Недействующая редакция. Принята: 12.11.2010 / Вступила в силу: 12.11.2010
 

Недействующая редакция, не действует с 15.08.2011 г.

ПРИКАЗ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

от 18 января 2008 года №16-ОД

Об утверждении Методики расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги аэропортов с учетом качественных характеристик

(В редакции Приказов Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 25.09.2008 г. №300-ОД, 24.06.2009 г. №224-ОД, 12.11.2010 г. №317-ОД)

В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 13, подпунктом 17) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях и регулируемых рынках" и постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 9 января 2008 года №1 ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Методику расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги аэропортов с учетом качественных характеристик.

1.1. Признать утратившим силу приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 16 сентября 2005 года № 271-ОД "Об утверждении Методики расчета тарифов (ставок сборов) на регулируемые услуги аэропортов.

2. Департаменту административной работы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Есиркепов Е.О.):

1) довести настоящий приказ до сведения структурных подразделений и территориальных органов Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий;

2) обеспечить в установленном законодательством порядке опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий Степанова М.М.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.

 

Председатель

Агентства Республики Казахстан

по регулированию естественных монополий Н.Алдабергенов

Утверждена приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 18 января 2008 года №16-ОД

Методика расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги аэропортов с учетом качественных характеристик

1. Общие положения

1. Настоящая Методика расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги аэропортов (далее - Методика) разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан "О естественных монополиях и регулируемых рынках", Правилами об особом порядке формирования затрат, применяемом при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 30 июля 2003 года №185-ОД (далее - Особый порядок), Правилами ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественной монополии, оказывающими услуги в сфере аэропортов, утвержденными Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 24 ноября 2004 года №459-ОД (далее - Правила), Руководством по экономике аэропортов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) 1991 года.

2. Методика разработана в целях определения механизма расчета тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) в сфере аэропортов, определенных Перечнем регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2006 года №155 (далееПеречень услуг).

2. Основные понятия, используемые в Методике

3. Для целей настоящей Методики используются следующие основные понятия:

1) задействованные активы - основные средства и нематериальные активы аэропорта, используемые для предоставления регулируемых услуг (товаров, работ) в сфере аэропортов;

2) качество услуги - совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик услуги, установленных государственными органами в пределах их компетенции, посредством которых предоставляемая услуга отвечает требованиям потребителя.

3) коэффициент задействованности активов - показатель в процентном выражении, характеризующий фактическое использование (задействованность) основных средств субъекта естественной монополии при производстве и предоставлении услуг (товаров, работ), отнесенных к сфере естественной монополии, от их технологической мощности;

4) прямые затраты на услуги - затраты, которые имеют прямые причинно-следственные связи с определенной услугой, и поэтому прямо и однозначно относятся к определенной услуге;

5) направления деятельности - совокупность определенных процессов оказания услуг, которые участвуют в оказании услуг как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом;

6) услуги - регулируемые услуги (товары, работы) в сфере аэропортов, осуществляемые субъектами естественных монополий;

Иные понятия и термины, используемые в настоящей Методике, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

3. Основные принципы механизма расчета тарифов (цен, ставок сборов) на услуги

4. Основными принципами механизма расчета тарифов (цен, ставок сборов) в соответствии с настоящей Методикой являются:

1) соответствие качества оказываемых услуг требованиям, установленным государственными органами в пределах их компетенции;

2) прозрачность формирования тарифов (цен, ставок сборов) на оказываемые услуги;

3) обеспечение тарифом (ценой, ставкой сбора) уровня рентабельности, достаточного для функционирования и развития субъекта естественной монополии;

4) нормирование допустимого уровня прибыли в тарифах (ценах, ставках сборов) на услуги на основе ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов;

5) достоверность производственных и финансовых показателей, используемых при расчете тарифов (цен, ставок сборов) на услуги.

