Дата обновления БД:
19.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
72 / 276
Всего документов в БД:
133027
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 18 октября 2010 года №972
О Программе-пилот по привлечению денежных переводов в экономику "PARE 1+1" 2010-2012 годы
В соответствии с Законом № 206-XVI от 7 июля 2006 года о поддержке сектора малых и средних предприятий (Официальный монитор Республики Молдова, 2006 г., № 126-130, ст.605), с последующими изменениями и дополнениями, в целях мобилизации человеческих и привлечения финансовых ресурсов трудящихся-мигрантов – граждан Республики Молдова для устойчивого экономического развития Молдовы, Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить:
Программу-пилот по привлечению денежных переводов в экономику «PARE 1+1» на 2010-2012 гг., согласно приложению №1;
компоненты Программы-пилот по привлечению денежных переводов в экономику «PARE 1+1» на 2010-2012 гг., согласно приложению №2;
персональный состав Наблюдательного комитета Программы-пилот по привлечению денежных переводов в экономику «PARE 1+1» на 2010-2012 гг., согласно приложению №3.
2. Функции по выполнению Программы-пилот возложить на Организацию по развитию сектора малых и средних предприятий, координируемую Министерством экономики.
3. Финансовая реализация Программы-пилот:
из бюджетных финансовых средств – на первоначальной стадии внедрения;
за счет финансовых средств, привлеченных от иностранных партнеров, – на стадии развития и продвижения проекта.
4. В случае освобождения членов Комитета от занимаемых должностей их обязанности в рамках Комитета исполняют вновь назначенные на соответствующие должности лица, без нового постановления Правительства.
5. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на Министерство экономики.
Премьер-министр Владимир ФИЛАТ
Контрассигнует: министр финансов |
Вячеслав Негруца |
Приложение №1
к Постановлению Правительства № 972 от 18 октября 2010 г.
Программа-пилот по привлечению денеженых переводов в экономику “PARE 1+1” 2010-2012 годы
1. Определение проблемы
Миграционный феномен в Республике Молдова был зарегистрирован, начиная с середины 90-х годов, когда большинство предприятий приостановило или ограничило свою деятельность, колхозы были разрушены, оборудование устарело и не приносило желаемого дохода. Вследствие этого за последние годы возросла утечка рабочей силы и массовая миграция населения.
В то же время очевидными стали проблемы, связанные с недоразвитостью предпринимательской деятельности, особенно в сельской местности, а также, незначительным объемом денежных переводов, инвестируемых в национальную экономику.
В результате тестирований и исследований был выявлен ряд предпосылок для привлечения государства и, соответственно, утверждения Постановлением Правительства Программы-пилот по привлечению денежных переводов в экономику “PARE 1+1” на 2010-2012 гг. (в дальнейшем – Программа-пилот):
a) ограниченный доступ к информационным ресурсам о возможностях развития бизнеса в Республике Молдова;
b) недостаточность механизмов по поддержке начала и развития бизнеса;
c) количество эмигрантов, преимущественно из сельской местности;
d) низкий уровень предпринимательских навыков потенциальных предпринимателей;
e) ограниченный доступ малого и среднего предпринимательства к источникам кредитования;
f) недостаток финансовых средств на начало бизнеса;
g) низкий уровень развития малых и средних предприятий (в дальнейшем – МСП), особенно в сельской местности;
h) низкий объем денежных переводов, инвестируемых в экономику.
2. Цель
Программа-пилот направлена на мобилизацию человеческих и привлечение финансовых ресурсов населения, добровольно уехавшего за границу Республики Молдова (в дальнейшем – работники-мигранты) для осуществления трудовой деятельности и устойчивого развития экономики Республики Молдова.
