База данных

Дата обновления БД:

17.10.2019

Добавлено/обновлено документов:

38 / 395

Всего документов в БД:

95491

Недействующая редакция. Принята 29.02.2012

Недействующая редакция, не действует с 1 декабря 2013 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 29 февраля 2012 года №194

Об утверждении Государственной программы развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года

В целях повышения эффективности и надежности функционирования Белорусской энергетической системы и на ее основе повышения уровня энергетической безопасности Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года* (далее - Государственная программа).

______________________________

*Не рассылается.

2. Определить заказчиками Государственной программы Министерство энергетики, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство промышленности, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство архитектуры и строительства, Министерство лесного хозяйства, Государственный комитет по стандартизации, Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлознобумажной промышленности, Национальную академию наук Беларуси, облисполкомы и Минский горисполком.

3. Установить, что финансирование мероприятий Государственной программы осуществляется в установленном порядке в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете, за счет собственных средств организаций - исполнителей Государственной программы, а также привлечения иных источников в порядке, установленном законодательством.

4. Министерству энергетики:

довести Государственную программу до заинтересованных;

обеспечить координацию деятельности по выполнению Государственной программы, в том числе взаимодействие с заказчиками, определенными в пункте 2 настоящего постановления, при реализации предусмотренных в ней заданий;

совместно с Национальной академией наук Беларуси обеспечить научное сопровождение Государственной программы.

5. Заказчикам Государственной программы, определенным в пункте 2 настоящего постановления, представлять ежегодно до 10 февраля, начиная с 2013 года, в Министерство энергетики информацию о ходе реализации Государственной программы за прошедший год.

Министерству энергетики ежегодно до 25 февраля, начиная с 2013 года, представлять в Совет Министров Республики Беларусь отчет о ходе выполнения Государственной программы за прошедший год.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь.

7. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь

В.Семашко

 

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2012 года №194

Государственная программа развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года

Содержание

Паспорт

Глава 1. Технико-экономическое обоснование

Глава 2. Цель и задачи Государственной программы

Глава 3. Ожидаемые результаты от реализации Государственной программы

Глава 4. Прогноз потребления электрической и тепловой энергии и валового потребления ТЭР в Республике Беларусь

Глава 5. Оценка возможности экспорта электрической энергии

Глава 6. Развитие и модернизация энергоисточников, электрических и тепловых сетей

Глава 7. Использование местных ТЭР

Глава 8. Меры по охране окружающей среды

Глава 9. Ресурсное обеспечение Государственной программы

Глава 10. Импортозамещение

Глава 11. Совершенствование тарифной политики

Глава 12. Меры по повышению экономической эффективности работы Белорусской энергетической системы и финансовому оздоровлению энергоснабжающих организаций

Глава 13. Совершенствование системы управления энергосистемой

Глава 14. Совершенствование нормативной правовой базы

Глава 15. Научное обеспечение Государственной программы и инновационное развитие

Глава 16. Изменение индикаторов энергетической безопасности

Глава 17. Задачи по реализации Государственной программы республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, субъектами хозяйствования

Глава 18. Механизм реализации Государственной программы

Заключение

Приложение 1. Прогноз структуры топливного баланса Белорусской энергетической системы

Приложение 2. Прогнозные показатели развития электрических мощностей ГПО "Белэнерго"

Приложение 3. Перечень организаций, не входящих в состав ГПО "Белэнерго", ответственных за ввод электрогенерирующего оборудования

Приложение 4. Объемы и возможные источники финансирования модернизации основных производственных фондов ГПО "Белэнерго"

Приложение 5. Объемы и возможные источники финансирования модернизации основных производственных фондов ГПО "Белэнерго" по направлениям реализации Государственной программы развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года

Приложение 6. План основных мероприятий по реализации Государственной программы развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года

Приложение 7. Перечень основных инвестиционных проектов Государственной программы развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года

Паспорт

Наименование

Государственная программа развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года (далее – Государственная программа)

Основание для разработки

Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 "Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 146, 1/8668)

 

Указ Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433 "Об утверждении Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь"

 

Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 43, 1/12462)

 

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 декабря 2007 г. № 1672 "Об утверждении плана основных мероприятий по реализации Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь"

