Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 19 сентября 2014 года №89
Об утверждении Правил приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований
В соответствии с частью 3 статьи 180 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года, руководствуясь подпунктом 4-1) статьи 11 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований.
2. Признать утратившими силу:
1) приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 12 сентября 2011 года №83 "Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации, учете, в том числе, в электронном формате, и рассмотрении заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях" (зарегистрированный в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №7293, опубликованный в газете "Юридическая газета" от 22 ноября 2011 года №171 (2161) и от 23 ноября 2011 года №172 (2162));
2) приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 августа 2014 года №80 "Об утверждении Инструкции по ведению единого карточного учета, в том числе в электронном формате заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях, уголовных делах, результатах их расследования (зарегистрированный в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №9730, опубликованный в информационно-правовой системе нормативных правовых актов "Аділет" 19 сентября 2014 года).
3. Комитету по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее - Комитет):
1) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование;
2) направить настоящий приказ заинтересованным субъектам правовой статистики и специальных учетов, а также территориальным органам Комитета для исполнения.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Председателя Комитета.
5. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2015 года.
Генеральный Прокурор Республики Казахстан
А.Даулбаев
Утверждены Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 19 сентября 2014 года №89
Правила приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований
1. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований.
2. В Правилах используются нижеследующие понятия и сокращения:
1) книга учета информации (далее - КУИ) - автоматизированная база данных по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, в которую вносится любая информация об уголовном правонарушении, включая поводы к началу досудебного расследования, перечисленные в части первой статьи 180 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года (далее - УПК РК);
2) повторное заявление и сообщение - обращение по одному и тому же уголовному правонарушению более одного раза;
3) информация об уголовном правонарушении - любая информация, включая поводы к началу досудебного расследования, перечисленные в части первой статьи 180 УПК РК, а также заявление и сообщение, указанное в части 5 статьи 181 УПК РК;
4) учет информации об уголовном правонарушении - фиксация в КУИ любой информации об уголовном правонарушении, включая поводы, указанные в подпункте 8) настоящего пункта, а также сведений о результатах его разрешения в соответствии с пунктами 12 и 14 настоящих Правил по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
5) прием заявления, сообщения и информации об уголовном правонарушении - обязательное принятие поводов, перечисленных в части первой статьи 180 УПК, а также иной информации об уголовных правонарушениях управомоченными должностными лицами органов уголовного преследования;
6) регистрация заявления, сообщения об уголовном правонарушении - фиксация в ЕРДР поводов, указанных в подпункте 8) настоящего пункта;
7) единый реестр досудебных расследований (далее - ЕРДР) - автоматизированная база данных, в которую вносятся сведения о поводах к началу досудебного расследования, перечисленных в части первой статьи 180 УПК РК, принятых по ним процессуальных решениях, произведенных действиях, движении уголовного производства, заявителях и участниках уголовного процесса;
8) поводы к началу досудебного расследования - заявление, явка с повинной, сообщение, рапорт об уголовном правонарушении, перечисленные в части первой статьи 180 УПК, оформленные в соответствии с требованиями статей 181-184 УПК;
9) управомоченное лицо - сотрудник дежурной части органа уголовного преследования (должностное лицо, ответственное за прием и учет);
10) уполномоченный орган - Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан и его территориальные органы;
11) электронная цифровая подпись Национального удостоверяющего центра (ЭЦП) - набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания;
12) электронный информационный учетный документ (форма) - носитель правовой статистической информации установленного образца, на основании которого формируются данные государственной правовой статистики и специальных учетов.
Кроме того, в настоящих Правилах используются понятия, содержащиеся в статье 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года (далее - УК РК) и статье 7 УПК РК.
3. Прием и учет в КУИ информации об уголовном правонарушении осуществляется управомоченным лицом, который незамедлительно обязан передать ее руководителю органа прокуратуры, ответственному начальнику следственного отдела или органа дознания в строгом соответствии с компетенцией, установленной УПК РК.
Передача информации управомоченным лицом осуществляется с обязательной отметкой в Книге учета передачи материалов по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
4. Поводы к началу досудебного расследования регистрируются в ЕРДР следователями, дознавателями, прокурорами, а также должностными лицами органов уголовного преследования, которым в соответствии с их компетенцией поручено досудебное расследование по данному факту.
2. Порядок приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях
5. Органами уголовного преследования, имеющими дежурную часть, прием поводов и информаций об уголовных правонарушениях осуществляется круглосуточно.
6. Заявителю, непосредственно обратившемуся в орган уголовного преследования с заявлением, сообщением об уголовном правонарушении, управомоченным лицом, выдается талон-уведомление по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам, содержащий уникальный номер. Талон также может выдаваться заявителю следственно-оперативной группой.
7. Талон-уведомление состоит из двух частей:
корешка талона-уведомления, который остается в органе уголовного преследования;
отрывного талона-уведомления, который выдается заявителю.
Оригиналы корешков талонов-уведомлений являются документами строгой отчетности, хранятся в течение 3 лет в органах уголовного преследования.
На обороте отрывного талона-уведомления указаны адрес Интернет-ресурса http://service.pravstat.kz, номера телефонов: 1012 (SMS-сервиса), 8 800-080-7777 (со стационарного), 1414 (с мобильного), по которым заявителю можно получить соответствующую информацию и телефон органа уголовного преследования, принявшего заявление.
8. Руководитель органа прокуратуры, ответственный начальник следственного отдела или органа дознания, в соответствии с компетенцией, установленной УПК РК, обязан обеспечить незамедлительную их передачу следователям, дознавателям, прокурорам, а также иным должностным лицам для исполнения требований пунктов 12-15 настоящих Правил и осуществления производства досудебного расследования.
9. Заявления и сообщения о совершенном, готовящемся либо совершаемом уголовном правонарушении при непосредственном обращении заявителя принимаются по примерным образцам согласно приложениям 5, 6, 7 к настоящим Правилам.
10. Явки с повинной принимаются по примерному образцу согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
11. При получении сведений об уголовном правонарушении, в том числе, из средств массовой информации, сотрудниками органов уголовного преследования составляется рапорт по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам.
12. Поводы к началу досудебного расследования, указанные в пунктах 9-11 настоящих Правил, подлежат незамедлительной регистрации в ЕРДР следователями, дознавателями, прокурорами, а также должностными лицами органов уголовного преследования, которым в соответствии с их компетенцией поручено досудебное расследование по данному факту.
13. При получении информации об уголовном правонарушении, за исключением поводов, указанных в пункте 12 настоящих Правил, следователями, дознавателями и прокурорами, а также иными должностными лицами, которым поручено рассмотрение данной информации, незамедлительно, но не позднее 24 часов, обеспечивается принятие заявления, сообщения об уголовном правонарушении с соблюдением требований пунктов 9 и 10 настоящих Правил и их регистрация в ЕРДР согласно пункту 12 настоящих Правил.
14. В случае если зафиксированная в КУИ информация об уголовном правонарушении не подпадает под поводы, перечисленные в части 1 статьи 180 УПК РК, в этот же срок указанная информация:
1) на основании рапорта должностного лица с согласия руководителя органа уголовного преследования либо его заместителя оставляется без рассмотрения и хранится в номенклатурном деле (наряд);
2) в случаях, указанных в части 5 статьи 181 УПК РК, направляется в соответствующий уполномоченный государственный орган или должностному лицу;
3) при наличии иных оснований направляется в уполномоченный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение данных вопросов.
О принятом решении автору обращения дается письменный ответ.
15. При необходимости проведения неотложных следственных действий требования пунктов 9, 10, 12 и 13 настоящих Правил исполняются одновременно либо немедленно после выполнения указанных действий.
16. В случае отсутствия возможности непосредственной фиксации повода в ЕРДР, должностное лицо, указанное в пункте 4 настоящих Правил, уведомляет с использованием средств связи управомоченное лицо органа уголовного преследования, которое на основании полученного уведомления составляет рапорт о регистрации в ЕРДР по форме согласно приложению 9 к настоящим Правилам.
По прибытию в орган уголовного преследования должностное лицо получает рапорт о регистрации досудебного расследования у управомоченного лица, осуществившего регистрацию повода, и вносит дополнительные сведения в ЕРДР в соответствии с установленным порядком.
17. После регистрации в ЕРДР, при установлении аналогичного повода к началу досудебного расследования, ранее зарегистрированного в ЕРДР этим либо другим органом, материалы досудебного производства передаются должностному лицу, либо в орган по подследственности, осуществляющему досудебное производство в порядке статьи 186 УПК РК, для приобщения к первично зарегистрированному.
18. В случае выявления уголовного правонарушения на морских и воздушных судах, при геолого-разведочных партиях, в других государственных организациях и подразделениях, удаленных от органов дознания, досудебное расследование начинается немедленно, сведения о нем регистрируются в ЕРДР при появлении соответствующей возможности.
19. При регистрации в ЕРДР управомоченным лицом на бумажном документе, послужившим основанием для регистрации (заявление, обращение, рапорт и т.д.) ставится регистрационный штамп согласно приложению 10 к настоящим Правилам.
Регистрационный штамп органа включает в себя наименование, дату регистрации, автоматический регистрационный номер, должность, фамилию, имя, отчество и подпись должностного лица.
3. Порядок формирования и ведения Единого реестра досудебных расследований
20. Ведение ЕРДР заключается в заполнении должностным лицом, принявшим решение, соответствующих реквизитов электронных информационных учетных документов - форм (далее - форма) на каждое действие и решение по уголовному производству, подписываемых электронной цифровой подписью, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 января 2003 года "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", передаваемых в уполномоченный орган посредством Единой транспортной среды государственных органов.
21. Регистрация сообщения об уголовном правонарушении производится путем заполнения формы регистрации в ЕРДР согласно приложению 11 к настоящим Правилам, после сохранения которой уголовному производству автоматически присваивается регистрационный номер.
22. Уголовные дела, поступившие по подследственности из других органов уголовного преследования, а также соединенные или поступившие для производства дополнительного расследования, повторной регистрации не подлежат, и досудебное расследование продолжается под ранее присвоенным регистрационным номером.
23. Уголовные дела, поступившие из органов уголовного преследования других государств, в том числе Содружества Независимых Государств (СНГ), подлежат регистрации в ЕРДР, как вновь зарегистрированные с присвоением ему нового регистрационного номера.
24. При выделении уголовного дела в отдельное производство в отношении лица заполняется форма на регистрацию в ЕРДР с присвоением нового регистрационного номера, при этом, оно не учитывается как новое правонарушение.
25. Если в ходе расследования устанавливаются достоверные сведения о районе совершения уголовного правонарушения, то реквизит "Район совершения" формы на регистрацию в ЕРДР подлежит корректировке.
26. Заполняется одна форма на регистрацию и учитывается как одно правонарушение:
1) правонарушение, совершенное несколькими лицами в любой форме соучастия (статья 28 УК);
2) деяние, которым причиняется вред двум или более лицам (например: кража из одного помещения вещей, принадлежащих разным лицам; хищение из одного стада нескольких голов скота, принадлежащих разным владельцам);
3) длящееся правонарушение (например: незаконное приобретение, хранение, передача, сбыт, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, наркотиков; мошенничество; вымогательство);
4) продолжаемое правонарушение (например, истязание);
5) последовательное совершение ряда однородных действий, каждое из которых является малозначительным, но в совокупности представляет значительную общественную опасность и квалифицируется, как одно правонарушение (например: кражи электрических счетчиков из одного дома в течение одного периода времени, связанные единством умысла);
6) совершение различных правонарушений одним действием, при этом подлежит учету наиболее тяжкое правонарушение (например, изнасилование, сопровождаемое заражением венерической болезнью, учитывается только по признакам изнасилования);
7) часть совокупного деяния, являющаяся способом совершения основного правонарушения (например, присвоение или растрата вверенного виновному чужого имущества с использованием служебного положения, где использование служебного положения служит способом хищения, напротив, злоупотребление служебным положением образует самостоятельное деяние и учитывается как отдельная акция, если не является средством реализации основного акта);
8) правонарушение, имеющее элементы составов разных правонарушений, но квалифицируемое как одно (например, превышение власти, сопровождающееся насилием в отношении потерпевшего, злостное хулиганство, сопряженное с сопротивлением представителю власти);
9) деяние, которое хотя и посягает на различные объекты, но образует одно правонарушение (например, разбой, при котором посягательству подвергается жизнь, здоровье, собственность потерпевшего);
10) развратные действия, мужеложство и иные подобные акты, независимо от количества эпизодов. При отсутствии умысла на групповое правонарушение, каждое новое партнерство в таком акте следует учитывать, как самостоятельное правонарушение.
11) в случае одновременного совершения самостоятельных действий, квалифицируемых по различным статьям УК (идеальная совокупность).
27. Общественное место - специально оборудованные места общего пользования в черте или вне городов и населенных пунктов, предназначенные для использования населением, а также проведения массовых мероприятий, обслуживания и отдыха граждан.
К общественным местам относятся:
1) организации образования и отдыха;
2) организации здравоохранения;
3) пункты общественного питания;
4) кинотеатры, театры, цирки, концертные, смотровые и выставочные залы, спортивные арены и другие крытые сооружения, предназначенные для массового отдыха, в том числе ночные клубы и дискотеки;
5) музеи, библиотеки и лектории;
6) поезда местного и дальнего сообщения, суда воздушного, морского и речного транспорта, салоны городских, междугородних автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта;
7) здания аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов, перроны железнодорожных вокзалов и метрополитены;
8) помещения государственных органов и организаций, не использующих пропускной режим;
9) помещения, являющиеся рабочими местами, на объектах с пропускным режимом, используемых коллективами трудящихся для работы в случаях совершения хулиганства;
10) подъезды домов.
28. Общественные места подразделяются на:
1) постоянные (места, доступ в которое открыт в любое время: улицы, переулки, скверы, бульвары, набережные, площади, вокзалы, дворы (за исключением дворов частных домов));
2) периодические (помещения, предназначенные для обслуживания и отдыха населения в определенные часы: рынки, образовательные и лечебно-оздоровительные учреждения, зоны отдыха, культурные, развлекательные, спортивные учреждения, общественный транспорт, предприятия торговли, вагоны пассажирских поездов (кроме тамбуров), а также вагон-ресторан, пассажирское купе в ночное время суток и туалет).
29. Из общего количества правонарушений, отнесенных к числу совершенных в общественных местах, выделяются уличные, то есть, совершенные в обустроенных в социальном плане местах: улицах, площадях, бульварах, набережных, мостах, переулках, не огороженных дворах (за исключением частных), в жилых массивах, лесопарковых зонах, в черте городов (населенных пунктов), скверах, пляжах, зонах отдыха, рынках, стадионах в период их функционирования.
30. Не подлежат учету, как совершенные в общественных местах и на улицах, правонарушения, совершенные:
1) на объектах общественного назначения, в момент совершения правонарушения не выполняющих свои функции;
2) на объектах с пропускным режимом, используемых коллективами трудящихся для работы и охраняемых автостоянках;
3) правонарушения, совершенные в подсобных помещениях, гардеробах организаций, учреждений, торговых и увеселительных заведений, в том числе, раздевалках спортзалов учебных и иных заведений;
4) правонарушения, совершенные в такси;
5) правонарушения, совершенные на территории заброшенных зданий, вне зависимости от наличия ограждения, в подземных коммуникациях, на необустроенном участке местности - пустыре, побережье реки, за исключением набережных улиц и пляжа, участке автодороги без каких-либо объектов инфраструктуры;
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 1 января 2015 года