Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 29 декабря 2008 года №622
Об утверждении Правил ведения лицевых счетов
(В редакции Приказов Министра финансов Республики Казахстан от 16.07.2010 г. №347, 25.10.2010 г. №526, 25.02.2011 г. №98, 04.05.2011 г. №237, 29.03.2012 г. №177)
В соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила ведения лицевых счетов.
2. Признать утратившими силу некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу.
3. Налоговому комитету Министерства финансов Республики Казахстан (Ергожин Д.Е.) обеспечить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2009 года.
Министр Б.Жамишев
Утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года №622
Правила ведения лицевых счетов
Раздел 1. Общие положения
Глава 1. Введение
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и определяют порядок ведения лицевых счетов налогоплательщиков, налоговых агентов и учета в налоговых органах налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды (далееобязательные пенсионные взносы) и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования (далее - социальные отчисления).
2. Лицевой счет налогоплательщика (налогового агента) представляет собой документ для учета исчисленных, начисленных, уменьшенных и уплаченных, зачтенных, возвращенных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также сумм пеней и штрафов по форме согласно приложениям 1 - 5 к настоящим Правилам.
3. Лицевые счета налогоплательщиков (налоговых агентов) ведутся в национальной валюте.
4. Учет поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет ведется согласно единой бюджетной классификации.
5. Распределение налогов и других обязательных платежей в бюджет между республиканским и местными бюджетами производится в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан.
6. Налоговые органы открывают лицевые счета на каждого налогоплательщика (налогового агента) по соответствующим кодам бюджетной классификации доходов, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям в соответствии с Перечнем налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, по которым ведется учет в налоговых органах согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
Глава 2. Термины и определения, применяемые в настоящих Правилах
7. Понятия и термины налогового законодательства, используемые в настоящих Правилах, применяются в том значении, в каком они определены в налоговом законодательстве Республики Казахстан.
8. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) акт сверки - документ по исчисленным (начисленным, уменьшенным) и уплаченным (зачтенным, возвращенным) суммам налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также пеней и штрафов на определенную дату по данным налогового органа и налогоплательщика (налогового агента);
2) должностное лицо, ответственное за ведение учета - лицо, выполняющее функции контроля за правильностью ведения учета начисленных (исчисленных, уменьшенных) и уплаченных (зачтенных, возвращенных) сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также сумм пеней и штрафов в лицевых счетах и составления отчетности;
2-1) должностное лицо, осуществляющее контроль за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, - лицо, выполняющее функции контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств по уплате косвенных налогов при импорте товаров с территории государств-членов таможенного союза на территорию Республики Казахстан;
3) должностное лицо, осуществляющее контроль по налоговой отчетности - лицо, выполняющее функции ввода и (или) контроля информации по начисленным (исчисленным, уменьшенным) суммам налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений;
4) должностное лицо по контролю за исполнением обязательствлицо, выполняющее функции контроля за исполнением налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговых обязательств, обязательств по перечислению обязательных пенсионных взносов и уплате социальных отчислений;
5) должностное лицо, осуществляющее налоговую проверку - лицо, определенное актом органа налоговой службы о назначении (проведении) налоговой проверки;
6) код налога и другого обязательного платежа - цифровое обозначение платежа по классификации доходов бюджета по Единой бюджетной классификации Республики Казахстан;
7) сторнирование - дополнительная учетная запись в соответствующих графах лицевого счета ("Начислено", "Уменьшено") на основании подтверждающих документов с целью приведения к нулю суммы, ранее проведенной в лицевом счете.
Глава 3. Организация работы по учету налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений
9. В налоговых органах учет налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также пеней и штрафов ведется в интегрированной налоговой информационной системе (далее - ИНИС).
10. Доступ к информации, содержащейся в лицевых счетах, предоставляется должностным лицам органов налоговой службы. Информационная система обеспечивает защиту от несанкционированного доступа и сохранность информации.