4. Механизм расчета тарифов

5. Тариф (цена, ставка сбора) на услугу по обеспечению взлета и посадки воздушного судна (далее - услуга по обеспечению взлета и посадки воздушного судна), включает расчет затрат по следующим операциям:

1) предоставление взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перронов;

2) обеспечение содержания и эксплуатации аэродрома;

3) светотехническое обеспечение аэродрома;

4) аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение;

5) орнитологическое обеспечение безопасности полетов в районе аэропорта;

6) предоставление оперативных изменений аэронавигационной информации и аэронавигационной обстановки по основным направлениям полетов воздушных судов из аэропорта (в тех случаях, когда выполняется аэропортом);

7) диспетчерское обслуживание подхода и аэродромное диспетчерское обслуживание (в тех случаях, когда выполняется аэропортом);

8) радиотехническое обеспечение (в тех случаях, когда выполняется аэропортом);

9) метеорологическое обеспечение (в тех случаях, когда выполняется аэропортом);

10) предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме в течение 3-х часов после посадки для пассажирских и 6-ти для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/ или выгрузке) в аэропорту посадки.

Единицей измерения услуги по обеспечению взлета и посадки воздушного судна является 1 тонна максимальной взлетной массы.

6. Тариф (цена, ставка сбора) на услугу по обеспечению авиационной безопасности (далее - услуга по обеспечению авиационной безопасности), включает расчет затрат по следующим операциям:

1) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов в аэропорту;

2) охрану стоянок воздушных судов;

3) обеспечение безопасности оборудования, зданий и сооружений, расположенных в зонах ограниченного доступа аэропорта;

4) досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, авиационного персонала и сотрудников иных организаций, проходящих в зону ограниченного доступа;

5) досмотр воздушного судна, грузов, почты и бортпитания;

6) поддержание готовности сил и средств аэропорта к действиям по пересечению актов незаконного вмешательства.

Единицей измерения услуги по обеспечению авиационной безопасности является 1 тонна максимальной взлетной массы.

7. Ставка сбора за услугу по предоставлению места стоянки воздушному судну сверх трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки, рассчитывается за каждый час фактического нахождения воздушного судна на стоянке.

Единицей измерения услуги по предоставлению места стоянки воздушному судну сверх трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки, является 1 тонно-час максимальной взлетной массы. Неполный час считается за один час.

8. Ставка сбора за услугу по предоставлению места стоянки воздушного судна на базовом аэродроме, устанавливается за сутки. Неполные сутки считаются за сутки.

Единицей измерения услуги по предоставлению места стоянки воздушному судну на базовом аэродроме, является 1 тонно-час максимальной взлетной массы.

8-1. Ставка сбора на услугу по предоставлению рабочего места (площади) для регистрации пассажиров устанавливается за предоставление рабочего места (площади) в здании аэровокзала для регистрации пассажиров.

Расходы на данную услугу относятся пропорционально площади рабочего места для регистрации пассажиров по содержанию аэровокзала.

Единицей измерения услуга по предоставлению рабочего места (площади) для регистрации пассажиров является одна минута обслуживания на рабочем месте

9. Расчет экономически обоснованного тарифа (цены, ставки сбора) на единицу регулируемой услуги аэропортов состоит из:

1) расчета затратной части тарифа (цены, ставки сбора) на единицу услуги;

2) расчета доходной части тарифа (цены, ставки сбора) на единицу услуги и рассчитывается по следующей формуле:

Формула 1 к Прик. аген. по рег. ест. мон. от 18.01.08 №16-ОД

где:

Д - тариф (цена, ставка сбора) на единицу регулируемой услуги;

Тз - затратная часть тарифа (цены, ставки сбора) (нормативно-фактические затраты, приходящиеся на единицу услуги);

P - доходная часть тарифа (цены, ставки сбора) (допустимый уровень прибыли, приходящийся на единицу услуги.

5. Формирование затратной части тарифов (цен, ставок сборов) на услуги

10. Расходы по оказываемым услугам включаются в затратную часть тарифов (цен, ставок сборов) на услуги в соответствии с Особым порядком.

