Недействующая редакция. Принята: 13.09.2012 / Вступила в силу: 13.09.2012

Недействующая редакция, не действует с 31 августа 2013 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 28 декабря 2006 года №618

О Главном управлении по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан

(В редакции Постановлений Правительства Республики Таджикистан от 02.12.2008г. №611, 02.10.2010г. №530, 30.04.2011г. №246, 13.09.2012 г. №486)

В соответствии со статьей 12 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Правительстве Республики Таджикистан" и во исполнения Указа Президента Республики Таджикистан от 30 ноября 2006 года №9 "О совершенствование структуры центральных органов исполнительной власти" Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Положение, Структуру центрального аппарата и Схему управления Главного управления по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан (приложения 1, 2, 3).

2. Установить общую численность работников Главного управления по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан в количестве 48 единицы, (без обслуживающего персонала), в том числе в центральном аппарате в количестве 12 единиц и работники государственных инспекций в количестве 36 единиц.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 13.09.2012 г. №486)

(см. предыдущую редакцию)

3. Разрешить Главному управлению по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан иметь двух заместителей Начальника, в том числе одного первого и коллегию в составе 5 человек.

4. Главному управлению по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан установить лимит на содержание служебных легковых и специальных автомашин 6 единиц, в том числе 2 единицы для центрального аппарата.

5. Финансирование Главного управления по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан осуществляется для 39 единиц за счет средств республиканского бюджета и 9 единиц за счета специального счета Главного управления.

(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 13.09.2012 г. №486)

(см. предыдущую редакцию)

6. Утвердить прилагаемый Перечень юридических лиц, объектов и работ, надзор за которыми осуществляют органы Главного управления по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан (приложение 4).

7. Государственному комитету по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан и соответствующими местными исполнительным органам государственной власти принять меры для выделения административных зданий комплексным инспекциям Главного управления по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан в городах Хороге, Худжанде и Курган-Тюбе.

8. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Республики Таджикистан:

- от 2 апреля 2005 года №124 "О Комитете по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан";

- от 3 июня 2006 года №272 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Таджикистан от 2 апреля 2005 года №124 "О Комитете по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан".

 

Председатель Правительства

Республики Таджикистан Э.Рахмонов

Приложение 1

Утверждено постановлением Правительства Республики Таджикистан от 28 декабря 2006 года №618

Положение О Главном управлении по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан

I. Общие положения

1. Главное управление по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан (далее - Главное управление) является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере промышленной безопасности, рационального использования и охраны недр, оборота взрывчатых материалов гражданского назначения, а также контроля за геологическим изучением недр.

2. Руководство деятельностью Главного управления осуществляет Правительство Республики Таджикистан.

3. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Таджикистан, законами Республики Таджикистан и иными нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан, указами и распоряжениями Президента Республики Таджикистан, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Таджикистан, решениями Маджлиси Оли Республики Таджикистан, международными правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан, и настоящим Положением.

4. Главное управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими центральными органами исполнительной власти, местными исполнительными органами государственной власти, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Главное управление осуществляет в установленной сфере деятельности:

- участвует в пределах своей компетенции в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, а также в подготовке предложений по совершенствованию законодательства Республики Таджикистан;

- осуществляет, в пределах компетенции нормативно-правовыми актами Республики государственный надзор в области промышленной государственный горный надзор, в том числе при геологическом изучении недр, государственный геологический контроль, а также государственный контроль за соблюдением норм и правил при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- подготавливает и участвует в подготовке государственных целевых программ в области промышленной безопасности, рационального использования и охраны недр, а также оборота взрывчатых материалов, организует их выполнение;

- участвует, в пределах своей компетенции, в разработке и согласовании приоритетных направлений научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ в области промышленной безопасности, использования и охраны недр, оборота взрывчатых материалов;

- осуществляет анализ достаточности принимаемых юридическими лицами мер по предупреждению аварий, инцидентов и производственного травматизма на опасных производственных объектах, а также контроль за их выполнением;

- устанавливает порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов, осуществляет техническое расследование обстоятельств и причин аварий, случаев производственного травматизма и утраты взрывчатых материалов, а также анализ и разработку мер по их предупреждению;

- осуществляет контроль за химически опасными и взрывоопасными объектами;

- ведет государственный реестр опасных производственных объектов и государственный кадастр взрывчатых материалов, определяет требования к регистрации объектов в них;

- контролирует правильность разработки месторождений, включая гидроминеральные, в части полноты выемки запасов, комплексности извлечения полезных ископаемых, соблюдения организациями по добыче полезных ископаемых установленного порядка учета и списания запасов полезных ископаемых;