 

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 февраля 2011 г. № 157 "Об утверждении мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 "Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства" на 2011–2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 21, 5/33299)

 

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 1076 "Об утверждении Государственной программы строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010–2015 годах" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 183, 5/32215)

 

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1180 "Об утверждении стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 198, 5/32338)

 

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 586 "Об утверждении Национальной программы развития местных и
возобновляемых энергоисточников на 2011–2015 годы и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 1593" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 56, 5/33764)

 

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. № 1882 "Об утверждении Республиканской программы энергосбережения на 2011–2015 годы" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 1, 5/33067)

Заказчик-координатор

Министерство энергетики (далее – Минэнерго)

Заказчики

Министерство жилищно-коммунального хозяйства (далее – Минжилкомхоз), Министерство промышленности, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство архитектуры и строительства, Министерство лесного хозяйства, Государственный комитет по стандартизации (далее – Госстандарт), Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Национальная академия наук Беларуси, облисполкомы и Минский горисполком

Разработчики

Минэнерго

 

государственное производственное объединение электроэнергетики "Белэнерго" (далее – ГПО "Белэнерго")

 

республиканское унитарное предприятие электроэнергетики "ОДУ"

 

республиканские унитарные предприятия электроэнергетики, входящие в состав ГПО "Белэнерго"

 

научно-исследовательское и проектное республиканское унитарное предприятие "БЕЛТЭИ"

 

проектное научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие "Белнипиэнергопром"

 

научно-исследовательское и проектно-изыскательское республиканское унитарное предприятие "Белэнергосетьпроект"

Цель

повышение эффективности и надежности функционирования Белорусской энергетической системы в соответствии с Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь, Директивой Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3, Стратегией развития энергетического потенциала Республики Беларусь

Основные направления

развитие и модернизация энергоисточников

 

развитие и модернизация электрических сетей

 

развитие и модернизация тепловых сетей

 

совершенствование тарифной политики

 

совершенствование системы управления Белорусской энергетической системой

 

совершенствование нормативной правовой базы

Задачи

сбалансированная модернизация и развитие генерирующих источников, электрических и тепловых сетей Белорусской энергетической системы

 

снижение затрат на производство, транспортировку и использование тепловой и электрической энергии

 

снижение уровня использования природного газа при производстве электрической и тепловой энергии за счет экономии топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) и использования местных ТЭР

 

обеспечение динамики обновления основных фондов Белорусской энергетической системы

 

совершенствование тарифной политики

 

совершенствование нормативной правовой базы

 

совершенствование системы управления Белорусской энергетической системой

 

снижение импортоемкости производства электрической и тепловой энергии

 

развитие трансграничных электросетевых проектов с учетом возможных объемов экспорта-импорта и транзита электрической энергии

Срок выполнения

2011–2015 годы

Прогнозная стоимость

потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий Государственной программы организациями Минэнерго (с учетом фактических затрат в 2011 году) составляет 45 063 078,4 млн. рублей (5 403 млн. долларов США), в том числе капитальные вложения – 32 649 032,7 млн. рублей (3930,3 млн. долларов США), возврат кредитов – 12 414 045,7 млн. рублей (1472,7 млн. долларов США). Затраты на реализацию мероприятий Государственной программы организациями других заказчиков Государственной программы определены в рамках Республиканской программы энергосбережения на 2011–2015 годы, Государственной программы строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010–2015 годах, Национальной программы развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011–2015 годы

Источники финансирования

собственные средства, кредитные ресурсы, средства республиканского бюджета, прямые инвестиции

Контроль за выполнением

заказчики Государственной программы

Исполнители

организации Минэнерго, Минжилкомхоза, Министерства промышленности, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства архитектуры и строительства, Министерства лесного хозяйства, Госстандарта, Белорусского государственного концерна по нефти и химии, Белорусского государственного концерна пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов и Минского горисполкома

Ожидаемые результаты

ввод электрической мощности на:
объектах ГПО "Белэнерго" – 2241 МВт;
объектах организаций, не входящих в состав ГПО "Белэнерго", – 244,8 МВт

 

вывод из эксплуатации неэффективных мощностей в ГПО "Белэнерго" – 1820 МВт

 

экономия ТЭР в ГПО "Белэнерго" (за период реализации Государственной программы) – 1265 тыс. т.у.т.

