Недействующая редакция. Принята: 09.06.2011 / Вступила в силу: 17.06.2011

Недействующая редакция, не действует с 02.08.2011 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 17 сентября 2008 года №518

О Программе приватизации государственного имущества в Кыргызской Республике на 2008-2012 годы

(В редакции Постановлений Правительства КР от 30 декабря 2008 года №732, 30 марта 2009 года №199, 23 апреля 2009 года №248, 3 июня 2009 года №350, 27 июня 2009 года №421, 19 октября 2009 года №656, Постановления Временного Правительства КР от 1 июля 2010 года ВП №107, Постановления Правительства КР от 15.02.2011 г. №48, 26.05.2011 г. №247, 09.06.2011 г. №294)

В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике", заявлением Президента Кыргызской Республики, обращенном Жогорку Кенешу Кыргызской Республики и Правительству Кыргызской Республики от 10 января 2008 года, протоколом заседания Координационного центра по стратегическому управлению Кыргызской Республики от 11 июля 2008 года, в целях дальнейшего развития организованного рынка корпоративных ценных бумаг Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу приватизации государственного имущества в Кыргызской Республике на 2008-2012 годы.

2. Признать утратившими силу:

- постановление Правительства Кыргызской Республики от 25 октября 1999 года №575 "О реализации государственной доли акций акционерных обществ на Кыргызской Фондовой Бирже";

- распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2000 года №382-р;

- распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 15 декабря 2000 года №461-р;

- распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 15 марта 2004 года №153-р.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел экономики, торговли, туризма и предпринимательства Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

 

Премьер-министр И.Чудинов

Утверждена Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 17 сентября 2008 года №518

Программа приватизации государственного имущества в Кыргызской Республике на 2008-2012 годы

1. Основные итоги приватизации государственной собственности за 1991-2007 годы

Приватизация является неотъемлемой частью государственной политики, направленной на изменение формы собственности, структуры экономических отношений и создание конкурентной среды. Процесс реформирования государственной собственности начался в 1991 году и прошел несколько этапов. На определенном этапе приватизации приоритет отдавался различным направлениям в зависимости от задач, ставившихся на тот или иной период.

Основными были вопросы приватизации и управления государственной собственностью, повышения их эффективности, систематизации процессов развития оценочной деятельности и банкротства, а также вопросы привлечения прямых инвестиций, улучшения менеджмента приватизируемых предприятий.

В процессе приватизации создана основа для формирования и развития отечественного фондового рынка, малого и среднего предпринимательства, создана инфраструктура рынка, в которой представлены все основные элементы, необходимые для его эффективного функционирования и развития, созданы условия для привлечения в экономику республики иностранных и отечественных инвесторов. Государство передало часть своих функций по управлению предприятиями частным собственникам.

Изменились стратегия и тактика приватизации. Это выразилось в снижении ее темпов, так как настало время приватизации стратегически важных для экономики республики отраслей, крупных промышленных предприятий и объединений, составляющих основу национального богатства. В настоящее время крупнейшим акционером, обладающим контрольными пакетами акций в компаниях указанных секторов, является государство.

Вместе с тем, как показывает анализ прошедших этапов приватизации, приватизация, проводимая как изменение формы собственности, иногда не дает ожидаемых результатов. Наряду с изменением формы собственности необходимо решать большой круг проблем на макро- и микроэкономическом уровнях.

В целях решения поставленных задач с переходом на очередной этап приватизации разрабатывается новая политика государства, нацеленная на качество процесса приватизации. Процесс приватизации госсобственности в Кыргызской Республике реализуется на основе среднесрочной Программы приватизации государственного имущества, которая является одной из главной составляющей экономической стратегии государства. За 1991-2007 годы было принято семь программ приватизации, каждая из которых осуществлялась с учетом накопленного опыта и выводов от предыдущих этапов приватизации.

Несмотря на то, что более 70 процентов бывшей государственной собственности уже преобразованы в объекты с негосударственной формой собственности, остается еще большой объем работы по дальнейшей реформе объектов государственной собственности.

2. Цели и задачи государственной политики в области приватизации государственного имущества на 2008-2012 годы

Основными целями государственной политики в области приватизации государственной собственности на среднесрочную перспективу является:

- укрепление института частной собственности, стимулирование предпринимательства через приватизацию государственной собственности, увеличение занятости населения;

- содействие развитию и эффективному функционированию рынка ценных бумаг, который должен стать важнейшим инструментом аккумулирования инвестиций;

- улучшение финансово-экономических показателей деятельности государственных предприятий, юридических лиц с участием государства;

- уменьшение нагрузки на бюджет, увеличение государственных доходов и поступления средств в государственную казну в соответствии с Программой приватизации государственного имущества.

