Недействующая редакция. Принята: 18.05.2013 / Вступила в силу: 07.06.2013

Недействующая редакция, не действует с 24 января 2014 года

Неофициальный перевод. По лицензии (с) ЗАО Информтехнология.

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

2 апреля 2012 года

№489/20802

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ

от 2 апреля 2012 года №512/5

Об утверждении Инструкции по организации принудительного исполнения решений

(В редакции Приказов Министерства юстиции Украины от 30.11.2012 г. №1765/5, 18.05.2013 г. №924/5)

В соответствии с Законом Украины "Об исполнительном производстве" и с целью приведения нормативно-правовых актов в соответствие с требованиями действующего законодательства ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Инструкцию по организации принудительного исполнения решений, которая прилагается.

2. Признать утратившими силу:

Инструкцию о проведении исполнительных действий, утвержденную приказом Министерства юстиции Украины от 15.12.99 №74/5, зарегистрированную в Министерстве юстиции Украины 15.12.99 за №865/4158 (с изменениями), кроме пункта 5.11 главы 5, подпункта 5.12.5, абзацев первого - девятым, одиннадцатого - двадцать пятого подпункта 5.12.6 пункта 5.12 главы 5 пункта 5.12 главы 5 относительно подготовки к проведению и проведения еженедельных конкурсов по определению специализированных организаций для реализации арестованного государственными исполнителями имущества, которые продолжают действовать до вступления в силу порядка реализации арестованного государственными исполнителями имущества;

(В абзац второй пункта 2 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства юстиции Украины от 30.11.2012 г. №1765/5)

(см. предыдущую редакцию)

приказ Министерства юстиции Украины от 17.05.2004 №37/5 "Об утверждении Порядка образования и функционирования исполнительных групп при органах государственной исполнительной службы", зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 17.05.2004 за №624/9223 (с изменениями);

приказ Министерства юстиции Украины от 17.05.2004 №38/5 "Об утверждении Порядка передачи материалов исполнительного производства из одного органа государственной исполнительной службы в другой или исполнительную группу, от одного государственного исполнителя в другой", зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 17.05.2004 за №625/9224 (с изменениями).

3. Департаменту взаимодействия с органами власти (Зеркаль О.В.) подать настоящий приказ на государственную регистрацию в соответствии с Указом Президента Украины от 03.10.92 №493 "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти" (с изменениями).

4. Государственной исполнительной службе Украины (Стадник Г.В.) довести приказ до ведома Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, главных управлений юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе.

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Председателя Государственной исполнительной службы Украины Стадника Г.В.

 

Министр

О.Лавринович

Утверждена Приказом Министерства юстиции Украины от 2 апреля 2012 года №512/5

Инструкция по организации принудительного исполнения решений

І. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Законом Украины "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), другими законодательными актами Украины и нормативно-правовыми актами Министерства юстиции Украины и определяет отдельные вопросы организации исполнения решений судов и других органов (должностных лиц) (далее - решения), которые в соответствии с Законом подлежат принудительному исполнению.

1.2. Принудительное исполнение решений осуществляют государственные исполнители.

1.3. Органами государственной исполнительной службы (далее - органы ГИС) являются:

1.3.1. Государственная исполнительная служба Украины, в состав которой входит отдел принудительного исполнения решений (далее - ГИС Украины).

1.3.2. Управление государственной исполнительной службы Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, главных управлений юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе, в состав которых входят отделы принудительного исполнения решений (далее - региональные органы ГИС).

1.3.3. Районные, районные в городах, городские (городов областного значения), горрайонные, межрайонные отделы государственной исполнительной службы соответствующих управлений юстиции (далеетерриториальные органы ГИС).

1.4. Непосредственный контроль за действиями государственного исполнителя возлагается на начальников отделов принудительного исполнения решений и начальников отделов государственной исполнительной службы районных, районных в городах, городских (городов областного значения), горрайонных и межрайонных управлений юстиции (далее - начальник отдела).

1.5. Во время осуществления исполнительного производства государственный исполнитель принимает решение путем вынесения постановлений, предупреждений, внесения представлений, составления актов и протоколов, выдачи поручений, распоряжений, требований, представления запросов, заявлений, сообщений или других процессуальных документов, в случаях, предусмотренных Законом и другими нормативноправовыми актами.

