Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 30 августа 1997 года №478-I
(В редакции Законов Республики Узбекистан от 21.04.2011 г. №ЗРУ-288, 18.09.2012 г. №ЗРУ-335)
Раздел 1. Общие положения
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Право на обращение в хозяйственный суд
Любое заинтересованное лицо вправе обратиться в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Отказ от права на обращение в хозяйственный суд недействителен.
Статья 2. Осуществление правосудия хозяйственным судом
Хозяйственный суд осуществляет правосудие путем разрешения возникающих в экономической сфере споров и иных дел, отнесенных к его компетенции настоящим Кодексом и другими законами.
Статья 3. Задачи судопроизводства в хозяйственном суде
Задачами судопроизводства в хозяйственном суде являются:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в экономической сфере;
2) содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в экономической сфере.
Статья 4. Законодательство о судопроизводстве в хозяйственных судах
Законодательство о судопроизводстве в хозяйственных судах состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.
Статья 5. Независимость судей хозяйственного суда
При осуществлении правосудия судьи хозяйственного суда независимы и подчиняются только закону.
Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Статья 6. Возбуждение дела в хозяйственном суде
Хозяйственный суд возбуждает дело по заявлениям:
1) заинтересованных лиц;
2) прокурора;
3) государственных и иных органов в случаях, когда по закону они имеют право на обращение в хозяйственный суд в защиту государственных и общественных интересов.
Если законом установлен для определенной категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, дело может быть возбуждено в хозяйственном суде лишь после принятия сторонами мер к добровольному урегулированию своих взаимоотношений. При этом возбуждение дел по заявлению прокурора, государственных и иных органов производится независимо от принятия сторонами указанных мер.
Статья 7. Равенство перед законом и судом
Разрешение споров в хозяйственном суде осуществляется на началах равенства перед законом и судом предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, места нахождения, подчиненности, а граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, а также других обстоятельств.
Статья 8. Гласность разбирательства дел
Разбирательство дел в хозяйственных судах открытое.
Слушание дела в закрытом заседании допускается, когда это необходимо для сохранения государственного секрета или коммерческой тайны.
О разбирательстве дела в закрытом заседании выносится определение.
Статья 9. Состязательность и равноправие сторон
Судопроизводство в хозяйственном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Статья 10. Язык, на котором ведется судопроизводство
В хозяйственном суде судопроизводство ведется на узбекском, каракалпакском языках или на языке большинства населения данной местности.
Участникам судебного процесса, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право ознакомления со всеми материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать на родном языке.
Хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями разных государств рассматриваются по определению суда на приемлемом для сторон языке.
Статья 11. Непосредственность судебного разбирательства
Хозяйственный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу.
Статья 12. Разрешение споров на основании законодательства
Хозяйственный суд разрешает споры на основании Конституции и законов Республики Узбекистан, иных актов законодательства, а также международных договоров Республики Узбекистан.
Хозяйственный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом.
В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, хозяйственный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов.
Хозяйственный суд в соответствии с законом или международным договором Республики Узбекистан применяет нормы права иностранных государств.
Статья 13. Применение иностранного права
В случае применения иностранного права хозяйственный суд устанавливает существование и содержание его норм в соответствии с их толкованием и практикой применения в соответствующем государстве.
В целях установления существования и содержания норм иностранного права хозяйственный суд может обратиться за содействием и разъяснением в компетентные органы и организации Республики Узбекистан и иностранного государства либо привлечь специалистов.
Если существование или содержание норм иностранного права, несмотря на принятые меры, не установлены, то хозяйственный суд применяет соответствующие нормы права Республики Узбекистан.
Статья 14. Обязательность судебных актов
Хозяйственный суд принимает судебные акты в форме решения, определения, постановления, судебного приказа.
Вступивший в законную силу судебный акт обязателен для всех государственных органов, органов самоуправления граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Республики Узбекистан.
Неисполнение судебных актов хозяйственного суда влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими законами.
Глава 2. Состав хозяйственного суда. Отводы
Статья 15. Состав хозяйственного суда
В хозяйственных судах дела по первой инстанции рассматриваются судьей единолично, а в Высшем хозяйственном суде Республики Узбекистан - в составе трех судей.