Формирование затратной части тарифа (цены, ставки сбора) состоит из следующих этапов:

1) определение производственных затрат аэропорта в целом по предприятию и в разрезе всех структурных подразделений;

2) распределение затрат вспомогательных служб аэропорта;

3) распределение расходов периода;

4) определение затратной части тарифа (цены, ставки сбора).

11. На первом этапе определяются производственные затраты каждого структурного подразделения аэропорта. Производственные расходы состоят из расходов по содержанию производственного штата, отчисления от фонда оплаты труда, расходов на материалы, расходов по проведению ремонтов основных производственных фондов, расходов на содержание и обслуживание специальной автотранспортной техники, расходов на амортизацию, расходов на содержание и эксплуатацию основных производственных фондов, затраты на материалы, электроэнергию и топливо.

12. На втором этапе формирования затратной части тарифов (цен, ставок сборов) на услуги производится распределение расходов вспомогательных служб аэропорта. Производится перераспределение затрат производственных структурных подразделений, не выпускающих конечный продукт, на подразделения, которые выпускают конечный продукт пропорционально количеству потребленных услуг вспомогательных служб.

Источником для перераспределения затрат вспомогательных служб служит ежемесячная информация (в течение периода, принимаемого за базу для расчета тарифа (цены, ставки сбора)), сформированная руководителем вспомогательных служб аэропорта об оказанных услугах каждому структурному подразделению. Указанная информация заполняется на основе показателей снятых с приборов учета, установленных для каждого структурного подразделения, и будут являться первичным документом для распределения расходов вспомогательных служб. Руководитель вспомогательной службы несет персональную ответственность за достоверность и полноту представленной информации.

Распределение расходов внутренних услуг вспомогательных служб:

Служба обеспечения горюче-смазочными материалами, направления деятельности службы:

1) обеспечение авиационными горюче-смазочными материалами (далее - авиа ГСМ) и специальными жидкостями воздушных судов, является услугой оказываемой внешним потребителям аэропорта;

2) обеспечение автомобильными горюче-смазочными материалами (далее - авто ГСМ) аэропорта является внутренней услугой, оказываемой структурным подразделениям аэропорта.

Расходы по направлению деятельности обеспечение авто ГСМ аэропорта включают в себя затраты на доставку, хранение и приобретение авто ГСМ, заработную плату производственного штата, непосредственно связанного с обеспечением служб аэропорта авто ГСМ, отчислений от фонда оплаты труда, материальных затрат, амортизационных отчислений основных производственных фондов, необходимых для хранения и распределения авто ГСМ.

Не распределенные расходы службы между указанными направлениями складываются как накладные расходы и распределяются между направлениями деятельности пропорционально прямым затратам, сформированным по направлениям деятельности.

Расходы по направлению деятельности обеспечение авто ГСМ аэропорта распределяются между службами аэропорта пропорционально количеству авто ГСМ, потребляемого каждым структурным подразделением.

Для полноты и достоверности информации о расходовании авто ГСМ, руководителем службы горюче-смазочных материалов ведется учет потребления авто ГСМ в разрезе структурных подразделений аэропорта, что позволит качественно производить расчет перераспределения расходов, сформированных по указанному направлению между службами аэропорта.

Служба теплотехнического и сантехнического обеспечения (далее ТиСТО), направления деятельности:

1) водо- и канализационное обеспечение аэропорта;

2) теплоснабжение аэропорта.

Расходы по направлению деятельности водо- и канализационное обеспечение аэропорта состоят из затрат на оплату труда производственного персонала службы, непосредственно связанного с водо-канализационным обеспечением служб аэропорта, отчислений от фонда оплаты труда, материальных затрат, амортизационных отчислений основных производственных фондов службы, связанных непосредственно с водо- и канализационным обеспечением аэропорта, прочих затрат.

Расходы, сформированные по данному направлению, распределяются пропорционально количеству потребленного объема воды.

