Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 5 декабря 2014 года №1276
Об утверждении Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности (далее - План).
2. Акционерному обществу "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (по согласованию) совместно с акционерным обществом "Фонд развития предпринимательства "Даму" (по согласованию) и акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" (по согласованию):
1) обеспечить своевременное выполнение Плана;
2) к 15 декабря 2014 года представить в Министерство национальной экономики Республики Казахстан информацию об исполнении Плана.
3. Министерству национальной экономики Республики Казахстан до 30 декабря 2014 года представить в Правительство Республики Казахстан сводную информацию об исполнении Плана.
4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр Республики Казахстан
К.Масимов
Утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года №1276
План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности
Анализ текущей ситуации
С целью обеспечения устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности, в 2010 году принята Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы (далее - ГПФИИР). Предварительные итоги ГПФИИР свидетельствуют о ее положительном влиянии на социально-экономическое развитие страны. С 2008 по 2013 годы реальный рост объема валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности составил 25,8% (с 1,8 до 3,8 трлн. тенге). За аналогичный период реальный рост производительности труда в обрабатывающей промышленности составил 158,5% с 37,3 до 57,5 тыс. долл. США/чел (1). При этом в 2013 году объем производства обрабатывающей промышленности составил 5 852,6 млрд. тенге, в том числе пищевой промышленности - 1 172,6 млрд. тенге (20%), машиностроения - 859,2 млрд. тенге (14,5%), химической промышленности - 185,9 млрд. тенге (3%) (2).
____________________________
(1) Статистический бюллетень "Показатели Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг." (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/publicationsGPFRIR)
(2) Статистический сборник "Промышленность Казахстана и его регионов" (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/publicationsCompilations)
Достижение высоких показателей социально-экономического развития произошло благодаря таким базовым факторам конкурентоспособности, как обеспеченность природными ресурсами, благоприятная макроэкономическая среда и политическая стабильность. При этом в перспективе экономика страны может потерять конкурентоспособность и оказаться в "ловушке среднего дохода" (3). Так, несмотря на положительные тенденции, темпы прироста обрабатывающей промышленности снижаются (в 2013 г. - 1,9%, тогда как в 2010 году - 13,9%). За счет опережающего роста ВВП доля обрабатывающей промышленности в его структуре снизилась с 11,8% в 2008 году до 10,7% по итогам первого полугодия 2014 года. Кроме того, доля несырьевой продукции в структуре экспорта сократилась с 28% до 24% в аналогичном периоде.
Замедление темпов роста выпуска обрабатывающей промышленности сопровождалось снижением инвестиционной активности в стране. Так, в течение последних пяти лет уровень годового роста инвестиций в основной капитал сократился с 14,8%) до 6,9% (4). При этом наибольший объем инвестиционных вложений в 2013 году пришелся, как и в предыдущие годы, на горнодобывающую промышленность (29% от всех инвестиций в основной капитал). Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал остаются собственные средства предприятий (59%), тогда как на рынке наблюдается недостаток долгосрочных источников фондирования.
Меры, предпринятые Правительством Республики Казахстан в первой половине 2014 года, уже повлияли на положительные изменения в секторе обрабатывающей промышленности. Так, по официальным данным Национального Банка Республики Казахстан (далее - НБРК) объемы кредитов, выданных в обрабатывающей промышленности за летний период 2014 года, на 2,8% превысили аналогичный показатель прошлого года. Более того, долгосрочные кредиты обрабатывающей промышленности, выданные в июне-августе 2014 года, выросли в 2,2 раза по сравнению с прошлым годом (5). Тем не менее, на долю обрабатывающей промышленности в структуре общего кредитного портфеля приходится лишь 6,8%), а по данным исследования НБРК потребность в кредитах у предприятий обрабатывающей промышленности выше, чем в целом по экономике. В целом в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы прогнозная потребность в инвестициях для обрабатывающей промышленности составит порядка 6,6 трлн. тенге.
_______________________________
(3) Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы
(4) Статистический бюллетень "Об инвестиционной деятельности в Республике Казахстан" (http://www.stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersInvestment)
(5) Статистический бюллетень НБ РК (http://www.nationalbank.kz/docid=310)
Важным также является вопрос развития сферы услуг, поддерживающей функционирование обрабатывающей промышленности. К ней относятся транспорт и логистика, коммуникации, технические испытания и научные исследования, аренда специализированной техники, упаковывание и т.д. По данным за 9 месяцев 2014 года в этих секторах наблюдается отрицательная динамика инвестиций в основные средства (по транспорту и складированию на 15%, по информации и связи - на 17%).
