Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
Неофициальный перевод
Административно-процессуальный кодекс Азербайджанской Республики
Утвержден Законом Азербайджанской Республики от 30 июня 2009 года №846-IIIQ
Глава I. Общие положения
Статья 1. Сфера применения Административно-процессуального кодекса Азербайджанской Республики
1.1. Настоящий Кодекс устанавливает судебную подведомственность споров, связанных с административно-правовыми отношениями (далее - административные споры), процессуальные принципы и правила рассмотрения и разрешения данных споров в суде.
1.2. В судопроизводстве по делам об административным спорах (далее - административное судопроизводство) могут применяться положения Гражданского процессуального кодекса Азербайджанской Республики, если иной порядок не предусмотрен настоящим Кодексом и в случаях, когда это не противоречит предусмотренным настоящим Кодексом процессуальным принципам.
Статья 2. Судебная подведомственность административных споров
2.1. Если законом не предусмотрен иной порядок подведомственности, судопроизводство по делам об административным спорах осуществляется судами по делам об административных и экономических спорах и судебными коллегиями по делам об административных и экономических спорах.
2.2. В порядке административного судопроизводства рассматриваются следующие иски:
2.2.1. иски об оспаривании (отмене или изменении) административного акта, принятого административным органом в отношении прав и обязанностей лица (иск об оспаривании);
2.2.2. иски о возложении на административный орган соответствующего обязательства, связанного с вынесением административного акта, и иски о защите от бездействия административного органа (иски о принуждении);
2.2.3. иски о совершении административным органом определенных действий, не связанных с вынесением административного акта (иски об исполнении обязательства);
2.2.4. иски о защите от незаконного вмешательства, не связанного с вынесением административного акта административным органом и непосредственно нарушающего права и свободы лица (иски о воздержании от совершения определенных действий);
2.2.5. иски о наличии или отсутствии административно-правового отношения, а также о признании административного акта недействительным (иски об установлении или признании);
2.2.6. иски о проверки соответствия закону актов нормативного характера, за исключением вопросов, отнесенных к полномочиям Конституционного суда Азербайджанской Республики (иски о соответствии закону);
2.2.7. иски по имущественным требованиям, связанным с решением административных споров, а также по требованиям об оплате компенсации за ущерб, причиненный незаконными решениями (административными актами) или действиями (бездействием) административных органов;
2.2.8. иски муниципалитетов против действий органов административного контроля или органов административного контроля против муниципалитетов.
Статья 3. Суды и судебные коллегии по делам об административных и экономических спорах
3.1. За исключением установленных статьей 3.2 настоящего Кодекса случаев, административные споры в качестве суда первой инстанции рассматривают суды по делам об административных и экономических спорах.
3.2. Иски по спорам, предусмотренным главами XV, XVI, XVII настоящего Кодекса, рассматривают в качестве суда первой инстанции судебные коллегии по делам об административных и экономических спорах судов апелляционной инстанции Азербайджанской Республики.
3.3. Административные споры в апелляционном порядке рассматривают судебные коллегии по делам об административных и экономических спорах судов апелляционной инстанции Азербайджанской Республики.
3.4. Административные споры в кассационном порядке рассматривает судебная коллегия по делам об административных и экономических спорах Верховного Суда.
3.5. В судах по делам об административных и экономических спорах административные споры рассматриваются судьей единолично.
3.6. Административные споры в судебных коллегиях по делам об административных и экономических спорах судов апелляционной инстанции Азербайджанской Республики (как в качестве судов первой инстанции, так и в качестве судов апелляционной инстанции) рассматриваются судебным составом из трех судей (из постоянного председателя и двух судей).
3.7. Административные споры в кассационном порядке рассматриваются судебным составом из трех судей (из постоянного председателя и двух судей).
3.8. Если настоящим Кодексом не установлен иной порядок, организация и правовой статус судов и судебных коллегий по делам об административных и экономических спорах регулируются Законом Азербайджанской Республики "О судах и судьях".
Статья 4. Порядок вынесения судебного решения
4.1. В связи с рассмотрением и разрешением административного спора выносится решение суда. Решение составляется в письменной форме и подписывается судьей (при рассмотрении дела в коллегиальном порядке, каждым из судей, входящим в судебный состав).
4.2. При рассмотрении дела об административном споре судебным составом из 3 судей, решение суда принимается большинством голосов. Ни один из судей не вправе воздержаться от голосования. Председатель голосует последним.
4.3. Оставшийся в меньшинстве судья вправе письменно составить свое особое мнение и приложить данное мнение к делу. Особое мнение судьи коллегии по делам об административных спорах судов апелляционной инстанции и Верховного суда публикуется вместе с решением соответствующего судебного состава.
Статья 5. Выездные заседания судов и судебных коллегий по делам об административных и экономических спорах
Суды и судебные коллегии по делам об административных и экономических спорах могут в пределах своей территориальной юрисдикции, в случае необходимости, проводить выездные судебные заседания в других городах или населенных пунктах.