Расходы по направлению деятельности теплоснабжение аэропорта включают в себя расходы на оплату труда производственного персонала, непосредственно связанного с обеспечением теплоснабжения аэропорта, отчислений от фонда оплаты труда, материальных затрат, амортизационных отчислений основных производственных фондов, непосредственно участвующих в процессе теплоснабжения аэропорта.

Расходы, сформированные по указанному направлению, распределяются пропорционально площади отапливаемого помещения.

Не распределенные расходы службы ТиСТО между указанными направлениями деятельности складываются как накладные расходы и распределяются между направлениями деятельности пропорционально прямым затратам, сформированным по направлениям деятельности.

Основанием для проведения расчетов по распределению расходов является информация руководителя службы ТиСТО о потребленном количестве воды и канализационных стоках, отопления.

Служба энерго-светотехнического обеспечения полетов (далееЭСТОП), направления деятельности:

1) светотехническое обеспечение взлетно-посадочной полосы;

2) энергетическое обеспечение аэропорта.

Расходы по направлению деятельности энергетическое обеспечение аэропорта состоят из расходов на оплату труда производственного персонала, непосредственно связанного с обеспечением служб аэропорта, отчислений от фонда оплаты труда, материальных затрат, непосредственно связанных с обеспечением аэропорта электроэнергией, амортизации и прочих расходов. Расходы распределяются пропорционально объему потребленного количества электроэнергии. Источником достоверной информации служат ежемесячные отчеты руководителя службы.

Не распределенные расходы службы между указанными направлениями складываются как накладные расходы и распределяются между направлениями деятельности пропорционально прямым затратам, сформированным по направлениям деятельности.

Расходы службы спецавтотранспорта (далее - ССТ) распределяются по следующим направлениям деятельности:

1) транспортное сопровождение аэродромной службы. Включают в себя расходы по эксплуатации и содержанию автотранспорта, деятельность которого непосредственно связана с содержанием взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки и перронов. Расходы, сформированные по данному направлению в полном объеме относятся на аэродромную службу;

2) транспортное сопровождение службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения (далее - СПА-СОП). Расходы по эксплуатации и содержанию автотранспорта, деятельность которого непосредственно связана с аварийно- спасательными работами. Расходы, сформированные по данному направлению, в полном объеме распределяются на службу СПАСОП;

3) транспортное сопровождение аэродромного диспетчерского обслуживания (далее - ДСА). Расходы по эксплуатации и содержанию автотранспорта, деятельность которого непосредственно связана с деятельностью ДСА. Расходы, сформированные по данному направлению, в полном объеме распределяются на службу ДСА;

4) транспортное сопровождение службы обслуживания пассажиров (далее - СОП). Расходы по эксплуатации и содержанию автотранспорта, деятельность которого непосредственно связана с доставкой пассажиров на/с борт(а) воздушного судна. Расходы, сформированные по данному направлению, в полном объеме распределяются на СОП;

5) транспортное сопровождение службы обслуживания груза, почты (далее - СОГП). Расходы по эксплуатации и содержанию автотранспорта, деятельность которого непосредственно связана с доставкой багажа и грузобагажа на/с борт(а) ВС. Расходы, сформированные по данному направлению, в полном объеме распределяются на СОГП;

6) транспортное сопровождение службы по обеспечению горюче-смазочными материалами (далее - СГСМ). Расходы по эксплуатации и содержанию автотранспорта, деятельность которого непосредственно связана с заправкой воздушного судна авиа ГСМ и спецжидкостями. Расходы, сформированные по данному направлению, в полном объеме распределяются на направление деятельности СГСМ обеспечение авиа ГСМ. Расходы по эксплуатации и содержанию автотранспорта, деятельность которого непосредственно связана доставкой и распределением авто ГСМ, в полном объеме распределяются на направление деятельности СГСМ обеспечение авто ГСМ;

7) транспортное сопровождение службы авиационной безопасности (далее - САБ). Расходы по эксплуатации и содержанию автотранспорта, деятельность которого непосредственно связана с патрулированием территории аэропорта, в полном объеме распределяются на САБ;