- определяет технические требования в части безопасности работ, охраны недр и сохранения горных выработок, пригодных для использования в различных целях, подлежащие выполнению пользователями недрами при ликвидации и консервации организаций по добыче полезных ископаемых, в том числе, нефтяных, газовых и гидротермальных скважин, а также порядок консервации и ликвидации указанных организаций объектов;

- в установленном порядке регистрирует выданные государственными органами Республики Таджикистан лицензии на пользование недрами для добычи полезных ископаемых и других целей;

- осуществляет контроль за соблюдением недропользователями лицензионных условий и требований по рациональному использованию и охраны недр, а так же геологическому изучению недр в пределах компетенции Главного управления;

- предоставляет недропользователя, в соответствии с действующим законодательством, горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых, а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа, других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сточных вод (кроме сооружений коммунально-бытового назначения), на образование особо охраняемых геологических и других объектов;

- регистрирует горные отводы для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;

- участвует, совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, предприятиями и другими организациями в отборе отработанных горных выработок и естественных подземных полостей для размещения в них различных объектов;

- проверяет своевременность и правильность установления границ безопасного ведения горных работ, проведения мероприятий по предупреждению и устранению вредного влияния горных работ на здоровье людей, природную среду, здания и сооружения, а также предупреждению прорывов воды в шахты и рудники, в отработанные горные выработки и естественные подземные полости (совместно с заинтересованными организациями), используемые для размещения в них различных объектов;

- осуществляет контроль за соблюдением правил ведения маркшейдерских, геологических работ при разработке месторождений полезных ископаемых и при использовании недр в иных целях;

- осуществляет государственный геологический контроль при геологическом изучении недр;

- рассматривает предложения о списании и согласовывает списание с учета горнодобывающих предприятий балансовых запасов полезных ископаемых утративших промышленное значение, потерянных в процессе добычи, либо не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах или разработке месторождений;

- выдает разрешения на застройку, в исключительных случаях, площадей залегания полезных ископаемых (кроме общераспространенных);

- согласовывает годовые планы развития горных работ, в том числе технические решения по безопасному ведению работ, нормативы потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче и осуществляет контроль за их выполнением;

- согласовывает и контролирует нормативы потерь полезных ископаемых или содержащихся в них полезных компонентов для всех технологических переделов предприятий по переработке минерального сырья, а также контролирует соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное и комплексное извлечение полезных компонентов, учета минерального сырья и продуктов его переработки;

- регистрирует разрешенную в установленном Правительством Республики Таджикистан порядке старательскую добычу полезных ископаемых в пределах горных отводов, а также на нерентабельных мелких россыпях или коренных месторождениях за пределами горных отводов действующих предприятий;

- согласовывает проведение опытно-промышленных работ по добыче полезных ископаемых, направленных на уточнение горно-геологических, технологических параметров освоения месторождении;

- согласовывает условия специального водопользования при использовании гидроминеральных ресурсов;

- согласовывает в пределах своей компетенции нормы технологического проектирования предприятий по добыче, переработке минерального сырья, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- согласовывает задания на проектирование и проекты на строительство (выбор площадки) и реконструкцию предприятий по добыче и переработке минерального сырья (в части безопасности работ, охраны недр, рационального и комплексного извлечения полезных компонентов), в том числе планы пробной эксплуатации разведочных скважин на нефть и газ, проекты пробной эксплуатации нефтяных и газовых залежей или отдельных их частей, технологические схемы опытно-промышленной разработки нефтяных и газовых месторождений, а также на строительство подземных сооружений, не связанных с изучением недр и добычей полезных ископаемых;

- контролирует соответствие правилам, нормам, стандартам, оборудования для химических, нефтехимических, нефтегазодобывающих, нефтеперерабатывающих, металлургических производств, хранению и переработки зерна, геологоразведочного и горно-шахтного оборудования, взрывозащищенных электротехнических изделий, к которым предъявляются повышенные требования по безопасности;

- контролирует соблюдение требований безопасности при перевозке особо опасных грузов железнодорожным транспортом;

- контролирует соблюдение требований по безопасности при проектировании, изготовлении, монтаже, ремонте и эксплуатации магистральных нефте-, газо- и продуктопроводов, химического и металлургического оборудования, паровых котлов, автономных пароперегревателей и экономайзеров с рабочим давлением более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и автономных экономайзеров с температурой воды выше 115 С, трубопроводов, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) или горячей воды с температурой выше 115 С, грузоподъемных механизмов (кранов, подъемников (вышек), лифтов, эскалаторов, фуникулеров, подвесных пассажирских и грузовых канатных дорог), а также своевременное их освидетельствование и регистрирует их;

- осуществляет государственный надзор за безопасностью при проектировании, строительстве и эксплуатации систем газоснабжения в населенных пунктах, работами на объектах, связанных с транспортированием и использованием природного и сжиженного (пропан-бутан) газа, эксплуатацией магистральных газопроводов и оборудования на них;

