Недействующая редакция. Принята: 05.07.2010 / Вступила в силу: 06.08.2010

Недействующая редакция, не действует с 07.10.2011 г.

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции Украины

22 декабря 2005 г.

№1545/11825

ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ ПО НАДЗОРУ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИИ

от 20 сентября 2005 года №684

Об утверждении Правил сертификации эксплуатантов

(по состоянию на 5 июля 2010 года)

В целях усовершенствования процедуры сертификации эксплуатантов, в соответствии со статьей 5 Воздушного кодекса Украины, а также согласно Указу Президента Украины от 15 июля 2004 года N803 "О Государственной службе Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации" и во исполнение поручения Кабинета Министров Украины от 22 декабря 2004 года N54412/1/1-04 ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила сертификации эксплуатантов (далее - Правила) (прилагаются).

2. Юридическому управлению (Маковий В.В.) представить настоящий приказ в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

3. Довести Правила до всех заинтересованных организаций, зарегистрированных на территории Украины, которые осуществляют эксплуатацию и техническое обслуживание гражданских воздушных судов, использование воздушного пространства и обслуживание воздушного движения, подготовку авиационных специалистов в установленном порядке.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

 

Председатель М.О.Марченко

Утверждены Приказом Государственной службы Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации от 20 сентября 2005 года №684

Правила сертификации эксплуатации

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила распространяются независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности на всех эксплуатантов гражданской авиации (далее - эксплуатанты), зарегистрированных на территории Украины как юридические лица и осуществляющих эксплуатацию гражданских воздушных судов (далее - ВС), и являются обязательными для них. Правила распространяются также на эксплуатантов других летательных аппаратов, используемых в коммерческих целях.

1.2. Правила устанавливают сертификационные требования к эксплуатантам гражданских воздушных судов, а также процедуры сертификации эксплуатантов и надзора за ними.

1.3. Правила используются для разработки эксплуатационных процедур, необходимых для организации работы эксплуатантов, с целью обеспечения безопасности авиации и выполнения полетов.

1.4. Настоящие Правила не применяются к эксплуатантов, осуществляющих эксплуатацию гражданских воздушных судов (самолетов) с целью выполнения коммерческих транспортных перевозок и сертифицированы в соответствии с правилами сертификации эксплуатантов, осуществляющих эксплуатацию гражданских воздушных судов (самолетов) с целью выполнения коммерческих транспортных перевозок согласно требованиями OPS 1.

2. Термины, определения и сокращения

2.1. В этих Правилах употребляются такие термины и определения:

Авиационные работы - полеты ВС, во время которых ВС используется для обеспечения специализированных видов работ в таких отраслях, как сельское хозяйство, фотографирование, топографическая съемка, строительство, медицинская помощь, надзор и патрулирование, поиск и спасение, воздушная реклама, тушение лесных пожаров и прочее.

Аннулирование Сертификата - официальная процедура в системе Госавиаадминистрации, которая определяет Сертификат эксплуатанта недействительным по определенным причинам, после чего восстановление Сертификата эксплуатанта производится по тем процедурам, которые предусмотрены при получении Сертификата впервые.

Вертикальное эшелонирование - интервал, устанавливаемый между ВС в вертикальной плоскости для предотвращения столкновения.

Отказ от Сертификата - официальная процедура, по которой владелец Сертификата по собственному желанию отказывается от деятельности, указанной в Сертификате.

Производитель - организация, которая несет ответственность за производство, поставку и обеспечение соответствия каждого изготовленного ею экземпляра авиационной техники одобренной типовой конструкции.

Государственная авиационная администрация (Госавиаадминистрация) - правительственный орган государственного управления в составе Министерства транспорта и связи Украины.

Эксплуатационные спецификации - юридический документ, являющийся неотъемлемой частью Сертификата эксплуатанта, в котором обусловлены права и ограничения относительно деятельности эксплуатанта. Эксплуатационные спецификации используются для дополнения общих положений Сертификата эксплуатанта и не являются действующими отдельно от него (эксплуатационные спецификации, в отличие от СЭП, обязательно прилагаются к Сертификату эксплуатанта во время его выдачи).

Обеспечение качества - все запланированные систематические действия, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что продукция или услуга будет соответствовать установленным требованиям к качеству.