Для осуществления указанных целей в сфере приватизации необходимо решить следующие основные задачи:

- завершение приватизации объектов, начатой на предыдущих этапах, с учетом реального спроса рынка;

- приватизация предприятий стратегических отраслей экономики;

- повышение инвестиционной привлекательности предприятий, активизация работы по организации инвестиционных тендеров с целью поиска эффективных собственников, привлечения инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития приватизируемых предприятий;

- проведение реструктуризации предприятий, реорганизации низко рентабельных предприятий;

- вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества;

- внедрение передовых современных методов управления государственными активами;

- совершенствование законодательства о приватизации и управлении государственной собственностью, банкротстве и оценочной деятельности с учетом меняющихся экономических условий.

3. Разграничение объектов по возможности их приватизации в 2008-2012 годах

3.1. Объекты, приватизация которых запрещена:

3.1.1. водные ресурсы, воздушное пространство;

3.1.2. охраняемые или используемые особым образом природные территории, в том числе объекты лесного хозяйства, имеющие статус национальных заповедников, заказников, природных парков, особых биосферных территорий;

3.1.3. объекты историко-культурного наследия;

3.1.4. архивные документы государственной части Национального архивного фонда Кыргызской Республики, государственные архивные учреждения;

3.1.5. средства государственного бюджета и валютного резерва Кыргызской Республики, Социального фонда Кыргызской Республики, других государственных фондов, а также золотой запас;

3.1.6. Национальный банк Кыргызской Республики и Центральное казначейство Министерства финансов Кыргызской Республики;

3.1.7. учреждения и организации, военная техника и оборудование, находящиеся в оперативном управлении Министерства обороны Кыргызской Республики, Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики, Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, других министерств и ведомств, имеющих военные формирования, соответствующие прямым их функциям, объекты Гражданской обороны;

3.1.8. учреждения и организации, подведомственные Национальному статистическому комитету Кыргызской Республики;

3.1.9. учреждения и организации, входящие в систему Государственного агентства по регистрации прав на недвижимое имущество при Правительстве Кыргызской Республики;

3.1.10. предприятия и организации гидрометеорологической службы, служб контроля за состоянием природной среды и охраны природы;

3.1.11. предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической, карантинной служб Кыргызской Республики, средств защиты растений;

3.1.12. организации здравоохранения, имеющие статус национальных; учреждения здравоохранения, предоставляющие отдельные виды медико-санитарной помощи и являющиеся единственными на данной территории; родильные дома; организации охраны материнства и детства; станции скорой помощи и центры крови; донорские центры; научно-исследовательские институты; национальные, научные и республиканские медицинские центры; научно-производственные объединения, организации, оказывающие стационарные услуги общего профиля (территориальные, объединенные областные, городские больницы); центры семейной медицины и группы семейных врачей; фельдшерско-акушерские пункты; реабилитационные центры; организации судебно-медицинской экспертизы, патолого-анатомические бюро; служебные помещения и объекты органов государственной ветеринарии;

3.1.13. учреждения по профилактике и лечению психических, кардиологических, эндокринологических, психоневрологических, инфекционных и кожно-венерологических заболеваний, туберкулеза, онкологических, наркологических больных, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом;

3.1.14. организации системы социальной защиты населения: детские дома, дома ребенка, дома-интернаты для детей-инвалидов; дома для престарелых и инвалидов; интернаты; госпитали; санатории и пансионаты для инвалидов, детей и престарелых; школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития;

3.1.15. объекты и оборудование для захоронения твердых промышленных и бытовых отходов, твердых и жидких радиоактивных отходов; скотомогильники;

3.1.16. кладбища;

3.1.17. государственные и мобилизационные резервы (при приватизации государственных предприятий подлежат исключению из состава их имущества);

3.1.18. объекты по аффинажу золота;

3.1.19. объекты и учреждения культуры и искусства, имеющих особую общественную значимость, Кыргызский государственный цирк, Национальная киностудия "Кыргызфильм" имени Т.Океева, Госкиновидеофонд, а также их правопреемники;

3.1.20. объекты водохозяйственных и мелиоративных систем, обеспечивающие обслуживание и эксплуатацию водохранилищ, магистральных водоканалов, водо-насосных станций;

3.1.21. предприятия, производящие спиртовую продукцию;

3.1.22. автомобильные дороги;

3.1.23. специализированные дорожно-эксплуатационные предприятия Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, обеспечивающие обслуживание и эксплуатацию автодорог, мостов и тоннелей общего пользования;