По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально.
Все дела в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях рассматриваются хозяйственным судом коллегиально.
При коллегиальном рассмотрении дела в состав должно входить трое или другое нечетное количество судей.
Все судьи при рассмотрении дела пользуются равными правами.
В случае, когда настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично разрешать дело и отдельные вопросы, он действует от имени хозяйственного суда.
Статья 16. Порядок разрешения вопросов хозяйственным судом
Вопросы, возникающие при рассмотрении и разрешении дела хозяйственным судом в коллегиальном составе, решаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним.
Судья, несогласный с решением других судей, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением судьи не знакомят.
Статья 17. Отвод судьи
Судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если:
1) является родственником лиц, участвующих в деле, или их представителей;
2) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве эксперта, переводчика, прокурора, секретаря судебного заседания, представителя или свидетеля;
3) лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.
В состав хозяйственного суда, рассматривающего дело, не могут входить судьи, состоящие в родстве между собой.
Статья 18. Отвод прокурора, эксперта, секретаря судебного заседания и переводчика
Прокурор, эксперт, секретарь судебного заседания и переводчик не могут участвовать в рассмотрении дела и подлежат отводу по основаниям, указанным в пунктах 1 и 3 статьи 17 настоящего Кодекса.
Кроме того, основаниями для отвода эксперта являются:
1) его служебная или иная зависимость в момент разбирательства дела или в прошлом от лиц, участвующих в деле, или их представителей;
2) производство им ревизии, материалы которой послужили основанием или поводом для обращения в хозяйственный суд либо используются при рассмотрении дела.
Статья 19. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела
Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции, не может участвовать при новом рассмотрении этого дела в суде первой инстанции, если решение суда отменено апелляционной или кассационной инстанцией либо в порядке надзора, кроме случаев рассмотрения дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде апелляционной или кассационной инстанции либо в порядке надзора.
Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде первой или кассационной инстанции либо в порядке надзора.
Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде первой или апелляционной инстанции либо в порядке надзора.
Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в порядке надзора, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде первой, апелляционной или кассационной инстанции.
Статья 20. Заявление об отводах
При наличии обстоятельств, указанных в статьях 17 и 18 настоящего Кодекса, судья, прокурор, эксперт, секретарь судебного заседания, переводчик обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле.
Самоотвод и отвод должны быть мотивированы и заявлены до начала рассмотрения дела по существу. В ходе рассмотрения дела заявление о самоотводе и об отводе допускается лишь в случаях, когда основание самоотвода и отвода стало известно хозяйственному суду или лицу, заявляющему самоотвод или отвод, после начала рассмотрения дела.
Статья 21. Порядок разрешения заявленного отвода
В случае заявления отвода хозяйственный суд должен выслушать мнение лиц, участвующих в деле, а также заслушать лицо, которому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения.
Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается председателем хозяйственного суда или председателем судебной коллегии.
Вопрос об отводе судьи при коллегиальном рассмотрении дела разрешается остальными судьями в отсутствие отводимого. При равном числе голосов, поданных за отвод и против отвода, судья считается отведенным.
Вопрос об отводе, заявленном нескольким судьям или всему составу суда, рассматривающего дело, разрешается этим же судом в полном составе простым большинством голосов.
Вопрос об отводе прокурора, эксперта, секретаря судебного заседания и переводчика разрешается судом, рассматривающим дело.
По результатам рассмотрения вопроса об отводе выносится определение.
Статья 22. Последствия удовлетворения заявления об отводе
В случае отвода судьи или нескольких судей, или всего состава суда дело рассматривается в том же суде, но в ином составе.
Если в результате удовлетворения отводов невозможно образовать новый состав суда для рассмотрения данного дела в том же хозяйственном суде, дело должно быть передано в другой хозяйственный суд.
Глава 3. Подведомственность и подсудность
Статья 23. Подведомственность дел
Хозяйственному суду подведомственны:
1) дела по спорам, возникающим в экономической сфере из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами (далее - организации), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - граждане);
2) дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в экономической сфере (далее - об установлении фактов, имеющих юридическое значение);
3) дела о банкротстве организаций и граждан.
