Недействующая редакция. Принята: 16.06.2011 / Вступила в силу: 14.07.2011

Недействующая редакция, не действует с 06.08.2011 г.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 5 апреля 2007 года №877-V

Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности

(В редакции Законов Украины N107-VI от 28.12.2007 г., N1546-VI от 23.06.2009, N2299-VI от 01.06.2010, N2367-VI от 29.06.2010, 01.07.2010 г. №2399-VI, 08.07.2010 г. №2467-VI, 02.12.2010 г. №2756-VI, 31.05.2011 г. №3437-VI, 16.06.2011 г. №3530-VI)

Настоящий Закон определяет правовые и организационные начала, основные принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов государственного надзора (контроля), их должностных лиц и права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля).

Статья 1. Определение терминов

В настоящем Законе нижеуказанные термины употребляются в следующем значении:

государственный надзор (контроль) - деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти Автономной Республики Крым органов местного самоуправления, (далее органы государственного надзора (контроля)) в пределах полномочий, предусмотренных законом, по выявлению и предупреждению нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечению интересов общества, в частности надлежащего качества продукции, работ и услуг, приемлемого уровня опасности для населения, окружающей природной среды;

меры государственного надзора (контроля) - плановые и внеплановые мероприятия, осуществляемые путем проведения проверок, ревизий, осмотров, обследований и других действий;

приемлемый риск - социально, экономически, технически и политически обоснованный риск, не превышающий предельно допустимого уровня;

риск - количественная мера опасности, учитывающая вероятность возникновения негативных последствий от осуществления хозяйственной деятельности и возможный размер потерь от них;

способ осуществления государственного надзора (контроля)процедура осуществления государственного надзора (контроля), определенная законом;

третьи лица - юридические и физические лица (адвокаты, аудиторы, члены общественных организаций и другие), которые привлекаются субъектами хозяйствования или органами государственного надзора (контроля) в ходе осуществления мер государственного надзора (контроля).

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.06.2011 г. №3530-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие во время осуществления мероприятий валютного контроля, таможенного контроля, государственного экспортного контроля, контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства и кассовых операций, контроля за соблюдением порядка проведения расчетов, за производством и обращением спирта, алкогольных напитков, и табачных изделий, использованием государственного и коммунального имущества, банковского и страхового надзора, других видов специального государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования на рынке финансовых услуг, государственного контроля, за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, телекоммуникации, почтовой связи, радиочастотном ресурсе Украины, во время проведения процедур, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях, а также оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия, государственного надзора, за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности государственного надзора (контроля) за соблюдением лицензионных условий транспортировки природного и нефтяного газа трубопроводами и его распределения, поставки природного газа, хранения природного газа в объемах, превышающих уровень, который устанавливается лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по хранению природного газа.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 31.05.2011 г. №3437-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Основные принципы государственного надзора (контроля)

Государственный надзор (контроль) осуществляется по принципам:

приоритетности безопасности в вопросах жизни и здоровья человека, функционирования и развития общества, среды проживания и жизнедеятельности перед любыми другими интересами и целями в сфере хозяйственной деятельности;

подконтрольности и подотчетности органа государственного надзора (контроля) соответствующим органам государственной власти;

равенства прав и законных интересов всех субъектов хозяйствования;

гарантирования прав субъекту хозяйствования;

объективности и беспристрастности осуществления государственного надзора (контроля);

наличия оснований, определенных законом, для осуществления государственного надзора (контроля);

открытости, прозрачности, плановости и системности государственного надзора (контроля);

недопустимости дублирования полномочий органов государственного надзора (контроля);

невмешательства органа государственного надзора (контроля) в уставную деятельность субъекта хозяйствования, если она осуществляется в пределах закона;

ответственности органа государственного надзора (контроля) и его должностных лиц за ущерб, причиненный субъекту хозяйствования вследствие нарушения требований законодательства;

соблюдения условий международных договоров Украины;

независимости органов государственного надзора (контроля) от политических партий и любых других объединений граждан.