Таким образом, в связи с необходимостью повышения доступности кредитных средств в национальной валюте для обрабатывающей промышленности и секторов, предоставляющих услуги для обрабатывающей промышленности, отмечается необходимость принятия государством дополнительных мер по выделению финансовых средств, учитывающих потребность предприятий в пополнении оборотного капитала и обновлении основных фондов.
Настоящий План совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства (далее - План) определяет комплекс мер, направленных на поддержку субъектов предпринимательства по следующим направлениям:
первое направление: акционерное общество "Фонд развития предпринимательства "Даму" (далее - АО "ФРП "Даму") предоставляет кредит (путем обусловленного размещения средств) банкам второго уровня, перечень которых одобрен Государственной комиссией по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан (далее - БВУ) для финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, относящихся к обслуживанию обрабатывающей промышленности, а также на пополнение оборотных средств предприятий для загрузки мощностей действующих производств в соответствии с приложением 1 к настоящему Плану (далее - первое направление);
второе направление: межбанковское кредитование акционерным обществом "Банк Развития Казахстана" (далее - АО "БРК") БВУ для финансирования субъектов крупного предпринимательства (далее - СКП) в обрабатывающей промышленности в соответствии с приложением 2 к настоящему Плану (далее - второе направление).
Общие положения
Механизмы достижения цели и реализации поставленных задач
В продолжение реализации Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению финансирования проектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2014 года №354 Правительством Республики Казахстан, НБРК, акционерным обществом "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" (далее - АО "НУХ "Байтерек") будут приняты дополнительные меры по финансированию БВУ для последующего финансирования СМСП в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, относящихся к обслуживанию обрабатывающей промышленности, а также на пополнение оборотных средств СМСП для загрузки мощностей действующих производств и для финансирования СКП в обрабатывающей промышленности.
Общий объем дополнительного финансирования СМСП и СКП из средств Национального фонда Республики Казахстан (далее - НФ РК) в 2014 году для реализации вышеуказанных мер составляет 100 миллиардов тенге.
АО "НУХ "Байтерек" осуществляет заимствование из НФ РК путем выпуска облигаций на сумму 100 миллиардов тенге сроком до 20 лет с даты начала обращения облигаций по ставке вознаграждения 0,1% годовых. Срок погашения облигационного займа - в конце срока обращения с правом досрочного погашения по инициативе эмитента, начиная с 2024 года.
После получения средств АО "НУХ "Байтерек" предоставит:
1) АО "ФРП "Даму" кредит на сумму 50 миллиардов тенге сроком до 20 лет по ставке вознаграждения 0,15% годовых с условием погашения средств единой суммой в конце срока согласно условиям заключенного кредитного договора в соответствии с приложением 3 к настоящему Плану;
2) АО "БРК" кредит на сумму 50 миллиардов тенге сроком до 20 лет по ставке вознаграждения 0,15% годовых с условием погашения средств единой суммой в конце срока согласно условиям заключенного договор займа в соответствии с приложением 4 к настоящему Плану.
Условия и механизмы обусловленного размещения средств в банках второго уровня
1. Государственная комиссия по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан (далее - Госкомиссия) одобряет перечень БВУ и суммы лимитов на них по первому и второму направлениям.
2. АО "ФРП "Даму", АО "БРК" и БВУ открывают отдельные банковские счета в НБРК для проведения платежей из средств, выделяемых из НФ РК в рамках реализации настоящего Плана.
3. АО "НУХ "Байтерек" разместит на отдельном банковском счете АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" в НБРК сумму средств в соответствии с условиями заключенных кредитного договора и договора займа.