8) Транспортное сопровождение службы электро-светотехнического обеспечения полетов (далее - ЭСТОП). Расходы по эксплуатации и содержанию автотранспорта, деятельность которого непосредственно связана с производственной деятельностью службы ЭСТОП. Расходы, сформированные по данному направлению, в полном объеме распределяются на службу ЭСТОП;

9) транспортное сопровождение службы теплотехнического и сантехнического обеспечения (далее - ТиСТО). Расходы по эксплуатации и содержанию автотранспорта, деятельность которого непосредственно связана с производственной деятельностью службы ТиСТО. Расходы, сформированные по данному направлению, в полном объеме распределяются на службу ТиСТО;

10) транспортное сопровождение инженерно-авиационной службы (далее - ИАС). Расходы по эксплуатации и содержанию автотранспорта, деятельность которого непосредственно связана с производственной деятельностью ИАС. Расходы, сформированные по данному направлению, в полном объеме распределяются на службу ИАС;

11) транспортное сопровождение административно-управленческого персонала. Расходы по эксплуатации и содержанию автотранспорта администрации. Расходы поданному направлению полностью относятся на административные расходы;

12) транспорт общего пользования. Расходы по эксплуатации и содержанию автотранспорта общего назначения. Расходы по данному направлению распределяются пропорционально прямым затратам служб.

Не распределенные расходы службы ССТ между указанными направлениями складываются как накладные расходы и распределяются между направлениями деятельности пропорционально прямым затратам, сформированным по направлениям деятельности.

13. На третьем этапе формирования затратной части тарифов (цен, ставок сборов) на услуги распределяются расходы периода субъекта естественной монополии. Расходы периода распределяются пропорционально следующим показателям:

1) общехозяйственные расходы - пропорционально производственным затратам по каждому виду услуг, оказываемых субъектом естественной монополии;

2) налоги и сборы (связанные с основными средствами) пропорционально остаточной стоимости активов, отнесенных на каждый вид услуг, оказываемых субъектом естественной монополии;

3) расходы на выплату вознаграждения банкам - по степени участия денежных средств в услугах, для оказания которых получен кредит.

14. На четвертом этапе определяется затратная часть тарифа (цены, ставки сбора).

Расходы аэродромной службы распределяются между двумя направлениями деятельности - содержание взлетно-посадочной полосы и содержание стоянки для воздушных судов - пропорционально площади.

Затратная часть тарифа (цены, ставки сбора) на услугу по обеспечению взлета и посадки воздушного судна определяется делением затрат на оказание данной услуги на натуральный объем услуги. Затраты по оказанию данной услуги - это сумма расходов:

1) основных структурных подразделений - аэродромной службы направление деятельности содержание взлетно-посадочной полосы, СПАСОП, ДСА, направление деятельности службы ЭСТОП светотехническое обеспечение взлетно-посадочной полосы;

2) расходов вспомогательных служб, распределенных на указанные основные службы;

3) расходов периода, отнесенных на данную услугу. Затратная часть тарифа (цены, ставки сбора) на услугу по обеспечению авиационнойбезопасности определяется делением затрат на оказание данной услуги на натуральный объем услуги. Затраты по оказанию данной услуги - это сумма расходов:

1) основных структурных подразделений САБ, ДС;

2) расходов вспомогательных служб, распределенных на указанные основные службы;

3) расходов периода, отнесенных на данную услугу.

Определение затратной части по услугам по предоставлению места стоянки воздушному судну на аэродроме в течение 3-х часов после посадки для пассажирских и 6-ти для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки, и предоставлению места стоянки воздушному судну на базовом аэродроме:

1) расходы аэродромной службы, сформированные по направлению деятельности содержание стоянки для воздушных судов, распределяются между двумя услугами - по предоставлению места стоянки воздушному судну на аэродроме в течение 3-х часов после посадки для пассажирских и 6-ти для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки, и предоставлению места стоянки воздушному судну на базовом аэродроме пропорционально натуральному объему данных услуг;

2) расходов вспомогательных служб, распределенных на указанные основные службы;

3) расходов периода, отнесенных на данные услуги.

