Недействующая редакция. Принята: 18.10.2010 / Вступила в силу: 29.10.2010

Недействующая редакция, не действует с 08.02.2013 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 18 октября 2010 года №972

О Программе-пилот по привлечению денежных переводов в экономику "PARE 1+1" 2010-2012 годы

В соответствии с Законом № 206-XVI от 7 июля 2006 года о поддержке сектора малых и средних предприятий (Официальный монитор Республики Молдова, 2006 г., № 126-130, ст.605), с последующими изменениями и дополнениями, в целях мобилизации человеческих и привлечения финансовых ресурсов трудящихся-мигрантов – граждан Республики Молдова для устойчивого экономического развития Молдовы, Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

Программу-пилот по привлечению денежных переводов в экономику «PARE 1+1» на 2010-2012 гг., согласно приложению №1;

компоненты Программы-пилот по привлечению денежных переводов в экономику «PARE 1+1» на 2010-2012 гг., согласно приложению №2;

персональный состав Наблюдательного комитета Программы-пилот по привлечению денежных переводов в экономику «PARE 1+1» на 2010-2012 гг., согласно приложению №3.

2. Функции по выполнению Программы-пилот возложить на Организацию по развитию сектора малых и средних предприятий, координируемую Министерством экономики.

3. Финансовая реализация Программы-пилот:

из бюджетных финансовых средств – на первоначальной стадии внедрения;

за счет финансовых средств, привлеченных от иностранных партнеров, – на стадии развития и продвижения проекта.

4. В случае освобождения членов Комитета от занимаемых должностей их обязанности в рамках Комитета исполняют вновь назначенные на соответствующие должности лица, без нового постановления Правительства.

5. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на Министерство экономики.

Премьер-министр Владимир ФИЛАТ

Контрассигнует:

министр финансов

 

Вячеслав Негруца

Приложение №1

к Постановлению Правительства № 972 от 18 октября 2010 г.

Программа-пилот по привлечению денеженых переводов в экономику “PARE 1+1” 2010-2012 годы

1. Определение проблемы

Миграционный феномен в Республике Молдова был зарегистрирован, начиная с середины 90-х годов, когда большинство предприятий приостановило или ограничило свою деятельность, колхозы были разрушены, оборудование устарело и не приносило желаемого дохода. Вследствие этого за последние годы возросла утечка рабочей силы и массовая миграция населения.

В то же время очевидными стали проблемы, связанные с недоразвитостью предпринимательской деятельности, особенно в сельской местности, а также, незначительным объемом денежных переводов, инвестируемых в национальную экономику.

В результате тестирований и исследований был выявлен ряд предпосылок для привлечения государства и, соответственно, утверждения Постановлением Правительства Программы-пилот по привлечению денежных переводов в экономику “PARE 1+1” на 2010-2012 гг. (в дальнейшем – Программа-пилот):

a) ограниченный доступ к информационным ресурсам о возможностях развития бизнеса в Республике Молдова;

b) недостаточность механизмов по поддержке начала и развития бизнеса;

c) количество эмигрантов, преимущественно из сельской местности;

d) низкий уровень предпринимательских навыков потенциальных предпринимателей;

e) ограниченный доступ малого и среднего предпринимательства к источникам кредитования;

f) недостаток финансовых средств на начало бизнеса;

g) низкий уровень развития малых и средних предприятий (в дальнейшем – МСП), особенно в сельской местности;

h) низкий объем денежных переводов, инвестируемых в экономику.

2. Цель

Программа-пилот направлена на мобилизацию человеческих и привлечение финансовых ресурсов населения, добровольно уехавшего за границу Республики Молдова (в дальнейшем – работники-мигранты) для осуществления трудовой деятельности и устойчивого развития экономики Республики Молдова.