3. Задачи
В задачи Программы-пилот входит:
a) повышение уровня информирования работников-мигрантов из Республики Молдова и получателей денежных переводов о возможностях развития бизнеса на родине;
b) повышение уровня предпринимательских навыков среди работников-мигрантов и получателей денежных переводов;
c) стимулирование основания и развития малых и средних предприятий трудовыми мигрантами и получателями денежных переводов;
d) облегчение доступа работников-мигрантов и получателей денежных переводов к финансовым ресурсам, необходимым для основания развития МСП в Республике Молдова;
e) продвижение финансовой культуры и сбережений;
4. Целевая группа
В Программе-пилот примут участие:
a) работники-мигранты из РМ;
b) родственники первой степени родства работников- мигрантов.
5. Продолжительность
Программа-пилот рассчитана на 24 месяца.
6. Критерии выбора
Участие в Программе-пилот станет возможным, если заявитель будет соответствовать основным условиям:
a) является работником-мигрантом из Республики Молдова или родственником первой степени родства – получателем денежных переводов;
b) является гражданином Республики Молдова;
c) желает начать собственный бизнес в Республике Молдова или развить уже существующий;
d) сможет доказать, предоставив документы, что финансовые средства получены путем денежного перевода.
7. Внедрение, координация и контроль
Организация по развитию сектора малых и средних предприятий (ODIMM) несет ответственность за внедрение, координацию и мониторинг действий, предусмотренных в Программе.
Наблюдение, оценка действий и порядок выполнения Программы-пилот осуществляются Наблюдательным комитетом, в состав которого входят представители заинтересованных ведомств и учреждений (в дальнейшем – Комитет). Комитет созывает очередные заседания не менее одного раза в квартал, а его персональный состав утверждается Постановлением Правительства.
8. Компоненты Программы-пилот
Компонент I – Информирование и извещение
Компонент II – Обучение и поддержка предпринимательства
Компонент III – Финансирование бизнеса/правило 1+1
Компонент IV – Постфинансовый мониторинг и оценка Программы-пилот
Компонент I – Информирование и извещение
Кампания по информированию и продвижению Программы будет проводиться с целью широкого информирования общественности, включая целевую группу, о запуске и реализации Программы-пилот, условиях отбора, а также учреждениях, ответственных за осуществление Программы-пилот.
В рамках компонента I будут использоваться разнообразные пути и инструменты, включающие:
a) организацию информационных рейдов в регионы, а также проведение информационных мероприятий в рамках органов публичного управления и местных НПО и т.д.;
b) публикацию статей и объявлений в масс-медиа, в том числе и проведение радио- и телепередач на страницах www.odimm.md, www.mec.gov.md, www.businessportal.md, www.migratie.md и сайтах партнеров по развитию ODIMM;
c) распространение информационных проспектов и плакатов на автовокзалах, в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и других местах скопления целевой группы;
d) организацию информационных мероприятий, которые будут проводиться в рамках посольств и представительств Республики Молдова за рубежом;
e) организацию информационных мероприятий посредством ассоциации диаспор.
Компонент II – обучение и поддержка предпринимательства
В компонент II входит:
1) Прием заявок на участие.
Для участия в Программе–пилот каждый участник заполняет анкету участника, дополненную в обязательном порядке следующими документами:
a) заверенной копией или оригиналом рабочего контракта из-за границы или другими документами, удостоверяющими происхождение денег (по требованию будет представлен заверенный перевод документов) или копиями квитанций денежных переводов, осуществленных родственниками получателей денежных переводов;
b) декларацией под личную ответственность о происхождении суммы денежных переводов, подписанной и датированной пользователем;
c) документами, подтверждающими степень родства с работником-мигрантом (по необходимости);
d) информацией о концепте предварительной идеи проекта/бизнеса.
Заполненное участником досье представляется (лично, по факсу или отправляется по почте) в офис ODIMM и регистрируется с указанием даты, времени и регистрационного номера.
Лица, представившие неукомплектованное досье, не будут допущены к участию в Программе-пилот.
Время записи и подачи документов будет объявлено на официальных сайтах Министерства экономики, ODIMM, а также и в прессе.
