службой внутреннего аудита банка;

3) назначение должностного лица по ПФТ/ОД и лица, которое заменит должностное лицо по ПФТ/ОД в случае его увольнения (резерв кадра);

4) обучение сотрудников банка, участвующих в реализации политики по ПФТ/ОД.

6. Совет директоров совместно с Правлением банка ответственен за обеспечение адекватной и эффективной деятельности банка в области противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, а также предотвращения вовлечения банка в проведение операций, имеющих признаки подозрительных операций.

7. Правление банка ответственно за реализацию эффективного внутреннего контроля в целях ПФТ/ОД.

4. Организация внутреннего контроля и политика внутреннего контроля по ПФТ/ОД

8. Внутренний контроль в целях ПФТ/ОД предполагает проведение в банке, как минимум, следующих мероприятий:

- идентификацию и верификацию клиентов и операций клиентов, которые наиболее подвержены риску использования в целях финансирования терроризма (экстремизма), легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций;

- идентификацию и верификацию операций банка по всем банковским продуктам и услугам, которые наиболее подвержены риску использования в целях финансирования терроризма (экстремизма), легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций;

- внедрение политик, процедур и организацию деятельности по ПФТ/ОД;

- внедрение в банке информационных систем, обеспечивающих оперативное предоставление достоверной и исчерпывающей информации о деятельности банка;

- информирование Правления банка и Совета директоров должностным лицом по ПФТ/ОД о существующих недостатках и проблемах в организации деятельности по ПФТ/ОД, принимаемых мерах по их устранению, а также мерах, предпринятых в целях пресечения вовлечения банка в проведение операций по финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также операций, имеющих признаки подозрительных операций;

- обеспечение предоставления банком информации и сведений в уполномоченный государственный орган в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики;

- установление контроля и мониторинга за постоянным обеспечением соблюдения банком законодательства Кыргызской Республики по вопросам ПФТ/ОД;

- установление контроля за сотрудниками банка, деятельность которых подвержена высокому риску (кассиры, кредитные инспектора, работники операционных подразделений банка и др.), отражение в должностных инструкциях сотрудников соответствующих подразделений банка функций и обязанностей по реализации политики по ПФТ/ОД.

9. В целях ПФТ/ОД, банкам необходимо разработать политику организации внутреннего контроля, которую должен утвердить Совет директоров банка. Данная политика является частью общей политики организации системы внутреннего контроля банка.

10. В политике организации внутреннего контроля в целях ПФТ/ОД должно быть определено, что банком устанавливаются, как минимум:

1) порядок организации внутреннего контроля, устанавливающий полномочия и ответственность должностных лиц по принятию решений, порядок взаимодействия и подотчетности между лицами и подразделениями, вовлеченными в процесс ПФТ/ОД;

2) порядок приостановления операции (сделки) физических и юридических лиц, при наличии достоверных сведений об их участии в террористической или экстремистской деятельности (финансировании терроризма или экстремизма);

3) порядок идентификации, верификации и изучения банком своего клиента согласно Закону "О ПФТ/ОД", нормативным правовым актам Национального банка, а также иным нормативным правовым актам Кыргызской Республики;

4) порядок выявления в деятельности клиента операций, подлежащих обязательному контролю, и проверки информации о клиенте и/или операции клиента для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений в осуществлении клиентом финансирования терроризма (экстремизма) и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с Законом "О ПФТ/ОД";

5) порядок выявления в деятельности клиента операций, имеющих признаки подозрительных операций, для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений в осуществлении клиентом подобных операций;

6) порядок и основания для отказа в открытии счета потенциальным клиентам и банкам-корреспондентам, а также для прекращения обслуживания счетов клиентов и корреспондентских отношений с банками;

7) порядок документального фиксирования информации, получаемой при осуществлении внутреннего контроля, а также порядок ее хранения и обеспечения конфиденциальности;

8) порядок предоставления в уполномоченный государственный орган информации о подозрительных операциях (сделках), а также операциях (сделках) с денежными средствами или иным движимым и недвижимым имуществом, подпадающих под перечень критериев, в соответствии с которыми операции (сделки) подлежат обязательному контролю, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики в сфере ПФТ/ОД.

11. Политика внутреннего контроля в целях ПФТ/ОД должна содержать требования по обязательному запросу у клиентов банка документов, на основании которых осуществляется операция, подлежащая проверке на предмет соответствия признакам подозрительной операции (сделки).

12. Во внутренних документах банка должен быть предусмотрен порядок назначения должностного лица по ПФТ/ОД и его обучения.