- осуществляет методическое руководство работой физических и юридических лиц эксплуатирующих бытовые газовые установки в жилых домах и газовое оборудование коммунально-бытовых предприятий, по контролю за техническим состоянием, обеспечением безопасной эксплуатации газоиспользующих установок и регистрирует объекты газового надзора;

- организует выборочное проведение экспертизы на соответствие требованиям безопасности проектов производств и объектов повышенной опасности;

- разрабатывает и утверждает нормативные правовые, нормативно-технические и методические документы в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции;

- контролирует соблюдение порядка ввоза в Республику Таджикистан, вывоза из Республики Таджикистан и транзита по территории Республики Таджикистан взрывчатых материалов;

- проверяет выполнение установленных правил осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

- в соответствии с законодательством Республики Таджикистан выдает лицензии на виды деятельности в области промышленной безопасности и на производство маркшейдерских работ;

- выдает в установленном законом порядке, разрешения на применение конкретного вида (типа) технических устройств на опасных производственных объектах, а также на приобретение, хранение, применение взрывчатых материалов и проведение работ с ними;

- разрабатывает и утверждает совместно с государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации перечень подлежащих сертификации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и правила проведения указанной сертификации;

- проводит аккредитацию организаций, осуществляющих сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;

- определяет порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружении, используемых на опасных производственных объектах;

- разрабатывает и утверждает порядок оформления и содержание декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений, а также порядок осуществления экспертизы декларации;

- устанавливает и контролирует порядок подготовки и аттестации руководителей, специалистов, рабочих поднадзорных организаций по вопросам промышленной безопасности;

- назначает своих представителей для участия в приемке в эксплуатацию опасных производственных объектов, участвует в работе комиссии по проведению испытаний в производственных условиях взрывчатых материалов, а также технических устройств и оборудования, применяемых на опасных производственных объектах;

- контролирует отнесение к соответствующим категориям опасных производственных объектов, перевод производств из одной категории в другую и соответствие опасных производственных объектов определенной категории, группе взрывоопасных смесей и классу взрывоопасных зон, а также определяет категории шахт по установленным признакам опасности;

- контролирует готовность горноспасательных, газоспасательных и противофонтанных служб к ликвидации возможных аварий на опасных производственных объектах, согласовывает нормативы создания, показатели готовности, а также табель оснащения этих служб;

- контролирует, в пределах своей компетенции, соблюдение нормативных требований законодательства Республики Таджикистан, правил и инструкции утвержденный Главным управлением по обеспечению безопасности работ и охраны недр при реализации соглашений о разделе продукции;

- оказывает на договорной основе платную, методическую и практическую помощь юридическим лицам в оформлении материалов для получения разрешений, заключений, согласований, услуг по проведению экспертиз промышленной безопасности, экспертиз проектов производств и объектов, диагностике состояния оборудования и материалов, монтажа, наладки, ремонта, освидетельствования и испытания оборудования, систем противоаварийной защиты и сигнализации, химически опасных и взрывопожароопасных производств, аппаратуры управления объектов котлонадзора и подъемных сооружений, обучение персонала (основных профессий) поднадзорных организаций, предприятий и объектов с согласия других заинтересованных органов;

- информирует общественность о своей деятельности в области промышленной безопасности и по другим вопросам, отнесенным к его компетенции;

- осуществляет международное сотрудничество в области промышленной безопасности и по другим вопросам, отнесенным к его компетенции, заключает в установленном порядке международные договоры и выполняет международные обязательства Республики Таджикистан;

- разрабатывает и ежегодно представляет в установленном порядке при разработке бюджета Республики Таджикистан предложения о финансировании деятельности Госгортех надзора Республики Таджикистан;

- по вопросам, относящимся к сфере ведения Главного управления вносит в Правительство Республики Таджикистан проекты законов, нормативных правовых актов Правительства Республики Таджикистан и другие документы, по которым требуется решение Правительства Республики Таджикистан;

- проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Главного управления, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных, на содержание Главного управления и реализацию возложенных на Главное управление функций;

- организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Республики Таджикистан срок;

- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

- обеспечивает мобилизационную подготовку Главного управления;

- организует профессиональную подготовку работников Главного управления, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

- осуществляет в соответствии с законодательством Республики Таджикистан работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Главного управления;

- осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотренные законодательством Республики Таджикистан;

- контролирует соблюдение требований безопасности при проектировании, производстве, монтаже и использовании аттракционной техники и регистрирует их в Государственном реестре опасных производственных объектов;

(пункт 5 дополнен новым абзацем в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30.04.2011 г. №246)

(см. предыдущую редакцию)

6. На основании и во исполнение Конституции, конституционных законов, законов, актов Президента Республики Таджикистан и Правительства Республики Таджикистан самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

- требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра;

- перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности и порядок ее оформления;

- порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов гражданского назначения;

- порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения данной экспертизы;

- требования к содержанию документов, касающихся оценки техногенного воздействия на окружающую среду;

- требования к регистрации взрывчатых материалов гражданского назначения в кадастре взрывчатых материалов гражданского назначения и к ведению этого кадастра;

- стандарты (нормы, правила) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами;

- требования к разработке технических проектов и схем развития горных работ;

- стандарты, нормы и правила в области оборота взрывчатых материалов гражданского назначения;

- требования к специальной подготовке лиц, осуществляющих оборот взрывчатых материалов гражданского назначения;

- типовые формы документов о праве выполнения работ с взрывчатыми материалами гражданского назначения;

- порядок выдачи документов о праве выполнения работ с взрывчатыми материалами гражданского назначения;

- государственные стандарты, нормы и правила разработки и испытаний взрывчатых материалов гражданского назначения;

- государственные стандарты, нормы и правила производства взрывчатых материалов гражданского назначения;

- порядок распространения взрывчатых материалов гражданского назначения;

- правила хранения взрывчатых материалов гражданского назначения;

- правила перевозки взрывчатых материалов гражданского назначения;

- правила проведения фейерверков;

- правила промышленной безопасности;

- требования к идентификации опасных производственных объектов;

- порядок представления информации о состоянии промышленной безопасности на производственном объекте;

- порядок и сроки профессионального обучения должностных лиц и работников опасных производственных объектов по промышленной безопасности;

- нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросом, правовое регулирование которых осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Таджикистан;

7. Главное управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- осуществлять государственный надзор и контроль по вопросам отнесенным к его ведению. В этих целях должностные лица Главного управления имеют право беспрепятственно посещать поднадзорные организации и объекты в том числе, в установленном порядке режимные, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, по предъявлению служебного удостоверения;

- требовать от министерств, ведомств, юридических лиц, в установленном порядке, сведения о состоянии промышленной безопасности, авариях и производственном травматизме, рациональном использовании и охране недр, ведении геологоразведочных работ, материалы, документы и иную информацию по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления;

- издавать в установленном порядке нормативные правовые акты, нормативно-технические и методические документы, обязательные для исполнения юридическими лицами на территории Республики Таджикистан, а также техническую, информационно-справочную литературу по вопросам, отнесенным к его компетенции;

- рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;

- направлять материалы о нарушениях законодательства Республики Таджикистан в области промышленной безопасности и о недрах в правоохранительные органы и суды;

- давать в пределах своих полномочий указания о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности, а также назначать проведение экспертизы в области рационального использования и охраны недр и привлекать в установленном порядке специалистов для проведения этих экспертиз;

- в установленном порядке принимать меры по устранению нарушений правил, норм и инструкций при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, производстве геологоразведочных работ, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, рациональному использованию и охране недр, обеспечению безопасности работ при геологическом изучении недр, а также выдавать предписания об устранении нарушений требований промышленной безопасности и приостановке работ, ведущихся с нарушением указанных требований, в случаях, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан;

- проводить в установленном порядке выборочную проверку знаний законодательства в области промышленной безопасности, о недрах, правил и норм безопасности работ, технологических регламентов и инструкций специалистами, инженерно-техническими работниками, рабочими;

- участвовать в проверке знаний законодательства по промышленной безопасности, правил и норм безопасности работ и охраны недр у вновь назначенных руководителей предприятий, организации и в установленные сроки проверять остальных специалистов, инженерно-технических работников;

- принимать экзамены и выдавать соответствующие удостоверения специалистам, подготавливаемым для выполнения опасных работ;

- давать предложения руководителям министерств, ведомств, юридическим лицам об освобождении в установленном порядке от занимаемых должностей, систематически нарушающих правила и нормы по безопасному ведению работ, рациональному использованию и охране недр; самовольно возобновляющих работы и допускающих эксплуатацию оборудования и объектов, приостановленных органами Главного управления, нарушающих установленный порядок хранения, использования и учета взрывчатых материалов, не имеющих права руководить горными, буровыми, взрывными, маркшейдерскими, газоопасными и химически опасными работами, а также работами, связанными с изготовлением, монтажом, ремонтом и эксплуатацией объектов котлонадзора, подъемных сооружений, газового хозяйства, магистральных нефте-, газо- и продуктопроводов, не прошедших, к установленном порядке, обучения и проверки знаний и норм безопасности;

- проводить в установленном порядке техническое расследование обстоятельств и причин аварий, производственного травматизма, утрат взрывчатых материалов и принимать по результатам расследования обязательные для исполнения решения;

