База данных

Дата обновления БД:

14.08.2018

Добавлено/обновлено документов:

27 / 190

Всего документов в БД:

85010

Недействующая редакция. Принята 06.03.2012

Недействующая редакция, не действует с 05.04.2013 г.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 21 июля 1995 года №548-XIII

О Национальном банке Молдовы

(В редакции Законов РМ N1009-XIII от 22.10.96 г., N1554-XIII от 25.02.98 г., N165-XIV от 21.10.98 г., N248-XIV от 24.12.98 г., Постановлением КС N9 от 18.02.99 г., N378-XIV от 30.04.99 г., N1338-XIV от 27.10.2000 г., N330-XV от 24.07.2003 г., N136-XV от 06.05.2004 г., №154-XVI от 21.07.2005 г., №191-XVI от 30.06.2006 г., №268-XVI от 28.07.2006 г., N382-XVI от 07.12.2006 г., N273-XVI от 07.12.2007 г., N109-XVI от 16.05.2008 г., N108 от 17.12.2009 г., N127-XVIII от 23.12.2009 г., №63 от 23.04.2010 г., 19.12.2011 г. №181, 06.03.2012 г. №33)

Парламент принимает настоящий закон.

Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовой статус Национального банка Молдовы

(1) Национальный банк Молдовы (равнозначное наименованиеНациональный банк) является центральным банком Республики Молдова.

(2) Национальный банк является самостоятельным публичным юридическим лицом и несет ответственность перед Парламентом.

(3) Национальный банк не подлежит внесению в Государственный регистр предприятий и Государственный регистр организаций.

(4) Национальный банк может по своему усмотрению открывать филиалы и представительства в стране и за ее пределами.

Статья 2. Используемые понятия

В настоящем законе используются следующие понятия:

Банк - финансовое учреждение, по роду своей деятельности принимающее от физических или юридических лиц депозиты или их эквиваленты, которые могут быть переведены посредством различных платежных инструментов, и использующее эти средства полностью или частично для предоставления кредитов или для инвестирования за свой счет и на свой риск.

Требование - требование к активам или любым другим ценностям, предъявляемое одним лицом другому, требование платежа в погашение задолженности или иных форм погашения обязательств.

Долговое обязательство - любой негоциируемый долговой или равнозначный ему инструмент, а также любой другой негоциируемый инструмент, который дает право получить другое негоциируемое долговое обязательство посредством подписки или обмена. Негоциируемые долговые обязательства могут существовать в виде сертификата или записи в бухгалтерском регистре.

Финансовое учреждение - юридическое лицо, по роду своей деятельности принимающее депозиты или их эквиваленты, которые не могут быть переведены посредством различных платежных инструментов, и использующее эти средства полностью или частично для предоставления кредитов или для инвестирования за свой счет и на свой риск.

Денежные обязательства - совокупность обязательств, отраженных в балансе Национального банка, за исключением обязательств перед Правительством и Международным валютным фондом.

Распоряжение - обязательная норма, изданная Национальным банком в целях исполнения настоящего закона, в отношении одного или нескольких финансовых учреждений, составляющих менее одной категории финансовых учреждений.

Базисная ставка - процентная ставка денежной политики, устанавливаемая Административным советом и периодически публикуемая Национальным банком.

Рекомендация - предписание Национального банка, не имеющее обязательной силы.

Регламент - обязательная норма, изданная Национальным банком в целях исполнения настоящего закона, в отношении одной или нескольких категорий финансовых учреждений и других юридических и физических лиц.

Статья 3. Компетенция Национального банка

В компетенцию Национального банка входит:

а) заключение договоров и выпуск обязательств;

b) приобретение и распоряжение движимым и недвижимым имуществом в целях осуществления своих функций;

с) обращение с иском в суд и участие в процессе в качестве субъекта.

Статья 4. Основная задача

(1) Основной задачей Национального банка являются обеспечение и поддержание стабильности цен.

(2) Без ущерба для своей основной задачи Национальный банк развивает и поддерживает финансовую систему, основанную на рыночных принципах, и содействует общей экономической политике государства.