наличие одного органа государственного надзора (контроля) в составе центрального органа исполнительной власти

Статья 4. Общие требования к осуществлению государственного надзора (контроля)

1. Государственный надзор (контроль) осуществляется по месту проведения хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования или его обособленных подразделений, или в помещении органа государственного надзора (контроля) в случаях, предусмотренных законом.

2. Государственный надзор (контроль) может осуществляться комплексно несколькими органами государственного надзора (контроля), если их полномочия на осуществление или участие в комплексных мероприятиях предусмотрены законом. Такие мероприятия проводятся по совместному решению руководителей соответствующих органов государственного надзора (контроля).

3. Плановые и внеплановые мероприятия осуществляются в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.

4. Исключительно законами устанавливаются:

органы, уполномоченные осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности;

виды хозяйственной деятельности, являющиеся предметом государственного надзора (контроля);

полномочия органов государственного надзора (контроля) по остановке производства (изготовления) или реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

исчерпывающий перечень оснований для остановки хозяйственной деятельности;

способ осуществления государственного надзора (контроля);

санкции за нарушение требований законодательства и перечень нарушений, являющихся основанием для выдачи органом государственного надзора (контроля) предписания, распоряжения или другого распорядительного документа.

Орган государственного надзора (контроля) не может осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, если закон прямо не уполномачивает такой орган на осуществление государственного надзора (контроля) в определенной сфере хозяйственной деятельности и не определяет полномочия такого органа при осуществлении государственного надзора (контроля).

5. Остановка производства (изготовления) или реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг допускается по мотивированному письменному решению руководителя органа государственного надзора (контроля) или его заместителя.

6. Должностному лицу органа государственного надзора (контроля) запрещается осуществлять государственный надзор (контроль) относительно субъектов хозяйствования, с которыми (или со служебными лицами которых) должностное лицо состоит в родственных отношениях.

7. В случае если норма закона либо иного нормативно-правового акта, изданного в соответствии с законом, допускает неоднозначное толкование прав и обязанностей субъекта хозяйствования или органа государственного надзора (контроля) и его должностных лиц, решение принимается в пользу субъекта хозяйствования.

8. Органы государственного надзора (контроля) и субъекты хозяйствования имеют право фиксировать процесс осуществления планового или внепланового мероприятия либо каждое отдельное действие средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя осуществлению такого мероприятия.

9. Неисполнение предписаний, распоряжений и других распорядительных документов органа государственного надзора (контроля) влечет применение штрафных санкций к субъекту хозяйствования согласно закону.

10. Должностные лица органа государственного надзора (контроля) с целью выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проведения мероприятия, осуществляют в пределах полномочий, предусмотренных законом, осмотр территорий или помещений, используемых для проведения хозяйственной деятельности, а также любых документов либо предметов, если это предусмотрено законом.

11. Плановое либо внеплановое мероприятие должно осуществляться в присутствии руководителя или его заместителя, или уполномоченного лица субъекта хозяйствования.

12. Перед началом осуществления государственного надзора (контроля) должностное лицо органа государственного надзора (контроля) вносит запись в соответствующий журнал субъекта хозяйствования (при его наличии).

13. Деятельность органов государственного надзора (контроля), связанная со сбором информации, целью которого является получение сведений о массовых явлениях и процессах, происходящих в сфере хозяйственной деятельности, не считается мероприятиями государственного надзора (контроля).

14. При осуществлении государственного надзора (контроля) должностные лица органа государственного надзора (контроля) обязаны хранить коммерческую тайну субъекта хозяйствования.

Информация, доступ к которой ограничен законом, полученная должностным лицом органа государственного надзора (контроля) при осуществлении государственного надзора (контроля), может использоваться исключительно в порядке, установленном законом.

