База данных

Дата обновления БД:

25.11.2020

Добавлено/обновлено документов:

29 / 145

Всего документов в БД:

104243

Недействующая редакция. Принята 18.01.2012

Недействующая редакция, не действует с 30.04.2013 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 18 января 2012 года №103

Об утверждении Основных правил полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан

В соответствии с подпунктом 5) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Основные правила полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан.

2. Признать утратившими силу:

1) постановление Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2003 года № 712 "Об утверждении Основных правил полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2003 г., № 30, ст. 290);

2) пункт 11 изменения, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 апреля 2006 года № 340 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 15, ст. 148);

3) постановление Правительства Республики Казахстан от 2 февраля 2010 года № 61 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан по вопросам авиации" (САПП Республики Казахстан, 2010 г., № 9, ст. 109).

3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.

 

Премьер-Министр Республики Казахстан

К. Масимов

Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 января 2012 года №103

Основные правила полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан

1. Общие положения

1. Основные правила полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан (далееПравила) разработаны в соответствии с подпунктом 5) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее - Закон) с учетом требований авиационных стандартов международных организаций гражданской авиации.

2. Настоящие Правила являются нормативно-правовым актом в сфере деятельности авиации Республики Казахстан, регламентирующим основные правила, организацию, обеспечение и выполнение полетов, обслуживание воздушного движения (далее - ОВД) и управление воздушным движением (далее - УВД) в воздушном пространстве Республики Казахстан.

3. Правила распространяются на воздушные суда (далее - ВС) государственной, гражданской и экспериментальной авиации (независимо от форм собственности), имеющие государственные и регистрационные опознавательные знаки Республики Казахстан, на казахстанских эксплуатантов, воздушные суда которых зарегистрированы в иностранных государствах, а также на иностранные воздушные суда, выполняющие полеты в воздушном пространстве Республики Казахстан.

Если требования законов и правила полетов иностранного государства, в воздушном пространстве которого происходит полет, отличаются от требований настоящих Правил полетов, то применяются требования законов и правил этого государства.

4. Эксплуатант (владелец) воздушного судна обеспечивает организацию, планирование и выполнение полетов в соответствии с Правилами полетов.

Органы ОВД и УВД, аэропорты, аэроклубы при получении информации о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, а также любой иной информации о людях, находящихся в опасности, обязаны принять все возможные меры по оказанию необходимой помощи в порядке, определяемом настоящими Правилами и незамедлительно информировать в соответствии с планом проведения поисково-спасательных операций поисково-спасательные команды, аварийноспасательные службы государственных органов, эксплуатантов воздушных судов, а также уведомить уполномоченные органы в сферах гражданской и государственной авиации для организации проведения расследования авиационного происшествия или инцидента в пределах их компетенции.

При организации и выполнении полетов, связанных с поиском и спасением людей или в случаях стихийных бедствий, и иных чрезвычайных ситуациях, руководители организаций гражданской авиации обеспечивают принятие всех возможных мер по оказанию необходимой помощи в порядке, определяемым настоящими Правилами, информируют органы обслуживания воздушного движения, в зоне ответственности, которых будут выполняться полеты по поиску и спасению людей, с уведомлением уполномоченных органов государственной и гражданской авиации Республики Казахстан.

5. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

1) абсолютная высота - расстояние по вертикали от среднего уровня моря до уровня точки или объекта, принятого за точку;

2) аварийное оповещение - вид обслуживания воздушного движения, предоставляемый с целью уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб и оказания необходимого содействия этим службам и организациям;

3) авиационная техника - комплекс авиационных технических средств (воздушные суда, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение воздушных судов государственной авиации, авиационные средства спасения, комплексные тренажеры (летные симуляторы), комплектующие изделия, технические средства управления воздушным движением, навигации посадки и связи, а также средства наземного обеспечения общего и специального применения, предназначенных для выполнения полета, организации управления воздушным движением и наземного обеспечения полетов;

4) авиационная метеорологическая станция гражданская (далее - АМСГ) - станция, служба органа метеорологического обеспечения полетов предназначенная для проведения наблюдений и составления метеорологических сводок, подлежащих использованию в международной аэронавигации;

5) АТИС (ATIS) информация - регулярная радиовещательная передача, (на английском языке - Automatic/Terminal Information Service (далее - ATIS) предназначенная для оперативного обеспечения экипажей воздушных судов в районе аэродрома метеорологической и полётной информацией;