2) Отбор участников–финалистов;
Досье, представленные участниками, анализируют ODIMM на соответствие всем критериям отбора, а затем представляют Наблюдательному комитету для утверждения.
Кандидатов уведомляют о допуске к участию в Программе-пилот или обоснованном отказе.
3) Обучение участников;
Курсы предпринимательской подготовки, состоящие из модулей общей продолжительностью в 50 академических часов, будут проводиться ODIMM на всей территории Республики Молдова. Участников Программы-пилот обеспечивают дидактическими и консультационными материалами. Участники курсов оплачивают 50% их общей стоимости.
4) Поддержка после обучения
Участники Программы-пилот получат бесплатные консультации в выборе надлежащей правовой формы предприятия, включая регистрацию предприятия. Также, учитывая то, что для финансирования предприятия необходим бизнес-план, ODIMM предоставит участникам индивидуальную помощь в его разработке, а также консультации на протяжении запуска и развития бизнеса.
Компонент II является обязательным для всех, за исключением физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без убытков последние 3 года.
Компонент III – Финансирование бизнеса /правило 1+1
После обучения в рамках Компонента II участники Программы-пилот смогут получить безвозвратный грант для создания новых предприятий и/или развития уже действующих.
Грант предоставляется согласно правилу 1+1, т.е. каждый лей, инвестированный из денежных переводов, дополняется 1 леем из Программы-пилот. Максимальная сумма гранта не превысит 200.000 леев.
1) Грант выдается участникам Программы-пилот для начала/развития предпринимательской деятельности на всей территории Республики Молдова, с соблюдением соотношения 30% от общего объема бюджета для муниципиев Кишинэу и Бэлць (20% и 10% соответственно) и 70% - для оставшейся сельской местности.
В рамках Программы-пилот будут финансироваться все виды деятельности, кроме:
импорта товаров, за исключением оборудования и сырья;
трастовой и страховой деятельности;
деятельности инвестиционных фондов;
банковской деятельности, микрофинансирования и другой финансовой деятельности;
обмена валют и деятельности ломбардов;
игровых автоматов;
покупки недвижимости;
торговли;
услуг общественного питания, предоставленных в муниципиях Кишинэу и Бэлць.
Оплата НДС в рамках Программы-пилот должна быть отнесена к некомпенсируемым затратам.
Также особое внимание необходимо уделять проектам, предполагающим создание новых рабочих мест, или бизнесу, который обеспечит развитие сектора производства товаров и услуг.
2) В соответствии с Компонентом III Программы-пилот участник должен предоставить, лично или по почте, следующие документы:
заполненное заявление на финансирование;
бизнес-план;
доказательство о происхождении денежных средств (не менее 50% от планируемых инвестиций), согласно подпунктам а) и b) пункта 1) из Компонента II настоящей Программы-пилот (по необходимости);
подтверждение первой степени родства с работником-мигрантом;
копию регистрации предприятия и выписку.
В случае действующего предприятия добавляются следующие документы:
документы, удостоверяющие, что предприятие не имеет задолженностей перед государственным бюджетом;
копию финансового отчета предприятия за предыдущий период.
3) Оценивание досье о финансировании, поданного участником, будет производиться ODIMM и ее финансовым партнером. В случае утверждения досье ODIMM подпишет с участником договор о невозвратном финансировании, в котором предусмотрены способ и условия предоставления гранта, а также осуществления совместного мониторинга с организациями - партнерами процесса финансирования.
4) Безвозвратные гранты в рамках Программы-пилот предоставляются по факту инвестиций на основе подтверждающих документов. Планируемая инвестиция может быть осуществлена максимум в три этапа. Следовательно, грант (50%) будет выплачиваться после каждого этапа инвестиции.
5) В случае, когда получатели гранта не располагают суммой, достаточной для осуществления полноценной инвестиции, ODIMM окажет им помощь в получении кредита. При необходимости ODIMM гарантирует до 50% от размера кредита.