Органы государственного надзора (контроля) обеспечивают специальный режим защиты и доступа к информации, являющейся коммерческой тайной, согласно требованиям закона.

Статья 5. Плановые мероприятия по осуществлению государственного надзора (контроля)

1. Плановые мероприятия осуществляются в соответствии с годовыми или квартальными планами, которые утверждаются органом государственного надзора (контроля) до 1 декабря года, предшествующего плановому, или до 25 числа последнего месяца квартала, предшествующего плановому.

2. Орган государственного надзора (контроля) определяет в отнесенной к его ведению сфере критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности.

С учетом значения приемлемого риска все субъекты хозяйствования, подлежащие надзору (контролю), относятся к одной из трех степеней риска: с высоким, средним и незначительным.

В зависимости от степени риска органом государственного надзора (контроля) определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля).

Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и периодичность проведения плановых мероприятий, утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению органа государственного надзора (контроля).

В зависимости от степени риска органом государственного надзора (контроля) определяются перечни вопросов для осуществления плановых мероприятий, которые утверждаются его приказом.

В пределах перечня вопросов каждый орган государственного надзора (контроля) в зависимости от целей мероприятия должен определить те вопросы, относительно которых будет осуществляться государственный надзор (контроль).

Унифицированные формы актов, в которых предусматривается перечень вопросов в зависимости от степени риска, утверждаются органом государственного надзора (контроля) и публикуются в сети Интернет в порядке, определенном законодательством.

Орган государственного надзора (контроля) обнародует критерии и периодичность проведения плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) путем размещения информации в сети Интернет в порядке, определенном законодательством.

3. Ежегодно до 1 апреля орган государственного надзора (контроля) готовит отчет о выполнении годового плана (квартальных планов) государственного надзора (контроля) субъектов хозяйствования за предыдущий год и обнародует его в сети Интернет.

4. Органы государственного надзора (контроля) осуществляют плановые мероприятия по государственному надзору (контролю) при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования о проведении планового мероприятия не позднее чем за десять дней до дня осуществления этого мероприятия.

Уведомление должно содержать:

дату начала и дату окончания осуществления планового мероприятия;

наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество физического лица - предпринимателя, относительно деятельности которых осуществляется мероприятие;

наименование органа государственного надзора (контроля).

Уведомление направляется заказным письмом либо телефонограммой за счет средств органа государственного надзора (контроля) или вручается лично руководителю либо уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под расписку.

Субъект хозяйствования имеет право не допускать должностное лицо органа государственного надзора (контроля) к осуществлению планового мероприятия в случае неполучения уведомления об осуществлении планового мероприятия.

5. Срок осуществления планового мероприятия не может превышать пятнадцати рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательствапяти рабочих дней, если иное не предусмотрено законом.

Продление срока осуществления планового мероприятия не допускается.

Статья 6. Внеплановые мероприятия по осуществлению государственного надзора (контроля)

1. Основаниями для осуществления внеплановых мероприятий являются:

подача субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;

выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, представленных субъектом хозяйствования;

проверка исполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов относительно устранения нарушений требований законодательства, изданных по результатам проведения плановых мероприятий органом государственного надзора (контроля);

обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановое мероприятие в этом случае осуществляется только при наличии согласия центрального органа исполнительной власти на его проведение;

непредоставление в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, препятствовавших представлению таких документов.

наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, что было связано с деятельностью субъекта ведения хозяйства

При проведении внепланового мероприятия выясняются лишь те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение государственного надзора (контроля).

2. Проведение внеплановых мероприятий по другим основаниям, кроме предусмотренных настоящей статьей, запрещается, если иное не предусматривается законом или международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины.

3. Субъект хозяйствования должен ознакомиться с основанием проведения внепланового мероприятия с предоставлением ему копии соответствующего документа.

4. Срок осуществления внепланового мероприятия не может превышать десяти рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства - двух рабочих дней, если иное не предусмотрено законом.