 

снижение удельного расхода топлива на производство электроэнергии в ГПО "Белэнерго" на 25–30 г.у.т./кВт·ч (в условиях, сопоставимых с 2010 годом)

 

уменьшение объема использования природного газа в ГПО "Белэнерго" (за период реализации Государственной программы) до 1426,5 тыс. т.у.т. (1,26 млрд. куб. метров)

 

снижение технологического расхода тепловой энергии на ее передачу в магистральных и распределительных тепловых сетях на 2 процентных пункта (в условиях, сопоставимых с 2010 годом)

 

снижение технологического расхода электрической энергии на ее передачу в электрических сетях на 2 процентных пункта (в условиях, сопоставимых с 2010 годом)

 

снижение импортоемкости производства, передачи и распределения энергии с 74,9 процента в 2010 году до 64,4 процента в 2015 году

Глава 1 Технико-экономическое обоснование

Основополагающими документами развития Белорусской энергетической системы являются Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433, Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3, Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь. Реализация указанных документов осуществляется путем разработки и выполнения государственных программ развития отраслей топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК).

В ходе реализации Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 г. № 575 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 276, 1/9095), многое сделано для повышения эффективности и надежности энергообеспечения потребителей республики. Введено в эксплуатацию 747 МВт электрических мощностей, из них в ГПО "Белэнерго" – 450 МВт. Для обеспечения выдачи мощности вновь вводимых энергоисточников и повышения надежности энергоснабжения потребителей ГПО "Белэнерго" выполнен необходимый объем работ по строительству и реконструкции 14 840 км электрических сетей и 865 км магистральных тепловых сетей.

Экономия ТЭР в ГПО "Белэнерго" составила 1575 тыс. т.у.т., а уровень износа основных фондов сократился с 60,7 процента на 1 января 2005 г. до 48 процентов на 1 января 2011 г. при нормальном уровне износа энергетического оборудования в целом по ТЭК согласно индикатору энергетической безопасности, определенному в Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, 45 процентов.

По данным Международного энергетического агентства, в целом по Республике Беларусь с 1990 по 2009 год энергоемкость ВВП снижена в 2,7 раза (с 780 до 290 кг нефтяного эквивалента на 1 тыс. долларов США по паритету покупательской способности).

В то же время приближается к предельному срок службы основного оборудования Лукомльской ГРЭС и половины энергоблоков Березовской ГРЭС, технико-экономические показатели их работы уступают современным парогазовым блокам на 25–30 процентов. Аналогичная ситуация со сроками службы и эффективностью работы оборудования складывается на ряде ТЭЦ, а также на трансформаторных подстанциях, в электрических и тепловых сетях.

На критическом уровне находится индикатор энергетической безопасности – доля доминирующего энергоресурса (природного газа) в потреблении котельно-печного топлива на объектах энергосистемы.

Не соответствует экономическим интересам производителей энергии существующая тарифная политика, вследствие чего энергосистема без дотаций из бюджета не в состоянии обеспечить покрытие расходов за счет собственных доходов, а наличие перекрестного субсидирования существенно ослабляет стимулирующие факторы экономии энергоносителей для многих льготных категорий потребителей и населения.

Существующая система управления энергосистемой без преобразований не может быть адаптирована к рыночным условиям, отсутствие хозяйственной самостоятельности отдельных хозяйствующих субъектов не стимулирует их к снижению затрат на всех стадиях производства, транспортировки и потребления энергоносителей.

Инновационное развитие отрасли ориентировано в основном на использование иностранных передовых технологий и оборудования, что сдерживает развитие научно-технического прогресса в сфере отечественных разработок.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 43, 1/12462), предусматривается увеличение производства ВВП до 162–168 процентов и снижение его энергоемкости в 2015 году на 50 процентов к уровню 2005 года (на 29–32 процента за 2011–2015 годы).

Указанные факторы требуют уточнения объемов потребления энергоносителей с учетом их диверсификации по видам, а также определения уровня модернизации и развития энергоисточников, тепловых и электрических сетей и на основе этого существенного повышения эффективности функционирования энергосистемы в период до 2016 года. Требуется совершенствование тарифной политики, структуры управления энергосистемой, нормативной правовой базы, подходов к инновационному развитию энергосистемы.