6. Формирование прибыли, включаемой в тариф (цену, ставку сбора) на услуги

15. Прибыль, включаемая в тариф (цену, ставку сбора) на услуги, определяется на основе стоимости задействованных активов и ставки прибыли на регулируемую базу задействованных активов:

Формула 2 к Прик. аген. по рег. ест. мон. от 18.01.08 №16-ОД

где:

Р - прибыль по регулируемым услугам, (тенге),

А - регулируемая база активов, задействованных в оказании одной из услуг (тенге),

СП - ставка прибыли (%).

Регулируемая база задействованных активов по регулируемым услугам аэропорта определяется как произведение фактической стоимости активов, задействованных в оказании услуги, на коэффициент задействованности активов, по следующей формуле:

Формула 3 к Прик. аген. по рег. ест. мон. от 18.01.08 №16-ОД

где:

СА - фактическая стоимость активов, задействованных в оказании регулируемых услуг (операций), (тенге),

Кза - коэффициент задействованности активов.

Коэффициент задействованности активов определяется как соотношение фактического объема (за четыре предшествующие квартала или за предыдущий календарный год) оказываемых услуг основными средствами аэропорта к их производственной мощности.

Фактическая стоимость активов определяется на основе остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов субъекта естественной монополии, используемых при производстве и предоставлении услуг, полученной в результате их переоценки независимыми оценщиками, выбранными на конкурсной основе.

16. Для субъектов естественной монополии в сфере аэропортов ставка прибыли рассчитывается с помощью метода средневзвешенной стоимости капитала (далее - СВСК) и определяется по формуле:

Формула 4 к Прик. аген. по рег. ест. мон. от 18.01.08 №16-ОД

где:

g - леверидж, величина, характеризующая соотношение заемного и собственного капитала субъекта естественной монополии в общей структуре финансирования, то есть доля фактически заимствованных средств в структуре всего капитала (сумма собственного и заемного капитала) с учетом произведенной последней переоценки основных средств. Уровень левериджа является величиной не менее нуля. При отрицательном значении собственного капитала Субъекта, уровень левериджа принимается за величину, равную 1;

re - ставка вознаграждения на собственный капитал (%);

rd - ставка вознаграждения на заемные средства (%).

Ставка вознаграждения на заемные средства определяется по формуле:

Формула 5 к Прик. аген. по рег. ест. мон. от 18.01.08 №16-ОД

где:

rf - безрисковая ставка принимается равной уровню официальной ставки рефинансирования Национального банка Республики Казахстан.

ДП - долговая премия за риск по субъекту естественной монополии, определяемая на основе премии на долговые обязательства, выпущенные им и находящиеся в обращении, относительно государственных ценных бумаг того же срока обращения, если выпуск долговых обязательств имел место. В ином случае, она определяется с учетом долговых премий за риск других субъектов естественных монополий, занимающихся аналогичным видом деятельности и имеющих аналогичный кредитный рейтинг на территории Республики Казахстан.

Ставка вознаграждения на собственный капитал определяется по формуле:

Формула 6 к Прик. аген. по рег. ест. мон. от 18.01.08 №16-ОД

где:

ra - премия за риск. Премия за риск состоит из производственно-технологического (rmex), операционного (rop) и финансового (rfin) рисков.

Производственно-технологический риск (rmex) для покрытия потери дохода из-за технологических аварий, произошедших по причинам, не зависящим от производственной компетентности аэропорта, отражает степень подверженности отрасли рискам, которые могут привести к потере предусмотренного дохода, основных средств и товарно-материальных запасов. Расчет данного показателя производится на основе информации по соответствующим потерям и величине собственного капитала за соответствующий период, устанавливаемый уполномоченным органом по формуле:

Формула 7 к Прик. аген. по рег. ест. мон. от 18.01.08 №16-ОД

где:

Za - затраты на ликвидацию последствий аварии и стихийных бедствий в среднем за год.