- проверять в случаях необходимости на заводах изготовителях и ремонтных предприятиях соответствие требованиям правил и норм безопасности оборудования для горнодобывающих отраслей промышленности, изготавливаемых и ремонтируемых подъемных сооружений, котлов и трубопроводов для пара и горячей воды, сосудов, работающих под давлением, магистральных нефте-, газо- и продуктопроводов, приостанавливать выпуск и запрещать применение указанного оборудования, в случае несоответствия его требованиям правил и норм безопасности и утвержденным проектным решениям;

- проверять наличие у предприятий, организаций и граждан лицензии или разрешений на ведение поднадзорных работ;

- проверять у должностных лиц и граждан соответствующие документы, дающие право на техническое руководство работами и их выполнение, а также соблюдение специальных требований, установленных для приема на работу, с повышенной опасностью;

- прекращать самовольное пользование недрами и застройку площадей залегания полезных ископаемых, а также ограничивать, приостанавливать или запрещать сброс в недра сточных вод, захоронение вредных веществ и отходов производства, подземное хранение веществ и материалов в случае нарушения требования закона Республики Таджикистан "О недрах";

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Главного управления;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

- применять предусмотренные законодательством Республики Таджикистан меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

- создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные в установленной сфере деятельности;

- издавать нормативные правовые акты по отнесенным к компетенции Главного управления вопросам, в том числе приказы, распоряжения, в случаях, предусмотренных законодательством о промышленной безопасности, рационального использования и охраны недр, оборота взрывчатых материалов гражданского назначения;

- учреждать нагрудные, знаки и награждать ими сотрудников Главного управления и граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности;

- иметь форменную одежду, знаки различия и специальный автотранспорт с опознавательными надписями.

8. Главное управление не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Республики Таджикистан и постановлениями Правительства Республики Таджикистан.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Главное управление не вправе устанавливать не предусмотренные законодательством Республики Таджикистан функции и полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных органов исполнительной власти предусмотрена действующим законодательством Республики Таджикистан

III. Организация деятельности

9. Главное управление возглавляет Начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Республики Таджикистан.

Начальник Главного управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Главное Управление полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Начальник Главного управления имеет двух заместителей, в том числе одного первого назначаемого по представлению Начальника на должность и освобождаемого от должности Правительством Республики Таджикистан.

10. Структурными подразделениями центрального аппарата Главного управления являются государственные инспекции по основным направлениям деятельности Главного управления и комплексные инспекции в местных органах исполнительной власти. Инспекторский состав комплексных инспекций подчиняется руководителям государственных инспекций по направлениям надзорной деятельности.

11. Начальник Главного управления:

- осуществляет руководство порученной Главному управлению деятельностью на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Главное управление задач;

- определяет обязанности заместителей;

- вносит в Правительство Республики Таджикистан проект Положения о Главном управлении и предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Главного управления и территориальных органов Главного управления;

- определяет проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Главного управления, а также отчет об их исполнении;

- утверждает Положения о структурных подразделениях центрального аппарата Главного управления и территориальных органах Главного управления;

- решает в соответствии с законодательством Республики Таджикистан о государственной службе вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Главном управлении;

- утверждает штатное расписание центрального аппарата, структурных подразделений и территориальных органов Главного управления в пределах установленных Правительством Республики Таджикистан фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете;

- вносит в Министерство финансов Республики Таджикистан предложения по формированию проекта республиканского бюджета в части финансового обеспечения деятельности Главного управления;

- участвует в пределах своей компетенции в определении перечня сведений имеющие государственную тайну и обеспечивает их сохранность;

- представляет в Правительство Республики Таджикистан в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Главного управления;

- представляет в установленном порядке работников центрального аппарата Главного управления, территориальных органов Главного управления и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Республики Таджикистан.

12. В Главном управлении образуется коллегия в составе Начальника Главного управления (председатель коллегии) и его заместителя, а также начальников инспекций.

Количество членов коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Правительством Республики Таджикистан по представлению Начальника Главного управления.

Коллегия на своих заседаниях рассматривает основные вопросы деятельности Главного управления.

Решения коллегии оформляются протоколами и постановлениями и реализуются приказами Начальника Главного управления.

13. В Главном управлении образуется научно-технический совет по вопросам регулирования промышленной и технической безопасности, предупреждения аварийности, производственного травматизма и другим вопроса, отнесенным к компетенции Главного управления.

Состав научно-технического совета и положение о нем утверждается Начальником Главного управления.

14. Главное управление организует группы внештатных инспекторов, работающих на общественных началах, в соответствии с утвержденным Главным управлением положением.

15. Главное управление издает в пределах своей компетенции в установленном порядке приказы и распоряжения обязательные для выполнения всеми сотрудниками Главного управления и подконтрольными организациями, имеющими дело с опасными производственными объектами, рациональным использованием, охраной и геологическим изучением недр, организует контроль за исполнением.

16. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Главного управления и его структурных подразделений осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

17. Главное управление является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Республики Таджикистан и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы и финансируется из единого казначейского счета Министерства финансов Республики Таджикистан.

