Недействующая редакция. Принята: 22.07.2011 / Вступила в силу: 14.10.2011

Недействующая редакция, не действует с 05.03.2013 г.

ЛЕСНОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 21 июня 1996 года №887-XIII

(В редакции Законов РМ N454-XV от 30.07.2001 г., N543-XV от 12.10.2001 г., N327-XV от 18.07.2003 г., №154-XVI от 21.07.2005 г., 23.12.2009 г. №131-XVIII, 22.07.2011 г. №162)

Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Лесное законодательство

(1) Лесное законодательство имеет целью урегулирование устойчивого ведения лесного хозяйства путем рационального использования, восстановления, охраны и защиты лесов, поддержания, сохранения и улучшения биоразнообразия лесов, обеспечения лесными ресурсами нынешних и будущих потребностей общества на базе многофункциональности лесов.

(2) Отношения, возникающие при пользовании лесным фондом (далеелесные отношения), регулируются Конституцией, настоящим кодексом и принятыми в соответствии с ним другими нормативными актами.

(3) Возникающие при пользовании лесным фондом отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, недр, а также с использованием, охраной и восстановлением растительного и животного мира, в части, не урегулированной настоящим кодексом, регулируются соответствующим законодательством.

Статья 2. Лесной фонд

(1) Леса, земли, предназначенные для облесения, ведения лесного хозяйства, а также непродуктивные земли, охваченные лесоустройством или включенные в Земельный кадастр в качестве лесов и/или лесонасаждений, образуют лесной фонд.

(2) Лесной фонд включает все леса, независимо от вида собственности и форм хозяйствования.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем законе используются следующие основные понятия:

государственное управление лесным и охотничьим фондамидеятельность по разработке и внедрению государственной политики путем планирования, организации, выполнения и осуществления государственного контроля в лесной и охотничьей областях с целью обеспечения и продвижения национальных интересов и приоритетов;

оборот рубки - количество лет, определенное лесоустройством в качестве основы для расчетов по определению нормальной структуры и величины продуктивного фонда хозяйственной единицы;

спелость - состояние дерева или насаждения, при котором оно пригодно для рубки;

эксплуатация леса - производственный процесс, осуществляемый в лесах;

ведение лесного и охотничьего хозяйств - деятельность, связанная с хозяйствованием и использованием лесных ресурсов в целях реализации государственной политики в соответствующих областях;

рубки ухода за лесом - система различных взаимосвязанных лесоводственных работ и мероприятий по управлению процессом роста и развития леса с момента его создания и до возраста спелости;

лес - элемент географического ландшафта, функциональная единица биосферы, состоящая из сообщества лесной растительности (где доминируют деревья и кустарники), живого напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, которые взаимозависимы в своем биологическом развитии и воздействуют на среду своего обитания. Лесом признаются участки, покрытые лесной растительностью, площадью более 0,25 гектара;

расчетная лесосека - запас древесины, которую необходимо заготовить в лесу на основании лесоустройства в целях обеспечения его нормального состояния. Годичная расчетная лесосека - запас годовой заготовки древесины, а расчетная лесосека на период - запас древесины, подлежащий заготовке в течение определенного периода времени;

восстановление леса - процесс замены старого поколения деревьев новым (молодым) поколением;

тип хозяйства - система ухода и эксплуатации леса, присущая определенному типу восстановления (семенной, порослевой). Различают семенное высокоствольное хозяйство, порослевое низкоствольное хозяйство и смешанное хозяйство;

режим ведения лесного хозяйства - политика хозяйствования в лесном фонде и на участках лесной растительности за его пределами, независимо от формы собственности и типа хозяйствования, осуществляемая центральным органом управления лесным хозяйством;

условия местопроизрастания - естественная среда с однообразной физико-географической средой, определяющей развитие специфического биоценоза;

рубки главного пользования - основная рубка спелого леса для заготовки древесины и обеспечения его восстановления;

система рубок - совокупность лесотехнических мер по восстановлению, уходу, лесопользованию и защите, предназначенных для применения на протяжении жизни лесонасаждений.

Статья 4. Земли лесного фонда

(1) Землями лесного фонда являются:

а) земли, подлежащие облесению:

- земли, на которых леса подлежат восстановлению;

- земли, предназначенные для облесения;

b) земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства;

с) непродуктивные земли: болота, скалы, крутосклоны, оползни, солонцы и другие.

(2) Отнесение земельных участков к лесному фонду осуществляется на основании материалов лесоустройства или Земельного кадастра в соответствии с законодательством.

Статья 5. Лесная растительность, не входящая в лесной фонд

(1) В лесной фонд не входят:

a) защитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения;

b) защитные лесные полосы и древесно-кустарниковые насаждения, находящиеся на полосах отвода путей сообщения и на землях водного фонда;

с) ботанические сады, дендрарии, зоопарки, зеленые насаждения городов и сельских населенных пунктов.