Заявление о прекращении выполнения полетов - официальная процедура, по которой эксплуатант заявляет о временной невозможности выполнения полетов по определенным причинам. Восстановление действия Сертификата эксплуатанта производится после осуществления дополнительного инспектирования.

Заявка на проведение сертификации - официальное обращение заявителя в соответствующей форме в Госавиаадминистрацию относительно получения или продления действия Сертификата эксплуатанта либо внесения изменений в специальные эксплуатационные положения.

Заявитель - юридическое или физическое лицо, подавшее заявку на проведение сертификации.

Наружная станция технического обслуживания - линейная станция организации по техническому обслуживанию, которая расположена за пределами страны регистрации данной организации.

Зональная навигация (RNAV) - метод навигации, который предоставляет возможность ВС выполнять полет по любой желательной траектории в пределах зоны действия радиомаячных навигационных средств или в пределах, определенных возможностями автономных средств или их комбинаций.

Инспектор - высококвалифицированный работник Госавиаадминистрации, которому предоставлены соответствующие полномочия по проверке деятельности эксплуатанта и который имеет соответствующее удостоверение Госавиаадминистрации.

Категория II ICAO (CAT II) - точный заход на посадку и посадка по приборам с относительной высотой принятия решения меньше 60 м (200 футов), но не меньше 30 м (100 футов) и при дальности видимости на ВПП не менее 350 м.

Категория IIIA ICAO (CAT IIIA) - точный заход на посадку и посадка по приборам:

а) с относительной высотой принятия решения меньше 30 м (100 футов) или без ограничения относительной высоты принятия решения;

б) с дальностью видимости на ВПП не меньше 200 м.

Категория IIIB ICAO (CAT IIIB) - точный заход на посадку и посадка по приборам:

а) с относительной высотой принятия решения меньше 15 м (50 футов) или без ограничения относительной высоты принятия решения;

б) с дальностью видимости на ВПП меньше 200 м, но не меньше 50 м.

Категория IIIC ICAO (CAT IIIC) - точный заход на посадку и посадка по приборам без ограничения относительной высоты принятия решения и дальности видимости на взлетно-посадочной полосе (ВПП).

Руководство по выполнению полетов - документ, который разрабатывается эксплуатантом и содержит информацию относительно политики, процедур и инструкций эксплуатанта для использования персоналом, осуществляющим организацию и выполнение полетов.

Руководство по регулированию технического обслуживаниядокумент, который разрабатывается эксплуатантом и является инструктивным материалом для персонала, занимающегося техническим обслуживанием.

Комиссия - постоянно действующая комиссия Госавиаадминистрации, назначаемая председателем Госавиаадминистрации, который подготавливает решение о выдаче или прекращении действия Сертификата эксплуатанта и представляет его на утверждение председателю Госавиаадминистрации.

Компьютерная информационно-аналитическая система Госавиаадминистрации - локальная компьютерная сеть, установленная в подразделениях Госавиаадминистрации, которая содержит информацию об эксплуатантах, ВС, персонале авиационного транспорта Украины и прочем.

Линейная станция технического обслуживания - подразделение организации по техническому обслуживанию, созданное вне места дислокации основной производственной базы на срок не меньше трех месяцев.

Необходимые навигационные характеристики (RNP) - показатель точности соблюдения навигационных характеристик, необходимый для выполнения полетов в пределах установленного воздушного пространства.

Нормативный документ - документ, который содержит нормы, правила, общие принципы, процедуры или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Организация по техническому обслуживанию - организация, зарегистрированная в установленном порядке, одним из основных направлений деятельности которой является техническое обслуживание авиационной техники и которая имеет Сертификат на право выполнения соответствующих видов работ. Организацией по техническому обслуживанию могут выступать как самостоятельные предприятия, так и эксплуатанты и аэропорты.

Аренда ВС - основанное на договоре срочное платное пользование ВС, необходимое арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.

Основной перечень минимального оборудования (MMEL) - перечень, составляемый разработчиком для конкретного типа ВС, который утверждается государством разработчика и определяет компоненты оборудования, неисправность одного или нескольких из которых не препятствует началу полета. В основном перечне минимального оборудования могут быть предоставлены особые эксплуатационные условия, ограничения или правила.

Перечень минимального оборудования (MEL) - перечень, предусматривающий эксплуатацию ВС в определенных условиях при отказе конкретного компонента оборудования, который составляется эксплуатантом в соответствии с основным перечнем минимального оборудования для данного типа ВС или более жесткими требованиями.