6) аэростат - летательный аппарат легче воздуха (окружающей среды), подъемная сила которого создается за счет газа в его оболочке, плотность которого меньше, чем плотность воздуха; аэростаты подразделяются на:

управляемые (дирижабль);

неуправляемые (воздушные шары свободного полета) с оболочкой в форме шара (стратостаты, радиозонды, шары-пилоты, шары-прыгуны, спасательные шары);

привязные (змейковые);

7) аэроузел - близко расположенные аэродромы, организация и выполнение полетов на которых требует специального согласования и координирования с органами управления воздушным движением (обслуживания воздушного движения);

8) минимум вида авиационных работ - минимально допустимые значения видимости, высоты нижней границы облаков и скорости ветра, при которых разрешается выполнение вида авиационных работ;

9) полетное время, время полета гражданских воздушных судов:

для самолетов - общее время с момента начала движения самолета с целью взлета до момента его остановки по окончании полета;

для вертолётов - общее время с момента начала вращения лопастей несущих винтов вертолета, до момента полной остановки вертолета по окончании полета и прекращения вращения несущих винтов;

10) стандартный маршрут вылета по приборам (аббревиатура на английском языке SID)установленный маршрут вылета по правилам полетов по приборам, от аэродрома или определенной взлетно-посадочной полосы аэродрома до точки выхода из района аэродрома;

11) стандартный маршрут прибытия по приборам (аббревиатура на английском языке STAR)установленный маршрут прибытия по правилам полетов по приборам от точки входа в район аэродрома, до точки, в которой начинается полет по опубликованной схеме захода на посадку по приборам;

12) сигнал бедствия (сообщение об аварийном состоянии в полете) - международный кодовый сигнал СОС - телеграфный (аббревиатура на английском языке SOS), МЭЙДЭЙрадиотелефонный (сокращенная аббревиатура на английском языке MAYDAY), означающий "Терплю бедствие", передаваемый в случаях, когда воздушному судну и находящимся на нем пассажирам и экипажу угрожает непосредственная опасность и требуется немедленная помощь;

13) сверхлегкие воздушные суда - воздушные суда с взлетной массой менее 750 килограмм (далее - кг.), а также аэростаты, мотодельтапланы, дельтапланы, парапланы и другие летательные аппараты этой категории;

14) район авиационных работ - район или зона, в пределах которого выполняются полеты по выполнению авиационных работ;

15) полет по приборам - полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяется экипажем полностью или частично по пилотажно-навигационным приборам;

16) атмосферное давление на аэродроме - значение атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба (далее - мм. рт. ст.), в миллибарах (далее - мбар) или гектопаскалях (далеегПа) на уровне рабочего порога взлетно-посадочной полосы;

17) гидроаэродром - определенный участок водной поверхности (включая здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов:

аэродром базирования (аэродром базовый) - аэродром постоянного размещения воздушных судов и имеющий для этих целей необходимые сооружения;

аэродром (гидроаэродром) горный - аэродром (гидроаэродром), расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 метров (далее - м.) и более в радиусе 25 километров (далее - км.) от контрольной точки аэродрома (гидроаэродрома) или расположенный на высоте 1000 м. и более над уровнем моря;

аэродром категорированный - аэродром, оборудованный средствами связи и радиосветотехническими средствами, обеспечивающими заход на посадку и посадку по минимумам категорий I, II, III А, IIIВ и III С;

аэродром назначения - аэродром, указанный в плане полета или в задании на полет (полетном листе) как аэродром намеченной посадки, аэродромы назначения подразделяются на аэродромы промежуточной и конечной посадки;

18) воздушная обстановка - одновременное взаимное расположение в вертикальной и горизонтальной плоскостях воздушных судов и других объектов в определенном районе воздушного пространства (на воздушных трассах и маршрутах вне их, в районе аэродрома, в районе авиационных работ);

19) воздушный шар - неуправляемый аэростат со сферической оболочкой, находящийся в свободном полете или в заякоренном состоянии;

20) командир воздушного судна - пилот (летчик), являющийся старшим в экипаже и отвечающий за выполнение и безопасность полета воздушного судна;

21) минимум аэродрома - минимально допустимые значения видимости (видимости на взлетно-посадочной полосе), высоты нижней границы облаков (вертикальной видимости), при которых на данном аэродроме разрешается выполнять взлет или посадку воздушного судна данного типа;