18. Место расположения Главного управления является Республика Таджикистан город Душанбе 734025, ул. М. Турсун-Заде, 27

Приложение 2

Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 28 декабря 2006 года №618

Структура центрального аппарата Главного управления по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан

Руководство

Сектор кадров, юридических и специальных работ

Сектор бухгалтерии

Общий сектор

Научно-технический сектор.

Приложение 3

Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 28 декабря 2006 года №618

Схема управления Главного управления по государственному надзору за безопасным ведением работ а промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан

Центральный аппарат

Государственная инспекция по надзору за опасными производственными объектами.

Государственная инспекция горнотехнического надзора.

Государственная инспекция по надзору за оборотом взрывчатых материалов.

Государственная инспекция по контролю над использованием недр.

Государственная инспекция по надзору в химической и металлургической промышленности.

Государственная инспекция по газовому надзору.

Государственная инспекция по геологическому контролю.

Государственная инспекция по котлонадзору и подъёмным сооружениям.

Комплексная инспекция по промышленной безопасности в Горно-Бадахшанской автономной области.

Комплексная инспекция по промышленной безопасности в Согдийской области.

Комплексная инспекция по промышленной безопасности в Хатлонской области.

Приложение 4

Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 28 декабря 2006 года №618

Перечень деятельности юридических и физических лиц, объектов и работ, надзор за которыми осуществляет Главное управление но государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан

I. В области надзора за горными производствами и работами

1. Юридические и физические лица (независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности), деятельность которых связана с эксплуатацией, строительством и реконструкцией горно-обогатительных комбинатов, шахт, рудников, карьеров, разрезов, организаций и объектов шахтного строительства, приисками, артелями старателей, соле- и рассолопромыслами, спецуправлениями спецучастками подземного транспортного и гидротехнического (до сдачи под монтаж оборудования) строительства;

- геологоразведочные экспедиции и партии, обогатительные, углеобогатительные, углебрикетные и брикетные фабрики, золотоизвлекательные фабрики и фабрики инертной пыли, входящие в комплекс горнодобывающих организаций, со следующими видами работ, коммуникаций и сооружений;

- вспомогательные работы на указанных организациях (кроме жилищно-коммунальных и сельскохозяйственных);

- подземные, открытые и специальные горные работы, по полному технологическому циклу начиная с проектирования, в том числе в области охраны недр и рационального использования полезных ископаемых;

- эксплуатация и ремонт горно-шахтного и горно-транспортного оборудования, машин, механизмов, электротехнических аппаратов в рудничном исполнении;

- технологические железные и автомобильные дороги, а также другие железные и автомобильные дороги производственного назначения в пределах земельного отвода горной организации;

- технологический транспорт, используемый в организациях и на объектах;

- геологоразведочные работы, выполняемые силами организаций и специализированными геологическими организациями;

- электроподстанции с линиями электропередачи, мощностью до одной тысячи вольт, находящиеся в ведении горнодобывающих организаций;

- производственно-технологический комплекс поверхностных зданий, сооружений и объектов, находящихся на балансе организации (в пределах горного овода), геологической организации;

- породные отвалы, хвосто- и шламохранилища, склады полезных ископаемых, другие склады и объекты, входящие в технологический комплекс организации;

- ремонтные и наладочные работы, выполняемые подрядным способом;

- горноспасательные работы в части состояния военизированных горноспасательных частей и ликвидации аварий на организациях и объектах;

2. Отработанные и специально пройденные горные выработки и естественные подземные полости, используемые для размещения в них научно-исследовательских и хозяйственных объектов, в части безопасности их эксплуатации, подземные объекты захоронения вредных веществ.

3. Специализированные организации по монтажу и наладке горношахтного оборудования приборов контроля и противоаварийной защиты и других специальных работ на указанных организациях.

4. Изготовительные и ремонтные организации, поставляющие оборудование, механизмы, аппаратуру и приборы, в части соответствия продукции требованиям промышленной безопасности.

II. В области надзора в нефтегазодобывающей промышленности и геологоразведке

5. Юридические и физические лица, деятельность которых связана с добычей и переработкой нефти, газа и газоконденсата, бурением разведочных и эксплуатационных скважин на нефть, газ, твердые полезные ископаемые, термальные, минеральные и пресные воды, а также с подземными хранилищами газа, на нефтяных шахтах со следующими видами работ:

- проектирование, строительство и бурение разведочных и эксплуатационных скважин на нефть, газ, твердые полезные ископаемые, термальные, минеральные и пресные воды, на подземных хранилищах газа, на нефтяных шахтах, включая испытание, освоение, передачу скважин в эксплуатацию, а также их консервацию и ликвидацию;

- монтаж, демонтаж, ремонт и обслуживание всех видов технологических систем, оборудования и механизмов для производства буровых работ;