11. Учет налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в налоговых органах ведется в учетной документации на бумажных и (или) электронных носителях:
в реестрах:
поступлений и возвратов по форме № 25 согласно приложению 7 к настоящим Правилам;
поступлений и возвратов по обязательным пенсионным взносам по форме № 25-НПФ согласно приложению 8 к настоящим Правилам;
поступлений и возвратов по социальным отчислениям по форме № 25-ФСС согласно приложению 9 к настоящим Правилам;
в книге учета сводных итогов начислений, уменьшений и поступлений согласно приложению 10 к настоящим Правилам;
в лицевых счетах согласно приложениям 1-5 к настоящим Правилам;
в ведомости учета сумм подоходного налога с нерезидентов (юридических и физических лиц), размещенных на условных банковских вкладах/выплаченных нерезидентам/перечисленных в бюджет согласно приложению 11 к настоящим Правилам;
в журналах:
регистрации ошибочно зачисленных, невыясненных налогов и других обязательных платежей в бюджет согласно приложению 12 к настоящим Правилам;
регистрации платежных поручений на зачет и возврат сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов, превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, НДС, уплаченного по товарам (работам, услугам), приобретаемым за счет средств гранта, дипломатическим и приравненным к ним представительствам, аккредитованным в Республике Казахстан, согласно приложению 13 к настоящим Правилам;
регистрации инкассовых распоряжений налоговых органов согласно приложению 14 к настоящим Правилам;
регистрации инкассовых распоряжений налоговых органов на счета дебиторов согласно приложению 15 к настоящим Правилам.
12. Должностные лица, ответственные за ведение учета, контролируют правильность ведения учета исчисленных, начисленных, уменьшенных и отвечают за правильность ведения учета поступивших, зачтенных, возвращенных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, а также сумм пеней и штрафов в лицевых счетах налогоплательщиков и за правильность составления отчетности.
13. Руководитель налогового органа осуществляет контроль за работой по учету налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также пеней и штрафов и проверяет составляемые отчеты, несет ответственность за постановку и состояние работы по учету налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также пеней и штрафов.
14. Все записи в лицевых счетах производятся своевременно в хронологическом порядке с указанием даты проведения записи на основании документов, подтверждающих правомерность таких записей.
15. По окончании финансового года лицевые счета подлежат архивированию на электронных носителях и хранению в порядке, утвержденном уполномоченным органом.
16. Документы по учету налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также пеней и штрафов хранятся в течение срока, определенного номенклатурой дел. По окончании указанного срока хранения документы по учету сдаются в архив налогового органа.
Глава 4. Документация по учету налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений
17. Документация по учету налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также пеней и штрафов группируется по видам документов в соответствии с номенклатурой дел и ведется на бумажных и (или) электронных носителях:
1) платежные документы, полученные от уполномоченных государственных органов;
2) документы по зачету и возврату излишне (ошибочно) уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней, штрафов;
3) документы по зачету и возврату налога на добавленную стоимость;
4) документы по передаче и приему лицевых счетов;
5) акты сверок по налогам, другим обязательным платежам в бюджет, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, а также пеней и штрафам;
6) документы по принудительному взысканию налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям;
7) документы об изменениях сроков исполнения налоговых обязательств по уплате налогов;
8) документы по налоговой задолженности налогоплательщиков, признанных банкротами;
9) документы о прекращении налоговых обязательств;
10) документы по исполнению налоговых обязательств ликвидированных налогоплательщиков;
11) документы по исполнению налоговых обязательств при реорганизации юридического лица;
12) приказы об утверждении распределения поступлений классификации доходов между уровнями бюджетов по единой бюджетной классификации.
18. Для учета инкассовых распоряжений налоговых органов о взыскании налоговой задолженности ведется Журнал регистрации инкассовых распоряжений налоговых органов.
19. По налоговому заявлению налогоплательщика (налогового агента) не позднее двух рабочих дней со дня получения налоговым органом такого заявления представляется Выписка из его лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налоговых обязательств согласно приложению 16 к настоящим Правилам.
20. По требованию налогоплательщика (налогового агента) в течение одного рабочего дня представляется Акт сверки расчетов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям согласно приложению 17 к настоящим Правилам.
21. Справка об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям согласно приложению 18 к настоящим Правилам (далееСправка об отсутствии (наличии) задолженности) и Справка об отсутствии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям согласно приложению 19 к настоящим Правилам (далее - Справка об отсутствии задолженности) выдаются по налоговому заявлению налогоплательщика в порядке и сроки, установленные статьей 598 Налогового кодекса.