Продление срока осуществления внепланового мероприятия не допускается.

Статья 7. Распорядительные документы органов государственного надзора (контроля)

1. Для осуществления планового или внепланового мероприятия орган государственного надзора (контроля) издает приказ, который должен содержать наименование субъекта хозяйствования, в отношении которого будет осуществляться мероприятие, и предмет проверки.

2. На основании приказа оформляется удостоверение (направление) на проведение мероприятия, которое подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного надзора (контроля) (с указанием фамилии, имени и отчества) и удостоверяется печатью.

3. В удостоверении (направлении) на проведение мероприятия указываются:

наименование органа государственного надзора (контроля), осуществляющего мероприятие;

наименование субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лицапредпринимателя, относительно деятельности которых осуществляется мероприятие;

местонахождение субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения, относительно деятельности которых осуществляется мероприятие;

номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется мероприятие;

перечень должностных лиц, участвующих в осуществлении мероприятия, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;

дата начала и дата окончания мероприятия;

тип мероприятия (плановое или внеплановое);

вид мероприятия (проверка, ревизия, обследование, осмотр, инспектирование и т. п.);

основания для осуществления мероприятия;

предмет осуществления мероприятия;

информация об осуществлении предыдущего мероприятия (тип мероприятия и срок его осуществления).

4. Удостоверение (направление) является действительным лишь в течение указанного в нем срока осуществления мероприятия.

5. Перед началом осуществления мероприятия должностные лица органа государственного надзора (контроля) обязаны предъявить руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу удостоверение (направление) и служебное удостоверение, удостоверяющее должностное лицо органа государственного надзора (контроля), и предоставить субъекту хозяйствования копию удостоверения (направления).

Должностное лицо органа государственного надзора (контроля) без удостоверения (направления) на осуществление мероприятия и служебного удостоверения не имеет права осуществлять государственный надзор (контроль) субъекта хозяйствования.

Субъект хозяйствования имеет право не допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению мероприятия, если они не предъявили документов, предусмотренных настоящей статьей.

6. По результатам осуществления планового или внепланового мероприятия должностное лицо органа государственного надзора (контроля), в случае выявления нарушений требований законодательства, составляет акт, который должен содержать следующие сведения:

дату составления акта;

тип мероприятия (плановое или внеплановое);

вид мероприятия (проверка, ревизия, обследование, осмотр и т. п.);

предмет государственного надзора (контроля);

наименование органа государственного надзора (контроля), а также должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, осуществившего, мероприятие;

наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество физического лица - предпринимателя, относительно деятельности которых осуществлялось мероприятие.

Должностное лицо органа государственного надзора (контроля) указывает в акте состояние выполнения требований законодательства субъектом хозяйствования, а в случае невыполнения - детальное описание выявленного нарушения со ссылкой на соответствующее требование законодательства.

В последний день проверки два экземпляра акта подписываются должностными лицами органа государственного надзора (контроля), осуществлявшими мероприятие, и субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом, если иное не предусмотрено законом.

Если субъект хозяйствования не соглашается с актом, он подписывает акт с замечаниями.

Замечание субъекта хозяйствования относительно осуществления государственного надзора (контроля) является неотъемлемой частью акта органа государственного надзора (контроля).

В случае отказа субъекта хозяйствования подписать акт должностное лицо органа государственного надзора (контроля) вносит в такой акт соответствующую запись.

Один экземпляр акта вручается "субъекту хозяйствования или уполномоченному им лицу, а второй - хранится в органе государственного надзора (контроля).

7. На основании акта, составленного по результатам осуществления планового мероприятия, в ходе которого выявлены нарушения требований законодательства, в течение пяти рабочих дней со дня завершения мероприятия составляется предписание, распоряжение или другой распорядительный документ об устранении нарушений, выявленных при осуществлении мероприятия.