3. Задачи

В задачи Программы-пилот входит:

a) повышение уровня информирования работников-мигрантов из Республики Молдова и получателей денежных переводов о возможностях развития бизнеса на родине;

b) повышение уровня предпринимательских навыков среди работников-мигрантов и получателей денежных переводов;

c) стимулирование основания и развития малых и средних предприятий трудовыми мигрантами и получателями денежных переводов;

d) облегчение доступа работников-мигрантов и получателей денежных переводов к финансовым ресурсам, необходимым для основания развития МСП в Республике Молдова;

e) продвижение финансовой культуры и сбережений;

4. Целевая группа

В Программе-пилот примут участие:

a) работники-мигранты из РМ;

b) родственники первой степени родства работников- мигрантов.

5. Продолжительность

Программа-пилот рассчитана на 24 месяца.

6. Критерии выбора

Участие в Программе-пилот станет возможным, если заявитель будет соответствовать основным условиям:

a) является работником-мигрантом из Республики Молдова или родственником первой степени родства – получателем денежных переводов;

b) является гражданином Республики Молдова;

c) желает начать собственный бизнес в Республике Молдова или развить уже существующий;

d) сможет доказать, предоставив документы, что финансовые средства получены путем денежного перевода.

7. Внедрение, координация и контроль

Организация по развитию сектора малых и средних предприятий (ODIMM) несет ответственность за внедрение, координацию и мониторинг действий, предусмотренных в Программе.

Наблюдение, оценка действий и порядок выполнения Программы-пилот осуществляются Наблюдательным комитетом, в состав которого входят представители заинтересованных ведомств и учреждений (в дальнейшем – Комитет). Комитет созывает очередные заседания не менее одного раза в квартал, а его персональный состав утверждается Постановлением Правительства.

8. Компоненты Программы-пилот

Компонент I – Информирование и извещение

Компонент II – Обучение и поддержка предпринимательства

Компонент III – Финансирование бизнеса/правило 1+1

Компонент IV – Постфинансовый мониторинг и оценка Программы-пилот

Компонент I – Информирование и извещение

Кампания по информированию и продвижению Программы будет проводиться с целью широкого информирования общественности, включая целевую группу, о запуске и реализации Программы-пилот, условиях отбора, а также учреждениях, ответственных за осуществление Программы-пилот.

В рамках компонента I будут использоваться разнообразные пути и инструменты, включающие:

a) организацию информационных рейдов в регионы, а также проведение информационных мероприятий в рамках органов публичного управления и местных НПО и т.д.;

b) публикацию статей и объявлений в масс-медиа, в том числе и проведение радио- и телепередач на страницах www.odimm.md, www.mec.gov.md, www.businessportal.md, www.migratie.md и сайтах партнеров по развитию ODIMM;

c) распространение информационных проспектов и плакатов на автовокзалах, в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и других местах скопления целевой группы;

d) организацию информационных мероприятий, которые будут проводиться в рамках посольств и представительств Республики Молдова за рубежом;

e) организацию информационных мероприятий посредством ассоциации диаспор.

Компонент II – обучение и поддержка предпринимательства

В компонент II входит:

1) Прием заявок на участие.

Для участия в Программе–пилот каждый участник заполняет анкету участника, дополненную в обязательном порядке следующими документами:

a) заверенной копией или оригиналом рабочего контракта из-за границы или другими документами, удостоверяющими происхождение денег (по требованию будет представлен заверенный перевод документов) или копиями квитанций денежных переводов, осуществленных родственниками получателей денежных переводов;

b) декларацией под личную ответственность о происхождении суммы денежных переводов, подписанной и датированной пользователем;

c) документами, подтверждающими степень родства с работником-мигрантом (по необходимости);

d) информацией о концепте предварительной идеи проекта/бизнеса.

Заполненное участником досье представляется (лично, по факсу или отправляется по почте) в офис ODIMM и регистрируется с указанием даты, времени и регистрационного номера.

Лица, представившие неукомплектованное досье, не будут допущены к участию в Программе-пилот.