При отсутствии данных по количеству аварий и невозможности определения вероятности наступления аварий предлагается использовать шкалу ранжирования долей амортизационных отчислений для оценки технологического риска по степени износа основных средств:

Шкала определения технологического риска в зависимости от степени износа основных средств

+------------------------------------------------------------+
¦                             ¦      Степень износа в %      ¦
¦                             +------------------------------¦
¦                             ¦До 30%¦30-40%¦40-50%¦Свыше 50%¦
+-----------------------------+------+------+------+---------¦
¦Значение производственно-    ¦      ¦      ¦      ¦         ¦
¦технологического риска (rmex)¦ 0,3  ¦  0,5 ¦ 0,75 ¦    1    ¦
+------------------------------------------------------------+

Операционный риск, (rop) для покрытия потери дохода из-за снижения объемов работ определяется по формуле (в случае увеличение объемов работ данный риск не применяется):

Формула 8 к Прик. аген. по рег. ест. мон. от 18.01.08 №16-ОД

где:

V - выручка (доход) за отчетный период от данной услуги,

Znep - переменные (зависящие от объема услуг) затраты за отчетный период или прогнозируемое значение на i-ую услугу,

дельтаV - изменение дохода за прогнозируемый год от ?-ую услуги,

V/пи - уровень падения прибыли услуги,

Се - балансовая стоимость основных средств, отнесенных на услугу.

Значение операционного риска ограничено в пределах от 0 до 5%, как принято для большинства видов риска.

Финансовый риск (rfin), связанный с вероятностью потери финансовых ресурсов предприятия, определяется по формуле:

Формула 9 к Прик. аген. по рег. ест. мон. от 18.01.08 №16-ОД

где:

Н - ставка налога на прибыль;

Формула 10 к Прик. аген. по рег. ест. мон. от 18.01.08 №16-ОД

где:

Пи баз - общая прибыль предприятия за отчетный год.

Значение финансового риска ограничено в пределах от 0 до 5%, как принято для большинства видов риска.

Стоимость вознаграждения на акционерный капитал является величиной не менее стоимости вознаграждения на заемные средства.

7. Дополнительные коэффициенты, влияющие на уровень доходной части тарифа (цены, ставки сбора) на услуги

17. Функционирование системы качества в аэропортах направлено на реализацию политики предприятия в области повышения качества оказания аэропортовых услуг.

Полученный аэропортом сертификат качества на регулируемые услуги по системе качества (ИСО 9000-2001) поощряется повышением доходной части тарифа (цены, ставки сбора) на регулируемые услуги на 10 %.

18. При увеличении качественных показателей оказываемых услуг производится увеличение доходной части тарифа (цены, ставки сбора):

1) с каждым 10%-ным увеличением коэффициента производительности труда субъекта естественной монополии производится увеличение на 1% доходной части тарифа (цены, ставки сбора) на услугу;

2) с каждым 10%-ным увеличением коэффициента обновления основных средств и нематериальных активов, используемых для оказания услуг, производится увеличение на 1% доходной части тарифа (цены, ставки сбора) на услугу.

19. При снижении качественных показателей оказываемых услуг производится снижение доходной части тарифа (цены, ставки сбора) на единицу услуги:

+--------------------------------------------------------------------+
¦     Качественные показатели аэропорта        ¦Процент снижения     ¦
¦                                              ¦доходной части тарифа¦
¦                                              ¦(цены, ставки сбора) ¦
+----------------------------------------------+---------------------¦
¦Каждое 10%-ное снижение коэффициента произво- ¦                     ¦
¦дительности труда                             ¦        1%           ¦
¦Каждое 10%-ное снижение коэффициента обновле- ¦                     ¦
¦ния основных средств                          ¦        1%           ¦
¦Разовая задержка рейса по вине аэропорта      ¦        2%           ¦
¦Повторная задержка рейса по вине аэропорта    ¦        5%           ¦
¦Предпосылка  к  авиационному  происшествию по ¦                     ¦
¦вине аэропорта                                ¦        7%           ¦
+--------------------------------------------------------------------+

Старая редакция
Перейти к действующей редакции