8. Предписание - обязательное для исполнения в определенные сроки письменное требование должностного лица органа государственного надзора (контроля) субъекту хозяйствования по устранению нарушений требований законодательства. Предписание не предусматривает применения санкций в отношении субъекта хозяйствования. Предписание издается и подписывается должностным лицом органа государственного надзора (контроля), осуществлявшим проверку.

9. Распоряжение или другой распорядительный документ органа государственного надзора (контроля) - обязательное для исполнения письменное решение органа государственного надзора (контроля) по устранению выявленных нарушений в определенные сроки. Распоряжение издается и подписывается руководителем органа государственного надзора (контроля) или его заместителем.

Распоряжение может предусматривать применение к субъекту хозяйствования санкций, предусмотренных законом.

Распорядительный документ органа государственного надзора (контроля) по устранению нарушений, выявленных при осуществлении мероприятия, должен содержать следующие сведения:

дату составления;

тип мероприятия (плановое или внеплановое);

вид мероприятия (проверка, ревизия, обследование, осмотр и т. п.);

срок устранения нарушений;

наименование органа государственного надзора (контроля), а также должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, осуществившего мероприятие;

наименование и местонахождение субъекта хозяйствования, а также фамилию, имя и отчество его руководителя или уполномоченного им лица или фамилию, имя и отчество физического лица - предпринимателя, относительно деятельности которых осуществлялось мероприятие;

фамилию, имя и отчество других лиц, участвовавших в осуществлении мероприятия.

Распорядительный документ органа государственного надзора (контроля) по устранению нарушений составляется в двух экземплярах: один экземпляр не позднее пяти рабочих дней со дня составления акта предоставляется субъекту хозяйствования или уполномоченному им лицу для исполнения, а второй экземпляр с подписью субъекта хозяйствования или уполномоченного им лица по согласованным срокам устранения нарушений требований законодательства остается в органе государственного надзора (контроля).

В случае отказа субъекта хозяйствования или уполномоченного им лица от получения распорядительного документа по устранению нарушений требований законодательства он направляется заказным письмом, а на копии распорядительного документа, который остается в органе государственного надзора (контроля), проставляются соответствующий исходный номер и дата направления.

Распорядительные документы по устранению нарушений требований законодательства могут быть обжалованы в соответствующий центральный орган исполнительной власти или суд в установленном законом порядке.

Статья 8. Полномочия органа государственного надзора (контроля)

1. Орган государственного надзора (контроля) в пределах полномочий, предусмотренных законом, при осуществлении государственного надзора (контроля) имеет право:

требовать от субъекта хозяйствования устранения выявленных нарушений требований законодательства;

требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению государственного надзора (контроля);

отбирать образцы продукции, назначать экспертизу, получать объяснения, справки, документы, материалы, сведения по вопросам, возникающим во время государственного надзора (контроля), в соответствии с законом;

предоставлять (направлять) субъектам хозяйствования обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и недостатков;

налагать штрафные санкции и принимать меры, предусмотренные законом.

2. Органы государственного надзора (контроля) и их должностные лица при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля) обязаны:

полно, объективно и беспристрастно осуществлять государственный надзор (контроль) в пределах полномочий, предусмотренных законом;

соблюдать деловую этику во взаимоотношениях с субъектами хозяйствования;

не вмешиваться и не препятствовать осуществлению хозяйственной деятельности при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля), если это не угрожает жизни и здоровью людей, не приводит к опасности возникновения техногенных ситуаций и пожаров;

обеспечивать неразглашение коммерческой тайны субъекта хозяйствования, которая становится доступной должностным лицам в ходе осуществления государственного надзора (контроля);

ознакомить руководителя субъекта хозяйствования или его заместителя, или уполномоченное им лицо с результатами государственного надзора (контроля) в сроки, предусмотренные законом;

предоставлять субъекту хозяйствования консультационную помощь по осуществлению государственного надзора (контроля).