Статья 5. Основные функции

Национальный банк осуществляет следующие основные функции:

а) определяет и осуществляет денежную и валютную политику государства;

b) действует как банкир государства и его фискальный агент;

с) проводит экономический и денежный анализ и на его основе вносит Правительству свои предложения, доводит результаты анализа до сведения общественности;

d) лицензирует, осуществляет надзор и регулирование деятельности финансовых учреждений;

е) предоставляет кредиты банкам;

f) осуществляет надзор за системой платежей в республике и способствует эффективному функционированию системы межбанковских платежей;

g) выступает как единственный эмиссионный орган национальной валюты;

h) устанавливает, после консультаций с Правительством, режим обменного курса национальной валюты;

i) хранит валютные резервы государства и управляет ими;

j) от имени Республики Молдова принимает на себя обязательства, выполняет операции, вытекающие из участия Республики Молдова в деятельности международных публичных организаций, в банковской, кредитной и денежной сферах в соответствии с условиями международных договоров;

k) составляет платежный баланс государства;

l) осуществляет валютное регулирование на территории Республики Молдова.

Статья 6. Взаимодействие с государственными органами

(1) Национальный банк взаимодействует с Правительством в реализации своих задач и в соответствии с настоящим законом предпринимает необходимые меры для осуществления такого взаимодействия.

(2) Национальный банк по запросам экономических и финансовых органов Правительства предоставляет им информацию по денежным и финансовым вопросам. Указанные органы в свою очередь по запросам Национального банка предоставляют ему информацию по макроэкономическим, денежным или финансовым вопросам.

(3) Любой проект нормативного акта органа публичной власти, касающийся областей, относящихся к функциям Национального банка, принимается после предварительного истребования заключения по нему Национального банка. Заключение должно быть представлено в течение не более 30 дней co дня его истребования.

(4) Национальный банк независим в осуществлении своих функций, установленных настоящим законом, не обращается за указаниями и не получает таковых от органов публичной власти или какого-либо иного органа.

Статья 7. Международное сотрудничество

(1) Национальный банк представляет Республику Молдова на межправительственных совещаниях, в советах и организациях по вопросам денежной политики, лицензирования банковской деятельности, по вопросам банковского контроля и другим, относящимся к его компетенции.

(2) Национальный банк может предоставлять банковские услуги иностранным правительственным, финансовым и банковским учреждениям, а также международным публичным организациям, в которых участвует Национальный банк или Республика Молдова.

(3) Национальный банк может участвовать в международных организациях, имеющих целью достижение финансовой и экономической стабильности путем международного сотрудничества.

(4) В пределах своих полномочий Национальный банк в качестве представителя Республики Молдова может принимать на себя обязательства и выполнять операции, связанные с участием Республики Молдова в международных организациях.

Статья 8. Отношения с общественностью, Правительством и Парламентом

(1) Национальный банк периодически доводит до сведения общественности результаты макроэкономического анализа, анализа развития финансового рынка и статистическую информацию, в том числе относительно денежной массы, предоставления кредитов, платежного баланса и положения на валютном рынке.

(2) Национальный банк взаимодействует с Правительством по финансовым и бюджетным вопросам:

а) президент Национального банка:

- может присутствовать и выступать на заседаниях Правительства с протоколированием его выступления;

- может представлять в письменном виде свое мнение по обсуждаемым вопросам по результатам заседания;

b) министры, ответственные за экономические и финансовые вопросы, могут присутствовать на заседаниях Административного совета Национального банка.

(3) Президент Национального банка или члены Административного совета должны представлять Парламенту или его постоянным комиссиям разъяснения по вопросам политики, проводимой Национальным банком, и давать по запросам Парламента заключения на проекты законов.

Статья 9. Местонахождение

Местонахождением Национального банка является муниципий Кишинэу.

Статья 10. Счета

(1) Национальный банк может открывать счета в своих регистрах только от имени государства и государственных органов, банков, получивших лицензии Национального банка, банков в процессе ликвидации, Фонда гарантирования депозитов в банковской системе, юридического лица, имеющего лицензию на осуществление деятельности центрального депозитария ценных бумаг как основной деятельности, центральных банков иностранных государств и международных финансовых публичных организаций. Национальный банк не открывает счета органам местного публичного управления, предприятиям, в том числе государственным.