- проектирование, строительство и разработка нефтяных, газовых, газоконденсатных и геотермальных месторождений, подземных хранилищ газа и нефтяных шахт;

- эксплуатация объектов добычи нефти, газа, конденсата и воды, подземного хранения газа, промыслового и межпромыслового транспорта нефти и газа, объектом поддержания пластового давления, а также ремонт скважин;

- проектирование, строительство и эксплуатация нефтегазоперерабатывающих организаций, установок комплексной подготовки нефти и газа, сепарационных установок, насосных и компрессорных станций, резервуарных парков;

- полевые геофизические работы и промыслово-геофизические исследования скважин (включая производство прострелочных и взрывных работ) на нефтяных, газовых и нефтегазоконденсатных месторождениях, подземных хранилищах, месторождении твердых полезных ископаемых, термальных, минеральных и пресных вод, в нефтяных шахтах, в подземных и открытых горных выработках;

- вспомогательные работы, проводимые непосредственно на объектах бурения, добычи и переработки нефти и газа, геофизических профилях.

6. Военизированные противофонтанные и газоспасательные формирования, в части их готовности к ликвидации аварий, ведение работ по профилактике возникновения открытых нефтяных и газовых фонтанов и других аварийных ситуаций на объектах.

III. В области надзора за взрывными работами

7. Юридические и физические лица, применяющие взрывчатые материалы для взрывных работ, в части соблюдения правил ведения взрывных работ, хранения, использования и учета взрывчатых материалов.

8. Пункты по изготовлению простейших и подготовке промышленных взрывчатых веществ, в части соблюдения требований правил и инструкций по устройству и безопасной эксплуатации указанных пунктов.

9. Изготовляющие, и ремонтные организации, поставляющие оборудование, приборы, машины и механизмы, используемые при взрывных работах, применяемые для изготовления простейших взрывчатых веществ.

10. Юридические и физические лица, использующие взрывчатые материалы в научно-исследовательских, учебных, экспериментальных и других аналогичных целях, в части соблюдения правил хранения и учета взрывчатых материалов.

IV. В области надзора за использованием и охраной недр, проведением маркшейдерских и геологических работ

11. Юридические и физические лица, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией и ремонтом горных объектов по добыче полезных ископаемых и подведомственные им геологоразведочные организации.

12. Юридические и физические лица по добыче и использованию в лечебных целях гидроминеральных ресурсов.

13. Юридические и физические лица, занятые эксплуатацией, строительством и проектированием горных объектов, в части полноты извлечения основных и совместно с ними залегающих сопутствующих полезных компонентов.

14. Маркшейдерские и геологические работы при разработка месторождений полезных ископаемых и при пользовании недрами в иных, не связанных с добычей полезных ископаемых целях, в том числе в специально пройденных и отработанных горных выработках и естественных подземных полостях.

15. Юридические и физические лица, занятые использованием недр в целях, не связанных с их геологическим изучением и добычей полезных ископаемых.

V. В области надзора за химическими, нефтехимическими и другими взрывоопасными и вредными производствами

16. Потенциально опасные производства:

- продуктов нефтепереработки и нефтехимии;

- резино-технической промышленности и технического углерода;

- хлора, хлорорганической и неорганической продукции, химических волокон;

- полимерных материалов и пластмасс;

- синтетических красителей, химикатов добавок и других продуктов тонкого органического синтеза;

- лакокрасочной продукции;

- химических реактивов;

- продуктов бытовой химии;

- азотной промышленности;

- аммиака и аммиакосодержащей продукции;

- продуктов основной химии и химзащиты;

- лекарственных препаратов, витаминов, кормовых белков и других продуктов медицинской и микробиологической промышленности;

- масложировой промышленности, эфиромаслиничных и синтетических душистых веществ;

- искусственных кож и пленочных материалов;

- продуктов разделения воздуха;

- водорода и кислорода методом электролиза воды;

- других органических и неорганических продуктов и их соединений.

Указанные производства подлежат надзору комплексно в следующем составе:

технологические объекты (блоки, стадии), хранилища, сливоналивные станции, транспортные системы сжиженных горючих газов, легко воспламеняющихся жидкостей и горючих жидкостей, на которых при аварии возможны выбросы горючих газов (паров);

- технологические пылеобразующие объекты (блоки, стадии), транспортные системы твердых дисперсных продуктов, способных при аварии образовывать взрывоопасные пылевоздушные смеси в аппаратуре, производственном помещении и на открытых площадках;

- производства и отдельные технологические объекты (блоки, стадии), связанные с получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами, а также склонных к спонтанному разложению;

- производства, отдельные технологические объекты (блоки, стадии) по производству и переработке вредных веществ, способных при возникновении аварии привести к поражению людей;