4. АО "ФРП "Даму" заключает кредитные соглашения с БВУ в соответствии с приложением 5 к настоящему Плану на следующих условиях:
1) размещение кредитных средств на отдельных банковских счетах БВУ в НБРК без обеспечения в пределах лимитов, одобренных Госкомиссией;
2) ставка вознаграждения - не более 2% годовых;
3) срок кредитования БВУ - до 20 лет;
4) срок освоения БВУ кредитных средств с даты поступления средств на счет БВУ:
12 месяцев по кредитам, выдаваемым на инвестиционные цели;
6 месяцев по кредитам, выдаваемым на цели пополнения оборотных средств;
5) валюта кредитования БВУ - тенге;
6) для БВУ разница между ставкой привлечения средств от АО "ФРП "Даму" и ставкой кредитования СМСП не должна превышать 4,0% годовых;
7) в рамках Кредитного соглашения, заключенного между АО "ФРП "Даму" и БВУ:
не менее 50% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на цели финансирования инвестиционных проектов СМСП в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, относящихся к обслуживанию обрабатывающей промышленности в соответствии с приложением 1 к Плану;
не более 50% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на цели пополнения оборотных средств СМСП в обрабатывающей промышленности в соответствии с приложением 1 к Плану, в том числе не менее 25% от лимита на БВУ направляется на цели пополнения оборотных средств СМСП, реализующих проекты в пищевой промышленности.
При этом, оборотные средства не предоставляются СМСП, реализующим проекты в сфере услуг, относящихся к обрабатывающей промышленности в соответствии с приложением 1 к Плану.
5. АО "БРК" заключает договора банковского займа с БВУ в соответствии с приложением 6 к настоящему Плану на следующих условиях:
1) размещение кредитных средств на отдельных банковских счетах БВУ в НБРК без обеспечения в пределах лимитов, одобренных Госкомиссией;
2) ставка вознаграждения - не более 2% годовых;
3) срок кредитования БВУ - до 20 лет;
4) срок освоения БВУ кредитных средств - 18 месяцев с даты поступления средств на счет БВУ;
5) валюта кредитования БВУ - тенге;
6) для БВУ разница между ставкой привлечения средств от АО "БРК" и ставкой кредитования субъектов СКП не должна превышать 4,0% годовых;
7) в рамках договора банковского займа, заключенного между АО "БРК" и БВУ:
не менее 100% от лимита на БВУ, одобренных Госкомиссией, составляет доля займов, направляемых БВУ на цели финансирования инвестиционных проектов конечных заемщиков в обрабатывающей промышленности в соответствии с приложением 2 к Плану.
6. БВУ отчитываются перед АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" по целевому использованию и освоению размещенных кредитных средств.
Порядок, форма и периодичность представления отчетов БВУ, а также иные условия предоставления кредитов БВУ, не предусмотренные настоящим Планом, устанавливаются соответствующим кредитным соглашением, договором банковского займа.
БВУ запрещается направлять выделяемые средства на цели рефинансирования действующих кредитов и инвестирование в иностранную валюту.
БВУ на ежемесячной основе осуществляют зачисление средств, высвободившихся за счет погашения ранее выданных займов субъектов предпринимательства, на свои отдельные банковские счета в НБРК.
БВУ осуществляют финансирование субъектов предпринимательства в том числе за счет средств, возвращенных по ранее выданным займам субъектам предпринимательства согласно условиям кредитных соглашений, договорам банковского займа и в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего раздела Плана.
7. Годовая эффективная ставка вознаграждения в рамках финансирования проектов СМСП и СКП определяется в соответствии с требованиями НБРК.
Комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с займом субъекта предпринимательства, не взимаются, за исключением комиссий, сборов и/или иных платежей, взимаемых по причине нарушения субъектами предпринимательства обязательств по займу.
СМСП и СКП оплачивают расходы по оценке и страхованию имущества.
8. В случаях нецелевого использования и/или несвоевременного освоения выделяемых средств, а также наступления случаев, предусмотренных кредитным соглашением между АО "ФРП "Даму" и БВУ, договором банковского займа между АО "БРК" и БВУ, АО "ФРП Даму" и АО "БРК" вправе досрочно расторгнуть соответствующие кредитное соглашение, договор банковского займа и отозвать размещенные средства, по которым были выявлены вышеуказанные нарушения. Вопрос по перераспределению высвободившихся и отозванных средств среди БВУ выносится на рассмотрение Госкомиссии.
9. В случае досрочного погашения БВУ займов по заключенным кредитным соглашениям между АО "ФРП "Даму" и БВУ, договорам банковского займа между АО "БРК" и БВУ, повторное использование данных средств осуществляется на основании соответствующего решения Госкомиссии.
Условия финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности
1. Целевая группа - СМСП, реализующие проекты в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, относящихся к обслуживанию обрабатывающей промышленности по первому направлению.
2. Участниками не могут быть СМСП:
1) реализующие проекты, предусматривающие выпуск подакцизных товаров;
2) учредителями которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании, а также некоммерческие организации.
3. В целях кредитования одобренных заявок СМСП БВУ осуществляют предварительное согласование с АО "ФРП "Даму" сумм, необходимых для списания средств с отдельного банковского счета БВУ в НБРК.
4. Кредиты предоставляются СМСП на условиях целевого использования, платности, срочности, возвратности и обеспеченности, в т.ч.:
1) максимальный лимит финансирования на одного СМСП - 1 850 000 000 тенге;
2) срок кредитования:
на инвестиции - не более 10 лет;
на пополнение оборотных средств - не более 5 лет;
3) номинальная ставка вознаграждения для СМСП - не более 6,0% годовых;
4) валюта кредитования - тенге.
Условия финансирования субъектов крупного предпринимательства в обрабатывающей промышленности
1. Целевая группа - СКП, реализующие проекты в обрабатывающей промышленности по второму направлению.
2. Участниками не могут быть СКП:
1) реализующие проекты, предусматривающие выпуск подакцизных товаров;
2) учредителями, которых являются национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании.
3. В целях кредитования одобренных заявок СКП БВУ осуществляют предварительное согласование с АО "БРК" сумм, необходимых для списания средств с отдельного банковского счета БВУ в НБРК.
4. Кредиты предоставляются СКП на условиях целевого использования, платности, срочности, возвратности и обеспеченности, в т.ч.:
1) лимит финансирования на одного СКП - от 200 000 000 тенге до 5 000 000 000 тенге.
2) срок кредитования: на инвестиции - не более 10 лет;
3) номинальная ставка вознаграждения для СКП - не более 6,0% годовых;
4) валюта кредитования - тенге;
5) льготный период по оплате основного долга по кредитованию инвестиций - 24 месяца с даты начала освоения кредита конечным заемщиком.
Требования к банкам второго уровня
1. Наличие кредитного рейтинга, присвоенного международным рейтинговым агентством, не ниже "В-".
2. Наличие филиальной сети в Республике Казахстан не менее чем в 5 регионах.
3. Для БВУ, у которых уровень кредитов, имеющих просроченную задолженность, свыше 90 дней по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению выше 15% на дату выдачи средств займа, устанавливается дополнительное требование - заключение индивидуального соглашения с НБРК. Индивидуальное соглашение будет предусматривать обязанность БВУ снизить уровень кредитов, имеющих просроченную задолженность свыше 90 дней по основному долгу и (или) начисленному вознаграждению до 15% в установленный НБРК срок. В случае неисполнения условий БВУ индивидуального соглашения, будет предусмотрен возврат средств в АО "ФРП "Даму" и АО "БРК".
Мониторинг
1. АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" на регулярной основе будут осуществлять анализ финансово-экономического состояния БВУ, участвующих в реализации настоящего Плана.
2. АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" будут осуществлять мониторинг:
1) целевого использования и своевременного освоения средств БВУ;
2) целевого использования полученных средств СМСП и СКП.
3. БВУ на регулярной основе будут направлять в АО "ФРП "Даму", АО "БРК" отчеты об освоении средств, форма и сроки представления отчета отражаются в соответствующем кредитном соглашении, договоре банковского займа.
АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" представляют информацию, полученную от БВУ в соответствии с условиями настоящего пункта, в Комиссию по контролю за расходованием средств, выделенных из НФ РК, образованную распоряжением Президента Республики Казахстан от 18 апреля 2014 года №281 (далее - Комиссия) и АО "НУХ "Байтерек".
4. БВУ проводят мониторинг профинансированных субъектов. При этом по каждому профинансированному проекту субъекта предпринимательства ведется отдельное кредитное досье, в котором должны храниться документы, подтверждающие целевое использование средств субъектом предпринимательства.
5. АО "ФРП "Даму" и АО "БРК" будут отслеживать платежную дисциплину БВУ по средствам, выделяемым в рамках настоящего Плана.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 27 апреля 2015 года