Статья 9. Ответственность должностных лиц органа государственного надзора (контроля)

За неисполнение требований законодательства, а также причинение неправомерными действиями ущерба субъекту хозяйствования орган государственного надзора (контроля), его должностные лица несут ответственность согласно закону.

Ущерб, причиненный субъекту хозяйствования неправомерными действиями должностных лиц органов государственного надзора (контроля), подлежит возмещению в установленном законом порядке.

Статья 10. Права субъекта хозяйствования

Субъект хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля) имеет право:

требовать от должностных лиц органа государственного надзора (контроля) соблюдения требований законодательства;

проверять наличие у должностных лиц органа государственного надзора (контроля) служебного удостоверения и получать копии удостоверения (направления) на проведение планового или внепланового мероприятия;

не допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению государственного надзора (контроля), если:

- он осуществляется с нарушением требований по периодичности проведения мероприятий государственного надзора (контроля), предусмотренных законом;

- должностное лицо органа государственного надзора (контроля) не предоставило копии документов, предусмотренных настоящим Законом, или если предоставленные документы не соответствуют требованиям настоящего Закона;

присутствовать при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля);

требовать неразглашения информации, являющейся коммерческой тайной субъекта хозяйствования;

получать и знакомиться с актами государственного надзора (контроля);

предоставлять в письменной форме свои объяснения, замечания или возражения к акту органа государственного надзора (контроля);

обжаловать в установленном законом порядке неправомерные действия органов государственного надзора (контроля) и их должностных лиц.

Статья 11. Обязанности субъекта хозяйствования

Субъект хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля) обязан:

допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) при условии соблюдения порядка осуществления государственного надзора (контроля), предусмотренного настоящим Законом;

исполнять требования органа государственного надзора (контроля) по устранению выявленных нарушений требований законодательства;

предоставлять документы, образцы продукции, объяснения, справки, сведения, материалы по вопросам, возникающим во время государственного надзора (контроля), согласно закону;

получать экземпляр предписания или акта органа государственного надзора (контроля) по результатам проведенного планового либо внепланового мероприятия.

Статья 12. Ответственность субъекта хозяйствования

1. Неисполнение предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выявленных при осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля), влечет применение к субъекту хозяйствования штрафных санкций в порядке, установленном законом.

2. В случае применения санкций за нарушение требований законодательства, в частности, если законом предусматриваются минимальные и максимальные размеры санкций, учитывается принцип пропорциональности нарушения и наказания.

Статья 13. Решение об отборе образцов продукции

1. Отбор образцов продукции осуществляется на основании письменного мотивированного решения руководителя органа государственного надзора (контроля) или его заместителя согласно закону.

2. В решении о необходимости отбора образцов продукции указываются количество образцов для каждого вида или типа продукции, необходимых для экспертизы, а также место осуществления этой экспертизы.

3. Отбор образцов продукции осуществляется в количестве не менее двух экземпляров, один (контрольный) из которых остается у субъекта хозяйствования.

Статья 14. Порядок отбора образцов продукции

1. Отбор образцов продукции осуществляется должностным лицом органа государственного надзора (контроля) в присутствии руководителя субъекта хозяйствования или уполномоченного им лица и удостоверяется актом отбора образцов продукции.

2. До начала отбора образцов продукции должностное лицо органа государственного надзора (контроля) обязано предъявить решение об отборе образцов продукции и разъяснить субъекту хозяйствования порядок отбора образцов продукции.

Субъект хозяйствования имеет право присутствовать при всех действиях должностного лица органа государственного надзора (контроля) при отборе образцов продукции и заявлять ходатайство по поводу этих действий, о чем вносится запись в акт отбора образцов продукции.

3. Правила отбора образцов продукции утверждаются Кабинетом Министров Украины. Количество образцов продукции, которые отбираются, должно соответствовать количеству, указанному в решении органа государственного надзора (контроля) об отборе образцов продукции.