3.1.24. объекты инженерной инфраструктуры: сети водоснабжения (за исключением водопроводов, находящихся в сельских населенных пунктах) и канализации;

3.1.25. органы научно-технической информации; научные и научно-технические библиотеки, обеспечивающие сбор, обработку, хранение и использование государственного информационного ресурса научно-технического развития Кыргызстана, а также объекты, создающие или обеспечивающие страховой фонд технической документации;

3.1.26. научно-исследовательские институты, лаборатории, станции, научные и научно-производственные центры, подведомственные Национальной академии наук Кыргызской Республики;

3.1.27. государственные семенные инспекции, почвенно-агрохимические и сортоиспытательные станции сельскохозяйственных культур;

3.1.28. детские дошкольные и внешкольные учреждения всех типов и наименований, общеобразовательные школы, учебные заведения начального и среднего профессионального образования, Кыргызская академия образования, Национальный военный лицей, Национальная компьютерная гимназия, Художественная школа-интернат;

3.1.29. государственные высшие учебные учреждения, вошедшие в перечень государственных высших учебных заведений республиканского и регионального значения, финансируемых из государственного бюджета;

3.1.30. имущественные комплексы органов государственной власти и управления, за исключением освобождаемых и используемых не по прямому назначению, при структурных изменениях.

3.2. Объекты, которые должны оставаться в собственности государства:

3.2.1. объекты, указанные в приложении №1 к настоящей Программе.

3.3. Объекты, приватизация которых осуществляется в соответствии с концепциями и программами, утверждаемыми Жогорку Кенешем Кыргызской Республики:

3.3.1. магистральные железные дороги, магистральные газопроводы, национальная электрическая сеть, гидроэлектростанции (каскад Нарынских гидроэлектростанций);

3.3.2. объекты, указанные в приложении №2 к настоящей Программе.

3.4. Объекты, приватизация которых осуществляется в установленном порядке:

3.4.1. объекты, указанные в приложениях №3 и №4 к настоящей Программе.

4. Методы и условия приватизации

4.1. Выбор метода приватизации

Выбор метода приватизации осуществляется уполномоченным государственным органом по приватизации и управлению государственным имуществом в зависимости от объекта приватизации.

Метод приватизации стратегических объектов Кыргызской Республики устанавливается решением Правительства Кыргызской Республики.

К методам приватизации относятся:

- продажа на аукционе;

- продажа на конкурсе;

- передача в управление с последующим выкупом;

- передача в аренду с последующим выкупом;

- внесение в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ.

При невозможности продажи объекта приватизации любыми из перечисленных выше методов и из-за отсутствия спроса, может быть применен метод прямой продажи.

Выбор метода приватизации осуществляется на основе обследования и анализа финансово-экономического состояния объекта приватизации, с учетом его индивидуальных, отраслевых, региональных и других особенностей, а также перспектив дальнейшего развития. Конкретные сроки приватизации объектов определяются уполномоченным государственным органом по приватизации и управлению государственным имуществом, исходя из конъюнктуры рынка.

В случае, если государственное предприятие нуждается в какой-либо реорганизации до его приватизации, уполномоченный государственный орган по приватизации и управлению государственным имуществом может принять решение по проведению реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) государственного предприятия.

Наиболее приемлемой формой приватизации для крупных и средних предприятий и учреждений является преобразование их в открытые акционерные общества с последующей реализацией государственного пакета акций.

4.2. Применение методов приватизации

Условия и порядок применения метода продажи на аукционе, конкурсе, прямой продажи, передачи в управление с последующим выкупом и передачи в аренду с последующим выкупом государственного имущества регулируются положениями, утверждаемыми Правительством Кыргызской Республики.

При невозможности реализации государственных пакетов акций на аукционе или фондовом рынке, если в акционерном обществе государственная доля составляет от 5 до 25 процентов, может быть предусмотрена продажа мелких неликвидных пакетов акций работникам и/или акционерам по цене, установленной при учреждении (цена размещения), а если государственная доля составляет 5 и менее процентов - по цене, равной половине номинальной стоимости. Это обеспечит ускорение реализации акций, не пользующихся спросом из-за их небольшой доли в уставном капитале, и дальнейшее свободное перераспределение прав собственности.

При внесении государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ Правительство Кыргызской Республики может принять решение о внесении в качестве вклада просроченную безнадежную задолженность по дивидендам стратегически либо социально значимых предприятий, банкротство которых нельзя допустить из государственных интересов. В качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ при отсутствии законодательных ограничений может быть внесена стоимость земельного участка, на котором расположено предприятие, в том числе ранее приватизированное, если в результате совершенной сделки участок остался в государственной собственности и предприятие не стало обладателем права собственности на него.

