Недействующая редакция. Принята: 08.12.2009

Недействующая редакция, не действует с 02.03.2013 г.

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 10 декабря 1997 года №90

О защите прав потребителей

(по состоянию на 8 декабря 2009 года)

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 13 ноября 1997 года

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Закон предохраняет общество от создания и развития монополий в торговле, а также поощряет и поддерживает конкуренцию на условиях, запрещающих незаконную и дискриминирующую практику, вследствие которой справедливая и честная конкуренция сводится к нулю или имеет препятствия.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли;

изготовитель - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи, а также любое лицо, которое выполняет работу, восстанавливает или улучшает любое личное имущество, принадлежащее другому лицу;

сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям;

стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

недостаток товара (работы, услуги) или товар ненадлежащего качества - несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги);

существенный недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением либо не может быть устранен, либо проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора;

безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

предмет торговли - включает, но не ограничивает, любой товар, продукцию, услуги или выпуск услуг торговли;

договор купли-продажи - соглашение между продавцом (исполнителем) и потребителем о качестве товара, сроке, цене и других условиях купли-продажи, выполнения работ, оказании услуг.

(В редакции Закона КР от 20 марта 2002 года № 42)

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(В редакции Закона КР от 20 марта 2002 года № 42)

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Кыргызской Республики, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ними иными законами и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

2. Правительство Кыргызской Республики не вправе поручать министерствам и ведомствам принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Статья 2. Международные договоры Кыргызской Республики

Если международным договором, ратифицированным Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты, общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Статья 4. Качество и количество товара (работы, услуги)

1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество и количество которого соответствуют договору.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

5. Если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

6. Потребитель оплачивает только фактически полученное им количество товара (работы, услуги).

Учет действительно полученного потребителем товара (работы, услуги) производится, обеспечивается продавцом (изготовителем, исполнителем) по показаниям весов, приборов, инструментов, счетчиков и других мерительных устройств, поверенных и клейменных государственными органами по стандартизации и метрологии.

Перечисленные и другие мерительные приборы индивидуального учета количества полученных потребителем товаров (работ, услуг) являются собственностью продавца (изготовителя, исполнителя) и им обслуживаются.

Если продавец (изготовитель, исполнитель) передал потребителю меньшее количество товара (работы, услуги), чем предусмотрено договором, то продавец (изготовитель, исполнитель) обязан, если иное не предусмотрено договором, возместить полностью понесенные при этом потребителем убытки.

(В редакции Закона КР от 20 марта 2002 года № 42)

Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)

1. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникающие по его вине.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Кыргызской Республики.

3. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими).

4. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годностипериод, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению и не подлежит реализации потребителям. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Кыргызской Республики.

5. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, запрещается.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей Статья 2. Международные договоры Кыргызской Республики Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей Статья 4. Качество и количество товара (работы, услуги) Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу) Статья 6. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) Статья 7. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) Статья 8. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) Статья 9. Информация о товарах (работах, услугах) Статья 10. Режим работы продавца (исполнителя) Статья 11. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце) Статья 12. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей Статья 13. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги) Статья 14. Компенсация морального вреда Статья 15. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя Статья 16. Судебная и административная защита прав потребителей ГЛАВА II. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ ПОТРЕБИТЕЛЯМ Статья 17. Последствия продажи товара ненадлежащего качества Статья 18. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара Статья 19. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом) Статья 20. Замена товара ненадлежащего качества Статья 21. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя Статья 22. Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя Статья 23. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества Статья 24. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества Статья 25. Правила отдельных видов договоров купли-продажи ГЛАВА III. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОТ ПРОТИВОПРАВНОЙ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 26. Незаконное ограничение торговли Статья 27. Запрещенные действия в торговле Статья 28. Противоправная конкуренция при продаже Статья 29. Противоправная конкуренция при закупке Статья 30. Вынужденная продажа по цене, не основанной на затратах Статья 31. Исключения при некоторых продажах Статья 30 настоящего Закона не применяется при продаже: Статья 32. Противоправное уничтожение пищевых продуктов Статья 33. Противоправное изменение счета-фактуры Статья 34. Лица, несущие ответственность Статья 35. Доказательство противоправного действия ГЛАВА IV. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ (ОКАЗАНИИ УСЛУГ) Статья 36. Сроки выполнения работ (услуг) Статья 37. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) Статья 38. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) Статья 39. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) Статья 40. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя Статья 41. Право потребителя на расторжение договора о выполнении работы (оказании услуги) Статья 42. Смета на выполнение работы (оказание услуги) Статья 43. Выполнение работы из материала исполнителя Статья 44. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя Статья 45. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) Статья 46. Порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу) Статья 47. Правила бытового и иных видов обслуживания потребителей Статья 48. Регулирование оказания отдельных видов услуг ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Статья 49. Полномочия государственного антимонопольного органа Статья 50. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) по предоставлению информации государственному антимонопольному органу (его территориальным органам) Статья 51. Полномочия органов государственного управления (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) Статья 52. Санкции, налагаемые государственным антимонопольным органом (его территориальными органами), государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальными органами) и другими органами государственного управления (их территориальными органами), осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) Статья 53. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления Статья 54. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) Статья 55. Защита интересов неопределенного круга потребителей Статья 55-1. Партнерство в области защиты прав потребителей Статья 56. Введение в действие настоящего Закона