1.5.1 Постановление как отдельный документ содержит такие обязательные реквизиты:

а) вступительную часть с указанием:

названия постановления, даты издания постановления и места его вынесения;

наименования органа ГИС, фамилии, имени и отчества государственного исполнителя, который вынес постановление;

названия исполнительного документа, когда и кем выдан, резолютивной части документа (далее - реквизиты исполнительного документа);

по сводному исполнительному производству - фамилии, имени и отчества должника - физического лица, полного наименования должникаюридического лица и даты объединения исполнительных производств в сводное;

б) мотивировочную часть с указанием мотивов, по которым государственный исполнитель принял соответствующее решение (пришел к определенным выводам), и ссылку на закон или другой нормативноправовой акт (статью, ее часть, абзац, пункт, подпункт, на основании которого издано постановление);

в) резолютивную часть с указанием:

принятого решения государственного исполнителя;

фамилии, имени, отчества физических лиц, полного наименования юридических лиц, которым посылается копия постановления;

срока и порядка обжалования постановления;

г) в постановления могут вноситься также другие сведения, определенные Законом, настоящей Инструкцией и другими нормативноправовыми актами;

ґ) постановление составляется и подписывается государственным исполнителем в необходимом количестве экземпляров (копий), один из которых (оригинал) остается в исполнительном производстве, а другие (копии) направляются по принадлежности и в случаях, установленных Законом или настоящей Инструкцией, утверждаются начальником отдела или его заместителем и скрепляются печатью;

д) в случае, если постановление государственного исполнителя является исполнительным документом, оно должно отвечать требованиям к исполнительному документу, определенным статьей 18 Закона.

Другие должностные лица органов ГИС в случаях, предусмотренных Законом и настоящей Инструкцией, выносят постановления с учетом требований, определенных этим пунктом.

Акт - документ, подтверждающий определенные установленные факты или события:

а) текст акта состоит из реквизитов исполнительного документа с указанием сути проведенных действий; по сводному исполнительному производству - полного наименования (фамилии, имени и отчества) должника и даты объединения исполнительных производств в сводное, а также вступительной и констатирующей частей. Во вступительной части указываются название акта, дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество государственного исполнителя, основание для составления акта, перечисляются лица, которые присутствовали во время его составления, с указанием их статуса в исполнительном производстве, места жительства (местонахождения), других имеющихся данных, должностей, указывается количество листов, на которых составлен акт;

б) в констатирующей части излагаются цель и задачи составления акта, суть и характер проведенных исполнительных действий, установленные факты, события, а также в случае необходимости заключения и предложения;

в) в конце акта (перед подписями) указываются сведения о количестве экземпляров акта и кому они предоставляются (посылаются);

г) акт подписывается всеми лицами, которые принимали участие в его составлении. В случае отказа от подписания сторон или других лиц, которые присутствовали при составлении акта, об этом делается отметка в акте. Отметка "от подписи отказался" проставляется напротив имени лица, которое отказалось от подписи, и удостоверяется подписями других лиц, присутствовавших во время составления акта;

ґ) в акт могут вноситься также другие сведения, определенные Законом, настоящей Инструкцией и другими нормативно-правовыми актами.

1.6. Проведение другими органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и физическими лицами отдельных исполнительных действий, в случаях, предусмотренных Законом, в том числе в соответствии с частью четвертой статьи 2 Закона, осуществляется по требованию или по поручению государственного исполнителя.

1.7. Требования государственного исполнителя относительно исполнения решений обязательны для всех органов, учреждений, организаций, должностных лиц, физических и юридических лиц на территории Украины.

1.8. Требование государственного исполнителя является письменным документом, который составляется в случаях, предусмотренных Законом, и является обязательным для исполнения органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и физическими лицами, относительно предоставления государственному исполнителю документов или их копий, необходимых для осуществления его полномочий, совершения других действий, необходимых для исполнения решения.

1.8.1. В требовании указываются:

а) наименование органа ГИС;

б) дата открытия и номер исполнительного производства;

в) реквизиты исполнительного документа, на основании которого открыто исполнительное производство (его резолютивная часть в случае необходимости);

г) фамилия, имя и отчество государственного исполнителя;

ґ) перечень действий, которые необходимо совершить;

д) срок выполнения требования;

е) последствия невыполнения требования.

1.8.2. Требование подписывается государственным исполнителем и посылается по почте или другими средствами связи или вручается государственным исполнителем лицу, которое обязано совершить действия.

1.9. Поручение государственного исполнителя является письменным документом, который составляется в случаях, предусмотренных Законом, в частности в случае проведения отдельных исполнительных действий органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и физическими лицами, и предоставляет им право провести отдельные действия (перечисление средств, изготовление документов и тому подобное).

1.10. Запрос государственного исполнителя о предоставлении необходимой информации для осуществления исполнительных действий должен быть мотивированным и устанавливать обоснованный срок для предоставления информации.

1.11. Полученная информация используется органами ГИС исключительно со служебной целью. Такая информация не подлежит распространению и передаче третьей стороне, за исключением лиц, которые в соответствии с Законом имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства.

1.12. Основной информационной базой об осуществленных исполнительных действиях является Единый государственный реестр исполнительных осуществлений (далее - Единый реестр).