13. Банком должно быть обеспечено соблюдение дочерними и зависимыми компаниями, находящимися как на территории Кыргызской Республики, так и за рубежом, надлежащих мер по организации внутреннего контроля в целях ПФТ/ОД.

5. Оценка эффективности внутреннего контроля по ПФТ/ОД службой внутреннего аудита банка

14. Оценка эффективности внутреннего контроля в целях ПФТ/ОД осуществляется службой внутреннего аудита банка не менее одного раза в год или чаще, в зависимости от уровня риска операций и динамики показателей деятельности банка.

15. Служба внутреннего аудита в ходе оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПФТ/ОД проводит, как минимум, следующее:

- оценку эффективности организации внутреннего контроля, включая политики, процедуры и организацию деятельности банка по ПФТ/ОД;

- оценку методологии определения уровней рисков, принятых банком;

- выборочное тестирование деятельности должностного лица по ПФТ/ОД, включая применяемое программное обеспечение, в том числе на соответствие политикам и процедурам банка;

- оценку мер, применяемых руководством банка, Правлением и Советом директоров по устранению нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок службой внутреннего аудита банка, внешним аудитом, Национальным банком или уполномоченным органом по ПФТ/ОД;

- обзор-оценку внутреннего контроля, включая программное обеспечение на степень эффективности выявления операций по финансированию терроризма (экстремизма) и отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, а также операций, имеющих признаки подозрительных операций;

- проверку адекватности отчетов должностного лица по ПФТ/ОД, предоставляемых Совету директоров по согласованию с Правлением банка и их соответствия минимальным требованиям Национального банка;

- проверку адекватности программ должностного лица по ПФТ/ОД для обучения сотрудников банка, участвующих в реализации политики по ПФТ/ОД.

16. Отчет внутреннего аудитора о результатах оценки эффективности внутреннего контроля в целях ПФТ/ОД представляется Совету директоров для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недопущению их в дальнейшем.

6. Должностное лицо, назначаемое в целях организации внутреннего контроля по ПФТ/ОД

17. В целях разработки и реализации политики внутреннего контроля, соответствующих процедур, а также иных внутренних организационных мероприятий по ПФТ/ОД Совет директоров утверждает должностное лицо, подотчетное Совету директоров (далее - должностное лицо по ПФТ/ОД) и принимает меры по обеспечению эффективной организации условий его работы.

18. В целях ПФТ/ОД должностное лицо по ПФТ/ОД выполняет следующие функции:

- разрабатывает и представляет на утверждение Совету директоров, по согласованию с Правлением банка, соответствующую политику внутреннего контроля и доводит данную политику до сведения всех сотрудников, которые участвуют в ее реализации;

- обеспечивает реализацию политики внутреннего контроля и осуществляет мониторинг исполнения внутренних нормативных документов банка по ПФТ/ОД в соответствии с данной политикой;

- обеспечивает предоставление информации и сведений в уполномоченный государственный орган в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики;

- в обязательном порядке представляет информацию Правлению банка для принятия решения о приостановлении операции (сделки) физических и юридических лиц, если имеются достоверные сведения об их участии в террористической или экстремистской деятельности (финансировании терроризма или экстремизма), на три рабочих дня с даты, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, не позднее дня приостановления операции (сделки) в обязательном порядке представляет информацию о ней в уполномоченный государственный орган, и организует дальнейшую работу в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

- представляет информацию и оказывает содействие уполномоченным представителям НБКР при проведении ими инспекционных проверок деятельности банка по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Положением и внутренними документами банка;

- организует обучение и консультирует сотрудников банка, которые участвуют в реализации политики по ПФТ/ОД;

- по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, представляет на рассмотрение Совета директоров, по согласованию с Правлением банка, письменный отчет о результатах реализации политики внутреннего контроля по ПФТ/ОД в порядке, определенном внутренними документами банка.

19. При осуществлении своих функций должностное лицо по ПФТ/ОД вправе:

- получать от руководителей и сотрудников подразделений банка необходимые документы, в том числе приказы и другие распорядительные документы, изданные руководством банка и его подразделений, бухгалтерские и денежно-расчетные документы;

- инициировать получение дополнительной информации о клиенте и/или операции (сделке) для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений в осуществлении клиентом финансирования терроризма (экстремизма) и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;

- снимать копии с полученных документов, в том числе копии электронных документов;

- обращаться к Совету директоров банка в случае необходимости;

- взаимодействовать с Шариатским советом(*) и обращаться к нему.

(*) Касается банков, осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования.