- хранилища и склады жидкого хлора (в том числе участки сливаналива хлора, хлорирование воды на очистных сооружениях и в системах водоподготовки в городах республиканского и областного значения), фосгена, синильной и нитрилакриловой кислот, других высокоопасных веществ, расположенных вблизи объектов административных вспомогательного, жилищно-гражданского назначения и других объектов с постоянным массовым пребыванием людей;

- общезаводские и локальные установки утилизации и сжигания газообразных выбросов;

- отдельно стоящие и прицеховые насосные, компрессорные и холодильные станции;

- склады сырья, полупродуктов и готовой продукции;

- системы очистных сооружений, промышленной канализации, оборота водоснабжения;

- технологические трубопроводы и другие сооружения, входящие в состав технологических объектов и находящиеся на балансе предприятий;

- сосуды, работающие под давлением в составе технологического оборудования, контейнера, баллоны, емкости, цистерны с химически опасными веществами.

VI. В области надзора за металлургическими производствами

17. Юридические и физические лица, объекты, цехи, участки и отделения производства глинозема (спекание и кальцинация на алюминиевых заводах), алюминия (включая электролиз алюминия, флотацию и регенерацию криолита, электролитическое рафинирование и хлорирование алюминия, литейные), сурьмы, ртути, благородных металлов, металлических порошков алюминия и других цветных металлов, твердых сплавов и тугоплавких металлов.

18. Газовое хозяйство, газоочпетные, пылеулавливающие аспирационные и вентиляторные системы и установки во всех вышеперечисленных производствах.

19. Подразделения газоспасательных служб, добровольные газоспасательные дружины.

VII. В области котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями

20. Паровые котлы, автономные пароперегреватели и экономайзеры с рабочим давлением более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейные котлы и автономные экономайзеры с температурой воды выше 115 С, трубопроводы, транспортирующие водяной пар с рабочим давлением более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) или горячую воду с температурой выше 115 С, грузоподъемные механизмы (краны, подъемники (вышки), строительные подъемники, лифты, эскалаторы, фуникулеры, подвесные пассажирские и грузовые канатные дороги), регистрируемые в органах Государственного управления, и организации, изготавливающие это оборудование.

VIII. В области газового надзора

21. Юридические и физические лица, осуществляющие проектирование, строительство и эксплуатацию подземных и надземных газовых сетей и сооружений на них, газорегуляторных пунктов и установок, газонаполнительных и авто- газонаполнительных компрессорных станций и пунктов, групповых резервуарных и баллонных установок сжиженного газа, газопроводов и газового оборудования промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных организаций и других объектов, получающих газ от магистральных, городских газопроводов и установок сжиженного (пропан-бутан) газа, за исключением, передвижных газоиспользующих установок, агрегатов и газового оборудования жилых домов и коммунально-бытовых объектов, в которых установлены только бытовые газовые приборы.

Магистральные газопроводы и сооружения на них, газораспределительные станции.

Сосуды, работающие под давлением предназначенные для хранения и транспортировки природного и сжиженного газа.

Специализированные организации по монтажу, испытанию, наладке газового оборудования на газоиспользующих установках и предприятиях использующих газ.

IX. В области надзора на производственных объектах хранения и переработки зерна

22. Производство комбикормов, муки, отрубей, шрота, жмыха, солода, технологически связанные с ним здания, сооружения и оборудование.

23. Процесс приема, переработки и хранения зерна в элеваторах, складах технологически связанные с этим процессом здания, сооружения и оборудование.

X. В области надзора за железнодорожными перевозками особо опасных грузов

24. Железнодорожный транспорт в части соблюдения правил перевозки ядовитых, взрывопожароопасных продуктов и взрывчатых материалов промышленного назначения.

XI. В области контроля за геологическим изучением недр

25. Юридические лица, осуществляющие проектирование и производство региональных, геолого-съемочных, поисковых, разведочных и других работ по геологическому изучению недр.

 

Положение О Главном управлении по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан I. Общие положения II. Полномочия III. Организация деятельности Структура центрального аппарата Главного управления по государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан Схема управления Главного управления по государственному надзору за безопасным ведением работ а промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан Перечень деятельности юридических и физических лиц, объектов и работ, надзор за которыми осуществляет Главное управление но государственному надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан I. В области надзора за горными производствами и работами II. В области надзора в нефтегазодобывающей промышленности и геологоразведке III. В области надзора за взрывными работами IV. В области надзора за использованием и охраной недр, проведением маркшейдерских и геологических работ V. В области надзора за химическими, нефтехимическими и другими взрывоопасными и вредными производствами VI. В области надзора за металлургическими производствами VII. В области котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями VIII. В области газового надзора IX. В области надзора на производственных объектах хранения и переработки зерна X. В области надзора за железнодорожными перевозками особо опасных грузов XI. В области контроля за геологическим изучением недр