4. Контрольные образцы должны храниться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и целостности.

5. Отобранные образцы продукции должны быть укомплектованы, упакованы и опломбированы (опечатаны).

6. Условия хранения и транспортировки отобранных образцов продукции не должны изменять параметры, по которым будет проводиться экспертиза (испытание) этих образцов.

Должностное лицо, которое отбирает образцы продукции для экспертизы (испытания), обеспечивает их сохранность и своевременность доставки к месту осуществления экспертизы (испытания).

Статья 15. Акт отбора образцов продукции

1. По результатам отбора образцов продукции должностное лицо органа государственного надзора (контроля) составляет акт отбора образцов.

Акт отбора образцов продукции составляется в трех экземплярах. Все экземпляры акта подписываются должностным лицом, отобравшим образцы продукции, и субъектом хозяйствования или уполномоченной им лицом.

2. Один экземпляр акта отбора образцов прилагается к опломбированным (опечатанным) образцам продукции и передается вместе с образцами в уполномоченную и/или аккредитованную организацию, назначенную для проведения экспертизы (испытания) и указанную в решении об отборе образцов продукции, второй - остается у субъекта хозяйствования, третий - у лица, осуществившего отбор образцов продукции.

3. В акте отбора образцов продукции указываются:

место и дата составления акта;

номер и дата решения руководителя органа государственного надзора (контроля), на основании которого осуществляется отбор образцов продукции, должности, фамилии, имена и отчества должностных лиц, осуществляющих их отбор;

наименование и местонахождение юридического лица и/или его обособленного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, у которых осуществляется отбор образцов продукции;

должность и фамилия, имя и отчество уполномоченного лица субъекта хозяйствования;

перечень и количество отобранных образцов продукции с указанием производителя, даты производства, серии (номера) партии, общей стоимости образцов.

4. Форма акта отбора образцов утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 16. Расходы, связанные с отбором, доставкой и проведением экспертизы (испытания) образцов продукции

1. Расходы, связанные с отбором, доставкой и проведением экспертизы (испытания) образцов продукции, финансируются за счет органа государственного надзора (контроля).

2. В случае подтверждения результатами экспертизы (испытания) факта нарушения субъектом хозяйствования требований законодательства субъект хозяйствования возмещает расходы на проведение экспертизы (испытания) в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 17. Решение о назначении экспертизы (испытания)

1. Для выяснения вопросов, связанных с осуществлением государственного надзора (контроля), по решению руководителя органа государственного надзора (контроля) или его заместителя может назначаться экспертиза (испытание).

2. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор (контроль), обязаны ознакомить субъекта хозяйствования с решением о назначении экспертизы (испытания), а после ее окончания - с заключением экспертизы (испытания).

3. Привлечение экспертов осуществляется на договорных началах за счет средств органа государственного надзора (контроля) в соответствии с законодательством.

4. Срок проведения экспертизы (испытания) составляет четырнадцать рабочих дней со дня принятия решения о назначении экспертизы (испытания).

Срок проведения экспертизы (испытания) может быть продлен только в случае, если методикой проведения такой экспертизы (испытания) предусматривается более продолжительное время.

Статья 18. Обжалование результатов экспертизы (испытания)

1. В случае несогласия с результатами экспертизы (испытания) субъект хозяйствования имеет право обжаловать их в суде.

2. Для проведения повторной экспертизы (испытания) используется контрольный образец продукции, отобранный в соответствии с требованиями настоящего Закона.

3. Субъект хозяйствования по своей инициативе может провести экспертизу (испытание) образца, оставшегося у него, в уполномоченной и/или аккредитованной организации. В случае расхождения результатов экспертизы (испытания), проведенных органом государственного надзора (контроля) и субъектом хозяйствования, спор разрешается судом.

4. Расходы, связанные с проведением повторной экспертизы (испытания), осуществляются в соответствии с законом.