(2) Посадка насаждений, указанных в пунктах а) и с) части (1) настоящей статьи, уход за ними, их использование и охрана регулируются настоящим кодексом и находятся в соответствии с законодательством в ведении органов местного публичного управления, а указанных в пункте

b), - в ведении соответствующих центральных отраслевых органов и органов местного публичного управления.

Статья 6. Право собственности на земли лесного фонда

(1) Используемые в общественных интересах леса в Республике Молдова являются объектом исключительно публичной собственности. В соответствии с законодательством они могут быть предоставлены для ведения лесного хозяйства или пользования.

(2) Частная собственность на леса допускается в случаях посадки их в установленном законодательством порядке на землях, являющихся частной собственностью.

(3) Право собственности на земли лесного фонда осуществляется в соответствии с законодательством.

Глава II КОМПЕТЕНЦИЯ ПАРЛАМЕНТА, ПРАВИТЕЛЬСТВА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья 7. Компетенция Парламента

В компетенцию Парламента входит:

а) законодательное регулирование лесных отношений;

b) определение основных направлений государственной политики в области устойчивого развития, использования, восстановления, охраны и защиты лесов;

с) определение полномочий органов местного публичного управления в области использования, восстановления, охраны и защиты лесов;

d) решение других вопросов в сфере регулирования лесных отношений.

Статья 8. Компетенция Правительства

В компетенцию Правительства входит:

а) представление Парламенту проектов законодательных актов, касающихся лесных отношений, национальных стратегий устойчивого развития лесного и охотничьего фондов, и включение их в программы и планы развития страны;

b) осуществление государственного управления лесным и охотничьим фондами путем наделения соответствующего центрального отраслевого органа публичного управления правом передавать в пользование земли лесного фонда, находящиеся в публичной собственности, но без права распоряжения ими;

с) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, восстановлением, охраной и защитой лесного и охотничьего фондов;

d) установление порядка отпуска древесины на корню;

e) разработка и внедрение планов образования национальной сети природных территорий, охраняемых государством, и других зон, нуждающихся в специальных мероприятиях по организации и хозяйствованию;

f) установление принципов оплаты лесных пользований и лесной продукции;

g) установление порядка отнесения лесов к группам, подгруппам и категориям защитности;

h) утверждение расчетной лесосеки на главное пользование лесом;

i) установление единого порядка ведения государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра;

j) решение вопросов о предоставлении земель лесного фонда для государственных и общественных нужд;

k) решение вопросов о предоставлении земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства;

l) решение вопросов о приостановлении права ведения лесного хозяйства на землях лесного фонда;

m) решение вопросов об организации и деятельности государственных органов лесного хозяйства;

n) утверждение программ устойчивого развития, использования, восстановления, охраны и защиты лесов;

o) осуществление международного сотрудничества в области использования, восстановления, охраны и защиты лесов.

Статья 9. Компетенция органов местного публичного управления

В компетенцию органов местного публичного управления входит:

a) осуществление контроля за состоянием, использованием, восстановлением, охраной и защитой лесного и охотничьего фондов;

b) отвод земель лесного фонда;

с) регистрация права ведения лесного хозяйства и права пользования землями лесного фонда;

d) организация ведения государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра;

e) оказание помощи государственным органам лесного хозяйства в благоустройстве лесных участков в местах отдыха;

f) ликвидация совместно с государственными органами лесного хозяйства лесных пожаров;

g) ликвидация совместно с государственными органами лесного хозяйства последствий лесных пожаров и стихийных бедствий;

h) разработка, координирование и организация выполнения совместно с государственными органами лесного хозяйства местных программ устойчивого развития, использования, восстановления, охраны и защиты лесов.

Глава III УПРАВЛЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВА В ЛЕСНОМ И ОХОТНИЧЬЕМ ФОНДАХ

Статья 10. Цели управления и ведения хозяйства в лесном фонде

Управление и ведение лесного хозяйства должны обеспечивать:

a) устойчивое развитие лесов и сохранение в них биологического разнообразия;

b) усиление водоохранных, санитарно-гигиенических, климаторегулирующих и других функций лесов в интересах охраны здоровья населения и охраны окружающей среды;

с) восстановление лесов и расширение лесоразведения, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности;

d) разработку и применение комплекса различных мероприятий, регламентирование деятельности государственных органов лесного хозяйства по приведению и содержанию лесов в состоянии, необходимом для выполнения ими экологических и социально-экономических функций;

e) непрерывность функциональной эффективности лесов и рациональное использование лесных ресурсов.

Статья 11. Государственное управление лесным и охотничьим фондами

(1) Управление лесным и охотничьим фондами является прерогативой государства.