20. При осуществлении своих функций должностное лицо по ПФТ/ОД обязано:

- обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных от соответствующих подразделений банка;

- соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций;

- представлять сведения Правлению банка для принятия решения о приостановлении операции (сделки) физических и юридических лиц если имеются достоверные сведения об их участии в террористической или экстремистской деятельности (финансировании терроризма или экстремизма), на три рабочих дня с даты, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, не позднее дня приостановления операции (сделки) в обязательном порядке представлять информацию о ней в уполномоченный государственный орган, и организовать дальнейшую работу в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

21. Должностное лицо по ПФТ/ОД должно быть независимо при реализации политики банка по ПФТ/ОД и может совмещать деятельность, относящуюся к его компетенции в соответствии с настоящим Положением, с осуществлением иных функций, кроме функций:

- сотрудника службы внутреннего аудита;

- сотрудника, осуществляющего операционную деятельность;

- сотрудника, осуществляющего деятельность, при выполнении которой не обеспечивается его независимость.

22. К должностному лицу по ПФТ/ОД предъявляются следующие минимальные квалификационные требования:

- высшее экономическое или юридическое образование;

- знание законодательства по вопросам ПФТ/ОД;

- стаж работы в подразделениях, связанных с основной деятельностью финансово-кредитных учреждений, в общей сложности не менее трех лет;

- четкое понимание банковских продуктов, операций, услуг, операций клиентов, и потенциальных рисков, характерных для деятельности банка по ПФТ/ОД;

- отсутствие судимости;

- знания в области исламского банковского дела и финансирования(*).

(*) Касается банков, осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования.

23. Обучение (переподготовка) должностного лица по ПФТ/ОД должно осуществляться на регулярной основе, не менее одного раза в год.

24. Ответственность должностного лица по ПФТ/ОД, Правления банка и Совета директоров наступает на основаниях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

25. Письменный отчет должностного лица по ПФТ/ОД, согласованный с Правлением, и представляемый Совету директоров банка, должен содержать, как минимум, следующую информацию за отчетный период и, по мере необходимости, за другие периоды:

1) результаты контроля исполнения требований по идентификации, верификации и изучению клиентов;

2) результаты анализа операций клиентов банка на предмет соответствия операциям, имеющим признаки подозрительных операций (сделок);

3) о предоставлении сведений в уполномоченный государственный орган в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики;

4) о приостановлении операций (сделок) с описанием обоснования для их приостановления, представление информации о ней в уполномоченный государственный орган и дальнейшей работе в соответствии с законодательством;

5) о соблюдении мер по организации внутреннего контроля в целях ПФТ/ОД дочерними и зависимыми компаниями банка, находящимися на территории Кыргызской Республики и за рубежом;

6) о мониторинге исполнения законодательства и внутренних нормативных документов банка по ПФТ/ОД в соответствии с политикой банка, их нарушении и принятых мерах;

7) сведения о результатах работы по устранению нарушений, отмеченных в предыдущих отчетах должностного лица по ПФТ/ОД, представленных Совету директоров;

8) результаты работы сотрудников, участвующих в реализации политики по ПФТ/ОД, принятые меры по организации их обучения и консультирования;

9) аналитическую информацию относительно:

- значительной динамики по счетам клиентов (действующим счетам клиентов, счетам сотрудников банка);

- операций на самые крупные суммы;

- покупки или продажи иностранной валюты клиентам на сумму, превышающую пороговую сумму;

- возможной взаимосвязи клиентов;

- операций клиентов, суммы которых существенно превышают обороты, указанные в анкете;

- операций с наличными средствами;

- банков корреспондентов;

- операций по выдаче кредитов и приему депозитов (срочных);

- операций с гарантиями, аккредитивами и другими условными обязательствами;

- операций по доверительному управлению (траст) имуществом по договорам с клиентами;

- переводов без открытия счета по системам денежных переводов;

- операций клиентов и банка по купле-продаже ценных бумаг;

- внедрения новых банковских продуктов и технологий;

- движения денежных средств клиентов банка, находящихся в других странах;

- операций дочерних и зависимых компаний, находящихся в Кыргызской Республике и за ее пределами.

26. По итогам рассмотрения письменного отчета должностного лица по ПФТ/ОД, Совет директоров устанавливает контроль за деятельностью должностного лица по ПФТ/ОД и Правления банка по устранению отмеченных в отчете нарушений и принятию мер по недопущению нарушений политики по ПФТ/ОД в дальнейшем.