Для учета налоговых заявлений на выдачу Справки об отсутствии (наличии) задолженности и Справки об отсутствии задолженности ведется Журнал регистрации налоговых заявлений и выдачи сведений об отсутствии и (или) наличии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям согласно приложению 20 к настоящим Правилам.
22. Справка об отсутствии задолженности и Справка об отсутствии (наличии) задолженности составляются на дату представления налогового заявления по данным лицевых счетов, открытых в налоговых органах по месту регистрационного учета налогоплательщика.
По требованию налогоплательщика на основании налогового заявления в течение двух рабочих дней со дня представления такого заявления выдается копия ранее выданной Справки об отсутствии (наличии) задолженности.
23. При представлении налогоплательщиком налогового заявления на выдачу Справки об отсутствии (наличии) задолженности должностным лицом, осуществляющим контроль по налоговой отчетности, производится проверка наличия в лицевых счетах начисленных сумм по представленным расчетам, декларациям, а также актам налоговых проверок. В случае непредставления налогоплательщиком и его структурными подразделениями налоговой отчетности на дату подачи заявления, за исключением случаев продления срока ее представления, Справка об отсутствии (наличии) задолженности не выдается.
24. По юридическим лицам, имеющим структурные подразделения, Справка об отсутствии задолженности и Справка об отсутствии (наличии) задолженности составляется по месту нахождения юридического лица с учетом состояния лицевых счетов юридического лица и его структурных подразделений, открытых в налоговых органах по месту регистрационного учета юридического лица и его структурных подразделений.
25. В Справке об отсутствии задолженности и Справке об отсутствии (наличии) задолженности структурного подразделения отражается информация лицевых счетов данного структурного подразделения, открытых в налоговых органах по месту регистрационного учета структурного подразделения.
26. В Справке об отсутствии задолженности и Справке об отсутствии (наличии) задолженности отражается сводная со всех налоговых органов информация о состоянии лицевых счетов. Справка об отсутствии (наличии) задолженности имеет приложения, где отражается информация по каждому налоговому органу. В случае отсутствия переплаты и (или) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям в налоговом органе такая информация в приложениях не отражается.
27. Справка об отсутствии задолженности и Справка об отсутствии (наличии) задолженности заверяются подписью руководителя или лица, его замещающего, и печатью налогового органа, составившего справку.
В Справке об отсутствии задолженности и Справке об отсутствии (наличии) задолженности указывается время и дата, когда были получены сведения по лицевым счетам со всех налоговых органов. В Справке об отсутствии (наличии) задолженности указывается количество приложений.
28. При наличии у налогоплательщика, представившего заявление на выдачу Справки об отсутствии задолженности, налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям Справка об отсутствии задолженности не выдается.
Раздел 2. Ведение лицевых счетов. Контроль за работой местных исполнительных органов по сбору налогов с физических лиц и поступлениями их в бюджет
Глава 5. Порядок открытия лицевых счетов
29. Для ведения учета исполнения налоговых обязательств налогоплательщиков (налоговых агентов) по налогам, другим обязательным платежам в бюджет, обязанности по перечислению обязательных пенсионных взносов и уплате социальных отчислений, а также пеней и штрафов в налоговых органах открываются лицевые счета.
30. При открытии лицевого счета основанием служат регистрационные данные налогоплательщика (налогового агента), при наличииидентификационный номер.
31. Лицевые счета открываются для юридического лица, его структурного подразделения, а также структурного подразделения юридического лица-нерезидента, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката, частного судебного исполнителя, юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение без открытия филиала, представительства, нерезидента, осуществляющего деятельность через зависимого агента, а также являющегося налоговым агентом в порядке, установленном Налоговым кодексом:
по месту нахождения;
месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением.
Для физического лица лицевые счета открываются:
резидента - по месту жительства;
месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением;
нерезидента - по месту пребывания, по месту нахождения банка;
месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением.
(Пункт 31 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 29.03.2012 г. №177)
(см. предыдущую редакцию)
32. Лицевые счета для физических лиц месту нахождения объекта налогообложения и (или) объекта, связанного с налогообложением, открываются на основании сведений, представляемых уполномоченными государственными органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением.