Законом могут быть отнесены к подведомственности хозяйственного суда и другие дела.
Хозяйственный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием организаций и граждан Республики Узбекистан, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан.
При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны хозяйственному суду, а другие - суду общей юрисдикции все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.
(В редакции п.1 раздела II Закона РУз N 163-II от 14.12.2000 г.)
Статья 24. Споры, разрешаемые хозяйственным судом
Хозяйственный суд разрешает споры:
1) о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение хозяйственного суда согласована сторонами;
2) об изменении условий или о расторжении договоров;
3) о признании права собственности;
4) о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
5) об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
6) о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;
7) о возмещении убытков;
8) о защите чести, достоинства и деловой репутации;
9) о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов и органов самоуправления граждан, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан;
10) о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
11) об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок;
12) о взыскании с организаций и граждан штрафов контролирующими органами, если законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;
13) о возврате из бюджета денежных средств, списанных с нарушением требований законодательства контролирующими органами, в бесспорном (безакцептном) порядке.
Хозяйственный суд разрешает и другие споры, отнесенные к его компетенции.
Статья 25. Передача споров на разрешение третейского суда
По соглашению сторон возникающий или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный хозяйственному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда.
Статья 25-1. Дела, рассматриваемые хозяйственным судом, связанные с решением третейского суда
К делам, рассматриваемым хозяйственным судом, связанным с решением третейского суда, относятся дела по заявлениям:
1) об отмене решений третейских судов;
2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
Дела, перечисленные в части первой настоящей статьи, рассматриваются хозяйственными судами по общим правилам хозяйственного судопроизводства с теми изъятиями и дополнениями, которые указаны в главах 20-1 - 20-2 настоящего Кодекса.
Статья 26. Подсудность дел
Дела, подведомственные хозяйственному суду, рассматриваются хозяйственными судами Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, за исключением дел, подсудных Высшему хозяйственному суду Республики Узбекистан.
Высший хозяйственный суд рассматривает:
споры, вытекающие из экономических соглашений между органами управления республики, местными органами представительной и исполнительной власти;
дела о признании недействительными (полностью или частично) не имеющих нормативного характера актов высших органов власти.
Высший хозяйственный суд в зависимости от особых обстоятельств вправе изъять любое дело из любого хозяйственного суда и принять его к своему производству по первой инстанции, передать дело из одного хозяйственного суда в другой.
Статья 27. Предъявление иска по месту нахождения ответчика
Иски предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения ответчика.
Иски к юридическому лицу, вытекающие из деятельности его обособленного подразделения, предъявляются по месту нахождения обособленного подразделения.
Статья 28. Подсудность по выбору истца
Иски к нескольким ответчикам, находящимся в разных местах, предъявляются в хозяйственный суд по выбору истца по месту нахождения одного из ответчиков.
Иски к ответчику, местонахождение которого неизвестно, могут быть предъявлены в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту нахождения в Республике Узбекистан.
Иски к ответчику, являющемуся организацией или гражданином Республики Узбекистан и находящемуся на территории другого государства, могут быть предъявлены по месту нахождения истца или имущества ответчика.
Иски, вытекающие из договора, в котором указано место исполнения, могут быть предъявлены по месту исполнения договора.
Статья 29. Подсудность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются по месту нахождения заявителя, за исключением дел об установлении факта владения зданием, сооружением, земельным участком, которые рассматриваются по месту нахождения здания, сооружения, земельного участка.
Статья 30. Подсудность дел о банкротстве
Дела о банкротстве организаций и граждан рассматриваются по месту нахождения должника.
Статья 31. Исключительная подсудность
Иски о признании права собственности на здание, сооружение, земельные участки, об истребовании здания, сооружения, земельного участка из чужого незаконного владения, об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения, предъявляются по месту нахождения здания, сооружения, земельного участка.
Иски к перевозчику, вытекающие из договора перевозки, в том числе когда перевозчик является одним из ответчиков, предъявляются по месту нахождения органа транспортной организации.
Недействующая редакция