7. Определение уровня риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма (экстремизма), а также операций, имеющих признаки подозрительных операций

27. Процесс идентификации и изучения клиентов банка включает определение уровня риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (экстремизма) с учетом требований, установленных законодательством Кыргызской Республики. Для определения уровня риска необходимо, как минимум, принимать во внимание вид деятельности клиента и место нахождение (происхождение) клиента и/или его бизнеса, а также проводимые им операции, оказываемые услуги и назначение платежей клиента.

28. Банк должен уделять адекватное внимание и осуществлять надлежащий контроль в отношении клиентов, относящихся к категории клиентов, подверженных более высокому риску. К видам деятельности клиента, подверженным более высокому риску осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма (экстремизма) и проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций, могут быть отнесены:

- деятельность юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся кредитными организациями, занимающихся переводом денежных средств, платежами в наличной форме, по чекам, инкассацией денежных средств;

- деятельность юридических лиц (в том числе кредитных организаций), зарегистрированных в оффшорных зонах, их обособленных подразделений, дочерних и зависимых обществ;

- деятельность клиентов-нерезидентов, в том числе иностранных политически значимых лиц;

- игорный бизнес (предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением (казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места)) дохода от участия в азартных играх в виде выигрыша и платы за их проведение);

- деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства и антиквариата;

- торговля (особенно экспорт) драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;

- деятельность юридических лиц, осуществляющих операции преимущественно в наличной форме (крупные торговые комплексы, рестораны, автозаправочные станции и т.п.);

- деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих операции брокеров и дилеров (купля продажа ценных бумаг, иностранной валюты и т.п.).

29. К государствам (территориям), подверженным высокому риску осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (экстремизма) могут быть отнесены:

- государства (территории), которые не применяют либо применяют в недостаточной степени рекомендации ФАТФ, перечень которых определяется уполномоченным государственным органом совместно с Центральным банком и иными надзорными органами;

- государства (территории), в которых не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, перечень которых утверждается уполномоченным государственным органом по согласованию с Центральным банком на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися ПФТ/ОД.

30. На основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать, верифицировать и изучить клиента, банком оценивается уровень риска осуществления клиентом возможного финансирования терроризма (экстремизма) и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Заключение о данной оценке подшивается в досье клиента.

31. Банк должен уделять адекватное внимание и осуществлять надлежащий контроль в отношении операций банка, подверженных высокому риску осуществления финансирования терроризма (экстремизма), легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций.

32. При обслуживании иностранных политически значимых лиц банк должен провести следующие мероприятия:

- до установления отношений с иностранными политически значимыми лицами получить письменное разрешение Совета директоров;

- принимать доступные меры по определению источников происхождения денежных средств иностранных политически значимых лиц;

- на постоянной основе обновлять имеющуюся в распоряжении информацию об иностранных политически значимых лицах;

- уделять повышенное внимание операциям (сделкам) с денежными средствами или имуществом, осуществляемым иностранными политически значимыми лицами, их супругами и близкими родственниками в соответствии с Законом "О ПФТ/ОД".

33. Банк должен обновлять сведения, полученные в результате идентификации, верификации и изучения клиента, периодически, не реже одного раза в год в случаях, когда банк оценивает риск осуществления клиентом финансирования терроризма (экстремизма) и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, как высокий, и в иных случаях не реже одного раза в три года.

34. Банк должен обеспечить соблюдение всех процедур, разработанных в целях осуществления надлежащего контроля риска финансирования терроризма (экстремизма) и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, связанного с применением новых технологий (новых банковских продуктов), предполагающих осуществление операций без непосредственного контакта (например, интернет-банкинг).

35. При установлении корреспондентских отношений банк должен установить, в том числе путем направления запроса банку-корреспонденту, осуществляются ли им меры по ПФТ/ОД, включая идентификацию, верификацию и изучение банком-корреспондентом его клиентов.

8. Выявление операций (сделок), подлежащих обязательному контролю

36. Банком должен быть определен порядок проверки деятельности клиентов на предмет наличия критериев и признаков, свидетельствующих о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. В этих целях банк проводит мониторинг своих деловых отношений с клиентами на постоянной основе, который предусматривает следующие мероприятия:

- отслеживание проведенных операций по счету клиента, чтобы убедиться, что деятельность клиента соответствует информации, имеющейся у банка о клиенте, его бизнесе и уровне риска по данному клиенту;

- в случае необходимости выяснение происхождения денежных средств, поступивших на счет клиента;

- анализ всех сложных или необычайно крупных операций, которые не имеют очевидной или видимой экономической или законной цели;

- фиксирование и документирование всей полученной информации банка и в случае необходимости передача данной информации в уполномоченный государственный орган.

37. Операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает пороговую сумму.

38. Перечень операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, подлежащих обязательному контролю, определенный уполномоченным государственным органом, согласно Закону "О ПФТ/ОД", приведен в Приложении 1 к настоящему Положению.

39. До начала осуществления новых видов услуг или операций банком должны быть выявлены и оценены все возможные риски, касающиеся данной услуги или операции, в целях предотвращения финансирования терроризма (экстремизма) и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

40. Банк обязан принять необходимые меры с целью проверки наличия в отношении клиента, выгодоприобретателя сведений об их участии в террористической деятельности. Указанные сведения содержатся в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности (финансировании терроризма (экстремизма)), установленном уполномоченным государственным органом.

41. Сотрудники структурных подразделений банка, осуществляющие идентификацию клиентов и выявление операций, имеющих признаки подозрительных операций, в соответствии с порядком, определенным политикой и процедурами банка, должны информировать должностное лицо по ПФТ/ОД о всех случаях выявленных операций, имеющих признаки подозрительных операций.

42. В случае обоснованности подозрений должностное лицо по ПФТ/ОД выносит на рассмотрение Правления информацию о клиенте и операции (сделке) с рекомендациями по дальнейшим действиям. Правление банка несет ответственность за своевременное осуществление дальнейших действий, в том числе, приостановление проведения операции (сделки) и/или прекращение деловых отношений с клиентом в соответствии с Законом "О ПФТ/ОД".

9. Фиксирование, хранение и передача в уполномоченный орган информации, выявленной в ходе проверки

43. Информация об операциях (сделках) клиента, полученная в ходе проверки, подлежит обязательному документальному фиксированию в объемах, достаточных для подтверждения или опровержения подозрений в осуществлении клиентом финансирования терроризма (экстремизма) и/или легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

44. При подтверждении подозрений в определении операции клиента как операции, подлежащей обязательному контролю, Правление банка принимает окончательное решение о признании операции клиента подозрительной, и представлении сведений о ней в уполномоченный государственный орган в соответствии с порядком передачи информации, утверждаемым уполномоченным государственным органом.

45. Решение Правления банка о не признании операции клиента как подозрительной и ненаправлении сведений о ней в уполномоченный государственный орган, должно быть обосновано и запротоколировано. Должностное лицо по ПФТ/ОД должно вести реестр таких решений Правления, включающий краткое описание операций и сведений о клиенте.

46. Банк не вправе информировать клиентов о передаче информации уполномоченному государственному органу в соответствии с Законом "О ПФТ/ОД".

47. Информация и документы, содержащие сведения о клиенте, в том числе деловая переписка, а также об операциях (сделках) клиента, полученные в ходе проверки согласно настоящему Положению, должны храниться не менее пяти лет после прекращения отношений между банком и клиентом.

Приложение 1

к Положению о минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

Перечень операций (сделок) с денежными средствами или имуществом, подлежащих обязательному контролю, определенный уполномоченным государственным органом, согласно Закону "О ПФТ/ОД"

1) все внутренние или внешние операции (сделки), за исключением операций (сделок), перечень которых определяется уполномоченным государственным органом по согласованию с Национальным банком Кыргызской Республики;

2) покупка или продажа наличной иностранной валюты;

3) приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

4) обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

5) движение денежных средств благотворительных, общественных организаций и учреждений, фондов;

6) размещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард;

7) выплата физическим лицом страхового взноса или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

8) сделка с недвижимым имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 4500000 сомов;

9) сделка с движимым имуществом;

10) получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

11) выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от игры в лотерею, тотализатора (взаимного пари) или от других, основанных на риске, игр;

12) перевод денежных средств, осуществляемый не финансово-кредитными организациями по поручению клиента;

13) перевод денежных средств по системам, позволяющим осуществлять такие операции без открытия счета, и их получение.

 

Старая редакция
Перейти к действующей редакции

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Положение о минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем 1. Общие положения 2. Понятия и определения 3. Деятельность банка в области ПФТ/ОД 4. Организация внутреннего контроля и политика внутреннего контроля по ПФТ/ОД 5. Оценка эффективности внутреннего контроля по ПФТ/ОД службой внутреннего аудита банка 6. Должностное лицо, назначаемое в целях организации внутреннего контроля по ПФТ/ОД 7. Определение уровня риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма (экстремизма), а также операций, имеющих признаки подозрительных операций 8. Выявление операций (сделок), подлежащих обязательному контролю 9. Фиксирование, хранение и передача в уполномоченный орган информации, выявленной в ходе проверки Приложение 1