Компонент IV – Постфинансовый мониторинг и оценка Программы-пилот
Участники Программы-пилот обязаны посредством договора о невозвратном финансировании сохранять неизменными учредителей, собственников (собственника) предприятия на период не менее 2 лет после получения последней части гранта. Также, согласно договору, участники не имеют права менять вид деятельности предприятия на другие, непредусмотренные Программой -пилот.
Для оценки воздействия Программы-пилот ODIMM совместно с партнерами будет осуществлять мониторинг профинансированных предприятий.
Ежеквартально ODIMM необходимо предоставлять Наблюдательному комитету отчеты о мониторинге и оценке Программы-пилот.
Соблюдая условия настоящей Программы-пилот, финансовые средства в рамках Программы подлежат возвращению в случае:
нецеленаправленного использования финансовых средств Программы–пилот вопреки условиям, утвержденным в договоре;
изменения вида деятельности предприятия, для которого были выделены финансовые средства Программы-пилот на несанкционированные виды деятельности, предусмотренные Программой.
Участник обязан возместить полученную сумму, а также расходы, связанные с обслуживанием договора о невозвратном финансировании.
9. Стоимость
Для осуществления Программы-пилот предусмотрено 100 млн. леев из государственного бюджета.
10. Ожидаемые результаты
Внедрение Программы-пилот преследует:
a) увеличение объема инвестиций в национальную экономику (не менее 200 млн. леев);
b) увеличение объема денежных переводов, инвестируемых в национальную экономику (не менее 100 млн. леев);
c) создание и/или развитие бизнеса (от 500 до 2.000), из которых - 70% – в сельской местности;
d) снижение уровня миграции и безработицы посредством создания новых рабочих мест (от 1.500 до 6.000);
e) оживление местной и национальной экономики;
f) снижение уровня бедности в сельской местности;
g) диверсификация продукции национальной экономики;
h) стимулирование экспорта товаров и услуг;
i) стимулирование применения передового опыта и навыков в экономике;
j) упрощение доступа МСП к финансовым средствам для начала/развития бизнеса;
k) повышение эффективности инвестиций в открытие или развитие бизнеса;
l) увеличение уровня информирования мигрантов и получателей денежных переводов о возможностях развития бизнеса в Республике Молдова;
m) повышение уровня предпринимательской культуры и формирование необходимых навыков управления бизнесом;
n) улучшение имиджа Правительства и, в целом, системы регулирования среди мигрантов и получателей денежных переводов.
Приложение №2
к Постановлению Правительства № 972 от 18 октября 2010 г.
Составные части Программы – пилот по привлечению денежных переводов в экономику «PARE 1+1» на 2010-2012 гг
См.Приложение 2
Приложение №3
к Постановлению Правительства № 972 от 18 октября 2010 г.
Персональный состав Наблюдательного комитета Программы-пилот по привлечению денежных переводов в экономику «PARE 1+1» на 2010-2012 годы
Лазар Валериу - заместитель премьер-министра, министр экономики, председатель комитета
Саинчук Серджиу - заместитель министра труда, социальной защиты и семьи
Герман Наталия - заместитель министра иностранных дел и европейской интеграции
Барбэнягрэ Виктор - заместитель министра финансов
Мырза Корнелиу - заместитель министра окружающей среды
Золотков Анатоллие - заместитель министра строительства и регионального развития
Бумаков Василе - заместитель министра сельского хозяйства и пищевой промышленности
Ябанжи Юлия - Генеральный директор организации по развитию сектора малых и средних предприятий, секретарь комитета
Крецу Генадие - координатор проекта миграции и развития, Международная организация по миграции
Постолаки - начальник отдела экономики, Национальная
Валентина конфедерация патроната Республики Молдова
Куку Георге - председатель Торгово-промышленной палаты
Недействующая редакция, не действует с 08.02.2013 г.