Статья 19. Консультационная поддержка субъектов хозяйствования

Органы государственного надзора (контроля) по письменному запросу субъекта хозяйствования предоставляют ему письменные консультации по вопросам осуществления государственного надзора (контроля) относительно требований, соблюдение которых проверяется органами государственного надзора (контроля).

Статья 20. Общественная защита прав субъектов хозяйствования

1. Общественные организации имеют право осуществлять защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования.

2. Субъекты хозяйствования могут привлекать третьих лиц с целью защиты своих прав и законных интересов в ходе осуществления мероприятий государственного надзора (контроля).

Третьи лица имеют право:

присутствовать при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля);

знакомиться с документами и материалами, касающимися осуществления государственного надзора (контроля);

представлять интересы субъектов хозяйствования перед органами государственного надзора (контроля) в порядке, установленном законом;

осуществлять другие действия в интересах субъектов хозяйствования в установленном законом порядке.

Статья 21. Обжалование решений органов государственного надзора (контроля)

Субъект хозяйствования имеет право обратиться в соответствующий центральный орган исполнительной власти или в суд относительно обжалования решений органов государственного надзора (контроля).

В случае поступления такого обращения субъекта хозяйствования соответствующий центральный орган исполнительной власти обязан рассмотреть его в установленном законом порядке.

Статья 22. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его опубликования, за исключением частей первой и второй статьи 5, вступающих в силу с 1 января 2008 года.

2. Кабинету Министров Украины:

1) в трехмесячный срок со дня опубликования настоящего Закона утвердить:

порядок отбора образцов продукции для определения ее качественных показателей;

порядок возмещения субъектом хозяйствования расходов, связанных с проведением экспертизы (испытания);

форму акта отбора образцов продукции;

2) в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона:

представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения по приведению законов Украины в соответствие с настоящим Законом;

привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативно-правовые акты;

обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

утвердить критерии распределения субъектов хозяйствования по степеням риска их хозяйственной деятельности для безопасности жизни и здоровья населения, окружающей природной среды и определить периодичность осуществления мероприятий государственного надзора (контроля).

3. Если не утверждены критерии распределения субъектов хозяйствования по степеням риска их хозяйственной деятельности, периодичность проведения плановых мероприятий и перечень вопросов для их осуществления, то такие субъекты хозяйствования считаются субъектами хозяйствования с незначительной степенью риска и подлежат государственному надзору (контролю) не чаще одного раза в пять лет.

 

Президент Украины В.ЮЩЕНКО

Старая редакция
Перейти к действующей редакции

Статья 1. Определение терминов Статья 2. Сфера действия настоящего Закона Статья 3. Основные принципы государственного надзора (контроля) Статья 4. Общие требования к осуществлению государственного надзора (контроля) Статья 5. Плановые мероприятия по осуществлению государственного надзора (контроля) Статья 6. Внеплановые мероприятия по осуществлению государственного надзора (контроля) Статья 7. Распорядительные документы органов государственного надзора (контроля) Статья 8. Полномочия органа государственного надзора (контроля) Статья 9. Ответственность должностных лиц органа государственного надзора (контроля) Статья 10. Права субъекта хозяйствования Статья 11. Обязанности субъекта хозяйствования Статья 12. Ответственность субъекта хозяйствования Статья 13. Решение об отборе образцов продукции Статья 14. Порядок отбора образцов продукции Статья 15. Акт отбора образцов продукции Статья 16. Расходы, связанные с отбором, доставкой и проведением экспертизы (испытания) образцов продукции Статья 17. Решение о назначении экспертизы (испытания) Статья 18. Обжалование результатов экспертизы (испытания) Статья 19. Консультационная поддержка субъектов хозяйствования Статья 20. Общественная защита прав субъектов хозяйствования Статья 21. Обжалование решений органов государственного надзора (контроля) Статья 22. Заключительные положения