Статья 6. План распределения дел в судах и судебных коллегиях по делам об административных и экономических спорах
6.1. Пленум Верховного суда, президиумы судов апелляционной инстанции, председатели судов по делам об административных и экономических спорах определяют из числа судей соответствующей судебной коллегии или суда судей либо организуют судебные составы, которые будут рассматривать дела об административных спорах.
6.2. В случае временного отсутствия судьи или одного из судей судебного состава, вопрос о резервном судье, который будет заменять данного судью, решается заранее в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Кодекса.
6.3. При определении более чем одного судьи или создании более чем одного судебного состава, пленум Верховного суда, президиумы судов апелляционной инстанции, председатели судов по делам об административных и экономических спорах готовят общие критерии распределения дел об административных спорах между данными судьями или судебными составами и на основании данных критериев составляется план распределения дел.
6.4. При наличии в производстве различных судей или судебных составов административных исков или заявлений, предметы которых связаны друг с другом, все иски или заявления в соответствии с планом распределения дел передаются соответственно судье или судебному составу, первому приступившему к рассмотрению соответствующего дела.
6.5. План распределения дел на очередной календарный год составляется не позднее 20 числа последнего месяца рабочего года. План распределения дел должен быть представлен судьям соответствующего суда или судебной коллегии и повешен для ознакомления на доску объявлений в здании суда в течение 3 дней с момента его составления.
6.6. Внесение изменений в план распределения дел допускается только в случае нарушения деятельности суда или судебной коллегии по административным и экономическим спорам.
Статья 7. Приостановление производства по делу о споре
7.1. При наличии полной или частичной зависимости решения спора от наличия или отсутствия правоотношения, составляющего предмет другого административного спора, рассматриваемого в данный период, или подлежащего рассмотрению административным органом, суд может приостановить производство по делу до разрешения данного спора или до вынесения соответствующего решения административным органом. При разрешении вопроса о приостановлении производства по делу суд учитывает обстоятельства, связанные с целесообразностью его продолжения.
7.2. В случае если в ходе административного судопроизводства может быть оказано влияние на решение спора об уголовном преследовании в связи с совершением преступления, связанного с предметом спора или оспариваемым правоотношением, а также в случае если решение суда зависит от решения вопроса по уголовному или гражданскому делу, суд приостанавливает рассмотрение дела до завершения производства по уголовному или гражданскому делу.
Статья 8. Определение судебной подведомственности
8.1. При определении территориальной подведомственности административных споров применяются следующие правила:
8.1.1. административные споры, связанные с недвижимым имуществом либо с правами или правоотношениями, связанными с определенной территорией, рассматриваются судом по месту нахождения данного имущества или территории;
8.1.2. иски об оспаривании рассматриваются судом по месту нахождения административного органа, принявшего оспариваемый административный акт. В случае если административный акт вынесен административным органом, полномочия которого охватывают территорию, на которую распространяется юрисдикция более чем одного суда, иски против данных административных актов рассматриваются судом по месту жительства или месту нахождения лица, права (охраняемые законом интересы) которого затронуты. Иски против Азербайджанской Республики на территориях, относящихся к полномочиям расположенных за пределами Азербайджанской Республики дипломатических представительств и консульств, рассматриваются судами по месту нахождения соответствующего органа исполнительной власти;
8.1.3. иски против административного органа, связанные со служебными правоотношениями, существующими или ранее существовавшими между данным органом и судьей, государственным служащим или военнослужащим, а также споры, связанные с возникновением таких правоотношений, рассматриваются судом по месту нахождения служебной жилой площади истца, в случае отсутствия такой жилой площади - по месту его жительства, а при его отсутствии - по месту нахождения административного органа, вынесшего первичный административный акт (ответчика);
8.1.4. в других случаях иски рассматриваются судом по месту нахождения, месту жительства ответчика, а в случае отсутствия места жительства - по месту его пребывания или последнему месту жительства или месту пребывания.
8.2. В случае если по предметной или территориальной подведомственности рассмотрение спора не относится к полномочиям суда, он, заслушав стороны, определяет, исходя из своего служебного положения, подведомственность спора и направляет дело, связанное с данным спором, по подведомственности в соответствующий полномочный суд.
8.3. В случае если рассмотрение спора относится к полномочиям более чем одного суда, суд направляет дело, связанное со спором, в суд, выбранный истцом или заявителем. Если истец или заявитель не осуществил данный выбор, суд направляет дело, связанное со спором, в соответствующий полномочный суд в соответствии с правилами о подведомственности.
8.4. При оспаривании одной из сторон подведомственности суда вопрос об отнесении рассмотрения спора к его полномочиям решает суд.
8.5. В предусмотренных статьями 8.2 - 8.4 настоящего Кодекса случаях суд выносит обоснованное определение. Определение суда о подведомственности может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней с момента предоставления данного определения.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 05.07.2011 г.