1.12.1 Сведения вносятся в Единый реестр государственным исполнителем одновременно с изготовлением документа, на основании которого совершается исполнительное действие.

1.12.2. В случае осуществления исполнительного действия за пределами органа ГИС сведения о таком действии вносятся в Единый реестр в течение двух рабочих дней после его проведения или поступления сообщения о его проведении.

1.12.3. Постановления государственного исполнителя, а также другие документы исполнительного производства (кроме актов, которые составляются по месту проведения исполнительных действий) составляются с помощью программных средств Единого реестра. В случае сбоев работы системы Единого реестра документы исполнительного производства могут изготовляться без использования программных средств Единого реестра, о чем обязательно указывается в документе. После возобновления работы Единого реестра такие документы в электронном виде немедленно вносятся в него.

1.12.4 Ведение Единого реестра, условия доступа к нему и получения информации, осуществляются в соответствии с Положением о Едином государственном реестре исполнительных производств, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины от 20.05.2003 №43/5, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21.05.2003 за №388/7709 (с изменениями).

1.12.5. С целью обеспечения доступа к информации Единого реестра в постановлении об открытии исполнительного производства сторонам исполнительного производства разъясняется право доступа к указанной информации, указываются адрес соответствующего веб-сайта в сети Интернет, а также идентификатор для доступа к информации об исполнительном производстве и порядке его использования.

ІІ. Участники исполнительного производства

2.1. Реализация участниками исполнительного производства своих полномочий, а также привлечение других лиц к участию в проведении исполнительных действий и реализации ими своих полномочий осуществляются в соответствии с главой 2 Закона. Государственный исполнитель при осуществлении исполнительного производства обязан использовать все предоставленные ему права и полномочия, необходимые для обеспечения своевременного и полного выполнения решения.

2.2. Привлечение работников органов внутренних дел в пределах предоставленных им полномочий осуществляется государственным исполнителем при исполнении решений в случае возникновения угрозы жизни и здоровью государственного исполнителя, а также для охраны и обеспечения правопорядка на месте осуществления исполнительных действий в порядке, установленном Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел Украины и органов государственной исполнительной службы при принудительном исполнении решений судов и других органов (должностных лиц), утвержденной приказом Министерства внутренних дел Украины, Министерства юстиции Украины от 25.06.2002 №607/56/5, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 27.06.2002 за №541/6829.

2.3. Привлечение работников налоговой милиции осуществляется государственным исполнителем по исполнительным документам о взыскании в доход государства средств или о совершении других действий в пользу или в интересах государства в случае, когда от его имени в исполнительном производстве выступают органы государственной налоговой службы с целью предоставления помощи государственному исполнителю относительно выезда по месту исполнения и сопровождения при принудительном вхождении в помещения и хранилища должника в соответствии с требованиями Порядка взаимодействия органов государственной исполнительной службы и налоговой милиции при принудительном исполнении решений судов о взыскании средств в интересах государства по искам органов государственной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины, Государственной налоговой администрации Украины от 03.07.2002 №60/5304, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 04.07.2002 за №555/6843.

2.4. Привлечение органов опеки и попечения в соответствии с возложенными на них полномочиями обязательно осуществляется при исполнении решений об отобрании ребенка, а также в случае необходимости обеспечения прав и интересов детей и нетрудоспособных лиц, нуждающихся в опеке (попечении).

(В пункт 2.4. внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства юстиции Украины от 18.05.2013 г. №924/5)

(см. предыдущую редакцию)

2.5. Привлечение государственным исполнителем других органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, физических лиц при принудительном исполнении решений осуществляется в случае, если их присутствие может способствовать своевременному и полному исполнению решений.

2.6. В случае необходимости для проведения или организации исполнительных действий государственный исполнитель имеет право привлечь субъектов хозяйствования.

2.7. Привлечение в исполнительном производстве соответствующих органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и физических лиц (кроме понятых), осуществляется государственным исполнителем путем вынесения постановления о привлечении этих лиц.

2.7.1. В этом постановлении обязательно указываются обстоятельства, которые обусловили привлечение определенных лиц, время и место осуществления исполнительных действий, а также другие необходимые сведения.

2.7.2. Копия постановления посылается (вручается) руководителю соответствующего органа, учреждения, организации, субъекту хозяйствования в трехдневный срок со дня его вынесения, но не позднее чем за три дня до запланированных мероприятий.

2.8. Перед началом исполнительных действий государственный исполнитель устно разъясняет привлеченным при принудительном исполнении решений лицам их права и обязанности, о чем отмечается в акте.

Государственный исполнитель контролирует совершение действий привлеченными лицами.