22) минимум воздушного судна - минимально допустимые значения видимости на взлетнопосадочной полосе (видимости) и высоты нижней границы облаков (вертикальной видимости), при которых разрешается безопасно производить взлет и посадку на воздушном судне данного типа;

23) минимум командира воздушного судна (второго пилота) - минимально допустимые значения, видимости на взлетно-посадочной полосе (видимости) и высоты принятия решения (высоты нижней границы облаков или вертикальной видимости), при которых командиру воздушного судна (летчику, второму пилоту) разрешается выполнять взлет, посадку или полет по правилам визуальных полетов на воздушном судне данного типа;

24) обледенение воздушного судна - отложение льда на различных частях воздушного судна;

25) орган обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) или орган управления воздушным движением государственной авиации (далее - УВД) - орган диспетчерского обслуживания воздушного движения, центр полетной информации или пункт сбора донесений, касающихся обслуживания воздушного движения.

Орган, осуществляющий комплексный процесс планирования, координирования, обеспечения полетов, обслуживания движения воздушных судов на земле и в воздухе, а также контроль соблюдения установленного режима полетов и порядка использования воздушного пространства;

26) время полета воздушного судна - время перемещения воздушного судна по земной (водной) поверхности и в воздушном пространстве от начала разбега при взлете (отрыва от земной или водной поверхности при вертикальном взлете) до окончания пробега (освобождения взлетно-посадочной полосы без остановки) или касания земной (водной) поверхности при вертикальной посадке;

27) время летной эксплуатации воздушного судна - общее время летной эксплуатации воздушного судна с момента начала запуска двигателя (двигателей) и до их выключения с целью выполнения полета;

28) руление по воздуху - перемещение вертолета по установленной разметке руления над поверхностью аэродрома (посадочной площадки), обычно в условиях действия эффекта земли ("воздушной подушки");

29) район аэродрома - воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью, в установленных границах, в горизонтальной и вертикальной плоскостях;

30) район обслуживания воздушного движения - воздушное пространство установленных размеров, в границах которого обслуживание воздушного движения по воздушным трассам и маршрутам вне их, осуществляется диспетчером обслуживания воздушного движения;

31) полетно-информационное обслуживание воздушного движения - обслуживание, целью которого является предоставление консультаций и информации с использованием имеющихся средств связи для обеспечения безопасного выполнения полетов;

32) режим полета воздушного судна - параметры полета воздушного судна на различных его этапах;

33) радиовещательные передачи воздушными судами информации о движении (TIBAсокращенная аббревиатура на английском языке) - осуществляемые пилотами для передачи донесений и соответствующей дополнительной информации консультативного характера для сведения пилотов других находящихся поблизости воздушных судов;

34) аэродромы совместного базирования - аэродромы гражданской и государственной авиации, на которых базируются воздушные суда, относящиеся к государственной, гражданской и экспериментальной авиации;

35) бортовой самописец - любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в целях сохранения информации о параметрах полета и эксплуатации воздушного судна;

36) болтанка - беспорядочное перемещение воздушного судна при полётах в турбулентной атмосфере:

болтанка умеренная - умеренное изменение положения и (или) абсолютной высоты воздушного судна, но по-прежнему обеспечивающее надежное управление, где показания акселерометра составляют 0,5 , 1,0g в центре тяжести воздушного судна, а при взлете и посадке, умеренная болтанка при +0,3 , 0,4g;

болтанка сильная - резкое изменение положения и (или) абсолютной высоты воздушного судна, где в течение коротких периодов воздушное судно не реагирует на управление, с характерными изменениями воздушной скорости, с показаниями акселерометра, превышающими

1.0g в центре тяжести воздушного судна, а при взлете и посадке, с приращениями перегрузки больше + 0,4g;

37) бортовое оборудование - предметы, за исключением бортовых припасов и съемных запасных частей, предназначенные для использования на борту воздушного судна во время полета, в том числе средства первой помощи и аварийно-спасательное оборудование;

38) бортовое пилотажно-навигационное оборудование - совокупность измерительных, вычислительных, управляющих систем и устройств, а также систем отображения информации на борту воздушного судна, предназначенных для обеспечения ручной, автоматизированной, полуавтоматической и автоматической воздушной навигации от взлета до посадки и выдачи информации экипажу;