В Государственной программе в соответствии с функциями, возложенными на Минэнерго и ГПО "Белэнерго", определены цель и задачи развития и функционирования Белорусской энергетической системы, а также пути их осуществления во взаимосвязи с прогнозным топливно-энергетическим балансом Республики Беларусь, развитием и режимами работы источников в других отраслях экономики.

Минэнерго как орган государственного управления курирует вопросы производства и распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды путем согласования режимов работы и диспетчерского управления генерирующими источниками в пределах их взаимодействия с энергосистемой, вопросы разработки и согласования в установленном законодательством порядке схем теплоснабжения отдельных населенных пунктов, схем электроснабжения отдельных объектов, населенных пунктов и регионов с учетом необходимых резервов на энергоисточниках, развития электрических сетей, формирования принципов ценовой и тарифной политики, разработки методических указаний по определению эффективности создания энергоисточников.

Департамент по энергоэффективности Госстандарта в соответствии с возложенными на него задачами регулирует деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов и энергосбережению, разрабатывает предложения по повышению энергоэффективности народного хозяйства республики, обеспечивает координацию деятельности и принимает меры по развитию и использованию возобновляемых источников энергии, замещению импортируемых видов топлива.

Для целей Государственной программы используются следующие термины и их определения:

электроэнергетика – сфера экономики, включающая комплекс взаимоотношений в процессе осуществления экономической деятельности по производству, передаче, распределению, продаже и потреблению электрической энергии;

объекты электроэнергетики – находящиеся в хозяйственном ведении организаций, входящих в состав ГПО "Белэнерго", электрические станции, котельные, гидротехнические сооружения, подстанции, линии электропередачи или какие-либо другие технологические установки, предназначенные для производства, преобразования, передачи, распределения электрической и тепловой энергии, а также объекты других ведомств в части их взаимосвязи с энергосистемой;

Белорусская энергетическая система (энергосистема) – совокупность объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства электрической энергии, ее передачи и распределения в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления;

РУП-облэнерго – республиканское унитарное предприятие электроэнергетики (РУП "Брестэнерго", РУП "Витебскэнерго", РУП "Гомельэнерго", РУП "Гродноэнерго", РУП "Минскэнерго", РУП "Могилевэнерго");

локальные источники – электрогенерирующие объекты, не находящиеся в хозяйственном ведении организаций, входящих в состав ГПО "Белэнерго";

местные виды топлива – источники первичной энергии, добытые, полученные, существующие в природе на территории Республики Беларусь, в том числе возобновляемые источники энергии, горючие отходы производства и потребления, а также вторичные энергетические ресурсы.

Глава 2 Цель и задачи государственной программы

Целью Государственной программы является повышение эффективности и надежности функционирования Белорусской энергетической системы в соответствии с Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь, Директивой Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3, Стратегией развития энергетического потенциала Республики Беларусь.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Государственная программа развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года Содержание Паспорт Глава 1 Технико-экономическое обоснование Глава 2 Цель и задачи государственной программы Глава 3 Ожидаемые результаты от реализации государственной программы Глава 4 Прогноз потребления электрической и тепловой энергии и валового потребления ТЭР в Республике Беларусь Глава 5 Оценка возможности экспорта электрической энергии Глава 6 Развитие и модернизация энергоисточников, электрических и тепловых сетей Глава 7 Использование местных ТЭР Глава 8 Меры по охране окружающей среды Глава 9 Ресурсное обеспечение государственной программы Глава 10 Импортозамещение Глава 11 Совершенствование тарифной политики Глава 12 Меры по повышению экономической эффективности работы белорусской энергетической системы и финансовому оздоровлению энергоснабжающих организаций Глава 13 Совершенствование системы управления энергосистемой Глава 14 Совершенствование нормативной правовой базы Глава 15 Научное обеспечение государственной программы и инновационное развитие Глава 16 Изменение индикаторов энергетической безопасности Глава 17 Задачи по реализации государственной программы республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, субъектами хозяйствования Глава 18 Механизм реализации государственной программы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7