Время записи и подачи документов будет объявлено на официальных сайтах Министерства экономики, ODIMM, а также и в прессе.

2) Отбор участников–финалистов;

Досье, представленные участниками, анализируют ODIMM на соответствие всем критериям отбора, а затем представляют Наблюдательному комитету для утверждения.

Кандидатов уведомляют о допуске к участию в Программе-пилот или обоснованном отказе.

3) Обучение участников;

Курсы предпринимательской подготовки, состоящие из модулей общей продолжительностью в 50 академических часов, будут проводиться ODIMM на всей территории Республики Молдова. Участников Программы-пилот обеспечивают дидактическими и консультационными материалами. Участники курсов оплачивают 50% их общей стоимости.

4) Поддержка после обучения

Участники Программы-пилот получат бесплатные консультации в выборе надлежащей правовой формы предприятия, включая регистрацию предприятия. Также, учитывая то, что для финансирования предприятия необходим бизнес-план, ODIMM предоставит участникам индивидуальную помощь в его разработке, а также консультации на протяжении запуска и развития бизнеса.

Компонент II является обязательным для всех, за исключением физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без убытков последние 3 года.

Компонент III – Финансирование бизнеса /правило 1+1

После обучения в рамках Компонента II участники Программы-пилот смогут получить безвозвратный грант для создания новых предприятий и/или развития уже действующих.

Грант предоставляется согласно правилу 1+1, т.е. каждый лей, инвестированный из денежных переводов, дополняется 1 леем из Программы-пилот. Максимальная сумма гранта не превысит 200.000 леев.

1) Грант выдается участникам Программы-пилот для начала/развития предпринимательской деятельности на всей территории Республики Молдова, с соблюдением соотношения 30% от общего объема бюджета для муниципиев Кишинэу и Бэлць (20% и 10% соответственно) и 70% - для оставшейся сельской местности.

В рамках Программы-пилот будут финансироваться все виды деятельности, кроме:

импорта товаров, за исключением оборудования и сырья;

трастовой и страховой деятельности;

деятельности инвестиционных фондов;

банковской деятельности, микрофинансирования и другой финансовой деятельности;

обмена валют и деятельности ломбардов;

игровых автоматов;

покупки недвижимости;

торговли;

услуг общественного питания, предоставленных в муниципиях Кишинэу и Бэлць.

Оплата НДС в рамках Программы-пилот должна быть отнесена к некомпенсируемым затратам.

Также особое внимание необходимо уделять проектам, предполагающим создание новых рабочих мест, или бизнесу, который обеспечит развитие сектора производства товаров и услуг.

2) В соответствии с Компонентом III Программы-пилот участник должен предоставить, лично или по почте, следующие документы:

заполненное заявление на финансирование;

бизнес-план;

доказательство о происхождении денежных средств (не менее 50% от планируемых инвестиций), согласно подпунктам а) и b) пункта 1) из Компонента II настоящей Программы-пилот (по необходимости);

подтверждение первой степени родства с работником-мигрантом;

копию регистрации предприятия и выписку.

В случае действующего предприятия добавляются следующие документы:

документы, удостоверяющие, что предприятие не имеет задолженностей перед государственным бюджетом;

копию финансового отчета предприятия за предыдущий период.

3) Оценивание досье о финансировании, поданного участником, будет производиться ODIMM и ее финансовым партнером. В случае утверждения досье ODIMM подпишет с участником договор о невозвратном финансировании, в котором предусмотрены способ и условия предоставления гранта, а также осуществления совместного мониторинга с организациями - партнерами процесса финансирования.

4) Безвозвратные гранты в рамках Программы-пилот предоставляются по факту инвестиций на основе подтверждающих документов. Планируемая инвестиция может быть осуществлена максимум в три этапа. Следовательно, грант (50%) будет выплачиваться после каждого этапа инвестиции.