39) брифинг (на английском языке - briefing, от brief-краткий) - предполетное информационноконсультативное обслуживание летных экипажей воздушных судов;

40) высота нижней границы облаков - расстояние по вертикали между поверхностью суши (воды) и нижней границей самого низкого слоя облаков, в случае, когда нижнюю границу облаков определить невозможно, используются значения вертикальной видимости;

41) контролируемое воздушное пространство - воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание;

42) местность горная - местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м. и более в радиусе 25 км., а также местность с превышением над уровнем моря 2000 м. и более;

43) неконтролируемое воздушное пространство - воздушное пространство, в пределах которого в соответствии с классификацией воздушного пространства обеспечивается только полетно-информационное обслуживание воздушного движения или виды обслуживания воздушного движения отсутствуют;

44) эшелонирование продольное - рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по времени или расстоянию вдоль линии пути.

45) эшелонирование боковое - рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути;

46) установленный маршрут - маршрут вне воздушной трассы, местной воздушной линии, согласованный с уполномоченными органами, заинтересованными ведомствами и организациями и предназначенный для выполнения авиационных работ;

47) потеря ориентировки - обстановка, при которой пилот (лётчик) не может определить свое местонахождение с точностью, необходимой для продолжения полетного задания;

48) векторение (радиолокационное наведение) - обеспечение навигационного наведения воздушных судов посредством указания определенных курсов на основе использования данных системы наблюдения;

49) визуальный полет - полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяется пилотом (летчиком) визуально по естественному горизонту и земным (надводным) ориентирам;

50) дельтаплан, планер - воздушное судно тяжелее воздуха, не приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающимися неподвижными в данных условиях полета;

51) дирижабль - управляемый аэростат, приводимый в движение силовой установкой;

52) особый случай - ситуация, возникающая в результате отказа авиационной техники или попадания воздушного судна в условия, требующие от экипажа выполнения нестандартных действий для обеспечения безопасности воздушного судна, пассажиров и экипажа;

53) расчетное время - рассчитываемое экипажем время выхода (прибытия) воздушного судна в заданную точку (контрольную точку, ориентир, пункт обязательного доклада, поворотные точки маршрута, на аэродромное навигационное средство или на контрольную точку аэродрома);

54) располагаемая дистанция разбега (далее - РДР) - длина взлетно-посадочной полосы, которая является достаточной и пригодной для разбега воздушного судна, совершающего взлет;

55) местная воздушная линия - коридор в нижнем воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине и предназначенный для выполнения полетов воздушных судов;

56) местность равнинная - местность с относительными превышениями рельефа до 200 м. в радиусе 25 км;

57) оборудованная взлетно-посадочная полоса - один из ниже перечисленных типов взлетнопосадочных полос предназначенных для воздушных судов, выполняющих заход на посадку по приборам:

взлетно-посадочная полоса, оборудованная для захода по неточной системе захода на посадку и визуальными средствами и каким-либо видом не визуальных средств, обеспечивающими, по крайней мере, наведение воздушного судна в направлении захода на посадку с прямой;

ВПП, оборудованная для точного захода на посадку по категории I. ВПП, оборудованная системой ILS и/или системой MLS и визуальными средствами, предназначенными для захода на посадку с высотой принятия решения не менее 60 м (200 фут) и либо при видимости не менее 800 м, либо при дальности видимости на ВПП не менее 550 м.

ВПП, оборудованная для точного захода на посадку по категории II. ВПП, оборудованная системой ILS и/или системой MLS и визуальными средствами, предназначенными для захода на посадку с высотой принятия решения менее 60 м (200 фут), но не менее 30 м (100 фут) и при дальности видимости на ВПП не менее 300 м.

ВПП, оборудованная для точного захода на посадку по категории III. ВПП, оборудованная системой ILS и/или системой MLS, действующей до и вдоль всей поверхности ВПП и предназначенной:

по категории III A - для захода на посадку и посадки с высотой принятия решения менее 30 м (100 фут) или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП не менее 175 м.

по категории III В - для захода на посадку и посадки с высотой принятия решения менее 15 м (50 фут) или без ограничения по высоте принятия решения и при дальности видимости на ВПП менее 175 м, но не менее 50 м.

по категории III С - для захода на посадку и посадки без ограничений по высоте принятия решения и дальности видимости на ВПП;

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.