В исключительных случаях, для сохранения территориальной целостности, обеспечения единого производственного цикла и оказания поддержки, объекты государственной собственности, находящиеся на территории акционерного общества и являющиеся его неотъемлемой и неотделимой частью, реализуются акционерному обществу.

4.3. Приватизация государственных пакетов акций на рынке ценных бумаг

Реализация принадлежащих государству акций акционерных обществ может проводиться методами аукциона и прямой продажи через лицензированного организатора торговли на рынке ценных бумаг.

Объекты и размеры их государственных пакетов акций, реализуемых на рынке ценных бумаг, определяются уполномоченным государственным органом по приватизации и управлению государственным имуществом.

Объекты стратегического значения и размеры их государственных пакетов акций, реализуемых на рынке ценных бумаг, определяются Правительством Кыргызской Республики.

Процедура реализации государственного пакета акций осуществляется в соответствии с положениями, регламентирующими условия и порядок продажи государственного имущества методами аукциона и прямой продажи, а также внутренними документами организатора торговли на рынке ценных бумаг (Правила биржевой торговли). Уполномоченный государственный орган по приватизации и управлению государственным имуществом реализует государственные пакеты акций через своего представителяпрофессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность (брокера). С брокером заключается договор, в котором определяются цена государственного пакета акций, сроки проведения торгов, взаимные обязательства сторон и другие условия.

С покупателя взимается комиссионный сбор сверх цены продажи (суммы сделки) государственного пакета акций.

При приватизации государственного пакета акций на фондовом рынке одним из направлений является прохождение акционерными обществами (эмитентами) процедуры листинга.

Листинг - это процедура включения ценных бумаг в особый список фондовой биржи (Котировальный лист биржи), которые соответствуют специальным критериям, устанавливаемым фондовой биржей.

Включение ценных бумаг эмитента в Котировальный лист биржи улучшает показатели доходности, надежности и ликвидности ценной бумаги. Для эмитента прохождение листинга означает повышение инвестиционной привлекательности и прозрачности компании, использование механизма привлечения капитала через фондовый рынок и внедрение лучших принципов корпоративного управления.

(В редакции Постановления Правительства КР от 30 декабря 2008 года №732)

4.4. Условия приватизации

Условия приватизации устанавливаются в зависимости от метода приватизации.

Одним из основных условий конкурсной приватизации для средних и крупных предприятий является представление бизнес-планов по развитию предприятий.

Критериями оценки предложений по их приватизации служат:

- сумма предлагаемых инвестиций, причем предпочтение отдается наиболее крупным и долгосрочным инвестиционным предложениям;

- цена, предлагаемая покупателями;

- социальные обязательства в области уровня занятости, распоряжения объектами социальной сферы;

- выход на новые рынки сбыта и/или расширение существующих;

- освоение выпуска новой конкурентоспособной и/или импортозамещающей продукции;

- внедрение нового менеджмента, повышение квалификации кадров;

- сохранение профиля.

В зависимости от вида предприятий устанавливается приоритетность критериев, они могут быть изменены или дополнены.

5. Приватизация объектов, имеющих стратегическое значение для Кыргызской Республики

Приватизация магистральных железных дорог, магистральных газопроводов, национальной электрической сети, гидроэлектростанций (каскад Нарынских гидроэлектростанций) осуществляется в соответствии с программами, утверждаемыми Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Метод приватизации стратегических объектов Кыргызской Республики устанавливается решением Правительства Кыргызской Республики.

В процессе приватизации стратегически важных объектов уполномоченный государственный орган по приватизации и управлению государственным имуществом при необходимости запрашивает в уполномоченном органе по национальной безопасности Кыргызской Республики информацию для изучения в отношении субъектов, подавших заявления на участие в приватизации. Уполномоченный орган по национальной безопасности Кыргызской Республики должен своевременно представить соответствующее заключение о потенциальном покупателе.

(В редакции Постановления Правительства КР от 19 октября 2009 года №656)

6. Приватизация объектов, не завершенных строительством

Вопросы приватизации не завершенных строительством объектов, находящихся в государственной собственности, решаются уполномоченным государственным органом по приватизации и управлению государственным имуществом в установленном Правительством Кыргызской Республики порядке.

Основными методами их продажи являются аукцион, конкурс. При невозможности продажи перечисленными методами объект может быть (при отсутствии каких-либо ограничений) продан под разборку без условий застройки и без права оформления земельного участка, т.е. покупатель разбирает не завершенный строительством объект для использования строительных материалов и другого имущества, расчищая и благоустраивая земельный участок, который затем передается соответствующим органам.