(2) Государственное управление лесным и охотничьим фондами осуществляется Правительством, органами местного публичного управления, государственными органами лесного хозяйства и иными уполномоченными на то органами.

(3) Государственное управление лесным и охотничьим фондами, являющимися публичной собственностью, осуществляется центральным органом управления лесным хозяйством и органами местного публичного управления.

(4) Правила, инструкции и указания государственных органов лесного хозяйства обязательны для всех собственников земель лесного фонда, лиц, ведущих лесное хозяйство, и лесопользователей, а также для предприятий, учреждений, организаций и граждан, выполняющих в лесном фонде работы, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований.

Статья 12. Задачи центрального органа управления лесным хозяйством

(1) Центральный орган управления лесным хозяйством уполномочен в соответствии с законом регулировать, координировать и контролировать управление и ведение хозяйства в лесном фонде.

(2) Центральный орган управления лесным хозяйством разрабатывает режим ведения лесного хозяйства, представляющий собой систему технических, экономических, юридических и лесных норм, которые касаются лесоустройства, использования, восстановления, охраны и защиты лесов, и осуществляет контроль за соблюдением этого режима.

(3) Центральный орган управления лесным хозяйством осуществляет режим ведения лесного хозяйства в подведомственном ему лесном фонде, соблюдая принципы устойчивого развития лесов, сохранения и улучшения лесного биоразнообразия, рационального использования лесных ресурсов.

(4) На землях лесного фонда, не подведомственных центральному органу управления лесным хозяйством, осуществление режима ведения лесного хозяйства обеспечивается их собственниками. Контроль за соблюдением указанного режима осуществляют государственные органы лесного хозяйства и органы местного публичного управления.

(5) Организация и ведение охотничьего хозяйства, осуществление контроля в этой области относятся к компетенции центрального органа управления лесным хозяйством.

(6) Центральный орган управления лесным хозяйством:

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Лесное законодательство Статья 2. Лесной фонд Статья 3. Основные понятия Статья 4. Земли лесного фонда Статья 5. Лесная растительность, не входящая в лесной фонд Статья 6. Право собственности на земли лесного фонда Глава II КОМПЕТЕНЦИЯ ПАРЛАМЕНТА, ПРАВИТЕЛЬСТВА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ Статья 7. Компетенция Парламента Статья 8. Компетенция Правительства Статья 9. Компетенция органов местного публичного управления Глава III УПРАВЛЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВА В ЛЕСНОМ И ОХОТНИЧЬЕМ ФОНДАХ Статья 10. Цели управления и ведения хозяйства в лесном фонде Статья 11. Государственное управление лесным и охотничьим фондами Статья 12. Задачи центрального органа управления лесным хозяйством Статья 13. Управление и ведение лесного хозяйства на других лесных площадях Статья 14. Деление лесов на группы и подгруппы защитности Статья 15. Порядок отнесения лесов к группам, подгруппам и категориям защитности Статья 16. Установление возрастов и оборотов рубок леса Статья 17. Порядок изъятия и предоставления земель лесного фонда для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства Статья 18. Возведение объектов в целях, связанных с ведением лесного хозяйства Статья 19. Требования к проектированию, размещению, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, которые могут нанести вред лесам Статья 20. Государственный контроль за состоянием, использованием восстановлением, охраной и защитой лесного и охотничьего фондов Статья 21. Компетенция государственных органов лесного хозяйства Статья 22. Компетенция центрального органа государства по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды Статья 23. Общественный контроль за состоянием, использованием, восстановлением, охраной и защитой лесного и охотничьего фондов Глава IV ВЕДЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛЯМИ ЛЕСНОГО ФОНДА Статья 24. Ведение лесного хозяйства Статья 25. Пользование землями лесного фонда Статья 26. Предоставление земель лесного фонда в пользование Статья 27. Прекращение права ведения лесного хозяйства Статья 28. Прекращение права пользования землями лесного фонда Глава V ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, ВЕДУЩИХ ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, И ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Статья 29. Права и обязанности лиц, ведущих лесное хозяйство Статья 30. Права и обязанности лесопользователей Статья 31. Защита прав лиц, ведущих лесное хозяйство, и лесопользователей Статья 32. Пребывание граждан в лесах Глава VI ЛЕСНАЯ ПРОДУКЦИЯ Статья 33. Виды лесной продукции Статья 34. Нормы лесных пользований Статья 35. Предоставление права пользования землями лесного фонда Статья 36. Заготовка и вывозка древесины Статья 37. Заготовка второстепенных лесных материалов и технического сырья Статья 38. Побочные лесные пользования Статья 39. Пользование лесом в рекреационных целях Статья 40. Пользование землями лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства Статья 41. Пользование землями лесного фонда в научно-исследовательских целях Статья 42. Ограничение лесных пользований на охраняемых территориях Статья 43. Особенности осуществления лесных пользований в пограничной зоне Глава VII ПЛАТА ЗА ЛЕСНЫЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ВОССТАНОВЛЕНИЯ, ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ЛЕСОВ Статья 44. Плата за лесные пользования Статья 45. Экономическое стимулирование рационального использования, восстановления, охраны и защиты лесов Статья 46. Фонд сохранения и развития лесов Глава VIII ФИНАНСИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА В ЛЕСНОМ И ОХОТНИЧЬЕМ ФОНДАХ Статья 47. Источники финансирования деятельности лесного и охотничьего фондов, подведомственных государственным органам лесного хозяйства, и их использование Статья 48. Статья 49. Финансирование управления и ведения хозяйства в лесном фонде, являющемся публичной собственностью и не подведомственном государственным органам лесного хозяйства Статья 50. Финансирование ведения хозяйства в лесном фонде, являющемся частной собственностью Глава IX ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ И УХОД ЗА ЛЕСАМИ Статья 51. Естественное лесовосстановление Статья 52. Посадка леса Статья 53. Уход за лесами Глава X ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ И ПОСАДКА ЗАЩИТНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЛОС НА ЗЕМЛЯХ, НЕ ВХОДЯЩИХ В ЛЕСНОЙ ФОНД Статья 54. Лесоразведение на деградированных землях Статья 55. Финансирование работ по лесоразведению и посадке защитных лесных полос Глава XI ОХРАНА ЛЕСНОГО И ОХОТНИЧЬЕГО ФОНДОВ Статья 56. Обеспечение охраны лесного фонда и древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд Статья 57. Борьба с лесными пожарами Статья 58. Запрещение снятия лесной подстилки, живого напочвенного покрова и верхнего плодородного слоя почвы на землях лесного фонда Статья 59. Пастьба скота на землях лесного фонда Статья 60. Сенокошение на землях лесного фонда Статья 61. Проезд и стоянка автомашин, других транспортных средств на землях лесного фонда Статья 62. Лесная служба Статья 63. Лесная гвардия Статья 64. Задачи лесной службы. Права и ответственность работников лесной службы Глава XII ЗАЩИТА ЛЕСОВ Статья 65. Задачи защиты лесов Статья 66. Статистический учет вредителей лесной растительности и прогнозирование их размножения Статья 67. Меры борьбы с вредителями и болезнями лесной растительности Статья 68. Меры по защите лесов от вредителей и болезней Статья 69. Меры по недопущению загрязнения лесов Статья 70. Контроль за осуществлением мер по защите лесов Глава XIII ЛЕСОУСТРОЙСТВО. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЛЕСНОГО ФОНДА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ КАДАСТР. МОНИТОРИНГ ЛЕСОВ Статья 71. Назначение лесоустройства Статья 72. Содержание лесоустройства Статья 73. Порядок проведения лесоустройства Статья 74. Назначение государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра Статья 75. Содержание государственного лесного кадастра. Порядок ведения государственного учета лесного фонда и государственного лесного кадастра Статья 76. Мониторинг лесов Глава XIV ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ И РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ФОНДА Статья 77. Обеспечение целостности и развития лесного фонда Статья 78. Запрещение сокращения площадей лесного фонда Статья 79. Компенсация земель, изымаемых из лесного фонда Статья 80. Сокращение площадей с древесно-кустарниковой растительностью, не входящих в лесной фонд Глава XV РАЗРЕШЕНИЕ ЛЕСНЫХ СПОРОВ Статья 81. Споры между лицами, ведущими лесное хозяйство, и органами местного публичного управления Статья 82. Имущественные споры, связанные с лесными отношениями Глава XVI ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Статья 83. Недействительность сделок, заключенных собственниками земель лесного фонда с нарушением законодательства Статья 84. Виды нарушений лесного законодательства Статья 85. Ответственность за нарушение лесного законодательства Статья 86. Изъятие незаконно добытой древесной и иной лесной продукции Статья 87. Ответственность за незаконное уничтожение и повреждение древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд Статья 88. Возмещение убытков и упущенной выгоды собственникам земель лесного фонда, лицам, ведущим лесное хозяйство, и лесопользователям Статья 89. Возмещение потерь лесохозяйственного производства Статья 90. Использование финансовых средств, поступающих в порядке возмещения потерь лесохозяйственного производства Глава XVII МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ Статья 91. Международные соглашения Глава XVIII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 92 Статья 93 Статья 94 Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 Приложение №7 Приложение №8 Приложение №9 Приложение №10 Приложение №11 Приложение №12 Приложение №13 Приложение №14 Приложение №15 Приложение №16