(2) Не допускается наложение ареста, приостановление операций или применение иных мер обеспечения в отношении денежных средств, находящихся на счетах банков, открытых в Национальном банке.

(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 06.03.2012 г. №33)

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовой статус Национального банка Молдовы Статья 2. Используемые понятия Статья 3. Компетенция Национального банка Статья 4. Основная задача Статья 5. Основные функции Статья 6. Взаимодействие с государственными органами Статья 7. Международное сотрудничество Статья 8. Отношения с общественностью, Правительством и Парламентом Статья 9. Местонахождение Статья 10. Счета Статья 11. Акты Национального банка Глава II ДЕНЕЖНАЯ И ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА Статья 12. Статья 13.  Статья 14. Инструменты денежной политики Статья 15. Операции на открытом рынке Статья 16. Валютные и другие операции Статья 17. Обязательные резервы, устанавливаемые финансовым учреждениям Статья 18. Предоставление кредитов банкам Глава III ФИНАНСОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 19. Капитал Статья 20. Распределение прибыли и покрытие убытков Статья 21. Смета расходов Глава IV ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ Статья 22. Организационная структура Статья 23. Президент Национального банка и члены Административного совета Статья 24. Обязанности президента Статья 25. Функции Административного совета Статья 26. Полномочия Административного совета Статья 27. Освобождение от должности членов Административного совета Статья 28. Отставка членов Административного совета Статья 29. Осуществление последующих функций Статья 30. Вакансии в Административном совете Статья 31. Заседания Административного совета Статья 32. Личные интересы членов Административного совета Статья 33. Внутренний аудит Статья 34. Работники Национального банка Статья 35. Столкновение интересов Статья 36. Сохранение профессиональной тайны Глава V ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ Статья 37. Банкир и фискальный агент государства Статья 38. Консультации и информация о кредитах публичному сектору Статья 39. Депозиты и кассовые операции Статья 40. Функции фискального агента Статья 41. Запрет на предоставление кредитов государству Статья 42. Покупка ценных бумаг, выпущенных государством Статья 43. Предоставление информации Глава VI ОТНОШЕНИЯ С ФИНАНСОВЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ Статья 44. Надзор и регулирование деятельности финансовых учреждений Статья 45. Услуги по депозитам Статья 46. Пруденциальное регулирование Статья 47. Предоставление информации Статья 48. Клиринг и межбанковские расчеты Статья 49. Информационная сеть Глава VII РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ Статья 50. Валютный контроль Статья 51. Валютное регулирование Статья 52. Отчетность по валютным операциям Статья 53. Международные валютные резервы Статья 54. Статья 55. Международные платежные и клиринговые соглашения Глава VIII НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА Статья 56. Денежная единица Статья 57. Право эмиссии банкнот и монет Статья 58. Платежное средство Статья 59. Характеристики национальной валюты Статья 60. Печатание банкнот и чеканка монет Статья 61. Замена национальной валюты Статья 62. Обеспечение денежного обращения Статья 63. Учет выпущенных денежных знаков Статья 64. Изъятие национальной валюты из обращения Глава IX ФИНАНСОВЫЕ ОТЧЕТЫ. БУХГАЛТЕРСКИЙ КОНТРОЛЬ. ДОКЛАДЫ Статья 65. Финансовый год Статья 66. Процедуры бухгалтерского учета Статья 67. Годовые финансовые отчеты Статья 68. Внешний финансовый контроль Статья 69. Представление и опубликование финансовых отчетов и докладов Глава X ОСОБЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 70. Преимущественное право Статья 71. Запрещенные виды деятельности Статья 72. Сбор статистической информации Статья 73. Статья 74. Стандарты адекватного управления Статья 75. Санкции и исправительные меры Статья 75-1. Установление нарушений Статья 75-2. Применение санкций и исправительных мер Статья 76. Разрешение споров Глава XI ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 76-1 Статья 77