7. Определение стоимости объектов приватизации

Стоимость объектов приватизации определяется в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики.

Проведение оценки осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Правительством Кыргызской Республики.

Комиссия по приватизации вправе привлекать к работе аудиторские, консультационные, оценочные, экспертные и другие организации, которые несут ответственность за достоверность и обоснованность осуществляемых работ согласно законодательству Кыргызской Республики.

8. Контроль за выполнением договорных условий

Важным звеном в приватизации является отслеживание полного выполнения новым собственником условий заключенных сделок. В этих целях должны соблюдаться требования к составлению и заключению договоров купли-продажи приватизируемых объектов с последующим жестким контролем. В договоре купли-продажи объекта оговариваются все обязательства покупателя и санкции за нарушение условий договора. Порядок внесения инвестиций отражается с распределением их по годам.

При невыполнении покупателем своих обязательств по договору купли-продажи, продавец вправе требовать расторжения договора купли-продажи, возмещения причиненного ущерба и упущенной выгоды в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

В договоры купли-продажи, заключенные при приватизации, по согласию сторон могут вноситься изменения. При этом, изменения не могут предусматривать: ослабления ответственности покупателя за невыполнение им взятых обязательств; сокращения общего объема инвестиций, определенных договором купли-продажи; уменьшения продажной цены имущества.

По результатам проверок выполнения условий договоров купли-продажи составляются акты проверок. Покупатель объекта приватизации обязан представлять уполномоченному государственному органу по приватизации и управлению государственным имуществом, заключившему договор купли-продажи, информацию в объеме и в сроки, оговоренные договором купли-продажи.

9. Финансовые результаты от приватизации

По итогам выполнения настоящей Программы ожидается получение денежных средств в размере около 600 млн.сомов (без учета стратегических объектов).

10. Законодательное и информационное обеспечение выполнения настоящей Программы

Уполномоченный государственный орган по приватизации и управлению государственным имуществом совместно с заинтересованными органами разрабатывает нормативные правовые акты, необходимые для выполнения настоящей Программы.

В связи с долгосрочным характером действия Программы, по мере необходимости, в нее в установленном порядке могут вноситься изменения и дополнения.

Информация о приватизации и результатах сделок по приватизации государственного имущества публикуется уполномоченным государственным органом по приватизации и управлению государственным имуществом в средствах массовой информации в установленном порядке.

Действие настоящей Программы осуществляется в течение 2008-2012 годов и до момента утверждения Программы приватизации государственного имущества в Кыргызской Республике на следующий период.

Приложение №1

к Программе приватизации государственного имущества в Кыргызской Республике на 2008-2012 годы

Перечень объектов, которые должны оставаться в собственности государства

№ п/ п

Наименование объекта

Уставный капитал (тыс. сомов)

Кол-во акций, находящихся в госсобственности (%)

Министерства, государственные комитеты, административные ведомства, курирующие вопросы данных государственных предприятий, акционерных обществ и иных объектов

1

2

3

4

5

1

ОАО «Расчетно- сберегательная компания»

316220,000

100

Министерство финансов Кыргызской Республики

2

ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана»

1597377,300

80,49

Министерство промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызской Республики

3

ОАО «Электрические станции»

4428282,900

80,49

Министерство промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызской Республики

3-1

ОАО «Кыргызсуудолбоор»

2481,9

51,0

Государственный комитет Кыргызской Республики по водному хозяйству и мелиорации

3-2

ОАО «Авиакомпания «Кыргызстан»

500,000

100

Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики

4

ОАО «Международный аэропорт Манас»

497217,7

79,05

Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики

5

Государственное предприятие «Кыргызаэронавигация»

-

-

Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Программа приватизации государственного имущества в Кыргызской Республике на 2008-2012 годы 1. Основные итоги приватизации государственной собственности за 1991-2007 годы 2. Цели и задачи государственной политики в области приватизации государственного имущества на 2008-2012 годы 3. Разграничение объектов по возможности их приватизации в 2008-2012 годах 4. Методы и условия приватизации 5. Приватизация объектов, имеющих стратегическое значение для Кыргызской Республики 6. Приватизация объектов, не завершенных строительством 7. Определение стоимости объектов приватизации 8. Контроль за выполнением договорных условий 9. Финансовые результаты от приватизации 10. Законодательное и информационное обеспечение выполнения настоящей Программы Приложение №1 Приложение №2 Приложение №2-1 Приложение №3 Приложение №4