Недействующая редакция. Принята: 06.10.2008

Недействующая редакция

Действие документа, приостанавливается в период реализации моратория на проверки за исключением случаев, предусмотренных статьей 6 Закона Таджикистана от 03.07.2012 №859, относительно проверок деятельности субъектов предпринимательства в сферах производства, в соответствии с указанным Законом.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 28 июля 2006 года №198

О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

(по состоянию на 6 октября 2008 года)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Цели Закона

Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Статья 2. Сфера применения Закона

Настоящий Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках Республики Таджикистан. В этих отношениях участвуют юридические и физические лица, в том числе иностранные, органы государственной власти, местные исполнительные органы государственной власти, органы самоуправления поселка и села. Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами и органами за пределами территории Республики Таджикистан, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на товарных рынках Республики Таджикистан.

Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами интеллектуальной собственности, за исключением случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции.

Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными законодательными актами Республики Таджикистан.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

- товар - объект гражданских прав (в том числе работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного вида введения его в гражданский оборот;

- финансовые услуги - банковские услуги, страховые услуги и купля-продажа на рынке ценных бумаг, лизинговые услуги, а также услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

- взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по назначению, методу применения, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам и покупатель действительно может заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного);

- товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Таджикистан или ее части, связанной с экономической возможностью покупателя по приобретению товара на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;

- хозяйствующие субъекты - юридические лица, в том числе иностранные, их объединения, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

- конкуренция - свободная состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия обмена, потребления, приобретения, производства, продажи, передачи товара, которые ставят одно или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

- недобросовестная конкуренция - любые, направленные на приобретение преимущества в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат законодательству Республики Таджикистан и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, либо нанесли или способны нанести ущерб их деловой репутации;

- доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим положением признается также положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет пятьдесят процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.

Положение хозяйствующего субъекта признается доминирующим и в тех случаях, когда его доля на рынке определенного товара составляет менее пятидесяти процентов, если это установлено государственным антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, и (или) возможности доступа на этот рынок новых конкурентов либо иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцати пяти процентов, за исключением предусмотренных ниже случаев.

Доминирующим признается положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов, если хозяйствующие субъекты не доказали, что их положение не является доминирующим, в отношении их выполняются следующие условия:

- совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доли каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на данном рынке, превышает пятьдесят процентов. Настоящее правило не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее пяти процентов;

- совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доли каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на данном рынке, превышает семьдесят процентов. Настоящее правило не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее пяти процентов;

- относительные размеры долей таких хозяйствующих субъектов стабильны или доступ на этот товарный рынок новых конкурентов ограничен;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Глава I. Общие положения Статья 1. Цели Закона Статья 2. Сфера применения Закона Статья 3. Основные понятия Глава 2. Монополистическая деятельность Статья 4. Злоупотребления хозяйствующим субъектом на рынке Статья 5. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию Статья 6. Акты и действия органов государственной власти, местных исполнительных органов государственной власти и органов самоуправления поселка и села, направленные на ограничение конкуренции Статья 7. Формы недобросовестной конкуренции Статья 8. Антимонопольные требования к проведению конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Статья 9. Предоставление государственной и местной помощи Статья 10. Государственный контроль за предоставлением и использованием государственной и местной помощи Статья 11. Полномочия государственного антимонопольного органа при нарушении требований предоставления и использования государственной и местной помощи Глава 3. Государственный антимонопольный орган Статья 12. Задачи и функции государственного антимонопольного органа Статья 13. Полномочия государственного антимонопольного органа Статья 14. Право доступа к информации Глава 4. Государственный контроль за конкуренцией Статья 15. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией хозяйствующих субъектов и их объединений Статья 16. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов и иных случаях Статья 17. Реорганизация (разделение, выделение) хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность Статья 18. Обжалование решений и предписаний государственного антимонопольного органа Глава 5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Статья 19. Обязательность исполнения предписания государственного антимонопольного органа Статья 20. Ответственность хозяйствующих субъектов Статья 21. Ответственность должностных лиц государственных органов власти, местных исполнительных органов государственной власти и органов самоуправления поселка и села Статья 22. Взыскание ущерба, нанесенного хозяйствующим субъектам Статья 23. Ответственность должностных лиц государственного антимонопольного органа Глава 6. Порядок принятия и исполнения решения и предписания государственного антимонопольного органа Статья 24. Рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства государственным антимонопольным органом Статья 25. Порядок обжалования решения и предписания государственного антимонопольного органа Статья 26. Порядок исполнения решения и предписания государственного антимонопольного органа Глава 7. Заключительные положения Статья 27. О признании утратившим силу Закона Республики Таджикистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Статья 28. Порядок введения в действие настоящего Закона ПОСТАНОВЛЕНИЕ МАДЖЛИСИ МИЛЛИ МАДЖЛИСИ ОЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН