Недействующая редакция. Принята: 19.09.2014 / Вступила в силу: 01.01.2015

Недействующая редакция, не действует с 1 января 2015 года

ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 19 сентября 2014 года №89

Об утверждении Правил приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований

В соответствии с частью 3 статьи 180 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года, руководствуясь подпунктом 4-1) статьи 11 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре", ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований.

2. Признать утратившими силу:

1) приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 12 сентября 2011 года №83 "Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации, учете, в том числе, в электронном формате, и рассмотрении заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях" (зарегистрированный в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №7293, опубликованный в газете "Юридическая газета" от 22 ноября 2011 года №171 (2161) и от 23 ноября 2011 года №172 (2162));

2) приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 августа 2014 года №80 "Об утверждении Инструкции по ведению единого карточного учета, в том числе в электронном формате заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях, уголовных делах, результатах их расследования (зарегистрированный в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №9730, опубликованный в информационно-правовой системе нормативных правовых актов "Аділет" 19 сентября 2014 года).

3. Комитету по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее - Комитет):

1) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование;

2) направить настоящий приказ заинтересованным субъектам правовой статистики и специальных учетов, а также территориальным органам Комитета для исполнения.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Председателя Комитета.

5. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2015 года.

Генеральный Прокурор Республики Казахстан

А.Даулбаев

Утверждены Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 19 сентября 2014 года №89

Правила приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований

1. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований.

2. В Правилах используются нижеследующие понятия и сокращения:

1) книга учета информации (далее - КУИ) - автоматизированная база данных по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, в которую вносится любая информация об уголовном правонарушении, включая поводы к началу досудебного расследования, перечисленные в части первой статьи 180 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года (далее - УПК РК);

2) повторное заявление и сообщение - обращение по одному и тому же уголовному правонарушению более одного раза;

3) информация об уголовном правонарушении - любая информация, включая поводы к началу досудебного расследования, перечисленные в части первой статьи 180 УПК РК, а также заявление и сообщение, указанное в части 5 статьи 181 УПК РК;

4) учет информации об уголовном правонарушении - фиксация в КУИ любой информации об уголовном правонарушении, включая поводы, указанные в подпункте 8) настоящего пункта, а также сведений о результатах его разрешения в соответствии с пунктами 12 и 14 настоящих Правил по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

5) прием заявления, сообщения и информации об уголовном правонарушении - обязательное принятие поводов, перечисленных в части первой статьи 180 УПК, а также иной информации об уголовных правонарушениях управомоченными должностными лицами органов уголовного преследования;

6) регистрация заявления, сообщения об уголовном правонарушении - фиксация в ЕРДР поводов, указанных в подпункте 8) настоящего пункта;

7) единый реестр досудебных расследований (далее - ЕРДР) - автоматизированная база данных, в которую вносятся сведения о поводах к началу досудебного расследования, перечисленных в части первой статьи 180 УПК РК, принятых по ним процессуальных решениях, произведенных действиях, движении уголовного производства, заявителях и участниках уголовного процесса;

8) поводы к началу досудебного расследования - заявление, явка с повинной, сообщение, рапорт об уголовном правонарушении, перечисленные в части первой статьи 180 УПК, оформленные в соответствии с требованиями статей 181-184 УПК;

9) управомоченное лицо - сотрудник дежурной части органа уголовного преследования (должностное лицо, ответственное за прием и учет);

10) уполномоченный орган - Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан и его территориальные органы;

11) электронная цифровая подпись Национального удостоверяющего центра (ЭЦП) - набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания;

12) электронный информационный учетный документ (форма) - носитель правовой статистической информации установленного образца, на основании которого формируются данные государственной правовой статистики и специальных учетов.

Кроме того, в настоящих Правилах используются понятия, содержащиеся в статье 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года (далее - УК РК) и статье 7 УПК РК.

3. Прием и учет в КУИ информации об уголовном правонарушении осуществляется управомоченным лицом, который незамедлительно обязан передать ее руководителю органа прокуратуры, ответственному начальнику следственного отдела или органа дознания в строгом соответствии с компетенцией, установленной УПК РК.

Передача информации управомоченным лицом осуществляется с обязательной отметкой в Книге учета передачи материалов по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

4. Поводы к началу досудебного расследования регистрируются в ЕРДР следователями, дознавателями, прокурорами, а также должностными лицами органов уголовного преследования, которым в соответствии с их компетенцией поручено досудебное расследование по данному факту.

2. Порядок приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях

5. Органами уголовного преследования, имеющими дежурную часть, прием поводов и информаций об уголовных правонарушениях осуществляется круглосуточно.

6. Заявителю, непосредственно обратившемуся в орган уголовного преследования с заявлением, сообщением об уголовном правонарушении, управомоченным лицом, выдается талон-уведомление по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам, содержащий уникальный номер. Талон также может выдаваться заявителю следственно-оперативной группой.

7. Талон-уведомление состоит из двух частей:

корешка талона-уведомления, который остается в органе уголовного преследования;

отрывного талона-уведомления, который выдается заявителю.

Оригиналы корешков талонов-уведомлений являются документами строгой отчетности, хранятся в течение 3 лет в органах уголовного преследования.

На обороте отрывного талона-уведомления указаны адрес Интернет-ресурса http://service.pravstat.kz, номера телефонов: 1012 (SMS-сервиса), 8 800-080-7777 (со стационарного), 1414 (с мобильного), по которым заявителю можно получить соответствующую информацию и телефон органа уголовного преследования, принявшего заявление.

8. Руководитель органа прокуратуры, ответственный начальник следственного отдела или органа дознания, в соответствии с компетенцией, установленной УПК РК, обязан обеспечить незамедлительную их передачу следователям, дознавателям, прокурорам, а также иным должностным лицам для исполнения требований пунктов 12-15 настоящих Правил и осуществления производства досудебного расследования.

9. Заявления и сообщения о совершенном, готовящемся либо совершаемом уголовном правонарушении при непосредственном обращении заявителя принимаются по примерным образцам согласно приложениям 5, 6, 7 к настоящим Правилам.

10. Явки с повинной принимаются по примерному образцу согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

11. При получении сведений об уголовном правонарушении, в том числе, из средств массовой информации, сотрудниками органов уголовного преследования составляется рапорт по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам.

12. Поводы к началу досудебного расследования, указанные в пунктах 9-11 настоящих Правил, подлежат незамедлительной регистрации в ЕРДР следователями, дознавателями, прокурорами, а также должностными лицами органов уголовного преследования, которым в соответствии с их компетенцией поручено досудебное расследование по данному факту.

13. При получении информации об уголовном правонарушении, за исключением поводов, указанных в пункте 12 настоящих Правил, следователями, дознавателями и прокурорами, а также иными должностными лицами, которым поручено рассмотрение данной информации, незамедлительно, но не позднее 24 часов, обеспечивается принятие заявления, сообщения об уголовном правонарушении с соблюдением требований пунктов 9 и 10 настоящих Правил и их регистрация в ЕРДР согласно пункту 12 настоящих Правил.

14. В случае если зафиксированная в КУИ информация об уголовном правонарушении не подпадает под поводы, перечисленные в части 1 статьи 180 УПК РК, в этот же срок указанная информация:

1) на основании рапорта должностного лица с согласия руководителя органа уголовного преследования либо его заместителя оставляется без рассмотрения и хранится в номенклатурном деле (наряд);

2) в случаях, указанных в части 5 статьи 181 УПК РК, направляется в соответствующий уполномоченный государственный орган или должностному лицу;

3) при наличии иных оснований направляется в уполномоченный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение данных вопросов.

О принятом решении автору обращения дается письменный ответ.

15. При необходимости проведения неотложных следственных действий требования пунктов 9, 10, 12 и 13 настоящих Правил исполняются одновременно либо немедленно после выполнения указанных действий.

16. В случае отсутствия возможности непосредственной фиксации повода в ЕРДР, должностное лицо, указанное в пункте 4 настоящих Правил, уведомляет с использованием средств связи управомоченное лицо органа уголовного преследования, которое на основании полученного уведомления составляет рапорт о регистрации в ЕРДР по форме согласно приложению 9 к настоящим Правилам.

По прибытию в орган уголовного преследования должностное лицо получает рапорт о регистрации досудебного расследования у управомоченного лица, осуществившего регистрацию повода, и вносит дополнительные сведения в ЕРДР в соответствии с установленным порядком.

17. После регистрации в ЕРДР, при установлении аналогичного повода к началу досудебного расследования, ранее зарегистрированного в ЕРДР этим либо другим органом, материалы досудебного производства передаются должностному лицу, либо в орган по подследственности, осуществляющему досудебное производство в порядке статьи 186 УПК РК, для приобщения к первично зарегистрированному.

18. В случае выявления уголовного правонарушения на морских и воздушных судах, при геолого-разведочных партиях, в других государственных организациях и подразделениях, удаленных от органов дознания, досудебное расследование начинается немедленно, сведения о нем регистрируются в ЕРДР при появлении соответствующей возможности.

19. При регистрации в ЕРДР управомоченным лицом на бумажном документе, послужившим основанием для регистрации (заявление, обращение, рапорт и т.д.) ставится регистрационный штамп согласно приложению 10 к настоящим Правилам.

Регистрационный штамп органа включает в себя наименование, дату регистрации, автоматический регистрационный номер, должность, фамилию, имя, отчество и подпись должностного лица.

3. Порядок формирования и ведения Единого реестра досудебных расследований

20. Ведение ЕРДР заключается в заполнении должностным лицом, принявшим решение, соответствующих реквизитов электронных информационных учетных документов - форм (далее - форма) на каждое действие и решение по уголовному производству, подписываемых электронной цифровой подписью, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 января 2003 года "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", передаваемых в уполномоченный орган посредством Единой транспортной среды государственных органов.

21. Регистрация сообщения об уголовном правонарушении производится путем заполнения формы регистрации в ЕРДР согласно приложению 11 к настоящим Правилам, после сохранения которой уголовному производству автоматически присваивается регистрационный номер.

22. Уголовные дела, поступившие по подследственности из других органов уголовного преследования, а также соединенные или поступившие для производства дополнительного расследования, повторной регистрации не подлежат, и досудебное расследование продолжается под ранее присвоенным регистрационным номером.

23. Уголовные дела, поступившие из органов уголовного преследования других государств, в том числе Содружества Независимых Государств (СНГ), подлежат регистрации в ЕРДР, как вновь зарегистрированные с присвоением ему нового регистрационного номера.

24. При выделении уголовного дела в отдельное производство в отношении лица заполняется форма на регистрацию в ЕРДР с присвоением нового регистрационного номера, при этом, оно не учитывается как новое правонарушение.

25. Если в ходе расследования устанавливаются достоверные сведения о районе совершения уголовного правонарушения, то реквизит "Район совершения" формы на регистрацию в ЕРДР подлежит корректировке.

26. Заполняется одна форма на регистрацию и учитывается как одно правонарушение:

1) правонарушение, совершенное несколькими лицами в любой форме соучастия (статья 28 УК);

2) деяние, которым причиняется вред двум или более лицам (например: кража из одного помещения вещей, принадлежащих разным лицам; хищение из одного стада нескольких голов скота, принадлежащих разным владельцам);

3) длящееся правонарушение (например: незаконное приобретение, хранение, передача, сбыт, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, наркотиков; мошенничество; вымогательство);

4) продолжаемое правонарушение (например, истязание);

5) последовательное совершение ряда однородных действий, каждое из которых является малозначительным, но в совокупности представляет значительную общественную опасность и квалифицируется, как одно правонарушение (например: кражи электрических счетчиков из одного дома в течение одного периода времени, связанные единством умысла);

6) совершение различных правонарушений одним действием, при этом подлежит учету наиболее тяжкое правонарушение (например, изнасилование, сопровождаемое заражением венерической болезнью, учитывается только по признакам изнасилования);

7) часть совокупного деяния, являющаяся способом совершения основного правонарушения (например, присвоение или растрата вверенного виновному чужого имущества с использованием служебного положения, где использование служебного положения служит способом хищения, напротив, злоупотребление служебным положением образует самостоятельное деяние и учитывается как отдельная акция, если не является средством реализации основного акта);

8) правонарушение, имеющее элементы составов разных правонарушений, но квалифицируемое как одно (например, превышение власти, сопровождающееся насилием в отношении потерпевшего, злостное хулиганство, сопряженное с сопротивлением представителю власти);

9) деяние, которое хотя и посягает на различные объекты, но образует одно правонарушение (например, разбой, при котором посягательству подвергается жизнь, здоровье, собственность потерпевшего);

10) развратные действия, мужеложство и иные подобные акты, независимо от количества эпизодов. При отсутствии умысла на групповое правонарушение, каждое новое партнерство в таком акте следует учитывать, как самостоятельное правонарушение.

11) в случае одновременного совершения самостоятельных действий, квалифицируемых по различным статьям УК (идеальная совокупность).

27. Общественное место - специально оборудованные места общего пользования в черте или вне городов и населенных пунктов, предназначенные для использования населением, а также проведения массовых мероприятий, обслуживания и отдыха граждан.

К общественным местам относятся:

1) организации образования и отдыха;

2) организации здравоохранения;

3) пункты общественного питания;

4) кинотеатры, театры, цирки, концертные, смотровые и выставочные залы, спортивные арены и другие крытые сооружения, предназначенные для массового отдыха, в том числе ночные клубы и дискотеки;

5) музеи, библиотеки и лектории;

6) поезда местного и дальнего сообщения, суда воздушного, морского и речного транспорта, салоны городских, междугородних автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта;

7) здания аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов, перроны железнодорожных вокзалов и метрополитены;

8) помещения государственных органов и организаций, не использующих пропускной режим;

9) помещения, являющиеся рабочими местами, на объектах с пропускным режимом, используемых коллективами трудящихся для работы в случаях совершения хулиганства;

10) подъезды домов.

28. Общественные места подразделяются на:

1) постоянные (места, доступ в которое открыт в любое время: улицы, переулки, скверы, бульвары, набережные, площади, вокзалы, дворы (за исключением дворов частных домов));

2) периодические (помещения, предназначенные для обслуживания и отдыха населения в определенные часы: рынки, образовательные и лечебно-оздоровительные учреждения, зоны отдыха, культурные, развлекательные, спортивные учреждения, общественный транспорт, предприятия торговли, вагоны пассажирских поездов (кроме тамбуров), а также вагон-ресторан, пассажирское купе в ночное время суток и туалет).

29. Из общего количества правонарушений, отнесенных к числу совершенных в общественных местах, выделяются уличные, то есть, совершенные в обустроенных в социальном плане местах: улицах, площадях, бульварах, набережных, мостах, переулках, не огороженных дворах (за исключением частных), в жилых массивах, лесопарковых зонах, в черте городов (населенных пунктов), скверах, пляжах, зонах отдыха, рынках, стадионах в период их функционирования.

30. Не подлежат учету, как совершенные в общественных местах и на улицах, правонарушения, совершенные:

1) на объектах общественного назначения, в момент совершения правонарушения не выполняющих свои функции;

2) на объектах с пропускным режимом, используемых коллективами трудящихся для работы и охраняемых автостоянках;

3) правонарушения, совершенные в подсобных помещениях, гардеробах организаций, учреждений, торговых и увеселительных заведений, в том числе, раздевалках спортзалов учебных и иных заведений;

4) правонарушения, совершенные в такси;

5) правонарушения, совершенные на территории заброшенных зданий, вне зависимости от наличия ограждения, в подземных коммуникациях, на необустроенном участке местности - пустыре, побережье реки, за исключением набережных улиц и пляжа, участке автодороги без каких-либо объектов инфраструктуры;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований 1. Общие положения 2. Порядок приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях 3. Порядок формирования и ведения Единого реестра досудебных расследований 4. Форма на принятие решений 5. Форма на лицо, подозреваемое (обвиняемое) в совершении уголовного правонарушения 7. Форма на вещественное доказательство 8. Форма на потерпевшее лицо 9. Форма на осужденное лицо 10. Сроки ввода форм 11. Редактирование сведений 12. Порядок заведения пользователей, присвоения ролей 13. Порядок регистрации досудебных расследований в случае возникновения нештатных ситуаций Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20