2.9. Для выяснения и разъяснения вопросов, возникающих во время осуществления исполнительного производства и требующих специальных знаний, государственный исполнитель по собственной инициативе или по заявлению сторон назначает своим постановлением эксперта или специалиста (в случае необходимости - нескольких экспертов или специалистов), для оценки имущества (имущественных прав) - субъектов оценочной деятельности - субъектов хозяйствования, а также в случае необходимости - переводчика.

В постановлении о назначении эксперта или специалиста, субъекта оценочной деятельности - субъекта хозяйствования, переводчика, указываются вопросы, на которые эти лица должны предоставить письменный вывод (отчет), или с какого языка следует осуществить перевод, или вид и характеристика имущества, которое необходимо идентифицировать, оценить и тому подобное, сроки осуществления соответствующих действий.

2.10. Права и обязанности сторон и других участников исполнительного производства реализуются в соответствии со статьей 12 Закона.

2.11. Полномочия представителей сторон, которые принимают участие в исполнительном производстве, должны быть удостоверены следующими документами:

а) доверенностью физического лица;

б) доверенностью юридического лица или документами, удостоверяющими право представительства юридического лица (документом о назначении руководителем юридического лица и тому подобное);

в) решением о назначении опекуном, попечителем или управителем наследственного имущества.

2.11.1. Документы, удостоверяющие полномочия представителей, должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

2.11.2. Оригиналы документов, указанных в пункте 2.11 этого раздела, или должным образом засвидетельствованные их копии приобщаются к материалам исполнительного производства.

2.11.3. После убежденности в наличие у представителя должным образом оформленной доверенности оригинал такой доверенности в случае необходимости возвращается представителю стороны исполнительного производства.

2.11.4. В случае реализации стороной исполнительного производства права на предъявление исполнительного документа на выполнение, подачу заявления о возврате без выполнения исполнительного документа, обжалования действий государственного исполнителя и других должностных лиц органов ГИС, получения присужденного имущества или взысканных сумм через представителя государственный исполнитель проверяет оговорены ли в доверенности полномочия представителя на осуществление таких действий.

2.11.5. Ограничения полномочий представителя на совершение определенного исполнительного действия должны быть оговорены в выданной ему доверенности.

2.12. Сторона исполнительного производства (ее представитель) может знакомиться с материалами исполнительного производства в соответствующем органе ГИС в специально определенное для приема граждан время и в том объеме, в котором она желает, по устному ходатайству к государственному исполнителю.

2.12.1. По желанию стороны исполнительного производства (ее представителя) ознакомиться с материалами исполнительного производства в другое время исполнительное производство предоставляется ей для ознакомления на основании письменного заявления, в котором указываются желаемая дата и время ознакомления по резолюции начальника отдела, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель.

2.12.2. Ознакомление с материалами исполнительного производства осуществляется в помещении органа ГИС и в присутствии государственного исполнителя, о чем в исполнительном производстве делается отметка с указанием даты ознакомления и лица, которое ознакомилось с материалами исполнительного производства.

2.12.3. Сторона исполнительного производства имеет право делать копии с документов исполнительного производства, выписки из них. Изъятие из материалов исполнительного производства каких-либо документов не допускается.

2.13. В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (в случае смерти физического лица, прекращения юридического лица, а также в других случаях замены стороны в исполнительном производстве), если правоотношения допускают правопреемственность, государственный исполнитель по собственной инициативе или по заявлению стороны, а также сама заинтересованная сторона имеют право обратиться в суд с заявлением о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником. На основании постановленного судом решения государственный исполнитель своим постановлением, которое утверждается начальником отдела, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель, заменяет название стороны исполнительного производства. Постановление суда и постановление государственного исполнителя приобщаются к исполнительному документу при его направлении по принадлежности или возврате его взыскателю или в суд.

2.14. Правопреемственность возможна на всех стадиях исполнительного производства - с момента открытия исполнительного производства до его окончания. После замены выбывшей стороны исполнительного производства ее правопреемником государственный исполнитель продолжает выполнение исполнительного производства в порядке, установленном Законом.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ Инструкция по организации принудительного исполнения решений І. Общие положения ІІ. Участники исполнительного производства ІІІ. Общие условия и порядок осуществления исполнительного производства IV. Общий порядок обращения взыскания на имущество должника V. Исполнительные группы VI. Передача исполнительного производства от одного органа ГИС к другому, от одного государственного исполнителя к другому VII. Обращение взыскания на заработную плату и другие виды доходов должника VIIІ. Общие условия выполнения решений, по которым должник обязан лично совершить определенные действия или воздержаться от их совершения IX. Осуществление контроля в исполнительном производстве Х. Выплата вознаграждения государственному исполнителю ХІ. Ограничения в праве выезда за пределы Украины и запрет въезда в Украину ХІІ. Учет депозитных сумм XІІІ. Привлечение к ответственности за нарушение требований законодательства во время исполнительного производства Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5