5) В случае, когда получатели гранта не располагают суммой, достаточной для осуществления полноценной инвестиции, ODIMM окажет им помощь в получении кредита. При необходимости ODIMM гарантирует до 50% от размера кредита.

Компонент IV – Постфинансовый мониторинг и оценка Программы-пилот

Участники Программы-пилот обязаны посредством договора о невозвратном финансировании сохранять неизменными учредителей, собственников (собственника) предприятия на период не менее 2 лет после получения последней части гранта. Также, согласно договору, участники не имеют права менять вид деятельности предприятия на другие, непредусмотренные Программой -пилот.

Для оценки воздействия Программы-пилот ODIMM совместно с партнерами будет осуществлять мониторинг профинансированных предприятий.

Ежеквартально ODIMM необходимо предоставлять Наблюдательному комитету отчеты о мониторинге и оценке Программы-пилот.

Соблюдая условия настоящей Программы-пилот, финансовые средства в рамках Программы подлежат возвращению в случае:

нецеленаправленного использования финансовых средств Программы–пилот вопреки условиям, утвержденным в договоре;

изменения вида деятельности предприятия, для которого были выделены финансовые средства Программы-пилот на несанкционированные виды деятельности, предусмотренные Программой.

Участник обязан возместить полученную сумму, а также расходы, связанные с обслуживанием договора о невозвратном финансировании.

9. Стоимость

Для осуществления Программы-пилот предусмотрено 100 млн. леев из государственного бюджета.

10. Ожидаемые результаты

Внедрение Программы-пилот преследует:

a) увеличение объема инвестиций в национальную экономику (не менее 200 млн. леев);

b) увеличение объема денежных переводов, инвестируемых в национальную экономику (не менее 100 млн. леев);

c) создание и/или развитие бизнеса (от 500 до 2.000), из которых - 70% – в сельской местности;

d) снижение уровня миграции и безработицы посредством создания новых рабочих мест (от 1.500 до 6.000);

e) оживление местной и национальной экономики;

f) снижение уровня бедности в сельской местности;

g) диверсификация продукции национальной экономики;

h) стимулирование экспорта товаров и услуг;

i) стимулирование применения передового опыта и навыков в экономике;

j) упрощение доступа МСП к финансовым средствам для начала/развития бизнеса;

k) повышение эффективности инвестиций в открытие или развитие бизнеса;

l) увеличение уровня информирования мигрантов и получателей денежных переводов о возможностях развития бизнеса в Республике Молдова;

m) повышение уровня предпринимательской культуры и формирование необходимых навыков управления бизнесом;

n) улучшение имиджа Правительства и, в целом, системы регулирования среди мигрантов и получателей денежных переводов.

Приложение №2

к Постановлению Правительства № 972 от 18 октября 2010 г.

Составные части Программы – пилот по привлечению денежных переводов в экономику «PARE 1+1» на 2010-2012 гг

См.Приложение 2

Приложение №3

к Постановлению Правительства № 972 от 18 октября 2010 г.

Персональный состав Наблюдательного комитета Программы-пилот по привлечению денежных переводов в экономику «PARE 1+1» на 2010-2012 годы

Лазар Валериу - заместитель премьер-министра, министр экономики, председатель комитета

Саинчук Серджиу - заместитель министра труда, социальной защиты и семьи

Герман Наталия - заместитель министра иностранных дел и европейской интеграции

Барбэнягрэ Виктор - заместитель министра финансов

Мырза Корнелиу - заместитель министра окружающей среды

Золотков Анатоллие - заместитель министра строительства и регионального развития

Бумаков Василе - заместитель министра сельского хозяйства и пищевой промышленности

Ябанжи Юлия - Генеральный директор организации по развитию сектора малых и средних предприятий, секретарь комитета

Крецу Генадие - координатор проекта миграции и развития, Международная организация по миграции

Постолаки - начальник отдела экономики, Национальная

Валентина конфедерация патроната Республики Молдова

Куку Георге - председатель Торгово-промышленной палаты