33. Лицевой счет открывается по кодам классификации доходов бюджета, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям согласно Перечню налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений, по которым ведется учет в налоговых органах, а также по суммам других обязательных платежей, начисленным при проведении налоговых проверок.
34. Сальдо расчетов по налогам и другим обязательным платежам, обязательным пенсионным взносам, социальным отчислениям, пеней, штрафам отражается в соответствующих графах лицевого счета "Сальдо" при наличии задолженности указывается со знаком "минус" (-), при переплате указывается со знаком "плюс" (+).
35. Лицевой счет по налогу на добавленную стоимость на импортируемые товары, по которым изменен срок уплаты, открывается с момента уплаты в бюджет суммы налога на добавленную стоимость по импортируемым товарам, при указании соответствующего кода назначения платежа, или с момента представления в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость за налоговый период, в котором наступил срок исполнения налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость на импортируемые товары.
36. В лицевом счете производятся следующие записи:
1) в графе 4 "Срок уплаты" указывается одна из следующих дат:
дата уплаты, установленная для погашения налога на добавленную стоимость по импортируемым товарам, предназначенным для промышленной переработки;
дата уплаты, установленная для погашения налога на добавленную стоимость по импортируемым воде, газу, электроэнергии;
2) в графе 7 "Начислено" указывается сумма налога на добавленную стоимость на импортируемые товары, по которым изменен срок уплаты, по данным налоговой отчетности.
37. Уплаченная в бюджет сумма налога на добавленную стоимость по импортируемым товарам, по которым изменен срок уплаты, с указанием соответствующего кода назначения платежа отражается в графе 9 лицевого счета "Уплачено".
38. На непогашенную сумму налога на добавленную стоимость по импортируемым товарам, по которым изменен срок уплаты, пеня начисляется с первого дня после истечения измененного срока уплаты налога.
39. В лицевых счетах юридических лиц указываются реквизиты:
1) полное наименование;
2) РНН (БИН (при наличии));
3) код налога (платежа) по классификации доходов бюджета;
4) в лицевом счете по НДС - реквизиты свидетельства о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость, включающие в себя серию, номер и дату постановки на учет по налогу на добавленную стоимость (при открытии лицевого счета по НДС).
40. В лицевых счетах физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, указываются:
1) РНН (ИИН/БИН (при наличии));
2) фамилия, имя и отчество;
3) наименование индивидуального предпринимателя;
4) код налога (платежа) по классификации доходов бюджета.
41. При открытии, ведении, передаче, закрытии лицевых счетов используется необходимая информация о налогоплательщиках (налоговых агентах) из регистрационных данных.
42. При открытии лицевых счетов структурным подразделениям юридических лиц, кроме вышеуказанных реквизитов дополнительно указывается РНН (БИН (при наличии)) юридического лица.
43. В лицевых счетах налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим, указываются виды специальных налоговых режимов.
44. На физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, деятельность которых носит эпизодический характер, осуществляющих деятельность на основе разового талона, лицевые счета не открываются. Учет налоговых обязательств по индивидуальному подоходному налогу с физических лиц, осуществляющих деятельность на основе разового талона, ведется в лицевых счетах, открытых на уполномоченные государственные органы, организующие работу по выдаче разовых талонов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
45. При открытии, ведении, закрытии, передаче лицевых счетов, ликвидации, реорганизации юридического лица, признании налогоплательщика банкротом, признании судом физического лица безвестно отсутствующим, вступлении в силу решения суда об объявлении физического лица умершим - налоговые органы руководствуются документами, представленными соответствующими уполномоченными государственными органами:
1) осуществляющими государственную регистрацию, перерегистрацию и ликвидацию юридических лиц;
2) статистики;
3) осуществляющими учет и (или) регистрацию объектов налогообложения;
4) выдающими лицензии, свидетельства или иные документы разрешительного и регистрационного характера;
5) осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства в Республике Казахстан;
6) осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния;
7) осуществляющими совершение нотариальных действий;
8) опеки и попечительства;
9) судебными органами.
Недействующая редакция, не действует с 01.01.2013 г.