Полеты повышенной дальности (ETOPS) - полеты на самолетах с двумя двигателями по маршрутам, где время полета на рекомендованной скорости в случае отказа одного двигателя до ближайшего запасного аэродрома, пригодного для посадки, превышает 60 минут.

Прекращение действия Сертификата - официальная процедура Госавиаадминистрации, которая фиксирует временное прекращение действия Сертификата с правом возобновления его действия после устранения недостатков, приведших к прекращению.

Сертификат эксплуатанта - юридический документ, который выдается согласно этим Правилам и свидетельствует о том, что эксплуатант соответствует требованиям Воздушного кодекса Украины, требованиям этих Правил и рекомендациям Международной организации гражданской авиации.

Сертификат летной пригодности - документ, который свидетельствует о соответствии экземпляра ВС действующим требованиям летной пригодности и дает право на летную эксплуатацию ВС согласно установленным ограничениям.

Сертификат специалиста гражданской авиации - юридический документ, который устанавливает личность владельца Сертификата, определяет его право на осуществление профессиональной деятельности в отрасли гражданской авиации и подтверждает наличие в него необходимых знаний, образования, навыков и соответствующего состояния здоровья.

Сертификация эксплуатанта - официальная процедура относительно проверки способности эксплуатанта обеспечить соответствие установленным требованиям по обеспечению безопасности авиации.

Система управления надежностью авиационной техники (далее - АТ)совокупность взаимосвязанных программ, мероприятий, нормативов, методов и средств, направленных на сохранение летной пригодности ВС и повышение надежности изделий АТ, которые осуществляются предприятиями и организациями на основании нормирования их деятельности комплексом процедур.

Система качества - совокупность организационной структуры определенных эксплуатантом норм ответственности, полномочий и процедур эксплуатанта, а также процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление управления качеством и соответствие его установленным требованиям.

Специальное эксплуатационное положение (СЭП) - юридический документ, где обусловлены права и ограничения, который приобщается к Сертификату эксплуатанта. СЭП используются для дополнения общих положений сертификата и не являются действующими отдельно без Сертификата эксплуатанта.

Техническое обслуживание - капитальный ремонт (или эквивалентные ему работы), ремонт, проверка, замена, модификация или устранение дефекта авиационной техники, которые выполняются как отдельно, так и в совокупности.

Установленные требования - положения, которые изложены в рекомендациях, инструкциях, руководствах, нормах летной пригодности и других нормативных документах, регулирующих эксплуатацию гражданских ВС, уровень профессиональной подготовки авиационного персонала, финансово-экономическую способность, разработку, строительство и эксплуатацию авиационной техники, аэропортов и гражданских аэродромов, а также в правилах полетов, перевозок пассажиров, багажа, груза, почты, использования авиации для выполнения авиационных работ.

Качество - совокупность характеристик продукции или услуги, которые касаются ее способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.

2.2. В этих Правилах употребляются следующие сокращения:

АБ - авиационная безопасность.

АД - авиационный двигатель.

АМС(Г) - аэродромная метеорологическая станция (гражданская).

АНВ - акт незаконного вмешательства.

АТ - авиационная техника.

АТБ - авиационно-техническая база.

АФТН - сеть авиационной наземной связи.

БП - безопасность полетов.

ВПО - ведомственная пожарная охрана.

ГВПП - грунтовая взлетно-посадочная полоса.

ГПН - государственный пожарный надзор.

ЭД - эксплуатационная документация.

СОК - средства объективного контроля.

ВПП - взлетно-посадочная полоса.

ИАС - инженерно-авиационная служба.

КИАС - компьютерная информационно-аналитическая система.

РЛЭ - руководство по летной эксплуатации типа ВС.

КТО - руководство по техническому обслуживанию типа ВС.

МВЛ - международные воздушные линии.

ОЛР - организация летной работы.

ОВД - организация воздушного движения.

ПАСОП - поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов.

ПСОП - поисково-спасательное обеспечение полетов.

ВС - воздушное судно.

РТО - радиотехническое обеспечение.

САИ - служба аэронавигационной информации.

СЭП - специальные эксплуатационные положения к Сертификату эксплуатанта.

ТО - техническое обслуживание.

УВД - управление воздушным движением.

ГА - гражданская авиация.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.